обучения в открытой образовательной среде обогащают педагогическую теорию, позволяют рассматривать данное понятие в непрерывном развитии в условиях изменения образовательной парадигмы.
Литература:
1. Ажижбеков, К.Ж. Теоретико-методологические основы подготовки учителей к инновационной деятельности [Текст]. / Дис. ... докт. пед. наук 13.00.08: Ажижбеков, Канат Жубандыкович // Шымкент. -2010. - 388 с.
2. Артюхина, М.С. Методология, теория и практика интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза [Текст]. / Е.И. Санина, М.С. Артюхина. // Монография - М: АСОУ, 2016. - 188 с.
3. Емельяненко, Л.М. Конфликтология [Текст]. / Л. М. Емельяненко, В.М. Петюх, Л.В. Торгова // Учебное пособие - К: КНЕУ, 2003. - 215 с.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. [Текст] / Э.Ф. Зеер - М.: Академия, 2007. - 240 с.
5. Зинченко, В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь [Текст]. / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков // АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; 2008.
6. Кузнецова, Н.Б. Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст]. / Н.Б. Кузнецова // Вестник ТГПУ №5 (170). 2016 - с. 55-59.
7. Кузьмина, О.С. Подготовка педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Текст]. / Автореферат дис. ... канд. пед. наук 13.00.08: Кузьмина, Ольга Сергеевна. // Омск. - 2015. - 23 с.
8. Москвина, А.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования [Текст]. / А.В. Москвина // Педагогические науки №1 (22) март, 2017. - с. 29-33.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.
10. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. [Текст] / Н.С. Пряжников - М.: МОДЭК, 1997. - 352 с.
11. Санина, Е.И. Педагогические условия профессиональной подготовки менеджеров инновационного образования / [Текст]. Е. И. Санина, И.В. Рытова // Вестник РМАТ. - 2016, №3. - с. 89-104.
12. Сластенин, В.А. и др. [Текст]. / В.А. Сластенин и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013 С — 402.
13. Яковлева И.М. Подготовка педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст]. / И.М. Яковлева. Учебное пособие // Из-во: «Спутник+». - 2012. - 133 с.
Педагогика
УДК: 378.14
старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Аннотация. В статье обсуждаются и анализируются проблемы современного образования, в условиях информационного общества. Приводятся мнения ведущих отечественных ученых, в области образования о специфике использования средств информационных технологий с целью обеспечения образовательного процесса, в том числе в сфере музыкального образования. Также раскрывается необходимость включения средств информационных технологий, в условиях профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. В заключении даны выводы о специфике использования современных источников получения информации, способных обеспечить педагога-музыканта нужной ему информацией, с целью реализации себя в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информатизация, профессиональная деятельность, педагог-музыкант, информационное общество, информационные технологии.
Annotation. The article discusses the problems of modern education in the information society, as well as the Informatization of education. The opinions of leading Russian scientists in the field of education about the specifics of the use of information technology to ensure the educational process are given and analyzed. Also the necessity of inclusion of means of information technologies, in the conditions of professional training of future teachers-musicians is revealed. In conclusion, conclusions are given about the specifics of the use of modern sources of information that can provide the teacher-musician with the information he needs in order to realize himself in professional activities.
Keywords: informatization, professional activity, teacher-musician, information society, information technologies.
Введение. Переход всех сфер деятельности к новому этапу становления и развития общества является объективной реальностью, характеризующей современное состояние образования.
В этой связи деятельность субъекта в различных предметных областях взаимосвязана с организацией процесса по поиску, подбору получению, использованию, освоению, анализу полученной информации. Новейшие социокультурные потребности информационного общества требуют изменений в системе профессиональной подготовки специалиста. Контекст развития современного социально-экономического общества обусловил возникновение ряда предпосылок изменения стратегии профессионального развития личности [26].
Целью статьи является выявление актуальности применения средств информационных технологий в процессе реализации профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Изложение основного материала статьи. Информатизация общества затрагивает и модернизирует все сферы его деятельности, в том числе образование. Одной из целей которого является подготовка граждан к жизни в условиях современного информационного мирового сообщества и повышение качества профессиональной подготовки конкурентно-способных специалистов на основе широкого использования
средств современных информационных технологий. На сегодняшний день под понятием информатизация имеется в виду - основной путь модернизации системы образования. Это понятие подразумевает не только развитие техники и технологий, но и изменения, вызванные развитием информационно коммуникационных технологий в обществе, в котором ведущей ценностью является информация и работа с ней, разработка планов и программ, содействующих формированию человека нового общества.
