8. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1. -URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/19/20
9. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pedlib.ru>Педагогич>5_0138_1.shtml - Дата обращения: 29.03.2018
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1426,от 04.12.2015 г., зарегистрирован в Минюсте от 11.01.2016 г. № 40536
Педагогика
УДК - 37.013
старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается возможность и целесообразность применения информационных систем в профессиональной деятельности педагога-музыканта. Дается различие между понятиями «информационные системы», «информационные технологии» и «базы данных». Определена необходимость того, что обществу требуется профессионально-подготовленный специалист, способный ориентироваться в современных информационных ресурсах, базах данных, осуществлять подбор, анализ полученной информации, применять эту информацию в реализации практической деятельности. Приводятся мнения ведущих российских специалистов в области музыкального образования об использовании информационных систем в подборе музыкального материала. Делается вывод о целесообразности применения информационных технологий.
Ключевые слова: информационные системы, педагог-музыкант, музыкальное образование.
Annotation. The article considers the expediency, possibility and fruitfulness of application of information systems in professional activity of teacher-musician. Given the distinction between "information systems", "information technology" and "database". The necessity of the fact that the society needs a professionally trained specialist, able to navigate in modern information resources, databases, carry out the selection, analysis of the information received, to apply this information in the implementation of practical activities. The opinions of the leading Russian experts in the field of music education on the use of information systems in the selection of musical material. The conclusion about expediency of application of information technologies is made.
Keywords: information systems, teacher-musician, musical education.
Введение. Контекст современного социально-экономического развития общества обусловил появление ряда предпосылок к изменению технологии получения и обработки информации. Формируются качественно иные принципы организации жизненного пространства людей, целью которых является решение вопросов, связанных с социальной активностью, приспособленностью, способностью адаптировать себя к быстро меняющимся условиям социально-экономической сферы.
Одной из основополагающих тенденций педагогического образования остается информатизация. Информатизация, характеризуется как процесс, направленный на создание, развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, который является одним из основополагающих факторов в процессе социально-экономических преобразований, преодолении кризисных ситуаций и стабилизации государственной экономики и развития системы образования [9].
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является выявление необходимости пересмотра и изменения привычных, традиционных методологических подходов, а также введения таких способов обучения будущих педагогов-музыкантов, которые основываются на использовании актуальных средств информационных технологий.
Изложение основного материала статьи. В условиях постоянного обновления и усовершенствования технологий, информатизации, модернизации педагогического образования, изменяются и базовые требования потенциальных работодателей к уровню сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов, в этой связи педагогу-музыканту необходимо получение не только профессиональных умений в области исполнительского мастерства, но и умения использования оптимальных информационных систем в педагогической деятельности.
Существуют многочисленные классификации информационных систем. По функциональному признаку выделяют правовые, библиографические, медицинские, статистические информационные системы и т.п.
По степени автоматизации выделяют ручные (библиотечный каталог), автоматизированные, автоматические информационные системы (полностью исключающее участие человека).
Сейчас широко применяются информационные системы, целью которых является обеспечение юридической, экономической, социологической медицинской, библиографической деятельностей. Ведущую роль среди таких систем занимают правовые информационно - поисковые системы, системы обработки статистических данных с целью оптимизации и решения задач, связанных с обработкой заказов, планированием производства, расчетом налогов и заработной платы, учетом кадров.
Для эффективной реализации профессиональной деятельности педагогу-музыканту важно владеть довольно обширным количеством информации в предметной области «Музыкальное образование и искусство».
К тому же, многие ученые в области музыковедения Е. В. Назайкинский [20], В. В. Медушевский [18], и др. рассуждали о том, что информационные технологии можно использовать с целью изучения средств изучения музыкальной выразительности. В этой связи, очевидной становится необходимость внедрения в процесс преподавания дисциплин в области музыкально-исторической, культурно-просветительской подготовки педагога-музыканта электронных ресурсов, что будет эффективным методом формирования их
профессиональной компетентности. Информация, заложенная в электронном ресурсе, может явиться дополнением, расширением к традиционным подходам, отражающим богатый опыт, накопленный в условиях развития музыкального образования и искусства.
