Научная статья на тему 'Феномен отцовства: современные исследования'

Феномен отцовства: современные исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7845
1156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТЦОВСТВА / СТРУКТУРА ОТЦОВСТВА / «НОВОЕ ОТЦОВСТВО» / «NEW PATERNITY» / PATERNITY DEFINITION / PATERNITY STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Латышева Юлия Александровна

В статье представлен литературный обзор по проблеме отцовства. В данном исследовании сопоставляются разные точки зрения на определение и структуру отцовства. Представлены отечественные и зарубежные исследования в рамках двух подходов к изучению отцовства. Первый подход изучает отцовство применительно к развитию ребенка, в рамках второго подхода отцовство рассматривается через призму личности родителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paternity phenomenon: modern researches

In the article, the literary review on a paternity problem is presented. In this research, the different points of view on definition and paternity structure are compared. Russian and foreign researches within two approaches to paternity studying are presented. The first approach studies paternity with reference to development of the child; within the second approach, the paternity is considered through a prism of the identity of the parent.

Текст научной работы на тему «Феномен отцовства: современные исследования»

Управление процессом общения путем использования педагогических и психологических коммуникативных приемов для формирования ценностно-нравственных ориентиров, моральных и психологических качеств, положительных поведенческих реакций детей становится основной педагогической задачей воспитателя. Очень важно, чтобы воспитатель, сам обладая высокой степенью коммуникативной компетентности, с учетом полученных профессиональных педагогических знаний, готов был эффективно, качественно и творчески реализовывать их с учетом всех личностных и психологических особенностей детей, а также возможных внешних и внутренних социальных, информационных и иных факторов в процессе проведения дошкольного воспитания: раннего развития, различий в умственном и физическом развитии, национальности и вероисповедании, влияния семьи, неоднородности социальных категорий. В этом случае даже процесс раннего детского развития с учетом несовершенного восприятия окружающей действительности, информации, негативно влияющей на формирование личности ребенка, может быть направлен в правильное русло его развития и становления как будущего образованного, трудолюбивого, общительного, социально активного, морально и физически крепкого человека и гражданина. Таким образом, возрастает актуальность и значимость вопросов формирования методических подходов к созданию комплексной регулируемой системы организации процесса развития общения ребенка, как важнейшего фактора формирования его личности. Проведенные исследования тематики

общения дошкольников, анализ и оценка полученных результатов обследований лягут в основу методики формирования профессиональной компетенции будущих воспитателей в области развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, разрабатываемой в рамках диссертационного исследования автором настоящей статьи.

Библиографический список

1. Богданов Е.Н. Психологическая основа СМИ. - СПб.: Питер, 2003. - 174 с.

2. Горемычкин А.И. Агрессивность информационного пространства как фактор современной экологии // 12 Всероссийская экологическая конференция молодежи «ЭКО-2006»: Сб. работ / под общей ред. В.А. Мясникова. - М.: Изд-во «Ладога-100»,

2006. - С. 316-323.

3. Дети и проблемы толерантности: Сб. науч.-метод. материалов / отв. ред. Т.З. Адамьянц. - М.: ИС РАН, 2003. - 435 с.

4. Дубровина И.В. Возрастные особенности психологии детей. - М.: Просвещение, 2005. - 182 с.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 567 с.

6. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психики. - М., 2006. - 130 с.

7. Теряева С.В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители». - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 654 с.

УДК 159.9.07

Латышева Юлия Александровна

Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва

[email protected]

ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ*

В статье представлен литературный обзор по проблеме отцовства. В данном исследовании сопоставляются разные точки зрения на определение и структуру отцовства. Представлены отечественные и зарубежные исследования в рамках двух подходов к изучению отцовства. Первый подход изучает отцовство применительно к развитию ребенка, в рамках второго подхода отцовство рассматривается через призму личности родителя.

Ключевые слова: определение отцовства, структура отцовства, «новое отцовство».

Психология отцовства - одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. История не знает аналогов столь высоких ожиданий относительно вклада отца в жизнь ребенка, причем не экономического или статусного обеспечения его жизни, а именно эмоционально-психологического участия в детских проблемах.

Анализ литературы, посвященной проблемам семейной психологии, показал: единого мнения относительно структуры отцовства не существует.

