Научная статья на тему 'Ключевая роль профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта, в условиях реализации профессиональных стандартов'

Ключевая роль профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта, в условиях реализации профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / TEACHER-MUSICIAN / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

Статья посвящена актуальным направлениям в современной музыкальной педагогике, обусловленным процессами информатизации и компьютеризации образования. Авторы статьи подчеркивают важность применения новейших технологий в процессе формирования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта и отстаивают перспективность подобного подхода как необходимого условия конкурентоспособности выпускника педагогического вуза в дальнейшей его профессиональной реализации. Авторы подвергают анализу проблемы профессионального самоопределения будущего педагога-музыканта в условиях актуальных федеральных государственных стандартов высшего образования, профессиональных стандартов и определяют значение и место дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Карнаухова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key role of professional competence of the future teacher-musician in the context of implementation of professional standards

The article is devoted to the actual directions in modern music pedagogy, caused by the processes of Informatization and computerization of education. The authors emphasize the importance of the use of new technologies in the process of formation of professional competences of the future teachermusician and defend the prospects of this approach as a necessary condition for the competitiveness of the graduate of pedagogical University in its further professional implementation. The authors analyze the problem of professional self-determination of the future teacher-musician in the conditions of actual Federal state standards of higher education, professional standards and determine the importance and place of the discipline "Information technologies in professional activity" in the direction of 44.03.01 Pedagogical education, «Music» profile.

Текст научной работы на тему «Ключевая роль профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта, в условиях реализации профессиональных стандартов»

государственный СоВет-ник, 2018 № 2

УДК 372.878

О. А. Сизова, В. А. Карнаухова

Ключевая роль профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта, в условиях реализации профессиональных стандартов

Статья посвящена актуальным направлениям в современной музыкальной педагогике, обусловленным процессами информатизации и компьютеризации образования. Авторы статьи подчеркивают важность применения новейших технологий в процессе формирования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта и отстаивают перспективность подобного подхода как необходимого условия конкурентоспособности выпускника педагогического вуза в дальнейшей его профессиональной реализации. Авторы подвергают анализу проблемы профессионального самоопределения будущего педагога-музыканта в условиях актуальных федеральных государственных стандартов высшего образования, профессиональных стандартов и определяют значение и место дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка».

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог-музыкант, работодатель, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, информатизация, информационные технологии

O. A. Sizova, V. A. Karnaukhova

The key role of professional competence of the future teacher-musician in the context of implementation of professional standards

The article is devoted to the actual directions in modern music pedagogy, caused by the processes of Informatization and computerization of education. The authors emphasize the importance of the use of new technologies in the process of formation of professional competences of the future teacher-musician and defend the prospects of this approach as a necessary condition for the competitiveness of the graduate of pedagogical University in its further professional implementation. The authors analyze the problem of professional self-determination of the future teacher-musician in the conditions of actual Federal state standards of higher education, professional standards and determine the importance and place of the discipline "Information technologies in professional activity" in the direction of 44.03.01 Pedagogical education, «Music» profile.

Keywords: professional competence, teacher-musician, employer, professional standard, educational standard, Informatization, information technology

овременное общество стремительно модернизируется. Переосмыслению и коррекции подвергается буквально все, включая процессы воспитания, образования, социализации молодых людей и их профессиональной реализации в новых социокультурных и экономических реалиях. Важным в данных условиях становится выявить основные стратегические направления в современном образовании и подготовке молодых специалистов, что касается, в частности, и подготовки будущих педагогов-музыкантов - учителей музыки в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.

В связи с закономерными изменениями и преобразованиями, произошедшими в последние годы в социально-экономической сфере, необходима, прежде всего, соответствующая реакция в структуре подготовки будущего педагога-музыканта, которые бы смогли обеспечить успех в реализации себя в видах профессиональной деятельности.

Основополагающей целью процесса обучения студентов в условиях педагогического вуза является выпуск на рынок труда компетентных специалистов, готовых к целенаправленной социальной активности и способных в совершенстве ориентироваться в профессиональном мире, а также занимать ведущую позицию в кругу профессионального сообщества.

Этап профессиональной подготовки в вузе тесно связан с процессом самоопределения личности, в этой связи приобретают актуальность вопросы изучения педагогических условий наиболее эффективного формирования процесса профессиональной компетентности будущих выпускников.

Исследуя процесс формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта, обратимся к размышлению выдающегося ученого в области педагогики В. А. Сластени-на: «Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность» [7]. Вопросы процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов изучаются в исследованиях отечественных, а также зарубежных ученых. Определения и трактовки данного понятия, безусловно, рознятся, однако приводят к общему знаменателю федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего

поколения, а также актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, созданные в соответствии с требованиями, изложенными в профессиональных стандартах, так называемые ФГОС ВО ++.

