Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
с возрастным нигилизмом. Но главное, что затрудняет процесс сравнения, - это неясность, нечеткость проявлений их качеств в поведении, а также неумение ребенка вычленять различные личностные характеристики в обыденных ситуациях (то, что в художественных произведениях сделано автором).
Разработанная нами технология организации социального сравнения школьниками себя с образом другого человека позволяет успешно сформировать это умение.
Заключение
Теоретический анализ психологической литературы показывает тщательную проработку общих, социальных и возрастных аспектов проблемы представленности образа другого человека в сознании развивающегося ребенка. Образы взрослого и сверстника по-разному, но весьма интенсивно влияют на формирование представлений школьников о себе. Психологопедагогический аспект решения проблемы, на наш взгляд, должен быть связан с формированием у школьников умения последовательно (по алгоритму) сравнивать себя с сущностными чертами личности другого человека (взрослого и сверстника).
Библиографический список
1. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 143 с.
2. ЛисинаМ. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
144 с.
3. Карпушова О. А. Развитие образа сверстника у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 81-85.
Image of «The other» in the Course of Self-Cognition Development in the School Children
Svetlana B. Spiridonova
Volgograd State Social-Pedagogical University 27, Lenina str., Volgograd, 400066, Russia E-mail: [email protected]
The article analyzes the problem of self-cognition development in the school children. The research suggests theoretical analysis of the approaches to the problem of the influence of the image of «the other» on the self-cognition development. The empirical research has been made on the sample group of more than 300 school children age 8-17 from several Volgograd schools. Method of free self-description has been used as the major one. It has been stated that there are characteristics of the significant «other» people in the contents of self-cognition of the school children through which their own characteristics are revealed. Image of «the other» in self-cognition of school children is represented in four modalities: perfect adult, actual adult, perfect peer, actual peer. Psychological and pedagogical aspect of the problem under research presupposes formation of sequential «other» analysis skill in the school children and ability to compare his/her essential characteristics to characteristics of one's own personality.
Key words: «I» image, self-cognition, «other» image, cognition of the other, perfect other.
References
1. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya v psikhologii (Problem of self-cognition in psychology). Moscow, 1977. 143 p. (in Russian).
2. Lisina M. I. Problemy ontogeneza obshcheniya (Problems of communication ontogeny). Moscow, 1986. 144 p. (in Russian).
3. Karpushova O. A. Razvitie obraza sverstnika u mladshikh shkol'nikov (Development of primary school age pupils' peer's image). Nachal'naya shkolaplyus do iposle (Primary school plus before and after). 2013, no. 1, pp. 81-85 (in Russian).
УДК 316.6
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ/ОТЦОВСТВЕ И РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ У МОЛОДЕЖИ
А. Р. Вагапова
Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Проанализированы теоретические подходы к пониманию процесса формирования представления о родительстве. Выявлены половые различия в представлениях о материнстве и отцовстве, а также в родительских установках и ожиданиях. Выборка исследования включала в себя 60 респондентов (30 юношей и 30 девушек в возрасте от 20 до 24 лет). Применялся комплекс методик - модифицированного варианта методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, адаптированный Л. H. Соб-чик, в модификации Р. В. Овчаровой, методики PARI E. C. Шеф-
фера и P. K. Белла, адаптированной Т. В. Нещерет, в модификации Т. В. Архиреевой, методики Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе», методов сравнительного анализа. Это позволило выявить, что материнство и отцовство для молодежи - понятие абстрактное и не осмысленное до конца. В представлениях как юношей, так и девушек проявлены стереотипные умозаключения о материнстве и отцовстве, основанные лишь на внешнем представлении о функциях родителя, семейной роли и воспитании подрастающего поколения. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.
Ключевые слова: семья, родительство, установки, ожидания, представления, материнство, отцовство, молодежь.
© Вагапова А. Р., 2015
А. Р. Вагапова. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки
Введение
Качеству родительства в современном обществе уделяется большое внимание наряду с вопросами семьи и детско-родительских отношений. Проблема целенаправленного изучения отношения молодежи к материнству и отцовству, родительским установкам и ожиданиям в научном плане до сих пор остается открытой. Ряд исследователей выявили, что родительство входит в структуру субъективного благополучия личности [1, с. 125], при этом большинство авторов подчеркивают роль именно осознанного родительства.
