Sizova Olga Alekseevna, Medvedeva Tatyana Yurievna
DIGITAL TECHNOLOGY TOOLS AS A TOOL FOR IMPROVING .
pedagogical sciences
УДК 37
DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0014
СРЕДСТВА ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
© 2020
ORCID: 0000-0003-3746-5410 ResearcherlD V-4999-2018 SPIN: 2037-8461 Scopus ID:57192203259
Сизова Ольга Алексеевна, старший преподаватель, аспирант, кафедра продюсерства
и музыкального образования
Scopus ID:57188852405 ORCID: 0000-0001-9117-8944 SPIN: 4182-6483 ResearcherID: V-4999-2018
Медведева Татьяна Юрьевна, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования,
кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095, Россия,. Нижний Новгород, ул. Дворовая З8, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье обсуждаются актуальные вопросы организации профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в условиях внедрения средств цифровых образовательных ресурсов. Раскрывается необходимость свободного владения средствами цифровых технологий. От педагога-предметника, в нашем случае от педагога-музыканта требуется не только компетентность по работе с общепедагогическими цифровыми образовательными ресурсами, но и еще и владение специальными образовательными ресурсами, с целью поддержки учебной деятельности. К данным ресурсам относятся нотные редакторы, ресурсы, наполненные аудио материалы. Внедрение цифровых технологий в содержание программ творческих направлений также может повысить эффективность преподавания по дисциплинам. Целью использования цифрового пространства образовательного учреждения является обеспечение взаимодействия между субъектами образовательной системы, то есть между педагогом, обучающимся и законными представителями несовершеннолетних. Проведено исследование мнения обучающихся об уровне подготовки в области применения средств цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности, в результате проведенного исследования была обозначена проблема, решение которой лежит в усилении роли профессиональной ИКТ-подготовки будущих педагогов-музыкантов.
Ключевые слова: педагог-музыкант, цифровые технологии, цифровизация, профессиональная подготовка.
DIGITAL TECHNOLOGY TOOLS AS A TOOL FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF FUTURE TEACHER-MUSICIAN
© 2020
Sizova Olga Alekseevna, senior lecturer, post-graduate student, Department of production
and music education
Medvedeva Tatyana Yurievna, head of the Department of production and music education, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Nizhny Novgorod state pedagogical University K. Minina (603095, Russia, Nizhny Novgorod, Dvorovaya St. d. 8, e-mail: [email protected]) Abstract. The article discusses current issues of organizing professional activities of music teachers in the context of the introduction of digital educational resources. The necessity of free ownership of digital technologies is revealed. A subject teacher, in our case, a musician teacher, is required not only to have competence in working with General educational digital educational resources, but also to have special educational resources in order to support educational activities. These resources include music editors, resources filled with audio materials. The introduction of digital technologies in the content of creative programs can also improve the effectiveness of teaching in disciplines. The purpose of using the digital space of an educational institution is to ensure interaction between the subjects of the educational system, that is, between the teacher, the student and the legal representatives of minors. A study of students ' opinions on the level of training in the use of digital technologies in future professional activities was conducted.as a result of the study, the problem was identified, the solution of which lies in strengthening the role of professional ICT training of future teachers-musicians. Keywords: teacher-musician, digital technologies, digitalization, professional training.
ВВЕДЕНИЕ.
Стремительными изменениями, открытиями в науке, технике продиктованы существенные изменения во всех сферах деятельности субъекта. Ситуация перехода к цифровой экономике оказала влияние на развитие и формирование нового понимания традиционных ценностей. Система образования одна из первых приняла новейшие тенденции, заданные процессом цифро-визации. Доказательством тому является внедрение в учебный процесс образовательными организациями абсолютно всех уровней образования различных цифровых платформ, которые активно используются всеми участниками образовательного процесса. Для педагога-предметника важно знание профессиональных информационных систем, сайтов, с целью усовершенствования и обеспечения учебного процесса, для возможности реализации интеграции различных дисциплин, для осуществления межпредметных связей.
При этом педагог, не только должен знать данные профессиональные информационные системы, но и должен в совершенстве ими владеть, при помощи их возможностей находить, извлекать, обрабатывать требующуюся информацию, затем исходя из педагогической задачи осуществить подачу учебного материала [2-9]. В этой связи использование средств цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта, чрезвычайно актуально в условиях современных реалий, в ситуации, когда средства цифровых и информационных систем проникают во все сферы деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Целью статьи является теоретическое обоснование необходимости усиления информационной подготовки будущих педагогов-музыкантов на этапе обучения в педагогическом вузе.
Для решения поставленной цели были решены сле-
педагогические науки
Сизова Ольга Алексеевна, Медведева Татьяна Юрьевна СРЕДСТВА ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ...
дующие задачи:
- проанализированы актуальные нормативные акты в сфере образования;
- изучена и систематизирована научная литература по проблеме исследования
- проведено практическое исследование мнения обучающихся об уровне подготовки в области применения средств цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности;
В рамках исследования применялись теоретические методы, такие как анализ научной литературы по проблеме исследования. Также в рамках данного исследования были использованы эмпирические методы, такие как опрос и анкетирование обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Целью использования цифрового пространства образовательного учреждения является обеспечение взаимодействия между субъектами образовательной системы, то есть между педагогом, обучающимся и законными представителями несовершеннолетних. Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетент-ностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе. (https://it-school. pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/). В свою очередь от педагога требуется свободное владение средствами цифровых технологий, которые применяются в образовательной системе. Информационная компетентность педагога является составной частью профессиональной компетентности, по мнению исследователя Хуторского [6]. От педагога требуется заполнение и ведение электронных дневников, журналов для своевременного информирования участников образовательного процесса о результатах обучения, о рекомендациях с целью коррекции показателей обучения и т.д. Как известно педагог данной области должен обладать обширными знаниями в области истории искусств, с целью наиболее эффективной подачи учебного материала, для решения данной задачи возможно в процессе проведения занятий использование иных видов искусства: живопись, фотография, литература. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в задачу педагога-музыканта входит формирование у обучающихся основных знаний в области музыкального искусства, навыков интонационного воспроизведения элементарного музыкального материала. Вместе с тем, педагог-музыкант, являясь представителем культурного сообщества должен владеть общими знаниями данной сферы. (ФГОС НОО http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/).
