УДК 159.922
Savenysheva S.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia),
Е-mail: [email protected]
PRENATAL ATTACHMENT: THE CONCEPT, STRUCTURE, DETERMINANTS. The article considers approaches to the study of the phenomenon and the structure of prenatal attachment in foreign psychology, as well as the factors influencing its formation. The analysis of approaches to the definition of prenatal attachment showed that it can be described by a three-component structure, including cognitive, emotional and behavioral components. The cognitive component includes a cognitive representation of the fetus, the desire to get information about the child; emotional component includes positive feelings towards the child; behavioral component includes such contents as the interaction with the child, the desire to care for him and protect him.
An analysis of research conducted over the past few decades, dedicated to the study of prenatal attachment determinants, makes it possible to distinguish two main groups of factors: psychological and socio-demographic. The studies have shown that strong links are found only in relation to such socio-demographic factors as gestational age: attachment to the child increases with gestational age. The study of psychological characteristics shows that a higher level of attachment to the baby of a pregnant woman is observed at a close relationship with her parents in the childhood, harmonious marital relations, a high level of empathy and low level of depression. Inconsistent results are obtained in relation to other factors.
Key words: prenatal psychology, prenatal attachment, relationship to child in pregnant women, determinants of prenatal attachment.
С.С. Савенышева, канд. психол. наук, доц. Санкт-Петербургского государственного университета,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ПРЕНАТАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ДЕТЕРМИНАНТЫ*
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ «Динамика отношений мать - отец - ребёнок и психическое развитие ребёнка в перинатальный период его развития» № 16-06-00392, 2016-2018.
Статья посвящена рассмотрению подходов к изучению феномена и структуры пренатальной привязанности в зарубежной психологии, а также факторов, влияющих на её формирование. Анализ подходов к определению понятия пренатальной привязанности показал, что оно может быть описано через трёхкомпонентную структуру, включающую когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Когнитивный компонент содержит когнитивные репрезентации плода, желание получить информацию о ребёнке; эмоциональный компонент включает позитивные чувства по отношению к ребёнку; поведенческий компонент охватывает такие содержания, как взаимодействие с ребёнком, желание ухаживать за ним и защищать его.
Анализ различных исследований, проведённых за последние несколько десятилетий, посвящённых изучению детерминант пренатальной привязанности, позволил выделить две основные группы факторов: психологические и социально-демографические. Исследования показали, что устойчивые связи обнаруживаются только в отношении такого социально-демографического фактора, как срок беременности: привязанность к ребёнку возрастает со сроком беременности. Изучение психологических характеристик показывает, что более высокий уровень привязанности к ребёнку у беременной женщины наблюдается при близких отношениях с родителями в детстве, гармоничных супружеских отношениях, высоком уровне эмпатии и низком уровне депрессии. В отношении других факторов получены противоречивые результаты.
Ключевые слова: пренатальная психология, пренатальная привязанность, отношение к ребёнку у беременных женщин, детерминанты пренатальной привязанности.
В настоящее время исследователи и психологи-практики все больше подчеркивают значение отношения близких взрослых к ребёнку для его психического развития в самые ранние периоды его развития. И в последнее время исследования переместились уже в пренатальный период развития ребёнка, т.к. по мнению многих авторов именно в данный период формируется и проявляется отношение к ребёнку у будущей матери, которое во многом сохраняется и после рождения ребёнка (А.И. Захаров, Г.Г. Филиппова, С.Ю. Мещерякова и др.) [1 - 3]. В отечественной психологии активно разрабатывается феномен психологической готовности к материнству и исследуется ее влияние на последующее развитие ребёнка. Так, исследования С.Ю. Мещеряковой влияния психологической готовности к материнству в период беременности на последующее эмоционально-социальное развитие ребёнка выявили значимые различия в развитии младенцев матерей с разным уровнем готовности к материнству в период беременности [3]. В исследовании И.В. Добрякова, а также в исследовании В.Ф. Чижовой, С.С. Савенышевой было показано влияние отношения к ребёнку до его рождения на уровень его психического развития в период младенчества [4; 5].
В зарубежных подходах в перинатальной психологии психологическая готовность к материнству, отношение к еще не рожденному ребёнку в основном рассматривается с точки зрения теории привязанности М. Эйнсворт, Дж. Боулби. Теория прена-тальной привязанности утверждает, что отношения между матерью и ребёнком начинаются задолго до его рождения. Значение пренатальной привязанности для формирования отношений мать-ребёнок в постнатальный период также было выявлено в зарубежных лонгитюдных исследованиях пренатальной привязанности. Так в исследованиях отмечается связь пренатальной привязанности и качества взаимодействия матери и младенца [6 - 8], а также связь пренатальной и постнатальной привязан-
ности к ребёнку [7; 9]. Эти данные приводят нас к возможности психопрофилактики и психокоррекции отклонений в детско-роди-тельских отношениях на самых ранних этапах. В связи с этим мы обратились к анализу существующих подходов к изучению данного феномена в зарубежной психологии, а также исследований факторов, которые могут влиять на становление привязанности к ребёнку у женщин в период беременности.
Рассмотрим развитие концепции пренатальной привязанности и основные подходы к ее изучению.
Одним из первых о пренатальной привязанности заговорила в 1972 году перинатальный эпидемиолог Lumley, она рассматривала пренатальную привязанность как сложившиеся в воображении женщины отношения с плодом. Она отмечала, что пре-натальная привязанность развивается во время беременности и что задержка возникновения привязанности возникает при наличии неприятных симптомов беременности и отсутствии интереса и поддержки со стороны мужа [10].
Первой к детальной разработке данного феномена обратилась М. Крэнли. Она предложила многомерную модель пренатальной привязанности (Maternal-Fetal attachment) и определила понятие «Привязанность мать - плод» как «степень в которой женщина вовлечена в поведение, которое представляет установление связи и взаимодействие с ее еще не родившимся ребёнком» [11, с. 282]. Ею была предложена первая методика диагностики пренатальной привязанности (Методика «Привязанность мать - плод» - «Maternal-fetal attachment» (MFA)) [12].