И.С. Кон определяет родительство как систему взаимосвязанных явлений, включающих: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические родительские роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания [8].

Р.В. Овчарова считает, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеж-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-06-00301а).

дений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства [11].

Т. А. Гурко обращает внимание на то, что в англоязычной литературе существует два термина, определяющих родительство: термин «parenthood» используется в анализе институциональных характеристик родительства, термин «parenting» - для раскрытия родительских ролей, одобряемых конкретной культурой моделей обращения с детьми [4].

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в теоретическом плане нет концепции отцовства, а также очень мало эмпирических фактов, позволяющих делать какие-либо заключения в данной области знаний. В целом, психология, как отечественная, так и зарубежная, долгое время не изучала феномен отцовства. Одной из причин такого положения на Западе являлась точка зрения, что отцы менее важны, чем матери, для развития детей. Основные теории - психоанализ, теория привязанности, соответствовали традиционному представлению об отстраненном отце. Большое влияние на западных психологов оказала теория раннего социального развития З. Фрейда, где он говорит о главной роли матери в развитии младенца, а отцы имеют значение только в более поздний период детства. Сходные идеи о роли отца были представлены и в более поздних работах основоположников теории привязанности - Дж. Боулби и М. Эйнсворт, утверждавших, что для нормального развития ребенка необходима сформированная безопасная привязанность к одному человеку, матери или лицу, ее заменяющему.

Р.В. Овчарова подчеркивает, что отцовство является системным образованием, имеющим свою структуру и функции [11]. По мнению Т.В. Архи-реевой отцовство - открытая система, имеющая свою достаточно устойчивую организацию, компоненты, связи и уровни, а также осуществляющая взаимосвязь с окружающей средой, в результате чего возможно развитие данной системы [2]. Для дальнейшего изучения отцовства необходимо четкое определение данного феномена, обосновывающее специфические особенности явления.

Можно предложить одно из следующих определений отцовства: это категория психологии личности, отражающая основные этапы развития личности, характеризующая комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека: эмотивно-аксеологическом, когнитивном и операциональном; включающая в себя оценочный компонент и необходимость выполнения следующих функций: защитной - отец как кормилец и защитник; презентативной - отец как персонификация власти, воспитатель и высший дисциплинизатор; ментальной - как пример для подражания; социализирующей - как наставник во

внесемейной общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм, фигура, обеспечивающая связь поколений [3].

Сегодня проблемами отношений между отцом и ребенком, а также изучением роли отца занимаются в основном в теоретическом аспекте. Например, И.С. Кон изучал данную проблему в историческом и филогенетическом контекстах [8], Е.П. Ильин - в рамках изучения психофизиологического статуса родителя [5], ГС. Абрамова - в рамках возрастной психологии [1], Т.А. Гурко, изучая вариативность представлений в сфере родительства [4].

Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения - ребенок или родитель.

Первый, наиболее распространенный, подход рассматривает родительство применительно к развитию ребенка. В рамках этого подхода ведутся исследования в области детско-родительских отношений [9]. Изучаются области взаимодействия отца с ребенком внутри и вне дома [24]. Рассматривается проблема становления гендерной идентичности ребенка в семье [13]. Исследуется роль отца в формировании у ребенка ответственности [5]. Известны данные исследований о влиянии вовлеченности отца в воспитание на достижения их сыновей [15] и на улучшение физического самочувствия годовалых малышей [16]. Мужчины, воспитанные в семьях, где существовала модель заботы, сочувствия и близости родителей с детьми, способны отражать настроение младенцев [27]. Большое влияние на степень принятия и проявления заботы оказывает удовлетворение браком, а на качество взаимодействия в игре с ребенком - профессиональный статус и компетентность мужчины [25]. Отцы обладают уникальным, биологически обусловленным принятием собственных детей, которое не зависит от принятия детей супругой [26]. Исследование важности отцовской любви для ребенка, охватывающее столетний период развития и формирования отцовства, показало значительное влияние отцовской любви на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие детей. В целом, высокие показатели отцовской любви говорят о психологическом благополучии, хорошем здоровье и низком уровне поведенческих проблем [29].

