6. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2; № 4: 1б4 - 171.
7. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
8. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 2 (63): 206 - 210.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
11. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.
References
1. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
2. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
4. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 12: 428 - 432.
5. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
6. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2; № 4: 164 - 171.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2 (63): 206 - 210.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.
Статья поступила в редакцию 30.01.18
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Davletova K.B., methodologist, teacher of additional education, Center for Creative Development "Na Vasilievskom" (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Shalaeva E.A., Head of Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT THE PROJECT "CREATION OF THE NATIONAL SCHOOL OF PERFORMING ARTS ON ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS". Modern digital synthesizers are megacampaign musical instruments with high quality sound that have many features. They considerably activate emotional development of a personality, give a noticeable impulse for creative self-realization and versatile musical activity of young performers. The authors of the article reveal the idea of the project "Creation of the national school of performing arts on electronic musical instruments", developed on the basis of the Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies of the Herzen State Pedagogical University of Russia. The basics of the project lies in the need to introduce a number of new directions into the modern music education, due to the development of musical art, and due to the formation of new artistic forms associated with the evolution of music and its instrumentation, in which the increasing role now belongs to the influence of digital art, the creation of electronic musical instruments, synesthesia and synthesis of arts, music computer technologies.
Key words: teacher-musician, music education, electronic musical instruments, music computer technologies, professional development, creative activity, synesthesia and synthesis of arts.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
К.Б. Давлетова, методист, педагог дополнительного образования, Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском», аспирант РГПУ им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] Е.А. Шалаева, зав. учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии», аспирант РГПУ им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
О ПРОЕКТЕ «СОЗДАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Современные цифровые синтезаторы - мегатембральные музыкальные инструменты, обладающие высококачественным звуком и огромным количеством функций. Они значительно активизируют эмоциональное развитие личности, дают заметный импульс для творческой самореализации и разносторонней музыкальной деятельности молодых исполнителей. Авторами статьи раскрывается суть проекта «Создание отечественной Школы исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах», разработанного на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Суть проекта заключена в необ-
ходимости введения ряда новых направлений в систему современного музыкального образования, обусловленных развитием музыкального искусства и вызванных становлением новых художественных творческих форм деятельности музыканта, связанных с эволюцией музыкального искусства и его инструментария, в котором возрастающая роль сегодня принадлежит влиянию цифровых искусств, созданию электронных музыкальных инструментов, метамузыкознанию, синтезу и синестезии искусств, музыкально-компьютерным технологиям.
Ключевые слова: педагог-музыкант, музыкальное образование, повышение квалификации, электронные музыкальные инструменты, музыкально-компьютерные технологии, синтез и синестезия искусств.
В проекте «Создание отечественной Школы исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах» затронута проблема развития современного музыкального искусства и музыкального образования, вызванная становлением ряда новых художественных направлений, связанных с эволюцией музыкального искусства и его инструментария, в котором возрастающая роль сегодня принадлежит влиянию цифровых искусств, созданию новых электронных музыкальных инструментов - ЭМИ (цифрового аккордеона, клавишного синтезатора, электронного органа, электронной скрипки и др.) [1], метамузыкознанию, синтезу и синестезии искусств [2; 3], музыкально-компьютерным технологиям (МКТ) [4].
Основной целью проекта является сохранение и распространение достижений отечественной музыкальной культуры и традиций исполнительского мастерства в эпоху функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды и цифровых искусств.
В проекте раскрываются горизонты новых форм музицирования, возможности развития творческого потенциала профессиональных музыкантов, освоивших новые музыкальные инструменты эпохи цифровых искусств.
Проект также включает разработку и каталогизацию (создание интеллектуального банка данных) музыкальных инструментальных тембров - голосов национальных инструментов народов мира [5; 6; 7].
Создание принципиально новых для электронного музыкального инструментария банков голосов (тембров) поможет сохранить народные традиции и многонациональную музыкальную культуры России в третьем тысячелетии с новым, медийным качеством звукового потенциала. Сохранение и новые способы трансляции традиционных национальных инструментов народов России (сэмплированных звуков, тембров) (см., например, [8; 9; 10; 11]), поможет, полноценно используя эти звуки, представить музыку народов России в мировой культуре.