В дальнейшем известность получили разработки данного феномена M. Мюллер и Дж. Кондон. М. Мюллер предложила другую модель привязанности к плоду во время беременности. Она определяет пренатальную привязанность как «уникальное аффективное отношение, которое развивается между матерью и ее плодом» [13, с. 11]. При этом она подчеркивает роль отноше-
ний с собственной матерью в детстве, говоря о том, что ранние переживания будущей мамы, связанные с взаимоотношениями с её собственной матерью приводят к развитию внутренних представлений, которые затем влияют на последующие привязанности к семье, партнеру, друзьям. И, в конечном счёте, этот процесс облегчает адаптацию женщины к беременности и помогает привязаться к плоду. Анализируя методику прена-тальной привязанности М. Крэнли и анализ интервью беременных женщин о привязанности к еще не рожденному ребёнку, М. Мюллер обратила внимание на то, что женщины отмечают не только поведение заботы, но и эмоциональное отношение. Учитывая это, ею была разработана собственная методика диагностики пренатальной привязанности - «Prenatal attachment inventory» (PAI) [14].
Дж. Кондон определяет пренатальную привязанность как эмоциональные узы или связи, которые в норме развиваются между беременной женщиной и ее еще не родившимся ребёнком [15, с. 359]. Им также были предложены методики диагностики пренатальной привязанности для отцов и матерей, в которых он сосредоточился на мыслях и чувствах о ребёнке: шкала диагностики материнской пренатальной привязанности -«Maternal antenatal attachment scale» (MAAS) и шкала диагностики отцовской пренатальной привязанности - «Paternal antenatal attachment scale» (PAAS) [16].
Феноменологическое исследование С. Сэндбрук и Э. Адам-сон-Масэдо расширило концептуализацию пренатальной привязанности. Данные исследования показали, что подавляющие эмоции, испытываемые беременными женщинами, были не любовь, а естественное желание защитить своего еще не рожденного ребёнка. Подчеркивая значение пренатальной привязанности, С. Сэндбрук и Э. Адамсон-Масэдо предположили, что «защитный инстинкт способствует изменениям в поведении для обеспечения благоприятной внутриутробной среды и уничтожения угроз для психологического благополучия плода» [17].
На основе анализа предшествующих работ, а также своих экспериментальных исследований предложили свое определение Х. Доан, Э. Зиммерман: «Пренатальная привязанность - это отвлеченное понятие, представляющее устанавливающиеся отношения между родителями и плодом (которые потенциально существуют до беременности), связанные с когнитивными и эмоциональными способностями составлять представление о другом человеке и развивающиеся в рамках экологической системы» [18, c. 110].
Таким образом, можно сказать, что наиболее важной составляющей перинатальной привязанности, по мнению зарубежных ученых, является установление аффективной связи между матерью и плодом, которое проявляется как поведение защиты и заботы по отношению к нему.
Зарубежные исследователи выделяют разные составляющие пренатальной привязанности.
М. Крэнли выделила следующие составляющие, которые она включает в данный конструкт: когнитивная (дифференциация «Я» от плода, приписывание характеристик и намерений плоду); эмоциональная (самоотдача); и поведенческая (взаимодействие с плодом, принятие роли, гнездование) [12].
В своем анализе литературы по исследованию пренатальной привязанности Шиэ, Кравиц, Вонг выделяют в ней следующие компоненты: когнитивную привязанность (желание узнать о ребёнке), аффективную привязанность (удовольствие, связанное с взаимодействием с плодом), альтруистическую привязанность связывают с желанием защитить не родившегося ребёнка [19].
Дж. Кондон и К. Кокиндэйл выделяют пять компонентов пре-натальной привязанности: желание получить информацию о еще не рожденном ребёнке; удовольствие от взаимодействия с ребёнком; желание ухаживать за ребёнком и защитить его; страх потерять ребёнка, или что с ним что-то будет не так; желание удовлетворять его потребности [15].
Х. Доан, Э. Зиммерман из анализа литературы предположили, что пренатальная привязанность включает взаимодействие когнитивных (когнитивная способность к составлению представление о плоде, как о личности), эмоциональных (эмпатия) и поведенческих факторов (здоровый образ жизни: питание, материальное состояние, отсутствие зависимостей) [20].
Таким образом, можно выделить некоторое сходство в структуре пренатальной привязанности у различных авторов: практически все исследователи выделяют в структуре данного феномена когнитивный, эмоциональный и поведенческий ком-
поненты. Когнитивный уровень включает когнитивные репрезентации плода, представление о плоде, как личности, желание получить информацию о ребёнке; эмоциональный уровень включает эмоциональную привязанность, позитивные чувства по отношению к ребёнку; поведенческий уровень включает удовольствие от взаимодействия с ребёнком, желание ухаживать за ним и защитить его, здоровый образ жизни, как проявление заботы и защиты.
Рассмотрим теперь подробно исследования факторов, влияющих на формирование привязанности к ребёнку у женщин в период беременности.
Среди факторов, влияющих на отношение и привязанность к ребёнку в период беременности можно выделить 2 группы: психологические и социально-демографические. К первой группе мы относим такие факторы, как отношения с матерью в раннем возрасте, отношения с супругом в период беременности, социальная поддержка в целом, личностные характеристики. Ко второй группе можно отнести следующие: возраст женщины, срок беременности, количество детей в семье, предыдущий опыт беременности (наличие в анамнезе абортов, выкидыша и т. д.), семейный статус, уровень образования и т. д. Рассмотрим их более подробно.
