5. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.
6. Шутценбергер А.А. Синдром предков. - М.: Изд-во «Психотерапия», 2007. - 253 с.
7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.
8. Paradox and counterparadox / Selvini Palazzoli M., Boscolo L., Cecchin G., Pratta G. - NY: Jason Aranson, 1978. - 204 с.
УДК 159.922
Севастьянова Ульяна Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ulyanakostroma@mail.ry
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ С ОТНОШЕНИЕМ ОТЦА К СЕБЕ И РЕБЕНКУ
В статье обсуждаются личностные детерминанты отношения отца, влияющие на развитие детско-родитель-ских отношений. Представлены результаты исследования о существовании взаимосвязи личностных качеств и ценностей с особенностями отношения к себе и ребенку у мужчин, воспитывающих ребенка различного возраста.
Ключевые слова: отцовство и его детерминанты, структура отцовства, отношение отца к себе как родителю, отношение к ребенку, личностные качества и ценности мужчины.
В последние десятилетия отношение российских психологов к проблеме отцовства существенно изменилось. Это связано с переменами в жизни общества, увеличением требований к мужчине как к отцу. В жизни общества мы наблюдаем, с одной стороны, ряд негативных социальных явлений: увеличение количества разводов, частое отсутствие отца в семье. С другой стороны, все чаще в семье проявляется активное участие мужчины в уходе за ребенком (N. Cabrera, 2002; M. Lamb, C. Lewis, 2004), появляется образ «новый отец», как отца, который принимает активное участие в воспитании ребенка, эмоционально взаимодействует с ним, общается, выполняет все родительские функции наравне с матерью [9; 10].
Выбор изучения детерминант отцовства в рамках данного исследования обусловлен несколькими причинами. Во-первых, психология, как отечественная, так и зарубежная, вообще долгое время не изучала отцовство. Во-вторых, в существующих исследованиях по проблематике отцовства (в отличие от психологии материнства) отсутствует подробный анализ содержания отцовства, факторов, влияющих на формирование отцовского отношения, а также механизмов, лежащих в его основе [3]. В-третьих, в современных условиях существует малое количество программ психологической помощи отцам, в основном существующие программы направлены на развитие психологической готовности юношей к отцовству.
Большинство авторов рассматривает отцовство как взаимодействие мужчины и ребенка (И.С. Кон, 2003; М. Мид, 1988; Т.В. Архиреева, 2005; S.Barth, 2000) [1; 2; 5; 8]. О.Г. Калина и А.Б. Холмогорова указывают на то, что положительное влияние на ребенка оказывает не наличие отца, а характер взаимодействия (2012) [6]. Согласно проведенного нами теоретического анализа, структурная модель
отцовского отношения включает две подсистемы: отношение к себе как к родителю (представления
0 себе как о мужчине, отце; умения, навыки и деятельность отца, оценка себя); отношение к ребенку (представления о ребенке, отношение к ребенку, взаимодействие с ребенком). Данные подсистемы проявляются в когнитивном (представление о себе и о ребенке, оценка себя и ребенка, образ себя и ребенка), эмоциональном (ощущение себя как отца, отношение к ребенку) и поведенческом (умения, навыки и деятельность отца при взаимодействии с ребенком) компонентах [7].
Личностные детерминанты отцовства влияют на две подсистемы отцовства: на отношение к себе (готовность мужчины к принятию социальной роли родителя), на отношение родителя к своему ребенку. Т.В. Архиреева считает, что ключевым моментом реального отцовства является отношение мужчины к своему ребенку [1].
Цель нашего исследования: выявление степени соответствия личностных детерминант особенностям отношения к себе и ребенку у мужчин. Гипотеза исследования: соотношение личностных факторов с особенностями отношения к себе и ребенку у мужчин, воспитывающих ребенка различного возраста (компонентами отцовского отношения) имеет различия.
В исследовании приняло участие 180 мужчин:
1 группа - отцы детей раннего возраста (N = 60, Ме = 27); 2 группа - отцы детей дошкольного возраста (N = 60, Ме = 29); 3 группа - отцы подростков (N = 60, Ме = 38).
