Научная статья на тему 'Проблемы проектирования профессионального развития научно-педагогических работников в современных условиях'

Проблемы проектирования профессионального развития научно-педагогических работников в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGNING / ВУЗ / HIGH SCHOOL / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL EMPLOYEE / HUMAN RESOURCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Васькина Альбина Васильевна, Сизова Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с анализом готовности профессионального развития научно-педагогических работников вуза. Проблемы профессионального развития личности специалиста, эффективного построения профессионального пути становятся актуальными, при рассмотрении которых профессиональная деятельность понимается как важная часть жизни человека. В ходе исследования используются общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектические методы и т.д., позволяющие, прежде всего, изучать и систематизировать необходимую литературу и результаты проведенного анкетирования преподавателей по заявленной проблеме. Приводятся мнения ведущих российских специалистов, подтверждающих необходимость профессионального развития научно-педагогического работника в современных условиях. Даны выводы о необходимости устойчивого профессионально-личностного развития и саморазвития педагога, цель которого будет заключаться в активном становлении субъекта, реализующим в профессии свой способ жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Татьяна Юрьевна, Васькина Альбина Васильевна, Сизова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Designing the Professional Development of Scientific and Pedagogical Personnel in Modern Conditions

The article investigates problems connected with analysis of professional development availability in scientific and pedagogical personnel of higher educational establishment. The problems of professional development of specialist’s personality, efficient building of professional journey become acute and during discussing them, the professional activities is understood as important part of human life. In course of investigation, the common scientific research methods are used: аnalysis and synthesis, induction and deduction, dialectic methods etc. enabling in first turn to investigate and to systematize the related literature and the results of questioning the teachers on the claimed problem. The opinions of leading Russian specialists are presented, proving the requirement in professional development of scientific and pedagogical personnel within modern conditions. Conclusions on the requirement in sustainable professional and personal development and self-development of pedagogical personnel are driven, its purpose will involve dynamic building of personality, introducing his mode of life activities in his profession.

Текст научной работы на тему «Проблемы проектирования профессионального развития научно-педагогических работников в современных условиях»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 39-44.

удк 378.1 Т. Ю. Медведева, А. в. Васькина, о. А. сизова

Проблемы проектирования профессионального развития научно-педагогических работников в современных условиях

В статье рассматриваются проблемы, связанные с анализом готовности профессионального развития научно-педагогических работников вуза. Проблемы профессионального развития личности специалиста, эффективного построения профессионального пути становятся актуальными, при рассмотрении которых профессиональная деятельность понимается как важная часть жизни человека. В ходе исследования используются общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектические методы и т.д., позволяющие, прежде всего, изучать и систематизировать необходимую литературу и результаты проведенного анкетирования преподавателей по заявленной проблеме. Приводятся мнения ведущих российских специалистов, подтверждающих необходимость профессионального развития научно-педагогического работника в современных условиях. Даны выводы о необходимости устойчивого профессионально-личностного развития и саморазвития педагога, цель которого будет заключаться в активном становлении субъекта, реализующим в профессии свой способ жизнедеятельности.

Ключевые слова: научно-педагогический работник, профессиональное развитие, кадровое обеспечение, проектирование, вуз

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 39-44.

T. Yu. MEDVEDEVA, A. V. VASKINA, 0. A. SlZOVA

The Problems of Designing the Professional Development of Scientific and Pedagogical Personnel in Modern Conditions

The article investigates problems connected with analysis of professional development availability in scientific and pedagogical personnel of higher educational establishment. The problems of professional development of specialist's personality, efficient building of professional journey become acute and during discussing them, the professional activities is understood as important part of human life. In course of investigation, the common scientific research methods are used: аnalysis and synthesis, induction and deduction, dialectic methods etc. enabling in first turn to investigate and to systematize the related literature and the results of questioning the teachers on the claimed problem. The opinions of leading Russian specialists are presented, proving the requirement in professional development of scientific and pedagogical personnel within modern conditions. Conclusions on the requirement in sustainable professional and personal development and self-development of pedagogical personnel are driven, its purpose will involve dynamic building of personality, introducing his mode of life activities in his profession.

