Medvedeva Tatyana Yurievna, Sizova Olga Alekseevna THE POTENTIAL OF NETWORKING ACTIVITIES .
pedagogical sciences
УДК 37
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0032
ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
© 2019
Медведева Татьяна Юрьевна, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Сизова Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования, аспирант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603105, Россия, Н. Новогород, л. Дворовая, д.38, е-mail; [email protected])
Аннотация. В статье обсуждаются и анализируются современные тенденции развития образования. Выявляются ключевые и актуальные особенности управления образовательным процессом, а также проектирования образовательного пространства. Дается описание инновационных методов проектирования образовательного процесса, в том числе методов по применению сетевых технологий в процессе обучения. С опорой на научные положения, выявлена суть профессиональной компетентности, содержание которой находит отражение в задачах сетевого мероприятия. В рамках данного исследования анализируются позиции ученых в области управления образовательными системами. Кроме опоры на научные положения, в статье выявлены и нормативно-правовые основы реализации образовательных технологий в сетевой форме. Обсуждаются различные точки зрения ученых в трактовке определения понятие «сетевое взаимодействие». В исследовании описывается модель сетевого мероприятия, в рамках организации учебной деятельности студентов-музыкантов. Сформулированы цели, задачи, данного мероприятия, воплощение которых возможно в условиях реализации вокально-хоровой деятельности будущих педагогов-музыкантов. Даны выводы о необходимости проектирования такого рода мероприятий, с целью реализации достойного старта в процессе построения своей будущей профессиональной жизни.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сетевое мероприятие, профессиональная компетентность, педагог-музыканта, студент-музыкант, современные тенденции, профессиональная готовность, профессиональная деятельность, работодатель.
THE POTENTIAL OF NETWORKING ACTIVITIES IN SHAPING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER-MUSICIAN
© 2019
Medvedeva Tatyana Yurievna, associate Professor, candidate of pedagogical Sciences,
head of the Department of production and music education Sizova Olga Alekseevna, senior lecturer, Department of production and music education,
post-graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin» (603105, Russia, N. Novgorod, streetDvorovaya, d. 38, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses and analyzes the current trends in the development of education. The key and actual features of management of educational process, and also design of educational space are revealed. The description of innovative methods of design of educational process, including methods on application of network technologies in the course of training is given. Based on scientific provisions, the essence of professional competence is revealed, the content of which is reflected in the objectives of the network event. In the framework of this study, the positions of scientists in the field of management of educational systems are analyzed. In addition to reliance on scientific provisions, the article reveals the regulatory framework for the implementation of educational technologies in the network form. Various points of view of scientists in the interpretation of the definition of the concept of "network interaction"are discussed. The study describes a model of network activities in the organization of educational activities of students-musicians. The goals and objectives of this event, the embodiment of which is possible in the context of the implementation of vocal and choral activities of future teachers-musicians are formulated. The conclusions about the need to design such activities in order to implement a decent start in the process of building their future professional life.
Keywords: network interaction, network event, professional competence, teacher-musician, student-musician, modern trends, professional readiness, professional activity, employer.
Интенсивные динамические изменения условий со- знаний, умений, навыков, а также способов реализации в
временности, активное внедрение средств информаци- практической деятельности и профессиональном обще-
онных технологий, цифровизация всех сфер, внедрение нии. Целью компетентностной модели является форми-
инновационных форм и методов осуществления профес- рование и развитие способности к решению многочис-
сиональной деятельности, основанных на высокоинтел- ленных профессиональных задач в различных ситуаци-
лектуальных (нано) технологиях определяют тенденции ях [16].
социально-экономического развития нашего общества. Так исследователь А.М. Новиков отмечает, что од-
Образование в данной ситуации является вектором со- ним из отличительных качеств компетентности являет-
циального развития, так как оно создает материально- ся самостоятельность действий, творческий подход к
техническую, культурную основу социальных отноше- любому делу, готовность постоянно обновлять знания,
ний, рождает интеллектуальную элиту страны и воспро- гибкость ума, готовность к системному и экономиче-
изводит кадровый потенциал [8]. скому мышлению, умение вести диалог, сотрудничать в
Перечисленные метаморфозы являются предпосыл- коллективе, общаться с коллегами, с чем мы согласим-
кой формирования инновационных форм реализации ся, так как автор также предлагает данное качество рас-
образовательного процесса. Процесс проектирования и сматривать как характеристику личности, наполненную
разработки современных форм обучения должны бази- перечисленными качествами [11]. Данное высказывание
роваться на основаниях компетентностного подхода, так подтверждает необходимость вовлечения новых форм
как феномен компетентностного подхода заключается в обучения, так как современный этап развития общества
реализации соответствий запросу потенциальных рабо- требует от профессионала не просто знаний и умений в
тодателей.. Современные ученые определяют компе- соответствующей области труда, но, что важнее, приме-
тентность специалиста как систему готовности к буду- нение теории в непосредственной практике, готовность
щей профессиональной деятельности, т.е. как освоение к творческой реализации знаний и опыта в динамично 150 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Медведева Татьяна Юрьевна, Сизова Ольга Алексеевна ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ...