Нами использовались следующие методики: личностные детерминанты изучались с помощью методики «Опросника ценностей» (Schwarz, 1997, адаптация В.Н. Карандашева, 2004); когнитивный компонент отцовского отношения изучался с помощью методики «Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла»; эмоциональный компонент
42
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Севастьянова УЮ., 2014
Исследование связей личностных особенностей с отношением отца к себе и ребенку
отцовского отношения изучался с помощью опросника для диагностики ролевых паттернов отношения к другому взрослого человека (МГКР), опросника Роджерса и Даймонда в адаптации Осницко-го на определение социально-психологической адаптации, опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) Д.Х. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, М. Пере в 1986 г. (адаптация Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003); поведенческий компонент изучался с помощью «Опросника родительско-детских отношений» Furman, 1995, адаптация Н.О. Белоруковой, 2005), «Опросника способов совладания» (Р. Лаза-рус, С. Фолкман, 1988; адаптация Т.Л. Крюковой, 2004).
С целью определения связи личностных детерминант и структурных компонентов отцовского отношения к себе и к ребенку нами был осуществлен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена. В качестве переменных в корреляционном анализе выступили диагностические показатели личностных детерминант и компоненты структуры отцовства. Корреляционный анализ, проведенный в трех исследуемых группах, показал наличие связи между личностными факторами и компонентами структурной организации отцовства: когнитивной, эмоциональной, поведенческой. Корреляционный анализ выбранных показателей обнаружил наличие статистически значимых корреляций.
В таблице 1 приведены корреляционные связи показателей личностных детерминант и компонентов отношения к себе как родителю у отцов детей раннего возраста.
Выявлены немногочисленные связи показателей личностных детерминант и отцовского отношения к себе как к родителю в группе отцов детей раннего возраста. Это свидетельствует о том, что личностный фактор в меньшей степени детерминирует когнитивный компонент отцовского отношения к себе у отцов детей раннего возраста.
Более многочисленные связи были выделены в отцовском отношении к ребенку у отцов детей раннего возраста. Разнообразные связи, существующие между личностными детерминантами и всеми компонентами структурной модели отцовства (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), позволяют нам сделать ряд выводов.
Во-первых, были обнаружены обратные связи между показателями мотивационного типа и когнитивного компонента отцовства. Отцы, доминирующие над своими детьми, подавляющие их, ищущие в жизни удовольствие, наслаждение, стремящиеся к волнениям и новизне в меньшей степени восхищаются своими детьми. Мужчины детей раннего возраста не стремятся узнать своих детей.
Во-вторых, также были выделены обратные связи между показателями мотивационного типа и эмоционального компонента отцовства. Сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить или поссорить с ребенком приводит к уменьшению защиты. Молодые отцы позволяют своему ребенку делать то, что он хочет, не опасаясь за его жизнь. Стремление в достижении личного успеха (например, карьера, общественные связи) приводят к уменьшению заботы; отсутствия привязанности к маленькому ребенку. Но наличие мо-тивационного типа сохранения и повышения благополучия близких людей снижает невротическое родительское отношение к ребенку, то есть поверхностный и нестойкий контакт, отсутствие чувства привязанности, чувства пренебрежения.
В-третьих, показатели личностных детерминант связаны с поведенческим компонентом отцовского отношения к ребенку. Склонность сдерживать действия, побуждения у молодых отцов ведет к отсутствию объяснений со своим ребенком (например, по поводу устанавливаемых правил в семье или причины принятого решения), отцы не стараются быть полезными детям, не помогают им и не обучают их. А потребность в разнообразии волнений, в стремлении к новизне и глубоким переживаниям в жизни приводит к избеганию и конфронтативно-му копингу в решении проблем с ребенком. При конфликтной ситуации с ребенком, отец уходит от воспитания или наказывает и ругает ребенка, а не объясняет и не обучает его. Это подтверждают прямые связи между конфронтативным копингом, избеганием и стимуляцией. Молодые отцы стремятся к новизне, изменениям, склоны к риску решают проблемы агрессивными усилиями по изменению ситуации, проявляют определенную степень враждебности или уходят от решения проблемы.
Таким образом, личностные факторы детерминируют в большей степени отношение к ребенку, чем отношение к себе у отцов детей раннего возраста.