В значительном количестве зарубежных исследований была показана связь между сроком беременности и уровнем пренатальной привязанности [14, 21 - 23]. М. Лейфер описала тип прогрессии пренатальной привязанности на протяжении беременности: они пишет, что в первый триместр наблюдается относительно низкий уровень пренатальной привязанности, возрастающий после начала шевелений плода, и затем, прогрессирующий до поведения привязанности и заботы во втором и третьем триместре [9]. О возрастании пренатальной привязанности в связи с шевелением плода также пишут и другие исследователи [24 - 28].
Влияние перинатальной потери ребёнка в предыдущие беременности на пренатальную привязанность оказалось не однозначным. В исследовании Д. Армстронг и М. Хатти был выявлен более низкий уровень пренатальной привязанности у женщин, переживших перинатальную потерю [29]. Также более низкий уровень пренатальной привязанности был обнаружен у женщин с историей аборта и бесплодия [28]. В последующих же исследованиях было обнаружено, что на привязанность к плоду не влияет история предыдущей перинатальной потери [30; 31]. Интересным является исследования Дж. Хедрик беременных женщин, узнавших об аномалии плода: их знание об аномалии плода не влияло негативно на пренатальную привязанность, и тема «ребёнок не совершенен, но он (она) по-прежнему мой (моя)» возрастает [32].
Исследовался также фактор количества детей. Было выявлено, что женщины, не имеющие детей, демонстрируют более высокий уровень пренатальной привязанности, чем матери, у которых уже есть дети [33; 34].
Что касается других социально-демографических характеристик, то данные метаанализа различных авторов показали, что возраст, раса, семейный статус, доход, уровень образования, запланированность беременности, либо очень слабо связаны, либо никак не связаны с привязанностью к ребёнку у женщин в период беременности [35 - 38].
Одним из наиболее исследуемых психологических факторов является фактор социальной поддержки беременной женщины. И в первую очередь исследователи обращаются к роли супружеских отношений для формирования привязанности к плоду у женщин.
В зарубежных исследованиях связи пренатальной привязанности и супружеских отношений было обнаружено следующее. В исследовании М. Уилсон и коллег было выявлено, что взаимность в супружеских отношениях связана с более высоким уровнем привязанности к плоду и у мам, и у пап [39]. В другом исследовании было обнаружено, что семейная адаптация и сплоченность коррелирует с привязанностью к плоду [40]. Пре-натальная привязанность также оказалась связана с прочностью супружеских отношений [19]. В исследовании С. Нарита, С. Маэ-хара было выявлено, что женщины, мужья которых сообщают о негативных чувствах о беременности, демонстрируют более низкий уровень пренатальной привязанности [28]. Положительная связь между качеством супружеских отношений и пренатальной привязанностью была обнаружена и в других исследованиях [15; 36 - 38; 41]. Беременные женщины, удовлетворенные поддержкой, которую они получают от партнера, демонстрируют более
высокий уровень привязанности к еще не рожденному ребёнку [15; 42].
Но в исследовании Р Закария обнаружилось, что отношения с мужем тесно связаны с привязанностью к матери (сформированной в детстве), но они не связаны с привязанностью к плоду [27]. В исследовании Дж. Маас и коллег также не было обнаружено влияние поддержки супруга на привязанность к плоду [43].
Общество и родительская семья задают определенную модель родительства, которая усваивается индивидом, видоизменяясь в зависимости от индивидуальных особенностей, взглядов, убеждений. Зарубежные исследования связывают прена-тальную привязанность женщины к плоду с собственным типом привязанности будущей матери, сформировавшимся в детстве [44 - 46]. Т. е. женщины, имеющие безопасный тип привязанности к ее собственным родителям, имеют более высокий уровень пренатальной привязанности к плоду. Э. Сиддики и коллеги также отмечают, что женщины, испытывающие более эмоционально теплые чувства к их матерям (по их воспоминаниям детства) лучше устанавливают аффективные отношения с их будущим ребёнком [8]. Исследование Э. Хут-Бокс и коллег показало, что воспоминания женщины о том, как ее воспитывали в детстве, является важной детерминантой отношения к еще не родившемуся ребёнку [47].
В исследовании Ж. Бучард была предпринята попытка проанализировать совместное влияние отношений с родителем и с супругом на развитие пренатальной привязанности. Анализ показал, что супружеские отношения играли значимую роль в формировании привязанности к еще не родившемуся ребёнку только в случае, если у женщины обнаруживалась слабая привязанность к своим родителям [48]. Т. о., исследование показало, что в формировании привязанности к ребёнку близкие отношения с супругом могут компенсировать слабый уровень привязанности к родителям.
Часть исследований посвящена изучению влияния на привязанность к ребёнку у беременной женщины социальной поддержки в целом. Так, исследования различных авторов показали, что социальная поддержка и ее отдельные аспекты позитивно связаны с пренатальной привязанностью [12; 15; 35; 49]. При этом в других исследованиях эта связь обнаружена не была [39; 50].
Различные личностные характеристики, такие как ней-ротизм, самооценка, тревожность, часто рассматриваются как возможные детерминанты пренатальной привязанности.
Значительный пласт зарубежных исследований беременных женщин посвящен изучению тревожности и депрессии, и их взаимосвязи с отношением к ребёнку в пренатальный период. Так, была обнаружена отрицательная связь между привязанностью к плоду и ситуативной тревожностью [28; 51]. B исследовании Р. Харт и К. Мак-Махон привязанность к плоду отрицательно коррелировала и с ситуативной, и личностной тревожностью [52]. Однако, в других исследованиях не было обнаружено связи тревожности и пренатальной привязанности [49; 53].
Анализ связи депрессии и привязанности к плоду показал, что: более низкий уровень депрессии связан с более высоким уровнем привязанности к плоду [15, 49, 52-55]. Но в исследовании Э. Хьемстелдт и коллег эта связь обнаружена не была [56].
