Научная статья на тему 'Привязанность отца к ребенку до и после его рождения'

Привязанность отца к ребенку до и после его рождения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
588
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСКАЯ ПРЕНАТАЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ / ПРИВЯЗАННОСТЬ ОТЦА К МЛАДЕНЦУ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ ОТЦА С РЕБЕНКОМ / PATERNAL PRENATAL ATTACHMENT / FATHER''S ATTACHMENT TO THE BABY / FATHER'S EMOTIONAL CONTACT WITH THE CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенышева Светлана Станиславовна, Шумик Анастасия Руслановна, Иманалиева Галия Федеральное

Исследование направлено на изучение особенностей и взаимосвязи отцовской привязанности к ребенку до и после его рождения. В исследовании приняли участие 117 мужчин на этапе до и через 6-9 месяцев после рождения ребенка. Методики: методика пренатальной отцовской привязанности Дж. Кондона, методика постнатальной отцовской привязанности Дж. Кондона, проективная методика «Рисунок семьи». Исследование показало наличие достаточно высокого уровня привязанности к ребенку у мужчин до его рождения и средний уровень привязанности к ребенку после его рождения. Анализ также выявил умеренную связь отношения к ребенку в пренатальный и постнатальный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савенышева Светлана Станиславовна, Шумик Анастасия Руслановна, Иманалиева Галия Федеральное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of paternal prenatal attachment on attachment to the child in the infancy

The research is aimed at studying the characteristics and the relationship of paternal attachment to the child before and after birth. The study involved 117 men at the stages before and 6-9 months after the childbirth. Techniques: Paternal antenatal attachment scale by J. Condon, Paternal postnatal attachment scale by J. Condon, the projective technique “Family Drawing”. The study showed higher then average level of attachment to the child in men before his birth and an average level of attachment to the child after his birth. The analysis also revealed a moderate link of the relationship to the child in the prenatal and postnatal period.

Текст научной работы на тему «Привязанность отца к ребенку до и после его рождения»

Психология

УДК: 159.922. 316.47

кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург);

магистр психологии Шумик Анастасия Руслановна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург);

магистр психологии Иманалиева Галия

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

ПРИВЯЗАННОСТЬ ОТЦА К РЕБЕНКУ ДО И ПОСЛЕ ЕГО РОЖДЕНИЯ9

Аннотация. Исследование направлено на изучение особенностей и взаимосвязи отцовской привязанности к ребенку до и после его рождения. В исследовании приняли участие 117 мужчин - на этапе до и через 6-9 месяцев после рождения ребенка. Методики: методика пренатальной отцовской привязанности Дж. Кондона, методика постнатальной отцовской привязанности Дж. Кондона, проективная методика «Рисунок семьи». Исследование показало наличие достаточно высокого уровня привязанности к ребенку у мужчин до его рождения и средний уровень привязанности к ребенку после его рождения. Анализ также выявил умеренную связь отношения к ребенку в пренатальный и постнатальный период.

Ключевые слова: отцовская пренатальная привязанность, привязанность отца к младенцу, эмоциональный контакт отца с ребенком.

Annotation. The research is aimed at studying the characteristics and the relationship of paternal attachment to the child before and after birth. The study involved 117 men at the stages before and 6-9 months after the childbirth. Techniques: Paternal antenatal attachment scale by J. Condon, Paternal postnatal attachment scale by J. Condon, the projective technique "Family Drawing". The study showed higher then average level of attachment to the child in men before his birth and an average level of attachment to the child after his birth. The analysis also revealed a moderate link of the relationship to the child in the prenatal and postnatal period.

Keywords: paternal prenatal attachment, father's attachment to the baby, father's emotional contact with the child.

Введение. В настоящее время психология отцовства - менее изученная область в психологии родительства, по сравнению с психологией материнства. Однако, в последние десятилетия ученые и исследователи начали проявлять больший интерес к данной теме [1-6]. Но при этом, значительная часть исследований направлена на изучение роли отца или его отсутствия на психическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, тогда как особенности его отношения к ребенку на более ранних этапах и его роль исследованы в значительно меньшей степени. Традиционно считается, что в эти периоды отцы меньше включены в уход и заботу о ребенке, и более значима роль матери. Однако, в последние годы, как в России, так и за рубежом, включенность отцов в уход и воспитание ребенка увеличивается, что влечет за собой необходимость их изучения.