В статье мы обратились к изучению представления о родительстве в совокупности с установками о нем. Поскольку данные представления складываются не сразу, а на протяжении длительного времени, предшествующего реальному родительству, необходимо выявить качество представлений, а также возможное влияние половых отличий на эти представления. На наш взгляд, подобные исследования актуальны в силу сложной демографической ситуации в нашей стране и инфантильности значительной части молодежи.
Теоретический анализ проблемы
Исследователи неоднократно подчеркивали, что родительство - это довольно сложный феномен, включающий в себя не только эмоциональную составляющую, но и представления, установки, которые реализуются в практике родительства. Так, Р. В. Овчарова предполагает, что в развитой форме родительство включает: ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские: установки и ожидания, отношение, чувства, позиции, ответственность, стиль семейного воспитания [2, с. 8].
Родительские установки и ожидания являются одной из важных составляющих феномена родительства; они представляют собой определенный взгляд на свою роль родителя, включающий, в том числе, и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками, они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью. Как совокупность установок родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном (доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, своих родительских позиций и взаимодействия родители - дети), когнитивном (представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции) и поведенческом (коммуникативные позиции родителей, прогно-
стический аспект - планирование дальнейшего взаимодействия с ребенком) [3, с. 23].
Выборка, методики и методы исследования
Выборка исследования включала в себя студентов старших курсов высших учебных заведений г. Саратова (Саратовского государственного университета, Саратовского технического уиверситета, Поволжского института управления им. П. А. Столыпина) в количестве 60 человек, из них 30 девушек и 30 юношей. Возраст респондентов от 20 до 24 лет, респонденты в браке не состоят. Были использованы следующие методы сбора эмпирических данных: модифицированный вариант методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, адаптированный Л. H. Соб-чик, в модификации Р. В. Овчаровой, для изучения отношения к себе как идеальному родителю (родительству) и отношения к себе как реальному родителю; методика PARI (Parental attitude research instrument) E. C. Шеффера и P. K. Белла, адаптированная Т. В. Нещерет, в модификации Т. В. Архи-реевой, методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе».
Результаты исследования и их обсуждение
Нами было выдвинуто предположение, что на представления о материнстве и отцовстве влияют половые различия. В связи с этим выборка испытуемых была поделена по принципу половой принадлежности. Было также проведено исследование с помощью авторской анкеты: респондентам предлагалось ответить на вопрос, что такое, по их мнению, материнство и отцовство. Результаты ответов респондентов были занесены в таблицы, после чего проводился контент-анализ представлений молодежи о материнстве и отцовстве.
Структура представлений о материнстве и отцовстве включает ядерные и периферийные компоненты, а также те, которые обладают качественной центральностью. Нами была выявлена структура представлений о материнстве в группе юношей. Элемент ядра структуры их представлений о материнстве представлен такими характеристиками, как рождение, воспитание ребенка и проявление ответственности. Следующий элемент, обладающий качественной центральностью, содержит такие компоненты материнства, как проявление заботы и любви к ребенку, помощь ему. Элемент периферии включает следующие характеристики материнства: материальное обеспечение семьи; возможность обучения ребенка чему-либо; материнство как самопожертвование.
Структура представлений девушек о материнстве включает в себя следующие элементы: ядро - рождение и воспитание ребенка, проявление любви и заботы; следующий элемент - проявление
Психология социального развития
173
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
помощи, обучение ребенка и ответственность; на периферии материальное обеспечение семьи, самопожертвование.
Проанализировав ответы респондентов, мы выявили, что юноши и девушки считают материнством, прежде всего, рождение и воспитание ребенка. Различие в том, что юноши видят в материнстве большую ответственность, а девушки отдают предпочтение проявлению заботы и любви, положительных чувств по отношению к ребенку, а затем уже рассматривают материнство как ответственность. Это говорит о том, что необходимым и важным для будущих матерей является эмоциональный компонент родительства, в то время как для будущих отцов более важным компонентом материнства является ответственность за воспитание и развитие ребенка.
Девушки в большей степени, чем юноши, видят в материнстве возможность обучения ребенка чему-либо и помощи ему. Можно предположить, что это связано с тем, что матери уделяют больше времени занятиям с ребенком, выполняют с ним задания, делают уроки, готовят к школе и т. д.
Также юноши, в отличие от девушек, более склонны к тому, что материнство - проявление самопожертвования. Это можно объяснить тем, что после рождения ребенка и в первые годы его жизни женщина полностью отдает себя заботе о нем, удовлетворяет потребности и желания младенца, игнорируя свои, и уделяет меньше внимания своему супругу.
