Научная статья на тему 'Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя'

Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОНТЕНТ / MUSICAL EDUCATION / MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES / MUSICAL INSTRUMENTS / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / DISTANCE EDUCATION / MULTIMEDIA CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытов Дмитрий Анатольевич

Раскрыт потенциал цифровых технологий в образовательном процессе. Продемонстрированы тенденции современного использования дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при подготовке музыканта-исполнителя. Проанализированы ресурсы информационно-образовательной среды в организациях высшего образования по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное искусство». Определены основные функции применения цифровых технологий, участвующих в подготовке музыканта-исполнителя: информационной, творческой, методической и образовательной и сделан их комплексный анализ. Показана специфика цифровых образовательных ресурсов в музыкально-исполнительской деятельности, в проведении и фиксации исследований в области методики исполнительства, органологии, музыкальной педагогики, диссеминации педагогического опыта. Определены компетентностные ориентиры исполнительской деятельности, творческой саморегуляции. Раскрыт потенциал и тенденции применения дистанционных форм проведения научно-методических мероприятий, использования электронных средств обучения, организации дистанционного образования исполнителя на музыкальных инструментах. Выявлены возможности и ограничения применения цифровых технологий в системе обучения музыканта-исполнителя, формирования его исполнительских умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рытов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя»

УДК [78.071.2:378.016]:004

Д. А. Рытов

Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя

Раскрыт потенциал цифровых технологий в образовательном процессе. Продемонстрированы тенденции современного использования дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при подготовке музыканта-исполнителя. Проанализированы ресурсы информационно-образовательной среды в организациях высшего образования по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное искусство». Определены основные функции применения цифровых технологий, участвующих в подготовке музыканта-исполнителя: информационной, творческой, методической и образовательной - и сделан их комплексный анализ. Показана специфика цифровых образовательных ресурсов в музыкально-исполнительской деятельности, в проведении и фиксации исследований в области методики исполнительства, органологии, музыкальной педагогики, диссеминации педагогического опыта. Определены компетентностные ориентиры исполнительской деятельности, творческой саморегуляции. Раскрыт потенциал и тенденции применения дистанционных форм проведения научно-методических мероприятий, использования электронных средств обучения, организации дистанционного образования исполнителя на музыкальных инструментах. Выявлены возможности и ограничения применения цифровых технологий в системе обучения музыканта-исполнителя, формирования его исполнительских умений и навыков.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-исполнительская деятельность, музыкальные инструменты, информационно-образовательная среда, информационные технологии, дистанционное образование, мультимедийный контент

Dmitrii A. Rytov

Digital and educational resources in a process of preparing a musician

The potential of digital technologies in educational process is discovered in the article. New trends and modern ways of using the educational technologies in order to prepare a musician-performer were demonstrated accordingly. The electronic recourses in educational area were analyzed and tested in top rank educational institutions with specialty in «Musical and instrumental arts». A comprehensive analysis of the main features was performed within the musician's expertise in following areas: informative, methodical and educational. The specifics of digital educational resources was shown in musical performance, in methods and research areas of music, organology, musical education, dissection of educational experience. Discovered competence marks in musical performance, creative self-regulation. The potential and trends of using digital forms of scientific and methodological activities are described in the article, along with introduction to electronic learning tools and a role of distance education and its influence on a process of preparation the musician. The article opens new opportunities for musicians using digital technologies, but also shows certain limitations in a process of becoming a musician.

Keywords: musical education, musical and performing activities, musical instruments, information and educational environment, information technology, distance education, multimedia content DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-135-139

Происходящие в обществе трансформации, связанные с постоянным ростом и расширением информационного поля, динамические изменения и, как следствие, корректировка образовательных стратегий требуют нового подхода к обучению практически на всех уровнях образования, в том числе и в высшей школе. Иногда возникают системные деформации, приводящие к устареванию содержательных компонентов по реализуемым в вузе образовательным программам. Полученные знания за время обучения теряют свою актуальность к моменту начала выпускником профессиональной деятельности. Меняется также отношение к профессиональным качествам и личностным установкам преподавателя высшей школы. Саморазвитие человека и специалиста, обладающего

необходимыми компетенциями, происходит в течение всей его жизни.

Ключевыми проблемами в настоящее время являются дефицит времени, недостаточное обладание знаниями для навигации в быстро изменяющемся информационном пространстве по профилю своей профессиональной деятельности, а также грамотное использование цифровых технологий при удовлетворении профессиональных потребностей и достижении личностных результатов.

