старших классах - те, в которых раскрывается традиционное мировоззрение, менталитет. В нашей модели процесс анализа художественного произведения в средних классах носит ценностно-смысловой характер, поэтому развитие аналитических умений учащихся в 5-8 классах способствует развитию ценностно-смысловой сферы, активизации смысло-образовательной, смыслотворческой деятельности учащихся. Методические приёмы работы с этнокультурной спецификой, национальной картиной мира в русской и хакасской литературах в каждом классе должны быть направлены на раскрытие ценностно-смыслового ее содержания через присущие ей универсальные черты (онтологические, гносеологические, аксиологические) и на активизацию культурной и личностной составляющей читателя-школьника. Поэтому мы описываем специфику приемов работы с художественным произведением следующим образом: в зависимости от возрастных особенно-
Библиографический список
стей и с точки зрения формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов) и метапредметных компетенций(цен-ностно-смысловые и общекультурные компетенции).
Определены дидактические условия реализации предложенной модели обучения школьников в процессе изучения русской и хакасской литературы и языка: организация поэтапного приобщения школьников к сопоставительному их изучению с учетом выделения сквозных тем, мотивов и образов русской и хакасской культур; обогащение ценностно-смысловых ориента-ций учащихся в процессе диалога родной и русской литератур посредством рефлексии их ценностных систем и расширение культурного поля школьников; использование уроков разных типов: «путешествие», урок-диалог, ролевая игра; урок-исследование, творческая мастерская, уроки проектных, презентационных технологий, а также литературно-творческая деятельность школьников.
1. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. высших учебеных заведений. Москва: Академия, 2006.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва: Наука, 1987.
3. Мижериков В.А. Ермоленко М.М. Введение в педагогическую профессию. Москва: Педагогическое общество России, 1999.
4. Воюшина М.П. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 2-е изд., испр., Москва: Академия, 2013.
5. Luserbrink, H.-J. Interkulturelle Kommunikation: Interaktion, Fremdwahrneihmumg, Kulturtranssfer. Stutgart; Weimar;: Verlag J.B. Metzler 2008.
References
1. Kraevskij V.V., Berezhnova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj 'etap: uchebnoe posobie dlya stud. vysshih uchebenyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2006.
2. Karaulov Yu.N. Russkijyazykiyazykovaya lichnost'. Moskva: Nauka, 1987.
3. Mizherikov V.A. Ermolenko M.M. Vvedenie vpedagogicheskuyu professiyu. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1999.
4. Voyushina M.P. Metodika obucheniya literaturnomu chteniyu: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. 2-e izd., ispr., Moskva: Akademiya, 2013.
5. Luserbrink, H.-J. Interkulturelle Kommunikation: Interaktion, Fremdwahrneihmumg, Kulturtranssfer. Stutgart; Weimar;: Verlag J.B. Metzler 2008.
Статья поступила в редакцию 03.10.16
УДК 378.126
Pankova A.A., teacher, Children's Art School №7 (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING OF MUSIC TEACHERS IN THE INFORMATION MUSIC EDUCATION. The article deals with a problem of developing a model information technology of training future teachers of music, built on a basis of interdisciplinary and context-oriented principle of selection of teaching contents. The author uses an integrated approach to form continuous (for the entire period of study in high school) successive educational disciplines and integrates music computer technologies into lessons as a means of learning information technology and facility for study. The developed model is implemented in a particular educational process in the disciplines of the complex (Information Technology, Information Technologies in Music, Computer Music, Computer Technology in Music Education). The article defines criteria, reflecting the characteristics of information technology in training future music teachers in conditions of pedagogical high school. The material allows concluding that the use of the developed method is a clear algorithm for educational training of a qualified music teacher, who has a high level of information competence and the ability to apply information technology opportunities in the creative professional activity.
Key words: music computer technologies, information technology, competence in computer studies, high-tech educational information environment, music education.
