Научная статья на тему 'Боевой дух как предмет психологического исследования'

Боевой дух как предмет психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1195
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / SPIRIT / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / СТРАХ СМЕРТИ / FEAR OF DEATH / БОЕВОЙ ДУХ / FIGHTING SPIRIT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рукавишников Артур Владимирович, Артемьев Артем Александрович, Кащеева Александра Викторовна

В статье рассматривается вопрос пересмотра предмета психологических исследований, в том числе предмета военно-психологических исследований; представлен анализ научно-психологических подходов к понятиям «дух», «духовность», «боевой дух», «морально-психологическое состояние»; рассмотрен страх смерти как особый вид человеческого страха; представлены результаты экспертного опроса сотрудников специальных подразделений; впервые в науке представлена концепция боевого духа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fighting spirit as a subject psychological research

The article deals with the question of the revision of the subject of psychological research, including the subject of military-psychological research; presents an analysis of scientific and psychological approaches to the concepts of "spirit", "spirituality", " fighting spirit", "morale"; the fear of death as a special kind of human fear; presents the results of an expert survey of employees of special units; for the first time in science the concept of fighting spirit.

Текст научной работы на тему «Боевой дух как предмет психологического исследования»

Статистически значимые различия выявлены по вопросу «Роль мужчины в Вашей жизни», осужденные женщины за корыстные преступления отметили такие качества как богатство (0,05), следовательно, для осужденных женщины за убийство данный факт для них не значим.

Выводы. Представления о роли мужчины в жизни осужденных женщин разделилась следующим образом, меньшая часть осужденных женщин за убийство отмечают роль мужчины похожего на брата или отца, тогда как идеал мужчины для осужденных женщин за корыстные преступления ассоциируется с образом мужа и созданием семьи.

Литература:

1. Огурцова А.М. Образ идеального мужчины в представлении современных девушек 18-20 лет / Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 85-86.

Психология

УДК 159.9

психолог подразделения Рукавишников Артур Владимирович

Приволжский округ войск национальной гвардии (г. Нижний Новгород); психолог подразделения Артемьев Артем Александрович Приволжский округ войск национальной гвардии (г. Киров); аспирант Кащеева Александра Викторовна

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород) БОЕВОЙ ДУХ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос пересмотра предмета психологических исследований, в том числе предмета военно-психологических исследований; представлен анализ научно-психологических подходов к понятиям «дух», «духовность», «боевой дух», «морально-психологическое состояние»; рассмотрен страх смерти как особый вид человеческого страха; представлены результаты экспертного опроса сотрудников специальных подразделений; впервые в науке представлена концепция боевого духа.

Ключевые слова: дух, духовность, страх смерти, боевой дух.

Annotation. The article deals with the question of the revision of the subject of psychological research, including the subject of military-psychological research; presents an analysis of scientific and psychological approaches to the concepts of "spirit", "spirituality", " fighting spirit", "morale"; the fear of death as a special kind of human fear; presents the results of an expert survey of employees of special units; for the first time in science the concept of fighting spirit.

Keywords: spirit, spirituality, fear of death, the fighting spirit.

Введение. Реформирование Вооруженных Сил и силовых структур, которое можно наблюдать на современном этапе - это естественный процесс самообновления системы. Процесс преобразований, как правило, затрагивает все стороны жизнедеятельности и функционирования системы. Меняется система комплектования, перевооружение, система боевой подготовки и т.д. Система психологического обеспечения оставалась и остается неизменна.

Цель данной статьи рассмотрение понятия «боевой дух», как предмета военно-психологических (психологических) исследований.

Изложение основного материала статьи. Одной из главных методологических проблем любой науки является ее научный предмет. Историю психологии как науки можно рассмотреть через призму поиска предмета ее исследования. На разных этапах развития истории человечества ученые по-разному представляли себе предмет психологии. Самым первым предметом психологии, развивавшейся в русле философских учений, была душа. В эпоху Нового времени взгляды учёных сменились новым предметом психологии - сознанием. В период становления психологии как науки, с середины 19 века, предметом исследования стала психика. На современном этапе развития психологии предметом исследования можно считать закономерности возникновения, становления и развития психики [13].

Академик РАО В.П. Зинченко в своих научных трудах отмечал, что психологи в настоящее время убрали из предмета своих исследований душу человека [6]. Однако утверждал, что: «Психология, надеюсь, станет наукой не об отсутствии, а о присутствии духа и души» [7, С. 36]. Ученый предлагает рассматривать предметом психологических исследований душу и тело. По мнению автора душа и тело, в последующем, станут полноценными и полноправными предметами психологического исследования [8].

