Научная статья на тему 'Проблемы специфики формирования музыкальной культуры будущих педагогов-музыкантов, в условиях применения информационных технологий'

Проблемы специфики формирования музыкальной культуры будущих педагогов-музыкантов, в условиях применения информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / TEACHER-MUSICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

В статье обсуждается специфика формирования музыкальной культуры будущих педагогов-музыкантов, в условиях применения информационных технологий. Исследуется проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности, в условиях современного общества. Описаны специфические особенности внедрения средств информационных технологий в процесс преподавания общеэстетических дисциплин. Приведены основные нормативные акты, регламентирующие образовательный процесс, обосновывающие необходимость включения информационных технологий в образовательный процесс, с целью улучшения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE SPECIFICITY OF FORMATION OF MUSIC CULTURE OF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS, IN THE CONDITIONS OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The article discusses the specifics of the formation of musical culture of future teachers-musicians, in terms of information technology. The problem of the formation of musical and aesthetic culture of the person in the conditions of modern society is investigated. Specific features of introduction of means of information technologies in process of teaching of General aesthetic disciplines are described. The main normative acts regulating the educational process, justifying the need to include information technologies in the educational process in order to improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «Проблемы специфики формирования музыкальной культуры будущих педагогов-музыкантов, в условиях применения информационных технологий»

апробацию технологий современной физической культуры с учетом разнообразных потребностей и возможностей детей.

Построение и реализация новой концепции современной физической культуры на основе формирования потребности в движении среди детей и молодежи, новые структура и содержание позволят кардинально улучшить функциональное и физическое состояние детей, школьников, студентов.

Действующая система физического воспитания подрастающего поколения изначально не может решать стоящие перед ней задачи и нуждается в кардинальном обновлении.

На основе учения о потребностях разработана концепция современного видения в построении системы физического воспитания.

Разработана и экспериментально обоснована структура, содержание и методическое обеспечение системы физического воспитания, обеспечивающей становление и удовлетворение двигательной потребности.

Литература:

1. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М /: Наука, 1982 - 283 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры, 1990, №1, с. 15-24.

3. Брентано Л. Опыт теории потребностей. - Казань, 1921. — 263 с.

4. Лежнев В.Г. Намерение, воля и потребность. - М.: 1970. - 246 с.

5. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. - М.: 1971. - 310 с.

6. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. -1992 - №2 - С. 31-37.

7. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974-210 с.

8. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. - М.: Физическая культура и спорт, 1991 - 513 с.

9. Фомин Н.А. Физиология человека: Учебное пособие. - М: Просвещение, 1982 - 320 с.

Педагогика

УДК - 37.013

старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ, В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье обсуждается специфика формирования музыкальной культуры будущих педагогов-музыкантов, в условиях применения информационных технологий. Исследуется проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности, в условиях современного общества. Описаны специфические особенности внедрения средств информационных технологий в процесс преподавания общеэстетических дисциплин. Приведены основные нормативные акты, регламентирующие образовательный процесс, обосновывающие необходимость включения информационных технологий в образовательный процесс, с целью улучшения качества образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, воспитание, информационные технологии, педагог-музыкант.

Annotation. The article discusses the specifics of the formation of musical culture of future teachers-musicians, in terms of information technology. The problem of the formation of musical and aesthetic culture of the person in the conditions of modern society is investigated. Specific features of introduction of means of information technologies in process of teaching of General aesthetic disciplines are described. The main normative acts regulating the educational process, justifying the need to include information technologies in the educational process in order to improve the quality of education.

Keywords: Musical education, upbringing, information technologies, teacher-musician.

Введение. Современный этап развития общества предполагает новые подходы к управлению образовательным процессом, к обучению подрастающего поколения. При этом возрастает значение эстетического воспитания, формирования человека средствами искусства. Это касается, в частности, искусства музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие специфики управления процессом формирования музыкальной культуры, в условиях применения информационных технологий.

Изложение основного материала статьи. Ученые, как зарубежные, так и отечественные отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям, и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Это убеждает в необходимости серьезных корректив в области управления образовательными и воспитательными методиками, включая и музыкально-эстетическое воспитание.

Во-первых, потому, что действовавшая ранее система музыкально-эстетического воспитания уже не может функционировать в полном объеме.

Во-вторых, при обновлении ее форм, методов и самого содержания справедливо было бы максимально учитывать позитивный опыт истории музыкальной практики.