Были проанализированы ответы респондентов, касающиеся их представлений об отцовстве. Структура этих представлений у юношей определяется следующим образом: наиболее важными компонентами респонденты считают проявление защитной функции, материальное обеспечение семьи; далее следуют характеристики отцовства с точки зрения участия в рождении и воспитании ребенка, проявлении заботы о семье; и последний компонент структуры - это выстраивание и сохранение положительных отношений с ребенком, ответственность.
Рассмотрим структуру представлений девушек об отцовстве: наиболее важным его компонентом девушки считают проявление заботы о своей семье. Менее важными его характеристиками - проявление защиты своей семьи, выстраивание положительных отношений с ребенком и материальное обеспечение семьи. На последнем месте находятся проявление ответственности, участие в рождении и воспитании ребенка.
Таким образом, по результатам сравнительного анализа были установлены различия в представлениях об отцовстве: у юношей данный феномен включает в основном такие характеристики, как защита и материальное обеспечение своей семьи. Это связано с тем, что мужчины, как правило, выполняют в своей семье экономическую функцию, т. е. работают, делают карьеру и зарабатывают средства для обеспечения своих близких, выполняя еще и защитную функцию:
так исторически сложилось, что мужчина - это защитник и добытчик. Девушки же уверены, что отцовство - это, прежде всего, забота о своей семье, проявляющаяся в эмоциональной и физической поддержке ее членов, помощь, понимание и принятие сложных ситуаций.
В определении феномена отцовства меньше всего у юношей и больше у девушек проявлен фактор выстраивания и сохранения положительных отношений с ребенком и компонент ответственности, т. е. молодые люди полагают, что большая ответственность лежит на матери ребенка из-за большего контакта с ним и ее осведомленности о его потребностях. Девушки считают, что отцовская ответственность должна быть подкреплена и соответствующими отношениями с ребенком - доверием, близостью, любовью, пониманием, которые должны формироваться и развиваться в течение всей его жизни. Здесь очевидно рассогласование представлений юношей и девушек, несоответствие ожиданиям, т. е. некий конфликт представлений.
Таким образом, в представлениях юношей и девушек об отцовстве и материнстве существуют различия, которые определяются разными потребностями мужчин и женщин, связанными с родительством, несхожим ролевым исполнением, а также функциональной нагрузкой в семье.
В результате проведенного исследования с помощью модифицированной методики Т. Лири («Я-реальный» и «Я-идеальный» родитель) среди юношей и девушек были выявлены значимые различия в представлениях об идеальном отцовстве и материнстве (табл. 1).
Реальный образ себя как отца у юношей представлен следующими характеристиками: авторитарностью (властность, доминантность, энергичность, требование уважения к себе), альтруистичностью (принятие ответственности, деликатность, доброта), эгоистичностью (ориентация на себя, склонность к соперничеству, независимость, себялюбие). Меньше всего юноши склонны к зависимости от других, а также к подчинению и подозрительности (рис. 1).
У девушек характеристика себя как реального родителя несколько отличается от представлений об идеальном образе родителя. Так, реальный образ себя как будущей матери у девушек включает, прежде всего, такие характеристики личности, как альтруистичность (принятие ответственности, деликатность, доброта, проявление эмоционального отношения к людям в сострадании), авторитарность (доминантность, энергичность, стремление занимать лидерские позиции, успешность в делах), дружелюбность (инициативность, энтузиазм в достижении целей, стремление помогать, заслужить признание и любовь, общительность, проявление теплоты и дружелюбия в отношениях). Менее всего в реальном образе «я» девушек наблюдается стремление к подозрительности, обидчивости, склонности к сомнению во всем, а также стремление к подчинению и зависимости (см. рис. 1).
174
Научный отдел
А. Р. Вагапова. Представления о материнстве/отцоестве и родительские установки
Средние значения типов реального и идеального родителя
Таблица 1
Шкала Юноши Девушки
Тип родителя
Реальный Идеальный Реальный Идеальный
С РЗ С РЗ С РЗ С РЗ
Авторитарный 7,5 9,5-4,5 7,8 10,8-4,8 6,5 2-13 7,6 10,6-4,6
Эгоистичный 7,1 9,5-4,7 6,9 8,9-4,9 5,3 0-14 5,9 8,9-2,9
Агрессивный 6,8 8,3-5,3 6,6 9,1-4,1 5,3 1-14 5,6 8,6-2,6
Подозрительный 6,3 8,6-4,0 5,1 7.2-3,0 3,3 0-16 2,1 6,1-1,9
Подчиняемый 6,3 9,5-3,1 4,7 6,7-2,9 4,8 0-11 4,1 6,8-1,4
Зависимый 5,9 8,9-2,9 5,0 7,3-2,7 4,8 2-9 3,9 6,9-0,9
Дружелюбный 6,7 9,3-4,1 7,3 10,3-4,3 7,4 2-16 7,1 10,1-4,1
Альтруистический 7,3 10,2-4,4 7,7 10,7-4,7 7,7 2-12 7,4 9,6-5,4
Примечание. С - среднее значение, РЗ - разница значений.