Э.П. Утлик в своей статье, посвящённой предмету психологической науки, утверждает: «На мой взгляд, все исторические манипуляции с предметом психологии ничего не меняют: за всеми преобразованиями и переименованиями просматривается все та же душа» [17, С. 20].

21 век характеризуется бурным развитием научно-технического прогресса. А развивается ли сам человек в данных условиях? В гонке за развитием машин человек забывает о самом главном и таинственном, о себе самом.

Психология духовности переживает новый этап своего развития, этап повышенного интереса со стороны науки и практики, обусловленный повышением роли «человеческого фактора», ядро которого, по словам учёного В.А. Пономоренко, связано с личностью [16]. Автор пишет: «Личность, в свою очередь, начинается тогда, когда она начинает мыслить нравственными категориями добра и зла» [16, С. 77].

Современные тенденции развития общественных процессов характеризуются противоречием между предлагаемым спектром возможностей и отсутствием крепких жизненных ориентиров. Не зря одна из бед 21 века - мировой терроризм, основана именно на данных утверждениях.

Душа и дух понятия близкие по смыслу, но не тождественные. Душа - это внутренний мир человека, являясь переходным элементом между телом и духом, представлен в виде моста от тела к духу, где дух стоит особняком над телом и душой [19].

В философском энциклопедическом словаре дух представлен как высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного

преображения действительности, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей [20, С. 178-179].

В.И. Слободчиков считает, что дух связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, со всем человеческим родом во всем развороте его культурного и исторического бытия. Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни. Автор пишет: «Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии. Только духовность может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы» [19, С. 337].

В.А. Пономаренко рассматривает дух как категорию культурологическую, мировоззренческую. Исследуя «дух» летного состава автор считает, что он связан с психологической защитой летчика от ожидания гибели, подспудного страха, угрозы психического истощения. По его словам, если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасных профессиях [16, С. 200].

В военной науке одной из проблем является анализ соотношения роли развития боевой техники и боевого духа. Что первичнее?

Понятие «боевой дух» с точки зрения житейской психологии является понятным, часто употребляемым словосочетанием, значение которого легко представляется в виде ассоциаций, образов, лозунгов, предметов, сюжетов кинофильмов, выражений. Проявления боевого духа описаны в произведении «Слово о полку Игореве», в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Так, например М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» хорошо показал стойкость и выдержку главного героя Андрея Соколова. Выражение боевого духа легко наблюдать на страницах Советской музыки периода Великой Отечественной войны: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...». Демонстрация духа находит яркое воплощение в бессмертном подвиге 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В. Панфилова, девиз которых - быть всегда героями. На Олимпийских играх в Афинах в 2004 году Российский дзюдоист Дмитрий Носов в полуфинальном бою получил перелом руки. Он имел право отказаться от финальной схватки за медаль, но решил идти до конца -и все же выиграл награду для страны. К счастью, примеров проявления боевого духа в нашей истории много.

По мнению Британского военного священника Н. Коупленда, боевой дух является реакцией человека на страх. На протяжении всей своей жизни человек пребывает в состоянии страха. Он боится нужды, боли, смерти. В детские годы его учат бояться темноты, огня, болезни, автомобилей, острых предметов, огнестрельного оружия, полицейских, желтокожих, краснокожих, чернокожих, слепых, бородатых и хромых, учат бояться собак, львов, тигров, медведей, слонов и т. д. В период ведения войны человека захлестывает новая волна страха: перед поражением, неопределенностью, лишениями, убытками, ранением и т. д. Автор считает, что военнообязанный, независимо от желания и энтузиазма, с которым он идет на службу, несет с собой страх перед неизвестным [11].

Наука на протяжении многих столетий аккумулировала огромное количество знаний в области страха смерти. Известный социолог и антрополог Э. Беккер считает, что страх смерти проявляется в структуре человеческого характера, являясь системой его защиты [4].

Психолог В. Франкл говорит о том, что смерть является частью жизни, поэтому в ней необходимо обнаружить смысл. Он пишет: «как жить, так и умирать человек должен осмысленно» [21, С. 151].

Философ М. Хайдеггер писал: «Смерть вызывает тревогу, потому что затрагивает самую суть нашего бытия. Но благодаря этому происходит глубинное осознавание себя. Смерть делает нас личностями» [4, С. 312].

