Научная статья на тему 'Проблема готовности юношей к отцовству'

Проблема готовности юношей к отцовству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FATHER''S UPBRINGING / ОТЦОВСТВО / ГОТОВНОСТЬ К ОТЦОВСТВУ / СЕМЬЯ / ОТЦОВСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛЬ / FATHERHOOD / READINESS FOR FATHERHOOD / FAMILY / PARENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобкова А. Г., Коваль В. В.

В статье представлен материал по проблеме готовности юношей к отцовству; даны комментарии к понятиям «отцовство», «готовность к отцовству», «отцовское воспитание»; представлено обоснование необходимости повышения уровня готовности юношей к отцовству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF READINESS OF YOUNG MEN FOR FATHERHOOD

The article presents material on a problem of readiness of young men for fatherhood; comments to the notions of «fatherhood», «readiness for fatherhood», «father's upbringing» are given; the basis is given to necessity of increase of level of readiness of young men for fatherhood.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности юношей к отцовству»

действующая система деловых, продуктивных отношений субъектов в образовательном, организационном и социальном пространствах [2, с. 143].

Бесспорно, музей и школа - это различные по своим функциям социальные институты в обществе, но их объединяет то, что они способны оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка. Общество переживает цивилизационный кризис и интеграционные процессы мирового сообщества, а музей как хранитель и транслятор культурного наследия дает

Библиографический список

возможность увидеть мир многогранным, сохраненным, устойчивым в своей культуре. Современная доктрина образования не только не опровергает этого постулата, но и подключает музей как социокультурный институт к процессу формирования личностных характеристик школьников. А партнерские отношения между школой и музеем в масштабах государства, которые пока носят эпизодический характер, это неизбежная характеристика современного социально усложняющегося мира, в котором развивается образовательное пространство.

1. На пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России — от односторонне-командно-го управления к трехстороннему сотрудничеству. - М., 1993.

2. Крылова, Н.Б. Школьный уклад: повышение качества жизни школы // Библиотека журнала «Директор школы». - 2010. - № 6.

3. Макеева, И.А. Музей в системе социального воспитания // Молодой ученый. — 2011. — № 1.

4. Сорокин, П.А. Социологические теории современности: специализир. информ. по общеакад. программе «Человек, наука, общество:

комплекс. исследований» / пер. и предисл. С.В. Карпушиной. — М., 1992.

5. Хоменко, И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Педагогическое обозрение. - 2008. - № 4.

6. Швейдер, О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. - 2008. - № 4.

Bibliography

1. Na puti k socialjnomu partnerstvu. Razvitie socialjno-trudovihkh otnosheniyj v sovremennoyj Rossii — ot odnostoronne-komandnogo upravleniya k trekhstoronnemu sotrudnichestvu. - M., 1993.

2. Krihlova, N.B. Shkoljnihyj uklad: povihshenie kachestva zhizni shkolih // Biblioteka zhurnala «Direktor shkolih». - 2010. - № 6.

3. Makeeva, I.A. Muzeyj v sisteme socialjnogo vospitaniya // Molodoyj uchenihyj. — 2011. — № 1.

4. Sorokin, P.A. Sociologicheskie teorii sovremennosti: specializir. inform. po obtheakad. programme «Chelovek, nauka, obthestvo: kompleks. issledovaniyj» / per. i predisl. S.V. Karpushinoyj. — M., 1992.

5. Khomenko, I.A. Shkola i roditeli: ehtapih razvitiya socialjnogo partnerstva // Pedagogicheskoe obozrenie. - 2008. - № 4.

6. Shveyjder, O.V. Socialjnoe partnerstvo. Problemih i perspektivih // Pedagogicheskoe obozrenie. - 2008. - № 4.

Статья поступила в редакцию 27.05.13

УДК -159.922

Bobkova A.G., Koval У У PROBLEMS OF READINESS OF YOUNG MEN FOR FATHERHOOD. The article presents material on a problem of readiness of young men for fatherhood; comments to the notions of «fatherhood», «readiness for fatherhood», «father's upbringing» are given; the basis is given to necessity of increase of level of readiness of young men for fatherhood.

Key words: fatherhood, readiness for fatherhood, family, father's upbringing, parent.

А.Г. Бобкова, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск; В.В. Коваль, соискатель ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: v—[email protected]

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ЮНОШЕЙ К ОТЦОВСТВУ

В статье представлен материал по проблеме готовности юношей к отцовству; даны комментарии к понятиям «отцовство», «готовность к отцовству», «отцовское воспитание»; представлено обоснование необходимости повышения уровня готовности юношей к отцовству

Ключевые слова: отцовство, готовность к отцовству, семья, отцовское воспитание, родитель.