Key words: scientific and pedagogical employee; professional development; human resourcing; designing; high school

_Введение

/^оциально-экономические реалии жизне-/ деятельности требуют смены стратегии

V__<- профессионального развития личности.

Обществу нужен профессионал, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, умеющий искать, творить, созидать. В связи с этим профессиональное образование предполагает динамичный характер развития программ подготовки специалиста в зависимости от спроса на них на рынке труда, тенденций развития научного знания. В свою очередь для быстрого отклика на новые социальные запросы необходимы и эффективные механизмы для существенного повышения профессионального роста педагогов, осуществляющих подготовку будущих специалистов к условиям реальной профессиональной деятельности.

_Материалы и методы исследования

Используются общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектические методы и т.д., позволяющие, прежде всего, изучать и систематизировать необходимую литературу и результаты проведенного анкетирования преподавателей по заявленной проблеме.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится процесс собственных изменений путем повышения профессионального уровня развития [12]. В связи с этим актуальным является обновление подходов к управлению процессом развития педагогических работников. Новые образовательные задачи требуют организации целенаправленной деятельности по управлению процессом личностного и профессионального развития педагогов, предполагающую формирование личностной активности в построении профессиональной перспективы и ее реализации, а также закрепление персональной ответственности за результаты собственного роста.

Следует сказать, что в процессе личностного самоопределения профессиональное развитие определяется как необходимый фактор успешной самореализации человека в современном мире. В связи с этим проблемы профессионального развития личности специалиста, эффективного построения профессионального пути становятся актуальными, при рассмотрении которых профессиональная деятельность понимается как важная часть жизни человека, которую проектирует индивид в процессе социальных отношений и различных сторон жизнедеятельности личности [1, с. 4-5].

В этой связи, важно привести выдержку из текста Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы:

«Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ...».

«Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает завершение перехода на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации, модернизацию системы методических служб, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов.» [2].

Современная система высшего образования нацелена не только на освоение теоретической базы при подготовке будущих выпускников, но и, что важно, на формирование практических навыков в области будущей профессии. Таким образом, данное положение предъявляет высокие требования к компетентности педагога вуза в сфере подготовки студентов к современным условиям профессиональной деятельности. При анализе данного подхода в обучении, можно выделить два основных направления профессионального развития НПР. Первое направление определяет целью - освоение информационного пространства и электронной среды, предлагаемые реальной профессиональной деятельностью. Второе направление - это формирование новых компетенций, необходимость которых обусловлена развитием профессионального поля и, соответственно, расширением требований, предъявляемых к профессионалу. Таким образом, необходимость организации целенаправленной деятельности по управлению процессом личностного и профессионального развития НПР очевидна и основана на применении собственных ресурсов (замотивированное самопознание, саморазвитие, самообучение) и внешних (повышение квалификации, переподготовка и т.п.).

Кроме того, процессы модернизации и реформирования систем высшего образования в различных странах обуславливает повышение значимости научных исследований среди результатов деятельности вуза. Данная тенденция основана на влиянии нескольких факторов. Во-первых, сокращение государственного финансирования вузов повышает их зависимость от внешних источников, включая различные каналы финансирования научных исследований. Во-вторых, государственные органы и рейтинговые агентства все шире используют количественные и качественные показатели результативности и эффективности научных исследований вуза как показатели эффективности вуза, определяющие его место в национальных и международных рейтингах. Требование активно заниматься научными исследованиями и демонстрировать вы-

Perspectives с^ Science & Education. 2018. 4 (34)

