Научная статья на тему 'О духовности человека и возвращении понятия души в психологию'

О духовности человека и возвращении понятия души в психологию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУША / ДУХ / ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ / SPIRITUALITY / SOUL / SPIRIT / OBJECT AND SUBJECT OF PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна, Дунаева Наталья Ивановна, Бурова Екатерина Алексеевна

В статье рассматриваются и систематизируются теоретические подходы к понятиям духовность, дух, душа в психологической науке. Проведен анализ категорий объекта и предмета психологии. В статье поставлен вопрос об актуальности понятия души как предмета психологии и о психологии как о человекоцентрированной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SPIRITUALITY OF HUMAN AND THE RETURN OF THE CONCEPT OF THE SOUL TO PSYCHOLOGY

The article considers and systematizes theoretical approaches to the concepts of spirituality, spirit, soul in psychological science. The analysis of the categories of the object and the subject of psychology is carried out. The article poses the question of the relevance of the concept of the soul as an object of psychology and of psychology as a person-centered science.

Текст научной работы на тему «О духовности человека и возвращении понятия души в психологию»

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Маркелова Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Дунаева Наталья Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); психолог Бурова Екатерина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

О ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ВОЗВРАЩЕНИИ ПОНЯТИЯ ДУШИ В ПСИХОЛОГИЮ

Аннотация. В статье рассматриваются и систематизируются теоретические подходы к понятиям духовность, дух, душа в психологической науке. Проведен анализ категорий объекта и предмета психологии. В статье поставлен вопрос об актуальности понятия души как предмета психологии и о психологии как о человекоцентрированной науке.

Ключевые слова: духовность, душа, дух, объект и предмет психологии.

Annotation. The article considers and systematizes theoretical approaches to the concepts of spirituality, spirit, soul in psychological science. The analysis of the categories of the object and the subject of psychology is carried out. The article poses the question of the relevance of the concept of the soul as an object of psychology and of psychology as a person-centered science.

Keywords: Spirituality, soul, spirit, object and subject of psychology.

Введение. Современные мировые реалии и вызовы ставят перед человеком задачи, решение которых связано с формированием разнообразных компетенций, повышающих его конкурентоспособность среди других людей. Маркером конкурентоспособности и успешности человека становится количество денежных средств и материальных благ. В связи с этим одной из особенностей нашего времени является гипертрофированное стремление человека к росту материального благосостояния, смещение акцента с духовного развития на материальное обогащение.

Духовные ценности уходят на второй план, уступая место материальным, которые становятся системообразующими в иерархии мотивов человека. Экономический прагматизм, приоритет материальных ценностей над духовными порождает ряд глубоких разноуровневых проблем современного «общества потребления»: от экзистенциального кризиса отдельного человека до психологической деградации всего человечества. Их решение лежит в плоскости таких понятий как духовность, дух и душа.

Целью статьи является анализ концептуальных подходов к разработке понятий духовность, дух и душа в психологической науке.

Изложение основного материала статьи. Духовность человека является одной из актуальных междисциплинарных научных проблем. В философии под духовностью понимается качественная характеристика сознания. Духовность характеризуется познанием личностью своей внутренней природы, переживанием единства внешнего и внутреннего, способностью создавать свой внутренний мир. Духовность рассматривается как процесс и результат приобщения к культуре и знаниям, как постижение смысла знаний и культуры для осознания своей телесно-духовной сущности (И.Н. Степанова, 2006).

В социологии духовность трактуется как совокупность нравственных и интеллектуальных интересов, имеющих основную значимость для личности или общества. Суть духовности в формировании их ценности и смысла. Духовность характеризует творческие способности человека и его действия с чем-то внеличностным (Е.В. Викторова, 2010).

В теологических науках духовность рассматривается в высших силах божественной либо демонической природы, которые проявляются в человеческих поступках. В этом смысле духовность - высший уровень развития сознания человека, возвращающий его к Богу. Поскольку духовная сфера человека включает вопросы веры, поэтому рассматривать человека и духовность как отражение глубинной сущности человека нужно обязательно в синтезе психологии и религии (Б.С. Братусь, 1997). Рассматривая душу через религиозный конструкт, а личность связывая с духовной областью, внимание обращается на неразрывную связь психологических проблем с духовностью личности (Е. Еротич, 2009). При рассмотрении духовных проблем человека необходимо принимать за основу богословское обоснование личности. Духовный человек без болезненного насилия над собой ведет непрерывный самоконтроль, наблюдая за своей жизнью и осмысляя ее. Противостоять проблемам может «сильная» сторона Я, которая хранит в себе пережитые ценности, в этом случае они представляют собой «моральный резерв» для разрешения будущих конфликтов.