Таблица 1
Значимые корреляции между личностными детерминантами и отцовством (отношение к себе как родителю) у мужчин детей раннего возраста
Сопоставляемые показатели Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Доброта - Н (робость - смелость) -0,26*
Безопасность - Н (робость смелость) 0,37**
Доброта - Q3 (низкий самоконтроль -высокий самоконтроль) 0,36**
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01 (критерий Спирмена).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
43
У отцов дошкольников нами также были обнаружены корреляционные связи между показателями личностных детерминант и показателями компонентов отцовского отношения к себе как к родителю.
Корреляционный анализ по структурным компонентам отцовства показал:
- наличие обратной связи между конформностью и оценкой себя (когнитивный компонент). Отцы, склонные к сдерживанию действий и побуждений, недовольны собой, неуверенны в себе как в родителе, излишне критичны по отношению к себе;
- наличие прямых связей между показателями личностных детерминант и показателями эмоционального компонента отцовства. Мотивационная цель отцов дошкольников - это сохранение и повышение благополучия близких людей, безопасность и стабильность своей семьи. Мужчины умеют контролировать свои эмоции и поведение; они эмоционально устойчивы, выдержаны, ориентируются на реальность.
- наличие прямых и обратных связей между показателями личностных детерминант и показателями поведенческого компонента отцовства. Наиболее значимыми для данной группы являются обратные связи между показателем «Стимуляция» и личностными свойствами А (замкнутость - общительность), Н (робость - смелость); конфронта-тивным копингом, дистанцированием. У отцов дошкольников тип ценностей стремления к новизне и переживаниям не выражен. Низкие значения по данному показателю, наоборот, увеличивают активность, общительность, открытость, готовность к сотрудничеству, способность принимать решения у мужчин, что в свою очередь отражается на отсутствии дистанцирования при решении проблемы, не использования конфронтативного копинга. Обратные связи конфронтативного копинга, дистанциро-ванности и самоконтроля отражают отсутствие ухода от решения проблемы, отсутствие агрессивных усилий по изменению ситуации у личности с адекватной самооценкой, зрелой личности.
Итак, личностные детерминанты в равной степени оказывает влияние на все компоненты отцовского отношения к себе у отцов дошкольного возраста.
Отцы склонные к самоконтролю, самоуправлению проявляют защиту в отношении к ребенку, но могут внушать вину за проступки. Мужчины, имеющие личный успех положительно оценивают своего ребенка.
Нами были обнаружены прямые связи, отражающие связь ценностных ориентаций и самоконтроля. Доброжелательность, сфокусированная на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми в семье, показывает на адекватность самооценки личности. Отцы подростков физически не наказывают детей, доброжелательное
отношение к детям вызывает у них восхищение отцами. Отцы детей дошкольного возраста и подростков основной мотивационной целью видят в сохранении, укреплении, повышении детско-ро-дительских отношений (быть полезным ребенку, проявлять лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружбу и любовь).
Более многочисленные связи были выделены в отцовском отношении к ребенку у отцов подростков. Разнообразные связи выявлены между показателями личностных детерминант и двумя компонентами структурной модели отцовства (эмоциональный, поведенческий), что позволяют нам сделать ряд выводов. Во-первых, были обнаружены разнообразные связи между показателями личностных детерминант и показателями отцовского отношения к ребенку эмоционального компонента:
- прямые связи, отражающие склонность отцов подростков к защите близких людей, привязанности к своим детям;
- обратные связи, отражающие склонность отцов не применять наказания к ребенку, а быть ему другом.
Отцы подростков не поощряют своих детей, но и не доминируют в отношениях с ними.
Во-вторых, были установлены связи между показателями личностных детерминант и показателями когнитивного компонента структуры отцовства в отношении к себе как родителю. Это означает, что личностные характеристики оказывают влияние на оценку себя как родителя.
Также нами был проведен корреляционный анализ с детальным сравнением корреляционных матриц 3 групп испытуемых. Нами были выявлены более разнообразные связи и их большее количество между показателями личностных детерминант и отцовским отношением к ребенку (по всем компонентам отцовского отношения), что свидетельствует о том, что ценности, мотивы личности мужчины влияют на отношение к ребенку в набольшей степени, чем на осознание себя как родителя (отца).
Причем обилие связей обнаружено в эмоциональном и поведенческом компонентах у всех групп мужчин. Это свидетельствует о том, что личностный фактор в большей степени детерминирует эмоциональный и поведенческий компоненты отцовского отношения.
