Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века'

Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC EDUCATION / HIGH-TECH EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / PEDAGOGY / MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович, Горбунова Ирина Борисовна, Камерис Андреас, Романенко Людмила Юрьевна

Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) – современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Алексей Михайлович, Горбунова Ирина Борисовна, Камерис Андреас, Романенко Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES AT DIGITAL AGE SCHOOL

High-tech educational information environment requires searching for new approaches and fundamentally new training systems at the Digital Age School. At present, innovative music pedagogy is closely connected with using Music Computer Technologies (MCT), which are an effective means of improving the quality of teaching music at all levels of the training process. The MCT are indispensable tools of the educational process in introducing music masterpieces to different social groups, as well as a unique technology for the implementation of inclusive pedagogical process in training people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века»

УДК 519.67

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА

© А.М. Воронов1, И.Б. Горбунова2, А. Камерис3, Л.Ю. Романенко4

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 191186, Россия, г Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48.

Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) - современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: музыкальное образование; высокотехнологичная информационная образовательная среда; педагогика; музыкально-компьютерные технологии.

MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES AT DIGITAL AGE SCHOOL A.M. Voronov, I.B. Gorbunova, A. Kameris, L.Yu. Romanenko

Russian State Herzen Pedagogical University

48 Moika Embankment, Saint-Petersburg, 191186, Russia.

High-tech educational information environment requires searching for new approaches and fundamentally new training systems at the Digital Age School. At present, innovative music pedagogy is closely connected with using Music Computer Technologies (MCT), which are an effective means of improving the quality of teaching music at all levels of the training process. The MCT are indispensable tools of the educational process in introducing music masterpieces to different social groups, as well as a unique technology for the implementation of inclusive pedagogical process in training people with disabilities. 10 sources.

Key words: music education; high-tech educational information environment; pedagogy; music and computer technologies.

Искусство занимает одно из самых значимых мест в формировании творческой личности. Однако в условиях быстро изменяющихся социальных и экономических отношений в обществе наблюдается снижение интереса к искусству, к классическому музыкальному искусству в частности. Одно из решений данной проблемы заключено в поиске новых педагогических технологий при участии музыкально-компьютерных программ. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) позволяют гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и безграничные возможности музыкального компьютера [5].

Музыкальное образование XXI века нуждается в новой концепции, учитывающей реалии сегодняшнего

дня: активизацию творческих форм работы с использованием МКТ, в частности, инструментария электронного музыкального творчества. При этом современные направления музыкального образования не должны отрываться от культурных традиций художественного осмысления действительности, доставшихся ему в наследство, а также должны поддерживать высокий духовно-нравственный уровень процесса обучения творчеству [3, 9]. Внедрение МКТ в образовательный процесс позволяет актуализировать новые возможности подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает новые перспективы развития музыкальной педагогики и художественного образования в целом.

1Воронов Алексей Михайлович, звукорежиссер УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», e-mail: radiokometa@mail.ru Voronov Aleksei, Sound Engineer of the Laboratory «Music Computer Technologies», e-mail: radiokometa@mail.ru

2Горбунова Ирина Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», тел.: 89219568525, e-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Gorbunova Irina, Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Education Informatization, Chief Researcher of the Laboratory «Music Computer Technologies», tel.: 89219568525, e-mail: gorbunova@herzen.spb.ru

3Камерис Андреас, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», e-mail: kamerisand@yandex.ru

Kameris Andreas, Candidate of Pedagogics, Senior Researcher of the Laboratory «Music Computer Technologies», e-mail: kamer-isand@yandex.ru

4Романенко Людмила Юрьевна, звукорежиссер УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», тел.: 89119078000, e-mail: luddtmila@yandex.ru

Romanenko Lyudmila, Sound Engineer of the Laboratory «Music Computer Technologies», tel.: 89119078000, e-mail: luddtmila@yandex.ru

Авторами представлены основные звенья системы музыкального образования - общего, профессионального, инклюзивного, которые получили действенное развитие с использованием современных МКТ. Система интегрирована в пространство сетевых технологий, что создаёт равные возможности обучения музыке для каждого ребёнка, школьника и студента, находящегося в любом регионе нашей страны.

