УДК 37.013
ОТЦОВСТВО КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ФЕНОМЕН Алмассуд Халед PATERNITY AS INTERDISCIPLINARY PHENOMENON Khaled Almassoud
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Проведен междисциплинарный анализ феномена отцовства, проанализированы современные социологические, юридические, психолого-педагогические исследования отцовства. В юридических работах представлена проблема признания отцовства в судебном порядке. Исследования в области социологии сконцентрированы на трансформации института отцовства, изучении кризисных тенденций в отцовском воспитании. В психологии феномен отцовства исследуется с позиции структурного анализа, выделяются компоненты отцовства, представления о нем у мужчин разных возрастов, проблема готовности к отцовству. В педагогике отцовство рассматривается с точки зрения воспитательной роли мужчины. Анализ показал необходимость более глубокого изучения отцовства с позиций этнопедагогики в связи с возможностью использования потенциала народной культуры в реабилитации отцовской роли в современной семье.
Ключевые слова: отцовство, установление отцовства, готовность к отцовству, активное отцовство, феномен отцовства, патернальная депривация
The article provides an interdisciplinary analysis of the phenomenon of fatherhood. Features of this concept are analyzed and highlighted from a legal, sociological and psychological points of view. Modern sociologists focus on transformation of fatherhood. Psychologists pay particular attention to the emotional readiness of men for fatherhood, concepts of fathering and studying the scope of influence of father on the child's personality development. The pedagogy of paternity is considered from the point of view of the educational role of men. The analysis showed the need of deeper research of fatherhood from ethnopedagogical perspective due to the potential of folk pedagogy in rehabilitation of father's role in modern family.
Keywords: paternity, determination of paternity, readiness for fatherhood, active fatherhood, phenomenon of fatherhood, paternal deprivation
В обществе глобальных перемен не мог не испытать трансформацию и институт семьи. В ситуации изменения традиционной системы половой стратификации, либерализации семейных отношений и смещения гендерных ролей современные ученые задаются вопросами о перспективах существования данного института в целом, и родитель-ства в частности. Проблемы материнства и отцовства становятся все более актуальными, требуя интеграции данных исследований, проводимых в различных науках.
Однако при большом интересе ученых к феномену семьи и семейным отношениям внимания такому явлению как отцовство уделяется недостаточно.
Многие исследователи отмечают кризисные тенденции, связанные с ролью отца в современной семье. В работах прослеживается мысль о трансформации современного отцовства, как в мире, так и в России (Л.Х.Урусова). Исследователи отмечают такие тенденции, как «инфляция образа отца», инфантильность в представителях «сильного» пола и, как следствие, снижение уровня ответственности мужчин за воспитание своих детей.
В данной ситуации представляется необходимым междисциплинарный анализ феномена отцовства, нацеленный на выявление факторов успешной реализации отцовства, поиск новых форм работы с будущими родителями и способов поддержки отцов в их воспитательной деятельности.
Существует множество трактовок феномена отцовства. Общеупотребительным значением термина «отцовство» является официальный факт происхождения ребенка от данного мужчины, факт, зафиксированный в государственном документе.
Анализ энциклопедической и психолого-педагогической литературы позволяет выявить различные аспекты понимания термина «отцовство» [1]:
1) факт происхождения ребенка от данного мужчины;
2) социальный институт, регулирующий функции, права и обязанности отца;
3) аспект или компонент мужской идентичности;
4) соответствующие отцовские практики и связанные с ними чувства и переживания (англ. fathering).
Специфические же определения зависят от области знания. Так, Р.В.Овчарова определяет отцовство как «социально-психологической феномен, являющий собой совокупность знаний, убеждений, представлений себя как отца и реализуемый во всех поведенческих проявлениях родительства» [2, с. 115117]. Это интегральное психологическое образование личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполнение родительской роли, а также чувства, способствующие самореализации и саморазвитию личности отца.
В социологических и культурологических исследованиях отцовство определяется как «поведенческий образец», «подсистема родительства». Авторы рассматривают трансформацию отцовских функций и позиций в свете социальных изменений. Современные исследования отцовства подчеркивают вариативность реализации отцовских функций в зависимости от социокультурных особенностей общества, политического режима и идеологии. Отцовство в исследованиях предполагает реализацию мужчиной воспитательной, социально-статусной, хозяйственно-бытовой, экономической, досуговой, коммуникативной функций и функции социального контроля по отношению к своим детям.
Анализ феномена отцовства сквозь призму гендерного подхода позволяет увидеть связь отцовской роли с нормативной моделью мускулинности, считается, что роль отца осуществляется в процессе гендерной социализации детей.