Исследования влияния самооценки обнаружили разные взаимосвязи с пренатальной привязанностью: так в части исследований самооценка позитивно связана с привязанностью матери к плоду [57; 58] тогда как в других исследованиях связь не была выявлена [12; 49; 50].
Относительно нейротизма были получены противоречивые результаты: в исследовании Дж. Маас и коллег связь пренатальной привязанности и нейротизма обнаружена не была [43], тогда как в исследовании Ж. Бучард, в котором она постарались проанализировать взаимосвязь уровня социальной поддержки и пре-натальной привязанности с учетом нейротизма супругов было, выявлено негативное влияние нейротизма у женщин [48]. Так было обнаружено, что у женщин с высоким уровнем нейротизма поддержка супруга не влияла на формирование привязанности к ребёнку, тогда как у женщин с более низким уровнем нейротизма пренатальная привязанность усиливалась при хорошем качестве отношений с супругом. Интересно, что у будущих отцов ней-ротизм не играл роль модератора: у мужчин качество отношений с партнёром являлось позитивным фактором в развития отношений с ребёнком вне зависимости от их уровня нейротизма [48].
Рассматривая другие личностные характеристики Х. Доан, Э. Зиммерман выделили два фактора, которые наиболее после-
довательно коррелируют с пренатальной привязанностью - эм-патия и когнитивная способность к репрезентации плода [20].
Обсуждение
Изучение подходов к определению феномена привязанности в зарубежной психологии показало, что ведущими составляющими в нем являются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые включают представление о нем, отношение к нему как личности, положительное отношение к будущему ребёнку, поведение заботы и защиты, взаимодействие с ним. Сравнение содержания феномена пренатальной привязанности с отечественными подходами к изучению отношения к беременности и будущему ребёнку, психологической готовности к материнству, показывает сходство в выделении такого компонента как положительное отношение к беременности и будущему ребёнку, положительное переживание беременности женщиной [3; 59; 60]. Отношение к еще не рожденному ребёнку как личности близко к субъект-субъектному подходу в отечественной психологии [3].
Анализ зарубежных исследований социально-демографических факторов, которые могут влиять на формирование пре-натальной привязанности, показал, что устойчивые взаимосвязи практически во всех исследованиях демонстрирует фактор срока беременности. Это говорит о том, что формирование привязанности - процесс, разворачивающийся в период беременности. И, т.о. срок беременности необходимо учитывать при диагностике пренатальной привязанности.
Проведенный анализ зарубежных исследований еще раз показал значение отношений с родителями для становления привязанности к собственному ребёнку. Это согласуется с тем, что в отечественных моделях готовности к материнству и исследованиях отношения к будущему ребёнку родительская модель, отношения с родителями в детстве являются либо компонентами, либо также детерминантами отношения к будущему ребёнку [3; 59; 61 и др.].
Большое количество исследований пренатальной привязанности рассматривает супружеские отношения как один из ведущих факторов, влияющих на привязанность к ребёнку у беременных женщин. Это согласуется и с нашими результатами исследований взаимосвязи отношения к ребёнку и супругу в период беременности [62]. Данные результаты еще раз подчеркивают значение гармоничных отношений, поддержки со стороны супруга в период беременности для становления привязанности к ребёнку. Более того, исследование Ж. Бучард показывает, что позитивные супружеские отношения могут выступать компенсаторным фактором для формирования привязанности к ребёнку в период беременности при отсутствии близких отношений с родителями [48].
Среди эмоционально-личностных особенностей отрицательно влияет на формирование пренатальной привязанности к ребёнку депрессия у беременной женщины, тогда как исследования тревожности не дали однозначных результатов. Противоречивые данные в исследованиях о влиянии тревожности на привязанность к ребёнку могут обуславливаться, с одной стороны, как разными методами её исследования и разными выборками, с другой стороны, тем, что связь может зависеть от уровня тревожности. Так, В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова установили, что незначительные симптомы неуверенности, тревоги и конфликтности сочетаются с незначительными отклонениями в стиле переживания беременности с тенденцией к их улучшению, достаточно стабильной или повышающейся в период беременности ценностью ребёнка, коррелируют с незначительными отклонениями материнского отношения, тогда как выраженная тревога, неуверенность в себе и недовольство беременностью и материнством сочетаются с отклонением от адекватного типа материнского отношения [63].
Значение эмпатии для формирования позитивного отношения к будущему ребёнку были получены и в отечественных исследованиях. Сходные результаты о влиянии эмпатии на отношение к ребёнку были получены в исследовании В.В. Волковой, которая отмечает, что дисгармоничное, аффективно незрелое, отношение к материнству характеризуется в т. ч. неэмпатийно-стью и низкой сензитивностью [64]. Г.Г. Филиппова в структуре психологической готовности к материнству также выделяет эм-патию, как значимую характеристику в блоке личностной готовности [59].
Т. о. можно обнаружить некоторое совпадение в результатах исследовании детерминант пренатальной привязанности в зарубежной психологии и детерминант отношения к ребёнку у
беременных женщин в отечественных теоретических подходах и исследованиях.
Выводы
Пренатальная привязанность может быть описана через трехкомпонентную структуру, включающую когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Когнитивный компонент может содержать когнитивные репрезентации плода, желание получить информацию о ребёнке; эмоциональный компонент включает позитивные чувства по отношению к ребёнку; поведенческий компонент может охватывать такие содержания, как взаимодействие с ребёнком, желание ухаживать за ним и защищать его.
Анализ детерминант привязанности к ребёнку в период беременности позволил выделить две основные группы: психологические и социально-демографические. К первой группе относятся отношения с матерью в раннем возрасте, отношения с супругом в период беременности, личностные характеристики. Ко второй группе можно отнести: возраст женщины, срок беременности, количество детей в семье, предыдущий опыт беременности (наличие в анамнезе абортов, выкидыша и т. д.), семейный статус, уровень образования.