сокие результаты публикационной активности и индексы цитирования распространяется вузом на свои структурные подразделения и отдельных преподавателей, превращаясь в ключевой компонент системы их оценки и мотивации. Исследование имеющихся в различных вузах систем оценки результатов работы преподавателей, использование этих систем для мотивации наиболее приоритетных и стратегически важных для университета видов деятельности представляет как научный, так и практический интерес. С научной точки зрения интересно проанализировать взаимное влияние различных видов деятельности преподавателя вуза: влияние активных научных исследований на качество преподавания, влияние общественно значимых работ преподавателя на его цитируемость и популярность в академических кругах, результативность привлечения студентов для проведения научно-исследовательских проектов и т.п. Важно также получить данные о влиянии результатов деятельности преподавателей по конкретным видам работ на академическую репутацию и имидж вуза, а через них на результаты рейтингов и других видов мониторинга образовательных организаций как на национальном, так и на международном уровнях [6]. Практическая значимость перечисленных исследований определяется возможностью использовать их результаты для создания комплексной системы оценки качества работы и мотивации преподавателей, столь важной для распределения стимулирующих выплат, проведения конкурсного избрания на должность, продвижения по службе и других управленческих решений в образовательных организациях высшего образования.

Актуальность создания системы профессионального развития научно-педагогических работников (НПР) в РФ определяется такими факторами, как:

- развитие глобального рынка образовательных услуг, функционирующего в информационно-коммуникационной среде;

- вхождение России в мировое образовательное пространство с задачей соответствующего позиционирования конкурентоспособных вузов страны;

- возрастание роли цифровых технологий и информационно-коммуникационной инфраструктуры в образовательной деятельности высшей школы РФ, приводящее к модификации ООП наряду с внедрением инновационных средств обучения;

- необходимость повышения роли квалификации, профессионализма и способностей НПР к творческому труду как фундаментальных характеристик конкурентоспособности вузов [13].

Положения концепции исходят из следующих ключевых требований к профессиональным качествам преподавателя в XXI веке:

- ценностное понимание двойственной роли

преподавателя вуза - как квалифицированного поставщика и как потребителя образовательных услуг, - требующей непрерывного профессионального образования в течение жизни;

- владение персональным менеджментом знаний (методами сетевой коммуникации и поиска, анализа, синтеза, комбинирования, прогнозирования, моделирования и т.д.) для актуализации содержания своей предметной области;

- знание тенденций развития зарубежной и отечественной теории и лучшей практики организации и управления образовательным процессом;

- умение использовать рекомендации международных и отечественных стандартов в своей профессиональной деятельности;

- способность создавать персональные образовательные среды и использовать их унифицированные варианты.

Персонифицированный подход к повышению квалификации НПР ориентирован на конкретную личность (развитие личностного потенциала и овладение педагогическим инструментарием) в интересах не только самого преподавателя (научного сотрудника), но и образовательного учреждения. Реализация подхода включает входную диагностику имеющегося потенциала и дефицита компетенций, нуждающегося в нивелировании в процессе освоения предлагаемых КПК и ДОП. Диагностика потенциала производится для повышения личной заинтересованности преподавателя на этапе предварительного выбора ДОП (из имеющегося перечня) в электронной форме, в приватном индивидуальном порядке [13, с. 94].

_Результаты исследования

Контекст современного социально-экономического развития общества обусловил появление ряда предпосылок к изменению стратегии профессионального последовательного становления личности. Формируются качественно иные принципы организации всего цикла жизненного пространства человечества, целью которых является решение вопросов, связанных с социальной активностью, способностью адаптировать себя к быстро меняющимся условиям социальной-экономической и культурной сфер [8, с. 102].

Современная стратегия развития образовательной политики вузов ориентируется, прежде всего, на реализацию социального заказа и удовлетворение потребностей в достижении качества получаемого образования [11], и в этой связи очевидной становится потребность в высокопрофессиональных, мобильных кадрах в вузе.

Постановка данной проблемы сегодня уже не вызывает сомнений, необходимость отчетливого представления актуальных результатов научно-педагогической деятельности в новых реалиях очевидна [4]. Исследование имеющихся в различных вузах систем оценки результатов работы

преподавателей, использование этих систем для мотивации наиболее приоритетных и стратегически важных для университета видов деятельности представляет как научный, так и практический интерес. В проекции на профессиональное будущее преподавателя интересно проанализировать взаимное влияние различных видов деятельности преподавателя вуза [4]: влияние активных научных исследований на качество преподавания, влияние общественно значимых работ преподавателя на его цитируемость и популярность в академических кругах, результативность привлечения студентов для проведения научно-исследовательских проектов и т.п. Важно также получить данные о влиянии результатов деятельности преподавателей по конкретным видам работ на академическую репутацию и имидж вуза, а через них на результаты рейтингов и других видов мониторинга образовательных организаций как на национальном, так и на международном уровнях [10].

