Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости формирования информационной кометентности педагога-музыканта'

К вопросу о необходимости формирования информационной кометентности педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ФОРМИРОВАНИЕ / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATIZATION / TEACHER / TEACHER-MUSICIAN / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна

В статье рассматривается понятие «информационная компетентность» в различных аспектах. Описаны различные подходы по определению данного понятия в широком смысле, в области профессиональной подготовки педагогов, в системе подготовки учителей-предметников, к которым также относятся педагоги-музыканта. Приведены выдержки из нормативно-правовых документов, в тексте которых даны требования по формированию информационной компетентности педагога. С опорой на научные положения, а также нормативно-правовую документацию даны выводы о необходимости формирования информационной компетентности педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF NEED OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER-MUSICIAN

The article deals with the concept of "information competence" in various aspects. Various approaches to the definition of this concept are described in a broad sense, in the field of professional training of teachers, in the system of training of subject teachers, which also include teachers-musicians. Excerpts from legal documents are given, in the text of which the requirements for the formation of information competence of the teacher are given. Based on the scientific provisions, as well as regulatory and legal documentation conclusions about the need for the formation of information competence of the teacher-musician.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости формирования информационной кометентности педагога-музыканта»

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf

6. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 25.02.2019)

7. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/ (дата обращения: 25.02.2019).

8. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 25.02.2019).

9. Самерханова Э. К., Имжарова З. У. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования Вестник Мининского университета Том 6, № 2 (2018) URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-2 (дата обращения: 25.02.2019).

10. Сизова О.А., Груздева М.Л. К вопросу о возможности использования средств информационных технологий в условиях музыкального образования // В сборнике: Неофит cборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. 2018. С. 152-154.

11. Сизова О.А, Специфика профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях информатизации образования. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. с. 256-259.

12. Сизова О.А. Средства информационных технологий как эффективный инструмент управления профессиональной деятельностью педагога-музыканта Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 310-313.

13. Стариченко Б.Е. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Педагогическое образование в России. 2015. № 7

14. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO, 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. (дата обращения: 25.02.2019)

15. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской; Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения. - М.: УНЦ ДО, 2005

Педагогика

УДК: 371

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный

педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. В статье рассматривается понятие «информационная компетентность» в различных аспектах. Описаны различные подходы по определению данного понятия в широком смысле, в области профессиональной подготовки педагогов, в системе подготовки учителей-предметников, к которым также относятся педагоги-музыканта. Приведены выдержки из нормативно-правовых документов, в тексте которых даны требования по формированию информационной компетентности педагога. С опорой на научные положения, а также нормативно-правовую документацию даны выводы о необходимости формирования информационной компетентности педагога-музыканта.

Ключевые слова: информационная компетентность, информатизация, педагог, педагог-музыкант, формирование.

Annotation. The article deals with the concept of "information competence" in various aspects. Various approaches to the definition of this concept are described in a broad sense, in the field of professional training of teachers, in the system of training of subject teachers, which also include teachers-musicians. Excerpts from legal documents are given, in the text of which the requirements for the formation of information competence of the teacher are given. Based on the scientific provisions, as well as regulatory and legal documentation conclusions about the need for the formation of information competence of the teacher-musician.

Keywords: information competence, Informatization, teacher, teacher-musician, formation.

Введение. Проблемами изучения понятия информационная компетентность активно занимаются отечественные исследователи в области педагогической науки. Краткий обзор их трудов будет представлен ниже. В связи с реализаций тенденций образования, к которым относятся цифровизация, информатизация образования, все чаще встречаются исследования в области изучения информационной компетентности, ее структуры, а также особенностей процесса по её формированию. В рамках нашего исследования мы рассмотрим некоторые подходы по определению понятия «информационная компетентность», также попытаемся систематизировать приведенные выдержки из исследований ученых по следующему принципу: «информационная компетентность» в различных профессиональных областях; «информационная компетентность» в условиях профессиональной подготовки педагогов; «информационная компетентность» -в системе подготовки учителя-предметника; информационная компетентность в рамках профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Изложение основного материала статьи. Накопленные на сегодняшний день теоретические и практические результаты свидетельствуют о том, что профессиональная компетентность специалиста формируется с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Актуальная

тенденции образования - информатизация и цифровизация образования создают активные условия подготовки будущих специалистов, в этой связи процесс формирования ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач современного образования.

