Научная статья на тему 'Отношение к ребенку в пренатальный период его развития у мужчин в связи с супружескими отношениями'

Отношение к ребенку в пренатальный период его развития у мужчин в связи с супружескими отношениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
326
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ / MARITAL SATISFACTION / ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ РЕБЕНКУ / THE ATTITUDE TO THE UNBORN BABY / ОТНОШЕНИЕ К БЕРЕМЕННОСТИ / ATTITUDE TO THE PREGNANCY / ПРЕНАТАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ / PRENATAL ATTACHMENT / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / MARITAL RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенышева Светлана Станиславовна, Савина Евгения Михайловна

Статья посвящена изучению особенностей и взаимосвязи отношения к ребенку и супруге у мужчин в период ожидания рождения ребенка. В исследовании приняло участие 67 мужчин, проживающих в г. Санкт-Петербург, в возраст от 22 до 56, состоящих в браке, с разным образовательным статусом. Методики: биографическая анкета, опросник удовлетворенности браком Ю.Алешиной, Шкала отцовской пренатальной привязанности Дж. Кондона, Опросник PARI (Е.С. Шеффер, Р. Белла); проективная методика «Рисунок семьи», Цветовой тест отношений. Исследование подтвердило гипотезу о том, что качество супружеских отношений является предиктором отношения мужчин к ребенку в пренатальный период его развития. Наиболее тесно связан с показателями отношения к ребенку параметр удовлетворенности браком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude to the child in the prenatal period of its development in men in connection with the marital relations

The article is devoted to the study of the peculiarities and relation of the attitude to the child and the wife in men in the period of expectation of the birth of the child. The study involved 67 men who live in St. Petersburg, at the age of 22 to 56, married, with different educational status. Methods: a biographical questionnaire, a marriage satisfaction questionnaire by Yulia Aleshina, Paternal antenatal attachment scale of J. Condon, a PARI questionnaire (E.S. Scheffer, R. Bell); projective method "Family drawing", Color test of relations. The study confirmed the hypothesis that the quality of marital relations is a predictor of the relationship of men to the child in the prenatal period of its development. The marriage satisfaction is most closely related with the indicators of the attitude toward the child.

Текст научной работы на тему «Отношение к ребенку в пренатальный период его развития у мужчин в связи с супружескими отношениями»

Психология

УДК: 159.922, 316.47

кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург); инженер-исследователь Савина Евгения Михайловна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЕГО РАЗВИТИЯ У МУЖЧИН В СВЯЗИ

С СУПРУЖЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ53

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей и взаимосвязи отношения к ребенку и супруге у мужчин в период ожидания рождения ребенка. В исследовании приняло участие 67 мужчин, проживающих в г. Санкт-Петербург, в возраст от 22 до 56, состоящих в браке, с разным образовательным статусом. Методики: биографическая анкета, опросник удовлетворенности браком Ю.Алешиной, Шкала отцовской пренатальной привязанности Дж. Кондона, Опросник PARI (Е.С. Шеффер, Р. Белла); проективная методика «Рисунок семьи», Цветовой тест отношений. Исследование подтвердило гипотезу о том, что качество супружеских отношений является предиктором отношения мужчин к ребенку в пренатальный период его развития. Наиболее тесно связан с показателями отношения к ребенку параметр удовлетворенности браком.

Ключевые слова: удовлетворенность браком, отношение к будущему ребенку, отношение к беременности, пренатальная привязанность, супружеские отношения.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities and relation of the attitude to the child and the wife in men in the period of expectation of the birth of the child. The study involved 67 men who live in St. Petersburg, at the age of 22 to 56, married, with different educational status. Methods: a biographical questionnaire, a marriage satisfaction questionnaire by Yulia Aleshina, Paternal antenatal attachment scale of J. Condon, a PARI questionnaire (E.S. Scheffer, R. Bell); projective method "Family drawing", Color test of relations. The study confirmed the hypothesis that the quality of marital relations is a predictor of the relationship of men to the child in the prenatal period of its development. The marriage satisfaction is most closely related with the indicators of the attitude toward the child.

