УДК 94(100-87)
Г.В. РАЖНЕВ, канд. филос. наук, доцент Почётный работник высшего профессионального образования г. Смоленск, Российская Федерация
Статья поступила 6 октября 2015г.
ИСТОРИЯ НЕМЕЦКОГО ВОИНСТВЕННОГО МЕНТАЛИТЕТА
В статье раскрываются основные факторы, повлиявшие на становлении и развитие германского боевого духа на протяжении многовековой истории: немецкое рыцарство, немецкая геополитика, немецкая культура и немецкая философия.
Ключевые слова: менталитет, германский боевой дух, рыцарство, геополитика, культура.
Уроки Второй мировой войны сегодня вновь обретают свою актуальность. Вызвано это тем, что не столько в Германии, сколько в других странах, особенно в Украине, пересматриваются итоги Второй мировой войны и распространяется неонацистская идеология, отравляя менталитет народов ядом национализма. В этой связи возрастает интерес к работам, посвященным анализу корней воинственности и агрессивности того или иного народа. В русле этой проблематики особую злободневность приобретает исследование становления и развития немецкого воинственного менталитета и его высшего проявления - германского боевого духа - морально-психологического состояния немецких солдат, отражающего готовность к боевым действиям и волю к победе.
В последние годы о Третьем рейхе и фашизме вышло немало фундаментальных книг видных учёных: А.А. Галкина, В.И. Дашиче-ва, С.А. Мадиевского, О.Ю. Пленкова (семь книг), П.Ю. Рахшмира, Г.С. Филатова и др., а также справочное издание - «Энциклопедия Третьего рейха». Вместе с тем, глубокий анализ такого феномена, как германский боевой дух, еще не предпринимался.
Генезис и становление немецкого воинственного менталитета происходило веками
под влиянием многих факторов. Если брать отдельную личность, то немецкий менталитет формировался в семье, в школе, во дворе дома, университете, на работе, в театре, музее, библиотеке и т.д. Если же брать в целом немецкий народ, то на формирование его менталитета больше всего повлияли рыцарство, геополитика, культура и философия.
Рыцарство стало не только отцом и матерью германского боевого духа. Именно благодаря рыцарству произошло также и формирование главных качеств германского боевого духа. Король Германии и император Священной Римской империи, ядром которой была Германия, Фридрих Барбаросса (11221190) создал самую мощную для своего времени армию. Военные историки справедливо признают его классиком военного средневекового искусства. Благодаря ему германское рыцарство в те годы стало для других европейских рыцарских организаций примером для подражания. Германский фольклор связывает с именем Барбароссы почти все замечательные события средневековой Германии. На горе Кифхойзер (Тюрингия), где, по легенде, был замок Барбароссы, в 1896 г. установлена колоссальная (высотой 69 м.) башня Барбароссы, под которой в пещере находится его фигура.
Дитя своего времени - рыцарство создавалось не для рыцарских турниров, а для войны, отвечая самым насущным потребностям общества. М.М. Стасюлевич писал об этом следующее: «Перенеситесь мыслью в любое из государств тогдашней Европы, бросьте на него хоть беглый взгляд, и вы тотчас поймете, что война составляет главное занятие, почти исключительную заботу всего населения... Почти каждый холм, каждая крутая возвышенность увенчана крепким замком, при постройке которого, очевидно, не удобство жизни, не то, что мы называем комфортом, а безопасность была главной целью. Воинственный характер общества резко отразился на этих зданиях, которые вместе с железным доспехом составляли необходимое условие феодального существования»[1].
Раскрывая становление и сущностные черты немецкого воинственного менталитета, Флаксман А.А. отметила: «Принимая во внимание тяжёлые условия жизни, опасность и постоянные столкновения, можно вести речь о существовании концепта «война» в культуре германцев средневекового периода времени. Этот концепт составляли такие черты национального характера, как воинственность, жестокость, кровожадность и агрес-сивность»[2]. Разумеется, к качествам германского боевого духа относились также дисциплинированность, мужество, смелость, решимость, патриотизм, презрение к врагам, гордость, чувство долга, выносливость, способность переносить тяготы войны, активность в достижении победы и уверенность в превосходстве над любым противником. Многие из этих качеств удачно отразил выдающийся немецкий художник А.Дюрер в знаменитой гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513 г.), в которой облаченный в доспехи конный рыцарь невозмутимо шествует по ущелью, с презрением глядя в сторону опасностей и смерти.
