Научная статья на тему 'Развитие психологической готовности юношей к отцовству'

Развитие психологической готовности юношей к отцовству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2110
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОТЦОВСТВУ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ОТЦА / ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL READINESS TO FATHERHOOD / A SYSTEM OF RELATIONS / DEVELOPMENT FACTORS / THE LEVEL OF DEVELOPMENT / EDUCATIONAL POSITION OF THE FATHER / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хавула Роман Михайлович

Статья раскрывает особенности усвоения отцовства юношами в ценностно-смысловых значениях, создание психологических условий для развития осознанного и позитивного отношения к будущей социальной роли на основе целенаправленной планомерной воспитательной деятельности, а также учет сензитивности возрастных периодов в развитии психологической готовности к отцовству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of psychological readiness of youths to fatherhood

The article reveals the features of youths assimilation of paternity in value-semantic values, creating the psychological conditions for the development of informed and positive attitude towards the future of social roles based on a targeted systematic educational activities, as well as consideration of sensitivity age periods in the development of psychological readiness to fatherhood.

Текст научной работы на тему «Развитие психологической готовности юношей к отцовству»

УДК 159.9 - 055.82 X 12

THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUTHS TO FATHERHOOD

Khavula Roman Mihaylovich, lecturer, Department of applied psychology, Drogobych

State Pedagogical University named after Ivan Franko, Drohobych, Ukraine,

khavula@mail.ru

Abstract. The article reveals the features of youths assimilation of paternity in val-ue-semantic values, creating the psychological conditions for the development of informed and positive attitude towards the future of social roles based on a targeted systematic educational activities, as well as consideration of sensitivity age periods in the development of psychological readiness to fatherhood.

Keywords: psychological readiness to fatherhood, a system of relations, development factors, the level of development, educational position of the father, training.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЮНОШЕЙ К ОТЦОВСТВУ

Хавула Роман Михайлович, преподаватель кафедры практической психологии, Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франка, г.

Дрогобыч, Украина, khavula@mail.ru

Аннотация. Статья раскрывает особенности усвоения отцовства юношами в ценностно-смысловых значениях, создание психологических условий для развития осознанного и позитивного отношения к будущей социальной роли на основе целенаправленной планомерной воспитательной деятельности, а также учет сензитивности возрастных периодов в развитии психологической готовности к отцовству.

Ключевые слова: психологическая готовность к отцовству, система отношений, факторы развития, уровень развития, воспитательная позиция отца, тренинг.

Актуальность и постановка проблемы. Проблема отцовства как психологического феномена привлекала внимание российских ученых долгое время. Например, Р. Манеров рассматривал отцовство из двух основных позиций: отцовство как проявление лич-ностно-смысловой сферы мужчины и отцовство как обеспечение условий для развития ребенка [6]. Р. Овчарова освещала теоретические основы формирования и психологическое сопровождение родительства и семейного воспитания [7]. Т. Гурко изучала отцовство в меняющихся социокультурных условиях [2]. Н. Демчук интерпретировала отцовство как проявление личностно-смысловой сферы человека [3]. Ю. Евсеенкова рассматривала отцовство как психологический фактор развития личности [4].

На сегодняшний день в возрастной психологии возникла необходимость изучения психологических особенностей готовности к отцовству у юношей не поверхностно, а как самостоятельне явлене: необходимо исследовать систему отношений личности как основу развития его готовности к отцовству и факторы, влияющие на развитие психологической готовности юношей к отцовству, что позволит разработать программу развивающего воздействия по становлению этой готовности к отцовству у мужчин в юности.

В современных условиях школьная программа не предусматривает внедрение дисциплин, направленных на развитие психологической готовности юноши к отцовству. Учитывая это, важным и необходимым является изучение процесса осознания юношами роли будущего отца и создания развивающих программ, которые бы способствовали развитию ответственного отношения к будущему отцовству.

В контексте исследования нас интересует проблема отцовства как проявление личностно-смысловой сферы человека. Становление родительского поведения, адаптация к роли отца - один из главных аспектов личностного развития взрослого человека.

Цель нашего исследования - обосновать суть и оптимальные условия развития психологической готовности и ответственного отношения юношей к отцовству как системы взаимодействия будущего отца с собственными детьми, разработать и апробировать программу оптимизации психологической готовности юношества к отцовству.