О необходимости формирования информационной компетентности рассуждал ученый А.В. Хуторской. С точки зрения ученого существуют основные образовательные компетенции, к ним исследователь относит ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, коммуникативную, социально-трудовую, а также информационную компетентность [13].

Информационная компетентность педагога, исследователем рассматривается как «навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача» [14].

Исследованием понятия информационная компетентность в области различных уровней образования, а также в различных сферах деятельности занимались ученые О.С. Кизик, А.С. Карпеченко, Г.А. Гареева, Е.А. Лисогор, А.В. Богданова, О.Н. Ионова , Э.Ф. Морковина и др.

О необходимости формирования информационной компетентности педагогов и учителей рассуждали следующие ученые: М.П. Лапчик, А.А. Темербекова, Т.Г. Головко, О.М. Толстых Л. М. Горбунова Т.А. Гудкова, В.П. Короповская и др.

Обратимся к исследованию понятия «информационная компетентность» педагога.

С точки зрения ученого М.П. Лапчика формирование информационной компетентности учителей является одной из наиболее важных задач системы высшего педагогического образования. Под информационной компетентостью, ученый понимает не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и личностно- деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе [5].

По мнению ученого А.А. Темербековой информационная компетентность педагога - это «интегральное многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования различного рода информацией в педагогической деятельности» [10].

С точки зрения Т.Г. Головко «информационная компетентность педагога это важнейшая составляющая профессионально-педагогической компетентности, включающее в качестве важнейшего компонента личностно-смысловые структуры учителя; исследованы его сущность, функции, свойства, многомерный и многоуровневый характер» [2].

В рамках профессиональной деятельности педагога-предметника также учеными были разработаны определения понятия «информационная компетентность».

Так исследователь О.М. Толстых в условиях профессиональной подготовки будущего учителя английского языка также обосновывает необходимость формирования информационной компетентности. С точки зрения ученого это качество, характеризующееся «готовностью и способностью учителя использовать ИКТ в профессиональной деятельности, что позволяет эффективно осуществлять получение, накопление, кодирование и переработку аутентичной и учебной информации, ее передачу и практическое использование» [11].

О.В. Урсова понимает под ИКТ-компетентностью учителя-предметника «готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [12].

В области музыкального образования также существуют исследования феномена информационная компетентности.

Так исследователи И.Б. Горбунова, П.Д. Родионов, Л.Ю. Романенко, изучая специфику информационной компетентности педагога-музыканта, приходят к выводу, что «к основным компетенциям при подготовке будущих музыкантов можно отнести информационную компетентность, предполагающую овладение средствами современных ИТ и музыкально-компьютерных технологий, составляющих базу успешной деятельности в сфере музыкального образования и творчества» [3].

С точки зрения исследователя Н. В. Белоусовой «информационная компетентность педагога-музыканта это «интегративное личностное качество, основу которого составляет освоение и квалифицированное применение различных информационных ресурсов в процессе специальной подготовки» [1].

Проведенный анализ понятия «информационная компетентность», а также условий ее формирования приводит нас к выводу, данное понятие рассматривается учеными в различных аспектах. Информационная компетентность формируется в условиях различных уровней образования. Информационная компетентность является качеством специалистов в различных отраслях. Кроме того существует информационная компетентность педагога, педагога-предметника.

Педагог-музыкант является учителем-предметником в рамках основного общего, начального общего уровней образования. Необходимость формирования данного качества обоснована научными положениями, а также нормативно-правовой базой, к которой мы относим: ФГОС НО, ФГОС ОО, Профессиональный стандарт педагога.