Теолог П. Тиллих страх смерти ассоциирует с «экзистенциональной тревогой». Он пишет, что: «экзистенциальная тревога - это экзистенциальное осознание своего небытия, иными словами, осознание возможности и неустранимости смерти. Идея смерти не передается через знания. Смерть у каждого своя. Не существует смерти общей, как общей категории» [1, С. 13-17].

А.А. Баканова в своей статье предлагает рассмотреть страх смерти с позиции системного описания 5 аспектов: «антропологический аспект (может быть представлен во всем многообразии проявлений страха смерти в норме и патологии на протяжении истории человечества и жизни отдельного человека); гносеологический аспект страха смерти (может быть раскрыт через проблему его биологической или социальной детерминации, а также изучение осознаваемых и неосознаваемых компонентов); аксиологический аспект страха смерти (может быть рассмотрен через его направленность и содержательные компоненты, отражающие базовые ценности личности); праксеологический аспект (может отражать различные способы совладания со страхом смерти); онтологический аспект (может быть рассмотрен как интегральный, характеризующий значение страха смерти для развития человека и становления его личности)» [3, С. 14].

По мнению врача-психотерапевта С.А. Белорусова, человек начинает жить подлинной жизнью, лишь осознанно принимая неотвратимость смерти. Автор разделяет три смерти человека: биологическую (прекращение физиологических функций организма), социальную (непоправимая утрата своего места в обществе), духовную (отвержение себя, мира и Бога, равнодушное или презрительное оскорбление Источника жизни). Он считает, что смысл смерти заключается в его преодолении, которая преодолевается любовью. Автор пишет: «Сознание смерти, принятие и преодоление этого страха - это призыв любви, призыв следовать за Христом, Который Сам есть Любовь» [4, С. 323].

Исследования Американского врача-психиатра Р. Моуди показали то, что большинство людей, которые пережили клиническую смерть, способны сохранять значительно больше спокойствия и достоинства перед лицом смерти, чем люди, не имевшие такого опыта [15].

Военный психолог Е.С. Сенявская пишет, что отношение к смерти на войне становится частью повседневного быта. Для тех, кто научился убивать, кто ежечасно видит гибель других и может погибнуть сам, человеческая жизнь обесценивается [18].

Проведенное эмпирическое исследование военным психологом Л. И. Габдулиной, свидетельствует о том, что опыт участия в боевых действиях снижает страх смерти, уменьшает обеспокоенность физическими изменениями, болью и стрессом, связанными с ней [5].

По мнению военного психолога А.Г. Караяни, задача военной психологии состоит в том, чтобы трансформировать страх и превратить его в боевой психологический ресурс, поскольку именно благодаря страху человек способен превратиться в настоящего бойца [18].

Наряду с распространенностью житейского понимания выражения «боевой дух», его научное определение отсутствует. Анализ научно-литературных источников показывает, что психологических исследований посвященных ему не выявлено.

Чаще всего понятие «боевой дух» встречается в науках, связанных с военной деятельностью. Военная наука, являясь одной из древнейших сфер человеческой деятельности, на протяжении многих столетий доказывает то, что дух солдат может стать определяющим фактором в исходе войны. Так, в современной теории и практике Вооруженных Сил РФ понятие «боевой дух» отождествляется с другим, смежным понятием «морально-психологическое состояние».

«Морально-психологическое состояние выражает степень мобилизованности и настроенности психологии, духовных возможностей военнослужащих подразделения, части на решение поставленных задач, на средства и способы их выполнения» [10, С. 184].

Боевой дух связан с духовностью. Боевой дух и духовность понятия гомогенные, которые имеют одну природу происхождения.

Д. А. Леонтьев духовность предлагает рассматривать как высший уровень человеческой саморегуляции [12].

H. В. Марьясова утверждает, что духовность является принципом саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Автор считает, что самореализация и развитие духовного Я субъекта начинается тогда, когда он осознает необходимость определения для себя того, как он конкретно должен понимать общечеловеческие духовные ценности -истину, добро, красоту [14].

Феномен духовности личности, по мнению Н. А. Буравлевой, тесно связан с проблемой самореализации, самоактуализации личности [2].

