Научная статья на тему 'Применение аналитических методов как условие формирования профессиональной готовности педагога-музыканта'

Применение аналитических методов как условие формирования профессиональной готовности педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / MUSIC TEACHER / АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ANALYTICAL METHODS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / SELF-STUDY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL QUALIFICATION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / MUSICAL EXPRESSIVENESS MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Римма Арташессовна, Сизова Ольга Алексеевна, Храмова Лилия Александровна

Целью статьи является выявление особенностей управления самостоятельной работой студента-музыканта, средствами аналитических методов, с целью формирования профессиональной готовности. В процессе проведения исследования использовались общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-исторический и диалектические методы. В ходе исследования была раскрыта необходимость применения аналитических методов в процессе подготовки будущего педагога-музыканта, целью чего является формирование профессиональной готовности. Раскрываются понятия анализа, аналитических методов, обсуждается их применение в различных областях знания, в том числе в области музыкальной педагогики в качестве организующего компонента самостоятельной работы студента-музыканта. Приведены этапы по формированию профессиональной готовности будущего педагога-музыканта. В заключении приводится вывод о необходимости применения аналитических методов не только в условиях проведения контактной работы со студентом-музыкантом, но и в период самостоятельной работы обучающегося, что обеспечит эффективную готовность к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянова Римма Арташессовна, Сизова Ольга Алексеевна, Храмова Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Analytical Methods as Provision to Form Professional Qualification in Music Teacher

The scope of this article is to identify the peculiarities of self-study management in music students by means of analytical methods to form their professional preparedness. General scientific methods are have been used in research process, like analysis and synthesis, induction and deduction, comparative-and-analytical and dialectic methods. In course of research process, there was disclosed the requirement in applying the analytical methods in future music teacher training process. The notions of analysis, analytical methods are identified; their application in various spheres of knowledge is discussed, among them in the sphere of musical pedagogics as organizing component of self-study for music students. Milestones are highlighted to form the professional preparedness in future music teacher. In conclusion, the summary is made on the relevance to apply analytical methods not only in conditions of conducting the communicative operation with music student, but during trainee’s self-study period, which stipulates the efficient preparedness to professional activities.

Текст научной работы на тему «Применение аналитических методов как условие формирования профессиональной готовности педагога-музыканта»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018

№ 4 (34). С. 101-105. г^лх/ ^л^- пл\/

удк 378.046.4 р. А. Ульянова, о. А. Сизова, Л. А. Храмова

Применение аналитических методов как условие формирования профессиональной готовности педагога-музыканта

Целью статьи является выявление особенностей управления самостоятельной работой студента-музыканта, средствами аналитических методов, с целью формирования профессиональной готовности. В процессе проведения исследования использовались общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительно-исторический и диалектические методы. В ходе исследования была раскрыта необходимость применения аналитических методов в процессе подготовки будущего педагога-музыканта, целью чего является формирование профессиональной готовности. Раскрываются понятия анализа, аналитических методов, обсуждается их применение в различных областях знания, в том числе в области музыкальной педагогики в качестве организующего компонента самостоятельной работы студента-музыканта. Приведены этапы по формированию профессиональной готовности будущего педагога-музыканта. В заключении приводится вывод о необходимости применения аналитических методов не только в условиях проведения контактной работы со студентом-музыкантом, но и в период самостоятельной работы обучающегося, что обеспечит эффективную готовность к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагог-музыкант, аналитические методы, самостоятельная работа, профессиональная готовность, анализ, средства музыкальной выразительности

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 101-105.

R. A. ULYANOVA, 0. A. SlZOVA, L. A. Khramova

The Use of Analytical Methods as Provision to Form Professional Qualification in Music Teacher

The scope of this article is to identify the peculiarities of self-study management in music students by means of analytical methods to form their professional preparedness. General scientific methods are have been used in research process, like analysis and synthesis, induction and deduction, comparative-and-analytical and dialectic methods. In course of research process, there was disclosed the requirement in applying the analytical methods in future music teacher training process. The notions of analysis, analytical methods are identified; their application in various spheres of knowledge is discussed, among them in the sphere of musical pedagogics as organizing component of self-study for music students. Milestones are highlighted to form the professional preparedness in future music teacher. In conclusion, the summary is made on the relevance to apply analytical methods not only in conditions of conducting the communicative operation with music student, but during trainee's self-study period, which stipulates the efficient preparedness to professional activities.

Key words: music teacher; analytical methods; self-study; professional qualification; analysis; musical expressiveness means

_Введение

современной системе подготовки высококвалифицированного специалиста сферы музыкального искусства существует ряд проблем, касающихся организации эффективного учебного процесса, соответствующего актуальным требованиям. Это требует от современного педагога-музыканта высокого профессионализма, самостоятельности принятия решений, а также профессиональной готовности.