Среди социально-демографических характеристик с формированием пренатальной привязанности, по данным различных исследований, последовательно связан только срок беременности: привязанность к ребёнку возрастает со сроком беременности. Также возможно влияние фактора количества детей: наибольший уровень привязанности чаще наблюдается по отношению к первому ребёнку. По остальным факторам связей
Библиографический список
обнаружено не было, либо были получены противоречивые результаты.
Отношения с родителями в детстве, привязанность, сформированная в детстве и супружеские отношения - наиболее значимые факторы формирования привязанности к ребёнку у беременных женщин.
Среди эмоционально-личностных детерминант привязанности к еще не родившемуся ребёнку в наибольшей степени связан с привязанностью уровень депрессии беременной женщины, также исследователи отмечают важную роль эмпатии.
Заключение
Изучение подходов к исследованию феномена привязанности показал, что ученые выделяют разные его ведущие содержания, но среди основных можно выделить: когнитивные репрезентации будущего ребёнка, положительные чувства к нему и поведение защиты и заботы. Понятие пренатальной привязанности близко, но не тождественно понятиям отношение к беременности и будущему ребёнку и переживание беременности, используемых в отечественной психологии. Это приводит нас к необходимости уточнения данного феномена и исследования особенностей пренатальной привязанности на российской выборке, что и планируется сделать в нашем исследовании.
Проведённый анализ детерминант пренатальной привязанности показал, что наиболее последовательно с её формированием связаны срок беременности, отношения привязанности с родителями и супружеские отношения, а также уровень депрессии и эмпатия беременной женщины. Другие детерминанты демонстрируют противоречивые связи с привязанностью к плоду.
1. Захаров А.И. Ребёнок до рождения. Санкт-Петербург: Союз, 1998.
2. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Москва: Институт психотерапии, 2002.
3. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. Вопросы психологии. 2000; 5: 18 - 27.
4. Добряков И.В. Особенности течения перинатального периода и психомоторное развитие младенца в зависимости от типа психологического компонента гестационной доминанты. Психическое здоровье. 2010; 12: 13 - 18.
5. Савенышева С.С., Чижова В.Ф. Особенности отношения к беременности и переживания родов, а также психического развития ребёнка у женщин с разным уровнем психологической готовности к материнству. Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. 2012; 4 (28): 58 - 65.
6. Benoit D., Parker K.C.H., Zeanah C.H. Mothers' representations of their infants assessed prenatally: Stability and association with infants' attachment classifications. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1997; 38: 307 - 313.
7. Muller M. E. Prenatal and postnatal attachment: A modest correlation. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 1996; 25: 161 - 166.
8. Siddiqui A., Hagglof B., Eisemann M. Own memories of upbringing as a determinant of prenatal attachment in expectant women. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2000; 18: 67 - 74.
9. Leifer M. Psychological effects of motherhood. New York: Prager; 1980.
10. Lumley J.M. The development of maternal-foetal bonding in first pregnancy. Third International Congress, Psychosomatic Medicine in Obsetrics and Gynaecology. 1972.
11. Cranley M.S. The impact of perceived stress and social support on maternal-fetal attachment in the third trimester. University of Wisconsin; Madison, WI: 1979.
12. Cranley M.S. Development of a tool for the measurement of maternal attachment during pregnancy. Nursing Research. 1981; 30: 281 - 284.
13. Muller M.E. A critical review of prenatal attachment research. Scholarly Inquiry for Nursing Practice.1992; 6(1): 5 - 22.
14. Muller M.E. The development of the prenatal attachment inventory. Western Journal of Nursing Research. 1993; 15: 199 - 215.
15. Condon J.T., Corkindale C. The correlates of antenatal attachment in pregnant women. British Journal of Medical Psychology. 1997; 70: 359 - 372.
16. Condon J.T. The assessment of antenatal emotional attachment: Development of a questionnaire instrument. British Journal of Medical Psychology. 1993; 66: 167 - 183.
17. Sandbrook S.P., Adamson-Macedo E.N. Maternal-fetal attachment: searching for a new definition. Neuroendorcinology Letters. 2004; 25 (Suppl. 1): 169 - 182.
18. Doan H.M., Zimmerman A. Conceptualizing Prenatal Attachment: Toward a Multidimensional View. Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Health. 2003; 18: 109 - 129.
19. Shieh C., Kravitz M., Wang H.H. What do we know about maternal-fetal attachment? Kaohsiung Journal of Medical Sciences. 2001; 19: 448 - 454.
20. Doan H.M., Zimmerman A. Prenatal attachment: a developing model. International journal of Prenatal and Perinatal psychology and medicine. 2008; 20: 20 - 28.
21. Doan H.M., Zimerman A. Maternal prenatal attachment: Cranley's contribution twenty-five years later. International Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine. 2007; 19: 137 - 151.
22. Bloom K.C. The development of attachment behaviors in pregnant adolescents. Nursing Research. 1995; 44: 284 - 288.
23. Wayland J., Tate S. Maternal-fetal attachment and perceived relationship with important others in adolescents. Birth. 1993; 20: 198-203.
24. Heidrich S., Cranley M. Effect of fetal movement, ultrasound scans and amniocentesis on maternal fetal attachment. Nursing Research. 1989; 38: 81 - 81.
25. Mikhail M., Freda M., Merkatz R., Rolizzotto R., Mazloom E., Merkatz I. The effect of fetal movement counting on maternal attachment to fetus. American Journal of Obstetrics and Gynecology. 1991; 165: 988 - 991.
26. Berryman J.C., Windridge K.C. Pregnancy after 35 and attachment to the fetus. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 1996; 14: 133 - 143.
27. Zachariah R. Maternal-fetal attachment: The influence of mother-daughter and husband-wife relationships. Research in Nursing and Health. 1994; 17: 37 - 44.
28. Narita S., Maehara S. The development of maternal-fetal attachment during pregnancy. Nihon Kango Kagakkaishi. Journal of Japan academy of nursing science. 1993; 13 (2): 1 - 9.