Изложение. В связи с указанной значимостью отцовства в развитии личности ребенка и самого отца, с одной стороны, и неразработанность психологических программ развития психологической готовности юношей к отцовству, с другой стороны, возникла необходимость создания программы развития этого феномена.

Разработана программа развития психологической готовности юношей к отцовству построена на принципе системного подхода, который рассматривает внутреннее и внешнее функционирование и развитие любого психологического феномена в соподчинении и координации с более крупной, общей системой, частью которой он является. Основной целью реализации предложенной программы есть формирование компонентов психологической готовности к отцовству. Осуществление этой цели возможно параллельно с развитием позитивной «Я-концепции »личности.

Программа развития психологической готовности юношей к отцовству состоит из четырех разделов: формирование положительной «Я-концепции», формирование отношения к родительству и родительской роли, формирование отношения к себе как будущему отцу, формирование отношения к будущему ребенку.

При составлении экспериментальной программы мы ориентировались на деятельностный принцип психокоррекции, который определял тактику проведения коррекционной работы, а также пути и способы реализации поставленных задач.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента соответствует требованиям психического, личностного и нормативном его развития с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой отдельной личности.

Согласно принципу комплексности методов психологического воздействия, нами использовалось многообразие методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Программа опирается также на принципы и закономерности социально-психологического тренинга, которые в отечественной психологии рассмотрены в работах А.Я. Варга (2001), Ю.М. Емельянова (1985); А.Г. Лидере (2000); Т.Е. Орловой (1993); JI.A. Петровской (1989) A.C. Спиваковскои (2000) и другие.

Механизмом развития психологической готовности юношей к отцовству есть целенаправленное повышение уровня этого феномена как системы отношений отца через развитие компонентов целостной системы психологической готовности юношей к отцовству (отношения к родительству в целом, отношение к родительской роли, отношение к себе как отцу и отношение к ребенку).

Формой реализации программы является личностноориентированный психологический тренинг как метод целенаправленных прогрессивных изменений человека через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. A.B. Евтихов, 2003 [5], К. Рудестам (1993) называют тренинговую форму « ядром учебного опыта, а в некоторых случаях-единственным успешным методом обучения и изменения человека» [8,17].

Количественные и качественные характеристики исследуемой группы : оптимальной является группа из 12-17 человек. Возраст участников от 17 до 25 лет, желательно, чтобы в одной группе разница в возрасте участников не превышала трех лет. В нашем исследовании возрастные особенности такой группы близки по своим

психологическим характеристикам по развитию психологической готовности юношей к отцовству.

В качестве объективных критериев эффективности программы приняты интегральные показатели психологической готовности юношей к отцовству - отношение к будущему ребенку (направленность на оптимальный эмоциональный контакт с будущим ребенком, отсутствие эмоциональной дистанции и излишней концентрации на будущем ребенке), отношение к себе как будущему отцу (представление о себе как о заботливом, понимающим, способным к сотрудничеству, сочувствующим, таким, что имеет авторитет и уважение, независимого и успешного), отношение к родительской роли (принятие роли будущего отца, уверенность в воспитательной функции отца, готовность молодого человека включиться в процесс воспитания, принять ответственность за свою будущую семью), отношения к родительству в целом (сочетание полярных свойств: независимость суждений и конформные тенденции, активность и пассивность, способность проявлять гибкость по отношению к ребенку).

Кроме этого нами был проведен анализ эффективности программы. С помощью анкеты юноши отвечали на следующие вопросы:

1. Как Вы думаете, произошли изменения в Вашем отношении к самому себе?

2. Как изменилось Ваше отношение к будущему отцовству?

3. Получили ли Вы после участия в тренинге ожидаемый Вами результат?

4. Произошло что-то неожиданное для Вас в результате участия в тренинге?

5. Вспомните, что вы чувствовали до участия в тренинге и что Вы чувствуете сейчас?

6.Что, на Ваш взгляд нужно изменить, дополнить, устранить для увеличения эффективности тренинговых занятий?

Анализ различий между параметрами психологической готовности к отцовству до и после воздействия показал, что положительные достоверные изменения произошли в экспериментальной группе по всем компонентам психологической готовности юношей к отцовству.

