Научная статья на тему 'Современные аспекты преподавания истории музыкального образования в вузе в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта'

Современные аспекты преподавания истории музыкального образования в вузе в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING OF A TEACHER-MUSICIAN / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / MUSICAL AND THEORETICAL TRAINING / HISTORY OF MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиджоян Лариса Анатольевна

Рассматривая дисциплину «История музыкального образования» как важнейшую составляющую профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе, в данной статье автор обозначает и раскрывает современные аспекты преподавания данной дисциплины с учетом требований современной науки. Интенсификация образовательного процесса, активное введение форм учебной деятельности, требующих самостоятельности, инициативности обучающихся, широкое использование различных образовательных технологий (в том числе информационных и дистанционных) позволят ориентировать будущего специалиста на получение знаний, умений, формирование компетенций с целью решения широкого круга профессиональных задач в области музыкально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пиджоян Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspects of teaching the history of music education at the university in the context of professional training of the teacher-musician

Considering the discipline „History of music education” as an important component of training the teacher-musician at the university, the author of the article represents and reveals the modern aspects of teaching this discipline with regard to the requirements of present-day science. The intensification of the educational process, the active introduction of forms of learning activities that require independence and initiative of students, the widespread use of a variety of educational technologies (including information and distance) allow to orient the future specialist in gaining knowledge, skills, formation of competences in order to address a wide range of professional tasks in the field of musical and pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты преподавания истории музыкального образования в вузе в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта»

1УДК 378 ББК 74.5

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Л. А. Пиджоян

Аннотация. Рассматривая дисциплину «История музыкального образования» как важнейшую составляющую профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе, в данной статье автор обозначает и раскрывает современные аспекты преподавания данной дисциплины с учетом требований современной науки. Интенсификация образовательного процесса, активное введение форм учебной деятельности, требующих самостоятельности, инициативности обучающихся, широкое использование различных образовательных технологий (в том числе информационных и дистанционных) позволят ориентировать будущего специалиста на получение знаний, умений, формирование компетенций с целью решения широкого круга профессиональных задач в области музыкально-педагогического образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога-музыканта, формирование профессиональной компетентности, компетентностный подход, музыкально-теоретическая подготовка, история музыкального образования.

MODERN ASPECTS OF TEACHING THE HISTORY OF MUSIC EDUCATION AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER-MUSICIAN.

L. A. Pidzhoyan

Abstract. Considering the discipline „History of music education" as an important component of training the teacher-musician at the university, the author of the article represents and reveals the modern aspects of teaching this discipline with regard to the requirements of present-day science. The intensification of the educational process, the active introduction of forms of learning activities that require independence and initiative of students, the widespread use of a variety of educational technologies (including information and distance) allow to orient the future specialist in gaining knowledge, skills, formation of competences in order to address a wide range of professional tasks in the field of musical and pedagogical education.

Keywords: professional training of a teacher-musician, formation of professional competence, competence approach, musical and theoretical training, history of music education.

Стратегия развития российского образования на современном этапе определяется интеграцией в единое общеевропейское образовательное пространство, а также преобразованиями в социокультурной, экономической, технологической, общественной сферах жизни. В этих условиях чрезвычайно важно, не отказываясь от лучших достижений отечественного образования, накопленного педагогического опыта, стремиться к обновлению содержания и технологий образования.

Новые государственные стандарты высшего образования, основанные на внедрении ком-петентностного подхода, позволяют учитывать сегодня и сложившиеся культурно-образовательные традиции, и инновационные подходы как к содержанию образования, так и методике преподавания и обучения.

Актуализация компетентностного подхода в современном образовательном контексте предполагает, что в основу содержания образования будут положены компетенции. Стоит

отметить, что компетентный подход уже достаточное время не является новым и не отрицает вполне традиционную точку зрения на содержание российского образования, а лишь актуализирует то, что у обучаемого должно быть сформировано и развито. Как отмечает А. В. Хуторской, введение этого понятия в различные плоскости образования способствует устранению проблемы, типичной для отечественной педагогики - когда обучаемые могут владеть широким набором знаний различного рода, но довольно часто затрудняются применить их на практике [1].

Владение комплексом ключевых компетенций является прочной основой для формирования профессиональной компетентности выпускника. Профессиональная компетентность как результат профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе представляется целостной системой личностно осмысленных знаний, умений и принятых ценностей, ориентированных на выполнение профессиональных задач в избранной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению 44.03.01 определяет круг компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника - педагога-музыканта для квалифицированного выполнения своих профессиональных обязанностей. Владение комплексом общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций является прочным фундаментом и определенной гарантией того, что выпускник вуза способен решать широкий круг профессиональных задач в области музыкально-педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта в условиях вуза осуществляется целым комплексом дисциплин и построена таким образом, чтобы студент - будущий специалист постепенно овладевал всем объемом необходимых компетенций, знаний и умений, формировался в личностном плане как профессионал, демонстрируя готовность к предстоящей музыкально-педагогической деятельности.

Важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов является изучение комплекса музыкально-

теоретических дисциплин (взаимосвязанных и взаимозависимых между собой), включающих историю, теорию, методику, современные технологии музыкального образования. Особое место в ряду данных дисциплин занимает «История музыкального образования», изучение которой позволяет осмыслить обучающимся исторический отечественный и зарубежный музыкально-педагогический опыт для решения различных современных музыкально-образовательных проблем.

Как отмечает профессор Е. Николаева, знание истории, базирующееся на целостном видении историко-педагогического процесса в области музыкального образования, важно для будущих педагогов-музыкантов в плане выявления актуальных для нашего времени музыкально-педагогических идей, формирования у них историко-педагогического мышления [2, с. 201].

Преподавателями Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина (далее - ЕГУ) накоплен определенный опыт преподавания данной дисциплины. Традиционно теоретической и методологической основой и ориентиром при разработке концепции курса, его содержательной основы являются труды известных ученых-исследователей в области истории музыкально-педагогического образования. Ориентируясь на ФГОС ВПО, преподаватели в вузе сегодня имеют возможность выбирать тематику занятий, их содержательное наполнение, формы занятий, наиболее эффективные методы и приемы, технологии обучения.

Осмысливая и анализируя многолетний опыт преподавания данной дисциплины в ЕГУ на музыкально-педагогическом факультете (в настоящее время - институте истории и культуры), попытаемся обозначить современные аспекты преподавания дисциплины «История музыкального образования».

Сочетание различных форм учебных занятий в вузе - основа успешного усвоения дисциплины.

Лекционные занятия по дисциплине «История музыкального образования» должны быть содержательны, интересны и направлены на изучение особенностей развития отечественной и зарубежной музыкально-педагогической мысли и музыкально-педагогической практи-

ки. Педагог знакомит студентов с основными педагогическими теориями, содержанием, методиками, методами обучения и образования, используемыми отечественными и зарубежными музыкантами-педагогами в различные исторические периоды. Лекторское мастерство, индивидуальность педагога, его культура играют особую роль при освоении дисциплины.

В условиях сокращения объема лекционных часов важное значение сегодня отводится практическим занятиям. Организация работы на практических занятиях направлена на развитие и формирование умений применить актуальный опыт музыкантов-педагогов прошлого в собственной исследовательской и практической художественно-педагогической деятельности, а также сопоставлять и анализировать актуальные проблемы прошлого для решения современных музыкально-образовательных проблем. Практическое занятие по данной дисциплине позволяет использовать самые различные его виды и формы: круглый стол, дискуссия, конференция, деловая или ролевая игра и т. д. Приведем лишь некоторые примеры организации подобных занятий. Так, тема «Современные зарубежные системы музыкального воспитания и образования» позволяет интересно провести практическое занятие в форме круглого стола с использованием презентативного материала, видеофрагментов таких занятий. При изучении темы «Современные отечественные технологии музыкального воспитания и образования», предполагающей рассмотрение различных методов и методик обучения детей разного возраста музыкальному искусству, уместно включать ролевую игру «музыкальный педагог - дети». В данном случае группа студентов готовит и проводит в своих академических группах фрагменты занятий с детьми определенного возраста, основываясь на методиках В. Кирюшина, В. Емельянова и др. Другая группа студентов «исполняет» роль детей различных возрастных категорий.

Реализация компетентностного подхода в музыкально-педагогическом образовании связана прежде всего с обогащением методики преподавания, с активным введением форм учебной деятельности, требующих самостоятельности, инициативности обучающихся.

Научить студента самостоятельно работать

с учебной, научной литературой, уметь формулировать цель и находить способы ее достижения, сопоставлять имеющиеся сведения и информацию для формулировки выводов - таковы основные аспекты в организации самостоятельной работы в вузе. Учебные издания, находящиеся в библиотечном фонде вуза, а также доступ к ресурсам Интернета в значительной мере расширяют возможности самостоятельной работы студента в информационном пространстве. Повышают эффективность работы с учебным материалом авторские учебно-методические пособия, имеющиеся в арсенале кафедр и представленные на их сайтах.

В помощь студентам, изучающим данный курс, автором было издано учебно-методическое пособие «История музыкального образования», методологической основой которого стали труды известных исследователей в области музыкально-педагогического образования: О. Апраксиной, Э. Абдуллина, Л. Рапацкой, Е. Николаевой, Н. Терентьевой и др.