Keyword: marital satisfaction, the attitude to the unborn baby, attitude to the pregnancy, prenatal attachment, marital relationship.

Введение. Анализ современных отечественных публикаций в области психологии отцовства показал, что в настоящее время тема «психология отцовства» находится на этапе скорее теоретического осмысления, чем эмпирического исследования, в противовес психологии материнства, которая последние десятилетия активно разрабатывается как теоретически, так и экспериментально: а также в прикладном плане - с точки зрения разработки различных программ сопровождения материнства.

При этом проблема отцовства изучается чаще всего, как один из элементов других феноменов, не являясь по существу предметом изучения. Самостоятельно феномен отцовства предметом изучения ни в рамках детской, ни в рамках семейной психологии не выступает [3].

Анализ зарубежных публикаций показывает, что за последние 30 лет резко возросло количество исследований в области отцовства. Зарубежные исследователи подчеркивают проблему недостаточной разработанности методологических подходов и методов к исследованию отцовства [17].

В наименьшей степени тема отцовства изучена на наиболее раннем этапе его становления - в период ожидания рождения ребенка. Психологами отмечается, что в пренатальный период отцы, в отличие от матерей, в меньшей степени вовлечены в отношения с ребенком, и развитие их отношений в большей степени начинаются уже после его рождения. Однако, современные исследования показывают, что пренатальная привязанность к ребенку возникает не только у матерей, но и отцов [11-16, 19, 22], и отношение к ребенку до его рождения тесно связано с отношением к ребенку после его рождения [14].

В перинатальной психологии отношение к ребенку у мужчин рассматривается в рамках концепции психологической готовности к отцовству.

Анализ понятия «отцовство» показал, что оно большинством авторов рассматривается как взаимодействие ребенка и мужчины [2, 4, 10]. Некоторые исследователи подчеркивают, что отцовство является одним из важных условий развития ребенка и личности самого отца [3, 10]. Кроме того, предполагается переход к отцовству через преодоление мужчиной личностного кризиса, связанного с принятием своих чувств, самоконтроля, в целом проблемой осознания себя отцом [1, 5, 9]. Т.о., отцовство -это интегральное психологическое образование личности отца, которое включает в себя осознание родственной связи с детьми и чувства, принятие и исполнение родительской роли, а также способствующие самореализации, саморазвитию и самоутверждению личности отца. Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью: представлений об отцовстве, то есть знаний о его роли в воспитании детей и своих функций; всех аспектов личности; оценки собственной готовности стать отцом, то есть готовность принять ответственность за благополучие и жизнь другого человека, ребенка на себя.

В зарубежной психологии отношение отца к будущему ребенку рассматривается в рамках концепции пренатальной привязанности. В соответствии с ростом интереса к отцовству M. Cranley и J. Condon выдвинули гипотезу, что в дополнение к материнско-эмбриональной связи существует процесс привязанности между родителями и плодом [13, 22]. К настоящему времени было проведено несколько сравнительных исследований материнского и отцовского отношения к ребенку в пренатальный период его развития, результаты которых обнаружили некоторые противоречия. Так, в некоторых из них не было обнаружено различий в привязанности матерей и отцов к будущему ребенку [23]. При адаптации методики диагностики отцовской пренатальной привязанности M. Cranley обнаружила, что мужчины демонстрируют более высокие показатели, чем женщины по шкалам «Дифференциация Я», «Принятие роли», в то время как

53 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития» № 16-06-00392, 2016-2018.

женщины показывали более высокие результаты по шкалам «Взаимодействием с плодом», «Приписывание характеристик плоду», «Самоотдача» [15]. Другие исследователи обнаружили, что оценки привязанности к плоду у матери выше, чем у отца [16, 18-20]. В исследовании Ustunsoz A. и коллег (2010) также были обнаружены более высокие показатели пренатальной привязанности у женщин, чем у мужчин. Но дальнейший анализ с учетом образования, профессионального статуса, планирования беременности показал, что уровень материнской пренатальной привязанности выше, чем отцовской во всех случаях, кроме ситуации неработающих партнеров (различий не обнаружено) [21].