Анализируя общие требования к реализации образовательных программ, изложенных в федеральном законе «Об образовании», отметим, что наравне с уже ставшими традиционными образовательными технологиями в законе указывается на использование дистанционных образовательных технологий,

электронного обучения [1, с. 27]. При этом выделяется применение информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, которые обеспечивают, с одной стороны, передачу информации, а с другой - взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1, с. 31].

При подготовке специалистов по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (программа бакалавриата) одним из требований ФГОС является то, что в образовательной организации должна быть создана электронная информационно-образовательная среда, которая способствует доступности образовательных ресурсов организации, обеспечению хода образовательного процесса и фиксации аттестационных процедур, формированию электронного портфолио обучающегося [2].

При подготовке музыканта-исполнителя максимальное использование потенциала цифровых технологий позволяет усилить образовательных эффект. Повышенный интерес к применению ресурсов цифровых технологий требует определения их возможностей и ограничений, структурирования их основных функций: информационной, творческой, методической и образовательной.

Сайты и кафедральные рубрики сайтов организаций высшего образования по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное искусство», визитные карточки преподавателей, на которые идет переадресация в виде гиперссылок со страниц обозначенных выше сайтов, позволяют абитуриентам и студентам ориентироваться в творческой и научно-методической деятельности кафедры и института, понимать как специфику их обучения по этому направлению подготовки, так и особенности предстоящей профессиональной деятельности. По хронологии и объему размещенной информации можно отследить индекс исполнительской и научно-методической активности обучающихся и преподавателей кафедры, института.

Определенным индикатором творческой функции являются визитные карточки студенческих коллективов, представленные на их официальных сайтах, на ютуб-каналах, на персональных страничках в социальных сетях. Активность музыкальных коллективов изучается по размещенным афишам их выступлений, которые также доступны через различные сетевые информационные ресурсы. Стоит отметить, что возможности представления творческих проектов практически не ограничены. Стремление к повышению мотивационной составляющей и совершенствованию профессиональных качеств позволяет исполнителю не только заявить о себе, но и пройти ротацию на профильных информационно-музыкальных порталах, участвовать в профессиональных проектах и концертах. Такая ранняя профориентационная деятельность дает компетентностью ориентиры совершенствоваться

в исполнительской деятельности, осуществлять творческую саморегуляцию.

Методическая функция с использованием цифровых технологий может быть реализована за счет включения в учебный процесс онлайн-транс-ляций мастер-классов ведущих исполнителей на музыкальных инструментах. Это позволяет расширить профессиональный кругозор студентов, обратиться к творчеству большого количества известных музыкантов, получить методические рекомендации, актуализировать мотивационно-смысловые детерминанты своей деятельности.

Данная функция может быть реализована и в плоскости научно-методической активности преподавателей и студентов в различных наукометрических базах. Например, в национальную библиографическую базу данных научного цитирования РИНЦ включены более 12 млн публикаций российских авторов, а также информация о цитировании этих публикаций из более 6000 российских журналов (https://elibrary.ru/). Научная деятельность участников образовательного процесса и последующее размещение их работ в РИНЦе позволяет формировать, например, методологическую базу по изучению своего музыкального инструмента, решать с учетом современных научно-педагогических достижений, проблемы исполнительской практики, делиться передовым опытом. Открытость данной системы удобна для использования ее в качестве корректного методического ресурса и для студентов.

Глобализация информационного образовательного пространства создает предпосылки для размещения своих научно-методических работ, учебных пособий, методических разработок на сайтах других образовательных организаций, научных электронных порталов, на сайтах, официально зарегистрированных в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и являющихся сетевым изданием - электронным средством массовой информации.

Это направление имеет ценность как для проведения и фиксации исследований в области методики исполнительства, органологии, музыкальной педагогики, так и для диссеминации педагогического опыта. Успешность любого дела невозможна без доведения до широкого круга специалистов результатов своей педагогической деятельности, выявления и демонстрации как общих закономерностей, возникающих в образовательном процессе, так и собственных разработок, например, в методологии совершенствования культуры исполнительского интонирования, эффективной организации репетиционной работы с ансамблем народных инструментов.

