Научная статья на тему 'Сравнительный анализ жизнестойкости педагогов'

Сравнительный анализ жизнестойкости педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СПОСОБЫ СОВЛАДЕНИЯ СО СТРЕССОМ: ПРИНЯТИЕ РИСКА / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / RESILIENCE / WAYS OF COPING WITH STRESS: RISK TAKING / INVOLVEMENT / CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маясова Татьяна Викторовна, Лекомцева Анна Александровна, Федянина Софья Петровна

В статье исследуются особенности жизнестойкости педагогов. Для определения уровня развития жизнестойкости использовалась методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева. В работе проводится сравнительный анализ способов совладения со стрессом у педагогов-мужчин и педагогов-женщин, и выявляются достоверные различия показателей по параметрам вовлеченность, принятие риска, контроль. У педагогов-мужчин достоверно выше показатель принятия риска и контроля над ситуацией, как способов совладения со стрессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маясова Татьяна Викторовна, Лекомцева Анна Александровна, Федянина Софья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE RESILIENCE OF TEACHERS

The article examines the features of teachers ' resilience. To determine the level of development of resilience, the method of S.Maddi, adaptation of D. Leontiev was used. The paper presents a comparative analysis of ways of coping with stress in male and female teachers, and identifies significant differences in parameters-involvement, risk taking, control. Male teachers have a significantly higher rate of risk taking and control over the situation as a way of coping with stress.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ жизнестойкости педагогов»

Психология

УДК:159.9.07

кандидат биологических наук, доцент Маясова Татьяна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования "Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина7» (г. Нижний Новгород);

кандидат биологических наук, доцент Лекомцева Анна Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования "Нижегородский институт развития образования" (г. Нижний Новгород);

магистрант группы СДОМ-17-1 Федянина Софья Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования "Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина7» (г. Нижний Новгород)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье исследуются особенности жизнестойкости педагогов. Для определения уровня развития жизнестойкости использовалась методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева. В работе проводится сравнительный анализ способов совладения со стрессом у педагогов-мужчин и педагогов-женщин, и выявляются достоверные различия показателей по параметрам - вовлеченность, принятие риска, контроль. У педагогов-мужчин достоверно выше показатель принятия риска и контроля над ситуацией, как способов совладения со стрессом.

Ключевые слова: жизнестойкость, способы совладения со стрессом: принятие риска, вовлеченность, контроль.

Annotation. The article examines the features of teachers ' resilience. To determine the level of development of resilience, the method of S.Maddi, adaptation of D. Leontiev was used. The paper presents a comparative analysis of ways of coping with stress in male and female teachers, and identifies significant differences in parameters-involvement, risk taking, control. Male teachers have a significantly higher rate of risk taking and control over the situation as a way of coping with stress.

Keywords: resilience, ways of coping with stress: risk taking, involvement, control.

Введение. Информационная насыщенность и постоянная модернизация современного образования предъявляет к педагогу новые требования. Ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь и личностное становление обучающихся ложится на преподавателя. Чтобы адаптироваться к такому напряженному процессу работы в школе, успешно реализовать себя и научить добиваться своих целей воспитанников, учителю необходимо приобрести такое свойство личности, которое позволило бы делать обучение эффективным и направленным на достижение образовательных результатов. Всё это обусловливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), предложенного американским психологом С. Мадди. Оно понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека [1].

Большое количество исследователей рассматривает «hardiness» в связи с проблемами преодоления стресса (копинг-поведение), адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим здоровьем. В психофизиологии предпринимаются попытки исследования особенностей включенности функциональных систем, личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с трудностями [2].

В настоящее время в психофизиологии накоплен богатый экспериментальный материал, посвященный специфической проблеме надежности человека в деятельности, связанной с риском и повышенной ответственностью. Как правило, анализируются поведенческие аспекты деятельности человека в нестандартных, стрессовых ситуациях профессиональной среды (полиция, военнослужащие, медики) [3].

Но, профессия педагога - одна из немногих, которая отличается высокой эмоциональной загруженностью. Его рабочий день - это теснейшее общение с людьми, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, представители этой профессии невольно и непроизвольно вовлекаются в них, в силу чего начинают и сами испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Настоящий педагог - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью [3].

В жизненный период зрелости, когда проблема самореализации выходит на передний план, решение задач, связанных с эффективностью совладающего поведения, представляется важной проблемой психологии.