29. Armstrong D., Hutti M. Pregnancy after perinatal loss: The relationship between anxiety and prenatal attachment. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 1998; 27 (2): 183 - 189.
30. Armstrong D.S. Emotional distress and prenatal attachment in pregnancy after perinatal loss. Journal of Nursing Scholarship. 2002; 34: 339 - 345.
31. Tsartsara E., Johnson M.P. The impact of miscarriage on women's pregnancy-specific anxiety and feelings of prenatal maternal-fetal attachment during the course of a subsequent pregnancy: An exploratory follow-up study. Journal of Psychosomatic Obstetrics and Gynecology. 2006; 27: 173 - 182.
32. Hedrick J. The lived experience of pregnancy while carrying a child with a known, nonlethal congenital abnormality. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 2005; 34: 732 - 740.
33. Mercer R.T., Ferketich S. Experienced and inexperienced mothers' maternal competence during infancy. Research in Nursing and Health. 1995; 18: 333 - 343.
34. Zimerman A., Doan H.M. Prenatal attachment and other feelings and thoughts during pregnancy in three groups of pregnant women. Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Health. 2003; 18: 131 - 148.
35. Yarcheski A., Mahon N., Yarcheski T., Hanks M., Cannella B. A meta-analytic study of predictors of maternal-fetal attachment. International Journal of Nursing Studies. 2009; 46: 708 - 715.
36. Alhusen J.L. A literature update on maternal-fetal attachment. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 2008; 37: 315 - 328.
37. Cannella B. Maternal-fetal attachment: an integrative review. Journal of Advanced Nursing. 2008; 50(1): 60 - 68.
38. Van den Bergh B., Simons A. A review of scales to measure the mother-foetus relationship. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2009; 27, No. 2: 114 - 126.
39. Wilson M.E., White M.A., Cobb B., Curry R., Greene D., Popovich D. Family dynamics, parental-fetal attachment and infant temperament. Journal of Advanced Nursing. 2000; 31: 204 - 210.
40. Fuller S.G., Moore L.R., Lester J.W. Influence of family functioning on maternal-fetal attachment. Journal of perinatology. 1993; 13 (6): 453 - 460.
41. Salisbury A., Law K., LaGasse L., Lester B. Maternal-fetal attachment. The Journal of the American Medical Association. 2003; 289: 1701.
42. Hjelmstedt A., Widstrom A.-M., Collins A. Prenatal attachment in Swedish IVF fathers and controls. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2007; 25: 296 - 307.
43. Maas J., Vreeswijk Ch., Braeken J., Vingerhoets A., Van Bakel H. Determinants of maternal fetal attachment in women from a community-based sample. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2014; 32, No. 1: 5 - 24.
44. Mikulincer M., Florian V. Maternal-fetal bonding, coping strategies, and mental health during pregnancy - The contribution of attachment style. Journal of Social and Clinical Psychology. 1999; 18: 255 - 276.
45. Priel B., Besser A. Adult attachment styles, early relationships, antenatal attachment, a perception of infant temperament: A study of first-time mothers. Personal Relationships. 2007; 291 - 310.
46. Van Bussel J.C.H., Spitz B., Demyttenaere K. Reliability and validity of the Dutch version of the Maternal Antenatal Attachment Scale. Archives of Women's Mental Health. 2010; 13: 267 - 277.
47. Huth-Bocks A.C., Levendosky A.A., Bogat G.A., Von Eye A. The impact of maternal characteristics and contextual variables on infant-mother attachment. Child Development. 2004; 75: 480 - 496.
48. Bouchard G. The role of psychosocial variables in prenatal attachment: an examination of moderational effects. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2011; 29, No. 3: 197 - 207.
49. Mercer R.T., Ferketich S., May K., DeJoseph J., Sollid, J. Further exploration of maternal and paternal foetal attachment. Research in Nursing and Health. 1988; 11: 83 - 95.
50. Damato E.G. Predictors of prenatal attachment in mothers of twins. Journal of Obstetric, Gynecologic and Neonatal Care. 2004; 33: 436 - 445.
51. Gaffney K.F. Maternal-fetal attachment in relation to self-concept and anxiety. Maternal-Child Nursing journal. 1986; 15 (2): 91 - 101.
52. Hart R., McMahon C.A. Mood state and psychological adjustment to pregnancy. Archives of Women's Mental Health. 2006; 9: 329 - 337.
53. McFarland J., Salisbury A., Battle C., Hawes K., Halloran K., Lester B. Major depressive disorder during pregnancy and emotional attachment to the fetus. Archives of Women's Mental Health. 2011; 14(5): 425 - 434.
54. Lindgren K. Relationships among maternal-fetal attachment, prenatal depression, and health practices in pregnancy. Research in Nursing and Health. 2001; 24: 203 - 217.
55. Lindgren K. A comparison of pregnancy health practices of women in inner-city and small urban communities. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 2003; 32: 313 - 321.
56. Hjelmstedt A., Widstrom A. M., Collins A. Psychological correlates of prenatal attachment in women who conceived after in vitro fertilization and women who conceived naturally. Birth. 2006; 33: 303 - 310.
57. Curry M.A. Maternal behaviour of hospitalized pregnant women. Journal of Psychosomatic Obstetrics and Gynecology, 1987; 7: 165 - 182.
58. Feldman J.B. The effect of support expectations on prenatal attachment: An evidencebased approach for intervention in an adolescent population. Child and Adolescent Social Work Journal. 2007; 24: 209 - 234.
59. Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству. Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода. Москва: УРАО, 2005: 62 - 65.
60. Добряков И.В. Перинатальная психология. Санкт-Петербург, 2010.
61. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери. Психологический журнал. 2000; 2: 79 - 87.
62. Савенышева С.С. Особенности супружеских отношений и отношений к ребёнку в период беременности. Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010; Вып. 4: 105 - 111.
63. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. Вопросы психологии. 2002; 1: 59 - 68.
64. Волкова В.В. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Петропавловск-Камчатский, 2005.
References
1. Zaharov A.I. Rebenok do rozhdeniya. Sankt-Peterburg: Soyuz, 1998.
2. Filippova G.G. Psihologiya materinstva. Moskva: Institut psihoterapii, 2002.
3. Mescheryakova S.Yu. Psihologicheskaya gotovnost' k materinstvu. Voprosypsihologii. 2000; 5: 18 - 27.
4. Dobryakov I.V. Osobennosti techeniya perinatal'nogo perioda i psihomotornoe razvitie mladenca v zavisimosti ot tipa psihologicheskogo komponenta gestacionnoj dominanty. Psihicheskoe zdorov'e. 2010; 12: 13 - 18.
5. Savenysheva S.S., Chizhova V.F. Osobennosti otnosheniya k beremennosti i perezhivaniya rodov, a takzhe psihicheskogo razvitiya rebenka u zhenschin s raznym urovnem psihologicheskoj gotovnosti k materinstvu. Novoe vpsihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. Teoreticheskie i prakticheskie problemy psihologii i pedagogiki. 2012; 4 (28): 58 - 65.
6. Benoit D., Parker K.C.H., Zeanah C.H. Mothers' representations of their infants assessed prenatally: Stability and association with infants' attachment classifications. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1997; 38: 307 - 313.
7. Muller M. E. Prenatal and postnatal attachment: A modest correlation. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 1996; 25: 161 - 166.
8. Siddiqui A., Hagglof B., Eisemann M. Own memories of upbringing as a determinant of prenatal attachment in expectant women. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2000; 18: 67 - 74.
9. Leifer M. Psychological effects of motherhood. New York: Prager; 1980.
10. Lumley J.M. The development of maternal-foetal bonding in first pregnancy. Third International Congress, Psychosomatic Medicine in Obsetrics and Gynaecology. 1972.
11. Cranley M.S. The impact of perceived stress and social support on maternal-fetal attachment in the third trimester. University of Wisconsin; Madison, WI: 1979.
12. Cranley M.S. Development of a tool for the measurement of maternal attachment during pregnancy. Nursing Research. 1981; 30: 281 - 284.
13. Muller M.E. A critical review of prenatal attachment research. Scholarly Inquiry for Nursing Practice.1992; 6(1): 5 - 22.
14. Muller M.E. The development of the prenatal attachment inventory. Western Journal of Nursing Research. 1993; 15: 199 - 215.
15. Condon J.T., Corkindale C. The correlates of antenatal attachment in pregnant women. British Journal of Medical Psychology. 1997; 70: 359 - 372.
16. Condon J.T. The assessment of antenatal emotional attachment: Development of a questionnaire instrument. British Journal of Medical Psychology. 1993; 66: 167 - 183.
17. Sandbrook S.P., Adamson-Macedo E.N. Maternal-fetal attachment: searching for a new definition. Neuroendorcinology Letters. 2004; 25 (Suppl. 1): 169 - 182.
18. Doan H.M., Zimmerman A. Conceptualizing Prenatal Attachment: Toward a Multidimensional View. Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Health. 2003; 18: 109 - 129.
19. Shieh C., Kravitz M., Wang H.H. What do we know about maternal-fetal attachment? Kaohsiung Journal of Medical Sciences. 2001; 19: 448 - 454.
20. Doan H.M., Zimmerman A. Prenatal attachment: a developing model. International journal of Prenatal and Perinatal psychology and medicine. 2008; 20: 20 - 28.
21. Doan H.M., Zimerman A. Maternal prenatal attachment: Cranley's contribution twenty-five years later. International Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine. 2007; 19: 137 - 151.
22. Bloom K.C. The development of attachment behaviors in pregnant adolescents. Nursing Research. 1995; 44: 284 - 288.
23. Wayland J., Tate S. Maternal-fetal attachment and perceived relationship with important others in adolescents. Birth. 1993; 20: 198-203.
24. Heidrich S., Cranley M. Effect of fetal movement, ultrasound scans and amniocentesis on maternal fetal attachment. Nursing Research. 1989; 38: 81 - 81.
25. Mikhail M., Freda M., Merkatz R., Rolizzotto R., Mazloom E., Merkatz I. The effect of fetal movement counting on maternal attachment to fetus. American Journal of Obstetrics and Gynecology. 1991; 165: 988 - 991.
26. Berryman J.C., Windridge K.C. Pregnancy after 35 and attachment to the fetus. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 1996; 14: 133 - 143.
27. Zachariah R. Maternal-fetal attachment: The influence of mother-daughter and husband-wife relationships. Research in Nursing and Health. 1994; 17: 37 - 44.
28. Narita S., Maehara S. The development of maternal-fetal attachment during pregnancy. Nihon Kango Kagakkaishi. Journal of Japan academy of nursing science. 1993; 13 (2): 1 - 9.
29. Armstrong D., Hutti M. Pregnancy after perinatal loss: The relationship between anxiety and prenatal attachment. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 1998; 27 (2): 183 - 189.
30. Armstrong D.S. Emotional distress and prenatal attachment in pregnancy after perinatal loss. Journal of Nursing Scholarship. 2002; 34: 339 - 345.
31. Tsartsara E., Johnson M.P. The impact of miscarriage on women's pregnancy-specific anxiety and feelings of prenatal maternal-fetal attachment during the course of a subsequent pregnancy: An exploratory follow-up study. Journal of Psychosomatic Obstetrics and Gynecology. 2006; 27: 173 - 182.
32. Hedrick J. The lived experience of pregnancy while carrying a child with a known, nonlethal congenital abnormality. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 2005; 34: 732 - 740.
33. Mercer R.T., Ferketich S. Experienced and inexperienced mothers' maternal competence during infancy. Research in Nursing and Health. 1995; 18: 333 - 343.