Обществу требуется профессионально-подготовленный специалист, способный ориентироваться в современных информационных ресурсах, базах данных, осуществлять подбор, анализ полученной информации, применять эту информацию в реализации практической деятельности.
Сейчас педагог-музыкант это не только специалист, искусно интерпретирующий музыкальные произведения различных эпох, жанров, стилей, это и специалист, в функциональные обязанности которого входит умение проектировать образовательный процесс, а также управлять образовательными системами и программами. Для осуществления указанных видов деятельности важно экономно, рационально распределить свое время и силы. Собственно музыкальная педагогика, являющаяся отраслью педагогической науки, ставит перед собой цель в разрешении вопроса о проблеме изучения, разработки, проектирования, эффективных способов организации музыкального обучения. Это предполагает, что современный педагог-музыкант способен к оперативной обработке, критическому оцениванию, анализу полученной информации и уже на основе этого реализовывать программу предмета. Применение информационных систем в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов может стать эффективным инструментом в управлении и организации будущей профессиональной деятельности.
Накопленные на сегодняшний день теоретические и практические результаты свидетельствуют о том, что компьютеризация процесса обучения создает активные условия для воспитания будущих специалистов, традиционно используемые способы получения информации на данном этапе развития общества не всегда способны соответствовать темпу и требованиям, предъявляемым к современному специалисту.
Использование современных источников получения информации способно быстро обеспечить педагога-музыканта нужной ему информацией в любом месте и времени. Род же получаемой информации может быть совершенно различным: от основ музыкально-теоретической, музыкально-исторической подготовки до аудио-записей музыкальных произведений в различных трактовках и интерпретациях. Так для педагогов-музыкантов важнейшее значение при реализации исполнительской подготовки приобретает наличие не только нотного материала, но и различных вариантов интерпретаций музыкальных произведений, а также их анализ и характеристика.
Анализ представленных в сети интернет информационных систем, позволяет сделать вывод, что предметной области «Музыкальное образование и искусство» существует оптимальные и удобные в использовании информационные ресурсы. Актуальной остается проблема поиска, отбора музыкального материала, необходимого для наиболее качественной и эффективной подготовки будущего специалиста в области музыкального образования, в этой связи внедрение в процесс подготовки данного информационного ресурса, позволит оптимизировать затраченное время на поиск, сбор информации, касающейся музыкального произведения.
Процесс работы педагога-музыканта имеет определенные этапы [161. Получая произведение с целью разучивания, а впоследствии его исполнения, обучающийся сталкивается с массой трудностей, касающихся изучения музыкального произведения: работа над текстом, включающая в себя адекватный выбор темпа, аппликатуры, звукоизвлечения, работа над содержательной и стилистической сторонами музыкального произведения. Возникает проблема поиска нотного материала, трудов, анализирующих деятельность того или иного автора, принадлежащего определенному эстетическому направлению, соответственно материалов, дающих полное представление о стилистике того времени, в которое было создано произведение. К тому же, для наиболее убедительного и стилистически грамотного исполнения, в процесс работы над произведением необходимо привлечение слушания различных интерпретаций заданного произведения, с последующим анализом. И здесь студенту важно не только найти первое попавшееся исполнение, а выбрать наиболее подходящее и целесообразное. Становится очевидным, что обучающийся должен потратить массу времени на то, чтобы осуществить все приведенные виды работы. Мы полагаем, что решением данной проблемы может явиться использование информационной системы, основанной на технологии базы данных, в которой вся информация будет структурирована по ключевым понятиям, наиболее часто используемым профессионалами данной области.