Исследователи психологии отцовства значительное внимание уделяли и проблеме факторов, влияющих на формирование отношения к родительству и ребенку у мужчин. Ю.В. Борисенко классифицировала факторы, влияющие на становление отцовства, на четыре большие группы: взаимоотношения в супружеской диаде; влияние на становление мужчины в роли отца ребенка; средовыми факторами; связанные с личностью самого ребенка (возрастом, полом, индивидуально-психологическими особенностями) [3].

На наш взгляд качество супружеских отношений может играть ключевую роль в формировании отношения к ребенку у мужчин. Однако, исследований влияния характера супружеских отношений на отношение к будущему ребенку в период беременности крайне мало.

В отечественной пренатальной психологии особенности супружеских отношений и их влияние на формирование отношения к ребенку были ранее проанализированы в нашем исследовании [7]. Оно показало, что как у женщин, так и у мужчин при тесном эмоциональном контакте с супругом наблюдается более тесный контакт с ребенком, и наоборот. Но при этом большей эмоциональной близости с ребенком соответствует меньшая значимость супруга [7]. Во многих зарубежных исследованиях была обнаружена положительная связь различных показателей супружеских отношений и отцовской пренатальной привязанности [11, 12, 22, 23]. Так в исследовании М. Wilson было выявлено, что взаимность в супружеских отношениях связана с более высоким уровнем привязанности к плоду и у мам, и у пап [23]. В исследовании Busonera A., Cataudella S., Lampis J. различных факторов, которые могут влиять на формирование отцовской пренатальной привязанности, было выявлено, что супружеская согласованность и возраст (с отрицательным знаком) являются предикторами пренатальной привязанности у будущих отцов [11]. Анализ роли супружеских отношений и психосоциального благополучия у будущих родителей ожидающих рождения близнецов в формировании пренатальной привязанности также продемонстрировал важное значение позитивных супружеских отношений для формирования пренатальной привязанности [12]. Интересно отметить, что если для женщин имело значение и психосоциальное благополучие, и качество супружеских отношений, то у мужчин только качество супружеских значений являлось предиктором привязанности. Однако, в исследовании Kaur S, Mamta, Sagar N. взаимосвязи пренатальной привязанности с супружескими отношениями обнаружены только у женщин, у мужчин пренатальная привязанность связана только со стажем брака [16].

Таким образом, на данный момент нет однозначных данных о влиянии супружеских отношений на особенности отношения к ребенку до его рождения. При этом, безусловно, супружеские отношения являются одним из факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они, в той или иной степени, обуславливают характер системы отношений «родители - ребенок».

Изложение основного материала статьи. В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования являлось изучение отношения отца к ребенку в пренатальный период его развития в связи с супружескими отношениями.

Гипотезой исследования является предположение, что удовлетворенность браком и близкий эмоциональный контакт с ребенком являются детерминантами отношения отца к своему ребенку до его рождения.

В исследовании приняло участие 67 мужчин, проживающих в г. Санкт-Петербург, в возраст от 22 до 56, состоящих в браке, с разным образовательным статусом. Срок беременности супруг - 2, 3 триместр (среднее 27,8 недель).

Методики: биографическая анкета, опросник удовлетворенности браком Ю.Алешиной, Шкала отцовской пренатальной привязанности Дж. Кондона, Опросник PARI (Е.С. Шеффер, Р. Белла); проективная методика «Рисунок семьи», Цветовой тест отношений (оценивалось отношение к понятиям: ребенок, супруга, беременность, семья).

Изучение отношения мужчин к своему ребенку до его рождения позволило выявить высокий уровень пренатальной привязанности (М=56,76). Анализ отдельных компонентов привязанности показал, что качество привязанности (эмоциональный компонент) у них в большей степени выражен, чем интенсивность привязанности (поведенческий компонент). Так, высокий уровень качества пренатальной привязанности характерен для 85% мужчин исследуемой выборки, у 15% был выявлен средний уровень качества привязанности; тогда как высокий уровень интенсивности пренатальной привязанности характерен только для 10% мужчин, а для большинства мужчин (72%) характерен средний уровень привязанности.