Наиболее чувствительным к развивающему воздействию тренинга оказался компонент «отношение к родительской роли». В результате воздействия программы произошло снижение таких параметров как: ограниченность интересов отца рамками семьи, ощу-

щение самопожертвования в роли отца, неудовлетворенность ролью хозяина; безразличие отца к ребенку; доминирование отца; надавторитет отца; семейные конфликты. Возрос показатель «уверенность отца в своей воспитательной функции». Повышение среднего уровня значений по данным шкалам обусловлено увеличением объема знаний юношей о влиянии отцовства на мужчину. Участие в тренинге помогла молодым людям представить себя в роли отца, осознать ответственность отца за воспитание детей. Мы предполагаем, что начал происходить процесс интериоризации родительской роли, «встраивание » ее в самосознание личности, в ее «Я-концепцию » и «образ Я».

Компонент «отношение к будущему ребенку» также претерпел изменения. У юношей произошло снижение таких параметров как: подавление воли ребенка; излишняя строгость к ребенку чрезмерная забота; раздражительность; подавления агрессивности и сексуальности ребенка, уклонение от контакта с ребенком, стремление ускорить развитие ребенка, чрезмерное вмешательство в его внутренний мир. Значительно повысились показатели: вербализация, побуждение словесных высказываний ребенка, стремление к безопасности ребенка, развитие активности ребенка.

Повышение среднего уровня значений по шкалам обусловлено, по нашему мнению, увеличением объема знаний юношей о взаимодействии родителей и детей, ростом степени понимания потребностей детей, значимости личности отца для ребенка, а так же снижением «страха» перед возможностью стать отцом. При ответе на вопрос анкеты некоторые юноши указывали, что если раньше перспектива стать отцом и воспитывать детей для них была связана прежде всего с негативными эмоциями, то после тренинговых занятий они по-новому посмотрели на процесс воспитания детей: «... теперь я знаю как правильно общаться с ребенком, чтобы не обидеть его ... », « ... мои родители всегда общаются со мной с позиции взрослых, я постараюсь так не делать ... », « ... я думал, что воспитывать должна мать, а я - зарабатывать деньги, и все будет хорошо ... я хочу, чтобы у меня было время заниматься с моим ребенком ...».

В компоненте «отношение к себе как будущего отца» чувствительными к развивающему влияния программы оказались четыре параметра. Повысились средние значения по таким характеристикам как: сотрудничающе-конвенциональный реальный отец; ответственно-великодушный реальный отец; властно-лидирующий реальный отец; независимо-доминирующий реальный отец.

Повышение среднего уровня значений по данным шкалам обусловлено формированием у юношей образа гибкого отца, готового проявлять демократичность в отношениях с ребенком. Молодые люди в будущем хотели бы сочетать в себе организаторские способности, лидерские тенденции и доброту, понимание, умение быть в согласии с ребенком.

Компонент «отношения к родительству в целом» оказался самым чувствительным к развивающему влияния программы. Произошло повышение средних значений по двум показателям: со-трудничающе-конвенциональный идеальный отец; ответственновеликодушный идеальный отец.

По нашему мнению, повышение среднего уровня значений по шкалам обусловлено формированием у юношей представление об идеальном отца как ответственого, чуткого человека, который стремится общаться с ребенком «на равных», учитывая его желания и настроение. При повторном заполнении анкет юноши чаще отмечали такие характеристики «идеального отца» как «внимательный», «ласковый », «общительный», «добросердечный», «оптимистический», «чуткий к просьбам о помощи», «вселяющий уверенность», «любящий заботиться о других», «великодушный и терпимый к недостаткам», «заботящийся о других в ущерб себе».

Таблица 1

Результаты психологической готовности юношей к отцовству в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента.

Компоненты готовности к отцовству контрольная группа экспериментальная группа Досто- вер- ность Р=1,64 р<0,05

перед экспериментом после эксперимента перед экспериментом после эксперимен- та

Отношение к будущему ребенку 36 38 36 88 3,09

Отношение к родительской роли 80 60 80 96 1,32

Отношение к себе как к будущему отцу 48 50 56 72 3,01

Отношение к родительству в целом 24 27 24 60 3,45

На рисунке 1 представлены показатели результатов кон-

трольных и экспериментальных групп до и после эксперимента. 62

100

80

60

40

20

о

88

=96=

80 80

ПТ

48 50

56

60

36 38 36

II

24 27 24

ш

I контрольная группа

□ экспериментальная группа

1 — отношение к будущему ребенку, 2 - отношение к себе как будущему отцу, 3 - отношение к родительской роли, 4 - отношения к родительству в целом.

Рис. 1. Показатели результатов контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента.