А.А. Панкова, преподаватель детской школы искусств №7, г. Воронеж, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается проблема разработки модели обучения информационным технологиям будущих учителей музыки, построенной на основе междисциплинарного и контекстно-ориентированного принципа отбора содержания обучения; комплексного подхода при формировании непрерывных (в течение всего периода обучения в вузе) преемственных образовательных дисциплин; интеграции музыкально-компьютерных технологий как средства обучения информационным технологиям и объекта для изучения. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе в рамках комплекса дисциплин («Информационные технологии», «Информационные технологии в музыке», «Компьютерная музыка», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»). Также в статье сформулированы критерии, отражающие особенности обучения информационным технологиям будущих учителей музыки в условиях педагогического вуза. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование разработанной методики позволит реализовать четкий образовательный алгоритм подготовки квалифицированного учителя музыки, обладающего высоким уровнем информационной компетентности и способного применять широкие возможности информационных технологий в творческой профессиональной деятельности.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии, информационная компетентность, высокотехнологичная информационная образовательная среда, музыкальное образование.
Информатизация музыкально-педагогического образования обусловила поиск новых форм, методов и средств обучения информационным технологиям (ИТ), а также обновление методического содержания образовательного процесса. В настоящее время формирование информационной компетентности (ИК) является необходимым условием для подготовки квалифицированного учителя музыки. Стремительное развитие ИТ и дистанционных форм обучения формирует новую высокотехнологичную информационную образовательную среду (ВТИОС), которая для учителя музыки также является средой его профессиональной деятельности. В современной общеобразовательной школе учителю музыки необходимо обладать уровнем ИК, достаточным для уверенного применения ИТ. Междисциплинарная сфера деятельности - затрагивающая вопросы музыки и информатики, а также появление и интенсивное внедрение широкого спектра компьютерного программно-аппаратного обеспечения деятельности учителя музыки, требует от него знаний, как в области основной специальности, так и в области информатики и ИТ. Особой образовательной средой реализации такого междисциплинарного подхода, возникшей на границе двух различных областей знания - информатики и музыки, - являются музыкально-компьютерные технологии (МКТ).
С целью формирования адекватной новым требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов ИК будущих учителей музыки создаются учебные программы, пособия, внедряются в образовательный процесс новые образовательные дисциплины. В то же время, согласно ряду исследований (Н.В. Белоусова, И.А. Большакова, А.Камерис, Е.А. Ложакова, Э.М. Кибиткина, А.П. Хмелева, Ж.Ю. Ситникова, К.Ю. Плотникова и др.) на сегодняшний день, знания студентов в предметной области информатики и ИТ на разных ступенях музыкально-педагогического образования оказываются недостаточными для освоения современных информационных средств и инструментов профессиональной деятельности учителя музыки. Такой уровень готовности выпускников педагогического вуза к использованию ИТ приводит к существенному противоречию между высокой степенью востребованности в учителях музыки, свободно владеющих ИТ, МКТ, а также методикой их применения, и острым дефицитом преподавательского состава, обладающего этими знаниями и умеющего использовать их на уроке музыки.
Очевидно, что основные причины вышеуказанного противоречия кроются не в отдельных частных недостатках образовательного процесса, а имеют системный характер и обусловлены целым рядом обстоятельств:
1. Отсутствие достаточного уровня знаний по информатике и ИТ, получаемого в рамках довузовской подготовки, что обусловлено рядом причин:
- обучение в специализированных музыкальных школах и лицеях, профильных гуманитарных классах общеобразовательной школы, в которых значительно увеличено время, отводимое на профильные предметы, в ущерб обучению информатике и ИТ;
- поступление в вуз после получения среднего профессионального на базе основного общего образования, что нарушает непрерывность и преемственность процесса обучения информатике и ИТ;
- низкая мотивация будущих учителей музыки к повышению ИК, обусловленная отсутствием корреляции получаемых знаний с будущей профессиональной деятельностью.