На сайтах многих организаций создана информационно-образовательная среда. Например, в Санкт-Петербургском государственном институте

культуры единая электронная информационная образовательная среда (http://eios.spbgik.ru/) позволяет обеспечивать оперативный доступ к учебно-методическим документам, фиксировать ход образовательного процесса, формировать электронные портфо-лио обучающихся и осуществлять другие сетевые функции, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. По всем этим дисциплинам, включенным в учебный план по направлениям подготовки, преподавателями разработаны учебно-методические пособия, которые размещены в образовательной среде. Студент в удобное для него время может познакомиться с размещенным материалом, позволяющим получить дополнительные знания, профильные дидактические пособия. Данные материалы, а также ресурсы электронных библиотек, баз данных и систем электронных порталов, сайтов и ютуб-каналов известных исполнителей на музыкальных инструментах оказывают методическое подспорье при подготовке к семинарским занятиям, другим видам образовательной деятельности студента. Такой сре-дообразующий подход и открытость информации методически подкрепляют освоение студентами общекультурных, общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций.

Большой потенциал есть и у дистанционных форм проведения научно-методических мероприятий. Все чаще применяются видеоконференции - технологии интерактивного взаимодействия нескольких удаленных пользователей, которые являются участниками одного научного события. Помимо организационного удобства и минимальных финансовых затрат к видеоконференции могут подключаться узкопрофильные специалисты со всего мира.

Одной из дистанционных форм, получивших широкое распространение, является проведение обучающих тематических онлайн-занятий. Веби-нары удобны тем, что в процессе их проведения можно не только знакомиться с необходимой информацией в рамках обозначенной темы, круга освещаемых вопросов, но в режиме реального времени получить от лектора ответы по интересующей проблематике, обменяться мнениями с коллегами в формате интернет-форума.

Ключевую позицию по обилию возможностей и потенциалов, по широте освещаемых вопросов занимает образовательная функция с использованием ресурсов цифровых технологий. Это достаточно стандартная форма представления основных тезисов выступления, докладов, демонстрационных материалов в виде презентации. Причем для исполнительского направления подготовки включение в презентацию аудио- и видеоматериалов помимо элемента интерактивности, несет в себе еще дидактическую ценность. Презентация как часто используемая студентами форма для сопровождения своего

доклада, сообщения, представления творческого задания удобна также для процедуры проведения по дисциплинам текущего контроля успеваемости.

Использование электронных энциклопедий позволяет обучающемуся оперативно получать информацию, в том числе и мультимедийный контент. Ценность обращения к этим ресурсам возрастает при организации самостоятельной работы студентов, когда им, например, предоставляются блоки литературы для подготовки к предстоящей теме или к зачету (экзамену).

Широкое использование электронных средств позволяет глубже обучающимися постигать учебный материал за счет высокого уровня наглядности, оптимизации отобранного учебного материала под моделируемый алгоритм содержания занятия. Они незаменимы при использовании комплексных кейс-технологий, когда обучающийся самостоятельно изучает учебно-методический материал, представленный в форме кейса, а на лекции, деловой игре, круглом столе, коллоквиуме использует усвоенные знания, навыки и умения.

Практически каждый музыкант-исполнитель знаком с компьютерными программами для создания и редактирования нотного текста. Ансамблевые, концертмейстерские виды деятельности часто требуют создания оригинальных обработок, транскрипций, аранжировок музыкальных произведений. В процессе репетиционной работы часто возникают новые идеи, которые в дальнейшем фиксируются в нотном тексте. Компьютерные технологии, программное обеспечение значительно упрощают труд при корректировке нотной записи, создании конечного творческого продукта для его концертного представления.

Перспективным для совершенствования образовательного процесса при подготовке музыканта-исполнителя является внедрение в учебный процесс электронных учебников, электронных учебных курсов. Главное отличие от печатных версий то, что в этих продуктах в полном объеме реализована возможность использования обучащимися мультимедийного контента, работы с различными интерактивными мультимедийными функциями. В электронном учебнике предусмотрены также интерактивные тестовые задания, которые могут служить основной базой для проведения тестов по итогам освоенного материала, а также выступать как инструмент для самопроверки своих знаний по изученным темам.