Кроме того, создание Школы исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах позволит решить ряд проблем инклюзивного музыкального образования, среди которых обучение детей и студентов с глубокими нарушениями зрения (см., например, работы [12; 13; 14]).
Для развития данного направления и поддержки творчества одаренных детей и талантливой молодежи - исполнителей на ЭМИ - разрабатывается медиаплатформа для поддержки развития отечественной Школы исполнительского мастерства на ЭМИ.
Медиаплатформа представляет собой электронный портал, включающий виртуальные концертные площадки, «живые» и «online» выступления участников из различных регионов России и др. На медиаплатформе должны быть представлены:
- достижения выдающихся исполнителей на ЭМИ;
- практический опыт композиторов, аранжировщиков, музыкальных звукорежиссеров, представителей медиа-арта, педагогов, популяризирующих искусство исполнительского мастерства на ЭМИ;
- собрание лучших творческих работ юных дарований, исполнителей и композиторов, в том числе и авторских композиций, созданных на ЭМИ;
- банк электронных голосов национальных инструментов народов России, включающий интеллектуальную базу данных (сэмплированных звуков, тембров), этномузыкологического архива, Интернет-ресурсов, новостного портала.
Среди приоритетных направлений, реализуемых на базе ме-диаплатформы, отметим:
- просветительскую деятельность;
- теоретические, музыковедческие и практические исследования в области искусства исполнительского мастерства на ЭМИ (обзор фестивалей, конкурсов, исполнителей, организаций, аппаратного и программного обеспечения);
- поддержку талантливых дебютных проектов молодых авторов-исполнителей;
- создание и развитие единой русскоязычной информационной базы цифрового музыкального искусства (в свободном
доступе книги, статьи, научные и творческие эксперименты, интервью, учебные программы).
Электронные музыкальные инструменты должны войти в классификатор «Код УДК: 780.6. Музыкальные инструменты и принадлежности к ним». Подготовка по данному направлению должна осуществляться в музыкальных академиях, консерваториях, университетах культуры и музыкально-педагогических вузах страны. Одним из результатов реализации проекта «Создание отечественной Школы исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах» мы видим в разработке программы последовательного включения нового образовательного направления, а также создание комплекса образовательных дисциплин и, в итоге, - включения данного направления подготовки в ФГОС ВО.
Отметим, что в настоящее время уже разработан и реализован целый ряд научных, творческих, образовательных программ и мероприятий, который можно рассматривать как существенный задел для дальнейшего развития в данном направлении. Среди них отметим следующие:
1) Сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена разработан, лицензирован и внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования 050610 «Музыкально-компьютерные технологии», на который с 2004 года осуществляется набор абитуриентов в различных регионах и различных учебных заведениях России.
Сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ разработана и внедрена в образовательный процесс программа магистерской подготовки 050610М «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».
2) Разработана система предпрофессионального образования по направлению «Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на электронном музыкальном синтезаторе», которое пока не представлено в системе высшего профессионального образования в России.
3) Имеется более чем 20-летний опыт создания и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена.
4) С 2002 г. ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование», организованная УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римско-го-Корсакова, в рамках которой с 2012 г. работает секция «Электронные музыкальные инструменты».
5) С 2007 г. востребованы конкурсы, фестивали, концерты, демонстрирующие возможности искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах, среди которых: «Электронная палитра» (Санкт-Петербург, 2007, 2009, 2011, 2015 гг.), «Музыка и Электроника» и «Музыка XXI века» (Москва, Санкт-Петербург, 2008, 2010, 2011, 2012, 2014, 2015, 2016 гг.), международного фестиваля-конкурса «Музыкальная электроника и мультимедиа» (2011, 2013, 2015 гг., Москва / Санкт-Петербург), «Мост Дружбы» (Дортмунд, Германия, 2011, 2014 гг.), «Мир искусства без границ» (Санкт-Петербург, Россия -Сегед, Венгрия, 2015, 2016 гг.), «Кларини XXI века» и др.
Проект опирается на современные подходы к развитию музыкальной науки и существующую практику в системе современного музыкального образования. Многообразие традиций музыкальной культуры требует от слушателей более широкого эстетического кругозора и глубоких знаний в области музыкального искусства, понимания возможностей дальнейшего прогресса в развитии информационных технологий в музыке, МКТ, а также существование новых форм искусства исполнительского мастерства.