В формировании всесторонне развитой личности участвует множество факторов: семья, где изначально

закладывается мировоззрение и воспитание, окружающая социальная среда. Воспитание происходит за стенами школы, воспитывает ребенка та атмосфера, которая его окружает, те люди, с которыми он общается.

В этом процессе принимают участие все школьные дисциплины базисного плана: язык, литература, химия, история, география, музыка и т.д. Однако ни один из них так, как предметы общеэстетического цикла, не закладывают в ребенке того, что помогает выявить пути самореализации каждого, помогает раскрыть все его творческие потенции.

Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что задача школы - делать так, чтобы уже в годы отрочества человек жил в мире красоты: «Чувствование красоты, привлекательности идеального - это моральная и эмоциональная сердцевина долженствования как средоточия этики» [9].

Преподавание общеэстетических дисциплин занимает важное место и обладает специфическими возможностями в общей системе воспитания: приобщение человека к искусству открывает возможности особенно активно целенаправленного и глубокого внедрения в его сознание эстетического отношения к миру. Многими учеными-практиками экспериментально установлено, что музыкальное образование школьников начинается уже в детском саду или внешкольных центрах эстетического воспитания, где обучаются и малыши, и школьники, естественно, осуществляется преемственность в воспитании и обучении. В них закладывается фундамент систематического образования, гуманистического и целостного воспитания, эстетического отношения к миру и самому себе.

Предметы художественно-эстетического цикла должны быть направлены на формирование и развитие полноценно развитой личности. Одной из ведущих дисциплин в современной системе образования художественно-эстетического цикла является «Музыка».

Именно музыка занимает особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения. Она воздействует на сознание человека и его эмоциональную сферу, являясь важнейшим средством духовного развития личности. Музыка помогает человеку раскрыть в себе многие черты характера, позитивное, гармоничное восприятие окружающего мира.

К проблеме развития музыкальных способностей как важнейшего основания развития натуры человека, формирования его культуры обращались уже мудрецы глубокой древности. Можно вспомнить, что немало размышлений о природе прекрасного оставили такие античные философы, как Сократ, Аристотель, Платон, рассматривавшие прекрасное как эстетическую категорию, отличая её от отдельных прекрасных вещей.

Обращаясь к духовному опыту, сегодня важно сформировать у юной личности самостоятельность в нравственно-эстетической оценке действительности путем познания музыкального искусства, умножения собственного духовного потенциала, формирования интеллектуального капитала, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому, к духовным ценностям национальной, отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Сегодня же при перенасыщении звукового эфира различной, далеко не всегда качественной с точки зрения эстетических критериев музыкой, особенно важно научить ребенка разбираться в этом музыкальном калейдоскопе, выработать у него критерии отбора подлинно художественных образцов, умение отделить зёрна от плевел.

Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримости существования исследований проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников путем освоения музыкальной культуры прошлого, многие её аспекты остаются еще недостаточно разработанными.

Таким образом, данная проблема требует нового осмысления, учитывающего специфику современной реальности. Особенности же её таковы, что сегодня человеку, уже сформировавшему первоначальные навыки и основы музыкальной культуры, стремящемуся к более глубокому постижению музыкальной классики, необходимо иметь систему четкой навигации в пространстве электронных информационных ресурсов, умение ориентироваться в предложениях мировых музыкальных театров, концертных организаций и прочее.

В этом смысле существенным подспорьем могут стать специальные музыкальные занятия, обращенные к великому композиторскому наследию прошлого. Подобный подход наиболее эффективно применять на занятиях с обучающимися средней и - в еще большей степени - старшей школы, которые могут проходить как система специально организованных факультативов.

С целью реализации подобных занятий, важно подготовить педагогов-музыкантов, свободно ориентирующихся не только в области музыкального искусства, но и в области информационного пространства.

Хотелось бы отметить, что преподавания творческих дисциплин в области музыкального искусства у многих ассоциируется с традиционностью, консерватизмом. Как было сказано ранее, реалии современного общества диктуют иные условия реализации данных дисциплин.

Жизнь в современном мире постоянно изменяется, трансформируется. Нет сомнений, что современные обучающиеся сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от собственных сверстников последних десятков лет. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические запросы к образовательной организации.

С начала XXI столетия население земли перешло на новый виток собственного становления — многие видные ученые и политики все чаще говорят о приближении новой эры информационных технологий. В условиях меняющегося мира, улучшение и усложнение технологий информатизации сферы образования приобретает основополагающий смысл. Это также подчеркивается в муниципальных и государственных документах. В этой связи важным становится необходимость внедрения средств информационных технологий в образовательный процесс.