Учет взаимосвязей данной дисциплины с различными областями знания позволил не только наполнить содержание курса предметной информацией, но и включить материал, связанный с историей, педагогикой, культурологией, мировой художественной культурой, историей музыки, позволяющий представить и изучить определенный этап исторического развития музыкального образования в историко-культурном контексте. Тематически данное учебно-методическое пособие включает два раздела. Первый раздел посвящен изучению особенностям становления и развития музыкального образования в странах Западной Европы с периода античности до настоящего времени. Особое внимание уделяется рассмотрению трех основных направлений музыкального образования, их взаимодействию и взаимопроникновению.

Второй раздел обращен к истории музыкального образования в России. Раскрывается сущность основных музыкально-педагогических теорий, содержание и методы воспитания и обучения, применяемые известными отечественными музыкантами и педагогами в различные исторические периоды. Особое внимание уделяется вопросам и проблемам современного образования. К каждой теме в пособии пред-

ставлены развернутый план-конспект лекции, список литературы, вопросы для самостоятельного изучения, приложения с дополнительной теоретической информацией для обсуждения.

Основа развития высшей школы на современном этапе - интенсификация образовательного процесса, широкое использование различных образовательных технологий, в том числе информационных и дистанционных.

Время информационных и коммуникационных технологий существенно повлияло на организацию занятий, позволило сделать их интересными, более содержательными, расширило потенциальные возможности как для преподавателя, так и для обучающегося. Особо отметим возможности дистанционного обучения, которое в последнее время играет большую роль в образовании в связи с бурным развитием интернет-технологий.

На сайте ЕГУ представлена система дистанционного обучения (sdoelsu.ru), включающая дисциплины учебного плана по различным направлениям подготовки. Среди них - курс «История музыкального образования», который включает:

• материалы для подготовки к лекционным и практическим занятиям;

• дополнительный материал к изучаемым лекциям;

• вопросы для самостоятельного изучения;

• тестовые задания;

• презентации к изучаемым темам;

• видеоматериалы и музыкальный материал для прослушивания.

Данная система позволяет студенту, получив код доступа и пароль, в удобное для него время познакомиться с теоретическим материалом лекции, просмотреть информационный материал к изучаемой теме, список литературы и интернет-источники, получить задание для самостоятельного изучения. Преподаватель, в свою очередь, может контролировать количество посещений студента, время работы с представленным материалом, виды работы, которые выполняет студент. Особо отметим, что педагог получает возможность получения результатов проведения контрольных срезов на расстоянии у тех студентов, которые по различным причинам не смогли присутствовать на занятии.

Подчеркивая важность музыкально-исторической подготовки для развития профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов, необходимо отметить, что успешное освоение дисциплины «История музыкального образования» является прочным основанием для формирования широкого спектра общекультурных, профессиональных и специальных компетенций и готовности решать музыкально-образовательные задачи на современном этапе. Как справедливо отмечает М. Круглова, говоря о преподавании музыкально-исторических дисциплин, «технология изучения предмета должна соответствовать его междисциплинарному статусу, характеру, законам и логике содержания». Этот фактор побуждает преподавателей вуза к тщательному анализу и совершенствованию процесса преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузе, к разработке и внедрению в учебный процесс новых методик, отвечающих достижениям научного знания и уровню современного образования [3, с. 94-104].

Учет современных тенденций, требований, подходов к процессу преподавания музыкально-исторических дисциплин в вузе, грамотное внедрение инновационных образовательных ресурсов позволят совершенствовать процесс подготовки будущего специалиста в вузе, сделать его интересным и профессионально ориентированным.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

2. Николаева Е. Н. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Исследование. - М.: Прометей, 2002. - 345 с.

3. Круглова М. Г. Методические аспекты преподавания истории музыки в контексте профессиональной подготовки студентов-музыкантов // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. 34-й междунар. науч.-практ. конф. - № 5(27). Ч. 1. - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 94-104.

REFERENCES

1. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradig-my obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003, No. 2, pp. 58-64.

2. Nikolaeva E. N. Muzykalnoe obrazovanie v Rossii: istoriko-teoreticheskiy i pedagogiches-kiy aspekty. Issledovanie. Moscow: Prometey, 2002. 345 p.

3. Kruglova M. G. Metodicheskie aspekty prepo-davaniya istorii muzyki v kontekste professio-nal'noy podgotovki studentov-muzykantov. In: Nauka vchera, segodnya, zavtra. Proceedings of 34 International scientific-practical Conference. No. 5 (27), part 1. Novosibirsk: SibAK, 2016. Pp.94-104.

Пиджоян Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования института истории и культуры Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина e-mail: pidjoyan08@mail.ru

Pidzhoyan Larisa A., PhD in Education, Associate Professor of Music Education Institute of History and Culture of Bunin Yelets State University e-mail: pidjoyan08@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.