При анализе различий отдельно в каждой возрастной группе (17-19, 20-22; 23-25 лет) мы обнаружили ряд интересных фактов.

Наиболее чувствительными к развивающего воздействия тренинга оказались юноши 23-25 лет, а наименее чувствительными юноши 17-19 лет. При анализе экспериментальных данных мы обнаружили, что при наличии общих тенденций, различия в степени выражения «позитивного» («негативного»).

В компоненте «отношение к будущему ребенку» мы обнаружили количество положительных сдвигов параметру «вербализация, побуждение словесных проявлений у ребенка » в младшей возрастной группе (17-19 лет) составляет 9, в средней (20-22 года) -12, а в старшей (23-25 лет) - 13. Такой результат указывает на наличие общей тенденции учитывать взгляды ребенка, возможность детей участвовать в решении семейных проблем, высказывать свое мнение. При этом количество положительных сдвигов повышается при переходе от младшей группы к средней и от средней до старшей группе исследуемых, свидетельствует о росте развивающего воздействия программы формирования психологической готовности юношей к отцовству.

Такая же тенденция наблюдается по параметру «развитие активности ребенка» - 11 положительных сдвигов в младшей возрастной группе, 13 - в средней и 14 - в старшей. Стремление научить ребенка не терять свободное время, правильно распределять его возрастает при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней к старшей возрастной группе.

Параметр «подавление воли ребенка» имеет тенденцию к увеличению негативных сдвигов при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней возрастной группы к старшей (9 -в младшей возрастной группе, 10 - в средней, 12 - в старшей). Это свидетельствует о наличии общей тенденции учитывать потребности ребенка, избегать чрезмерной заботы, что подавляет волю ребенка. Эти показатели также подтверждают рост развивающего влияния программы на формирование психологической готовности юношей к отцовству.

Такая же тенденция наблюдается нами по параметрам: «раздражительность, вспыльчивость отца» (8 - в младшей возрастной группе, 10 - в средней, 13 - в старшей), «излишняя строгость к ребенку» (9 - в младшей возрастной группе, одиннадцатый средний, 14 - в старшей). Это свидетельствует о том, что в результате воздействия программы формирования психологической готовности юношей к отцовству растет тенденция к снижению раздражительности по поводу воспитания детей, а также понимание, что строгое воспитание не всегда является адекватным способом взаимодействия с ребенком.

В нашем исследовании, в компоненте «отношение к родительской роли» количество положительных сдвигов параметра «уверенность отца в своей воспитательной функции» в младшей возрастной группе (17-19 лет) составляет 10, в средней (20 -22 лет)

- 12, в старшей (23-25 лет) - 15. Это означает, что в результате развивающего воздействия программы формирования психологической готовности юношей к отцовству растет понимание роли отца в воспитании ребенка, причем это понимание возрастает при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней возрастной группы к старшей. Количество отрицательных сдвигов параметров «ограниченность интересов отца рамками семьи» (8 - в младшей возрастной группе, 9 - в средней, 13 - в старшей), «чувство самопожертвования в роли отца» (10 - в младшей возрастной группе, 12

- в средней, 14 - в старшей), «безразличие отца к ребенку» (9 - в младшей возрастной группе, 12 - в средней, 14 - в старшей) также свидетельствует о наличии общих тенденций в различных возрастных группах, а также о росте развивающего влияния программы формирование психологической готовности юношей к отцовству при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней возрастной группы к старшей.

В компоненте «отношение к себе как будущему отцу» количество положительных сдвигов параметров « властно-лидирующий

реальный отец» (10 - в младшей возрастной группе, 12 - в средней, 14 - в старшей) и «ответственно-великодушный реальный отец» (12 - в младшей возрастной группе, 14 - в средней, 15 - в старшей) превышает количество отрицательных и нулевых сдвигов. Это означает, что в результате развивающего воздействия программы формирования психологической готовности к отцовству юноши представляют себя более ответственными, добрыми, чуткими родителями и одновременно умеют настоять на своем, пользуются уважением и имеют авторитет у своих детей, причем эти изменения возрастают при переходе от младшей возрастной группы в средней и средней возрастной группы к старшей.

Полученные результаты согласуются с теоретическими представлениями о развитии личности в юношеском возрасте.