В немецком менталитете представление о долге (Verpflichtung) традиционно понималось в специфически возвышенном значении служения обществу, отечеству, нации. Композитор Рихард Вагнер по этому поводу писал: «Там, где француз работает ради славы, а итальянец ради заработка [Denaro], немец трудится ради короля Пруссии»[3].
Германский боевой дух стал выражением не только перечисленных качеств немецких воинов, по также их манеры поведения и даже внешнего вида. Убедительную характеристику этому дал М.Е. Салтыков-Щедрин в
книге «За рубежом». Писатель заметил, что в Берлине пахнет офицерским самодовольством: «Когда я прохожу мимо берлинского офицера, меня всегда берёт оторопь. Даже в Баден-Бадене, в Эмсе мне делалось жутко, когда, бывало, привезут в курзал из Раштата или из Кобленца несколько десятков офицеров, чтоб доставить удовольствие дамам. Не потому жутко, чтоб я боялся, что офицер кликнет городового, а потому, что он всем своим складом, посадкой, устоем, выпяченной грудью, выбритым подбородком так и тычет в меня: я - герой! Мне кажется, что если б, вместо этого, он сказал: я разбойник и сейчас начну тебя свежевать, - мне было бы легче. А то Герой! Шутка сказать! Перед героями простые люди обязываются падать ниц, обожать их, забыть о себе, чтоб исключительно любоваться и гордиться ими, - вот как я понимаю героев!»[4].
Германский боевой дух достойно проявил себя в годы Первой мировой войны. Его хорошо знал русский полководец генерал А.А. Брусилов. Он писал: «Вообще германцы -военная нация, у которой голова давно закружилась от боевых успехов 1864 г., 1866 г. и в особенности 1870-71 гг.» [5]. Брусилов дал высочайшую оценку немецкому боевому духу: «Но я всегда говорил и заявляю это пе-чатно: немецкий народ и его армия показали такой пример поразительной энергии, стойкости, силы патриотизма, храбрости, выдержки, дисциплины и умения умирать за свое отечество, что не преклоняться перед ними я, как воин, не могу. Они дрались, как львы, против всего мира, и сила духа их поразительна» [5, с. 77].
Немецкий философ Вальтер Шубарт писал, что немцы любят войну, так как они -прирожденные солдаты. Шубарт и остроумно отметил: «Англичанин хочет превратить окружающий мир в фабрику, француз - в салон, немец - в казарму, русский - в церковь... Англичанин хочет нажиться от ближнего, француз - импонировать ближним, немец - командовать ближним, а русский ничего от него не хочет» [6]. Более того, Шу-барт подчеркнул, что воинственное пруссачество - наиболее точное выражение германского духа. Под пруссачеством обычно понимаются милитаристские традиции, характерными чертами которых являлись шовинизм, ненависть к другим народам, агрессивные устремления и культ грубой военной силы.
Нельзя не признать, что и солдаты вермахта обладали высоким боевым духом. Некоторые его загадки раскрыл известный английский писатель Джордж Оруэлл в статье «Рецензия на «Майн кампф» Адольфа Гитлера» (1940 г.). Оруэлл писал: Гитлер «...постиг лживость гедонистического отношения к жизни. Со времен последней войны почти все западные интеллектуалы основывались на молчаливом признании того, что люди только об одном и мечтают - жить спокойно, безопасно и не знать боли. При таком взгляде на жизнь нет места, например, для патриотизма и военных доблестей. Гитлер, лучше других постигший это своим мрачным умом, знает, что людям нужны не только комфорт, безопасность, короткий рабочий день. Они также хотят, иногда по крайней мере, борьбы и самопожертвования. Фашизм и нацизм, какими бы они ни были в экономическом плане, психологически гораздо более действенны, чем любая гедонистическая концепция жизни. В то время как социализм и даже капитализм, хотя и не так щедро, сулят людям: «У вас будет хорошая жизнь», Гитлер сказал им: «Я предлагаю вам борьбу, опасность и смерть»; и в результате вся нация бросилась к его ногам» [7].
