Научная статья на тему 'Отношение к отцовству у мужчин на разных этапах родительства'

Отношение к отцовству у мужчин на разных этапах родительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1563
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ОТЦОВСТВУ / ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ / ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ / УСТАНОВКИ НА ВОСПИТАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ / РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ / ATTITUDE TO CHILD / ATTITUDE TO FATHERHOOD / ATTITUDE TO FAMILY / ATTITUDES TO EDUCATION / ATTITUDE TO PARENTAL ROLE / ROLE EXPECTATION AND AMBITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савенышева Светлана Станиславовна

В данной статье рассматривается отношение к отцовству и семье, а также установки на воспитание, ролевые ожидания и притязания у мужчин на различных стадиях родительства: у мужчин в период беременности их супруг, и у мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 60 мужчин периода ранней и средней взрослости в возрасте 21-45 лет. Для исследования проблемы отношения к отцовству и родительству были использованы следующие методы: анкета, методика «Незаконченные предложения», «Рисунок семьи», опросник отношения к родительской роли «PARI», опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой, Цветовой тест отношений. Исследование выявило особенности и различия в отношении к родительству и семье, также как в установках на воспитание, ролевых ожиданиях и притязаниях у мужчин на разных стадиях родительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Савенышева Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Men`s Attitude towards fatherhood at different stages of parenthood

This article considers men`s attitude to fatherhood and family, as well as to education, role expectation and ambitions at different stages of parenthood: men during pregnancy of their wives and men bringing up infants and children of preschool age. The study involved 60 men aged 21 to 45 years. To study the idea of fatherhood and parenting the research used the following methods: questionnaire, the method of incomplete sentence, projective technique Drawing the family, a questionnaire related to parental role PARI, a questionnaire Role expectation and aspiration in marriage by A. N. Volkova, Color test relations. The study revealed the characteristics and differences in attitudes to parenting and family, as well as to education, role expectation and ambitions of men at different stages of parenthood.

Текст научной работы на тему «Отношение к отцовству у мужчин на разных этапах родительства»

УДК 159.923.2 С. С. Савенышева

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3

ОТНОШЕНИЕ К ОТЦОВСТВУ У МУЖЧИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РОДИТЕЛЬСТВА1

Анализ современных отечественных публикаций в области психологии отцовства показал, что в настоящее время данная тема находится на этапе скорее теоретического осмысления, чем эмпирического исследования, в противовес психологии материнства, которая последние десятилетия активно разрабатывается как теоретически, так и экспериментально.

При этом проблема отцовства изучается чаще всего, как один из элементов других феноменов, не являясь по существу предметом изучения. Самостоятельно феномен отцовства предметом изучения ни в рамках детской, ни в рамках семейной психологии не выступает [1].

Анализ зарубежных публикаций показывает, что за последние 30 лет резко возросло количество исследований в области отцовства, особенно в США и Германии. Зарубежные исследователи подчеркивают проблему недостаточной разработанности методологических подходов и методов к исследованию отцовства [2].

При анализе публикаций, посвященных отцовству, выделяется два направления изучения данного феномена — отношение к родительству, отцовской роли через призму личности мужчины, и — изучение влияния отца на развитие различных сторон личности ребенка на разных этапах его развития.

Первое направление только в последнее время начинает разрабатываться теоретически и экспериментально. Анализ проблемы отцовства с культурно-исторической точки зрения поднимался в работах М. Мид (1998), И. С. Кона (2009), Т. А. Гурко (2008). Теоретический анализ современных подходов к изучению феномена отцовства приводится в работе И. В. Павлова (2008). Не только теоретический анализ, но и экспериментальные исследования приводятся в работах Р. В. Овчаровой (2003, 2005) и Ю. В. Бори-сенко (2006). Так в работах Р. В. Овчаровой анализируется психологическая готовность к отцовству, исследуется представление об отцовстве в период ранней взрослости в зависимости от различных факторов [3, 4]. В работах Ю. В. Борисенко приводится разработка феномена отцовства как структурно, так и функционально, приводится экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы о структуре отцовства, а также сравнение личностных характеристик у мужчин, имеющих и не имеющих детей. Автор рассматривает феномен отцовства с точки зрения зрелости личности, как фактор, влияющий на эффективное развитие личности [1, 5].