Среди исследований отношения отцов к ребенку в раннем возрасте, в наименьшей степени изучено отношение к ребенку в пренатальный период его развития и период перехода к родительству. В зарубежной психологии отношение отца к будущему ребенку рассматривается в рамках концепции пренатальной привязанности. В соответствии с ростом интереса к отцовству M. Cranley и J. Condon выдвинули гипотезу, что в дополнение к материнско-эмбриональной связи существует процесс привязанности между отцом и плодом [10, 12]. На основе этого подхода проводились исследования, направленные на сравнение привязанности к ребенку у мужчин и женщин [9, 10, 15, 17, 19], исследования влияния различных факторов на пренатальную отцовскую привязанность [7, 8, 18]. При этом исследований динамики и взаимосвязи пренатальной и постнатальной отцовской привязанности к настоящему времени проведено мало. Остановимся более подробно на результатах подобных исследований.

Исследования J. Condon (2013) показали, что пренатальная привязанность и эмоциональное благополучие отца тесно связаны с привязанностью к ребенку (диагностированную с помощью опросников) в постнатальный период (6 и 12 мес.) [11]. Сходные результаты были получены и в исследовании McFarland-Piazza, Hazen, Jacobvitz, and Boyd-Soisson (2012), которые продемонстрировали, что пренатальная привязанность отцов связана с привязанностью отцов к ребенку в 1 год, но уже диагностированной с помощью экспериментальной методики «Ситуация с незнакомцем» [16]. В других двух исследованиях (Ferketich and Mercer (1995); Hjelmstedt and Collins (2008)) было показано, что пренатальная привязанность является мощным предиктором постнатальной привязанности (диагностированной с помощью опросников) [13, 14].

Таким образом, зарубежные исследования показывают тесную связь пренатальной и постнатальной привязанности и прогностическую способность пренатальной отцовской привязанности для последующего отношения отца к ребенку. Однако, необходимо отметить отсутствие отечественных исследований связи пренатальной и постнатальной привязанности.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей и взаимосвязи отцовской привязанности к ребенку до и после его рождения.

Гипотеза исследования: привязанность к ребенку у отцов проявляется уже до его рождения; пренатальная привязанность отцов тесно связана с постнатальной привязанностью.

Дизайн исследования: исследование проводилось с применением лонгитюдного метода в 2 этапа. На 1-м этапе в исследовании принимали участие мужчины, чьи супруги были на 2-3-м триместрах беременности, и эти же мужчины проходили исследование после 6-9 мес. после рождения ребенка.

9 Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ «Динамика отношений мать-отец-ребенок и психическое развитие ребенка в перинатальный период его развития» № 16-06-00392-0гн, 2016-2018.

Выборка: в исследовании приняло участие 117 мужчин, в возрасте 20-38 лет (средний возраст - 28,3 года), состоящие в браке (официальном или гражданском), с разным образовательным уровнем, проживающие в Санкт-Петербурге и Череповце.

Методики. На первом этапе применялась методика пренатальной отцовской привязанности Дж. Кондона («Paternal antenatal attachment scale») (показатели - качество привязанности, интенсивность включения и общий показатель), проективная методика «Рисунок семьи» (показатель - эмоциональный контакт с ребенком); на втором этапе - методика постнатальной отцовской привязанности Дж. Кондона («Paternal postnatal attachment scale») (показатели - спокойствие и терпеливость, удовольствие от взаимодействия, любовь и гордость, общий показатель), проективная методика «Рисунок семьи» (показатель - эмоциональный контакт с ребенком).

Результаты: Изучение особенностей отношения мужчин к ребенку до его рождения показало следующее.

Качество пренатальной привязанности у мужчин в исследуемой выборке находится на уровне выше среднего (28, 1 балла, мах=40), интенсивность включения (поведение привязанности) - на среднем уровне (18,7 балла, мах=30), общий показатель привязанности находится на уровне выше среднего (53,35 балла, мах=80). Эмоциональный контакт с ребенком по методике «Рисунок семьи» находится на уровне выше среднего (2,8 балла). При этом необходимо обратить внимание на достаточно высокий разброс данных по всем исследуемым показателям, что говорит о высокой индивидуальной вариативности.

Таким образом, можно сказать, что в целом, для мужчин уже на этапе до рождения ребенка характерны достаточно эмоционально близкие отношения с ребенком, что подтверждает предшествующие данные о том, что привязанность к ребенку у мужчин формируется еще до его рождения, также как и у женщин [9, 10, 15, 17, 19].