Особое место среди подобных исследований занимают исследования влияния негативных факторов воспитания. Вызывает интерес исследование эмоционального состояния детей из неполных семей. Показано, что эмоциональный фон деятельности и общения у детей из неполных семей снижен по сравнению с детьми из полных семей [6]. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению про-

цесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья [7]. Также ведутся исследования особенностей патернальной депривации в условиях семейного воспитания, которые свидетельствуют о том, что если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее действие из-за потери эмоционального контакта с ним, то для мальчиков возникает отсутствие возможности для идентификации с мужской ролью. Как следствие, у девочек существует большая вероятность появления эмоциональных расстройств, преимущественно истерического круга, а у мальчиков - неуверенность в себе, страхи, тревожность, протестные формы поведения и проблемы в общении со сверстниками того же пола [12]. Изучаются культурные, личные и юридические барьеры, мешающие присутствию отца в жизни ребенка, если родители разведены [23]. Рассматриваются проблемы разведенных семей с точки зрения влияния неблагоприятной атмосферы в семье на психику и поведение ребенка, формирования неврозов и других отклонений в психическом и социальном развитии ребенка в условиях патернальной депривации [4]. Определяются сложности в решении конфликтов, когнитивных задач, а также сложности, возникающие в области половой идентификации детей в разведенной семье [20]. Мужчина, готовый взять ответственность и обязательства по отношению к ребенку в период подготовки к отцовству, более вероятно будет поддерживать тесный контакт с его матерью, что влияет на установление связи с ребенком и на высокую степень ежедневной вовлеченности отца в его жизнь [18].

Результаты анализа данных, полученных в ходе исследований, проведенных в рамках первого подхода изучения родительства, показывают, что дети, отцы которых ответственно относятся к своей роли, проявляют участие и заботу, занимаются воспитанием, вовлечены в жизнь своих детей, отличаются более гармоничным развитием, они легче адаптируются в социуме, у них возникает меньше сложностей, связанных с поведением, гендерной идентификацией и в других сферах внутренней и внешней жизни.

Напротив, в семьях, где отец отсутствует или не принимает участия в воспитании ребенка, демонстрирует девиантное поведение, дети испытывают определенное влияние негативных факторов воспитания. Это отражается на пихоэмоциональ-ном и когнитивном развитии ребенка, вплоть до формирования серьезных отклонений от нормы.

С точки зрения второго подхода выполнение родительской роли рассматривается через призму личности родителя. Исследуется самореализация личности в родительстве, вводятся понятия «социальная роль», «статус», «социальные нормы», «стереотипы и требования», исследуется феномен ро-

дительского «инстинкта» (материнского и отцовского), исследуются чувства, образы-Я, Я-концеп-ция и другие личностные характеристики.

В рамках второго подхода изучаются психологические особенности отцовства, в частности, такие, как удовлетворенность собственной ролью, отношениями с ребенком, супругой и окружающими [19]. Исследуется процесс становления отца, его психологических характеристик, принятие роли, изменение Я-концепции в отцовстве, возрастные закономерности данного феномена [30]. Определяется специфика психологического сопровождения родительства [11], а также социальные и демографические проблемы отцовства [19; 14]. Рассматриваются проблемы отцов, имеющих низкий доход, не состоящих в браке, и отцов, принадлежащих к сексуальным меньшинствам [17]. Проводятся исследования представлений о семейных гендерных ролях у различных поколений [28]. Изучаются стереотипы современного отцовства и их исторические и культурные предпосылки [22].

Исследуются различные аспекты феномена отцовства: статус отца и его поведение по выполнению отцовской роли [20], удовлетворенность мужчины отцовством, в том числе и выполнением роли отца [19], удовлетворенность отношениями с собственным отцом и перенос паттернов поведения по выполнению роли, общения и отношений к ребенку и с ребенком [22]. Показана важность того, как мужчина рассматривает себя до и после рождения первого ребенка, для побуждения его к изменению родительской роли, для собственного психологического благополучия мужчины и его связи с младенцем [31]. Рассматривается влияние отношений с собственным отцом на мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей [2]. Выявлено, что основными особенностями психологического состояния будущих отцов являются: общая позитивная эмоциональная окрашенность восприятия ситуации будущего отцовства, связь представлений о ситуации будущего отцовства с повышением ответственности за обеспечение материального уровня жизни, а также с представлениями о будущем взаимодействии с ребенком [10]. Обнаружено, что переход к статусу родителя отрицательно коррелирует с чувством одиночества мужчины и удовлетворенностью партнерскими отношениями с супругой [21].