Также встречаются исследования, посвященные отдельным аспектам отцовства. Например, таким как мотивационные аспекты отцовства [6], вопросы и факторы психологической готовности к отцовству [4, 7, 8].

Второе направление, связанное с влиянием отца на психическое развитие ребенка в большей степени, чем первое представлено эмпирически — изучается влияние отца на интеллектуальное, морально-нравственное развитие ребенка, половую идентифика-

1 Работа выполнена при поддержке гранта молодых ученых № НИР 8.23.466.2011 факультета психологии СПбГУ (2011) на тему «Представление и отношение к отцовству у мужчин».

© С. С. Савенышева, 2012

цию, самооценку, волевую сферу, сферу семейных отношений. Наиболее часто такие исследования проводятся методом сравнения детей из полных и неполных семей [3, 9-14].

Таким образом, анализ современных научных источников показывает, что к настоящему времени более подробно изучены роль и влияние отца на психическое развитие ребенка, тогда как сам феномен отцовства, как часть личностной сферы мужчины в настоящее время изучен недостаточно, особенно с точки зрения родительских чувств и представлений о родительстве, а также факторов на них влияющих.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей отношения к отцовству и семье у мужчин на разных этапах родительства: в период беременности супруги, отцов, воспитывающих детей раннего возраста и дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Отношение к ребенку и семье у мужчин более позитивное и эмоционально близкое после рождения ребенка, и зависит от отношений с супругой и возраста ребенка.

Объектом исследования являются отношение к отцовству и семье у мужчин.

В исследовании анализировались следующие параметры: 1) особенности отношения к ребенку, супруге, семье, родительству; 2) отношение к родительской роли, установки на воспитание ребенка; 3) взаимосвязанность данных характеристик отношения к отцовству у мужчин.

В исследовании приняло участие 60 мужчин периода ранней и средней взрослости в возрасте от 21 до 45 лет, состоящих в браке, с разным образовательным уровнем.

Для изучения отношения к отцовству и семье были использованы следующие методы:

• Анкета для изучения анамнестических данных, а также отношения к рождению и воспитанию ребенка.

• Методика «Рисунок семьи».

• Опросник отношения к родительской роли «PARI» (в адаптации Р. В. Овчаро-вой).

• Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой.

• Цветовой тест отношений (на этапе ожидания рождения ребенка).

• Методика «Незаконченные предложения» (модифицированный вариант) (применялся для мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста).

Результаты

Анализ отношения к беременности и к ребенку в период беременности супруги показал, что для половины мужчин (51 %), она является желанной, и первые мысли, впечатления о беременности, были положительными. При этом, если больше половины женщин посещали курсы для беременных (54 %), то среди мужчин таких всего 27 %.

Анализ системы значимых отношений (с помощью методики ЦТО) показал, что у мужчин в данный период наиболее значимыми понятиями являются супруга (1,71) и ребенок (1,91), а отношение к себе занимает только третье ранговое место (2,44), тогда как у женщин по нашим данным обычно первые позиции занимают понятия «Я» и «ребенок» [15]. У мужчин достаточно значимыми понятиями являются также понятия «семья» (2,63) и «беременность» (2,61), позитивно воспринимается понятие «роды». Изучение отношения к родителям показывает преимущественно нейтральное отношение к матери, и более негативно окрашенное отношение к отцу (табл. 1).

Таблица 1. Особенности системы значимых отношений у мужчин в период беременности супруги (ЦТО)

Параметры Среднее (ранг) Ст. откл.