В исследованиях И.М. Ильичевой понятие «духовность» употребляется с различных позиций: как выражение сущности человека, как психологическое качество субъекта достигшего определенного уровня развития, как принцип жизнедеятельности и специфическая активность, направленная на самопознание и саморазвитие. Исходя из этого, автор выделяет три уровня определения духовности: общефилософский, специально-психологический, конкретно-психологический. Общефилософский уровень рассматривает духовность как отражение идеального в контексте собственной жизнедеятельности. Специально-психологический уровень определяет духовность как отражательно-информационное сущностно-потенциальное и функционально-динамическое качество субъекта, проявляющееся в отражении экзистенциальных ценностей в рамках собственной жизни и реализующее себя в поисках ее смысла, самоактуализации и ответственности как необходимости. Конкретно-психологический уровень определяет духовность как осознанную потребность самопознания Основными формами проявления духовности ученый считает поиск смысла жизни, самоактуализацию и ответственность. Главными критериями духовности, по мнению автора, являются приоритетный интерес к основам человеческого Бытия и стремление реализовать и познать свой жизненный потенциал, рефлексия [9].

Для изучения психологического содержания понятия «боевой дух», мы обратились к методу экспертной оценки. В качестве экспертов выступили 97 сотрудников подразделений специального назначения. Задача исследования заключались в определении психологических характеристик боевого духа, форм проявления боевого духа, выявлении антагонистических понятий.

Карта экспертного опроса включала в себя следующие открытые вопросы: 1) блок общих вопросов: занимаемая должность, вероисповедание, выслуга лет (общая), выслуга (в подразделении специального назначения), возраст, наличие государственных наград; 2) блок специальных вопросов: мотив выбора профессии, в т.ч. подразделения специального назначения, понимание сотрудниками понятия «боевой дух», ассоциации с понятием «боевой дух», личностные характеристики, которые связаны с боевым духом, антагонистические понятия боевого духа, оценка сущностной близости понятий: храбрость, мужество, героизм.

В результате контент-анализа экспертной оценки понятия «боевой дух» получены следующие результаты:

I. Боевой дух относится к классу психических состояний. Об этом свидетельствуют следующие ответы на вопрос «Что такое боевой дух?»: уверенность в своих духовных и физических силах; настроение коллектива; внутренняя сила, готовность и нацеленность на победу; желание служить своей Родине не смотря на трудности и тяготы; уверенность в себе, уверенность в победе; любовь к Родине и патриотизм.

2. Боевой дух является личностным образованием, которое приобретается в ходе обучения (боевой подготовки) - 33%; в процессе воспитания -12,3%.

3. Мотивами выбора профессии респонденты считают внутренние мотивы выбора - 69%, из них: общественная значимость профессии (долг перед Отечеством, народом, семьей) - 50,5%; личная значимость профессии (самоутверждение, дело настоящих мужчин) - 18,5%. Внешние мотивы выбора - 33%, из них: престижность профессии - 21,6%; хороший заработок - 9,2%; возможность продвижения по службе (карьера) - 2%.

4. Понятие боевого духа сотрудники связывают с волевыми характеристиками личности - 95,8%; ценностно-смысловыми характеристиками - 35%; социально-психологическими характеристиками служебного коллектива - 22,6%.

5. Ассоциации понятия «боевой дух» связывают с образом войны - 91,7%; спортивными состязаниями

- 7,2%.

6. К основным качествам личности обладающей боевым духом сотрудники относят мужество - 48%; готовность к самопожертвованию - 38%; целеустремленность - 30%; решительность - 27%; волю к победе -25%; храбрость - 23%; смелость - 21%; отвагу - 19%; стойкость - 18%; уверенность в себе - 18%.

7. Антагонистическими понятиями по отношению к категории «боевой дух» респонденты относят трусость - 79%; панику - 53%; «душевную слабость» - 39%; нерешительность - 33%; отсутствие веры в себя

- 31%; разубежденность - 22%.