Рис. 1. Средние значения «реальный» родитель по октантам: I - авторитарный; II - эгоистичный; III - агрессивный; IV - подозрительный; V - подчиняемый; VI - зависимый; VII - дружелюбный;
VIII -альтруистический
В целом можно сказать, что образ себя как реального родителя у девушек более гармоничен и позитивен, так как преобладают положительные качества альтруистичности, дружелюбности, но в сочетании с авторитарностью, т. е. доминированием родительской позиции. Образ реального родителя у юношей, в первую очередь, авторитарен, показывает стремление руководить, быть лидером в семье и определять стиль воспитания, а затем уже быть добрым и заботливым, но не забывать о себе, быть ориентированным на себя и уделять внимание собственной личности.
Теперь перейдем к рассмотрению представлений об идеальном родителе. Идеальный родитель в представлениях юношей должен быть уверенным в себе и энергичным человеком, который стремится научить чему-либо своего ребенка, требует от него уважения к себе как родителю, стремится быть наставником. В то же время он обладает такими качествами, как ответственность, деликатность, отзывчивость и мягкость, касающи-
мися воспитания своих детей, а также стремится быть независимым, ориентированным на себя, проявляющим склонность к соперничеству.
Идеальный родитель в представлениях девушек также характеризуется как уверенный в себе, упорный, настойчивый, проявляющий тенденции к лидерству наставник своего ребенка. В то же время он отличается добротой, стремлением заботиться о ребенке, хочет помогать и сопереживать ему. Также идеальный родитель должен быть склонным к сотрудничеству, гибким и компромиссным при решении конфликтных ситуаций и проявлять теплоту и дружелюбие в отношениях с детьми (рис. 2).
Таким образом, при проведении сравнительного анализа представлений молодежи о будущем материнстве и отцовстве с помощью методики Т. Лири было выявлено, что и юноши, и девушки в представлениях об идеальном образе отца и матери, соответственно, выделили такие характеристики личности, как уверенность в себе,
Психология социального развития
175
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
Рис. 2. Средние значения «идеальный» родитель по октантам: I - авторитарный; II - эгоистичный; III - агрессивный; IV - подозрительный; V - подчиняемый; VI - зависимый; VII - дружелюбный;
VIII -альтруистический
настойчивость в достижении целей, проявление лидерских качеств, т. е. доминантность. Здесь видна тенденция соперничества и борьбы за лидерство как параметр ролевой структуры семьи.
Также для респондентов важным является стремление к заботе и уходу за своим ребенком, сопереживание и высокий уровень вербализации, т. е. проявление альтруистичности как желание быть лучше, стремление быть близким к идеалу отцом/матерью. У девушек так же, как и в представлении себя как реального родителя, важен компонент «дружелюбность», а у юношей вместо эгоистичности реального образа родителя выявлено стремление к дружелюбности, т. е. желание преодолеть ориентацию только на себя и обратить внимание на более положительную характеристику качеств родителя.
Для уточнения значений «Я-реального» и «Я-идеального» образа матери и отца у девушек был проведен корреляционный анализ по методике Т. Лири (табл. 2).
В выборке девушек наблюдается зависимость показателей агрессивности «Я-реального» и эгоистичности «Я-идеального» образа матери. Это означает, что чем больше проявлений агрессивности в образе реального родителя, т. е. склонности
к соперничеству, ориентации на себя, тем больше проявлений эгоистичности в образе идеального родителя, который обладает упорством, настойчивостью, упрямством в достижении целей.
Склонность к зависимости (я-реальное) коррелирует с агрессивностью (я-идеальное), то есть чем выше зависимость, тем выше агрессивность. Это можно объяснить тем, что при склонности к конформности, доверчивости, неуверенности в себе и зависимости у девушек растет желание видеть в образе идеальной матери более агрессивную, уверенную в себе, настойчивую и энергичную личность.