Я 2,435 1,797

Супруга 1,717 1,455

Семья 2,630 1,691

Папа 3,891 2,415

Мама 3,000 2,271

Ребенок 1,913 1,518

Беременность 2,609 1,972

Роды 2,804 2,344

Изучение отношений к супруге и будущему ребенку с помощью методики «Рисунок семьи» показывает, что у мужчин в период ожидания ребенка наблюдается более тесный эмоциональный контакт с супругой, чем с ребенком. Эмоциональный контакт с ребенком находится на низком уровне — многие мужчины на данном этапе ребенка пока еще не включают в образ семьи, в отличие от женщин. Уровень тревожности и конфликтности в семье — средний (табл. 2).

Таблица 2. Особенности восприятия семейной ситуации мужчинами (методика «Рисунок семьи») в период ожидания рождения ребенка

Параметры Среднее(балл) Ст. откл.

Контакт с ребенком 1,06 0,89

Контакт с супругой (-ом) 1,44 1,09

Тревожность 1,55 1,01

Конфликтность 1,80 0,61

Изучение отношения к семейной роли (с помощью методики PARI) у мужчин в период беременности супруги показал, что большая часть установок на воспитание находится в области средних значений, за исключением параметров «необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка» (16,76), «побуждений словесных проявлений, вербализаций» (17,71) — у мужчин они находятся на высоком уровне. Данные характеристики имеют высокие значения, как показывают исследования, и у женщин. Высокий уровень также был выявлен у установки «уравнительные отношения между родителем и ребенком» (16,05). Наиболее низкий уровень можно отметить у установки «доминирование, власть родителей» (10,48), а также у различных установок, относящихся к блокам гиперопеки и эмоциональной дистанции с ребенком.

Изучение ролевых ожиданий у супругов в период беременности супруги выявил у мужчин более высокий уровень ожиданий, по сравнению с притязаниями только по эмоционально-психотерапевтической и родительско-воспитательной шкалам, тогда как по остальным шкалам показатели притязаний и ожиданий близки, а по хозяй-

ственно-бытовой шкале показатели притязаний даже незначительно выше показателя ожиданий. В целом можно отметить у мужчин в период беременности их супруги среди исследуемых параметров большую выраженность шкал внешней привлекательности и родительско-воспитательной, и меньшую — шкал социальной активности и хозяйственно-бытовой (табл. 3). Также была выявлена высокая личностная идентификация с супругой в период ее беременности и меньшая значимость сексуальных отношений в данный период.

Таблица 3. Особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у мужчин в период беременности супруги (РОП)

Параметры Среднее (балл) Ст. откл.

Сексуальные отношения 4,741 0,813

Личностная идентификация с супругом 5,963 1,556

Ожидания в хозяйственно-бытовой сфере 4,296 1,436

Притязания в хозяйственно-бытовой сфере 4,370 1,735

Ожидания в родительской сфере 6,593 1,152

Притязания в родительской сфере 6,185 1,210

Ожидания в сфере социальной активности 3,926 1,466

Притязания в сфере социальной активности 3,963 1,315

Ожидания в эмоционально-психотерапевтической поддержке 5,222 1,050

Притязания в эмоционально-психотерапевтической сфере 4,296 1,137

Ожидания внешней привлекательности партнера 6,741 1,023

Притязания на внешнюю привлекательность 6,556 1,013

Корреляционный анализ параметров отношения к будущему ребенку и семье у мужчин в период беременности супруги позволил выявить следующее.

Такие параметры системы значимых отношений как семья, родители, ребенок, беременность, роды у мужчин оказались тесно взаимосвязаны. В меньшей степени, но также включены в структуру степень эмоциональной близости с супругой и понятие Я. Интересно, что понятие Я не связано с понятием супруга и ребенок, но положительно связано с понятием мама, что еще раз подчеркивает значение отношений с мамой для отношения к себе.

Анализ взаимосвязей значимости (ранга) партнера, беременности и будущего ребенка в системе значимых отношений (ЦТО) и степени эмоциональной близости/дистанции с супругом и ребенком («Рисунок семьи») показал, что и у мужчин при более тесном эмоциональном контакте с супругой, наблюдается более тесный контакт с ребенком, и наоборот. При этом при большой значимости супруги отмечается меньший эмоциональный контакт с ребенком.