В результате, подготовка будущих учителей музыки в вузе по дисциплинам в области ИТ, выстраиваемая на основе полученных ранее знаний, не имеет прочного основания и, следовательно, недостаточно эффективна. По мнению И.В. Роберт, «базовый курс подготовки педагогов должен включать направления подготовки, обеспечивающие инвариантную относительно специальности педагога составляющую его профессиональной подготовки в области ИКТ; обеспечивать соответствующее современному этапу информатизации образования освоение основных способов организации информационного взаимодействия и информационной деятельности с помощью средств ИКТ» [1, с. 302]. Прежде чем рассматривать проблему формирования ИК будущих учителей музыки в условиях педагогического вуза, необходимо решить задачу овладения ими требуемым для этого уровнем знаний в области ИТ. Данная задача решается, как правило, уже в вузе. Учитывая ограниченное число часов, отводимое на подготовку в области ИТ студентов-музыкантов, решить ее крайне сложно в связи с тем, что в рамках предметов, предназначенных для формирования ИК, будущие учителя музыки лишь восполняют недостаток школьных знаний.
2. Отсутствие контекстно-ориентированного подхода в процессе обучения по дисциплинам предметной области ИТ и, как следствие, низкая степень корреляции получаемых студентами-музыкантами знаний с будущей профессиональной деятельностью. Ряд исследователей указывает на необходимость учета особенностей преподавания информатики и ИТ в системе музыкального и музыкально-педагогического образования (Г.Г Белов, И.А. Большакова, A.B. Горельченко, М.С. Заливадный, А. Каме-рис, Э.В. Кибиткина, И.М. Красильников, Е.А. Ложакова и др.). Однако, как отражено в ряде работ [2; 3; 4], дисциплины предметной области ИТ ведутся без учета профессиональных потребностей современных педагогов-музыкантов.
3. Недостаточная разработанность методик обучения ИТ, ориентированных на формирование ИК будущих учителей музыки как неотъемлемой составляющей их профессиональной деятельности. Данное обстоятельство обусловлено отсутствием в современной педагогике обобщенных подходов «к реализации дидактических возможностей иКт в целях обработки информации об изучаемых в данной предметной области объектах и их отношениях, об их моделировании, о применении средств ИКТ, ориентированных на исследовательский аспект изучения закономерностей конкретной предметной области» [1, с. 190]. Имеющиеся учебные пособия, которые можно использовать в преподавании ИТ будущим учителям музыки, в основном направлены на изучение конкретного программного обеспечения (ПО). Практически нет пособий, которые помогали бы работать над творческими проектами, отражая при этом интеграцию ИТ в профессиональную музыкальную деятельность, что подтверждаются и результатами проведенного нами констатирующего педагогического эксперимента, согласно которым многие преподаватели музыки среди основных трудностей, препятствующих активному внедрению МКТ на уроках, чаще всего указывали на недостаточное количество методических материалов и незнание возможностей использования средств ИТ в музыкально-педагогической деятельности [5].
4. Нарушение непрерывности процесса обучения ИТ в целом, и МКТ, в частности, в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Так, например, подготовка в области ИТ, реализуемая на первом курсе (в рамках таких дисциплин, как «Информационные технологии» и «Основы математической обработки информации»), осуществляется в педагогических вузах в процессе преподавания по единой программе для всех студентов (бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование»). Зачастую, для будущих учителей музыки, она находит свое логическое продолжение лишь на третьем курсе (например, при изучении дисциплин «Компьютерная музыка» и «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»), минуя второй год обучения, что нарушает непрерывность образовательного процесса по данному направлению и приводит к снижению уровня ИК. Это является одной из причин отсутствия глубоких знаний и целостного восприятия студентами-музыкантами возможностей современной ВТИОС.
5. Нарушение преемственности в построении дисциплин, относящихся к предметной области ИТ и МКТ, при подготовке будущих учителей музыки в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Формирование ИК в рамках разрозненных по своему содержанию дисциплин с недостаточным уровнем преемственности излагаемого материала приводит к отсутствию целостного восприятия и осознания студентами возможностей современных ИТ в целом и МКТ, в частности. Иногда, дисциплины предметной области МКТ заменяются содержащимися в других циклах учебного плана, что объясняется, прежде всего, отсутствием соответствующих методических материалов, а также преподавателей. Ситуация нередко усугубляется консервативным отношением музыкально-педагогического сообщества, в большинстве своем, получившего образование в те годы, когда ИТ и МКТ не являлись предметом рассмотрения традиционной системы образования.
Наличие данных обстоятельств указывает на необходимость преобразования процесса обучения ИТ будущих учителей музыки с целью формирования их ИК.