Для проведения научно-педагогического исследования были разработаны следующие основные направления:

1) подготовка педагогов нового типа, профессионально владеющих специализированными музыкальными программно-аппаратными средствами, инновационными методиками и технологиями (разработка и внедрение в образовательный процесс программ бакалавриата, магистратуры, дополнительного профессионального образования);

2) создание методических материалов, описывающих методы работы с ресурсной базой в сети, а также методическое сопровождение к использованию создаваемого программного обеспечения, предназначенного для работы с музыкой в пространстве цифровых технологий;

3) формирование новой предметной области в музыкальном образовании (общем, профессиональном и инклюзивном), возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ.

Созданная методическая система базируется на совершенно новой оригинальной модели, построенной на основе использования МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой форме занятия. На базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена разработана конфигурация образовательного программно-аппаратного комплекса, методика и технология обучения, построенные на индивидуально-групповых формах работы в специализированном музыкально-компьютерном классе, а также разработано методическое сопровождение, включающее музыкально-творческие проекты и саму технологию обучения.

Основные компоненты рассматриваемой методической системы опираются на предпосылки музыкального образования, реально присутствующие в музыкальной культуре:

1. В современной музыкальной практике широкое распространение получил новый класс музыкальных инструментов: клавишные синтезаторы, рабочие станции, музыкальные компьютеры и др. Инструменты, построенные на основе цифровых технологий, отличаются значительными выразительными ресурсами, что открывает широкие перспективы их применения в музыкальном образовании, включая такие вопросы, как развитие музыкальной электроники в образовании, значение электронного музыкального творчества в современной музыкальной культуре, образовании и понимание специфики этой деятельности.

2. Использование МКТ обеспечивает интенсивное и гармоничное развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе расширения сферы музыкальной деятельности за счёт обращения к элементам композиции, исполнительства, звукорежиссу-ры и звукового синтеза, а также более глубокое освоение ими неисчерпаемого эстетического и этического опыта, заложенного в народной, классической и современной музыке.

3. Важным компонентом системы является опора на совместную творческую деятельность обучаемых, как имеющую высокий развивающий потенциал, воздействующий на все стороны психики посредством развития эмоциональной сферы. Аналогично исторически предшествующим ансамблевым формам музицирования совместное творчество в ансамбле электронных музыкальных инструментов способствует развитию продуктивных стилей общения, смягчению кризисных состояний и формирует такие качества, как умение работать в группе, согласовывая свои действия с партнёрами на основе невербального контакта, ответственность за эстетическую характеристику каждого момента процесса и конечного результата.

Теоретической основой построения методической системы являются:

- создание профессионально-образовательного комплекса психолого-педагогических и информационно-технологических образовательных условий, направленных на формирование личности музыканта, обладающего адекватной социокультурной реальности системой знаний и навыков использования современных МКТ;

- создание новых творческих форм проведения уроков музыки, обеспечивающих многообразные связи различных областей художественного и информационно-технологического образования, взаимообусло-венность различных видов творческой деятельности обучаемых, интеграцию различных областей знаний, характерную для современного образовательного пространства;

- формирование ключевых компетентностей, универсальных и интеллектуальных умений, мыслительных навыков, призванных способствовать формированию гармонично развитой личности, человека новой формации, способного к творческой самореализации и непрерывному самообразованию;

- углубление межпредметных связей и, как следствие, повышение мотивации к приобретению знаний у студентов-музыкантов по каждой дисциплине, повышение скорости усвоения и увеличение объёма изучаемого материала, улучшение качества знаний за счёт акцентуации на творческой составляющей учебного процесса.