Актуальность проблемы готовности юношей к отцовству остается неизменно острой. Это связано с тем, что решение о создании семьи молодые люди принимают необдуманно, а, зачастую, мотивом вступления в брачные отношения является беременность партнерши. С проблемой готовности юношей к отцовству связывают многие социальные проблемы: по причине непринятия юношами себя в роли отца, неуклонно растет количество абортов и неполных семей.

В последние годы в России отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых юношей и девушек стремятся получить образование, профессию, высокий социальный статус. По этой причине оптимальный возраст для вступления в брак - двадцать семь лет. По мнению психологов, наиболее благоприятное время для вступления в брачные отношения для мужчин - двадцать пять лет (это связано с физиологическим созреванием организма).

Отцовство - важнейший период в жизни каждого мужчины. Этот этап, как правило, приходиться на юношеский возраст. Переход к отцовству - это личностный кризис, преодолеваемый мужчиной. Прежде всего, это связанно непосредственно с осознанием себя родителем. Отцовство - это источник жизненного опыта. Этот опыт необходим подрастающему ребенку как потенциальному родителю. Ранее в традиционной (патриархальной) семье отец был главой семьи, кормильцем, примером для

подражания и авторитетом для своих детей. Современная семья изменилась: в ней царит равноправие. В такой семье отец также, как и мать, ухаживает за ребенком. Из-за распределения обязанностей материального обеспечения между супругами у женщины стало оставаться меньше времени на воспитание детей [5].

В российском обществе сложилось стереотипное мышление о том, что главное место в воспитании детей отводят матери, забывая о важной роли отца в воспитании ребенка. Отцовское воспитание отличается от материнского по многим показателям. Одним из них является предоставление ребенку большей самостоятельности, благодаря чему дети, воспитывающиеся с отцом, более активны, они быстрее адаптируются к изменившимся условиям в обществе.

Отец оказывает непосредственное влияние на половой идентификации детей: для сына он является образцом мужественности, примером для подражания, для дочери оценка и критика отца является определяющей в формировании ее самооценки, а также внешнего вида и особенно значима для нее в подростковом возрасте. Девушки, воспитание которых проходило без участия отца или должного его внимания, в будущем испытывают сложности в общении с мужчиной [6].

Мужчины с высоким уровнем готовности к отцовству стремятся, как можно больше времени уделять своему ребенку: обу-

чают его, передают ему все знания и умения, которые имеются у него самого. Такой отец следит за достижениями и неудачами своего ребенка, поддерживает и направляет его.

Семьи, в которых мужчина имеет низкий уровень готовности к отцовству, воспринимают ребенка как проблему, сдержаны в проявлении своих эмоций и чувств, заботу о ребенке считают женским занятием или же берут на себя только часть обязанностей по уходу за ним (кормление, помощь в купании малыша и др.). Молодым отцам необходимо как можно раньше осознать себя в роли родителя. Ребенку необходимо отцовское внимание, дружба и понимание. Отец в семье - не просто кормилец, он открывает детям мир, помогает им стать смелыми и уверенными в себе.

Одной из главных проблем юношей, не готовых к выполнению роли отца, является отсутствие достаточного опыта в общении с ребенком. Поэтому, при взаимодействии с ребенком, они чувствуют неуверенность, испытывают страх и не получают удовольствия и позитивных эмоций от отцовства. В результате отстраненной роли отца, в семье преобладает роль матери, что, впоследствии, ведет к искажению у ребенка правильного восприятия модели родительства.

Ценности, усвоенные юношами в родительской семье, также оказывают непосредственное влияние на их готовность к отцовству. Важно отметить, что именно то, как в родительской семье выстраивались взаимоотношения с ребенком - служит для него образцом в построении взаимоотношений с членами его будущей семьи [1].

Юноши, которые созрели и осознали значимость отцовства, рождение ребенка воспринимают как яркое событие в их жизни. Подготовленные отцы во всем стараются оказать помощь своей супруге, принимают непосредственное участие в воспитании и социализации своего ребенка [2].

Таким образам, готовность юношей к отцовству оказывает непосредственное влияние на их будущую семейную жизнь, представление себя в роли отца и становление личности будущего ребенка. Именно поэтому рассмотрение данной проблемы и нахождение способов ее решения особенно значимо.

Целью исследования явилось выявление уровня готовности юношей к отцовству.

В исследовании приняли участия юноши в возрасте от девятнадцати до двадцати двух лет. Для выявления у юношей уровня готовности к отцовству изучались их представления об идеальном отце по методике «Представления об идеальном родителе» Р.Г. Овчаровой, а также им предлагалось написать сочинение и нарисовать рисунок на тему: «Я - отец моего будущего ребенка» [4].