Логика развития личности в юношеском возрасте, стоящие перед молодым человеком, предполагают, что в возрасте 17-19 лет наиболее актуальными становятся вопросы, связанные с формированием «Я-концепции», принятием собственного «Я». В связи с этим юноши оказались более «чувствительными» в первый блок программы « Развитие позитивной «Я-концепции». Они показали больший интерес к выполнению заданий этого блока, что сказалось при ответе на вопрос анкеты: «... хотелось бы, чтобы было больше упражнений, которые помогают разобраться в самом себе... », « ... мне кажется, что я стал более уверенным в себе ... », « ... было интересно узнать, что думают обо мне другие люди ...».

В возрасте 23-25 лет в основном заканчивается формирование «Я-концепции», более актуальными становятся вопросы, связанные с выбором спутника жизни, созданием семьи, появлением потребности в детях. Поэтому программа развития психологической готовности юношей к отцовству является более эффективной в возрасте 23-25 лет.

Создание семьи и психологическая готовность к отцовству предполагает наличие опыта осознания собственной «Я-концепции» и концепции другого человека [1]. Этот опыт дает человеку возможность быть толерантной и строить свое поведение хотя бы на основе минимального опыта. Кроме того, социальная зрелость помогает молодому человеку психологически подготовиться к отцовству. Психологическая готовность к отцовству в молодости связана с адекватными ожиданиями, адекватной оценкой внешних трудностей, с оптимизмом. Позиция человека « я отдаю, я могу», то есть создание материальных и культурных ценностей, необходимых будущей семье и будущему ребенку. Наличие такой по-

зиции, по мнению Фромма, рассматривается как необходимая составляющая умения любить. Для будущего отца необходимо умение любить, жертвовать и отдавать, желание заботиться о малыше

[9].

В результате проведения тренинговых занятий в экспериментальной группе произошло повышение среднего уровня значений в условиях эффективности программы, в контрольной группе изменений не произошло. Итак, психологическую готовность к отцовству можно развивать с помощью программы через формирование ее психологических компонентов.

Для констатации эффективности программы нами проведен анализ результатов работы с помощью анкеты. Юноши с низким уровнем психологической готовности к отцовству оценили результаты влияния тренинговых занятий так:

На вопрос: Как Вы думаете, произошли изменения в Вашем отношении к самому себе? 85 % опрошенных дали положительный ответ, 15% не определились.

На вопрос: Как изменилось Ваше отношение к будущему отцовству? 91% исследуемых указали на то, что начали задумываться над проблемой собственного будущего отцовства, 5% подвергли анализу систему отношения к ним отца и его роль в их жизни в целом; 4% не видят, пока, себя будущими родителями.

На вопрос: Получили ли Вы после участия в тренинге ожидаемый Вами результат? Положительный ответ мы получили у 87% участников тренинговой группы, 13% участников ответили неопределенно («я еще не понял, изменился», «пока не имею собственных детей, то и не знаю, изменился» и др.).

На вопрос: Произошло нечто неожиданное для Вас в результате участия в тренинге? 89 % участников тренинга отметили, что в целом открыли для себя сложность структуры отношение отца к своей функции, 11% представляли себе по-другому взаимодействие родителя и ребенка в семье.

На вопрос: Вспомните, что вы чувствовали во время участия в тренинге и Вы чувствуете сейчас? Большинство участников тренинга (92%) указали, что в целом не думали о себе как будущем отце. Этой проблемы у них даже не возникало. Во время тренинга и после него появилось ощущение, «что не все так просто», что функции отца в семье «далеко не только контроль и наказание», 8% указали на то, что им было просто интересно приобрести новые знания.

На вопрос: Что, на Ваш взгляд нужно изменить, дополнить, устранить для увеличения эффективности тренинговых занятий? 11% участников тренинга хотели бы проходить практику в детских домах и детских садах, с целью приближения к ребенку, непосредственного взаимодействия с ним, 37% хотели бы дополнить практический аспект тренинговых занятий (решение проблемных ситуаций, мыслительных задач, ролевых игр и т.д.). 52% участников тренинга считают программу достаточно эффективной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юноши со средним уровнем психологической готовности к отцовству оценили результаты влияния тренинговых занятий так: На вопрос : Как Вы думаете, произошли изменения в Вашем отношении к самому себе? 87 % опрошенных ответили, что поняли свою будущую социальную роль и ее значение для построения семейных отношений и свое место во взаимодействии с будущим ребенком, 10% не определились, но указывают на то, что узнали много интересной информации, 3% не определились, произошли ли с ними изменения.