Анализ взаимосвязей значимости партнера, беременности и будущего ребенка (ЦТО), степени эмоциональной близости/дистанции с супругой и ребенком («Рисунок семьи») и установок на воспитание (PARI) показал, что и у мужчин установки на воспитание в наибольшей степени связаны со значимостью беременности и родов. При более высокой значимости беременности отмечается более высокая выраженность

как установок, относящихся к оптимальному эмоциональному контакту с ребенком, так и отдельных установок, относящихся к чрезмерной опеке с одной стороны, так и чрезмерному раздражению и избеганию с другой. Можно отметить, что у мужчин не выявлено связей установок на воспитание с параметрами эмоционального контакта с супругой и ребенком, то есть можно предположить, что установки на воспитание формируются на более ранних этапах и отношения к супруге и ребенку на данном этапе их не определяют.

Анализ взаимосвязей значимости партнера, беременности и будущего ребенка, степени эмоциональной близости/дистанции с супругом и ребенком и ролевых ожиданий и притязаний в браке (РОП) показал, что у мужчин ролевые ожидания и притязания связаны в большей степени со значимостью понятий беременность и семья.

Рассмотрим теперь особенности отношения к отцовству и семье у мужчин на следующем этапе родительства — воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста.

Исследование отношения к отцовству и представления об отцовстве у мужчин с помощью методики «Незаконченные предложения» позволило выявить следующие особенности. Качественный анализ понятия «отцовство» показал, что у мужчин наиболее встречаемые в определении понятия категории — это ответственность (30 %), позитивные эмоции (счастье, радость, гордость — 20 %), смысл жизни (13,3 %). Также встречались определения понятия отцовства — как этапа жизни (6,67 %), призвания/ профессии (6,67 %).

Оценка эмоциональной окраски понятия показала, что большинство мужчин исследуемой выборки, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, оценивают данное понятие либо положительно, либо нейтрально, но при этом наиболее позитивно, по сравнению с другими понятиями (табл. 4). Также достаточно позитивное отношение наблюдается и к детям. При этом отношение к родителям и к себе скорее нейтральное. Качественный анализ показал, что многие мужчины указывают на холодные отношения с родителями либо в детстве, либо в настоящее время, а отношение к себе у многих мужчин характеризуется критичностью.

Анализ отношений в семье с помощью методики «Рисунок семьи» показал, что у мужчин наблюдаются достаточно близкие эмоциональные отношения и с супругой, и с ребенком, на фоне низкого уровня тревожности и конфликтности. Причем эмоциональный контакт с ребенком у мужчин такой же тесный как с супругой и даже незначительно ближе.

Изучение установок на воспитание у мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, показало, что наиболее выраженными оказались установки, относящиеся к блоку оптимального эмоционального контакта: установка на побуждение словесных проявлений, вербализаций (16,15) и установка на уравнительные отношения между родителями и ребенком (15,20). Достаточно высокий уровень можно отметить у установок на сверхавторитет родителей (14,53), развитие активности ребенка (14,75) и важности роли отца в воспитании ребенка (14,90). В наименьшей степени проявляются стремление ускорить развитие ребенка (10,20) и установка на подавление сексуальности ребенка (10,55). Установки, относящиеся к блоку эмоциональной дистанции с ребенком, у мужчин выражены слабо. Таким образом, у мужчин исследуемой выборки наблюдается большая выраженность конструктивных родительских установок на воспитание ребенка.

Таблица 4. Особенности отношения к отцовству и семье у мужчин, воспитывающих детей

раннего и дошкольного возраста

Параметры Среднее (балл) Ст. откл.