Отцы, постоянно присутствующие дома, показывают высокий уровень социальной поддержки, самоэффективности воспитания и низкий уровень соответствия традиционным нормам мужской роли в семье [19]. Освещаются проблемы социального изменения отцовства, трансформации ролей в обществе, изменения социальных стереотипов и установок относительно того, каким должен быть отец [14].

Данные исследований, проведенных в рамках второго подхода к изучению родительства, где от-

правной точкой является личность отца, говорят о том, что на удовлетворенность выполнением роли отца мужчин серьезное влияние оказывают удовлетворенность отношениями с собственным отцом и перенос его паттернов поведения по выполнению отцовской роли, обязанностей и отношения к своему ребенку.

На основании анализа современных исследований можно сделать вывод о существовании определенных отличий между традиционным и новым отцовством; изменяются взгляды на статус и социальную роль мужчины-отца, на влияние отцовской фигуры, его поведения, паттернов взаимодействия, качества выполнения роли отца на формирование личности, физическое и психоэмоциональное самочувствие, поведение и в целом на развитие ребенка. С другой стороны отцовство влияет на развитие личности самого мужчины, это связано с удовлетворенностью ролью отца, чувством родительской компетентности, ответственности за воспитание и психоэмоциональное состояние ребенка.

Сегодня можно говорить о растущем числе мужчин, принимающих и адаптирующихся к требованиям нового времени, что согласуется с общецивилизационными тенденциями в области семейных и детско-родительских отношений.

Библиографический список

1. Абрамова Г С. Возрастная психология. - М.: ИЦ «Академия», 1998.

2. Архиреева Т. В. Влияние отношений с отцом на мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 1 / под общ. ред. В.К. Шабель-никова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

3. БорисенкоЮ.В. Психология отцовства. - М.; Обнинск: «ИГ СОЦИН», 2007.

4. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2000. - № 10.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.

6. Казарян М.Ю., Сайфугалиева А.И. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 2 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

7. Колесниченко Е.А. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч.

Ч. 2 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

8. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. - М.: Наука, 1988.

9. Минияров В.М. Проблемы детско-родительских отношений // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г Лидерса. -М., 2005.

10. Неумоина Е.С. Исследование психологической готовности к отцовству // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

11. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

12. Федорова Н.В. Патернальная депривация в условиях семейного восприятия // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

13. Целуйко В.М., Толстых М.А. Проблема становления гендерной идентичности ребенка в семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

14. Barth S. Vaterchaft im Wandel // Sozialmagazin. - 2000. - Heft 1. - S. 14-22.

15. Becker G.S. A treatise on the family. -Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991.

16. Camus J. Vater. Die Bedeutung des Vaters fur die psychische Tntwicklung des Kindes. - Beltz, 2001.

17. Coley, Rebekah Levine (In)visible men: Emerging research on low-income, unmarried, and minority fathers // American Psychologist. - 2001. -Vol 56(9). - Sep.

18. Fagan Jay, Palkovitz Rob, Roy Kevin, Farrie Danielle. Pathways to paternal engagement: Longitudinal effects of risk and resilience on nonresident fathers // Developmental Psychology. -2009. - Vol. 45(5). - Sep.

19. Fthenakis W.E. Engagierte Vatershaft - Die sanfte Revolution in der Familie / Hrsg. LBS -Initiative Junge Familie. - Opladen: Leske & Budrich, 1999.

20. Horst P. Das Drama der Vaterentbehrung. Chaos der Gefuhle-Krafte der Heilung. - Freiburg: Herder, 1999.

21. Keizer Renske, Dykstra Pearl A., Poortman Anne-Rigt. The transition to parenthood and wellbeing: The impact of partner status and work hour transitions // Journal of Family Psychology. - 2010. -Vol. 24(4). - Aug.

22. Lenzen В Vaterschaft. Vom Patriarchat zur Alimentation. - Reinbek bei Hamburg, 1991.

23. Lerman R.I. A national profile of young unwed fathers // Young unwed fathers: Changing roles and

emerging policies / Eds. R.I. Lerman, TJ. Ooms. -Philadelfia: Temple University Press, 1993.