Из предварительного анализа по анкетированию преподавателей за 2016 г. можно выделить, что развитие своего личностного и профессионального потенциала в научной и учебно-методической деятельности определяют практически все преподаватели как приоритетное, но в разных аспектах деятельности. Многие определяют перспективы в деятельности по публикации статей, повышение квалификации, разработка новых лекционных курсов, научно-методическое обеспечение учебного процесса (69%), однако более трудоемкие направления деятельности, связанные с повышением квалификации путем

защиты диссертации, написание монографий, изучение языка - остаются менее востребованными (22%).

_Обсуждение результатов

Педагогический коллектив вуза осознает важность изменений в собственном профессиональном развитии, в соответствии с возросшими требованиями. В своей педагогической деятельности коллектив ориентирован на повышение качества образовательного процесса, внедрение современных образовательных технологий в условиях собственного профессионального роста и признания.

Данное описание научно-педагогической деятельности дает возможность привлечения эффективных преподавателей, способных к решению современных профессиональных задач.

Заключение

Современный мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить, определять и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и реализацией своей карьеры. Таким образом, одной из главных целей высшего образования является профессионально-личностное развитие и саморазвитие педагога, который должен стать активным субъектом, реализующим в профессии свой способ жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарипова Л. Г. Особенности формирования профессиональной карьеры женщин в трансформирующемся российском обществе: автореф. дис ... канд. социол. наук: 22.00.04. Казань: КГУ, 2006. 23 с. (С. 4-5).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

3. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/290 (дата обращения: 1.06.2018)

4. Карнаухова, В. Прозрения Макса Регера // Музыкальная академия. 2004. № 1. С. 185-187.

5. Крупченко А.К. Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании // Сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием. М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Часть 1. 2017.

6. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т.6. №2. С.1-18. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 10.08.2018)

7. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород, 2015. 296 с.

8. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Возможности взаимодействия с работодателем в разработке эффективных методов оценки достижений обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 102-109.

9. Медведева Т.Ю. Современные тенденции обновления содержания дополнительного образования в условиях применения информационных технологий // Интеграция информационных технологий в систему дополнительного образования в области технического творчества: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2016. С. 25-28.

10. Оценка эффективности преподавателя в современном образовательном учреждении: монография / Гришина О.А. [и др.]; под редакцией д.э.н. Сагиновой О.В., к.э.н Мусатовой Ж.Б., Москва 2015. 105 с.

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

11. Самерханова Э.К. Стратегические ориентиры управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/331/332 (дата обращения: 15.03.2018)

12. Сопин В.И., Подготовка управленческих и педагогических кадров для системы образования // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 2 (26). С. 65-82.

13. Стародубцев В.А., Исаева Е.В. Повышение квалификации НПР: персонализация профессионального развития // Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 93-98.

14. Фильченкова И.Ф. Результаты мониторинга инновационной активности преподавателей вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/624 (дата обращения: 22.03.2018)

15. Фильченкова И.Ф., Краснопевцева Т.Ф. Критерии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза как основа мониторинга эффективности инновационных проектов // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2017 г.: в 3 ч. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. Часть II. С.157-160.

16. Medvedeva Tatyana Y., Olga Sizova A., Ulyanova Rimma A., Markova Svetlana M., Karpukova Albina A., Galina Kazantseva A. Modern Trends in Estimation System of Training Achievements Quality of College Undergraduates // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Volume 20, Issue 3.