Закономерной чертой, в условиях активного развития рыночной экономики, является доминирующая тенденция, которая заключена в ориентации выпускников вузов в сферу труда.

В этой связи, можно привести следующие изменения, коснувшиеся нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию образовательного процесса в условиях организаций высшего образования. Например, в тексте документа «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636, с изменениями и дополнениями от 9 февраля, 28 апреля, в Пункте 26 сказано: «Доля лиц, являющихся ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности (включая председателя государственной экзаменационной комиссии), в общем числе лиц, входящих в состав государственной экзаменационной комиссии, должна составлять не менее 50 процентов», в Пункте 24: «Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается из числа лиц, не работающих в данной организации, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора либо являющихся ведущими специалистами - представителями работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности» [5], что свидетельствует о явной направленности высшего образования в область профессионального сообщества. В связи с этим необходимым условием качественной подготовки выпускника к процедуре государственной итоговой аттестации является формирование профессиональной компетентности студента - будущего педагога-музыканта в процессе этапа обучения в вузе.

Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта особенно актуальны на сегодняшний день. В этой связи необходимо подчеркнуть, что современная молодежь является отражением своего времени. Бурное и стремительное развитие информационных, технологий,

Г^СуарстВеНнЫй СоВетНиК, 2018

информационный взрыв, усложнение социальных и производственных процессов, вначале электровизация, компьютеризация, а в последствие информатизация, сопровождают молодое поколение. Из этого следует, что актуальными тенденциями процесса профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов остаются пути применения средств информационных технологий в процессе обучения.

В этой связи, мы полагаем, что практические занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка», является важнейшим звеном в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов в педагогическом вузе.

Как говорилось ранее, обществу требуется компетентный молодой специалист, выпускник вуза, способный удовлетворить запросы современного представителя работодателя. Удовлетворение потребности в высокопрофессиональных и квалифицированных специалистах по сей день остается острой проблемой для организаций. При этом степень готовности будущих специалистов вузов, получивших традиционное, консервативное, классическое образование, не удовлетворяет потребности работодателей [4].

В современных реалиях будущий педагог-музыкант должен осуществлять свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами. К примеру в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014), в Пункте 3.2.3. Трудовая функция, в разделе «Необходимые умения» сказано: «Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы», также «Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)» [6], это свидетельствует о том, что в условиях профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов нужно активнее использовать средства информационных технологий.

№ 2

Основная цель занятий заключается в осмыслении теоретических положений и применение их на практике, а также в процессе реализации себя в профессиональной деятельности в качестве музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования, учителей музыки в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, в учреждениях дополнительного образования детей, в различных студиях, осуществляющей свою образовательную деятельность на частной основе. Мы полагаем, что использование средств информационных систем в процессе обучения, как наиболее эффективных средств, будет способствовать формированию профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов, актуализации приобретенных знаний и их применение на практике.

Обратимся к базовым понятиям информационных систем.

Функции информационных систем заключаются в хранении данных в той или иной предметной области, в обновлении, изменении, добавлении и удалении хранимых данных; Одной из наиболее актуальной функций информационных систем, является поиск, отбор данных по запросам пользователей.

Целью разработки информационной системы является хранение и использование информации о какой-либо предметной области. В основу создания информационных систем заложено изучение и исследование предметной области, в данном случае музыкального искусства.

Информационные системы различают по следующим признакам:

По функциональному признаку выделяют библиографические, правовые, статистические, медицинские, информационные системы и т.п.

По степени автоматизации выделяют ручные (примером может служить библиотечный каталог), автоматизированные, автоматические информационные системы (полностью исключающее участие человека).

Также имеют популярность информационные системы, основанные на технологии базы данных и ИТМЬ-страниц [1].

Мы полагаем, что возможно предложить студентам следующее задание для выполнения, в условиях преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»: «Изучение творчества композитора с помощью информационных систем, с целью формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта»

Мы полагаем, процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов музыкантов, в условиях применения средств информационных систем могут создать необходимые условия для успешного взаимодействия выпускника с работодателем.