Современные цифровые синтезаторы - мегатембральные музыкальные инструменты, обладающие высококачественным звуком и огромным количеством функций. Они значительно активизируют эмоциональное развитие личности, дают заметный
импульс для творческой самореализации и разносторонней музыкальной деятельности молодых исполнителей. Мы глубоко убеждены в необходимости создания в будущем отечественных ЭМИ, соответствующего программного обеспечения, которое будет обеспечивать сохранение народных традиций российской многонациональной музыкальной культуры.
Базой проекта является учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, которая имеет 20-летний опыт творческой, научной и образовательной деятельности в данном направлении.
Основные этапы работы над проектом:
1. Анализ существующей творческой практики, разработанных образовательных программ, результатов проведения концертных выступлений, фестивалей, конкурсов, отражающих особенности искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах.
2. Анализ существующего контента, научных разработок в области музыкознания, организация дискуссионной площадки по вопросу развития искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах.
3. Разработка критериев оценки искусства исполнительского мастерства в существующий музыкальный контент.
4. Комплектование групп представителей творческой элиты и педагогов-музыкантов, использующих электронные музыкальные инструменты в своей профессиональной практике, для реализации цикла мероприятий (организационный этап проекта).
5. Проведение цикла семинаров для музыкантов с привлечением ведущих специалистов России в области искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах.
6. Разработка критериев оценивания современного состояния искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах с целью стандартизации и дальнейшего их творческого развития и включения в существующий музыкальный контент.
7. Разработка структуры и алгоритма включения актуальной, постоянно обновляющейся информации в медиаплат-форму.
8. Проведение круглых столов с участием специалистов России в данной области (в период с 10 по 20 мая).
9. Рассылка информационных писем и приглашений на научно-творческую Школу-семинар «Искусство исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах» ученых, музыкантов, исполнителей, композиторов, педагогов, ведущих специалистов России в области искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах.
10. Создание экспертной группы, состоящей из музыкантов-исполнителей, композиторов, педагогов, музыкальных критиков, музыкальных звукорежиссеров, музыковедов, этному-зыкологов, анализ существующего контента для электронных музыкальных инструментов и критериев оценки качества создаваемого интеллектуального банка данных (сэмплированных звуков, тембров) для электронных музыкальных инструментов.
11. Сбор информации, экспедиции в различные регионы России (включая он-лайн взаимодействия с отдаленными регионами России.
12. Анализ, отбор и последующее включения собранных материалов в контент медиаплатформы.
13. Организационная работа по подготовке к проведению научно-творческой Школы-семинара «Искусство исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах» в декабре 2019 г.
14. Разработка и утверждение программы повышения квалификации специалистов музыкального образования и творчества по направлению подготовки в области искусства исполнительского мастерства на ЭМИ.
15. Дальнейшая работа по подготовке к стандартизации включению направления подготовки в области искусства исполнительского мастерства на ЭМИ в ФГОС ВО.
16. Подготовка кадров по разработанным программам на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена специалистов в области культуры и искусства исполнительского мастерства на ЭМИ, включая формы дистанционной поддержки образовательного процесса для отдаленных регионов России.
17. Расширение социального партнерства, обмен передовым опытом с различными регионами России в области МКТ.
18. Выступления на концертных площадках, профессиональное общение музыкантов - исполнителей на электронных музыкальных инструментах, педагогов, обмен творческим опытом.
19. Работа по включению подготовленных материалов в контент медиаплатформы. Организация творческой работы музыкантов с опорой на возможности медиаплатформы.
20. Проведение научно-творческой Школы-семинара «Искусство исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах» с участие ведущих ученых, музыкантов, исполнителей, композиторов, ведущих специалистов России в области культуры и искусства исполнительского мастерства на ЭМИ.
21. Подготовка документации для стандартизации и включения направления подготовки в области искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах в ФГОС ВО для дальнейшей реализации и последующего внедрения в музыкальные академии, консерватории, университеты культуры и музыкально-педагогические вузы России.