меняющихся условиях профессиональной деятельности. Также деятельность педагога-музыканта, в современных условиях, а также реализации компетентностного подхода, невозможна без сформированной профессиональной компетентности. Исследователь В.А. Адольф указывает на то, что, профессиональная компетентность - это личностное качество, в которой находят отражение психолого-педагогическая, культурологическая, технологическая составляющие, которые способны обусловить готовность к «продуктивной педагогической деятельности» [2]
Исследователь Н.В. Кузьмина выделяет в содержании профессионально-педагогической компетентности «социально-психологическую компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов» [7].
Мы полагаем, что усилить и активизировать процесс формирования данного значимого качества может участие студентов в мероприятиях, спроектированных в сетевой форме.
Собственно целью данного исследования является изучение, анализ систематизация информации об опыте реализации сетевого взаимодействия в условиях проектирования учебных творческих событий и мероприятий, основой задачей которых является формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта.
Задачи:
- изучить и систематизировать научную литературу, а также нормативно-правовые документы в области заявленной темы;
- исследовать научные положения в области изучения профессионально-значимого качества личности -профессиональной компетентности педагога;
- выявить и проанализировать современные тенденции в области развития образовательного пространства, путем использования сетевых технологий.
В рамках данного исследования применяются общенаучные методы: анализ и синтез, содержания актуальной нормативно-правовой базы, а также педагогической, дидактической литературы, в сфере организации и проектирования образовательной деятельности.
На современном этапе сетевая организация совместной деятельности понимается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей деятельности в любой профессиональной области, в том числе образовательной. Сетевое взаимодействие предлагает взаимоотношения сетевых партнеров, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений.
Однако, в настоящее время однозначного понимания того, что такое сетевое взаимодействие и как организуется, оформляется и реализуется данная совместная деятельность, не сложилось.
Так в трактовке Г.В. Градосельской сущность исследуемого феномена определена тем, что «сетевое взаимодействие - это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в ней заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть» [12]. В данном понимании, субъекты взаимодействия имеют автономность в реализации своей основной деятельности, взаимодействуют исключительно в решении проблемы, соединяя собственные ресурсы для ее разрешения.
Под руководством А.И. Адамского группа исследователей занимается изучением понятия «сетевое взаимодействие» в условиях реализации образовательных программ. Позиция исследователей заключается в том, что сетевое взаимодействие - это «система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов (в том числе использование ИК-технологий)» [1]._
Основой понятия «сетевое взаимодействие» является термин «сеть» как специфический вид совместной деятельности людей (организаций). Анализ содержания понятия «сеть» ведущих исследователей в области сетевого взаимодействия определяет следующее понимание:
Под «сетью» можно понимать совокупность учреждений, имеющих:
- общие цели,
- ресурсы для их достижения,
- и единый центр управления.
Также сеть можно определить:
- как объединение трёх составляющих: совокупности позиций; отношений между позициями; потоков ресурсов [4].
- как объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру (Чучкевич М.М., 1999).
Следует отметить, что при сетевом взаимодействии сохраняется независимость участников и для каждого из них сохраняются стимулы к развитию, поскольку их деятельность продолжает носить уникальный характер. Разработка и реализация сетевой организации деятельности означает генерирование возможностей сетевых партнеров, их эксклюзивных ресурсов, для воплощения в жизнь определенного проекта, выполнение которого невозможно каждым из участников сети в отдельности. Таким образом, создание сети в реализации деятельности способно обеспечить взаимную компенсацию недостатков и усиление преимуществ.
Сформированная профессиональная компетентность, которую В.А. Адольф понимает как готовность к «продуктивной педагогической деятельности к профессиональной деятельности объединяет практические и теоретические основы [2]. Пути взаимодействия и взаимопроникновения теории и практики ведут к главной цели учебного процесса - качественной подготовке будущего специалиста, готового к вызовам современной профессии. В данной ситуации значение практического обучения сложно переоценить.