Изучение эмоционального отношения к ребенку с помощью проективных методов показало, что для мужчин характерен достаточно близкий эмоциональный контакт с ребенком (М=2,87), хотя его уровень меньше, чем с супругой (М=3,11). Анализ значимых отношений по методике ЦТО показал высокую значимость ребенка, при среднем уровне значимости беременности (средний ранг понятия «Ребенок» - 2,27, «Беременность» - 4,13).

Исследование установок на воспитание у мужчин выявило, что выраженность установок на оптимальный контакт с ребенком находится на уровне выше среднего, а установок на эмоциональную дистанцию - на уровне ниже среднего.

Таким образом, отношение к ребенку у мужчин в период до его рождения отличается высокой значимостью ребенка, высоким уровнем качества привязанности, близким эмоциональным контактом с ним, оптимальными установками на воспитание, но средним уровнем интенсивности/вовлеченности в отношении к ребенку.

Анализ особенностей отношения к супруге у мужчин в период ожидания рождения ребенка выявил высокий уровень удовлетворенности браком (М=38,2 балла). Качественный анализ показал, что у 61% мужчин наблюдается высокий уровень удовлетворенности браком, средний уровень - у 39%. Исследование эмоциональных отношений в семье выявил близкий эмоциональный контакт с супругой и низкий уровень конфликтности в семье (по рисунку семьи), и значимость супруги на уровне выше среднего (средний ранг -

2,69 по методике ЦТО). Таким образом, в целом отношения с супругой в исследуемой выборке мужчин можно охарактеризовать как благополучные.

Анализ взаимосвязей отношения к супруге и к ребенку до его рождения у мужчин показал следующее. Наиболее тесные взаимосвязи были обнаружены у мужчин у показателей отношения к ребенку с удовлетворенностью браком. Так, общий показатель пренатальной привязанности ф=0,510; р<0,001), а также вовлеченность будущего отца положительно связаны с удовлетворенностью браком (0=0,401; р<0,01). Удовлетворенность браком также является детерминантой отношения к беременности у мужчин (ЦТО) (в= -0,479; р<0,01). Т.е., у мужчин с более высоким уровнем удовлетворенности браком, как правило, наблюдается большая значимость беременности.

Изучение взаимосвязей значимости супруги (по методике ЦТО) с показателями отношения к ребенку выявило прямые связи с отношением к беременности и ребенку. Так, при высокой значимости супруги у мужчин, как правило наблюдается высокий уровень значимости ребенка ф= 0,607; р<0,001) и беременности (в= 0,651; р<0,001).

Кроме того, были обнаружены отрицательные взаимосвязи удовлетворенности браком ф= -0,439; р<0,05) и значимости супруги (ЦТО) ф= 0,449; р<0,05) с блоком установок на излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком; и с отдельными установками: вспыльчивость/раздражительность (р<0,01), ограниченность интересов рамками семьи (р<0,001), подавление сексуальности ребенка (р<0,01). Таким образом, мужчины с более высоким уровнем удовлетворенности браком и высокой значимостью супруги не хотят избегать общения с ребенком, считают, что необходимо справляться с негативными эмоциями при общении с ребенком, не направлены на подавление его сексуальности, но также не планируют ограничивать свою жизнь только рамками семьи. Кроме того, значимость супруги у мужчин связана с установкой на уравнительные отношения с ребенком (р<0,01).

Эмоциональный контакт с ребенком положительно связан с эмоциональным контактом с супругой, и отрицательно с восприятием атмосферы в семье как тревожной и конфликтной. Регрессионный анализ показал, что детерминантой эмоционального контакта является только показатель эмоционального контакта с супругой (в= 0,62; р<0,001). Восприятие атмосферы в семье как конфликтной также отрицательно связано с компонентом пренатальной привязанности - вовлеченностью ф=-0,357; р<0,05). Т.е., мужчины, воспринимающие атмосферу в семье как конфликтную в меньшей степени демонстрируют поведение привязанности.