В целом выявлена тенденция к проявлению в родительстве, а именно в материнстве таких черт, как эгоистичность и агрессивность, т. е. проявление ориентации в основном на себя, перекладывание трудностей на окружающих, рост раздражительности, требовательности. Возможно, это связано с прообразом материнства в родительской семье и бессознательным перенесением его в структуру убеждений, взглядов и представлений о материнстве.
Теперь перейдем к рассмотрению значимых корреляционных связей в выборке юношей по методике Т. Лири и PARI (табл. 3).
Таблица 2
Значимые корреляционные связи в выборке девушек
Характеристика корреляционной связи r
Агрессивность (реальное) - Эгоистичность (идеальное) 0,630
Зависимость (реальное) - Агрессивность (идеальное) 0,680
Зависимость (реальное) - Эгоистичность (идеальное) 0,671
Таблица 3
Значимые корреляционные связи в выборке юношей
Характеристика корреляционной связи r
Дружелюбность (реальное) - Самопожертвование матери (PARI) 0,601
Вербализация (PARI) - Желание иметь хорошую мать для своих детей, любящую их 0,633
176
Научный отдел
А. Р. Вагапова. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки
По фактору «дружелюбность» (Я-реальное) есть тенденция к взаимосвязи с параметром «самопожертвование матери». Стремление юношей быть со всеми дружелюбными, общительными, возможно, легкомысленными и избегающими семейных проблем и обязанностей, связанных с родительством, приводит к пониманию того, что мать ребенка может чувствовать себя в роли «жертвы» семьи, склонной к переживаниям по поводу необходимости отдавать много времени семейным заботам, уделять внимание воспитанию детей, вести домашнее хозяйство одной, не полагаясь на помощь мужчины-отца.
Уровень вербализации как проявление эмпатии, сочувствия и сопереживания ребенку, умение и желание общаться с ним, знать его чувства коррелирует с желанием иметь для своих детей хорошую мать, которая бы любила и заботилась
о них. Это может говорить о том, что молодые люди считают необходимым проявление положительных чувств к своим детям и со стороны супруги, которая должна быть также внимательна и заботлива по отношению к ним.
Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты ориентированы в большей степени на внешнее проявление родительства и в меньшей - на возможные трудности при реализации материнства и отцовства. Это можно объяснить тем, что средний возраст респондентов - 21 год, соответственно, отсутствует реальный опыт общения с собственным ребенком, а мотивация его появления слаба. В связи с этим также прослеживается желание переложить решение проблем на партнера.
Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики Р. В. Овчаровой «Идеальный родитель» (табл. 4).
Таблица 4
Результаты исследования юношей и девушек с помощью методики «Идеальный родитель»
Показатель Аспект
Когнитивный Эмоциональный Поведенческий
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
Среднее 19,0 19,5 16,4 19,8 19,9 20,0
Стандартное отклонение 4,1 8,5 3,9 7,0 7,0 7,7
Разброс данных 23,1-14,9 28,0-11,0 20,3-12,5 26,8-12,8 23,6-16,2 27,7-12,3
В целом можно сказать, что ответах юношей и девушек примерно в равной степени выражены когнитивный и поведенческий аспекты, при этом наблюдается незначительное преобладание поведенческого. Это можно объяснить тем, что идеальный отец/мать, по мнению респондентов, должен реализовывать себя в отцовстве и материнстве как в деятельности, касающейся ухода, материального обеспечения, воспитания и обучения ребенка. Также необходимым здесь является и выстраивание положительного взаимодействия и отношений с супругом/супругой как родителем общего ребенка, планирование и вырабатывание совместного стиля семейного воспитания.
Еще одним важным компонентом идеального отцовства/материнства, по мнению респондентов, является когнитивный компонент - это знания, получаемые в ходе планирования семьи, ребенка, осознание своих родительских обязанностей и функций.
Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что менее всего у юношей, в отличие от девушек, выражен эмоциональный компонент. Он представлен родительскими чувствами, отношением родителя к ребенку, а также отношением к супругу/супруге, как к родителю их общего ребенка: это субъективное ощущение себя как матери или отца. Наименьшую выраженность этого компонента можно объяснить отсутствием у респондентов собственных детей,
по отношению к которым эмоции и чувства со стороны будущих отцов могли бы проявиться, именно поэтому наиболее высока ориентация респондентов на поведенческий компонент, т. е. на поведение родителя как социально желаемое, и на когнитивный компонент с еще не сложившимся до конца мотивационным аспектом планирования семьи и детей.