В широком понимании изучением данной проблемой занимались следующие ученые: Г.А. Бордовский, А.Я. Ваграменко, К.К. Колин, И.В. Роберт и другие.
Специфику применения информационных технологий в области дошкольного и школьного музыкального образования освещали ученые Абдулин Э.Д., Алиев Ю.Б., Волосовец Т.В., Новоселова С.Л., Комиссарова А. Л., Костина Э.П. В представленнных трудах разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе педагога-музыканта в условиях дошкольного образования, описываются примерные образовательные программы для дошкольников.
Использование средств информационных технологий проникает в процесс обучения студентов-музыкантов, в условиях педагогического образования. Это связано со спецификой профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта. Процесс освоения и применения информационных технологий реализацией следующих видов профессиональной деятельности:
- исполнительская подготовка педагогов-музыкантов;
- музыкально-теоретическая и музыкально-историческая подготовка педагога-музыканта.
В этой связи применение средств информационных технологий необходимо для поиска необходимого справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего материала в области музыкального образования [26].
К основным видам деятельности в условиях использования средств информационных технологий в рамках профессиональной подготовки педагога-музыканта можно отнести обеспечение учебного процесса, работу с музыкальным материалом в фонотеках, методическую работу, научно-исследовательскую деятельность, учебно-воспитательную, работу по проведению и организации различных мероприятий. Специалистов сферы музыкальной педагогики и образования обучают вузы, реализующие программы по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки 53.00.00 Музыкальное искусство (к ним относятся 53.03.06 «Музыкально-прикладное искусство» (уровень высшего образования бакалавриат), 53.04.06 «Музыкально-прикладное искусство» (уровень высшего образования магистратур), по различным профилям), а также по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки (44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Музыка» (уровень высшего образования бакалавриат), 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Музыка» (уровень высшего образования магистратура).
Выпускники данных направлений подготовки являются потенциальными сотрудниками учреждений сферы дополнительного образования, дошкольного образования, общего образования, учреждений среднего-профессионального образования. В функциональные обязанности данных категорий педагогических работников входит не только обеспечение учебного процесса, проведение учебных занятий, которое невозможно без привлечения различных средств информационных технологий, но и организация различных видов творческих мероприятий.
Применение средств информационных технологий в работе с обучающимися различного возраста заключается в том, что педагоги-музыканты способны использовать в своей деятельности мультимедийные возможности компьютера, повышая мотивацию к обучению, и облегчая усвоение обучающимися учебного материала. Современные подходы к организации процесса профессиональной подготовки специалиста нацелены на развитие творческой личности выпускника, способного к решению профессиональных задач [26].
Мультимедийные презентации - это и электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности. Использование информационных технологий в образовании позволяет педагогу познакомить обучающихся дистанционно с разнообразием в мире искусства и творчества: обучающиеся могут виртуально бродить по залам музеев.
В работе педагога-музыканта компьютер обретает все больший смысл. В педагогической деятельности компьютер играет роль:
1. Быстрый и целенаправленный отбор информации;
2. Эффективное наглядное пособие;
3. Средство подготовки и хранения различной документации;
4. Средство подготовки к выступлениям на празднике или развлечении.
(Дает возможность исполнения обучающимися песенного или танцевального номера под фонограмму, для создания более яркого и динамичного варианта выступления).
5. Средство для создания и использования интерактивных развивающих игр.
Компьютер выступает не только в качестве источника педагогической информации, но и как средство обработки рабочей документации, сбора и сбережения методического материала, подготовки демонстраций и отчетов, а также средство систематизации и анализа результатов педагогической деятельности.
Для повышения качества работы со средствами информационных технологий педагогу-музыканту необходимо иметь определенный опыт, который формируется при общении с коллегами посредством участия в открытых обсуждениях, совещаниях, курсах, семинарах, вебинарах, мастер-классах, конференциях и других мероприятиях. Широкое взаимодействие позволит педагогам оценить свое положение в информационном пространстве, обогатиться педагогическим опытом, найти оптимальные решения той или иной образовательной задачи. Все это формирует новое видение своих профессиональных качеств, совершенствование педагогических возможностей.