Формулировка цели статьи: провести сравнительный анализ показателей жизнестойкости педагогов-мужчин и педагогов-женщин и выявить достоверные отличия полученных результатов.

Методика исследования: «Тест жизнестойкости» С. Мадди. Достоверные различия между выборками респондентов определялись с помощью критерия Фишера. Все расчеты проводились с помощью компьютерной программы SPSS-15.

Выборку респондентов составили 57 человек, работающих в образовательных организациях Нижегородской области: педагоги-мужчины - 22 человека, педагоги-женщины - 35 человек. Средний возраст мужчин - 30 лет (разброс от 26 до 33 лет). Средний возраст женщин - 32 года (разброс от 29 до 33 лет). При этом педагогический стаж составил от 5 до 10 лет. Мы проводили сравнительный анализ, поэтому сформировали две экспериментальные выборки: группа педагоги-мужчины и группа педагоги-женщины.

Изложение основного материала статьи. Жизнестойкость - это важнейшая личностная характеристика, позволяющая человеку в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, которая особенно проявляется в ситуации неопределённости и необходимости выбора [4].

Полученные результаты по методике «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированной Д.А.Леонтьевым представлены в таблицах 1-3, т.к. каждый показатель жизнестойкости мы анализировали отдельно.

Рассмотрим результаты диагностики вовлеченности, как способа совладения со стрессом, у мужчин и женщин зрелого возраста, представленные в таблице №1.

Таблица 1

Результаты диагностики вовлеченности, как способа совладения со стрессом, у мужчин и женщин

зрелого возраста

Результаты диагностики вовлеченности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Педагоги-мужчины 16,7% 66,7% 16,6%

Педагоги-женщины 28,6% 57,1% 14,3%

Как видно из таблицы, высокий и средний уровень вовлеченности отмечают у себя 83,4% педагогов-мужчин и 85,7% педагогов-женщин. Анализ показывает, что эти учителя воспринимают жизнь с большим интересом, наполненную событиями и разнообразными красками; стараются быть в курсе всех последних событий в образовании, занимаются самообразованием и проходят курсы повышения квалификации чаще, чем один раз в три года. Они направлены на знакомство и активное общение, сближение с окружающими их людьми (принимают активное участие в методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства, в транслировании своего педагогического труда). Эти респонденты с доверием относятся к людям; считают, что ученики и коллеги их внимательно слушают, адекватно оценивают, принимают их индивидуальность, неравнодушны к их судьбе. Они воспринимают любую свою педагогическую деятельность как наполненную смыслом.

Низкий уровень - у 16,6% мужчин и 14,3% женщин, что свидетельствует о наличии у этих педагогов чувства потери смысла жизни, отвергнутости, выключенности из коллектива.

Проанализируем результаты диагностики контроля, как способа совладения со стрессом, у мужчин и женщин, представленных в таблице №2.

Таблица 2

Результаты диагностики контроля, как способа совладения со стрессом, у педагогов-мужчин и

педагогов-женщин

Результаты диагностики контроля Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Педагоги-мужчины 33,3% 58,3% 8,4%

Педагоги-женщины 14,3% 71,4% 14,3%

Полученные результаты свидетельствуют, что высокий и средний уровень контроля отмечают у себя 91,6% педагогов-мужчин и 85,7% педагогов-женщин, которые уверены в своих возможностях воплотить в жизнь всё задуманное, в своих решениях по поводу профессиональных вопросов. Они контролируют происходящие вокруг них события (в урочно-внеурочной системе, в классном руководстве и взаимодействии с родителями, в общественной жизни школы), верят в свое влияние на неожиданные проблемы, возникающие в образовательных организациях, готовы работать в рабочих группах, в качестве представителей стажерских и инновационных площадок. Эти респонденты добиваются поставленных перед собой целей, оптимистично смотрят в будущее, без страха встречают непредвиденные трудности, упорны и непреклонны в достижении образовательных результатов.

Низкий уровень данного показателя - у 8,4% мужчин и 14,3% женщин, что предполагает чувство беспомощности, потерю контроля над своей деятельностью и жизнью.

Результаты диагностики принятия риска как, как способа совладения со стрессом, у педагогов-мужчин и педагогов-женщин представлены в таблице №3.