В результате проведения методики «Представления об идеальном родителе» Р.Г. Овчаровой, выявилось, что ни один из респондентов не имеет четкого представления об идеальном родителе с выраженностью каждого его аспекта (когнитивного, поведенческого, эмоционального). В представлении испытуемых присутствуют лишь смутные, слабовыраженные образы, затрагивающие какой-либо из упомянутых выше аспектов. У 45% юношей присутствует, в основном, когнитивный аспект представления об идеальном родителе. Такие испытуемые подчеркивают, что идеальный отец должен быть ответственным, опытным, обладать высоким уровнем знаний. Поведенческий аспект пред-

Библиографический список

ставления об идеальном родителе присутствует у 40% юношей, по их мнению, отец должен быть отдохнувшим, слушающим, помогающим и иногда ограничивающим своего ребенка. Эмоциональный аспект преобладает у 15% юношей, в их представлении об идеальном родителе отец должен чаще хвалить, жалеть, баловать, одобрять ребенка, реже - критиковать и злиться.

В результате анализа сочинений испытуемых на тему «Я - отец моего будущего ребенка», были выявлены их представления о себе, как о будущем отце. При анализе творческих работ респонденты разделились на три группы, соответственно уровням готовности к отцовству. С высоким уровнем готовности к отцовству было выявлено 15% юношей. В своих сочинениях они говорят о том, что «необходимо готовиться к этому шагу заранее», «отец - это друг и советчик для своего ребенка», «нужно быть идеальным отцом», а также «знающим», то есть способным ответить на все возникающие у ребенка вопросы. Также, важно отметить, что юноши с высоким уровнем готовности к отцовству считают необходимой психологическую поддержку жены во время беременности.

Испытуемые со средним уровнем готовности к отцовству (15%) подчеркивают, что главная роль в воспитании детей отводится жене, «отец должен быть авторитетом для своего ребенка», «одинаковое отношение ко всем детям в семье».

Юноши с низким уровнем готовности к отцовству (70%) категорически отказывались писать сочинения. Часть испытуемых написали: «я психологически не готов стать родителем, поэтому не могу представить себя отцом», «я не задумываюсь об этом далеком будущем» и т.п.

Анализ рисунков испытуемых на тему «Я - отец моего будущего ребенка» проводился по следующим параметрам: присутствие на рисунке отца и ребенка, наличие взаимодействия между ними, изолированность ребенка, большая дистанция между ними, замена образа отца каким-либо предметом.

Испытуемые с высоким уровнем готовности к отцовству на своем рисунке изображали себя взаимодействующим с ребенком (отец обнимает ребенка, отец с колыбелькой в сердце). Испытуемые со средним уровнем готовности к отцовству на своем рисунке изображали несвязанных друг с другом членов семьи (руки не сомкнуты, изображен один ребенок, дом, дерево). Большинство испытуемых с низким уровнем готовности к отцовству отказывались рисовать, либо изображали несвязанные с отцовством вещи (герб, лестница).

После проведения исследования и анализа полученных результатов, выяснилось, что большинство испытуемых имеют низкий уровень готовности к отцовству. Данные респонденты не имеют четкого представления об идеальном родителе (отце), в их образе отца присутствуют лишь отдельные слабовыражен-ные качества, характеризующие когнитивные, поведенческие эмоциональные аспекты. Творческие работы данных испытуемых неяркие, безэмоциональные, в них отсутствуют параметры (качества), значимые для будущего отцовства.

Таким образом, большинство юношей имеют низкий уровень готовности к отцовству. Сохранение этой тенденции приведет к искажению в их сознании семейных ценностей, поэтому необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на повышение уровня готовности юношей к отцовству.

1. Безрукова, О.Н. Готовность к отцовству: факторы, условия и предпосылки // Вестник СПб. ун-та. - 2007. - Вып. 2. - Ч. I. - Сер. 6.

2. Евсеенкова, Ю.В. Роль отца в современной семье. - М., 2003. - Т. 1.

3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.

4. Овчарова, РП. Психология родительства. - М., 2007.

5. Соловьев, Н. Отец в современной семье как предмет социологического исследования. - Вильнюс, 1988.

6. Наруск, А. Отец и мать: семейные и общественные роли. - Вильнюс, 1988.

Bibliography

1. Bezrukova, O.N. Gotovnostj k otcovstvu: faktorih, usloviya i predposihlki // Vestnik SPb. un-ta. - 2007. - Vihp. 2. - Ch. I. - Ser. 6.

2. Evseenkova, Yu.V. Rolj otca v sovremennoyj semje. - M., 2003. - T. 1.

3. Iljin, E.P Differencialjnaya psikhofiziologiya muzhchinih i zhenthinih. - SPb., 2002.

4. Ovcharova, R.P Psikhologiya roditeljstva. - M., 2007.

5. Solovjev, N. Otec v sovremennoyj semje kak predmet sociologicheskogo issledovaniya. - Viljnyus, 1988.

6. Narusk, A. Otec i matj: semeyjnihe i obthestvennihe roli. - Viljnyus, 1988.

Статья поступила в редакцию 29.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.