Научная статья на тему 'Особенности отцовства мужчин с разным родительским стажем'

Особенности отцовства мужчин с разным родительским стажем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1700
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСТВО И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ / СТРУКТУРА ОТЦОВСТВА / РОДИТЕЛЬСКИЙ СТАЖ / FATHERHOOD AND ITS DETERMINANTS / STRUCTURE OF FATHERHOOD / PARENTAL LENGTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Севастьянова Ульяна Юрьевна

В статье обсуждаются детерминанты развития отцовства: роль опыта воспитания, внутриличностный и внутрисемейный факторы, влияющие на развитие личности мужчины в детско-родительских отношениях. Дается определение понятия отцовства, теоретическое обоснование его структуры. Представлены результаты исследования особенностей отцовства с разным родительским стажем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of paternity of men with different parental length

The article discusses the determinants of fatherhood development; the role of child-rearing experience, intra-personal and inter-familial factors affecting the development of mans personality in a child-parent relations. Definition of fatherhood conception is given, as well as theoretical justification for structure of fatherhood. The research results of fatherhood longevity features are given here.

Текст научной работы на тему «Особенности отцовства мужчин с разным родительским стажем»

4. Бражник Ю.В. Изменение гендерных ролей мужчин в современной российской семье // Психологические проблемы современной семьи: Материалы третьей междунар. науч. конф. В 2-х ч. Ч. 1 / под общ. ред. А.Г. Лидерса. - М., 2007.

5. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. - 2000. - № 10.

6. Дымнова Т.И. Семейный образ жизни: естественный и искусственный отбор в условиях современности // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всерос. науч. конф. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельни-кова и А.Г. Лидерса. - М., 2003.

7. Ерохина Н.М. Восприятие подростками родительского отношения отца и матери // Психологические проблемы современной семьи: Материалы третьей Междунар. науч. конф. В 2-х ч. Ч.1 / под общ. ред. А.Г. Лидерса. - М., 2007.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.

9. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. - М.: Наука, 1988.

10. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. - Новосибирск: Изд-во НПГУ, 2003.

11. Минияров В.М. Проблемы детско-родительских отношений // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всерос. науч. конф. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред.

В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

12. Молоховская О.В. Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всерос. науч. конф. В 3-х ч.

Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Ли-дерса. - М., 2005.

13. Целуйко В.М., Толстых М.А. Проблема становления гендерной идентичности ребенка в семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всерос. науч. конф. В 3-х ч. Ч. 3 / под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005.

14. Barth S. Vaterchaft im Wandel // Sozialmagazin. - 2000. - Heft 1. - S. 14-22.

15. Fthenakis W.E. Engagierte Vatershaft - Die sanfte Revolution in der Familie / Hrsg. LBS - Initiative Junge Familie. - Opladen: Leske & Budrich, 1999.

16. Gerhard A. Vatersehnsucht (Annaherung in elf Essays). - Bremen, 1999.

УДК 159.922

Севастьянова Ульяна Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ulyanakostroma@mail.ry

ОСОБЕННОСТИ ОТЦОВСТВА МУЖЧИН С РАЗНЫМ РОДИТЕЛЬСКИМ СТАЖЕМ

В статье обсуждаются детерминанты развития отцовства: роль опыта воспитания, внутриличностный и внутрисемейный факторы, влияющие на развитие личности мужчины в детско-родительских отношениях. Дается определение понятия отцовства, теоретическое обоснование его структуры. Представлены результаты исследования особенностей отцовства с разным родительским стажем.

Ключевые слова: отцовство и его детерминанты, структура отцовства, родительский стаж.

Вопрос о роли мужчины, отца в жизни семьи и общества до сих пор остается противоречивым. С одной стороны, это один из самых распространенных стереотипов российского сознания: мысль о слабости и неадекватности современных отцов [8, с. 21-33]. Этому свидетельствует рост числа разводов и неполных семей, увеличение количества социальных сирот (Ю.Е. Алешина, 1991; И.С. Кон, 2006; А.Б. Хол-магорова, 2006; Н.С. Смирнова, 2008). С другой стороны, в последние десятилетия отношение российских психологов, педагогов, социологов к феномену отцовства изменилось, что связано с переменами в жизни общества, увеличением требований к мужчине как к отцу. По данным современных западноевропейских исследователей, матери и отцы проводят намного больше времени вместе и их роли не дифференцированы (N. Cabrera, 2002; M. Lamb, C. Lewis, 2004). Поощряется активное

участие мужчины в уходе за ребенком, присутствие при родах [11; 12]. В психологии появился термин «новый отец», характеризующий влияние отцовства на развитие личности мужчины. «Новый отец» -это тот, кто принимает активное участие в воспитании ребенка, эмоционально взаимодействует с ним, общается, выполняет все родительские функции наравне с матерью. Став отцом, мужчина не просто меняет свой образ жизни, но и изменяется личностно, а именно развивается. Этот опыт дает человеку возможность быть терпеливым, ответственным, стрессоустойчивым [7, с. 150-152]. Все это крайне важно для того, чтобы быть психологически готовым к отцовству, чтобы справиться с воспитанием ребенка, преодолеть свои нежелания и в полной мере насладиться отцовством.