Таким образом, обобщив полученные результаты, можно сделать вывод о том, что структура представлений о материнстве и отцовстве, а также отношения к различным сторонам семейной жизни, в том числе отношения к ребенку и жизни в семье, у юношей и девушек различны. Представление об отце, прежде всего, как о защитнике, добытчике, а о матери как о воспитателе и помощнике ребенка в совокупности с такими качествами идеального родителя, как упорство, стремление быть главным, ориентированным на себя, но в то же время добрым и готовым помочь - оптимальный образ родителя, с точки зрения юношей. В отцовстве они видят незначительное проявление ответственности со своей стороны, поэтому происходит ее перекладывание на потенциальную супругу, которая, в свою очередь, склонна к ощущению самопожертвования.
Материнство для девушек - это рождение ребенка, его воспитание с незначительным участием в этом процессе супруга. Наблюдается тенденция к ориентации на себя, требовательность к ребенку
Психология социального развития
177
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
в сочетании с любовью и заботой по отношению к нему, а также преобладание поведенческого компонента родительства в виде материального обеспечения семьи, воспитания, обучения детей и ухода за ними.
В общем материнство и отцовство для молодежи - понятие абстрактное и не осмысленное до конца. В представлениях как юношей, так и девушек проявлены стереотипные умозаключения о материнстве и отцовстве, основанные лишь на внешнем представлении о функциях родителя, семейной роли и воспитании подрастающего поколения.
Заключение
Показано, что различия в представлениях юношей и девушек об отцовстве и материнстве, т. е. половые различия, связаны с действующими социокультурными представлениями о том, каким должен быть мужчина как отец и женщина как мать, а также с определенными потребностями мужчин и женщин, связанных с родительством. Сравнительный анализ представлений «Я-реального» и «Я-идеального» образа матери/отца показал, что у девушек образ реального родителя более демократичен, чем у юношей. Образ же идеального родителя респондентов схож: есть тенденция к соперничеству и борьбе за лидерство в семье, а также стремление быть более альтруистичным, т. е. добрым и мягким родителем. Также было выявлено, что и юноши, и девушки думают в большей степени о внешнем проявлении родительства и в меньшей - о возможных трудностях в реализации материнства и отцовства, что объясняется отсутствием реального опыта общения с собственным ребенком и слабой мотивацией его появления. В связи с этим также прослеживается желание переложить решение проблем на партнера.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ» (№ 14-06-00250а).
Библиографический список
1. Бочарова Е. Е. Этнопсихологические детерминанты социальной активности студенческой молодежи // Психология обучения. 2012. № 11. C. 124-132.
2. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003. 319 с.
3. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психологии. 2001. № 2. С. 22-37.
Image of Maternity and Paternity and Parental Attitudes in the Youth
Alfiya R. Vagapova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The article analyzes theoretical approaches to understanding the process of the development of image of parenthood. It reveals the gender differences in the ideas of maternity and paternity, and also in parental mindset and expectations. The research sample group consisted of 60 respondents (30 young men and 30 girls age 2024 years). The complex of methods has been used: modified version of diagnostic method for interpersonal relationships by T. Leary, adapted by L. N. Sobchik modified by R. V. Ovcharova, PARI method by E. S. Sheffer and R. K. Bell adapted by T. V. Nesheret, modified by T. V. Arkhireeva, method by R. G. Ovcharova «Idea of a perfect parent», and methods of comparative analysis. These methods allowed to point out the fact that maternity and paternity for the youth are abstract not fully comprehended notions. Both the young men and girl show stereotypical attitudes to maternity and fraternity based on the superficial ideas of parents' functions, family role, and education of children. Applied aspect of the problem under research may be put to practice in counselling practice of psychological services.
Key words: family, parenthood, attitudes, expectations, ideas, maternity, paternity, youth.
References
1. Bocharova E. E. Etnopsikhologicheskie determinanty sotsial'noy aktivnosti studencheskoy molodezhi (Ethno-psychological determinants of students youth's social activity). Psikhologiya obucheniya (Educational psychology), 2012, no. 11, pp. 124-132 (in Russian).
2. Ovcharova R. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel stva (Psychological maintenance of parenthood). Moscow, 2003. 319 p. (in Russian).
3. Filippova G. G. Materinstvo i osnovnye aspekty ego issle-
dovaniya vpsikhologii (Motherhood and main aspects of its research in psychology). Voprosy Psychologii (Voprosy Psychologii), 2001, no. 2, pp. 22-37 (in Russian).
178
Научный отдел