Обсуждение. Проведенное исследование показало высокий уровень привязанности, высокую значимость ребенка, а также близкий эмоциональный контакт с ним у мужчин еще до его рождения, что говорит о том, что, несмотря на то, что мужчины в меньшей степени имеют возможность взаимодействовать с ребенком на данном этапе, чем женщины, они также в значительной степени привязаны к нему. Однако, интересно обратить внимание, что из компонентов привязанности качество привязанности, которое в большей степени отражает аффективную сторону отношения, в большей степени развито у мужчин, чем интенсивность включения/вовлеченность, которая отражает в большей степени поведенческий компонент привязанности. При этом, именно эта вовлеченность в наибольшей степени зависит от отношения к супруге.

Удовлетворенность браком и значимость супруги обнаружила взаимосвязи только с блоком установок на избегание контакта с ребенком. Это, с одной стороны, говорит нам о том, что мужчины, удовлетворенные отношениями со своей супругой, скорее всего, не будут избегать общения со своим ребенком. Однако, позитивные отношения с супругой не были связаны с установками на оптимальный контакт с ребенком. Т.о., хорошие отношения с супругой не являются залогом позитивных установок на воспитание ребенка у мужчин.

В исследовании было обнаружено, что такой аспект супружеских отношений как эмоциональная близость с супругой у мужчин играет важную роль в формировании близких отношений с ребенком (что согласуется с полученным ранее данными другого нашего исследования []). Но мы также предполагаем, что оба этих показателя могут быть связаны с более общей характеристикой, такой как способности личности к близким отношениям. Это частично подтверждается тем, что подобные связи были обнаружены нами у беременных женщин [8].

Выводы. Изучение отношения мужчин к своему ребенку до его рождения показало, что для них характерна высокая значимость ребенка, высокий уровень качества привязанности, близкий эмоциональный контакт с ним, оптимальные установки на воспитание, но средний уровень вовлеченности в отношении к ребенку.

Исследование особенностей отношения к супруге у мужчин в период ожидания рождения ребенка выявило высокий уровень удовлетворенности браком у мужчин, высокую значимость супруги и близкий эмоциональный контакт.

Анализ взаимосвязей выявил, что среди различных характеристик отношения к супруге у мужчин параметр удовлетворенности браком является наиболее мощной детерминантой большинства изучаемых показателей отношения к ребенку до его рождения. У мужчин с более высоким уровнем удовлетворенности браком наблюдается более высокий уровень пренатальной привязанности, вовлеченности, значимость ребенка и более низкий уровень неконструктивных установок на воспитание.

Значимость супруги в период беременности обнаруживает сходные связи: при более высокой значимости супруги наблюдается более высокая значимость беременности и ребенка, и более низкий уровень неконструктивных установок на воспитание.

Эмоциональная дистанция с супругой у мужчин является предиктором эмоциональной дистанции с ребенком.

Заключение. Таким образом, исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что качество супружеских отношений является предиктором отношения мужчин к ребенку в пренатальный период его развития.

Литература:

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. М., 1989.

2. Архиреева Т.В. Ситуационные детерминанты отцовства. Перинатальная психология и психология родительства 2009, № 2. С. 35-46.

3. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. Москва - Обнинск, 2007.

4. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2009.

5. Манеров Р.В. Психология отцовства. СПб, 2003.

6. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.

7. Савенышева С.С. Особенности супружеских отношений и отношений к ребенку в период беременности // Вестник С.-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 4. С. 106-112.

8. Савенышева С.С. Удовлетворенность браком и отношение к беременности и ребенку у беременных женщин. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 54.

9. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

10. Barth S. Vaterschaft im Wandel // Internet: http://www.vaeternotruf.de/vaterschaft-im-wandel.htm

11. Busonera A., Cataudella S., Lampis J. The beginning of the father -child relationship: exploring the influence of intra and interpersonal variables on the PFA (paternal-fetal attachment). XIX national congress italian psychological association clinical and dynamic section Turin - september 29-october 01 2017, at Turin, Volume: Abstract in Mediterranean Journal of Clinical Psychology MJCP. Vol. 5, n.2 A Suppl. 2017

12. Colpin H., De Munter A., Nys K., Vandemeulebroecke, L. Prenatal attachment in future parents of twins. Early Development and Parenting. 1998; 7, 223-227.