Изучение особенностей отношения к ребенку у мужчин в младенческий период его развития позволило обнаружить следующее.

В методике постнатальной привязанности показатель «спокойствие и терпеливость» (24,02 балла, мах=40) и показатель «удовольствие от взаимодействия» (21,08 балла, мах=35) находятся на среднем уровне, показатель «любовь и гордость» - на уровне выше среднего (13,44 балла, мах=20). Общий показатель постнатальной привязанности у отцов находится на среднем уровне (58,5 балла, мах=95). Эмоциональный контакт с ребенком по методике «Рисунок семьи» также как и до рождения ребенка находится на уровне выше среднего (2,7 балла). В полученных данных на данном этапе также отмечается достаточно высокий разброс данных по всем исследуемым показателям.

Таким образом, в младенческий период привязанность к ребенку у мужчин находится в области средних значений, за исключением параметра «любовь и гордость», что показывает, что мужчины в этот период еще не сильно включены во взаимодействие с ребенком, и появление ребенка для них скорее значимое статусное событие - стать отцом.

Изучение динамики эмоционального контакта отца с ребенком от пренатального периода к младенческому периоду его развития показало слабую его динамику (-0,17), что может говорить о том, что у современных отцов образ ребенка формируется еще до его рождения и мало изменяется после рождения.

Анализ динамики привязанности по методикам «Пренатальная отцовская привязанность» и «Постнатальная отцовская привязанность» не проводился, т.к. в них разное количество вопросов и их формулировки незначительно отличаются в этих двух версиях. Однако, можно обратить внимание, что если до рождения для будущих отцов характерен уровень привязанности выше среднего, то после рождения -средний уровень. Возможно, это связано с тем, что до рождения для мужчин характерно очень позитивное представление о ребенке, т.к. пока нет реального взаимодействия с ним, нет понимания возможных проблем и сложностей. Тогда как после рождения ребенка при реальном контакте и взаимодействии с ним это представление меняется в сторону более адекватного, что согласуется с тем, что у мужчин на этапе после рождения средние значения по привязанности в целом по выборке находятся в области средних значений (а не низких или высоких), а до рождения они были выше среднего.

Исследование взаимосвязи отцовского отношения к ребенку до и после его рождения показало, что эмоциональный контакт с ребенком до рождения положительно связан с эмоциональным контактом после его рождения (p<0,05), т.е. чем более тесный эмоциональный контакт с ребенком и более четкое его представление у отцов до его рождения, тем более тесный эмоциональный контакт с ребенком у отцов после его рождения. Также обнаружена положительная связь качества отцовской привязанности до рождения ребенка и показателя постнатальной отцовской привязанности «любовь и гордость» после его рождения (p<0,05), что говорит о том, что будущие отцы, более эмоционально привязанные к ребенку до рождения, испытывают более сильные позитивные чувства к ребенку после его рождения.

Таким образом, в нашем исследовании, также как и в ранее проведенных зарубежных исследованиях была обнаружена связь отношения отца к ребенку до и после его рождения. Однако, связь данных характеристик, в отличие от данных исследований, менее тесная.

Выводы:

1. Отношение к ребенку у мужчин до рождения характеризуется эмоциональной близостью, привязанностью к ребенку, однако, поведение привязанности в данный период находится на среднем уровне.

2. Отношение к ребенку младенческого возраста характеризуется близким эмоциональным контактом и средним уровнем привязанности, при этом наиболее выраженным компонентом привязанности является чувство любви и гордости.

3. Анализ взаимосвязи привязанности и эмоционального контакта с ребенком у мужчин до и после его рождения показал умеренную связь эмоциональной дистанции до/после рождения и качества пренатальной привязанности и чувства любви и гордости после рождения.

Проведенное исследование показало наличие достаточно высокого уровня привязанности к ребенку у мужчин, также как и у женщин, еще до его рождения. Анализ также выявил достаточно умеренную связь отношения к ребенку в пренатальный и постнатальный период. Результаты исследования могут быть использованы в диагностике и психологическом сопровождении будущих родителей.

Литература:

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. М., 1989.

2. Архиреева Т.В. Ситуационные детерминанты отцовства. Перинатальная психология и психология родительства 2009, № 2. С. 35-46.

3. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. Москва-Обнинск, 2007.

4. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2009.

5. Манеров Р.В. Психология отцовства. СПб, 2003.

6. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.