Также, следует отметить важную роль образовательной среды, которая должна позволять гармонично сочетать в процессе обучения информационные и музыкальные дисциплины. В качестве такой образовательной среды, возникшей на границе различных областей знания - информатики и музыки, выбраны МКТ. Учитывая уникальный интегрирующий междисциплинарный потенциал МКТ, их использование в процессе формирования ИК
будущих учителей музыки является необходимым в условиях функционирования ВТИОС. МКТ позволяют открыть новые возможности для творческого эксперимента, расширить познавательный кругозор будущих учителей музыки, использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и возможности музыкального компьютера (МК) [6; 7], оптимизировать учебный процесс, сделать его высокотехнологичным и творческим.
Наша методика опирается на разработанную в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена под руководством И.Б. Горбуновой комплексную инновационную образовательную систему «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», которая отражена, в частности, в создании новых образовательных стандартов подготовки бакалавров (профессионально-образовательный профиль «Музыкально-компьютерные технологии»), программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации [8; 9], а также на работы, в которых изложены основные принципы новой образовательной парадигмы [10; 11; 12].
Понимая под обучением ИТ в системе современного музыкально-педагогического образования совокупность процессов обучения информатике и ИТ (включая МКТ), мы разработали методику, содержащую непрерывный комплекс преемственных образовательных дисциплин: «Информационные технологии» (I курс); «Информационные технологии в музыке» (II курс); «Компьютерная музыка» (III курс); «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» (III курс).
Дисциплина «Информационные технологии» за счёт использования возможностей МКТ позволяет студентам лучше понять и изучить ИТ для дальнейшего их применения в профессиональной деятельности.
В ходе изучения данной дисциплины студенты знакомятся с аппаратным и программным обеспечением на примере МК, осваивают основные функциональные возможности и пользовательский интерфейс прикладных программ для компьютерного музыкального творчества. Будущие учителя музыки приобретают базовые навыки работы с сервисами и ресурсами сети Интернет и знакомятся с основными принципами использования средств коммуникации. В процессе работы над творческими музыкальными проектами применяются возможности дистанционных форм обучения, «облачных» технологий, а также осуществляется совместная удаленная работа над проектами.
Библиографический список
Дисциплина «Информационные технологии в музыке», имея выраженную направленность на изучение МКТ и опираясь на знания, полученные при обучении по дисциплине «Информационные технологии», обеспечивает преемственность между дисциплиной «Информационные технологии» и дисциплинами «Компьютерная музыка» и «Компьютерные технологии в музыкальном образовании». В ходе практических занятий по данной дисциплине студенты совершенствуют навыки работы с программными и аппаратными средствами современных ИТ на примере МКТ. Будущие учителя музыки осваивают применение профессионально-ориентированного программного обеспечения (ПО) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Дисциплина «Компьютерная музыка» предусматривает формирование ИК будущих учителей музыки в процессе компьютерного музыкального творчества, а также получение профессиональных навыков владения современными ИТ в области звукорежиссуры, аранжировки, композиции и исполнительского мастерства.
Дисциплина «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» направлена на формирование у будущих учителей музыки системы теоретических и практических знаний о современных формах и методах музыкально-педагогического образования. В рамках данной дисциплины изучаются и осваиваются на практике широкие возможности использования ИТ в целом и МКТ в частности как средства обучения музыке учеников в общеобразовательной школе.
В процессе обучения студентами разрабатываются мультимедийные учебные пособия для проведения уроков музыки по заданной теме, создаются электронные тестовые задания, разрабатываются проекты уроков с применением музыкального ПО (аудиоредакторов, программ-секвенсоров, автоаранжировочных программ, нотных редакторов, библиотек звуков, VST-инстру-ментов и т. д.), а также дистанционных форм обучения.
Разработанный комплекс дисциплин позволил использовать возможности МКТ в целях обучения ИТ и формирования ИК будущих учителей музыки. Использование принципов непрерывности и преемственности при его разработке позволило избежать фрагментарности процесса обучения студентов, сформировать единый образовательный вектор, направленный на успешную подготовку учителей музыки, способных профессионально использовать возможности современных ИТ и МКТ в будущей педагогической деятельности в условиях функционирования ВТИОС.