Пространство духовного бытия - особое, не имеющее физических координат. Смысл бытия отдельного человека и человечества не имеет эквивалентов в пространственных измерениях: эти явления одновременно принадлежат внутреннему и внешнему пространству личности исоциума. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев изучают феномен человека как душевную и духовную реальность [11]. Особенностью человека является наличие жизни внешней, наблюдаемой окружающими и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Человеческий субъективный мир - мир сознания и самосознания. Предметом сознания является человек, его поведение, действия и субъективный опыт. При этом сознание приобретает форму самосознания, человек выходит за пределы самого себя, чувственного опыта и обыденности, открывает смысл своих действий и поступков.

Со смысловой сферой личности связана совесть, которая указывает на подлинный мотив того или иного поступка человека и его смысл. Если человек совершает поступок, который противоречит его нравственными принципам, то он может испытывать муки совести. Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и

переживания, совесть - это и есть проявления духовности, которые являются глубинной сутью человека как родового существа.

Д.А. Леонтьев трактует феномен духовности, включая в данную категорию понятия ответственности и свободы как определенный способ существования человека [6]. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей и личностных ценностей приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей. Принятие решений зрелой личностью - это свободный личностный выбор среди нескольких альтернатив, который вне зависимости от его исхода обогащает личность и позволяет строить многовариантные модели будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его. Таким образом, духовность имеет тесную взаимосвязь с понятиями ответственности и свободы.

Б.С. Токарева рассматривает духовность человека как психологическую сущность, которая определяет отношение самого человека к окружающей действительности. Автором отмечается, что категория духовности - не моральная, а нравственная [12]. Духовность направлена к внутренним субъективным чувствам и переживаниям человека. Ориентируясь на духовный опыт Богопознания и не возводя нравственные принципы в закон, а осмысляя и принимая их, человек способен решать смысложизненные проблемы. Ориентация и установки человека, не базирующиеся на духовных и нравственных основах, могут быть предпосылкой бездуховности.

В.А. Пономаренко отмечает, что духовность является системообразующей характеристикой личности профессионала [10]. С духовности начинается профессиональная надежность, которая обеспечивается исполнительностью в соответствии с жестко заданными алгоритмами и нормативами исполнения деятельности. Характерной особенностью духовности является мораль подвижничества, для которой на первом месте стоит долг как результат взаимоотношений со своей совестью, а не самосохранение.

В контексте проблемы духовности профессионала Т.В. Маркелова подчеркивает, что духовность проявляется в добровольном исполнении норм нравственности при выполнении поставленных задач и связана с такими составляющими, как эмоционально-ценностное отношение к профессиональной деятельности, волевая регуляция, интеллектуальная лабильность [7]. Автор говорит, что личность является ядром профессионализма, интеллект - профессиональным важным качеством, духовность - генерирующей опорой [8].

Рассматривая проблему формирования профессионализма, С.И. Зинин обращает внимание на то, что его достижение связано с глубокими личностными качествами и духовно-нравственными характеристиками [4]. Духовность - системное качество, объединяющее главные цели человека, его нравственные ориентации и принципы. Данное качество определяет уровень свободы личности, ответственности и трансцендентности. Духовность может отличать профессионала от специалиста при принятии и реализации в общении с людьми общечеловеческих нравственных ценностей.

Исследуя психологию духовности И.М. Ильичева рассматривает данный феномен как разноуровневое понятие. В широком смысле, на общефилософском и общепсихологическом уровнях духовность определяется сущностным качеством человека, проявляющемся в отражении идеального в контексте жизнедеятельности субъекта. В узком смысле, на конкретно-психологическом уровне духовность рассматривается как процесс самопознания, связанный с приобретением культурных и эстетических потребностей. Духовность является психологическим явлением, которое включает в себя эмоциональную, волевую и когнитивную составляющие. Автор под духовностью понимает специфическую активность, связанную на отражении идеального в контексте жизнедеятельности с направленностью на самопознание с целью самоактуализации, реализации жизненных смыслов, основанное на ответственности за свою жизнь [5].

Ряд авторов [5, 9] понимают под духовностью многоуровневое психологическое явление, включающее в себя указание на особенность человеческой жизнедеятельности (специфическая активность), сферу реальности (внутренняя субъективная активность) и содержание деятельности (саморазвитие и самосовершенствование) в процессе поиска смысла жизни, самоактуализации и ответственности.

В качестве первопричин явления духовности человека с давних времен рассматриваются понятия душа и дух. Они определяются как религиозно-философские категории, означающие невещественные начала, в отличие от материального. Древние представления о душе (греч. уох^, лат. anima) и о духе (греч. nvs%a, лат. pneuma) связывались с процессом дыхания, душа сопрягалась с вдохом, дух - с выдохом.

