Педагогика
УДК: 371
старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный
педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
учитель музыки, студент Старостина Анна Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный
педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород),
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 41» (г. Нижний Новгород)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ИСКУССТВО»
Аннотация. В статье анализируются нормативно-правовые документы, указывающие на необходимость активного внедрения средств информационных технологий в процесс преподавания дисциплин предметной области «Искусство», в частности предмета «Музыка». Обсуждается содержание образовательных результатов, представленных в текстах федеральных государственных образовательных стандартов основного, начального общего уровней образования. Даны выводы о необходимости усиления профессиональной ИКТ-подготовки будущих педагогов-музыкантов.
Ключевые слова: информационные технологии, педагог-музыкант, нормативно-правовые документы, информационная составляющая, информационная компетентность.
Annotation. The article analyzes the legal documents indicating the need for active implementation of information technology in the process of teaching the subject area of "Art", in particular the subject of "Music". The content of the educational results presented in the texts of the Federal state educational standards of basic, primary General levels of education is discussed. The conclusions about the need to strengthen the professional ICT training of future teachers-musicians.
Keywords: information technologies, teacher-musician, normative legal documents, information component, information competence.
Введение. Изменения в современном мире тесно связаны с внедрением различных инноваций. Этап развития современного общества, характеризуется активным использованием различных средств информационных технологий. Различные средства информационных технологий активно используются в системе образования. Нормативная база, регламентирующая внедрение средств информационных технологий за последние годы сильно актуализировалась и обновилась.
Изложение основного материала статьи. Одним из основополагающих документов является рекомендации в области применения информационных технологий «Структура икт-компетентности учителей». Рекомендации ЮНЕСКО (ICT Competency Framework for Teachers, или ICT-CFT). Целью представленных рекомендаций является помощь каждой стране в разработке всеобъемлющую стратегии и рекомендации в области ИКТ-компетентности учителей, что должно рассматриваться как значимая составная часть генерального плана информатизации образования [14].
В перечень федеральных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагогов-музыкантов входят следующие нормативные акты:
- профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
- профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Также данный список расширяют федеральные государственные стандарты основного общего образования, начального общего образования.
Тексты данных документов содержат требования к педагогам в области информационной составляющей. Так в тексте профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) представлено требования к необходимым умениям педагога, к которым разработчики относят наличие сформированных ИКТ-компетентностей, в структуру которых включены следующие компоненты:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). Данные выдержки свидетельствуют о необходимости формирования информационной компетентности педагога в той или иной предметной области [7].
В тексте документа «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых» также даны требования к необходимым умениям педагога, к которым разработчики текста относят умение использования основных технических средств обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью программы. [4], что указывает на необходимость наличия сформированной информационной компетентности педагога-музыканта.
К необходимым требованиям также относятся знания возможностей использования ИКТ для ведения документации [7].
В условиях осуществления профессиональной деятельности, педагог-музыкант руководствуется образовательными стандартами, анализ которых также указывает на то, что средства информационных технологий все увереннее внедряются в образовательный процесс.
Так с целью качественного преподавания дисциплин предметной области «Искусство», возможно использование различных информационных систем, для более глубокого и полного осуществления действий по реализации межпредметных связей.
В перечень дисциплин предметной области «Искусство», согласно федерльным государственным образовательным стандартам начального общего, а также основного общего образования, входят следующие предметы:
- Изобразительное искусство;
- Музыка [8].
Так, например, одним из образовательных результатов дисциплины - «Изобразительное искусство» является: «развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры» [8]. С целью достижения представленного образовательного результата, возможно применение в образовательном процессе различных сайтов, профессиональных информационных систем, а также современных баз данных.
Также образовательный результат, сформулированный как «приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация)» указывает на то, что педагог, преподающий дисциплину «Изобразительное искусство» должен уметь самостоятельно эффективно применять различные средства информационных технологий, в условиях образовательного процесса [8].
В рамках преподавания дисциплины «Музыка» достижение образовательных результатов по формированию мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение) [8]; а также по воспитанию эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью, возможно при помощи различных средств информационных технологий. Заметим, что в достижение у обучающихся образовательного результата, в содержании которого отражены межпредметные связи, проявляющиеся в развитии и формировании творческих способностей, тесно сопряженные с иными видами искусства, возможно также при активном внедрении средств информационных технологий. Так анализ музыкального произведения возможно провести с помощью использования средств ИКТ, при этом параллельно представляя различные произведения искусств живописи, театра, кино и т.д.
К средствам информационных технологий, с целью методического обеспечения дисциплины «Музыка», считаем возможным отнести «Онлайновый нотный архив» Бориса Тараканова (http://notes.tarakanov.net/). Данный ресурс является профессиональной базой данных, целью которой является обеспечение нотными материалами педагогов-музыкантов. Кроме того, многочисленные сайты, с теоретическим материалом о композиторах, а также различные сайты, где представлен аудио-материал можно также использовать с целью создания профессионального «багажа». При помощи представленных ресурсов педагог-музыкант готов к свободному осуществлению поиска, отбора, систематизации, представления, презентации музыкального материала для обучающихся. В этой связи мы согласимся с утверждением ученых Т.В. Никулиной, Е.Б. Стариченко, что «продуктивное применение цифровых технологий, включение обучающихся в самостоятельный поиск, отбор информации, участие в проектной деятельности формирует у них компетенции XXI века» [13].