Незаконченные предложения

Отцовство 4,424 1,393

Дети 4,333 1,013

Беременность 4,076 1,347

Родители 3,333 1,472

Супруга 4,000 1,601

Я 3,242 1,119

Семья 4,076 1,448

Рисунок семьи

Эмоциональный контакт с супругой 2,800 0,676

Эмоциональный контакт с ребенком 2,933 0,594

Тревожность в семье 1,000 0,535

Конфликтность в семье 1,033 0,516

Изучение ролевых ожиданий у мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста показало, что наиболее высоки у мужчин ожидания от супруг в эмоционально-психотерапевтической сфере и родительско-воспитательской, а в наименьшей — в сфере социальной активности и хозяйственно-бытовой (табл. 5).

Таблица 5. Особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у мужчин (РОП), воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста

Параметры Среднее (балл) Ст. откл.

Сексуальные отношения 4,545 1,819

Личностная идентификация с супругом 4,818 2,196

Ожидания в хозяйственно-бытовой сфере 4,545 1,438

Притязания в хозяйственно-бытовой сфере 5,000 2,047

Ожидания в родительской сфере 6,500 1,793

Притязания в родительской сфере 6,545 2,220

Ожидания в сфере социальной активности 4,818 2,015

Притязания в сфере социальной активности 7,000 1,574

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидания в эмоционально-психотерапевтической поддержке 6,500 1,626

Притязания в эмоционально-психотерапевтической сфере 5,136 2,274

Ожидания внешней привлекательности партнера 6,000 1,852

Притязания на внешнюю привлекательность 4,318 2,102

При этом сами они готовы взять на себя обязательства в профессиональной и родительско-воспитательной сфере. Таким образом, родительская шкала выражена у мужчин в наибольшей степени, по сравнению с другими шкалами. Наибольшие различия в ожиданиях и притязаниях наблюдаются у мужчин в сферах социальной активности и внешней привлекательности. Значимость сексуальных отношений в супружестве и установка на личностную идентификацию с брачным партнером находятся на среднем уровне.

Корреляционный анализ параметров отношения к отцовству и семье, установок на воспитание и ролевых диспозиций показал следующее. Отношение к отцовству, детям и беременности у мужчин положительно связаны между собой (р < 0,05), и в свою очередь тесно связаны с притязаниями во всех сферах (р < 0,01), кроме внешней привлекательности. Таким образом, в данный период отношение к ребенку и отцовству уже не связано с отношением к супруге, что наблюдалось у мужчин в период беременности супруги, это может свидетельствовать о большей независимости этих отношений.

Притязания в разных сферах у мужчин положительно связаны с их готовностью участвовать в воспитании ребенка и отрицательно — с раздражительностью, вспыльчивостью матери (р < 0,05).

Анализ взаимосвязей отношений с установками на воспитание выявил, что чем меньше выражена установка на супружеские конфликты (р < 0,01) и раздражительность, вспыльчивость супруги (р < 0,01), тем более позитивное отношение к отцовству у мужчин. Более позитивное отношение к ребенку и беременности также отмечается при меньшей выраженности такой установки как вспыльчивость супруги (р < 0,01). Таким образом, более негативное отношение к отцовству и ребенку у мужчин оказывается тесно связанным с отрицательным эмоциональным отношением супруги к ребенку.

Эмоциональный контакт с супругой положительно связан с побуждением вербализаций ребенка, отрицательно — с установкой на супружеские конфликты, но при этом положительно — с избеганием общения с ребенком (р < 0,05). Выявленная связь эмоционального контакта с супругой и установки на избегание общения с ребенком может быть объяснена тем, что мужчины, у которых был выявлен более тесный эмоциональный контакт с женой, больше стремятся к общению именно с ней, а не с ребенком. Интересной также является отрицательная связь эмоционального контакта с ребенком и установки на развитие активности ребенка, эта связь может быть объяснена тем, что мужчины, ориентированные на эмоциональное взаимодействие с ребенком, в меньшей степени стремятся к его сверхраннему развитию, не видят необходимости в этом.