1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: БИНОМ, 2014.
2. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123-138.
3. Красильников И.М. Музыкальное искусство и образование XXI века. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство: «Лема», 2011: 22 - 28.
4. Сраджев В.П. Формирование мотивов учебной деятельности как важнейшее условие воспитания музыканта. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство: «Лема», 2011: 63 - 68.
5. Панкова А.А. Информационная культура как фактор профессиональной реализации современного педагога-музыканта. Научное мнение, 2014. № 8: 374 - 378.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 30 - 34.
7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014: материалы конференции. Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014, СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
8. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
9. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.
10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2014; 4 (39): 99 - 104.
12. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы. Теория и практика общественного развития, 2015; 2: 86-90.
References
1. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva: BINOM, 2014.
2. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123-138.
3. Krasil'nikov I.M. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie HHI veka. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: «Lema», 2011: 22 - 28.
4. Sradzhev V.P. Formirovanie motivov uchebnoj deyatel'nosti kak vazhnejshee uslovie vospitaniya muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie- 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: «Lema», 2011: 63 - 68.
5. Pankova A.A. Informacionnaya kul'tura kak faktor professional'noj realizacii sovremennogo pedagoga-muzykanta. Nauchnoe mnenie, 2014. № 8: 374 - 378.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo: RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.
7. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovani/'. Regional'naya informatika RI-2014: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 29-31 okt. 2014, SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
8. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
9. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.
10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2014; 4 (39): 99 - 104.
12. Gorbunova I.B. «'Estetika: informacionnyj podhod» Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 2: 86-90.
Статья поступила в редакцию 30.09.16
УДК 37.01
Sivolobova N.A., senior lecturer, Department of General Pedagogics and Modern Educational Technologies, Stavropol State
Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
URGENT PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH. The article is dedicated to questions of organization of patriotic education of students. The author considers principles, forms and methods of patriotic education of young people in a modern educational institution. In the article standard legal basis of organization of educational work, and a task of patriotic education are analyzed. The author believes that carrying out single state policy in the field of patriotic education of citizens of Russian Federation provides goal achievement of patriotic education by the planned, continuous and approved activities of public authorities, local government and public organizations. Patriotic education represents a complete pedagogical process directed to forming and development of patriotic qualities of the identity of every student, development of aspiration to civil, spiritual, moral and physical enhancement.
Keywords: education, patriotism, pedagogical influence.
Н.А. Сиволобова, доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, ГБОУ ВО
«Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
Статья посвящена вопросам организации патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор рассматривает принципы, формы и методы патриотического воспитания учащихся в современном образовательном учреждении. В статье проанализированы нормативно-правовые основы организации воспитательной работы, а также задачи цели и задачи патриотического воспитания. Автор считает, что проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. Патриотическое воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого учащегося; развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, педагогическое воздействие.
Вопросы воспитания патриотизма были и есть предметом социального изучения в различных науках, определивших данный феномен со следующих точек зрения. Например, Н.А. Бердяев понимал нацию как единство исторических судеб, а чувство патриотизма связывал с осознанием религиозно-нравственного идеала. Фактором становления патриотизма определял изучение истории, которую рассматривал ядром национального сознания [1].
Е.А. Врублевская считает патриотизм универсальной всечеловеческой категорией, понимая его как национальный дух, в котором раскрывалось своеобразие духовных тенденций. Факторами развития патриотизма она определяет культурный и жизненный опыт, формирующийся на принципах общности, единства и переплетения духовных ценностей [2] .
А.Н. Вырщиков рассматривает патриотизм как признак нации, имеющий историческое происхождение, особое бытие и самобытность. По его мнению, формирование патриотизма возможно путём изучения национального творчества, объективированного в отдельных его продуктах. Особый интерес вызывает представленная автором логика воспитания патриотизма: от инстинкта к сознанию, к самосознанию, к чувству патриотизма и творчеству [3].
В настоящее время общественностью и органами государственной власти разрабатываются нормативно-правовые основы патриотического воспитания молодёжи. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая является продолжением государственных программ предыдущих лет, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации [4].
Программа констатирует, что «за последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания... В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, в готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [2].
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информа-