Электронные учебники предназначены для воспроизведения текстов на электронных устройствах: компьютерах, планшетах, в том числе предусмотрена возможность синхронизации с интерактивной доской. Может использоваться как серверная форма размещения контента, так и запись программного продукта на диск, иБВ-флеш-накопитель. Это продукт имеет высокую степень эффективности

для использования в образовательном процессе с применением информационных технологий, но является довольно трудоемким по разработке и созданию. Требуется коллективная работа автора учебника (курса), художника-дизайнера, звуко- и видеорежиссера, психолога, программиста и др. Электронные учебники незаменимы в случае пропуска студентом занятия или при дистанционных формах образования, при автоматизации процессов управления учебной деятельностью, осуществления самоконтроля за результатами усвоения учебного материала. Для музыкантов-исполнителей они особенно актуальны, так как формат учебника позволяет аккумулировать большое количество записей выступлений музыкантов, как включенных в контент самого учебника, так и на который даны активные гиперссылки размещения в Интернете.

Хранение электронных учебников и других учебных, дидактических, мультимедийных материалов возможно в персональном облачном хранилище данных. При наличии подключения к Интернету необходимую информацию можно оперативно найти и использовать в образовательном процессе.

Тенденции современного образования, в том числе и музыкального, предполагают активное внедрение разнообразных форм дистанционного обучения. Существуют различные платформы, на которых возможно получение образования или повышение квалификации. Они имеют примерно одинаковый стандарт функций: наличие личного кабинета, возможность принимать участие в видеоконференциях, в чате и в форуме, размещать учебные и лекционные материалы, презентации, осуществлять онлайн-проверку знаний при выполнении теоретических и практических заданий, получать от преподавателя персонализированные консультации и методические рекомендации.

Система дистанционного обучения приобретает все большую популярность, она комфортна для обучающегося. Он сам может выбрать темп и время обучения, всегда может вернуться к изучаемому материалу и выполняемым заданиям. При этом отсутствует привязка к местонахождению обучающегося, нет зависимости от выполнения обязанностей по основному месту работы, социального статуса и уровня достатка, проблем со здоровьем или особенностями коммуникации с окружающими. Модульный принцип построения программ с высоким уровнем концентрации учебного материала, возможность подключения к электронным библиотекам и мультимедийным ресурсам позволяют обучающемуся получить структурировано организованную информацию, базирующуюся на современных достижениях научно-педагогической мысли и музыкально-исполнительской практики.

Анализ ресурсов цифровых технологий при осуществлении образовательного процесса по

направлению подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» имеет не только прогрессивные особенности, но и специфические недостатки. Существует проблемное поле, определяющее особенности подхода при практической реализации этого направления подготовки. В Стандарте выделены области профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник: музыкально-исполнительская, педагогическая, художественное руководство творческим коллективом, организационно-управленческая, музыкально-просветительская и научно-исследовательская [2]. В приоритете стоит музыкально-исполнительская деятельность, которая позволяет обучающемуся решать профессиональные вопросы формирования и развития исполнительских навыков и творческих способностей, рефлексии в репетиционной работе с участниками творческого коллектива (ансамбля, оркестра и др.), активизации когнитивных процессов при создании аранжировок и переложений.

Достижение результатов возможно при практически ежедневном профессиональном контакте обучающегося с преподавателями, диалоговом обмене информацией, эталонном показе и оперативной корректировке формируемого исполнительского аппарата у обучающегося, личностно-ориентирован-ной и детальной отработке исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте, поступенчатом и планомерном росте будущего исполнителя-профессионала. Л. А. Баренбойм отмечал, что «система творческого воспитания требует индивидуализации путей работы с учеником» и она «предполагает соблюдение педагогом важнейшего принципа воспитательной работы - своевременности» [3, с. 25]. Дистанционные формы не в полной мере позволяют «отследить» реальную динамику развития музыканта-исполнителя, своевременно оказать методическую помощь педагога. При отсутствии «живого» контакта с преподавателем возникают проблемы снижения энергоинформационного обмена между преподавателем и студентом, оперативности перехода исполнителя при игре на инструменте от мысли к действию.

Нельзя не согласиться со Стивеном Сеовом, характеризующим человеко-машинное взаимодействие как диалоговое по своей природе, в котором важна роль временных параметров и, в частности, время отклика пользователя и время отклика системы [4, с. 68]. Экстраполяция данного вывода в плоскость дистанционного обучения исполнителя на музыкальных инструментах также демонстрирует зависимость качества обучения от реактивности отклика преподавателя и обучающегося на решение учебных задач. Снижение этого параметра может быть вызвано как проблемами технического плана (низкая скорость Интернета, плохое качество изображения и звука и др.), так и тем, что дистанционные цифровые образовательные технологии не

позволяют в полной мере сформировать навыки игры на «аналоговых» музыкальных инструментах, обеспечить многомерность с учетом всех нюансов работы с музыкальным произведением. Перфект-ность возникающих во время обучения ситуаций при очном обучении легко соединяют временные планы в привязке к уровню исполнительской подготовки прошлого, настоящего и после оперативной коррекции - будущего времени. При дистанционном обучении эту причинно-следственную связь легко потерять, так как невозможно зафиксировать каждый ситуативный отклик при взаимодействии преподавателя и обучающегося, дистанционно оценить все стадии формируемых исполнительских умений и навыков, внести корректировки при постановке исполнительского аппарата. В виртуальной системе обучения также остро встает проблема объективности оценки музыканта-исполнителя.