REFERENCES

1. Garipova L.G. Features of formation of professional career of women in a transforming Russian society: the author's abstract. Diss. PhD Sociol. Sci.: 22.00.04. Kazan, KSU Publ., 2006. 23 p. (pp. 4-5). (in Russian)

2. The State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020. (in Russian)

3. Demidova N.N. New design of the main professional educational programs in the context of designing the innovative scientific and educational environment of the university. Bulletin of the Minin University. 2014. no 4. URL: http:// vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/290 (accessed 1 June 2018) (in Russian)

4. Karnaukhova V. Max Reger's Insights. Musical Academy. 2004. no. 1. pp. 185-187. (in Russian)

5. Krupchenko A.K. Improvement of professional skills of pedagogical staff in a changing education / Collection of materials of the V All-Russian Internet Conference with international participation. Academy of advanced training and professional retraining of educators. Part 1 (Moscow). 2017. (in Russian)

6. Margolis A.A. Requirements for the modernization of the main professional educational programs (OPOP) for the training of pedagogical personnel in accordance with the professional standard of the teacher: proposals for the implementation of the activity approach in the training of pedagogical personnel. Psychological and pedagogical research. 2014. Vol. 6. no. 2. pp. 1-18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (accessed 1 June 2018) (in Russian)

7. Modernization of teacher education in the context of the global educational agenda: monograph / A.A. Fedorov [and others]; Ed. A.A. Fedorov. N. Novgorod, 2015. 296 p. (in Russian)

8. Medvedeva T.Yu., Sizova O.A. Opportunities of interaction with the employer in the development of effective methods for assessing the achievements of students. Problems of modern pedagogical education. 2017. no. 57-4. pp. 102-109. (in Russian)

9. Medvedeva T.Yu. Modern trends in updating the content of supplementary education in the context of the application of information technologies / Integration of information technologies in the system of additional education in the field of technical creativity: a collection of articles on the materials of a regional scientific and practical conference. N.Novgorod, 2016. pp. 25-28. (in Russian)

10. Evaluation of teacher effectiveness in a modern educational institution: monograph / Grishina O.A. [and etc.]; edited by Dr.Sc. Saginova O.V., Musatova Zh.B., Moscow, 2015.105 p. (in Russian)

11. Samerkhanova E.K. Strategic guidelines for the management of educational programs in the university. Bulletin of the Minin University. 2017. no. 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/331/332 (accessed 1 June 2018) (in Russian)

12. Sopin V.I. Training of managerial and pedagogical personnel for the education system. Educational management: theory and practice. 2017. no. 2 (26). pp. 65-82. (in Russian)

13. Starodubtsev V.A., Isaeva E.V. Advanced training of the NDP: personalization of professional development. Higher education in Russia. 2017. no. 208 (1). pp. 93-98. (in Russian)

14. Filchenkova I.F. Results of monitoring of innovative activity of university teachers. Bulletin of the Minin University. 2017. no. 3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/624 (accessed 1 June 2018) (in Russian)

15. Filchenkova I.F., Krasnopevtseva T.F. Criteria for involving university professors in innovative activity as a basis for monitoring the effectiveness of innovative projects / Actual world trends in the development of social and humanitarian knowledge: a collection of scientific papers on the materials of the International Scientific and Practical Conference June 30, 2017: at 3 pm Belgorod: Research (APNI), 2017. Part II. P.157-160. (in Russian)

16. Medvedeva Tatyana Y., Olga Sizova A., Ulyanova Rimma A., Markova Svetlana M., Karpukova Albina A., Galina Kazantseva A. Modern Trends in Estimation System of Training Achievements Quality of College Undergraduates. Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Volume 20, Issue 3.

Информация об авторах Медведева Татьяна Юрьевна

(Россия, Нижний Новгород) Заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования, доцент, кандидат педагогических наук Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) E-mail [email protected]

Васькина Альбина Васильевна

(Россия, Нижний Новгород) Декан факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, доцент, кандидат педагогических наук Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) E-mail [email protected]

Сизова Ольга Алексеевна

(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры продюсерства

и музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) E-mail: [email protected]

Information about the authors

Tatyana Yu. Medvedeva

(Russia, Nizhny Novgorod) Head of the Department of Producers and Music Education, Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail [email protected]

Albina V. Vaskina

(Russia, Nizhny Novgorod) Dean of the Faculty of Design, Fine Arts and Media Technologies, Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail [email protected]

Olga A. Sizova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Russia, Nizhny Novgorod) Senior lecturer of the Department of Producers

and Music Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.