Анализ взаимосвязей параметров отношения к отцовству и семье, установок на воспитание, ролевых ожиданий и притязаний с возрастом и уровнем образования не выявил связей с возрастом мужчин, но при этом выявил многочисленные связи с уровнем образования. Так, мужчины с более высоким уровнем образования более позитивно относятся к отцовству и детям (р < 0,01), они ожидают большего участия супруги в хозяйственно-бытовой и родительской сферах (р < 0,05), тогда как на себя готовы взять профессиональную активность (р < 0,01); у них также более выражены установки на сверхавторитет родителей и подавление агрессивности ребенка, и меньше — установка на раздражительность, вспыльчивость матери (р < 0,05).

Таким образом, к системообразующим показателям у мужчин можно отнести отношение к отцовству, детям и беременности и установку на вспыльчивость, раздражительность супруги, а также уровень образования мужчин.

Сравнительный анализ отношения к отцовству у мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, позволил выявить следующее (табл. 6). Мужчины, воспитывающие детей раннего возраста, более позитивно относятся к своей жене (р < 0,001) и семье в целом (р < 0,01). Это частично подтверждается и результатами методики «Рисунок семьи»: у мужчин, воспитывающих детей раннего возраста, эмоциональный контакт с супругой более близкий, по сравнению с мужчинами, воспитывающими детей дошкольного возраста (данные различия находятся на уровне статистической тенденции). Это может быть объяснено меньшим семейным стажем, и, соответственно, большей эмоциональной привязанностью к супруге. Но, с другой стороны, это противоречит данным о том, что первые годы после рождения ребенка являются кризисными для семьи [16].

Таблица 6. Особенности отношения к отцовству и семье у мужчин, воспитывающих детей

раннего и дошкольного возраста

Параметры Среднее значение Стандартное отклонение Р

Ранний возраст Дошкольный возраст Ранний возраст Дошкольный возраст

Незаконченные предложения

Отцовство 4,667 4,263 1,047 1,593 0,404

Дети 4,533 4,211 0,896 1,084 0,360

Беременность 4,500 3,842 1,350 1,344 0,167

Родители 3,800 3,000 1,424 1,414 0,112

Супруга 5,067 3,211 0,799 1,584 0,0001

Я 3,533 3,105 1,246 1,049 0,285

Семья 4,900 3,474 1,004 1,429 0,003

Рисунок семьи

Эмоциональный контакт с женой 3,300 2,636 0,447 0,674 0,066

Эмоциональный контакт с ребенком 3,100 2,909 0,742 0,539 0,567

Тревожность в семье 1,200 0,909 0,447 0,539 0,312

Конфликтность в семье 1,200 0,955 0,570 0,472 0,380

Анализ различий в установках на воспитание выявил, что для мужчин, воспитывающих детей раннего возраста, более характерна установка на избегание ребенка, чем для мужчин, воспитывающих детей дошкольного возраста (р < 0,01). Это согласуется с известным представлением о том, что мужчины предпочитают взаимодействовать с ребенком более старшего возраста — после 3-х лет.

Небольшое количество выявленных различий в представлении и отношении к отцовству у мужчин, в зависимости от возраста детей может быть объяснено небольшим на данный момент объемом выборки, и, возможно, при ее увеличении нам удастся выявить большее количество различий.

Сравнительный анализ отношения к родительству, установок на воспитание и ролевых притязаний у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, показал следующее.

Анализ восприятия семейных отношений по различным параметрам (по методике «Рисунок семьи») выявил достоверные различия по всем исследуемым параметрам (табл. 7).

Так, у мужчин, уже воспитывающих детей, одинаковый эмоциональный контакт с ребенком и с супругой, и его уровень достоверно выше (р < 0,001), чем у мужчин, ожидающих рождения ребенка. То есть у мужчин с детьми наблюдается и более тесная связь с ребенком, но также и с женой. Кроме того, был зафиксирован достоверно менее высокий уровень тревожности и конфликтности в представлении семьи у мужчин уже воспитывающих детей (р < 0,001). Таким образом, у мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, образ семьи более позитивный и отношения с ребенком и супругой отличаются большей эмоциональной близостью.