На вопрос : Как изменилось Ваше отношение к будущему отцовству? 80% исследуемых указали на то, что изменили свое отношение к отцовству в целом, увидели собственного отца в новом аспекте, начали планировать свое взаимодействие с членами будущей семьи, 15% открыли для себя разнообразие функций отца в семье; подвергли анализу систему отношения к ним отца и его роль в их жизни в целом; 5 % признали, что они не планируют жениться, одновременно считают себя ответственными за будущих детей.

На вопрос: Получили ли Вы после участия в тренинге ожидаемый Вами результат? Положительный ответ мы получили от 83 % участников тренинговой группы, 10% указывают на то, что им было мало времени для конструктивных изменений в проблеме отношения к будущему отцовству, 7 % участников ответили неопределенно.

На вопрос: Произошло нечто неожиданное для Вас в результате участия в тренинге? 73 % участников тренинга отметили, что в целом открыли для себя такую психологическую проблему как отцовство, до сих пор они проще понимали взаимодействие с собственной будущим ребенком, представляли себе его как нечто «эмоционально привлекательное » и как « интересную игрушку», 18% представляли себе иначе взаимодействие родителя и ребенка в семье, 9 % указали на то, что « увидели ребенка новыми глазами».

На вопрос: Вспомните, что вы чувствовали во время участия в тренинге и Вы чувствуете сейчас? 63 % участников тренинга ука-

зали, что приняли участие в эксперименте с целью проверить себя; 29% - для уверенности в том, что они хорошо понимают проблему отцовства, 8% строят планы на будущее и видят в нем себя, как будущего отца и довольны, что приняли участие в тренинге.

На вопрос: Что, на Ваш взгляд нужно изменить, дополнить, устранить для увеличения эффективности тренинговых занятий? 24% участников тренинга хотели бы работать в постоянно действующем семинаре по проблемам отцовства, 47% хотели бы иметь более широкий доступ к литературе по проблемам отцовства; 29% участников тренинга считают программу достаточно эффективной.

Выводы. Итак, выявленые различия между юношами с различным уровнем психологической готовности к отцовству позволяют нам сделать вывод о влиянии целенаправленной деятельности на развитие личностных особенностей в целом, и на развитие психологической готовности юношей к отцовству в частности.

После окончания проведения тренинговых занятий и проверки эффективности программы развития психологических компонентов готовности к отцовств, проанализировав результаты тренинговой работы, мы разработали некоторые рекомендации для повышения эффективности тренинговой работы по развитию компонентов психологической готовности юношей к отцовству:

- рекомендуется проводить тренинговые занятия в группах юношей, у которых разница в возрасте не превышает трех лет, так как в этом случае участники наиболее схожие проблемы;

- необходимо усилить целенаправленное воздействие на развитие компонента «отношения к родительству в целом», так как результаты проведения тренинговых занятий показали, что в критерии эффективности программы сформированность этого компонента произошли малейшие изменения.

Следующий этап нашего исследования - проведение факторизации отдельно для каждого уровня психологической готовности к отцовству.

Литература:

1. Арутюнян М. Ю. Педагогический потенциал семьи и проблема инфантилизма молодежи / Марина Юрьевна Арутюнан // Отец в современной семье / - Вильнюс: Институт философии, социологии, права АН Лит. ССР, 1988. - С. 27-31.

2. Гурко Т. А. Феномен современного отцовства / Татьяна Александровна Гурко // Мужчина и женщина в современном мире: Меняющиеся роли и образы. Т.1. - М., 1999. - 328 с.

3. Демчук Н. А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству: дис. канд. псих.наук: 19.00.07 / Наталья Александровна Демчук. - Курган, 2006. - 223 с.

4. Евсеенкова Ю. В. Роль отца в современной семеье / Ю. В. Евсеенкова // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. - М., 2003. - Т. 1.-С. 110-116.

5. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга: [учеб-но-методическое пособие для начинающих тренеров] О. В. Евтихов

- Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 220 с.

6. Манеров Р. В. Психология отцовства. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003: В 8 т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. -Т. 5.- С.284-288.

7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Раиса Викторовна Овчарова. - М. : Институт психотерапии, 2003.-319 с.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М. : Прогресс, 1993. - 368с.

9. Фромм А. Азбука для родителей / Аллан Фром. - Л.: Лен-издат, 1991. - 319 с.

Статья поступила в редакцию 25.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.