Анализ литературных источников и результаты проведенного исследования позволили сделать следующие концептуальные выводы. Боевой дух (в широком смысле) - это состояние готовности организма адаптироваться к воздействию негативных факторов, угрожающих жизни (качеству жизни) организма в целях выполнения собственного предназначения. Боевой дух (в узком смысле) - это психическое состояние личности, возникающее в ходе воздействия стрессовой ситуации, проявляющееся в эмоциональной реакции на страх, способности терпеть и преодолевать трудности, основанное на чувстве долга и самопожертвовании в целях выполнения воинского долга. Психологическим содержанием боевого духа является стрессоустойчивость, сила воли, наличие чувства долга и готовности к самопожертвованию. Пусковым механизмом к формированию боевого духа является влияние стресса на организм, воспринимаемый им как «страх». Условия возникновения боевого духа является физиологические предпосылки индивида, психологические качества личности (воина), его духовно-нравственное развитие. Формами проявления боевого духа являются: храбрость, мужество, героизм. Проявление храбрости характеризуется типом реагирования организма на страх, проявлением инстинкта самосохранения. Необходимым условием проявления храбрости - присутствие объекта страха. Храбрость является ситуационным качеством личности, которое связано с эмоциональной сферой. Мужество представлено исключительно волевым началом, направленное на преодоление трудностей и способности терпеть. Страх переносится из области бессознательного в область сознания. Присутствие объекта страха не обязательно. Является не ситуационным качеством. Героизм характеризуется как духовно-нравственное поведение, заключающееся в совершении подвига. Базируется на чувстве долга. Боевой дух может быть индивидуальным, а может суммироваться в групповой или коллективный. Компоненты боевого духа: физиологический (эмоционально-поведенческий); психологический (волевой); социальный (нравственный). Функции боевого духа военнослужащего выполнение воинского долга, обеспечение боевой готовности подразделения.

Литература:

1. Астапов В.М. Тревога и тревожность: Хрестоматия. - Спб.: Питер, 2001. - 300 с.

2. Буравлева Н. А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 12. - С. 189-193.

3. Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно-историческая психология. - 2015. -Т. 11, № 1. - С. 13-23.

4. Белорусов С.А. Психология страха смерти // Альманах «Альфа и Омега». - 1997. - № 14. -С. 308-324.

5. Габдулина Л. И. Отношение к смерти военнослужащих, участвовавших и не участвовавших в боевых действиях // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - №10-3. - С. 152-155.

6. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Гуманитарные науки: теория и методология. // Знание. Понимание. Умение - 2005. - № 3. - С. 151-169

7. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштампа и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. - М.: Новая школа, 1997. - 336 с.

8. Зинченко В.П., Подорога В.А. О человеческой душе и плоти // Научно-философские диалоги // Знание. Понимание. Умение.- 2005. - № 1. - С. 34-43

9. Ильичева И. М. Психология духовности: автореф. дис...докт.психол. наук. - СПБ., 2003. - 52 с.

10. Каширин В.П. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения, части (корабля) / Военная психология: методология, теория, практика под ред. Корчемного П.А. - М., 2010.-340 с.

11. Коупленд Н. Психология и солдат / Пер. с англ. А. Т. Сапронова и В. М. Катеринича. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1991. - 96 с.

12. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии. Изв. Таганрогского гос.радиотехн. ун-та. 2005. № 7. С. 16-21.

13. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.

14. Марьясова Н. В. Духовность личности как социокультурный феномен // Психология человека в современном мире. Т. 6 - М.: Инст псих. РАН, 2009. - С. 77-85.

15. Моуди Р.А. Жизнь после жизни. По ту сторону смерти. - М.: 2003 - 232 с.

16. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: МО РФ, 2000. - 245 с.

17. Психология служения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции психологов силовых структур / Военный университет МО РФ: ред. А.Г. Караяни, В.Я. Гожиков, С.И. Данилов, А.В. Мымрин. - М.: ВУ, 2017. - 321 с.

18. Психология страха // Материалы конференции психологов силовых структур. - М.: ВУ МО РФ, 2014. - 254 с.

19. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие. - М.:Школа-Пресс,1995. - 384 с.

20. Философский энциклопедический словарь под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. - М.: Совет. Энцикл., 1983. - 840 с.

21. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем., Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

Психология

УДК: 159.922, 316.47

кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург); инженер-исследователь Савина Евгения Михайловна Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЕГО РАЗВИТИЯ У МУЖЧИН В СВЯЗИ

С СУПРУЖЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ53

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей и взаимосвязи отношения к ребенку и супруге у мужчин в период ожидания рождения ребенка. В исследовании приняло участие 67 мужчин, проживающих в г. Санкт-Петербург, в возраст от 22 до 56, состоящих в браке, с разным образовательным статусом. Методики: биографическая анкета, опросник удовлетворенности браком Ю.Алешиной, Шкала отцовской пренатальной привязанности Дж. Кондона, Опросник PARI (Е.С. Шеффер, Р. Белла); проективная методика «Рисунок семьи», Цветовой тест отношений. Исследование подтвердило гипотезу о том, что качество супружеских отношений является предиктором отношения мужчин к ребенку в пренатальный период его развития. Наиболее тесно связан с показателями отношения к ребенку параметр удовлетворенности браком.