Основная часть

Под понятием готовность, понимается некоторый определенный уровень развития личности, временное состояние, особое длительное или временное состояние, концентрация сил, направленных, в свою очередь, на осуществление определенных действий, в данном случае осуществление профессиональной деятельности в области музыкальной подготовки. Профессиональная готовность педагога-музыканта представляет собой процесс формирования готовности к реализации себя в профессии, устойчивую ориентацию на выполнение функциональных обязанностей.

Изучением данной проблематики занимались следующие ученый в области педагогики и психологии: Е. А. Климов, В. А. Сластенин, Д. А. Науказ, Н.П. Балыков, В.К. Бахтин, Д.П. Познан-ский. В области музыкальной педагогики, данная проблема рассматривалась в трудах Н. Гродзен-ской, С. Щацкой, Б. Яворского.

Профессиональная готовность есть не только результат, но и цель профессиональной подготовки, которая реализуется за счет определенного структурирования содержания профессионально-педагогического образования. [9].

Важнейшей проблемой современной музыкальной педагогики является процесс управления самостоятельной работой студента-музыканта. В условиях контактной работы на индивидуальных занятиях преподаватель сталкивается с проблемой нехватки времени для отработки со студентом тех или иных технических трудностей, встречающихся в фактуре музыкального произведения. Этапы работы над исполнительскими трудностями переносится в область самостоятельной работы студента. Здесь обучающийся сталкивается с проблемой выбора методов работы над музыкальным произведением. В этой связи, подбор наиболее оптимальных приемов работы над произведением становится важнейшей задачей, решив которую будущий педагог-музыкант сможет обеспечить себе успешную реализацию себя в профессиональной деятельности.

Стоит учесть и тот факт, что по окончанию обучения студент-музыкант, устроившийся по спе-

циальности в профильную организацию, должен уметь целесообразно распоряжаться своим временем.

В область профессиональной деятельности специалиста музыкальной сферы входит не только умение грамотно исполнять музыкальные произведения, но и взаимодействие с обучающимися разного возраста, социального статуса; разработка учебно-методической документации, изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательный процесс. В этой связи, основополагающим этапом в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта является процесс обучения управлением временем, в период самостоятельной работы, структуру которой можно спроектировать при помощи аналитических методов. Аналитическая деятельность в работе над музыкальным материалом является наиболее универсальным и эффективным способом организации самостоятельного обучения студента в классе основного музыкального инструмента [10].

Важным условием, обеспечивающим успешную самостоятельную деятельность специалиста, является уровень профессиональной готовности.

Долгое время считалось, что профессиональная готовность педагога-музыканта направлена на реализацию успешной исполнительской и музыкально-теоретической деятельности. Мы же полагаем, что исполнительская и теоретическая подготовка педагога-музыканта это одно из условий реализации профессиональной деятельности. Конечным же результатом должно явиться четкое представление об организации и построении непосредственно самого учебного процесса, направленного на воспитание педагога-музыканта, в контексте современного развития образования.

Одна из основных мыслительных операций и в то же время один из главных методов исследования мира, его познания - это анализ.

Подробное определение анализа приведено в Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова:

«Анализ, -а; м. [от греч. analysis - разложение, расчленение].

1. Метод научного исследования, состоящий в сведении частных положений к основным принципам; метод изучения и описания основных принципов через характеристику частных положений (противоп.: синтез). Способ последовательного описания объекта, состоящий в мысленном разложении целого на составные части.

2. Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-либо фактов, явлений. Всесторонний анализ краткий, выборочный анализ, экономический, психологический, статистический анализ. Анализ политической обстановки. Анализ творчества современных поэтов. Дать анализ чего-либо. Основываться на анализе. Взять для

анализа что-либо. Подвергать свои чувства анализу. В результате, в ходе анализа установлено что-либо.

3. Определение состава и свойств вещества. Химический, качественный анализ [2].

Большой энциклопедический словарь определяет анализ как:

«1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое);

2) синоним научного исследования вообще» [3].

Наконец, приведем определение анализа, данное еще в одном из современных справочников - Большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и академика В. П. Зин-ченко: «АНАЛИЗ (от греч. Analysis - разложение, расчленение) - рассмотрение, изучение чего-либо., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств кого-либо предмета или явления. Процедура, обратная анализу, -синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности» [4]. Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин анализ стал употребляться как синоним исследования вообще.