Позднее Маршал Советского Союза В.И. Чуйков в книге «Конец Третьего рейха» (1973) высоко оценивал моральный дух немецких солдат, называя их сильным, искусным, упорным и верным присяге противником.
Следует заметить, что боевой дух немцев оберегался указом правительства 1938 г. о противодействии подрыву военного боевого духа и военной мощи (Wehrkraftzersetzung), который приравнивался к предательству и измене родины, поэтому карался вплоть до смертной казни. Ярким примером этого стала казнь на гильотине в феврале 1943 г. Софи Шолль, ее брата Ганса и Кристофа Пробста -студентов Мюнхенского университета, активистов Сопротивления нацистскому режиму (участников группы «Белая роза»). Так поступали и со многими другими, кто выступал даже с критикой нацизма: палач - Иоганн Райхарт, известный своим усовершенствованием гильотины, собственноручно обезглавил 3165 человек.
С точки зрения геополитики менталитет немцев ориентировался на расширение геопространства. Именно с захвата северной и центральной Италии началось создание Священной Римской империи германской 28
нации. Что же касается ее геополитической доктрины, то В.А. Дергачёв писал: «Основной геополитической доктриной Священной Римской империи являлся «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»). Передовым отрядом для реализации этой геополитики служил Тевтонский или Германский духовно-рыцарский орден» [8].
Германский боевой дух закреплялся и позже. М.Е. Салтыков-Щедрин писал о настроениях в германском обществе в ХУШ веке так: «Милитаристские поползновения существовали в Берлине и тогда, но они казались столь безобидными, что никому не внушали ни подозрений, ни опасений, хотя под сенью этой безобидности выросли Бисмарки и Мольтке» [4, с.80].
Х.Мольтке на заседании рейхстага 14 мая 1890 г. призывал наращивать военную мощь Германии: «Только меч может заставить другой меч оставаться в ножнах».
Своего апогея германская геополитическая доктрина достигла в период между Первой и Второй мировыми войнами. Геополитические концепции Ф. Ратцеля тогда пользовались огромной популярностью в фашистской Германии, откровенно стремившейся к мировому господству. Широкое распространение получили идеи борьбы за «жизненное пространство» и передел колониальных владений. Теория «континентального блока» К. Хаусхофера была трансформирована и воплотилась в виде военно-политического блока «Стран Оси» (Германия, Италия и Япония), конечной целью которого было создание всемирной Германской империи со столицей мира Берлином. Нацистский лозунг: «Сегодня нам принадлежит Германия, завтра - весь мир» стал не только девизом Третьего рейха, но и идеологическим стержнем духа его солдат, убежденных в успехе завоевания ими всего мира ради великой Германии. Военная операция в 1941 г, осуществлявшаяся в соответствии с планом вторжения в СССР, разработанным в 1940 г., не случайно получила кодовое название «Барбаросса». Этим актом средневековой геополитической доктрине «Дранг нах Остен» нацисты дали вторую жизнь.
С точки зрения немецкой культуры, военные аспекты ментальности немцев проявились в героическом эпосе, ярким примером которого стала «Песнь о Нибелунгах» (конец Х11-начало XIII в.). В ней главным героем выступил Зигфрид - образ идеального воина. Уже в этом эпосе пробиваются первые рост-
ки нацизма в форме мысли о превосходстве германской расы, преувеличенный восторг от мужества, твердости и жестокости «белокурого героя». Грандиозная статуя-фонтан «Зигфрид-змееборец» установлена в г. Ворм-се, считавшимся столицей королей Нибелун-гов. В этом городе и в наше время ежегодно проходит театрализованный фестиваль Ни-белунгов.
Военные аспекты нашли отражение в творчестве миннезингеров и ландскнехтов, в чьих стихах и песнях преобладала героизация рыцарей и их подвигов. Их стихи и песни было принято исполнять во время пиров в замках. Военные песни стали своеобразными боевыми знаменами: с ними шли в бой, в них сводили счеты с противником, они украшали бивуаки.