Инновационная концепция обучения обусловлена новой целью музыкального образования - соответствию современной медиакультуре. Появляется возможность использования новых форм и методов для постижения музыкальной культуры через внедрение и использование современных МКТ с применением цифровых музыкальных инструментов [15; 16; 17]. ЭМИ способствуют более широкому спектру применения их возможностей в образовании и творческом процессе, поскольку электронный музыкальный инструмент (по сути - музыкальный компьютер) открывает огромные перспективы в его развитии, а также большой спектр возможностей для многогранного музыкального творчества профессионалам-музыкантам.
Электронный музыкальный синтезатор позволяет сделать содержание музыкального образования более высокотехнологичным и интенсивным, способствует активизации художественного воображения и эмоционально-образного мышления, помогает обогатить и расширить исполнительскую деятельность традиционного музыкального образования.
Значимость реализации проекта также направлена на:
- содействие сохранению и распространению достижений отечественной культуры, через обращение к современным музыкальным технологиям - электронным музыкальным инструментам;
- приобщение к культурным ценностям детей и молодежи;
- сохранение культурного наследия России;
- формирование культурного пространства в сфере музыкального искусства;
- распространение лучших достижений в сфере музыкального искусства через исполнительскую деятельность на электронных музыкальных инструментах.
Основные методы осуществления проекта:
- экспертная оценка, включающая работу экспертных и творческих групп;
- анализ индивидуальных творческих достижений деятельности выдающих деятелей культуры, прославленных мастеров исполнителей на электронных музыкальных инструментах;
- анализ педагогической и творческой деятельности специалистов-практиков и преподавателей, обучающих искусству исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах;
- активное вовлечение деятелей культуры и искусства в разработку специализированного творческого контента;
- интегрированные творческие мероприятия.
Ожидаемые результаты выполнения проекта по созданию
отечественной Школы исполнительского мастерства на ЭМИ
1. Создание медиаплатформы.
2. Создание интеллектуального банка данных музыкальных инструментальных тембров - голосов национальных инструментов народов России.
3. Дальнейшее развитие современных МКТ в направлении искусства исполнительского мастерства на ЭМИ.
4. Создание отечественной Школы исполнительского мастерства на ЭМИ.
5. Включение ЭМИ в классификатор «Музыкальные инструменты и принадлежности к ним».
6. Подготовка кадров по разработанным программам на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена специалистов в области культуры и искусства исполнительского мастерства на ЭМИ, включая формы дистанционной поддержки образовательного процесса для отдаленных регионов России.
Библиографический список
7. Представление документации для стандартизации и включения направления подготовки в области искусства исполнительского мастерства на ЭМИ в ФГОС ВО.
8. Подготовка содержательной базы для разработки отечественного ЭМИ и создания программного обеспечения для построенного инструмента с целью сохранения традиционного культурного наследия России.
1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
2. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
4. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.
5. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 105 - 108.
6. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S., Tovpich I.O. On Leonhard Euler's theory of music. Parlando. 2016; 6.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2; № 4: 164 - 171.
6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.
7. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. Проблемы формирования когнитивного слуха профессионального музыканта. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 64; № 3: 169 - 171.
8. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О нечётких методах анализа звуковысотности в музыке. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 64; № 3: 171 - 174.
9. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. Музыкальное творчество устной традиции: к проблеме сохранения нематериального культурного наследия. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 314 - 318.
8. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.
9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; № 2: 16 - 24.
10. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.
11. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.
12. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.
13. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 20l0: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Рим-ского-Корсакова. Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. 2011: 208 - 211.
14. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.
15. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014. № 10-2. С. 22 - 34.
16. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Digital Audio Workstation: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.
17. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
2. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
4. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
5. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 105 - 108.
6. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S., Tovpich I.O. On Leonhard Euler's theory of music. Parlando. 2016; 6.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2; № 4: 164 - 171.
6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.
7. Alieva I.G., Gorbunova I.B. Problemy formirovaniya kognitivnogo sluha professional'nogo muzykanta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 169 - 171.
8. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O nechetkih metodah analiza zvukovysotnosti v muzyke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 64; № 3: 171 - 174.
9. Alieva I.G., Gorbunova I.B. Muzykal'noe tvorchestvo ustnoj tradicii: k probleme sohraneniya nematerial'nogo kul'turnogo naslediya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 314 - 318.
8. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.
9. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; № 2: 16 - 24.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
12. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.
13. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.
14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.