Трансформация и информатизация современного общества влечет за собой одну из современных тенденций образования — информатизацию, и здесь освоение средств информационных технологий является актуальной необходимостью для будущего педагога-музыканта.

В образовании сложились определенные тенденции, среди которых выделяется информатизация. На сегодняшний день под понятием информатизация имеется в виду - основной путь модернизации системы образования. Это понятие подразумевает не только развитие техники и технологий, но и изменения, вызванные развитием информационных технологий в обществе, в котором ведущей ценностью является информация и работа с ней, разработка планов и программ, содействующих формированию человека нового общества.

Одной из актуальных проблем, с которой сталкивается современный педагог-музыкант, является проблема поиска, сбора определенного объема информации, необходимого к использованию в учебном процессе.

Здесь важно отметить, что педагогу-музыканту требуется освоение достаточно большого объема информации, с целью реализации профессиональной деятельности.

Что же такое информация? «Информация - это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения».

Как следует из приведенного определения, с информацией обычно связывают по крайней мере три основных понятия:

• источник информации - тот элемент окружающего мира, сведения о котором являются объектом преобразования;

• потребитель информациии - тот элемент окружающего мира, который использует информацию;

• сигнал - материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса ее от источника к потребителю.

В этой связи, появляется актуализированная нормативно-правовая документация, регламентирующая образовательный процесс.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования предусматривает процесс формирования таких компетенций у будущего педагога, которые направлены на развитие информационной культуры [1]. В область решения профессиональных задач будущего педагога-музыканта попадает задача по формированию образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [10].

Компетентностный подход указывает на необходимость формирования способностей по использованию современных методов и технологий обучения и диагностики, по использованию естественнонаучных и математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве. [10].

Способность владеть информационно-коммуникативными технологиями, а также возможность применять их в образовательном процессе, является актуальной задачей современного педагога-музыканта. Тенденция к слиянию и взаимодействию традиционных методов обучения, современных информационных компьютерных технологий и новаторских способов педагогики, позволяющих повысить эффективность и качество образовательных программ, является одной из важнейших задач современной педагогики.

Актуальность применения средств информационных технологий продиктована общественной необходимостью в улучшении качества образовательного процесса, в том числе и в условиях музыкального образования.

Об эффективности и способах использования современных информационных технологий в процессе изучения музыкально-исторических, музыкально-теоретических дисциплин свидетельствует и опыт ведущих педагогов высшей школы. Так, например, потребность в удовлетворении вкусов и запросов обучающихся по части слушания качественной музыки, просмотра трансляций мировых музыкальных премьер, выступлений исполнителей высокого уровня, современных оперных и балетных постановок, практически непрерывно осуществляемых музыкальными театрами России, Америки и Европы, с успехом восполняется именно за счет интернет-ресурсов. К таковым относится, например, интернет-канал классической музыки MEDICI.TV. Богатый культурно-информационный контент, коллекцию оперной, балетной, инструментальной классики представляет канал Mezzo.

Выводы. При организации преподавателем аудиторной и самостоятельной работы необходимо учитывать и эффективно использовать огромный фонд качественных записей, предлагаемых видеохостингом YouTube. Эти и подобные им ресурсы могут применяться как иллюстративный, аудиовизуальный материал (в виде онлайн-трансляций, видеопрезентаций, музыкальных «нарезок» и проч.) как во время ставших уже педагогической классикой лекционных и семинарских занятий, так и в качестве средства формирования тонкого музыкального вкуса у обучающихся. В данном контексте категория вкуса рассматривается как критерий и важный компонент музыкальной культуры. Задача педагога при этом заключается в создании «системы навигации» в этом процессе. Преподавателю необходимо осуществлять отбор музыкального материала, предлагаемого студенту, продумывая логику и последовательность его освоения, создавая для своих подопечных некую «дорожную карту», которую каждый из них, освоившись в данном пространстве, будет варьироваться в соответствии с собственными целями и задачами.

Литература:

1. Груздева М.Л. Формирование информационных компетенций средствами интернет-тестирования Груздева М.Л., Козицын А.М. // В сборнике статей по материалам региональной научно-практической конференции Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016 С. 9-11.

2. Карнаухова В. А. Инновационные формы обучения студентов как средство приобщения к музыкальной культуре (статья) // Образовательное пространство и современная инновативная культурная среда: грани взаимодействия. Сборник научных трудов. Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010. С. 128 - 136.

3. Красильников И.М. Интерактивная музыкальная деятельность школьников // Педагогика. 2016. № 1. С. 64-74.