7. Савенышева С.С., Савина E.M. Отношение к ребенку в пренатальный период его развития у мужчин в связи с супружескими отношениями // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2018 № 58 (3). С. 343-346.

8. Busonera A., Cataudella S., Lampis J. The beginning of the father -child relationship: exploring the influence of intra and interpersonal variables on the PFA (paternal-fetal attachment). XIX national congress Italian psychological association clinical and dynamic section Turin - september 29-october 01 2017, at Turin, Volume: Abstract in Mediterranean Journal of Clinical Psychology MJCP. Vol. 5, n.2 A Suppl. 2017

9. Colpin H., De Munter A., Nys K., Vandemeulebroecke L. Prenatal attachment in future parents of twins. Early Development and Parenting. 1998; 7, 223-227.

10. Condon J.T. The parental-foetal relationship: A comparison of male and female expectant parents. Journal of Psychosomatic Obstetrics & Gynecology. 1985;4 (4): 271-284.

11. Condon J.T., Corkindale C.J., Boyce P., Gamble E. A longitudinal study of father-to-infant attachment: antecedents and correlates, Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2013; 31:1, 15-30.

12. Cranley M.S. Roots of attachment: The relationship of parents with their unborn. Birth Defects: Original Article Series. 1981; 17(6): 59-83.

13. Ferketich S.L., Mercer R.T. Paternal-infant attachment of experienced and inexperienced fathers during infancy. Nursing Research. 1995; 44: 31-37.

14. Hjelmstedt A., Collins A. Psychological functioning and predictors of father- infant relationship in IVF fathers and controls. Scandinavian Journal of Caring Science. 2008, 22: 72-78.

15. Kaur S., Mamta, Sagar N. Comparative study to assess the maternal and paternal fetal attachment among the expectant mothers and fathers. International Journal of Reproduction, Contraception, Obstetrics and Gynecology. 2017l; 6(7): 3134-3137.

16. McFarland-Piazza L., Hazen N., Jacobvitz D., Boyd-Soisson E. The development of father-child attachment: Associations between adult attachment representations, recollections of childhood experiences and caregiving. Early Child Development and Care. 2012; 182: 701-721.

17. Mercer R.T., Ferketich S., May K., DeJoseph J., Sollid D. Further exploration of maternal and paternal fetal attachment. Research in Nursing and Health. 1988; 11(2): 83-95.

18. Seimyr L., Sjogren B., Wells-Nystrom B., Nissen E. Antenatal maternal depressive mood and parental-foetal attachment at the end of pregnancy. Archives of Women's Mental Health. 2009; 12, 269-279.

19. Ustunsoz A., Guvenc G., Akyuz A., Oflaz F. Comparison of maternal-and paternal-fetal attachment in Turkish couples. Midwifery. 2010; 26(2): e1-e9.

Психология

УДК 159.922. 6

старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Иванова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Емельянова Анна Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье раскрываются особенности мотивационной сферы первоклассников, характеризующей процесс школьной адаптации. Описаны результаты констатирующего и формирующего эксперимента. Авторами были изучены отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию, уровень школьной тревожности и ведущие мотивы учащихся первых классов. В результате констатирующего эксперимента была выделена экспериментальная группа, в которую вошли первоклассники с низкими показателями изучаемых шкал. Результаты формирующего эксперимента выявили положительную динамику изменений данных показателей. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов позволил сделать вывод об эффективности проведения комплекса развивающих занятий в условиях общеобразовательной школы, в результате которых была выявлена тенденция к увеличению детей, имеющих к концу учебного года высокий, редко средний уровень адаптации.

Ключевые слова: адаптация, школьная тревожность, мотивационная сфера, мотивы учения. Annotation. The article reveals the features of the motivational sphere of first-graders, which characterizes the process of school adaptation. The results of the ascertaining and formative experiment are described. The authors studied the attitudes of children to school and the educational process, the emotional response to the school situation, the level of school anxiety and the leading motives of first grade students. As a result of the ascertaining experiment, an experimental group was selected, which included first-graders with low rates of the scales under study. The results of the formative experiment revealed a positive trend of changes in these indicators. Comparative analysis of the results of ascertaining and formative experiments allowed to conclude about the effectiveness of conducting a complex of developmental activities in the conditions of a general education school, which resulted in a tendency to an increase in children who have a high, rarely average level of adaptation by the end of the school year. Keywords: adaptation, school anxiety, motivational sphere, learning motives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.