Как видно из приведенных развернутых определений, анализ предполагает разложение целого на части. Применяются аналитические методы практически во всех сферах человеческого познания. В естественных науках, в частности в химии и медицине, с помощью разложения, расчленения на фракции, элементы изучают состав, строение веществ. При таком методе анализа объект разрушается. Однако в тех же науках о природе применяются и неразрушающие методы анализа. В частности, при невозможности получения образцов вещества можно для изучения его состава применить спектральный анализ: например, так поступают при изучении состава звезд. Аналогично и в медицине теперь можно применить компьютерную томографию для исследования внутренних органов, тогда как раньше до этих органов можно было добраться лишь с помощью скальпеля и других хирургических инструментов.

Существует раздел математики, который так и называется: математический анализ. В него входят такие подразделы, как дифференциальное и интегральное исчисление, составляющие классический математический анализ, а также другие, в которых предметом рассмотрения являются функции переменных величин.

Математические методы обработки данных и новейшие информационные технологии широко применяются и во многих других сферах. Так, например, при демографическом анализе трудно обойтись без компьютерных методов обработки данных. В физике, информатике, статистике, тех-

нике, экономике, бизнесе, финансах, медицине, демографии и других областях строят с помощью гипотез, идеализаций и упрощений так называемые математические модели, которые представляют реально существующий объект или явление. По поведению модели можно судить о том, как будет развиваться ситуация в реальности в течение того или иного времени. Например, уже в ближайшем будущем, создав математическую модель участка земной коры, сейсмологи смогут предсказывать землетрясения или извержения вулканов. Аналитические методы находят широкое применение не только в различных отраслях науки и прикладных дисциплинах, в технике и экономике, но и в творческой деятельности: литературе, хореографии, музыке, изобразительном искусстве и других сферах.

Проблемы, попадающие в сферу научного анализа, можно подразделить на три категории:

1) хорошо структурируемые, количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости могут быть выражены в числах и количественно оцениваемых символах;

2) неструктурируемые, качественно выраженные проблемы, содержащие лишь словесные описания важнейших аспектов изучаемого объекта, его признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми неизвестны (именно такие объекты, как правило, входят в круг исследования в гуманитарных науках: социологии, психологии, экономике, политологии, юриспруденции и других);

3) слабо структурированные проблемы, содержащие как качественные, так и количественные элементы, причем неопределенные качественные стороны имеют тенденцию доминировать.

Аналитическая работа, как указывают в своем фундаментальном труде В.П. Попов и И.В. Крайнюченко, начинается с определения актуальности проблемы, требующей разрешения. При этом следует обращать внимание на такие моменты:

• обнаружение проблемы;

• точное ее формулирование;

• определение ее структуры;

• характеристика развития проблемы (в прошлом и будущем);

• поиск проблем, связанных с исследуемой, без учета которых она не может быть решена;

• выявление возможности разрешения [6].

По обоснования актуальности проблемы формулируется цель.

Рассмотрим, как в музыкальном искусстве применяются аналитические методы.

Отличительной чертой музыкального языка является наличие в его структуре разных знаковых уровней, которые взаимодействуют друг с другом. Понимание этого взаимодействия возможно только в виде нелинейного суммирова-

ния последовательности интуитивно-подсознательных образов, ассоциируемых в той или иной степени с явлениями окружающего мира.

Язык музыки представляет собой сложноор-ганизованную структуру, в содержании которой находятся элементы как высокоорганизованные (ладогармоническая сторона), так и менее организованные (динамика, агогика), зависящие от субъективной стороны исполнения.

В системе уровней средств музыкальной выразительности (иначе говоря, музыкального языка) выделяются звуковысотный уровень, ритмический композиционная сторона, исполнительская интерпретация.

Как видим, язык музыки - это многоуровневая, сложная иерархическая структура, для которой характерна тенденция к развитию, согласованность и возможность обновления.

Особенно актуально осмысление музыки с философской точки зрения. Анализ музыкальных феноменов представляет теоретический интерес в рамках гносеологии и эстетики.

С помощью музыкального языка появляется возможность образного отражения, моделирования различных явлений, эмоций. Теория музыкальной интонации позволяет обозначить важность семиотической проблематики языка музыки, специфической знаковой системы, способной бесконечно воспроизводить различные смыслы.

В условиях постоянного обновления образовательных процессов особо значимы творческий компонент в деятельности педагога-музыканта,

способность быстро реагировать на инновации, соотнося их с личным профессиональным опытом, вырабатывать соответствующие способы деятельности, что требует готовности к самостоятельности, готовности к любому виду профессиональной деятельности.