Научная новизна разработанной образовательной концепции, составляющей основу данной методической системы, заключается в следующем:

- научно осмыслен феномен МКТ как новой образовательной творческой среды в системе современных образовательных концепций;

- разработана новая модель современного высшего педагогического образования на базе МКТ;

- обоснована сущность принципиально важных категорий: «музыкально-компьютерное образование», «МКТ - новая образовательная творческая среда», «музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта», обогащающих понятийный аппарат современной педагогической науки;

- раскрыты педагогические условия содержания и технологии подготовки бакалавров и магистров по направлению «Музыкально-компьютерные технологии в образовании»;

- определены пути реализации новой концепции музыкально-компьютерного образования как совокупности идей реформирования музыкального просвещения в высшей и средней школах, воплощённой в различных программах;

- обоснована новая система проведения занятий по музыкальным дисциплинам, заключающаяся в органичном сочетании различных форм обучения и использовании современных информационных, в том числе музыкально-компьютерных, образовательных технологий, способствующая актуализации всего образовательного потенциала в целом;

- создана новая образовательная технология обучения, которая опирается на использование, наряду с традиционными, мультимедийных, дистанционных и и нтернет-технологи й.

Многогранность, глобальная применимость электронной и компьютерной музыки дают новые, по сути, безграничные возможности самореализации, стимулируют стремительное развитие интеллекта, поднимая обучение на новый уровень. Совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создаёт условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом [4].

Реализация концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке современного музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку в сети Интернет [7]:

1. Разработан, лицензирован и внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования по специальности 050610 - «Музыкально-компьютерные технологии», на который с 2004 года осуществляется набор абитуриентов в различных регионах и различных учебных заведениях России. Для студентов факультетов музыки разработаны программы дисциплин, среди которых: «Компьютерная музыка», «Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)», «Информационные технологии в музыке», «Основы композиции, инструмен-товедение и компьютерная аранжировка», «Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте», «Музыкально-компьютерный практикум» и др.

Разработана и внедрена в образовательный процесс программа магистерской подготовки 050610М

«Музыкально-компьютерные технологии в образовании».

Для студентов факультетов коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны программы цикла дисциплин «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха» и др.

2. Реализация инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии» осуществляется через систему дополнительного образования: программы профессиональной переподготовки: «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в образовательных учреждениях», «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях», а также программы повышения квалификации. Среди последних можно назвать следующие: «Музыкально-компьютерные технологии», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Компьютерное музыкальное творчество», «Методика преподавания электронных музыкальных инструментов», «Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах», «Дистанционное музыкальное образование», «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе», «Звуковой дизайн», «Прикладная звукорежиссура», «Основы музыкального программирования», «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием музыкально-компьютерных технологий» и др.

3. Реализация концепции также предусматривает профессиональное развитие педагогов музыки и их методическую поддержку в сети Интернет. Разработанная методическая система делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для широкого контингента учащихся. Методическая система направлена на создание фундамента музыкального образования как для будущих профессионалов, так и для любителей музыки, через освоение музыки как метаязыка, владение которым позволяет слушать, понимать и «говорить», то есть иметь возможность самовыражения (например, информационный источник сложной структуры (ИИСС) «Музыка в цифровом пространстве», инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) «Музыка и информатика») [1, 6].

Все представленные образовательные ресурсы являются открытыми, реализующими индивидуальные траектории обучения для каждого участника образовательного процесса. Так, например, ИИСС «Музыка в цифровом пространстве» призван помочь учащимся в развитии музыкальных способностей через понимание музыкального языка и практическое освоение приёмов современного музыкального творчества, основанного на цифровых технологиях, и решить ряд актуальных для современного образования задач:

- расширение источников получения знания, в том числе использование информационных возможностей Интернета (в форме домашней или факультативной

работы);

- снижение нагрузки на учителя при подготовке к занятиям за счёт активизации творческого начала и индивидуализации его деятельности (за счёт предоставления возможностей создания собственных учебных траекторий);

- увеличение мотивировки получения знания за счёт введения в традиционные подходы изучения музыки МКТ с опорой на потребности личности в творческой самореализации;

- получение учеником опыта сотворчества с учителем и товарищами через разнообразные формы коллективной работы в освоении учебного материала и др.