Особую популярность в Германии приобрела эпическая поэма «Песнь о Роланде». Герой эпоса - племянник Карла Великого, граф Роланд, стал для немцев идеалом рыцаря. В поэме подчеркивается красота белокурого Роланда, рассказывается о его победах, бесстрашии, высочайшем чувстве долга и уверенности в победе. В поэме постоянно смакуются жестокость и сила смертельного удара Роланда своим мечом - Дюрендалем, натуралистически описывается смерть ба-сурманов. Статуи Роланда воздвигнуты во многих городах Германии. Только в Саксо-нии-Анхальте находится 13 статуй Роланда. Его образ перенесен на гербы трех немецких городов и на несколько немецких почтовых марок.
Значительным вкладом в укрепление германского боевого духа явилась драма И. Гёте «Гёц фон Берлихинген». Ее герой Гёц - знаменитый швабский рыцарь. Потеряв в боях правую руку, он заменил ее протезом, получив прозвище «Железная рука». Его имя присвоили 17-й танково-гренадерской дивизии СС, эмблемой которой и стала железная рука Гёца.
Для укрепления германского боевого духа в годы Второй мировой войны был учрежден орден Рыцарский Крест Железного Креста, имевший 5 степеней. По форме он напоминал крест Тевтонского ордена. Высшая степень ордена - Крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами был ручной работы из серебра, а листья и рукояти мечей были усыпаны бриллиантами, количество которых доходило до 50 штук общим весом до 2,7 карат. Этой степенью было награждено 27 человек, в том числе знаменитый немецкий летчик-ас
Герман Граф, совершивший около 830 боевых вылетов, одержав в небе 212 побед и ставший первым пилотом в мире, одержавшим более 200 побед (но его сбил советский лётчик П.М. Камозин). Всего же рыцарским крестом было награждено 7365 человек.
Список литературы
1. Стасюлевич, М.М. История средних веков: Крестовые походы (1096-1291 гг.). Часть I. / М.М. Стасюлевич [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4150.
2. Флаксман, А.А. Немецкий язык как отражение ментальности его носителей : дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.04. / А.А. Флаксман. - Н. Новгород, 2005. - С. 150.
3. Вагнер, Р. Что есть немецкое? [Электронный ресурс]. Режим доступа : http: //www .hrono.ru/proekty/metafizik/fk 107 .php.
4. Салтыков-Щедрин, М.Е. За рубежом / С.Е. Салтыков-Щедрин. - М.: Худож. лит., 1973.- С. 83.
5. Брусилов, А.А. Мои воспоминания / А.А. Брусилов. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. -С. 73.
6. Шубарт, В. Европа и душа Востока ; пер. с нем / В. Шубарт. - М.: Русская идея, 1997. С. 388.
7. Оруэлл Джордж. Рецензия на «Майн кампф» Адольфа Гитлера [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.orwell.ru/library/reviews/hitler/ru ssian/r_hit.
8. Дергачёв, В.А. Ганза. Сверхдержава торговых городов / В.А. Дергачёв [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dergachev.ru/geop events/030713.html #.VDfstOlxkdU.
Резюме. В последние годы в ряде стран пересматриваются итоги Второй мировой войны и возрождается идеология нацизма. В этих условиях особую злободневность приобретает исследование становления и развития немецкого воинственного менталитета и его высшего проявления - германского боевого духа.
Статья посвящена комплексному исследованию факторов, повлиявших на развитие германского боевого духа. Автор показывает, что генезис и становление германского боевого духа были связаны с таким историче-
29
ским явлением, как немецкое рыцарство, ставшим для других европейских рыцарских организаций примером для подражания. В культуре германцев того периода сформировался концепт «война». Его основу составили такие черты национального характера, как жестокость, кровожадность и агрессивность. Германский боевой дух отразил не только ряд высоких морально-боевых качеств воинов, но также их манеру поведения и даже внешний вид. Воинственное пруссачество стало наиболее точным выражением германского боевого духа, на развитие которого повлияли многие исторические обстоятельства.