Большинство авторов рассматривает отцовство как взаимодействие мужчины и ребенка (И.С. Кон, 2003; М. Мид, 1988; Т.В. Архиреевой, 2005;

© Севастьянова УЮ., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

39

S. Barth, 2000) [1; 5; 6; 10]. Ряд исследователей подчеркивают, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца (З. Фрейд, Ш. Барт). Кроме того, переход к отцовству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной, связанного с проблемой осознания себя отцом, принятия своих чувств и их самоконтроля (Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.С. Акивис, Р.В. Ма-неров, 2003) [4; 9]. В нашем понимании отцовство выступает системой взаимоотношений между мужчиной и ребенком, способствующей развитию личности и эмоциональному благополучию обоих.

В существующих исследованиях по проблематике отцовства (в отличие от психологии материнства) отсутствует подробный анализ содержания отцовства, факторов, влияющих на формирование отцовского отношения, а также механизмов, лежащих в его основе. Причем большинство исследователей занимали позицию изучения влияния отцовства на развитие ребенка в диаде детско-родительских отношений.

Как полагает И.В. Павлов, на сегодняшний день у большинства исследователей данной проблемы почти не оставляет сомнение тот факт, что отцовство, равно как и материнство имеет социально и культурно обусловленный характер. Он выделил следующие факторы, влияющие на становление отцовства, каждый из которых может быть условно обозначен как культурно-исторический или социальный: тип семьи, характерный для данной определенной культуры или этапа развития определенного общества; верования народа, его мифология и религия; экономические условия: уровень дохода, экономическая стабильность в обществе, общий уровень безработицы, условия разделения труда; социальные стереотипы маскулинности и фе-минности, отцовства и материнства, характерные для данного общества; отношения мужчины с собственной семьей - своими родителями, супругой, ребенком; личность ребенка: его пол, возраст, особенности развития и поведения.

Ю.В. Борисенко все многообразие факторов, влияющих на становление отцовской роли, классифицирует на четыре большие группы. К первой

группе автор относит факторы, связанные с взаимоотношениями в супружеской диаде. Ко второй группе относятся факторы, связанные с влиянием матери ребенка (супруги мужчины) на становление мужчины в роли отца. Третья группа включает в себя средовые факторы. К четвертой группе относятся факторы, связанные с личностью самого ребенка, - полом, возрастом, индивидуально-психологическими особенностями [2, с. 18].

Д. Росс изучавший детерминацию отцовства, выделил факторы, определяющие участие отца в воспитании ребенка. Это: индивидуальные факторы (отношения, убеждения и мотивация отца; взаимоотношения с семьей, в которой вырос; возраст, когда принял родительскую роль; пол ребенка), фактор семьи (взаимоотношения матери и ребенка и взаимоотношения отца и ребенка; взаимоотношения мужа и жены; взаимоотношения отец -мать - ребенок), внесемейные факторы (взаимоотношения с родственниками; взаимоотношения с соседями; взаимоотношения с друзьями), общественные или формальные факторы (взаимоотношения с коллегами по работе; система здравоохранения, роддома), культурные факторы (культура детства мальчиков; отношение к отцовской роли; убеждения и ценности семьи, связанные с национальными особенностями) [3, с. 201-221].

Согласно проведенного нами теоретического анализа структурной модели отцовского отношения, она включает две подсистемы:

- отношение к себе (представления о себе как о мужчине, отце; умения, навыки и деятельность отца, оценка себя);

- отношение к ребенку (представления о ребенке, отношение к ребенку, взаимодействие с ребенком).

Данные подсистемы проявляются в когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах (табл. 1).

Проанализировав имеющиеся исследования по данной проблематике, мы выделили четыре фактора, влияющие на развитие отцовства:

1) внутриличностный фактор (качества личности мужчины);

Таблица 1

Структурная модель отцовского отношения

Отношение к себе Компоненты проявления отцовского отношения Отношение с ребенком

Оценка себя как родителя Когнитивный компонент (представление о себе и о ребенке, оценка себя и ребенка, образ себя и ребенка) Оценка ребенка

Отношение к себе как родителя Эмоциональный компонент (ощущение себя как отца, отношение к ребенку) Отношение к ребенку

Отцовская стратегия (способность личности выполнять соц. функции) Поведенческий компонент (умения, навыки и деятельность отца при взаимодействии с ребенком) Стиль воспитания

2) внутрисемейный фактор (взаимоотношения с супругой, тип семьи);

3) родительский стаж, то есть опыт воспитания ребенка, период нахождение мужчины в роли отца;

4) культурно-исторический фактор.