Важно отметить, что при включении информационных технологий в образовательный процесс, в условиях дошкольного образования, увеличивается ответственность педагога-музыканта. В частности, необходимо оборудовать отдельное информационно-развивающее пространство, при этом взаимодействие членов образовательной работы надлежит строить по модели «Взрослый - Ребёнок - ИКТ». Исключение взрослого из данной цепочки неприемлемо. Одним из важнейших направлений совершенствования
дошкольного образования является поиск новых форм, средств и современных методов воспитания и обучения детей.
С начала XXI века население земли перешло на новый виток собственного становления — многие видные ученые и политики все чаще говорят о приближении новой эры информационных технологий. В условиях меняющегося мира, улучшение и усложнение технологий информатизации сферы образования приобретает основополагающий смысл. Это также подчеркивается в муниципальных и государственных документах.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Направление к слиянию традиционных методов обучения, современных информационных компьютерных технологий и новаторских способов педагогики, позволяющих повысить эффективность и качество образовательных программ, и увеличить адаптивность системы образования к уровням и особенностям становления обучающихся, Законом Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, в качестве одного из ведущих принципов государственной политики в области образования. Кроме того, существует еще довольно внушительный перечень документов, в соответствии с требованиями которых педагогу необходимо постоянно совершенствоваться, посредством внедрения в свою профессиональную деятельность новейших средств информационных технологий. В данный перечень документов, регламентирующих образовательный процесс, а также ориентирующих профессиональную подготовку педагогов-музыкантов входят федеральные образовательные стандарты различных уровней образования, порядки осуществления образовательной деятельности и т.п. К тому же актуальность применения информационно-коммуникационных технологий продиктована общественной необходимостью в улучшении качества обучения, воспитания обучающихся дошкольного возраста, практической необходимостью в применении в дошкольных образовательных учреждениях передовых компьютерных программ. Российские и зарубежные инновационные системы по применению информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях обосновывают не только вероятность и необходимость данных технологий, но и «особенную роль информационных технологий в развитии личности ребёнка» [21].
В печатных изданиях длительное время прослеживается интерес к проблемам разработки и внедрения компьютерных технологий в условия обеспечения дошкольного образования. Выдающиеся научные деятели и специалисты в области дошкольного образования ведут постоянные дискуссии, отстаивая собственные позиции «за» и «против» применения средств информационных технологий. Противники применения средств информационных технологий в качестве весомого аргумента приводят данные о негативном воздействии на самочувствие обучающихся дошкольного возраста длительного нахождения за экраном монитора. Опыт других же исследователей противоположно демонстрирует, что периодическое внедрение средств информационных технологий, то есть дозированное педагогом-музыкантом применение музыкальных дидактических игр, формирует у обучающихся волевые качества, творческое, креативное мышление, приучает к сюжетным играм, приносящим пользу.
Выводы. Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, и освоение средств информационных технологий — актуальная необходимость для всякого педагога дошкольного образования. Современные педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для обучающегося проводником в мир новых технологий в организации музыкального образования. Практическое применение информационно-коммуникационных технологий музыкальным руководителем является необходимым средством в работе с детьми. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для детей любого возраста, формирует эмоционально положительное настроение обучающегося.
В заключении, хотелось бы отметить, что использование средств информационных технологий положительно влияет не только на процесс обучения, но и на возможность эффективной и успешной реализации профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Литература:
1. Абдулин Э.Д. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе). Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998. - 352 с.
3. Бек Х. «Сущность техники» // В сб. «Философия техники в ФРГ». - М., 1989. - С. 178
4. Бордовский, Г. А. Подготовка педагогов в условиях модернизации российского образования / Г.А. Бордовский // Вестник Северо-Западного отделения РАО. — Вып. 7. - СПб. — 2002. — С. 7 - 14.
5. Ваграменко, А. Я. О направлениях информатизации российского образования / А. Я. Ваграменко // Информационные технологии в образовании: от компьютерной грамотности к информационной культуре общества. — М.,— 1996. — № 8. — С. 27—28.
6. Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - С. 6-40.
7. Волосовец Т.В. Воспитание в игре интереса к труду взрослых у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1969. - 26 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
9. Гареева, Г. А. Формирование информационной компетентности студентов в условиях дистанционного обучения: дис. ... канд. пед наук :13.00.08 / Гареева Гульнара Альбертовна. — М., 2010. — 211 с.