В текстах нормативно-правовых документов также указывается необходимость формирования информационной компетентности. Так в содержании международного документа UNESCO's ICT Competency Framework for Teachers указывается необходимые требования в системе образования, которые должны включать и компоненты по формированию информационной компетентности педагога. Разработчики данного документа утверждают, что педагоги, чья профессиональная деятельность соответствуют представленным требованиям способны и готовы осуществлять образовательный процесс, в условиях информатизации образовательного учреждения, то сеть «в ИКТ-насыщенной образовательной среде современной школы» [9].

Из текста Профессионального стандарта приведем выдержку из перечня необходимых умений педагога: «владеть ИКТ-компетентностями, в структуру которых включены общепользовательская ИКТ-

компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)» [6], на основании чего возникает потребность в формировании информационной компетентности педагога-музыканта.

С целью формирования навыков в области обще-пользовательской компетентности мы полагаем необходимость разработки показателей ее сформированности.

К данным показателям мы полагаем возможным отнести свободное владение базами данных, способность систематизировать информацию, полученную при помощи интернета и баз данных.

К показателям общепедагогической компетентности мы относим знание нескольких ИС в предметной области; способность к критическому анализу материала, представленного в ИС.

К показателям сформированности предметно-педагогической ИКТ-компетентности мы относим знание программ музыкальной композиции и исполнения; способность применять в учебном процессе образовательного учреждения средства программ музыкальной композиции и исполнения.

В процессе осуществления профессиональной деятельности педагогом-музыкантом, средства информационных технологий выступают не только как требование нормативной документации, но и как необходимый инструмент, позволяющий сэкономить время, ресурсы. Так в рамках подготовки к занятиям в рамках предмета «Музыка», возможно использование профессиональных информационных систем, современных баз данных с целью поиска необходимого аудио-, теоретического материала, его отбора и последующей систематизации. В рамках организации деятельности обучающихся по прослушиванию музыкальных произведений педагогу-музыканту открывается возможность использования различных профессиональных информационных системам, нотных архивов, находящимися в открытом доступе, в сети Интернет. С целью организации теоретического исследования музыкальных произведений возможно использование сайтов, наполнение которых разработано в рамках необходимой предметной области.

Выводы. В пользу необходимости формирования информационной компетентности выступают научные положения выдающихся ученых, приведенные в данной статье. Вместе с тем, нормативно-правовая документация регламентирует наличие сформированной информационной компетентности педагогов. Профессиональная деятельность педагога-музыканта также определена представленными документами, что подтверждает потребность в формировании исследуемого нами качества.

Литература:

1. Белоусова, Н.В. Информационные технологии в процессе специальной подготовки педагога-музыканта: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Белоусова Наталья Викторовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2012. - 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1129

2. Головко Т.Г. Развитие информационной компетентности педагога в процессеповышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Ростов н/Д, 2006 206 с. РГБ ОД, 61:07-13/837

3. Горбунова И.Б., Родионов П.Д., Романенко Л.Ю.Музыкально-компьютерные технологии в формировании информационной компетентности современного музыканта Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1 (167). С. 39-45.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов-музыкантов Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 232-234.

5. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 144 с.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.

7. № 544н г. Москва. URL: http://www.rg.ru/gazeta/rg/2013/12/18.html.

8. Сизова О.А. Специфика профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в условиях информатизации образования Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 256-259.

9. Сизова О.А. Средства информационных технологий как эффективный инструмент управления профессиональной деятельностью педагога-музыканта Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 310-313.

10. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO, 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf.

11. Темербекова, А. А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Темербекова Альбина Алексеевна. — Москва, 2009. — 490 с.