В данной статье мы рассматриваем влияние одного фактора, а именно родительский стаж, на развитие отцовства.

Все вышеперечисленные обстоятельства и противоречия обусловили выбор проблемы исследования: какие изменения происходят в системе отцовского отношения с учетом родительского стажа. Цель исследования: выявить особенности отцовского отношения мужчин с учетом родительского стажа. Объектом исследования являются характеристики отцовского отношения с разным родительским стажем. Предметом - особенности отцовского отношения мужчин с разным родительским стажем. Гипотеза исследования: существуют особенности в отцовских характеристиках в зависимости от родительского стажа.

В исследовании приняли участие 240 мужчин. Возраст испытуемых колеблется в диапазоне от 20 до 45 лет (средний возраст 29,5 года). В соответствии с задачами исследования были выделены четыре группы мужчин: молодые мужчины, не состоявшие в браке и без детей (N = 60, Me = 23);муж-чины с малым родительским стажем 1-2 года (отцы детей раннего возраста (N = 60, Ме = 27); мужчины со средним родительским стажем 4-6 лет (отцы детей дошкольного возраста (N = 60, Ме = 29);муж-чины с большим родительским стажем 12-16 лет (отцы подростков (N = 60, Ме = 38).

Ввиду данных положений нами использовались следующие методики: когнитивный компонент отцовского отношения изучался набором методик «Опросник ценностей» (Schwarz, 1997, адаптация

B.Н. Карандашева, 2004), многофакторная личностная методика Р. Кеттелла; эмоциональный компонент отцовского отношения изучался с помощью опросника для диагностики ролевых паттернов отношения к другому взрослого человека (MIRP), опросникаРоджерса и Даймонда в адаптации Ос-ницкого на определение социально-психологической адаптации, опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, М. Пере в 1986 г. (адаптация Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003); поведенческий компонент изучался с помощью «Опросника родительско-детских отношений» (W. Furman, 1995, адаптация Н.О. Белоруковой, 2005) «Супружеский копинг» (M.L. Bowman, 1990, адаптация Е.В. Куфтяк, 2007), «Опросника способов совладания» (Р. Лазарус,

C. Фолкман, 1988; адаптация Т.Л. Крюковой, 2004), теста на удовлетворенность браком Г.И. Лаки (модификация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубровской, 1987).

Для сравнения выборок использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).

Результаты исследования показали, что молодые мужчины не торопятся к реализации главных этапов жизни (покупке дома, рождению ребенка), свидетельствующих о зрелости. Средний возраст вступления в брак у российских мужчин в настоящее время увеличился до 30 лет. В результате они стали дольше получать образование и позднее начинать полноценную трудовую деятельность. Так или иначе, современные молодые мужчины стали дольше находиться в материальной зависимости от родителей, чем предшествующие поколения, они не спешат «остепениться» и обзавестись семьей.

У молодых мужчин без детей (основой выборки группы мужчин без детей составляли студенты старших курсов), мотивационная цель состоит в стремлении к новым ощущениям, восприятиям, переживаниям, познать мир в разнообразии чувств. Они представляют родительско-детские отношения как сотрудничество и товарищеские отношения между отцом и ребенком, которые проявляются как раз в помощи друг другу, полезности. Молодые мужчины хотят более активно участвовать в жизни своих детей, чем это делали их собственные отцы. Эмоциональная близость с детьми очень важна для них. Как показало исследование, мужчины считают, что могут воспитывать ребенка не хуже, чем женщины, и они переживают из-за того, что социум не дает им возможность играть более значимую роль в жизни ребенка. Хотя они указывают на возможность наказания ребенка, отказа в удовлетворении его потребностей, запрете выполнения им любимых дел, то есть проявляют по отношению к детям неограниченную власть. Мужчины без детей, с одной стороны, идеализируют свои отношения с ребенком и с супругой, с другой, выбирают жесткие методы детско-родительского взаимодействия, так как опыта в воспитании ребенка пока еще не имеют.