Прослушивание и анализ музыкального материала является необходимым этапом в комплексной работе педагога-музыканта, а также формирует эмоциональное и интеллектуальное развитие молодого специалиста. По высказыванию Е. Либермана, «изучение игры крупных мастеров позволяет приблизиться к разрешению вопроса о внутренней и внешней форме произведения» [16].
Мы полагаем, что применение в процессе обучения наиболее оптимальной информационной системы поможет студенту оперативно конкретизировать свою работу в области работы с аудио-материалом, оптимизировать затраты времени на поиск информации, тем более что в условиях современного образования каждый обучающийся должен быть обеспечен возможностью доступа к базам данных и информационным времени.
Для повышения уровня эффективности специалисту любой сферы профессиональной деятельности необходимо постоянно совершенствоваться, овладевая все большим объемом информации в той предметной области, в которой он реализует себя. Проблемы профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в условиях современных социальных преобразований, в контексте стремительного развития технологий представляют сегодня важность и актуальность. Необходимо изучить возможности использования информационных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. Традиционные формы обучения направлены на прочное усвоение знаний в профессиональной деятельности. Современные подходы к организации процесса профессиональной подготовки специалиста нацелены на развитие творческой личности выпускника, способного к решению профессиональных задач. Готовность педагога-музыканта определяется его способностью к разработке и реализации культурно-просветительских программ, к осуществлению презентационной деятельности в сфере культуры и образования, способностью к самопрезентации на рынке труда, возможностью творчески мыслить, проявлять инициативу в собственном профессиональном развитии как педагога и специалиста в области искусства, в условиях современного информационного общества, насыщенного инновационными технологиями. Подготовка будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческому развитию актуальна на этапе обучения в вузе. Особенностью профессионально-творческого развития педагога-музыканта является
процесс самореализации будущего специалиста сферы культуры путем вовлечения в мир искусства, пространство культурных ценностей. Основой профессионально-творческого развития являются формы и методы освоения образцов искусства, интерпретация культурного опыта при решении художественно-творческих и образовательно-воспитательных задач, выполнение профессиональных функций культуро-преемственности и культуротворчества, формирующих готовность будущих специалистов сферы искусства к профессиональному развитию самореализации [6].
Выводы. Использование информационных технологий в учебном процессе по подготовке будущего педагога в сфере искусства, чрезвычайно актуально на современном этапе социального развития, в ситуации, когда молодежь, являющаяся отражением своего времени, активно использует повседневной жизни весь спектр современных информационных технологий. Таким образом, актуальными тенденциями процесса обучения и профессионального развития будущего педагога-музыканта определены пути применения разнообразных информационных ресурсов в процессе обучения, в том числе и по творческим дисциплинам [17].
Литература:
1. Александрова, Н.С. Образование в современных условиях информатизации / Н.С. Александрова, В.Н. Оношко // Педагогика. Общество. Право. - 2015. - №1. - С. 4-19.
2. Атанасян С.Л. Специфика подготовки педагогов в условиях информатизации высшего профессионального образования / С.Л. Атанасян // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2009. № 17. С. 5-28.
3. Ахмеджанова Т.Д. Формирование информационной культуры студентов посредством проблематизации образовательной ситуации: диссертация ... кандидата пед. наук: 13.00.01 / Т.Д. Ахмеджанова. - Чита, 2009. - 215 с.
4. Воройский Ф.С. Информатика: энцикл. систематизир. слов.-спр.: введ. в соврем. информ. и телекоммуникац. технологии в терминах и фактах. М.: Физматлит, 2006. 945 с. URL: http://old.nsuem.ru/edu/library/Electronic_library/Internetresursy/Slovari/Vorojskij_Informatika.pdf(датаобра щения: 17.04.2015).
5. Ганеева, А.Р. Информационные технологии в педагогическом вузе: Организация самостоятельной работы студентов по геометрии: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02 / А.Р. Танеева. - Елабуга, 2005. - 249 с.