34. Zimerman A., Doan H.M. Prenatal attachment and other feelings and thoughts during pregnancy in three groups of pregnant women. Journal of Prenatal and Perinatal Psychology and Health. 2003; 18: 131 - 148.
35. Yarcheski A., Mahon N., Yarcheski T., Hanks M., Cannella B. A meta-analytic study of predictors of maternal-fetal attachment. International Journal of Nursing Studies. 2009; 46: 708 - 715.
36. Alhusen J.L. A literature update on maternal-fetal attachment. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 2008; 37: 315 - 328.
37. Cannella B. Maternal-fetal attachment: an integrative review. Journal of Advanced Nursing. 2008; 50(1): 60 - 68.
38. Van den Bergh B., Simons A. A review of scales to measure the mother-foetus relationship. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2009; 27, No. 2: 114 - 126.
39. Wilson M.E., White M.A., Cobb B., Curry R., Greene D., Popovich D. Family dynamics, parental-fetal attachment and infant temperament. Journal of Advanced Nursing. 2000; 31: 204 - 210.
40. Fuller S.G., Moore L.R., Lester J.W. Influence of family functioning on maternal-fetal attachment. Journal of perinatology. 1993; 13 (6): 453 - 460.
41. Salisbury A., Law K., LaGasse L., Lester B. Maternal-fetal attachment. The Journal of the American Medical Association. 2003; 289: 1701.
42. Hjelmstedt A., Widström A.-M., Collins A. Prenatal attachment in Swedish IVF fathers and controls. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2007; 25: 296 - 307.
43. Maas J., Vreeswijk Ch., Braeken J., Vingerhoets A., Van Bakel H. Determinants of maternal fetal attachment in women from a community-based sample. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2014; 32, No. 1: 5 - 24.
44. Mikulincer M., Florian V. Maternal-fetal bonding, coping strategies, and mental health during pregnancy - The contribution of attachment style. Journal of Social and Clinical Psychology. 1999; 18: 255 - 276.
45. Priel B., Besser A. Adult attachment styles, early relationships, antenatal attachment, a perception of infant temperament: A study of first-time mothers. Personal Relationships. 2007; 291 - 310.
46. Van Bussel J.C.H., Spitz B., Demyttenaere K. Reliability and validity of the Dutch version of the Maternal Antenatal Attachment Scale. Archives of Women's Mental Health. 2010; 13: 267 - 277.
47. Huth-Bocks A.C., Levendosky A.A., Bogat G.A., Von Eye A. The impact of maternal characteristics and contextual variables on infant-mother attachment. Child Development. 2004; 75: 480 - 496.
48. Bouchard G. The role of psychosocial variables in prenatal attachment: an examination of moderational effects. Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2011; 29, No. 3: 197 - 207.
49. Mercer R.T., Ferketich S., May K., DeJoseph J., Sollid, J. Further exploration of maternal and paternal foetal attachment. Research in Nursing and Health. 1988; 11: 83 - 95.
50. Damato E.G. Predictors of prenatal attachment in mothers of twins. Journal of Obstetric, Gynecologic and Neonatal Care. 2004; 33: 436 - 445.
51. Gaffney K.F. Maternal-fetal attachment in relation to self-concept and anxiety. Maternal-Child Nursing journal. 1986; 15 (2): 91 - 101.
52. Hart R., McMahon C.A. Mood state and psychological adjustment to pregnancy. Archives of Women's Mental Health. 2006; 9: 329 - 337.
53. McFarland J., Salisbury A., Battle C., Hawes K., Halloran K., Lester B. Major depressive disorder during pregnancy and emotional attachment to the fetus. Archives of Women's Mental Health. 2011; 14(5): 425 - 434.
54. Lindgren K. Relationships among maternal-fetal attachment, prenatal depression, and health practices in pregnancy. Research in Nursing and Health. 2001; 24: 203 - 217.
55. Lindgren K. A comparison of pregnancy health practices of women in inner-city and small urban communities. Journal of Obstetric, Gynecologic, and Neonatal Nursing. 2003; 32: 313 - 321.
56. Hjelmstedt A., Widström A. M., Collins A. Psychological correlates of prenatal attachment in women who conceived after in vitro fertilization and women who conceived naturally. Birth. 2006; 33: 303 - 310.
57. Curry M.A. Maternal behaviour of hospitalized pregnant women. Journal of Psychosomatic Obstetrics and Gynecology, 1987; 7: 165 - 182.
58. Feldman J.B. The effect of support expectations on prenatal attachment: An evidencebased approach for intervention in an adolescent population. Child and Adolescent Social Work Journal. 2007; 24: 209 - 234.
59. Filippova G.G. Psihologicheskaya gotovnost' k materinstvu. Hrestomatiya po perinatal'noj psihologii: psihologiya beremennosti, rodov i poslerodovogo perioda. Moskva: URAO, 2005: 62 - 65.
60. Dobryakov I.V. Perinatal'naya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2010.
61. Brutman V.l., Varga A.Ya., Hamitova I.Yu. Vliyanie semejnyh faktorov na formirovanie deviantnogo povedeniya materi. Psihologicheskij zhurnal. 2000; 2: 79 - 87.
62. Savenysheva S.S. Osobennosti supruzheskih otnoshenij i otnoshenij k rebenku v period beremennosti. Vestnik SPbGU. Seriya 12. 2010; Vyp. 4: 105 - 111.
63. Brutman V. I., Filippova G. G., Hamitova I. Yu. Dinamika psihologicheskogo sostoyaniya zhenschin vo vremya beremennosti i posle rodov. Voprosy psihologii. 2002; 1: 59 - 68.
64. Volkova V.V. Psihologicheskieosobennostiotnosheniyakmaterinstvumaterej-podrostkov.Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Petropavlovsk-Kamchatskij, 2005.
Статья поступила в редакцию 20.12.16