24. Levine J.A., Pitt E.W. New expectations: Community strategies for responsible fatherhood. -N.-Y.: Families and work institute, 1995.

25. Levy-Shiff Rachel, Israelashvili Ruth. Antecedents of fathering: Some further exploration // Developmental Psychology. - 1988. - Vol. 24(3). -May.

26. Mackey Wade C. Support for the existence of an independent man-to-child affiliative bond: Fatherhood as a biocultural invention // Psychology of Men & Masculinity. - 2001. - Vol. 2(1). - Jan.

27. Madsen Svend Aage, Lind Dennis, Munck Hanne. Men's abilities to reflect their infants' states

of mind: Interviews with 41 new fathers on experiences of parenthood // Nordic Psychology. -

2007. - Vol. 59(2). - Jul.

28. Olivier C. Die Sohne des Orest. Ein Plädoyer fur Vater. - München, 1997.

29. Rohner Ronald P., Veneziano Robert A. The importance of father love: History and contemporary evidence // Review of General Psychology. - 2001. -Vol. 5(4). - Dec.

30. Schneider W. Die neuen Vater - Chancen und Risiken. Zum Wandel der Vaterrole in Familie und Gesellschaft. - Augsburg, 1989.

31. Strauss Rachelle, Goldberg Wendy A. Self and possible selves during the transition to fatherhood // Journal of Family Psychology. - 1999. - Vol. 13(2). - Jun.

УДК 159.98

Шеронов Евгений Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИГОДНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ НА МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

В данной работе обосновывается необходимость и показан ход разработки психологического инструментария направленного на диагностику способностей, необходимых для успешного обучения в медицинском вузе.

Ключевые слова: психологический тест, конструирование психологического теста, классическая теория тестового конструирования, пригодность к обучению, КТМС.

Обучение в медицинском высшем учебном заведении предполагает наличие неких специальных качеств и способностей [16]. Однако, система приёма студентов в медицинские вузы не предполагает замер этих характеристик. В условиях превосходства числа абитуриентов над числом бюджетных мест возможна и необходима качественная система отбора. В США и в некоторых странах Европы для этих целей используется Тест для медицинских специальностей (ТМС) [15].

ТМС был разработан в Германии Г. Тростом и его коллегами на основе американской батареи тестов «Медицинские Университетские Вступительные Испытания» (МСАТ) [15]. Параллельно с ТМС в период с 1981 по 1995 Х.-В. Гессманном был разработан Т-ТМС (тренировочный тест для медицинских специальностей), который предназначался для подготовки к ТМС [10]. В результате длительных исследований американских учёных было выявлено, что именно измеряемые тестом показатели имеют высокие корреляционные показатели с успешностью при обучении на медицинских специальностях [16]. Далее, по поручению Постоянной конференции министров образования Германии (1978) ТМС был сконструирован заново для того, чтобы охватить все возможные показатели пригодности к обучению и применяться в дополнение к экзаменационной оценке в качестве

критерия к допуску в рамках ограниченного набора на специальности в Германии [11]. Цель заключалась в том, чтобы как можно более объективно и надежно оценить индивидуальную пригодность к обучению с помощью специального психологического теста. Важно отметить, что прогноза относительно успешности в профессиональной деятельности посредством данного теста не производится.

В период между 1986 и 1996 годами ТМС применялся для отбора претендентов на учебные места медицинских специальностей университетов. При этом с течением времени он обновлялся, каждый год появлялась новая редакция теста. Применение теста прекратилось тогда, когда количество претендентов на медицинские специальности больше не превышало количество учебных мест, и высокие затраты, связанные с применением этого теста, оказались уже неоправданными [17].

Так как количество претендентов на учебные места по данной специальности в последнее время снова возросло, медицинский тест снова был введен. Однако, каждый претендент на учебное место может принять участие в этом тесте только один раз. В итоге, в расчет принимаются как результат теста, так и экзаменационные показатели. Каким точно является это соотношение, решает каждый университет самостоятельно. Но в любом случае, тест обладает меньшим значением по сравнению с оценкой за экзамен [17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.