У отцов детей раннего возраста количество связей меньше, по сравнению с остальными группами отцов. Большое количество связей, по мнению Е.В. Куфтяк, может свидетельствовать о крепких взаимоотношениях с собственным ребенком, что не так выражено у отцов детей раннего возраста, так как у них малый практический опыт отношения с ребенком [4].
Таким образом, выявлена внутренняя структурная взаимосвязь личностных качеств и ценностей с особенностями отношения к себе и ребенку у муж-
44
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Взаимопонимание в психологическом консультировании: этнокультурные особенности и стратегии
чин, воспитывающих ребенка различного возраста. Ценности, мотивы личности мужчины связаны с отношением к ребенку в большей степени, чем на осознание себя как родителя (отца). Личностные детерминанты в набольшей степени соотносится с эмоциональным и поведенческим компонентами отцовского отношения.
Библиографический список
1. Архиреева Т. В. Влияние отношений с отцом на мотивационно-ценностные аспекты родитель-ства у мужчин, имеющих детей // Психологические проблемы современной Российской семьи: Материалы второй всерос. науч. конфренции. В 3-х ч. - Ч. 1 / под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 64 с.
2. Кон И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. - 2003. - № 4. -С. 17-20.
3. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2011.
4. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,
2011. - 384 с.
5. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Наука, 1988.
6. Роль отца в психическом развитии ребенка / О.Г. Калинина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум,
2012. - 112 с.
7. Севастьянова У.Ю. Особенности отцовства мужчин с разным родительским стажем // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 39-43.
8. Barth S. Vaterschaft im Wandel // Sozialmagazin. - 2000. - Heft 1. - S. 14-22.
9. Cabrera N. Fatherhood in the twenty-first century // Child Develop. - 2002. - P. 127-136.
10. Lamb M. The role of the father in child development. - New Jersey: Wiley, 2004. - P. 272307.
УДК 159.9
Минигалиева (Арпентьева) Мариям Равильевна
Калужский государственный университет mariam_ira@mail.ru
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРАТЕГИИ
Статья посвящена сравнительному анализу этнокультурных особенностей понимания психолога и клиента в ситуации психологического консультирования, специфики стратегий понимания субъектов, эффектам их взаимодействия и направлениям изменения в консультировании.
Ключевые слова: стратегии понимания, схемы понимания, этнокультурные особенности понимания.
Современные исследователи этнокультурных особенностей психологического консультирования отмечают, что любое консультирование является мультикультурным, как следствие, представляет собой процесс построения и развития взаимопонимания его субъектов [4; 8]. Очевидно, что достижение взаимопонимания будет происходить в процессе сближения ценностно-смысловых установок субъектов, их моделей общения и способов осмысления себя и мира. На разных этапах диалога соотношение этих компонентов взаимодействия может быть более или мене гармоничным, обусловливая продуктивность и эффективность помогающего контакта. В рамках исследования взаимопонимания в психологическом консультировании как мультикультурном феномене нами осуществлялся контент-анализ транскрип-тов реальных консультативных бесед - в начале и в конце психотерапевтических взаимоотношений (30 клиентов обоего пола в возрасте 25-45 лет). Нас интересовали стратегии и схемы понимания клиентом себя и консультанта, их изменение в процессе консультирования.
Гипотеза исследования. Продуктивность процесса консультирования связана с гармонизацией стратегий понимания клиента и консультанта: достижение взаимопонимания означает повышение сходства стратегий и схем осмысления себя и мира у клиента и консультанта.
Поскольку анализировались транскрипты как отечественных (российских консультантов и клиентов - 15 сессий), так и зарубежных (американских консультантов и клиентов - 15 сессий) консультаций, мы получили возможность сопоставить схемы, которые используют клиенты обществ, в которых психотерапевтическая помощь находится на разных этапах своего становления как общественного феномена. Т.е., схемы понимания себя и других людей клиентов разных стран в разной мере должны включать в себя профессионально-психологические понятия и взаимосвязи этих понятий. Так, мы полагали, что в схемах американских клиентов будет встречаться гораздо больше специальных психологических понятий, чем в схемах, используемых российскими клиентами. Вместе с тем, практика «кухонной психотерапии», су-
© Минигалиева (Арпентьева) М.Р., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
45