В музыкальной деятельности, при игре на музыкальных инструментах именно звук, особенности звукообразования и создаваемой тембральной и динамической палитры имеют важнейшее значение. Звук как акустический код влияет как на восприятие музыки исполнителем, так и слушателем. Э. О. Уил-сон отмечает, что «звук крайне важен для нашего общения, но в сравнении со слуховыми талантами животного мира мы очень близки к глухоте» [5, с. 75]. В случае дистанционных форм обучения или слушания, просмотра аудио- или видеороликов звук в основном передается в компрессированном формате, с сужением панорамы и детализации, смазанной артикуляцией звучания инструментов, урезанием слышимого человеческим ухом частотного диапазона. В итоге происходят обеднение и искажение воспринимаемой музыки, создаваемых исполнителями музыкальных образов. Как следствие, это ведет к снижению восприимчивости интонационной природы музыкального языка в целом, к изменениям эстетики восприятия музыки.

Доминирование использования цифровых технологий, в том числе в сфере дистанционного образования, может негативно влиять на изменение механизма формирования психолого-педагогических особенностей музыканта-исполнителя: от нелинейного (синергетического, духовного, многомерного) к линейному (рациональному, алгоритмическому) мышлению. И. П. Подласый отмечает, что «линейно мыслящий человек воспринимает порядок вещей строгой логикой и в точном соответствии с научными достижениями. Человек нелинейного мышления не привязан к прямому материальному подтверждению результатов наблюдений» [6, с. 79].

Музыкальное искусство слишком тонкая категория, чтобы запрограммировать ее в систему шаблонов и алгоритмов. У музыканта может теряться гибкость и пластичность при работе над образом исполняемого музыкального произведения, воз-

никнут ограничения в творческой исполнительской деятельности, музыкальной импровизации.

В настоящее время цифровые технологии в системе подготовки музыканта-исполнителя развиваются стремительно, открывают дополнительные возможности создания новых методических систем обучения, реализованных в тренде информатизации образования. Ответом на вызовы цифрового информационного прогресса может являться сохранение гармонии мира музыки - языка чувств, воплощенных в звуках.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон с изменениями и дополнениями на 2019 г. Москва: Эксмо, 2019. 224 с.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010. URL http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71376680/ (дата обращения: 31.05.2019).

3. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство: учеб. пособие. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2017. 340 с.

4. Сеов С. Проектируем время. Психология восприятия времени в программном обеспечении: пер. с англ. Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2009. 224 с.

5. Уилсон Э. О. Происхождение творчества. Провокационное исследование: почему человек стремится к созданию прекрасного / пер. с англ. Е. Н. Кручина. Москва: Эксмо, 2019. 256 с.

6. Подласый И. П. Энергоинформационная педагогика. Москва: Дата-Сквер, 2010. 424 с.

References

1. On education in the Russian Federation: the Federal Law with its last amendments and modifications as of 2019. Moscow: Eksmo, 2019. 224 (in Russ.).

2. About the approval of the Federal State educational standard of High education in 53.03.02 Musical and instrumental arts (bachelor's degree level): the order of Ministry of Science of Russian Federation from 08/11/2016 № 1010. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71376680/ (accessed: 31.05.2019) (in Russ.).

3. Barenboim L. A. Musical education and performing: student's book. 2nd ed. Saint-Petersburg: Lan'; Planet music, 2017. 340 (in Russ.).

4. Seov S. Practice time. Psychology of time perception in software: transl. from English. Saint-Petersburg: Simvol-Plyus, 2009. 224 (in Russ.).

5. Wilson E. O. The Origins of creativity. Provocative research of why a Human being wants to create a perfection / transl. from English by I. P. Kruchinina. Moscow: Ekmo, 2019. 256 (in Russ.).

6. Podlasyi I. P. Energy informational pedagogy. Moscow: Data-Skver, 2010. 424 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.