10. Груздева М.Л. Формирование информационных компетенций средствами интернет-тестирования. / Груздева М.Л., Козицын А.М. // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. - Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. - С. 9-11.
11. Груздева М.Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ // Вестник Мининского университета. 2014. №4(9). 2307-1281.
12. Гуменникова Е.П. Основы безбумажной информатики / В.М. Глушков. - Изд. 2-е. - М.: Наука, 1987. - 552 с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
14. Данильчук, Е. В. Информационная компетентность как одно из важ-нейших условий формирования готовности специалистов по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности / Е. В. Данильчук, А. Ю. Илясова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — № 1 (26). — 2014. — С. 44 - 47.
15. Замятина Т.А. Современный урок музыки. Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во «Глобус», 2010. - 170 с.
16. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. — М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
17. Козлов, О.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе / О.А. Козлов // Информационные технологии в проектировании и производстве, 2001, №1. - С. 45-52.
18. Колин, К. К. Информатика как фундаментальная наука / К. К. Колин //Информатика и образование.
— 2007. — № 6. — С. 46 — 55.
19. Комиссарова А. Л. Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. 1986г. - 360 с. 2002. — 230 с.
20. Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите // Дошкольное воспитание. - 1989. — №9.
21. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа / Фундаментальные исследования 2011.№12 (часть 3). С. 506-510.
22. Роберт И. В,. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — 3-е изд.--М.: ИИО РАО, 2010. — 356 с.
23. Симоненко В.Д. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко.
— М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с. — (Педагогическое образование). — ISBN 5-88717-972-4.
24. Сойкина Г.Н. Информационные технологии в музыкальной педагогике Психолого-педагогический журнал Гаудеамус / 2012, №2 (20), С. 79-81.
25. Medvedeva .Т. Y., Sizova O. A, Ulyanovа R. А., Markova S. M, Karpukova A. Kazantseva G. A. Modern Trends in Estimation System of Training Achievements Quality of College Undergraduates Journal of Entrepreneurship Education (Print ISSN: 1098-8394; Online ISSN: 1528-2651) Research Article: 2017 Vol: 20 Issue: 3 URL: https://www.abacademies.org/articles/modern-trends-in-estimation-system-of-training-achievements-quality-of-college-undergraduates-6911 .html
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии Скоробогатова Мария Ростиславовна
Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ЕВРОПЕ В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье проведен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие системы подготовки научных кадров в Европе в условиях Болонского процесса. Исследованы коммюнике Болонского процесса 2002-2018 гг., Хартия исследователей и Кодекс правил приема исследователей на работу, семинары Болонского процесса. Рассмотрена концептуально-методологическая программа развития системы подготовки докторантов в Европе - «Докторская программа для европейского общества знаний», или «Зальцбургские принципы».
Ключевые слова: Болонский процесс, научные кадры, аспирантура, докторанты, европейское высшее образование.
Annotation. The article analyzes the normative legal documents regulating the development of the system of training scientific personnel in Europe in the conditions of the Bologna process. The communiqué of the Bologna Process of 2002-2018, the Charter of Researchers and the Code of Rules for the Admission of Researchers to Work, seminars of the Bologna Process have been studied. The conceptual and methodological program for the development of the doctorate training system in Europe - the Doctoral Program for the European Knowledge Society, or the Salzburg Principles, is considered.
Keywords: Bologna process, scientific personnel, postgraduate studies, doctoral students, European higher education.
Введение. В начале второй половины ХХ в. страны Европы столкнулись с массовым выездом талантливых выпускников университетов, молодых людей, нацеленных на научную деятельность и продолжение образования, в научные центры США. В результате подобной «утечки умов» за 50-60-е гг. ХХ в. в США, ставшие новым лидером как в экономике, так и в науке, эмигрировали около 100 тысяч высококвалифицированных специалистов [6, с. 720].
Европейские страны, проигрывая в конкуренции за сильнейшие научные кадры и инновации, не могли преодолеть сложившуюся проблему по отдельности. Поэтому было принято решение в интеграции экономики, а позже и систем высшего образования. Попытки привести европейские системы высшего образования к единым стандартам предпринимались неоднократно. Однако практически все они были безуспешными, поскольку каждая страна имела разные стартовые возможности и стратегические цели. Только к концу ХХ века, во многом благодаря Болонскому соглашению (1999 г.), в определенной степени удалось разработать единые принципы, стандарты и траекторию развития Европейского пространства высшего образования.