В христианской психологии дух является порождением Бога. Духом в Богословии называют ипостаси Бога и божественную Энергию. Дух Божий - термин, обозначающий в одних случаях самого Бога, во Святой Троице Сущего, без различения отдельных ипостасей, а в других случаях - действие или откровение Бога в мире. Дух это содержание всякого религиозного опыта, переживание реального действия некоторой недоступной человеческим органам чувств силы, заставляющей человека мыслить, говорить, вести себя определенным образом. Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку она сама - источник явлений от нее исходящих. Душа не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами. Душа создана по образу Бога.

С философской позиции дух — это высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей. Душа связана с конкретным целым (телом), а дух вездесущ, он способен творить целостность и способен привносить смысл всякому бытию.

Взаимосвязь духа и души выражается через понятия духовности и бездуховности души (Д.В. Пивоваров, 1998). Духовность - это насыщение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Духовность ассоциируется с нематериальностью, бесплотностью, наполненностью духом творчества. Бездуховность -фиксация души на деятельности по обслуживанию и сохранению постоянства тела, ассоциируется с отсоединением души от духа.

Понимание души как внутреннего мира человека близко к тому, что в психологии называется человеческой психикой и является предметом изучения современной психологии. Термин «душа» используется при определении категориального аппарата психологии.

В Большом Энциклопедическом Словаре под психикой понимается совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой (БЭС, 2000, С. 5040).

Древнегреческое происхождение слова «психология» позволяет перевести его как учение о душе («уо^Л» - дух, душа, сознание и «Хоуод» - учение) [3]. Предметом психологической науки в разное время выступали душа, сознание, поведение и т.д. Становление психологии как самостоятельной науки началось с разрыва с философией, этикой, теологией. Постулат о естественно-научном подходе к человеку как к объекту исследования постепенно приводит к редукции понятий духа и души, которые надолго исчезают из поля внимания ученых и рассматриваются только как производные от материального, телесного, вещественного мира. Более ста лет назад С.Л. Франк писал, что психология как учение о душе замещается учением о душевных явлениях [13]. Душа как предмет исследования на протяжении долгого времени вытесняется из науки. Отказ от понятия «душа» связан во многом с тем, что душа не могла быть понята или изучена как биологическая реальность и ее невозможно «измерить» научными методами. На современном этапе психология является наукой, изучающей закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей, объединяющей в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы (В.Н. Дружинин, 2001).

В качестве предмета изучения в психологии рассматриваются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности (И.Б. Гришпун, 1998), закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности (В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьев, 1989), закономерности, сущностные особенности и механизмы психики (В.В. Константинов, 2010). Несмотря на существующие акценты в определении предмета психологической науки, их объединяет общая парадигма, связанная с мировоззренческой позицией исследователей и отражающая положения материализма и естественно-научного подхода.

С началом девяностых годов прошлого столетия, в период глубоких перемен в политической, социальной и экономической сферах жизни произошел естественный процесс обращения к душе, духу и духовности как к вектору выхода из нарастающего нравственного кризиса общества. Особо ценными становятся такие душевные проявления человека как честь,патриотизм, милосердие, гражданственность, сострадание, любовь, надежда, долг, совесть.

Над гуманистическими ценностями задумываются передовые ученые в области проблем этической психологии: Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, Д.А. Леонтьев, В.А. Пономоренко, Л.М. Попов и др. Анализу подвергаются понятия сущности и духовности человека, смысла и назначения человеческой жизни. Психология спустя более чем столетие вновь соотносится с философией, этикой и теологией и становится духовно ориентированной. Рассмотрение оснований духовности ведет к вопросам веры, акцентируется внимание на появлении христиански ориентированной психологии как соответствующей, отвечающей задачам и смыслу нашей культуры. Анализируя категорию души как предмет психологии, Б.С. Братусь рассматривает ее как фундаментальное основание психической деятельности человека [1]. Внешняя сторона душевных проявлений обращена к материальному миру и целиком отвечает требованиям, предъявляемым к предмету психологической науки. Внутренняя сторона душевных проявлений связана с психологией опосредствованно, через соотнесение с той реальностью, которую принято обозначать как духовность. Она определяется с нравственной и философской позиций ценностно-смысловой сферой и уровнем предельных умопостигаемых оснований бытия человека.

Обращение к понятию души ставит перед современной психологией задачу описания и понимания индивидуализации человеческого существования, рассмотрения человека в процессе его жизни как переживание его субъективных чувств, их понимание и осмысление.

Выводы:

1. Существует иерархичность психологических категорий: психика, душа, духовность. Содержание понятия души включается в себя некоторое избыточное содержание, которое не входит в понятие психики. Психика может быть атрибутом души, ее составной характеристикой. В отличие от психики, на душу может воздействовать дух, как свободный и творящий начала сущего. Духовность является показателем высшего уровня развития души.