Таблица 3

Результаты диагностики принятия риска, как способа совладения со стрессом, у педагогов-

мужчин и педагогов-женщин

Результаты диагностики принятия риска Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Педагоги-мужчины 41,7% 41,7% 16,6%

Педагоги-женщины 14,3% 71,4% 14,3%

Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что высокий и средний уровень принятия риска отмечают у себя 83,4% педагогов-мужчин и 85,7% педагогов-женщин. Эти учителя не ориентируются на спокойную и размеренную жизнь, интересуются воплощением новых образовательных идей и неожиданными педагогическими событиями, которые заставляют менять свой распорядок жизни в образовательной организации. Они верят в то, что их мечты могут сбыться; без сожаления относятся к выбору своей профессии, и не хотят ничего менять в прошлом. Свою жизнь в школе они считают

полноценной и естественной; не воспринимают прошлые разочарования и невзгоды в работе как повод к ограничениям, бдительности и осторожности как с коллегами, так и с учениками, родителями, руководством образовательной организации.

Низкий уровень по данному показателю - у 16,6% мужчин и 14,3% женщин, что свидетельствует об отсутствии веры, что все происходящие с ним способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. А значит об отсутствии готовности к активному усвоению знаний из опыта и последующее их использование.

Проведем сравнительный анализ подходов к способам совладения со стрессом у педагогов-мужчин и педагогов-женщин с использованием многофункционального критерия Фишера, который оценивает достоверность различий между процентными долями выборок.

Таблица 4

Сравнительный анализ подходов к способам совладения со стрессом у мужчин и женщин

Параметры сравнительного анализа Расчет Исследуемые группы

1. Вовлеченность мужчины женщины

Доля показателей высокого уровня 16,7% 28,6%

Величина угла ф в радианах 0,850

Значение эмпирического ф 0,73

Уровень статистической значимости Отсутствует

Доля показателей низкого уровня 16,6% | 14,3%

Величина угла ф в радианах 0,635

Значение эмпирического ф 0,54

Уровень статистической значимости Отсутствует

2.Принятие риска Доля показателей высокого уровня 41,7% | 14,3%

Величина угла ф в радианах 1,410

Значение эмпирического ф 1,63

Уровень статистической значимости 0,05

Доля показателей низкого уровня 16,6% | 14,3%

Величина угла ф в радианах 0,743

Значение эмпирического ф 0,16

Уровень статистической значимости 0тсутствует

3. Контроль Доля показателей высокого уровня 33,3% | 14,3%

Величина угла ф в радианах 1,224

Значение эмпирического ф 1,36

Уровень статистической значимости 0,07

Доля показателей низкого уровня 8,4% | 14,3%

Величина угла ф в радианах 0,635

Значение эмпирического ф 0,54

Уровень статистической значимости Отсутствует

Выводы. Таким образом, нами были обнаружены достоверные различия на уровне значимости (р<0,05) между процентными долями выборок мужчин и женщин по следующему параметру - принятие риска. У педагогов-мужчин значительно выше показатель принятия риска, то есть эти учителя не ориентируются на спокойную и размеренную жизнь, они верят в то, что их мечты могут сбыться, без сожаления относятся к выбору профессии и не хотят ничего менять в прошлом.

Достоверные различия на уровне (р=0,07) между процентными долями выборок мужчин и женщин нами выявлены по следующему параметру - контроль. У педагогов-мужчин выше показатель контроля над ситуацией. Данные респонденты идут до конца, «держат удар», у них есть уверенность, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.

Литература:

1. Наливайко Т.В. Жизнестойкость и ее связь со свойствами личности [Текст]: монография / Т. В. Наливайко. Изд. центр ЮУрГУ, 2010. - 126.

2. Лекомцева А.А., Маясова Т.В. Физиология висцеральных систем: Учебно-методическое пособие / А.А. Лекомцева, Т.В. Маясова, Нижний Новгород: Нижегородский педагогический университет им. К. Минина. - 2015. - 166 с.

3. Маясова Т.В., Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. - http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/534 (дата обращения: 23.12. 2018).

4. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: дис. ... канд. психол. наук / М. В. Логинова. — М., 2010. - 225 с.

Психология

УДК: 159.922. 316.47

кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург);

магистр психологии Шумик Анастасия Руслановна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург);

магистр психологии Иманалиева Галия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

ПРИВЯЗАННОСТЬ ОТЦА К РЕБЕНКУ ДО И ПОСЛЕ ЕГО РОЖДЕНИЯ9

Аннотация. Исследование направлено на изучение особенностей и взаимосвязи отцовской привязанности к ребенку до и после его рождения. В исследовании приняли участие 117 мужчин - на этапе до и через 6-9 месяцев после рождения ребенка. Методики: методика пренатальной отцовской привязанности Дж. Кондона, методика постнатальной отцовской привязанности Дж. Кондона, проективная методика «Рисунок семьи». Исследование показало наличие достаточно высокого уровня привязанности к ребенку у мужчин до его рождения и средний уровень привязанности к ребенку после его рождения. Анализ также выявил умеренную связь отношения к ребенку в пренатальный и постнатальный период.