Ключевые слова: удовлетворенность браком, отношение к будущему ребенку, отношение к беременности, пренатальная привязанность, супружеские отношения.

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities and relation of the attitude to the child and the wife in men in the period of expectation of the birth of the child. The study involved 67 men who live in St. Petersburg, at the age of 22 to 56, married, with different educational status. Methods: a biographical questionnaire, a marriage satisfaction questionnaire by Yulia Aleshina, Paternal antenatal attachment scale of J. Condon, a PARI questionnaire (E.S. Scheffer, R. Bell); projective method "Family drawing", Color test of relations. The study confirmed the hypothesis that the quality of marital relations is a predictor of the relationship of men to the child in the prenatal period of its development. The marriage satisfaction is most closely related with the indicators of the attitude toward the child.

Keyword: marital satisfaction, the attitude to the unborn baby, attitude to the pregnancy, prenatal attachment, marital relationship.

Введение. Анализ современных отечественных публикаций в области психологии отцовства показал, что в настоящее время тема «психология отцовства» находится на этапе скорее теоретического осмысления, чем эмпирического исследования, в противовес психологии материнства, которая последние десятилетия активно разрабатывается как теоретически, так и экспериментально: а также в прикладном плане - с точки зрения разработки различных программ сопровождения материнства.

При этом проблема отцовства изучается чаще всего, как один из элементов других феноменов, не являясь по существу предметом изучения. Самостоятельно феномен отцовства предметом изучения ни в рамках детской, ни в рамках семейной психологии не выступает [3].

Анализ зарубежных публикаций показывает, что за последние 30 лет резко возросло количество исследований в области отцовства. Зарубежные исследователи подчеркивают проблему недостаточной разработанности методологических подходов и методов к исследованию отцовства [17].

В наименьшей степени тема отцовства изучена на наиболее раннем этапе его становления - в период ожидания рождения ребенка. Психологами отмечается, что в пренатальный период отцы, в отличие от матерей, в меньшей степени вовлечены в отношения с ребенком, и развитие их отношений в большей степени начинаются уже после его рождения. Однако, современные исследования показывают, что пренатальная привязанность к ребенку возникает не только у матерей, но и отцов [11-16, 19, 22], и отношение к ребенку до его рождения тесно связано с отношением к ребенку после его рождения [14].

В перинатальной психологии отношение к ребенку у мужчин рассматривается в рамках концепции психологической готовности к отцовству.

Анализ понятия «отцовство» показал, что оно большинством авторов рассматривается как взаимодействие ребенка и мужчины [2, 4, 10]. Некоторые исследователи подчеркивают, что отцовство является одним из важных условий развития ребенка и личности самого отца [3, 10]. Кроме того, предполагается переход к отцовству через преодоление мужчиной личностного кризиса, связанного с принятием своих чувств, самоконтроля, в целом проблемой осознания себя отцом [1, 5, 9]. Т.о., отцовство -это интегральное психологическое образование личности отца, которое включает в себя осознание родственной связи с детьми и чувства, принятие и исполнение родительской роли, а также способствующие самореализации, саморазвитию и самоутверждению личности отца. Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью: представлений об отцовстве, то есть знаний о его роли в воспитании детей и своих функций; всех аспектов личности; оценки собственной готовности стать отцом, то есть готовность принять ответственность за благополучие и жизнь другого человека, ребенка на себя.

В зарубежной психологии отношение отца к будущему ребенку рассматривается в рамках концепции пренатальной привязанности. В соответствии с ростом интереса к отцовству M. Cranley и J. Condon выдвинули гипотезу, что в дополнение к материнско-эмбриональной связи существует процесс привязанности между родителями и плодом [13, 22]. К настоящему времени было проведено несколько сравнительных исследований материнского и отцовского отношения к ребенку в пренатальный период его развития, результаты которых обнаружили некоторые противоречия. Так, в некоторых из них не было обнаружено различий в привязанности матерей и отцов к будущему ребенку [23]. При адаптации методики диагностики отцовской пренатальной привязанности M. Cranley обнаружила, что мужчины демонстрируют более высокие показатели, чем женщины по шкалам «Дифференциация Я», «Принятие роли», в то время как

53 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития» № 16-06-00392, 2016-2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.