Геополитический фактор германского боевого духа выразился в доктрине Священной Римской империи «Натиск на Восток». Ее идеи развили Ф. Ратцель и К. Хаусхофер.
В статье обстоятельно показано, что немецкая культура оказала огромное влияние на укрепление германского боевого духа. Большую роль в этом деле сыграли германский эпос, песни миннезингеров и ландскнехтов, изобразительное искусство, архитектура, геральдика и музыка, особенно творчество Р. Вагнера и военные марши нацистов.
Философское обоснование воинственности немецкого менталитета дали И. Кант и Г. Гегель. На воинственный немецкий менталитет оказали влияние также работы Ф. Ницше, М. Хайдеггера, К. Шмитта, О. Шпанна.
Таким образом, германский боевой дух, рожденный в средневековом немецком рыцарстве, прошел многовековой путь развития под воздействием четырех основных факторов: истории, геополитики, культуры и философии.
Abstract. In recent years in a series of countries are reviewing the results of the Second World War and revived the ideology of Nazism. In these circumstances, a study becomes particularly topical formation and development of the
German warlike mentality and its highest manifestation - German fighting spirit.
The article is devoted to complex research of the factors that influenced the development of German fighting spirit. The author shows that the genesis and formation of the German fighting spirit have been associated with such historical phenomenon of German chivalry, who became for other European chivalrous organizations emulated. In the culture of the Germans of that period he formed the concept of "war". Its basis is made up of national character traits such as cruelty, aggression and bloodlust. German fighting spirit expressed not only a series of high morale of the soldiers, but their mannerisms and even appearance. The militant Prus-sianism was the most accurate expression of the German fighting spirit, on the development of which is influenced by many historical circumstances.
Geopolitical factor of German fighting spirit expressed in the doctrine of the Holy Roman Empire "Drang nach Osten". Her ideas were developed Friedrich Ratzel and Karl Haushofer.
The article in detail shown that German culture had a tremendous impact on the strengthening of German fighting spirit. A great role in this case played a German epic, songs minnesingers and landsknechts, visual arts, architecture, heraldry and music, especially of Wagner and military marches of Nazis.
The philosophical justification of militancy German mentality gave I. Kant and G. Gegel. On the German warlike mentality influenced also works of F. Nietzsche, M. Haydegger, K. Shmitt, O. Shpann.
Thus, the German fighting spirit, born in the German medieval chivalry, went the way of many centuries under the influence of four main factors: history, geopolitics, culture and philosophy.
RAZHNEV Gennady V., Cand. of Philos. Sc.
Assistant Professor
Honorary Worker of Higher Professional Education Smolensk, Russian Federation
HISTORY OF GERMAN MILITANCY MENTALITY
The article describes the main factors that influenced the formation and development of the German morale during the long history: German chivalry, German geopolitics, German culture and German philosophy.
Keywords: mentality, German fighting spirit, chivalry, geopolitics, culture.
References
1. Stasyulevich M.M. History of the Middle Ages: The Crusades (1096-1291 gg.). Part I Available at: http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4150 (Accessed 28 April 2015).
2. Flaxman A.A. German as a reflection of the mentality of its carriers: PhD. Diss. Nizhniy Novgorod, 2005. P. 150.
3. Wagner R. What is German? Available at: http://www.hrono.ru/proekty/metafizik/fk107 .php (Accessed 20 April 2015).
4. Saltykov-Shchedrin M.E. Abroad. Moscow, Khudozh. Lit. Publ., 1973. P. 83.
5. Brusilov A.A. My memory. Moscow «Rossiyskaya Politicheskaya Entsyklopediya» Publ. 2001. P. 73.
6. Schubart W. Europe and the soul of the East [Trans. From Germ .]. Moscow, Rossiyskaya ideya Publ. 1997. P. 388.
7. George Orwell. Review of «Mein Kampf» by Adolf Hitler. Available at: http: //www.orwell.ru/library/reviews/hitler/ru ssian/r_hit (Accessed 25 April 2015).
8. Dergachev V.A. Hansa. Superpower trading cities. Available at: http://dergachev.ru/geop_events/030713.html #.VDfstOlxkdU (Accessed 22 April 2015).
Received 6 October 2015