Для выявления уровня сформированнности профессиональной готовности у студентов-музыкантов мы полагаем, что необходимо проведение следующей поэтапной работы:

Первый этап - диагностика уровня сформиро-ванности профессиональной готовности студентов-музыкантов, подбор целесообразного алгоритма построения самостоятельной работы.

Второй этап - апробация и совершенствование структуры анализа; внедрение в процесс самостоятельной работы аналитических методов.

Третий этап - анализ достигнутых результатов и разработка перспективы совершенствования методов применения аналитических методов, в условиях самостоятельной работы студента с целью формирования профессиональной готовности.

Заключение

В этой связи, мы полагаем, что применение аналитических методов важно не только в условиях проведения контактной работы со студентом-музыкантом, но и в период самостоятельной работы обучающегося, что обеспечит возможность эффективной готовности к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Логика и педагогика. М., 1968. С. 369-398.

2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998.

3. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

4. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова и акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 42.

5. Климов Е.А. Психологическая подготовка к профессии, специальности //«Энциклопедия профессионального образования» / Под ред. С.Я.Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» РАО, 1999. Т.2. С.432.

6. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Теория и анализ систем. Пятигорск: ПГГТУ, 2012.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 72.

8. Сохранов-Преображенский В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 168-174.

9. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высш. шк, 1988. 166 с.

10. Чертовской А.Н., Сизова О.А., Черняк Т.М. Исполнительский анализ как метод управления самостоятельной работой будущего педагога-музыканта в классе фортепиано // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-3. С. 537.

11. Ульянова Р.А. Особенности обучения в классе фортепиано для студентов разных специальностей в условиях дополнительного образования / В сб.: «Инновационная деятельность в образовании»: сб. статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. 2018. С. 139-142.

REFERENCES

1. Alekseev N.G. Formation of the conscious decision of the educational problem / Logic and pedagogics. Moscow, 1968. pp. 369-398. (in Russian)

2. Great Dictionary of the Russian language / ed. S. A. Kuznetsov. Saint-Petersburg, Norint Publ., 1998. (in Russian)

3. Large Encyclopedic Dictionary / Ed. A.M. Prokhorov. Moscow: The Great Russian Encyclopedia, 2000. (in Russian)

4. Large psychological dictionary / ed. B.G. Meshcheryakova and Acad. V.P. Zinchenko. Moscow, Prime-EVROZNAK

5.

6. 7.

9.

10.

11.

Publ., 2003. P. 42. (in Russian)

Klimov E.A. Psychological preparation for the profession, specialty / "Encyclopedia of professional education" / Ed. S.Ya. Batyshev. Moscow, Association "Professional Education" of RAO, 1999. Vol. 2. p. 432. (in Russian) Popov V.P., Krainyuchenko I.V. Theory and analysis of systems. Pyatigorsk, PSTU Publ., 2012. (in Russian) Slastenin V.A. and others. Pedagogy. Moscow, Publishing Center "Academy", 2002. P. 72. (in Russian) Sourinov-Preobrazhensky V. Development of professional skills of students in the educational environment of the university as the basis of their sense-forming vocational training. University proceedings. Volga region. Humanities. 2013. no. 3. pp. 168-174. (in Russian)

Hozyainov G.I. Pedagogical skill of the teacher. Moscow, High school, 1988. 166 p. (in Russian) Chertovskoy A.N., Sizova O.A., Chernyak T.M. Performing analysis as a method of managing the independent work of a future music teacher in the piano class. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. no. 11-3. pp. 537. (in Russian)

Ulyanova R.A. Peculiarities of teaching in the piano class for students of different specialties in conditions of additional education / In the collection: "Innovative activity in education": coll. articles on the materials of the IV regional scientific and practical conference. 2018. pp. 139-142. (in Russian)

Информация об авторах Ульянова Римма Арташессовна

(Россия, Нижний Новгород) Кандидат искусствоведения, профессор, проректор по учебной работе Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки E-mail: rimmanngk@mail.ru

Information about the authors Rimma A. Ulyanova

(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Art History, Professor, Vice-Rector for Academic Affairs Nizhny Novgorod State Glinka Conservatoire E-mail: rimmanngk@mail.ru

Сизова Ольга Алексеевна

(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры продюсерства и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина E-mail: olgasizova88@yandex.ru

Olga A. Sizova

(Russia, Nizhny Novgorod) Senior lecturer of the Department of Producers

and Music Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: olgasizova88@yandex.ru

Храмова Лилия Александровна

(Россия, Нижний Новгород) Студент группы МОВС-16-1 Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина E-mail: lilienkrasota@yandex.ru

Lilia A. Khramova

(Russia, Nizhny Novgorod) Student of the group MOVS-16-1 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: lilienkrasota@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.