13. Condon J.T. The parental-foetal relationship: A comparison of male and female expectant parents. Journal of Psychosomatic Obstetrics & Gynecology. 1985;4 (4): 271-284.

14. Condon J.T., Corkindale C.J., Boyce P., Gamble E. A longitudinal study of father-to-infant attachment: antecedents and correlates, Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2013; 31:1, 15-30.

15. Cranley M.S. Roots of attachment: The relationship of parents with their unborn. Birth Defects: Original Article Series. 1981; 17(6): 59-83.

16. Kaur S., Mamta, Sagar N. Comparative study to assess the maternal and paternal fetal attachment among the expectant mothers and fathers. International Journal of Reproduction, Contraception, Obstetrics and Gynecology. 2017 Jul; 6(7): 3134-3137.

17. Lamb M. Father involvement and child development // Handbook of father involvement. Ed. by C. Tamis-LeMonda and N.Cabrera. London, Mahwah, New Jersey, 2002.

18. Lorensen M., Wilson M.E., White M.A. Norwegian families: transition to parenthood. Health Care for Women International. 2004; 25(4): 334-348

19. Mercer R.T., Ferketich S., May K., DeJoseph J., Sollid D. Further exploration of maternal and paternal fetal attachment. Research in Nursing and Health. 1988; 11(2): 83-95.

20. Pretorius D.H., Gattu S., Ji E., Hollenbach K., Newton R., Hull A. Preexamination and postexamination assessment of parental-fetal bonding in patients undergoing 3-4-dimensional obstetric ultrasonography. Journal of Ultrasound Medicine. 2006; 25: 1411-1421.

21. Seimyr, L., Sjogren, B., Wells-Nystrom, B., Nissen, E. Antenatal maternal depressive mood and parental-foetal attachment at the end of pregnancy. Archives of Women's Mental Health.2009; 12, 269-279.

22. Ustunsoz A., Guvenc G., Akyuz A., Oflaz F.. Comparison of maternal-and paternal-fetal attachment in Turkish couples. Midwifery. 2010; 26(2): e1-e9.

23. Weaver R.H., Cranley M.S. An exploration of paternal-fetal attachment behavior. Nursing Research.1983; 32(2): 68-72.

24. Wilson M.E., White M.A., Cobb B., Curry R., Greene D., Popovich D. Family dynamics, parental-fetal attachment and infant temperament. Journal of Advanced Nursing. 2000; 31: 204-210.

Психология

УДК 159.9(045)

кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); магистрант кафедры психологии Яикова Юлия Сергеевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов. В ней осуществлен анализ проблемы самоконтроля в психолого-педагогической литературе, представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоконтроля учителей начальных классов, раскрыто содержание программы развития самоконтроля в педагогической деятельности учителя начальных классов.

Ключевые слова: самосознание, самоконтроль, педагогическая деятельность, учитель начальных классов, самоконтроль учителя начальных классов.

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of self-control in the pedagogical activity of the teacher of primary classes. It analyzes the problem of self-control in the psychological and pedagogical literature, presents the results of an empirical study of the characteristics of the self-control of primary school teachers, reveals the content of the self-monitoring development program in the pedagogical activity of the primary school teacher.

Keywords: self-awareness, self-control, educational activities, a primary school teacher, self-primary school teachers.

Введение. Развитие у учителей начальных классов навыков самоконтроля является одним из эффективных средств повышения профессионального мастерства самого педагога и отражается на качестве обучения учащихся. Эффективность самоконтроля достигается путем сознательного применения теории и приемов внутреннего оценивания полученных конечных результатов работы. Самоконтроль помогает при меньших затратах времени и средств, выработать необходимые дополнительные профессиональные навыки и умения. Вопрос о способах оптимизации процесса развития самоконтроля учителя начальных классов в настоящее время остается мало изученным.

Формулировка цели статьи: раскрыть особенности развития самоконтроля в педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.