Представляется бесспорным также тот факт, что применение новейших информационных технологий расширяет границы общепрофессиональной эрудиции будущих педагогов-музыкантов - позволяет использовать в своей профессиональной деятельности новейшие базы каталогов электронных библиотек, электронной периодики, коллекций музыкальных аудио- и видеозаписей и библиографических редкостей, многие их которых на сегодняшний день доступны в цифровом формате. Владение информационными технологиями позволяет будущему педагогу-музыканту более грамотно и качественно организовать учебный процесс и способствует повышению уровня культуры в социуме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурцева Е.В., Рак И.П., Селезнев А.В., Терехов А.В., Чернышов В.Н. Информационные системы: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. 128 с.

2. Груздева М.Л., Дополнительное информационное образование в системе повышения квалификации специалистов // Дополнительное образование и воспитание. М.: «Витязь», 2006. N 10. С.52-55.

3. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. .Возможности сетевого взаимодействия в процессе профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства // Вестник Мининского университета. 2016. N 1-1 (13). С. 24.

4. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Возможности взаимодействия с работодателем в разработке эффективных методов оценки достижений обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2017. N 57-4. С. 102-109.

5. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636, с изменениями и дополнениями от 9 февраля, 28 апреля.

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014).

7. Сластенин В.А., Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2013. 576 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. N1426 (зарегистрирована Минюстом России от 11 января 2016 г. N40536).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. N121 (зарегистрирована Минюстом России от 15 марта 2018 г. N50362).

REFERENCES

1. Burtseva E. V., RAK I. P., Seleznev A.V., Terekhov A.V., Chernyshov V. N. Information systems: textbook. Tambov: publishing house of TSTU, 2009. 128 p. (in Russian)

2. Gruzdeva M. L., Additional information education in the system of professional development. Additional education and training. Moscow, Vityaz Publ., 2006. no. 10. pp. 52-55. (in Russian)

3. Medvedeva T. Yu., Marik B. V..Possibilities of network interaction in the process of professional training of the specialist in the sphere of culture and art. Bulletin of Minin University. 2016. No. 1-1 (13). pp. 24. (in Russian)

4. Medvedeva T. Yu., Sizova O. A. possibilities of interaction with the employer in the development of effective methods of assessing the achievements of students. Problems of modern pedagogical education. 2017. no. 57-4. pp. 102-109. (in Russian)

5. The order of carrying out the state final certification on educational programs of the higher education-programs of the bachelor degree, programs of the specialty and programs of the magistracy " approved by the Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of June 29, 2015 N 636, with changes and additions of February 9, April 28 (in Russian)

6. The professional standard "Teacher (pedagogical activity in the sphere of preschool, primary General, basic, secondary General education) (the tutor, the teacher)" approved by the Order of Ministry of labor of Russia of 18.10.2013 N 544n

Таблица 1

N Задание Ответ

1. Назовите необходимую предметную область.

2. Подберите наиболее оптимальную информационную систему.

3. Назовите принцип, который положен в основу создания выбранной Вами информационной системы.

4. Какова система по степени автоматизации.

5. Какова выбранная система по функциональному признаку?

6. Опишите структуру, на основании которой создана данная информационная система.

7. В каком порядке предоставлен теоретический материал?

8. Подберите аналогичную информационную систему в той же предметной области.

9. Проведите сравнительный анализ двух представленных информационных систем.

10. Опишите преимущества выбранной Вами информационной системы

11 Подготовьте сообщение о творчестве композитора, при помощи информационной системы.

Государственный Советник, 2018

№ 2

Информация об авторах

(with izm. from 25.12.2014) (in Russian)

7. Slastenin V. A., a study aid for students. higher. PED. studies'. institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; edited by V. A. Slastenin. Moscow, Publishing center "Academy", 2013. 576 p. (in Russian)

8. Federal state educational standard of higher education in the specialty 44.03.01 Teacher education, approved by the order of the Ministry of education of Russia from December 4, 2015 N1426 (registered by the Ministry of justice of Russia from January 11, 2016 N40536). (in Russian)

9. Federal state educational standard of higher education in the specialty 44.03.01 Teacher education, approved by the order of the Ministry of education of the Russian Federation of 22 February 2018 N121 (registered by the Ministry of justice of the Russian Federation of 15 March 2018 N50362). (in Russian)

Information about the authors

Sizova Olga Alexeevna

(Russia, Nizhny Novgorod) Senior lecturer of the Department of Producers and Music Education

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University\ E-mail: olgasizova88@yandex.ru

Karnaukhova Veronika Alexandrovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, Candidate of Arts; Associate Professor of the Department of Producers and Music Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: kevs@mts-nn.ru

Сизова Ольга Алексеевна

(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры продюсерства

и музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: olgasizova88@yandex.ru

Карнаухова Вероника Александровна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат искусствоведения; доцент кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: kevs@mts-nn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.