12. Толстых О.М. Развитие профессионального уровня информационной компетентности будущего учителя иностранного языка в процессе подготовки в области информатики и ИКТ: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 Омск, 2006 181 с. РГБ ОД, 61:06-13/2007

13. Урсова О.В.. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Великий Новгород, 2006 195 с. РГБ ОД, 61:06-13/2656

14. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской; Рос. акад. образования, Ин-т содержания и методов обучения. - М.: УНЦ ДО, 2005

15. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В Хуторской // Эйдос: Интернет-журнал. Режим доступа http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm

16. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 4

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогически наук, доцент,

заведующий кафедрой физического воспитания Соколов Николай Гурьевич

Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического

воспитания и спортивно-массовой работы Овчинников Владимир Павлович

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург);

кандидат технических наук, доцент кафедры физической

культуры и спорта Фарберов Михаил Борисович

Санкт-Петербургский государственный университет

аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации и управления в сфере студенческого спорта Российской Федерации, показаны пути взаимодействия государственных и общественных организаций, позволяющие повысить эффективность развития физической культуры и спорта в среде учащейся молодёжи. Представленная структура оказывает положительное влияние на развитие как массового студенческого спорта, так и спорта высших достижений.

Ключевые слова: студенческий спорт, Министерство спорта Российской Федерации, Российский студенческий спортивный союз, Ассоциация студенческих спортивных клубов, спортивный клуб университета.

Annotation. In the article the questions of Organization and management in the field of University sports of the Russian Federation, the ways of interaction of state and public organizations, which allows to increase the efficiency of development of physical culture and sport environment for young students. The presented structure has a positive impact on the development of both mass student sports and high performance sports.

Keywords: student sports, Ministry of sports of the Russian Federation, Russian student sports Union, Association of student sports clubs, University sports club.

Введение. Физическое воспитание в вузе позволяет формировать физическое и духовное развитие молодого человека, овладевать жизненно необходимыми умениями и навыками, повышать общую и профессиональную работоспособность, развивать функциональные возможности различных систем организма, в отдельных случаях при существующих возможностях достигать высшего спортивного мастерства. Задачи массового студенческого спорта во многом повторяют задачи физической культуры и спорта и реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Однако, на практике, как правило, в нефизкультурных вузах страны осуществляя неспециальное физкультурное образование, в сфере массового студенческого спорта постоянным тренировкам во внеучебное время уделяют внимание от 10 до 25% учащихся [1].

Отсюда, в рамках реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» и дальнейших решений Правительства РФ, был предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие студенческого спорта. В частности, в соответствии с п.4 Плана мероприятий по реализации Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 12.12.2015 года № 2570-р, Минспортом России была разработана и утверждена «Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года» [3].

Основное внимание в данной Концепции уделяется модернизации системы физического воспитания и развития массового студенческого спорта, а также спортивного резерва в высших и средних специальных заведениях. Значительное место здесь отводится обеспечению спортивной инфраструктуры, расширению числа студенческих клубов и лиг по различным видам спорта. В результате реализации данной Концепции предполагается увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 90%; увеличение числа студентов выполнивших нормативы ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) до 80% к 2025 году; достижение к 2025 году 100% обеспечения спортивными клубами высших и средних специальных учебных заведений; увеличение числа студенческих спортивных лиг с 16 до 30 [3].

Данные показатели тесно переплетаются с планируемыми целевыми показателями «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», где указаны следующие цифры: доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности обучающихся и студентов составляет - 2008 год -34,5%; в 2015 году - 60%; в 2020 году - 80% [5].

Также необходимо отметить, что до 1987 года огромную работу по развитию и популяризации студенческого спорта в стране осуществляло ВДСО «Буревестник», объединяющее все вузы и корректирующее всю спортивную работу обучающихся. В 1987 году все профсоюзные спортивные общества были ликвидированы, некоторые были объединены в одно аморфное ВДСО профсоюзов, которое потеряло связь с отраслевыми структурами. В этот период была нарушена отлаженная система управления и организации спортивных соревнований и в целом студенческого спорта. Прекратилось проведение спартакиад и универсиад среди педагогических, экономических, физкультурных, авиационных и других отраслевых соревнований. В тот период по настоящему организованные спортивные студенческие команды, выставлялись лишь на Всемирные Универсиады, что позволяло говорить, что студенческий спорт в стране существует.

Изложение основного материала статьи. Изменения в организации и структурном управлении студенческим спортом произошли в 1993 году, когда для координации системы студенческого спорта и физкультурно-массовой работы в образовательных организациях в системе негосударственного регулирования и была создана организация - Российский студенческий спортивный союз (РССС) как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.