Разработанные программы для реализации дистанционных форм музыкального образования основываются на новых методах преподавания музыкальной культуры; их включение предполагает активное использование информационных технологий, связанных с освоением существующих методов работы с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).

Для реализации практических курсов освоения новой области знаний, формирующей навыки и умения по использованию МКТ в музыкальном образовании и последующей творческой деятельности - как представление нового материала на занятии, так и самостоятельную творческую деятельность учащихся - разработан комплекс следующих обучающих ресурсов:

- коллекция информационных источников (систематизированных баз данных), включающая тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, анимацию и др., снабжённая удобной навигацией для поиска необходимых материалов и их отбора с целью дальнейшего использования;

- модели уроков (готовые «лекции»), содержащие авторские варианты изложения теоретического материала и задания для коллективной и индивидуальной творческой работы;

- инструментальные средства по отбору и поддержанию собственных траекторий занятий (формируются на основе ресурсов, представленных в коллекции ИИСС и, возможно, с использованием ресурсов, найденных или подготовленных учителем самостоятельно);

- комплект методических материалов, описывающих методы работы с ресурсной базой и моделями уроков, представленными в программах, а также инструкции (или ссылки на соответствующие печатные и электронные издания) по использованию программ, предназначенных для работы с цифровой музыкой.

Учитель может решать следующие педагогические и методические задачи: выбрать для сопровождения урока готовую «лекцию»; выбрать готовую «лекцию» и адаптировать её под собственные педагогические задачи (исключая или добавляя необходимые ресурсы); создать собственную траекторию урока, используя материалы коллекции ресурсов и дополнительные материалы, собранные учителем самостоятельно; отобрать практические и творческие задания для выполнения их на уроке или для домашней

работы; организовать диалог на уроке с помощью заранее подобранных коллекций ресурсов и др.

Ученик получает возможность использовать материалы коллекции ресурсов для выполнения заданий, создавать собственные творческие проекты на основе изученного материала и предлагаемых методик по работе с цифровой музыкой, а также самостоятельного повышать уровень знаний и развивать творческие способности и др.

Такие программы выступают в роли организатора диалога между учителем и учеником в процессе изучения и осознания особенностей музыкально-культурного пространства. Принципы, положенные в основу создания образовательных продуктов подобного класса для учащихся музыкальных и общеобразовательных школ, их педагогов и родителей являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании (общем и начальном профессиональном), возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ.

Внедрение ИИСС и ЦОР на основе использования МКТ в образовательный процесс способствует: улучшению качества освоения ряда традиционных музыкальных дисциплин, таких как классическая музыкальная литература, сольфеджио, композиция, аранжировка и др.; значительному расширению круга теоретических и практических представлений учащихся о современных формах звучания музыки как вида искусства и о технологиях её создания; формированию новых художественно-эстетических представлений в компьютерной и электронной музыке; знакомству с новыми жанрами и направлениями в компьютерной и электронной музыке; приобретению знаний о возможностях использования музыкального компьютера для школьного музыкального творчества (компьютерной аранжировки, композиции, студийной работы и пр.); расширению представлений о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями; формированию знаний в области электронного звука и системных представлений о перспективах развития музыкального искусства в целом; формированию потребности учащихся в музыкальном образовании, в том числе с использованием музыкального компьютера; расширению возможностей профессиональной ориентации учащихся в области МКТ.

Использование ИИСС и ЦОР в повседневной учебной деятельности позволяет учащимся:

• приобрести практические навыки владения музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом;

• освоить новые знания и умения (в том числе и начальные профессиональные) через музыкально-практическую деятельность на уроках;

• получить представление об акустических возможностях музыкального компьютера, об особенностях компьютерной инструментовки, о работе в современной цифровой студии звукозаписи;

• реализовать творческие замыслы через освоение новых компьютерных программ;

• развить умения по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности.