6. Горбунова, Е.Е. Модель процесса подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации / Е.Е. Горбунова // Научный журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета», 2010 год, № 9, с. 35-38.
7. Грабодоева Н.В. Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства: Пробл. и методика изучения Научная библиотека диссертаций и авторефератов диссертация канд. пед. наук: 05.25.03 / Грабодоева Н.В - Санкт-Петербург, 1996. - 277 с.
8. Грибков Д.Н. Электронные информационные ресурсы библиотек: к проблеме интеграции // Библиотековедение. 2008. № 4. С. 48-51.
9. Груздева М.Л., Свинухова М.Ю. Использование информационных технологий для формирования профессиональной мобильности выпускников вузов / Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1(5). С. 219-223.
10. Зайнутдинова, Л.Х. Диагностика ограничения развития мышления учащихся при разработке в современных информационных системах на примере задачи классификации // А.И. Федосеев // Журнал "Информатика и образование" №3 2013 С. 22-33
11. К. Дж. Дейт. Введение в системы баз данных = Introduction to Database Systems. — 8-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — С. 1328.
12. "Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года n 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный) (Ковалева Н.Н., Холодная Е.В.) http://www.consultant.ru/
13. Кручинина, Г.А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационно-коммуникационных технологий обучения / Г.А. Кручинина. Монография. - М.: МПГУ. Изд-во МПГУ им. В .И. Ленина. 1996. 176 с.
14. Заболотская И.В., Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук «Новые информационные технологии в музыкальном образовании», Санкт-Петербург - 2000
15. Козлов, О.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе / О.А. Козлов // Информационные технологии в проектировании и производстве, 2001, №1. - С. 45-52.
16. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. - М.: Музыка, 1988. - 234 с.
17. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры //Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1. -URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/19/20
18. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Исполнительский анализ с применением информационных технологий как инструмент развития профессионального мышления педагога-музыканта // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 193-200.
19. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
20. Мокрополова Ю.Е. Полнотекстовые базы данных: особенности, использование / Ю.Е. Мокрополова, Е.М. Смирнова // Роль библиотек в информационном обеспечении образовательной и научной деятельности: материалы межрегион. науч.-практ. конф., Пермь, 2324 апр. 2014 г. / Перм. гос. акад. искусства и культуры, Перм. гос. краев. универс. б-ка им. A.M. Горького. Пермь, 2014. С. 302-312.
21. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. статей. - М.: Музыка, 1980. - С. 91- 110.
22. Одорова, Т. Л. Информационные ресурсы сферы искусства: структура и особенности [Текст] / Т. Л. Одорова // Библиотечно-информационная деятельность: учеб. тетради для студентов заоч. отд-ния по направлению подготовки "Библиотечно-информационная деятельность" и "Библиотечно-информационные ресурсы": - Улан-Удэ, 2012. - Вып. 3. - С. 59-63.
23. Смирнова Ж. В., Красикова, О. Г., Груздева, М. Л. (2017). Открытое электронное обучение в образовательной деятельности университета // Вестник Мининского университета. № 4. -URL-адрес: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/698
24. Юрковецкая А.З. Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания самодеятельных музыкальных коллективов на основе изучения специфики их информационных потребностей: диссертация ... кандидата педагогических наук: 05.25.03. - Москва, 1981. - 230 с.
Педагогика
УДК:007.2
студент 2-го курса Силаев Дмитрий Павлович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону); старший преподаватель Ганжур Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону)
ЯВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ И ЗАКОН НЕОБХОДИМОСТИ РАЗНООБРАЗИЯ У. Р. ЭШБИ
Аннотация. Сегодняшний день существует огромное множество систем, описывающие и моделирующие работу в различных областях наук. Автоматизированные системы на данном этапе развития нуждаются в самоорганизации. Метод Уильяма Росса Эшби, описывающий закон необходимости разнообразия решает данную задачу. Данный метод используется во многих предметных областях, таких, как: конструирование, медицина, экономика, кибернетика и так далее.