В условиях современности работодатели предъявляют высокие требования к вузам по профессиональной подготовке выпускников в сфере их практической готовности к решению профессиональных задач. Но сами работодатели редко настроены на взаимодействие в обучении кадров и соединении усилий для достижения цели - качественной подготовки специалиста. Безусловно, это связано с тем, что процесс сотрудничества является разносторонним, многоаспектным и содержит содержательную и организационную компоненту. Но у студента, обучающегося вне контекста будущей профессиональной деятельности, зачастую отсутствует заинтересованность в активном получении знаний, умений и формирования компетенций, он пассивно принимает предлагаемые знания [12]. Взаимодействие с работодателями является процессом сложным, но необходимым. Работа по привлечению работодателей к процессу подготовки будущих специалистов имеет ряд этапов, различных по содержанию, методам организации взаимодействия.
К нормативно-правовой базе организации процесса сетевого взаимодействия в условиях образовательной деятельности регламентирует Федеральный Закон № 273-Ф3 «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15). Исследователь И.Н. Попова трактует текст документа таким образом: «сетевая форма взаимодействия рассматривается как условие реализации образовательной программы и понимается как выстраивание отношений образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными, суть деятельности которых состоит в использовании ресурсов организаций науки, культуры, физкультурноспортивных и иных организаций посредством разработки и реализа-
Medvedeva Tatyana Yurievna, Sizova Olga Alekseevna pedagogical
THE POTENTIAL OF NETWORKING ACTIVITIES ... sciences
ции совместных образовательных программ и учебных планов» [12]. Мы полагаем, что в рамках организации мероприятий с использованием инструментов области культуры, возможно проведение вокально-хорового мероприятия в сетевой форме, что сможет активизировать процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта.
Решение задачи по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в любой области невозможно без привлечения экспертного мнения партнеров-работодателей, и, с целью развития практической компетентности педагогов-музыкантов, основной сферой которых является дополнительное образование, мы включили в программу обучения учебное мероприятие, организованное в сетевом сотрудничестве с Губернским колледжем г. Нижний Новгород в виде конкурса-фестиваля «Мининские вокально-хоровые мастерские «Губернские голоса». В формате данного мероприятия соединены ресурсы двух организаций: кадровый, творческий, материально-технический и др. Данное учебное событие предполагает формирование и реализацию практических профессиональных компетенций, для того, чтобы устранить разрыв между теоретическим и тем, что ожидается от выпускников на практике, чтобы у будущих педагогов не возникало трудностей в процессе организации вокально-хоровой деятельности. Подобная организация обучения является инновационной и создает уникальные, практико-ориентированные условия для подготовки педагога-музыканта.
Цель учебного события заключается в создании вокально-хорового мероприятия, имеющего определенную регулярность, способствующего возрождению традиций хорового пения, реализующего потребности молодежи приобщения к искусству и национальной культуре, устремленного на участие в общественной жизни, формирующий условия для самовыражения личности в творческом процессе. Реализация данного подхода к проектированию обучения позволит в психолого-культурологическом разрезе воспитывать способ использования свободного времени молодых людей в условиях стремительного ритма жизни, информационного потока; формировать эстетические вкусы и потребности молодых людей, а также развивать их социальную активность и творческий потенциал.
В современной культуре наметилась тенденция к проведению молодежного досуга в форме развлечений. Развитие аудиовизуальных искусств приводит к устранению зрителя, слушателя из активного участия в реальном действии. Аудиторию, бездумно потребляющую художественную продукцию, не желающую участвовать в художественном творчестве, можно заинтересовать лишь музыкой и зрелищем, пробуждающими самые примитивные инстинкты, чувства, влечения.
Стремительность преобразований в развитии общества определяет многогранность и разнообразие жизни современного человека. Однако сколь ни важны для нашего времени проблемы политические, экономические, социальные, экологические, все же перспективы развития общества определяются укреплением духовных основ культуры подрастающего поколения. Особенности духовной жизни современного общества - стремление к общечеловеческим ценностям, тяготение к интеграции культурных традиций, к их внутреннему воссоединению.
В связи с этим актуальность проектирования подобного мероприятия обусловлена осознанием необходимости восстановления преемственности культурных традиций с учетом лучших достижений. Вовлечение молодежи из различных учебных заведений разного уровня продиктовано увлеченностью современными молодыми людьми в многоплановых исполнительских феноменах, в том числе и вокально-хоровых.