Таблица 7. Различия в восприятии семейных отношений («Рисунок семьи») у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста

Параметры Среднее значение Стандартное отклонение р

Мужчины, ожидающие рождения ребенка Мужчины с детьми Мужчины, ожидающие рождения ребенка Мужчины с детьми

Контакт с ребенком 1,481 2,800 0,753 0,676 0,0001

Контакт с супругой 2,130 2,933 0,850 0,594 0,002

Тревожность 2,111 1,000 0,655 0,535 0,0001

Конфликтность 1,796 1,033 0,609 0,516 0,0001

Сравнительный анализ установок на воспитание у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, выявил следующие достоверные различия (табл. 8). У мужчин на этапе ожидания рождения ребенка более выражена установка на побуждение словесных проявлений, вербализаций (р < 0,05), а также более выражены такие неконструктивные установки, как доминирование и власть родителей (р < 0,001), преодоление сопротивления, подавление воли (р < 0,01), а также установка на супружеские конфликты (р < 0,05). Таким образом, стремление к подавлению и доминированию в отношениях с ребенком менее характерно для мужчин, уже воспитывающих детей.

Сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, выявил достоверные различия в идентификации с супругой — ее уровень выше у мужчин, ожидающих рождения ребенка (р < 0,05). У мужчин, уже воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, выше уровень ожиданий и притязаний в сферах социальной активности и эмоционально-психотерапевтической, и ниже — в сфере внешней привлекательности (табл. 9). Причем наиболее яркие различия наблюдаются в уровне притязаний в сфере социальной активности и внешней привлекательности и ожиданий от супруги в эмоционально-психотерапевтической поддержке.

Таблица 8. Различия в установках на воспитание у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста

Установки на воспитание Среднее значение Стандартное отклонение р

Мужчины, ожидающие рождения ребенка Мужчины с детьми Мужчины, ожидающие рождения ребенка Мужчины с детьми

1. Побуждение словесных проявлений, вербализаций 17,714 16,150 1,554 2,254 0,013

4. Преодоление сопротивления, подавление воли 14,048 11,700 2,747 1,689 0,002

7. Супружеские конфликты 13,762 11,850 2,663 2,346 0,020

19. Доминирование, власть родителей 10,476 13,150 2,316 2,033 0,0001

Таблица 9. Особенности ролевых ожиданий и притязаний у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста

Параметры Среднее значение Стандартное отклонение р

Мужчины, ожидающие рождения ребенка Мужчины с детьми Мужчины, ожидающие рождения ребенка Мужчины с детьми

Сексуальные отношения 4,733 4,545 0,785 1,819 0,615

Личностная идентификация с супругом 5,967 4,818 1,497 2,196 0,029

Ожидания в хозяйственно-бытовой сфере 4,200 4,545 1,400 1,438 0,389

Притязания в хозяйственно-бытовой сфере 4,300 5,000 1,685 2,047 0,183

Ожидания в родительской сфере 6,633 6,500 1,098 1,793 0,741

Притязания в родительской сфере 6,233 6,545 1,165 2,220 0,514

Ожидания в сфере социальной активности 3,833 4,818 1,440 2,015 0,045

Притязания в сфере социальной активности 4,067 7,000 1,363 1,574 0,0001

Ожидания в эмоционально-психотерапевтической поддержке 5,267 6,500 1,015 1,626 0,001

Притязания в эмоционально-психотерапевтической сфере 4,133 5,136 1,224 2,274 0,046

Ожидания внешней привлекательности партнера 6,833 6,000 1,020 1,852 0,043

Притязания на внешнюю привлекательность 6,600 4,318 0,968 2,102 0,0001

Выводы

Изучение отношения к семье и ребенку у мужчин в период беременности супруги показало высокую значимость для них понятий «ребенок» и «супруга», позитивную окрашенность понятий «семья» и «беременность». При этом ребенка в образ семьи многие мужчины пока еще не включают. Анализ установок на воспитание обнаруживает меньшую выраженность установок, относящихся к блоку эмоциональной дистанции и гиперопеки. Исследование ролевых ожиданий и притязаний в браке выявило, что данная сфера занимает ведущее положение вместе со сферой внешней привлекательности. Корреляционный анализ показал тесную взаимосвязанность понятий «семья», «родители», «ребенок», «беременность» и «роды» у мужчин на данном этапе. Анализ также выявил, что более тесный эмоциональный контакт с ребенком наблюдается при эмоциональной близости с супругой. Системообразующим показателем является понятие «беременность» — оно тесно связано с установками на воспитание и ролевыми диспозициями.