4. Красильников И.М. Какие компьютерные программы нужны для приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству? // Педагогика искусства. 2014. № 1. С. 40-47.

5. Кривенкова Е.Н. Возможности применения информационных систем в образовательном процессе // В сборнике статей по материалам региональной научно-практической конференции Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016 С. 15-18

6. Кручинина, Г.А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационно-коммуникационных технологий обучения / Г.А. Кручинина. Монография. - М.: МПГУ. Изд-во МПГУ им. В.И. Ленина. 1996. 176 с.

7. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Исполнительский анализ с применением информационных технологий как инструмент развития профессионального мышления педагога-музыканта// Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 193-200.

8. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1. -URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/19/20

9. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pedlib.ru>Педагогич>5_0138_1.shtml - Дата обращения: 29.03.2018

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1426,от 04.12.2015 г., зарегистрирован в Минюсте от 11.01.2016 г. № 40536

Педагогика

УДК - 37.013

старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается возможность и целесообразность применения информационных систем в профессиональной деятельности педагога-музыканта. Дается различие между понятиями «информационные системы», «информационные технологии» и «базы данных». Определена необходимость того, что обществу требуется профессионально-подготовленный специалист, способный ориентироваться в современных информационных ресурсах, базах данных, осуществлять подбор, анализ полученной информации, применять эту информацию в реализации практической деятельности. Приводятся мнения ведущих российских специалистов в области музыкального образования об использовании информационных систем в подборе музыкального материала. Делается вывод о целесообразности применения информационных технологий.

Ключевые слова: информационные системы, педагог-музыкант, музыкальное образование.

Annotation. The article considers the expediency, possibility and fruitfulness of application of information systems in professional activity of teacher-musician. Given the distinction between "information systems", "information technology" and "database". The necessity of the fact that the society needs a professionally trained specialist, able to navigate in modern information resources, databases, carry out the selection, analysis of the information received, to apply this information in the implementation of practical activities. The opinions of the leading Russian experts in the field of music education on the use of information systems in the selection of musical material. The conclusion about expediency of application of information technologies is made.

Keywords: information systems, teacher-musician, musical education.

Введение. Контекст современного социально-экономического развития общества обусловил появление ряда предпосылок к изменению технологии получения и обработки информации. Формируются качественно иные принципы организации жизненного пространства людей, целью которых является решение вопросов, связанных с социальной активностью, приспособленностью, способностью адаптировать себя к быстро меняющимся условиям социально-экономической сферы.

Одной из основополагающих тенденций педагогического образования остается информатизация. Информатизация, характеризуется как процесс, направленный на создание, развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, который является одним из основополагающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, преодолении кризисных ситуаций и стабилизации государственной экономики и развития системы образования [9].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является выявление необходимости пересмотра и изменения привычных, традиционных методологических подходов, а также введения таких способов обучения будущих педагогов-музыкантов, которые основываются на использовании актуальных средств информационных технологий.

Изложение основного материала статьи. В условиях постоянного обновления и усовершенствования технологий, информатизации, модернизации педагогического образования, изменяются и базовые требования потенциальных работодателей к уровню сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов, в этой связи педагогу-музыканту необходимо получение не только профессиональных умений в области исполнительского мастерства, но и умения использования оптимальных информационных систем в педагогической деятельности.

Существуют многочисленные классификации информационных систем. По функциональному признаку выделяют правовые, библиографические, медицинские, статистические информационные системы и т.п.

По степени автоматизации выделяют ручные (библиотечный каталог), автоматизированные, автоматические информационные системы (полностью исключающее участие человека).

Сейчас широко применяются информационные системы, целью которых является обеспечение юридической, экономической, социологической медицинской, библиографической деятельностей. Ведущую роль среди таких систем занимают правовые информационно - поисковые системы, системы обработки статистических данных с целью оптимизации и решения задач, связанных с обработкой заказов, планированием производства, расчетом налогов и заработной платы, учетом кадров.

Для эффективной реализации профессиональной деятельности педагогу-музыканту важно владеть довольно обширным количеством информации в предметной области «Музыкальное образование и искусство».

К тому же, многие ученые в области музыковедения Е. В. Назайкинский [20], В. В. Медушевский [18], и др. рассуждали о том, что информационные технологии можно использовать с целью изучения средств изучения музыкальной выразительности. В этой связи, очевидной становится необходимость внедрения в процесс преподавания дисциплин в области музыкально-исторической, культурно-просветительской подготовки педагога-музыканта электронных ресурсов, что будет эффективным методом формирования их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.