Феномен хора имеет огромное значение в отечественной культуре, являясь одним их важнейших вы-152
ражений ее глубинного духовного содержания. Хоровое пение - одна из самых стойких и любимых народом традиций. Б.В. Асафьев считает характерной чертой русских «актуальное хоровое, своеобразно-ценное и богатое возможностями... использование музыки, которое с давних пор проявлялось в народе в неизбывном стремлении к пению вместе - семьей, артелью...» [3]. Вокально-хоровое искусство как искусство коллективное наиболее адекватно выражает природу культуры и потому занимает в ее пространстве особое положение. Хоровая деятельность носит синкретический духовно-практический характер [17, 18]. На первый план в ней выдвигается активное практически-деятельное отношение к миру, что придает хору особое значение в системе искусств.
Основные задачи учебного события:
- Развитие вокально-хоровых традиций, пропаганда хорового и вокального искусства;
- Формирование преемственности поколений; объединение и развитие певческого движения;
Расширение творческих и профессиональных связей.
Реализация задач осуществляется через:
- Формирование благоприятной среды для организации совместного творчества на основе вокально-хоровой деятельности и коллективного успеха;
- Создание оптимальных условий для организации презентационной, концертной работы вокально-хорового коллектива;
- Участие вокально-хорового коллектива в конкурсах и фестивалях для реализации достижений.
Мы полагаем, что перечисленные задачи мероприятия напрямую связаны с активизацией процессов по формированию социально-психологической компетентности, в области общения, являющихся частью профессиональной компетентности педагога.
В этой связи данное сетевое мероприятие направлено на массовое вокально-хоровое движение, это позволит привлечь широкий круг молодежи к коллективному исполнительству. Вокально-хоровая деятельность должна стать важным событием в формировании эстетических предпочтений молодежи, позволит создать эффективную систему развития музыкальной культуры в условиях вуза, являющегося нравственной и культурной основой общества, формирующий не только интеллектуальную, но и духовную элиту страны.
«В целом сетевое взаимодействие как характерная особенность современной организационной культуры в образовательной среде направлена на соблюдение принципа социальной справедливости в части обеспечения равного права обучающихся, в том числе и из социально-уязвимых групп населения, на освоение вариативных образовательных программ всех уровней, типов и видов» [12].
Мы полагаем, что в процессе подготовки, имея такой опыт практического обучения, процесс формирования профессиональной компетентности станет более эффективным, что позволит положить достойный старт в построении будущей профессиональной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку - М.: Эврика, 2006.
2. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Адольф. -М., 1998. - 357 с., с.57.
3. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. -215 с.
4. Батыгин Г.С., Градосельская Г.В. Сетевые взаимосвязи в профессиональном сообществе социологов: методика контент-аналитического исследования биографий /Социологический журнал, 2001. № 1. - С. 88-109.
5. Градосельская, Г. В. Бизнес-сети в России [Текст] / Г. В. Градосельская ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 589, [3] с. — 600 экз. — ISBN978-5-7598-0617-2 (в обл.).
6. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концептуальные основы вы-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Медведева Татьяна Юрьевна, Сизова Ольга Алексеевна ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО МЕРОПРИЯТИЯ ...
явления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 10.
7. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности /Н.В. Кузьмина. — Л., 1970
8. Медведева Т. Ю. Потенциал сетевого взаимодействия в прак-тико-ориентированной реализации образовательных программ/Т.Ю. Медведева, О.А. Чехова/Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Н.Новгород, 10 ноября 2015 г.). -Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина,
2015. — С.330-332.
9. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культурыСете-вое издание «Вестник Мининского университета» 2015 - № 1, http:// www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2015-04-16/ Medvedeva_T.YU..pdf
10. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. возможности сетевого взаимодействия в процессе профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства Вестник Мининского университета.
2016. № 1-1 (13). - С. 24.
11. Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с. 100, с. 24
12. Попова И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ
13. Семенова Н.С. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников [Текст]/Н. С. Семенова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 161-162.
14. Федеральный Закон № 273-Ф3 «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15). https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/15/
15. Фролова С.В. Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента // Молодой ученый. 2014. №4. С. 1120-1122.
16. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
17. Степина Н.В. Особенности формирования личности хормейстера в условиях спо в аспекте современных исследований // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 196-198.
18. Степина Н.В. Формирование профессиональных компетенций дирижера-хормейстера в условиях современного среднего специального образования //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 7-9.
19. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями — М.: Институт социологии РАН, 1999, — С. 24-32.
Статья поступила в редакцию 19.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019