У отцов детей раннего возраста, преобладает мотивационная цель доминирования над людьми, склонность к авторитету, социальной власти, общественного признания, приобретению богатства. Отцы, детей раннего возраста недостаточно прилагают усилий для развития семейных отношений и ценностей. Они самоутверждаются в профессиональной деятельности, значимость профессиональной направленности выше, чем семейной, где необходимо сотрудничать со всеми членами семьи. Воспитание ребенка создает серьезный кризис в семейной системе, все члены семьи сталкиваются с воздействием различных стрессов. У мужчин изменяется ролевая структура как в самой семье (перераспределение функций в семье), так и за ее пределами (изменение ролевых отношений в сферах профессиональной, дружеских отношений и увлечений). Поэтому в этот период жизнедеятельно-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

сти семьи для мужчины процесс адаптации не закончен. Они склонны испытывать чувства раздражения, гнева, враждебности по отношению к сложившимся условиям жизни. У отцов детей раннего возраста по сравнению с другими группами наблюдается наиболее низкий уровень семейной адаптации. Семейная структура в данный период становится более ригидной в своей организации, не способной приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Отцы детей раннего возраста меньше сотрудничают с детьми, проявляют психо-эмоциональную близость, меньше поощряют их, так как считают, что дети слишком малы для этого. Предпочитают доминировать в детско-родительских отношениях, что так же подтверждает неумелость отцов сотрудничать с детьми на ранних стадиях воспитания. Отцы детей раннего возраста относятся к детям и супруге недостаточно ответственно, чем все остальные группы.

Отцы детей дошкольного возраста основной мотивационной целью видят сохранение, укрепление, повышение детско-родительских отношений (быть полезным ребенку, проявлять лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружбу и любовь).Они не ищут новых ощущений и переживаний, не склоны к новизне. Отцы детей дошкольного возраста в меньшей степени контролируют и доминируют над людьми, они уже достигли определенного социального статуса. Для них характерны дипломатичность, более высокий самоконтроль, удовлетворенность результатом в настоящий момент. Однако такие мужчины менее склоны к риску, более жестки, менее подозрительны, более практичны и консервативны.

У отцов подростков, усиливается склонность к соблюдению социальных норм и правил поведения, они более сдержаны в выражении своих чувств, более ответственны. Для них не характерны товарищеские отношения и проявления близости с супругой. Мужчины в полной мере ощутили роль отца на себе, у них появилась устойчивая ответственность за судьбу ребенка, выработалась стратегия, тактика и методы воспитания и, наконец, у них имеется большой опыт в воспитании детей, а именно альтернативные способы разрешения проблем. Отцы с большим стажем родительства предпочитают сотрудничать с детьми, быть им другом, формируют у ребенка практические навыки, проявляют заботу, тепло, поддержку, уважение к своим детям. Для отцов детей подростков характерна большая удовлетворенность жизнью.

На любом рассматриваемом нами периоде отцовства выявлены изменения, происходящие с современными мужчинами. В целом можно говорить о том, что рождение и воспитание ребенка связано с личностным развитием мужчин. Установлено, что появление ребенка в семье и его воспитание оказывает влияние на российских мужчин, изменяет

состояние его внутреннего мира, кардинально перестраивает модели отцовского поведения. Выделены следующие показатели успешной адаптации к отцовской роли: удовлетворенность ролью; ролевая компетентность; отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком.

Полученные данные соответствуют положениям Э. Эриксона, Г.С. Абрамовой, которые выделяют в качестве важнейшего параметра развития личности просоциальное поведение (выполнение родительской роли), с положениями В. Франкла,

3. Фрома, которые в качестве критериев развития рассматривают ответственность, духовность, заботу о другом человеке, положениям А. Реана, который в качестве критериев развития личности выделяет ответственность, стрессоустойчивость, терпимость.

В свете проведенного исследования представляется целесообразным дальнейшая разработка вопросов и проблем, связанных с феноменом отцовства.

Библиографический список

1. Архиреева Т.В. Влияние отношений с отцом на мотивационно-ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всерос. науч. конфер. В 3-х ч.

4. 1 / под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. -М., 2005. - 64 с.

2. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. - М.; Обнинск: «ИГ - СОЦИН», 2007. - 220 с.

3. Зойя Луиджи. Отец: Исторический, психологический и культурологический анализ. Пер. с англ. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 280 с.

4. Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. - СПб.: Изд-во СПбУ 2003.

5. Мид М. Культура и мир детства // Избранные произведения. - М.: Наука, 1988.

6. Кон И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. - 2003. - № 4. - С. 17-20.

7. Куфтяк Е.В. Отцовство: вчера, сегодня, завтра // Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке: Материалы меж-дунар. симпозиума, Кострома, 28-29 октября 2004 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. -М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. -

С.150-152.

8. Роль отца в психическом развитии ребенка / под ред. А.Б. Холмогоровой. - М.: Форум, 2012. -112 с.

9. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. - М., 1990.

10. Barth S. VaterschaftimWandel // Sozialmagazin. - 2000. - Heft 1. - S. 14-22.

11. Cabrera N. Fatherhood in the twenty-first century // Child Develop. - 2002. - P. 127-136.

12. Lamb M. The role of the father in child development. - New Jersey: Wiley, 2004. - P. 272-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.