Представленная авторами методическая система на базе МКТ открывает перспективные направления в развитии музыкального образования и художественной культуры в целом в рамках формирования Школы цифрового века, что обусловливает:

а) в области педагогической науки, инновационных разработок и технологий обучения:

• создание программ, отражающих современный уровень развития образовательных технологий для различных ступеней непрерывного музыкального образования - общего и профессионального;

• обоснование закономерностей развития новой профессиональной творческой среды - музыкально-компьютерные технологии - в образовании и творчестве и выявлении на этой основе значимых позиций для становления музыканта, владеющего современными технологиями и методиками;

• исследование социально-педагогических условий деятельности педагога-музыканта, направленной на создание на базе МКТ школ-мастерских нового типа;

• формирование мобильных образовательных систем, способных быстро адаптироваться к изменяющейся информационно-коммуникативной среде, что является обязательным условием успешности такого образования;

б) в области развития художественной культуры в целом:

• формирование адекватного понимания кардинальных изменений, происходящих в художественной среде, концептуальная и продуктивная фаза которых определяется областью цифровых искусств;

• осознание необходимости интеграции различных видов искусств в едином цифровом информационно-художественном поле;

• формирование адекватного понимания места нового и традиционного музыкального искусства в рамках художественно-образовательного пространства, анализ путей и взаимосвязи наиболее активных в творческом отношении сфер, определяющих перспективные направления развития художественной культуры в целом.

В качестве основы научного задела следует рассматривать созданную сотрудниками учебно-методической лаборатории (УМЛ) «Музыкально-компьютерные технологии» под руководством проф. И.Б. Горбуновой комплексную инновационную образовательную систему «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», которая опирается на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные МКТ и развивает как собственно музыкальное и информационно-технологическое образование, так и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом. Основными задачами УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» стали:

- разработка нового образовательного направле-

ния - МКТ как новая образовательная и творческая среда в общем, профессиональном и специальном (инклюзивном) музыкальном образовании;

- реализация методической системы музыкально-компьютерного педагогического образования на разных ступенях обучения, которые отражают содержание, формы и методы использования МКТ в профессиональном, общем и инклюзивном музыкальном образовании;

- внедрение 1Т-технологий в музыкально-образовательный процесс.

Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ. Их существование является фундаментом для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звуко-режиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и МЮ!-инструментах и пр.), так и программистов-разработчиков в области электронных музыкальных систем [8].

В качестве научного задела можно также рассматривать проведённый широкомасштабный педагогический эксперимент и апробацию элементов разработанной комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» при поддержке Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Министерства образования и науки РФ в пилотных регионах России, о чём свидетельствуют, в частности, открытые образовательные продукты, ЦОРы, ИУМК, ИИСС, находящиеся в сети. Среди них:

- ИУМК «Музыка и информатика» (1-4 классы) -при поддержке НФПК разработан, внедрён и апробирован в рамках проекта «Информатизация системы образования» [6];

- ИУМК «Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта» (авторы: Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко) - при поддержке НФПК в проекте «Создание учебной литературы нового поколения» разработан, апробирован и внедрён в образовательный процесс;

- ИИСС и ЦОР «Музыка в цифровом пространстве» (5-9 классы) и «Звук и музыка в мультимедиа системах» (8-11 классы) - при поддержке НФПК разработан в рамках проекта «Информатизация системы образования» [1];

- система инклюзивного образования: равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Предлагаемая методическая система опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигательной - Н.А. Бергер), и на возможности МКТ, не имеющие аналога в про-

шлом. Причем отсутствие одного из них хотя и затрудняет «путь к музицированию», но позволяет компенсировать недостающее слагаемое, в частности, использование данного способа привлекло к практическому музицированию детей даже с 4-й и 5-й степенями тугоухости, что делает возможным применять данную методическую систему в инклюзивном образовании. Разработанные методики апробированы в школе-интернате № 33 для слабослышащих детей г. Санкт-Петербурга (под руководством доцента Н.А. Бергер при участии Н.А. Яцентковской), в общественной организации «СПб АРДИС» (ассоциация родителей и детей-инвалидов по слуху), а также в интернате № 1 для слабовидящих детей г. Санкт-Петербурга, ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» г. Санкт-Петербурга (по программам, разработанным А.М. Вороновым [2]).