Ключевые слова: отцовская пренатальная привязанность, привязанность отца к младенцу, эмоциональный контакт отца с ребенком.

Annotation. The research is aimed at studying the characteristics and the relationship of paternal attachment to the child before and after birth. The study involved 117 men at the stages before and 6-9 months after the childbirth. Techniques: Paternal antenatal attachment scale by J. Condon, Paternal postnatal attachment scale by J. Condon, the projective technique "Family Drawing". The study showed higher then average level of attachment to the child in men before his birth and an average level of attachment to the child after his birth. The analysis also revealed a moderate link of the relationship to the child in the prenatal and postnatal period.

Keywords: paternal prenatal attachment, father's attachment to the baby, father's emotional contact with the child.

Введение. В настоящее время психология отцовства - менее изученная область в психологии родительства, по сравнению с психологией материнства. Однако, в последние десятилетия ученые и исследователи начали проявлять больший интерес к данной теме [1-6]. Но при этом, значительная часть исследований направлена на изучение роли отца или его отсутствия на психическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, тогда как особенности его отношения к ребенку на более ранних этапах и его роль исследованы в значительно меньшей степени. Традиционно считается, что в эти периоды отцы меньше включены в уход и заботу о ребенке, и более значима роль матери. Однако, в последние годы, как в России, так и за рубежом, включенность отцов в уход и воспитание ребенка увеличивается, что влечет за собой необходимость их изучения.

Среди исследований отношения отцов к ребенку в раннем возрасте, в наименьшей степени изучено отношение к ребенку в пренатальный период его развития и период перехода к родительству. В зарубежной психологии отношение отца к будущему ребенку рассматривается в рамках концепции пренатальной привязанности. В соответствии с ростом интереса к отцовству M. Cranley и J. Condon выдвинули гипотезу, что в дополнение к материнско-эмбриональной связи существует процесс привязанности между отцом и плодом [10, 12]. На основе этого подхода проводились исследования, направленные на сравнение привязанности к ребенку у мужчин и женщин [9, 10, 15, 17, 19], исследования влияния различных факторов на пренатальную отцовскую привязанность [7, 8, 18]. При этом исследований динамики и взаимосвязи пренатальной и постнатальной отцовской привязанности к настоящему времени проведено мало. Остановимся более подробно на результатах подобных исследований.

Исследования J. Condon (2013) показали, что пренатальная привязанность и эмоциональное благополучие отца тесно связаны с привязанностью к ребенку (диагностированную с помощью опросников) в постнатальный период (6 и 12 мес.) [11]. Сходные результаты были получены и в исследовании McFarland-Piazza, Hazen, Jacobvitz, and Boyd-Soisson (2012), которые продемонстрировали, что пренатальная привязанность отцов связана с привязанностью отцов к ребенку в 1 год, но уже диагностированной с помощью экспериментальной методики «Ситуация с незнакомцем» [16]. В других двух исследованиях (Ferketich and Mercer (1995); Hjelmstedt and Collins (2008)) было показано, что пренатальная привязанность является мощным предиктором постнатальной привязанности (диагностированной с помощью опросников) [13, 14].

Таким образом, зарубежные исследования показывают тесную связь пренатальной и постнатальной привязанности и прогностическую способность пренатальной отцовской привязанности для последующего отношения отца к ребенку. Однако, необходимо отметить отсутствие отечественных исследований связи пренатальной и постнатальной привязанности.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей и взаимосвязи отцовской привязанности к ребенку до и после его рождения.

Гипотеза исследования: привязанность к ребенку у отцов проявляется уже до его рождения; пренатальная привязанность отцов тесно связана с постнатальной привязанностью.

Дизайн исследования: исследование проводилось с применением лонгитюдного метода в 2 этапа. На 1-м этапе в исследовании принимали участие мужчины, чьи супруги были на 2-3-м триместрах беременности, и эти же мужчины проходили исследование после 6-9 мес. после рождения ребенка.

9 Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития» № 16-06-00392-0гн, 2016-2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.