2. Духовность определяется способом существования человека, ориентацией на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей: патриотизма, гражданственности, общественного долга, чести, достоинства, гуманизма, свободы, истины, добра, справедливости, ответственности, профессионализма и т.д. Духовность личности формируется в условиях накопления социального опыта индивида и его приверженности духовным ценностям.

3. Психология — это наука, прежде всего, о душе и только затем о психике, поведении и сознании. Возвращение в психологию категорий души, духа и духовности освобождает психологическую науку от узких рамок естественно-научного подхода и включает в ее содержание изучение конструкта человеческой души, протекания душевных процессов в зависимости от опыта и целей человека.

Литература:

1. Братусь Б.С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3 (15). - С. 5-15.

2. Горбачев А.Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: дис. ... канд. психол.наук. - Нижний Новгород, 2009 - 210 с.

3. Древнегреческо-русский словарь / Сост. Дворецкий И. Х., под ред. Соболевского С.И. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. - 1094 с.

4. Зинин С.И. Психологические механизмы формирования профессионализма педагогического общения в подготовке преподавателя-лингвиста: дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2004 - 192 с.

5. Ильичева И.М. Психология духовности: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2003 - 450 с.

6. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1993. - 43 с.

7. Маркелова Т.В. Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных сил: дис. ... к. психол. наук. - Нижний Новгород, 2000 - 145 с.

8. Маркелова Т.В. Теоретико-методологические проблемы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности - М.: СГА, 2011 - 257 с.

9. Маркелова Т.В., Бурова Е.А., Кащеева А.В. Сформированность психологических компонентов духовности в зависимости от типа выбранной профессии // Проблемы современного педагогического образования Серия: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. -Ч.5. - С. 293-302

10. Пономоренко В.А. Психология духовности профессионала. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

12. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. -Волгоград: Изд-во ВолГУ., 2003. - 256 с.

13. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. - Санкт-Петербург: Наука, 1995. - 655 с.

Психология

УДК:159.9

преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России (г. Вологда) ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УСПЕШНЫХ СОТРУДНИКОВ УИС

Аннотация. Статья посвящена описанию исследования личностных качеств, характерных профессионально-успешным сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Профессионально-успешными условно называются сотрудники, на достаточно высоком уровне осуществляющие свою профессиональную деятельность, достигающих высоких результатов, и стремящихся к профессиональному росту и развитию. Представленные результаты позволяют сравнить группы сотрудников, профессионально-успешных, и не являющихся таковыми, по факту выраженности у их личностных особенностей, детерминирующих эффективность деятельности с точки зрения личностного подхода. Полученные результаты могут быть использованы при отборе кандидатов, перемещении по службе, работе с резервом кадров на выдвижение в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: профессиональная успешность, личностные особенности, личностные детерминанты сотрудников, профессиональная компетентность, психологическая компетентность.

Annotation. The article is devoted to the description of the study of personal qualities characteristic of professionally successful employees of the penal system. Professionally successful conventionally called staff, at a high enough level carrying out their professional activities, reaching high results, and striving for professional growth and development. The presented results allow us to compare groups of employees, professionally successful, and not so, in fact the severity of their personal characteristics, determining the effectiveness of activities in terms of personal approach. The results can be used in the selection of candidates, the movement of the service, work with the reserve of personnel for promotion in the penal system.

Keywords: professional success, personal characteristics, personal determinants of employees, professional competence, psychological competence.

Введение. Изменение социально-экономической ситуации в обществе и правовых подходов к исполнению уголовного наказания повлекли за собой появление новых, более высоких требований к личности и профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений. Произошедшие в период реформирования отмена многих социальных льгот для сотрудников и организационно-штатная перестройка структуры УИС вызвали отток опытных, квалифицированных, но еще вполне трудоспособных кадров, произошло значительное омоложение личного состава, поэтому в данный момент проблема профессиональной успешности сотрудников, формирования необходимых профессионально-важных качеств личности является актуальной.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность в системе исполнения уголовных наказаний предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, которые приобретаются в учебных заведениях и закрепляются в процессе реальной работы с осужденными, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний».

Изучение категории «профессиональная успешность» и личностные детерминанты сотрудников УИС, ее детерминирующие, позволит решить проблему эффективного подбора кадров на службу, отбор сотрудников в резерв, а также при назначении на вышестоящие должности.

Проведенные ранее исследования свидетельствуют о том, что в числе профессионально значимых качеств сотрудников УИС отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных. Установлено, что усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания о том, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получивших общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации4.

4 Даниличева Т. П. Личностные особенности молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы как фактор успешного профессионального развития. // Психологические проблемы личности. — Шуя: Изд-во «Весть», 2013. — С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.