Рассматриваемые ресурсы находятся в открытом доступе в сети. К ним имеет неограниченный доступ любой учитель и ученик, любой ребёнок и родитель. Мы считаем, что для современного учителя и учащегося крайне важна доступность и открытость разработанной методической системы [10] (элементы системы были продемонстрированы на церемонии открытия Года Учителя в РГПУ им. А.И. Герцена: http://www. kremlin. ru/news/6681; http://www.vesti.ru/videos?vid=256176).

К имеющемуся научному заделу по различным направлениям исследования в рамках рассматриваемой проблемы следует отнести кандидатские диссертации, посвящённые функционированию МКТ в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационным технологиям в музыке и музыкальном образовании и компьютерному моделированию элементов музыкального творчества, которые защищены в результате проводимых исследований на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» под руководством проф. И.Б. Горбуновой: «Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса» (Черная М.Ю, 2012 г.); «Информационная образовательная среда обучения информатике учащихся в школах с углублённым изучением предметов музыкального цикла» (Привалова

С.Ю., 2012 г.); «Методика обучения основам музыкального программирования» (Кибиткина Э.В., 2011 г.); «Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта» (Камерис А., 2007 г.); «Операционность знаний по информатике учащихся музыкальных школ с использованием музыкально-компьютерных технологий» (Горельченко А.В., 2007); «Исследование математических моделей, разработка алгоритмов интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI» (Чибирёв С.В., 2007); «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании» (Заболотская И.В., 2000 г.). А также проводимые в настоящий момент диссертационные исследования по следующим специальностям: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования); 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования); 05.13.18 -математическое моделирование, численные методы и комплексы программ; 13.00.08 - теория и методика профессионального образования; 24.00.01 - теория и история культуры.

Должный уровень образовательного процесса в отношении инновационных направлений, связанных с использованием МКТ, электронным музыкальным творчеством может быть сохранён только в случае обеспечения серьёзного и углублённого подхода к обучению на всех его ступенях - предпрофессиональ-ной, профессиональной, в системе дополнительного образования (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки и др.).

Таким образом, представленные разработки могут способствовать постановке и эффективному решению конкретных практических задач как методического, так и искусствоведческого и технологического характера, что в свою очередь послужит основой для создания и реализации программ в сфере освоения МКТ и разработки учебных дисциплин, ориентированных на актуальные задачи современного музыкального образования и новые запросы учащихся, соответствующие динамическим изменениям в новых социально-экономических условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыка в цифровом пространстве [Электронный ресурс]. Компьютерная студия «Март» // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»: Уникальный идентификатор: 57b1b94d-b095-48e1 -b60f-12f87d0b61 c5, 2008.

2. Воронов А.М. Об особенностях освоения музыкально -компьютерных технологий студентами с нарушением зрения // Современное музыкальное образование: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. СПб: Изд-во ООО «Синтез Бук», 2008. С. 202-206.

3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. Т. 2. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,

2010. 205 с.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. Т. 3. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,

2011. 399 с.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.

6. Горбунова И.Б., Демидов М.В., Привалова С.Ю., Чибирёв С.В. Музыка и информатика: инновационный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. Компьютерная студия «Март» // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: www.school-collection.edu.ru ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика»: Уникальный идентификатор: 57b1b94d-Ь095-48в1-Ь60М 2)87(0Ь61 с5, 2008.

7. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 117 с.

8. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художе-

Гуманитарные науки

ственного образования и эстетического воспитания. 2010. № 5 (67). С. 104-111.

9. Красильников И.М. Студия компьютерной музыки: методика обучения. М.: Экон-Информ. 2011. 192 с.

10. Романенко Л.Ю. Место музыкально-компьютерных тех-

нологий в современном культурологическом пространстве // Современное музыкальное образование-2012: материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. С. 259-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.