Анализ понятия «отцовство» у мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, показал, что мужчины рассматривают его чаще всего как «ответственность» и через позитивные чувства. Данное понятие у них наиболее положительно окрашено, наряду с понятием «дети». Эмоциональный контакт с ребенком и супругой одинаково тесный и характеризуется большой эмоциональной близостью. Изучение установок на воспитание показало, что у мужчин исследуемой выборки наблюдается большая выраженность конструктивных родительских установок на воспитание ребенка. Исследование ролевых ожиданий и притязаний в браке выявило большую значимость родительской сферы, но также высокий уровень притязаний в сфере профессиональной активности. Корреляционный анализ выявил взаимосвязанность отношений к родительству, детям и беременности у мужчин, воспитывающих детей. Анализ системообразующих показателей показал, что именно эти отношения тесно связаны с установками на воспитание. К системообразующим показателям у мужчин также можно отнести установку на вспыльчивость, раздражительность супруги и уровень образования мужчин.

Сравнительный анализ представления и отношения к отцовству у мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, показал, что мужчины, воспитывающие детей раннего возраста более позитивно относятся к своей жене и семье в целом, и что для них более характерна установка на избегание ребенка.

Сравнительный анализ восприятия семейных отношений у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, показал, что у мужчин, уже воспитывающих детей, эмоциональный контакт с ребенком и с супругой, достоверно выше, чем у мужчин, ожидающих рождения ребенка. Также было выявлено, что у мужчин, уже воспитывающих детей, менее высокий уровень тревожности и конфликтности.

Сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, выявил достоверные различия в идентификации с супругой и уровне ожиданий и притязаний в сферах социальной активности, эмоционально-психотерапевтической и сфере внешней привлекательности. Сравнительный анализ установок на воспитание у мужчин на этапе ожидания рождения ребенка и мужчин, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, выявил, что у мужчин на этапе ожидания

рождения ребенка более выражена установка на побуждение словесных проявлений, доминирование и власть родителей, преодоление сопротивления, подавление воли, а также на супружеские конфликты.

Литература

1. Борисенко Ю. В. Психология отцовства. Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. 220 с.

2. Handbook of father involvement / ed. by C. Tamis-LeMonda and N. Cabrera. London, Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum associates, 2002. 658 p.

3. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 319 с.

4. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академия», 2005. 368 с.

5. Борисенко Ю. В., Портнова А. Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 122-130.

6. Архиреева Т. В. Ситуационные детерминанты отцовства // Перинатальная психология и психология родительства. 2009. № 2. С. 35-46.

7. Демчук Н.А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству: дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2006. 223 с.

8. Неумоина Е. С. Исследование психологической готовности к отцовству // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». Ч. 2. М., 2005. С. 90-91.

9. Авдеева Н. Н. Психология отцовства. Практические рекомендации для пап // Виноград. 2008. № 2. URL: http://www.vinograd.su/upbringing/detail.php?id=42795. (дата обращения: 12.05.2012).

10. Калина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 25 с.

11. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: «Гардарики», 2005. 320 с.

12. Коркина Н. А. Отцовство в современной семье // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. С. 48-54.

13. Barth Stepfan Vaterschaft im Wandel. URL: http://www.vaeternotruf.de/vaterschaft-im-wandel. htm (дата обращения: 02.05.2000)

14. Fthenakis W. E. Vаter, Band I, Zur Psychologie der Vater-Kind-Beziehung. Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1985.

15. Савенышева С. С. Особенности супружеских отношений и отношений к ребенку в период беременности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 4. С. 106-112.

16. Олифирович Н. И., Зинкевич Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: «Речь», 2006. 360 с.

Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.