От педагога-предметника требуется не только выполнение указанных функций, но и еще и владение специальными образовательными ресурсами, с целью поддержки учебной деятельности. Внедрение цифровых технологий в содержание программ творческих направлений также может повысить эффективность преподавания по дисциплинам.
В рамках профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в Мининском университете осуществляется реализация образовательной программы по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Музыка». В условиях данной образовательной программы разработан модуль «Профессиональная ИКТ-подготовка педагога-музыканта», целью которого является формирование профессиональной информационной компетентности будущих педагогов-музыкантов. Программа данного модуля «Профессиональная ИКТ-подготовка педагога-музыканта» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утв. 22.02.2018 г., № 121 [7];
- Профессионального стандарта 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утв. 18.10.2013 г., № 544н [8];
-Учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Музыка», утвержденного заседанием Ученого совета Мининского университета от 22.02.2019 № 6.
Обучающиеся по данному направлению подготовки, изучая указанный модуль, знакомятся с профессиональными цифровыми образовательными ресурсами, изучают специфику и особенности применения данных сервисов в профессиональной деятельности педагога-музыканта. Кроме того, в содержание модуля включены дисциплины, целью освоения которых является формирование компетенций в области редактирования, набора нотного текста при помощи использования цифровых ресурсов музыкальной композиции и исполнения. Приступая к изучению данного модуля, мы провели входное анкетирование обучающихся, направленное на выявление мнения об уровне подготовки в области применения средств цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности. Мы понимаем, что целью музыкального образования в условиях общеобразовательной школы является формирование творческих навыков. Формирование творческих навыков возможно путем применения традиционных средств: музыкальных инструментов, работы в зоре и т.д., но для повышения интереса, обеспечения доступности музыкального искусства также возможно использование инновационных средств, к которым относятся средства цифровых технологии [1]. При этом современные направления образования должны не отрываться от высоких культурных традиций художественного осмысления действительности, доставшихся ему в наследство, а поддерживать духовно-нравственную планку процесса обучения творчеству.
Рисунок 1 - Результаты анкетирования обучающихся, направленные на выявление мнения об уровне подготовки в области применения средств цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности
Как мы видим, по результатам анкетирования можно говорить о том, что подавляющее большинство респондентов оценивают свой уровень владения средствами цифровых технологий на низким, что вызывает необходимость усиления профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов именно в области цифрового направления. По результатам исследования 14 респондентов считают уровень своей подготовки низким и указывают на то, что в профессиональной деятельности будут испытывать массу трудностей, связанных с применением средств цифровых технологий. 5 человек определили свой уровень владения цифровыми технологиями как средний, указав, что могли бы использовать средства цифровых технологий в будущей профессиональной деятельности, но указали на необходимость усиления подготовки по использованию профильных цифровых технологий. И только 4 респондента отмети-
Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
39
Sizova Olga Alekseevna, Medvedeva Tatyana Yurievna
DIGITAL TECHNOLOGY TOOLS AS A TOOL FOR IMPROVING .
pedagogical sciences
ли свой уровень высоким, но при этом также высказали мнение о том, что важно постоянно совершенствоваться в области применения средств цифровых технологий.
ВЫВОДЫ. Современная ситуация в обществе, развитие науки, техники, тенденции информатизации и циф-ровизации образования несомненно вызывают острую необходимость изменении подходов по организации педагогического процесса. От педагога-предметника, в данном случае от педагога-музыканта требуются компетенции по использованию новейших средств цифровых образовательных ресурсов, в этой связи на этапе подготовки студентов в педагогическом вузе важно усилить предметную составляющую по формированию навыков в использовании цифровых технологий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 69-73.
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) (http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf)
3. Сизова О.А., Бобарыкин Д.А. Возможности информационных технологий в процессе интеграции дисциплин предметной области «Искусство» В сборнике: Инновационная деятельность в образовании сборник статей по материалам научно-практической конференции. 2020. С. 107-110.
4. Сизова О.А. Профессиональная деятельность педагога-музыканта в условиях цифровизации общества: специфика и риски В сборнике: Диалоги о культуре и искусстве материалы VIIIВсероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2019. С. 252-255.
5. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС Информатизация в школе Заметки IT-специалиста
6. Электронный ресурс https://it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/ (дата обращения 16.03.2020).
7. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С 3.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утв. приказом Минобрнауки России 22.02.2018 г., № 121; (http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf)
9. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]/А.ВХуторской //Эйдос: Интернет-журнал. Режим доступа http://eidos.ru/journal/2005/1212. htm)
10. Чертовских О.О. Перспективы использования цифровых образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 184-187.
11. Habinskaya A.A. Characteristics of cybersocialization of the digital generation //Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 55-57.
12. Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 223230.
13. Стефанова Н.А., Шматок К.О. Цифровой маркетинг вуза // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 381-384.
14. Полупан К.Л. Управление качеством высшего образования в условиях цифровизации // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 273-278.
15. Чигишева О.П. Цифровая грамотность исследователя в условиях открытой науки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 241-244.
Статья поступила в редакцию 17.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020