Ключевые слова: закон необходимости разнообразия, объем хаоса, равновесие системы, самоорганизация.
Annotation. Today, there are a huge number of systems that describe and model work in various fields of science. Automated systems at this stage of development need self-organization. The method of William Ross Ashby, describing the law of necessity for diversity, solves this problem. This method is used in many subject areas, such as: design, medicine, economics, cybernetics and so on.
Keywords: the law of the need for diversity, the amount of chaos, the balance of the system, self-organization.
Введение. «Самым фундаментальным понятием кибернетики является понятие «различия», означающее, что-либо две вещи ощутимо различны, либо одна вещь изменилась с течением времени. Это понятие включает все изменения, которые могут произойти с течением времени. Ведь когда растения растут, планеты стареют и машины движутся, всегда налицо некоторое изменение одного состояния в другое. Первой нашей задачей будет развить это понятие «изменения», не только уточняя, но и обогащая его, придавая ему такую форму, которая, как показал опыт, необходима для углубленного исследования». Исходная формулировка автора закона: «Только многообразие способно поглотить многообразие» имеет две современных интерпретации и одно исключение для сложных систем [1].
Изложение основного материала статьи. Закон необходимости разнообразия или закон Эшби имеет широкую область применения. Он одинаково справедлив для всех динамических систем нашего мира, будь то технические, социальные или биологические системы.
Закон необходимости разнообразия заключается в том, что при разработке проблеморазрешающей системы необходимо учитывать, что эта система должна иметь большее вариантов состояний, чем количество возмущений решаемой проблемы, или должна иметь способность создать такое количество состояний. Другими словами, система должна обладать возможностью менять своё состояние в ответ на возможное возмущение, в противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Для описания большого разнообразия состояний системы, необходимо большое количество памяти, поэтому обычно уменьшают разнообразие объекта управления. Для этого администратор должен ограничить свободы и/или диапазоны изменения состояний системы. Однако, на сегодняшний день данную проблему можно решить использованием суперкомпьютеров.
Если система управления не способна собирать и обрабатывать информацию о внешней и внутренней среде с той же скоростью, что и скорость протекания процессов в объекте управления, то она не обладает необходимым разнообразием своих состояний, что приводит к потере управляемости организацией и нарастанию хаоса.
На практике данное ограничение, преодолевается, в основном, отказом от жестких законов. Действуя не по прямому алгоритму, а по разветвленному, что увеличивает число состояний системы субъекта управления и тем самым обеспечивается эффективность работы. А если система начинает работать по прямому алгоритму, то она включает тормозящее действие принципа необходимого разнообразия. Как следствие -увеличивается время ожидания в системе. Например, если на пропускном узле будут обрабатываться значения по прямому алгоритму, то в нем образуются длинные очереди данных.
Из принципа Эшби следует парадоксальный вывод: в любой системе в зависимости от ее специфики существует оптимальный "объем хаоса", при котором развитие происходит наиболее динамично. Слишком мало или слишком много хаоса приводит систему к деградации.
Например, плановую экономику многих государств погубила "всего-навсего" неспособность государственных органов управления обеспечить выполнение принципа необходимого разнообразия Эшби. В результате абсолютно управляемая по всем формальным признакам экономика фактически стала абсолютно неуправляемой. Кажущийся порядок - детерминизм в системе управления - обернулся полным беспорядком - хаосом.
Данный метод является одной из составляющих такой характеристики системы как самоорганизация. Рассказывая о данном явлении на одном из симпозиумов, Эшби приводил пример зарождения жизни на планете. Обычно предполагалось, что происхождение жизни - редкое и странное явление, а затем делались попытки показать, как же оно всё-таки могло произойти. Эшби утверждал, что такие поиски совершенно ошибочны. Справедливо как раз обратное - каждая динамическая система даёт начало своей собственной