Так исследователь Н.В. Белоусова дает описание процесса профессиональной подготовки педагога музыканта со следующей позиции: «Информационные технологии в специальной подготовке педагога-музыканта - это упорядоченный процесс сбора, обработки, передачи и хранения аудиальной и визуальной информации с применением компьютера и соответствующего программного обеспечения» [1].
Также к необходимым программам для достижения представленных образовательных результатов мы полагаем возможным отнести различные программы-нотаторы, с помощью которых педагог-музыкант может погрузить обучающихся в процесс создания простейшего музыкального построения или же полноценной нотной партитуры. В результате создания, у обучающегося появится возможность прослушивания созданного материала, с целью критической оценки своей деятельности. «Новые информационные технологии всё шире применяются в современной музыкальной практике, став частью современной культуры» [2].
Однако эффективное использование указанных средств информационных технологий возможно лишь в том случае, если на этапе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в вузе, в рамках дисциплин и модулей в области информационной составляющей будут разработаны разделы, целью которых будет не только овладение общепользовательскими и общепедагогическими компонентами ИКТ-компетентности, но и компоненты предметно-педагогической составляющей.
Выводы. Анализ нормативно правовой базы указывает на то, что на этапе профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе важно усиливать подготовку в области информационной составляющей. Мы полагаем, что возникает необходимость включения профессиональных модулей в учебный план, в содержание которых будут включены дисциплины, целью которых будет формирование информационной компетентности педагога в профессиональной предметной области, в данном случае в рамках предметной области «Искусство».
Литература:
1. Белоусова, Н.В. Информационные технологии в процессе специальной подготовки педагога-музыканта: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Белоусова Наталья Викторовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2012. - 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1129
2. Бекенова Д. У., Мухатаева Ж. А. Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ (дата обращения: 26.02.2019).
3. Марков А.И. Информационные технологии в системе музыкального образования URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4140 (дата обращения 25.10.2018г.).
4. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б., Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf
6. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 25.02.2019)
7. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/ (дата обращения: 25.02.2019).
8. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 25.02.2019).
9. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования Вестник Мининского университета Том 6, № 2 (2018) URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2 (дата обращения: 25.02.2019).
10. Сизова О.А., Груздева М.Л. К вопросу о возможности использования средств информационных технологий в условиях музыкального образования // В сборнике: Неофит cборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. 2018. С. 152-154.
11. Сизова О.А, Специфика профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях информатизации образования. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. с. 256-259.
12. Сизова О.А. Средства информационных технологий как эффективный инструмент управления профессиональной деятельностью педагога-музыканта Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 310-313.
13. Стариченко Б.Е. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Педагогическое образование в России. 2015. № 7
14. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO, 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. (дата обращения: 25.02.2019)
15. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской; Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения. - М.: УНЦ ДО, 2005
Педагогика
УДК: 371
старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный
педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Аннотация. В статье рассматривается понятие «информационная компетентность» в различных аспектах. Описаны различные подходы по определению данного понятия в широком смысле, в области профессиональной подготовки педагогов, в системе подготовки учителей-предметников, к которым также относятся педагоги-музыканта. Приведены выдержки из нормативно-правовых документов, в тексте которых даны требования по формированию информационной компетентности педагога. С опорой на научные положения, а также нормативно-правовую документацию даны выводы о необходимости формирования информационной компетентности педагога-музыканта.
Ключевые слова: информационная компетентность, информатизация, педагог, педагог-музыкант, формирование.
Annotation. The article deals with the concept of "information competence" in various aspects. Various approaches to the definition of this concept are described in a broad sense, in the field of professional training of teachers, in the system of training of subject teachers, which also include teachers-musicians. Excerpts from legal documents are given, in the text of which the requirements for the formation of information competence of the teacher are given. Based on the scientific provisions, as well as regulatory and legal documentation conclusions about the need for the formation of information competence of the teacher-musician.
Keywords: information competence, Informatization, teacher, teacher-musician, formation.
Введение. Проблемами изучения понятия информационная компетентность активно занимаются отечественные исследователи в области педагогической науки. Краткий обзор их трудов будет представлен ниже. В связи с реализаций тенденций образования, к которым относятся цифровизация, информатизация образования, все чаще встречаются исследования в области изучения информационной компетентности, ее структуры, а также особенностей процесса по её формированию. В рамках нашего исследования мы рассмотрим некоторые подходы по определению понятия «информационная компетентность», также попытаемся систематизировать приведенные выдержки из исследований ученых по следующему принципу: «информационная компетентность» в различных профессиональных областях; «информационная компетентность» в условиях профессиональной подготовки педагогов; «информационная компетентность» -в системе подготовки учителя-предметника; информационная компетентность в рамках профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Изложение основного материала статьи. Накопленные на сегодняшний день теоретические и практические результаты свидетельствуют о том, что профессиональная компетентность специалиста формируется с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Актуальная