Среди ученых существует мнение о кризисе отцовства. Авторы отмечают тенденции либерализации отцовства, появление такого явления, как «отсутствующее отцовство». С.С.Протопопов пишет об утере престижа отцовства, «мужском эскейпизме» — избегании родительских обязанностей. Авторы делают вывод о том, что несмотря на стремление к гармонизации отцовской и материнской ролей (отпуск по уходу за ребенком, больничный и др.), изменение отцовской роли происходит очень медленно, а «вовлеченный отец» остается пока только образом, присутствующим в общественном сознании [3].
Теоретики и практики юридических наук большое внимание уделяют проблеме установления отцовства. В установлении отцовства (материнства) нуждаются как сами дети, рожденные вне брака, так и их родители [4]. Однако в современном законодательстве внимание уделяется, как правило, факту биологического отцовства, без учета других особенностей этого феномена. Н.В.Новоселов утверждает необходимость внесения изменения в СК РФ в отношении норм о государственной поддержке и поощрении отцовства, создании государством условий для отцовства [5].
Психологические исследования феномена отцовства осуществляются по нескольким направлениям: структура и сущностные характеристики отцовства, влияние отцовства на родителя и ребенка, факторы реализации функции отцовства и др.
В структуре отцовства выделяются следующие блоки: потребностно-эмоциональный (биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания); операциональный (осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним); ценностно-смысловой (отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания); оценочный (самооценка, принятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка, социальная оценка окружающих) [6].
Ю.В.Борисенко выделяет такие функции отцовства, как: ментальная (отец выступает как пример для подражания); социализирующая (носитель соци-
альных норм и знаний, наставник); презентативная (отец персонифицирует власть); защитная (отец как «опора», кормилец) [7, с. 78-82].
В формировании комплекса отцовства (как психологического феномена) выделены следующие этапы: стереотипное представление об отцовстве до беременности жены, изменение стереотипов во время беременности, формирование чувства отцовства после рождения ребенка.
Особое внимание психологи уделяют проблеме готовности мужчины к отцовству. Авторами определяются критерии и показатели готовности, а также предпринимаются попытки создания специальных программ по формированию готовности к отцовству у юношей и молодых отцов.
Готовность к отцовству рассматривается как внутренняя позиция личности, стержневой образующей которой является целостная система отношений будущего родителя к отцовству, которая включает отношение к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли, а также родительству в целом.
Факторами, определяющими готовность к отцовству, являются гармоничная воспитательная среда родительской семьи, сформированность ценностей отцовства, мотивы и установки на стратегию воспитания. Эти факторы связаны с присвоением полоро-левых стереотипов социума и семьи как носителя и проводника данных стереотипов.
Психологами также проанализированы особенности представлений об отцовстве у юношей и мужчин различного возраста. По мнению ученых, они во многом определяются особенностями мускулин-ности, условиями первичной социализации и даже профессиональными интересами мужчин. Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. Таким отцам свойственно опекать ребенка, заботиться о нем.
Отцовство также рассматривается как фактор развития личности отца и мужской идентичности. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты — потребность и способность защищать, принимать ответственность, внутренняя сила.
Также представляют интерес исследования влияния отцовства на психическое развитие ребенка. По мнению Е.А.Абросимовой, отец презентует ребенку картину мира, возможности самоактуализации и регулирует пути, способы и направления самореализации. Для ребенка отец выступает важным условием усвоения моральных норм, становления эмоционально-личностной сферы и полоролевой идентификации; создает возможности для развития интереса к учебе и характерологических особенностей [8].
При сравнении материнского и отвдвскош стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитар-
ность матери — отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.
С точки зрения Э.Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется в процессе жизни ребенка в результате его соответствия социальным требованиям и отцовским ожиданиям. Так отец выполняет функцию социального контроля в семье.
Психологами изучено явление патернальной депривации (отчужденность отца, неучастие в воспитании), которая ведет к инверсии ролей, нарушению половой идентификации ребенка [9].
Представители педагогической науки также не обходят проблемы отцовства стороной. Появляются исследования, направленные на формирование готовности юношей к отцовству. В работах педагогов и психологов возникают новые термины — «активное отцовство», «ответственное отцовство». В Татарстане реализуется программа по работе с отцами в формате курса «Семьеведение». Учреждена премия «Отец года». Л.В.Карцева пишет, что воспитательная работа всего общества должна быть направлена на защиту и поддержку института отцовства, что пока, к сожалению, не соответствует реальности [10].
При этом, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется анализу возможностей народной педагогики в вопросах отцовского воспитания. Народные традиции общения отца с ребенком остаются за рамками научных исследований во многом потому, что народная педагогика транслирует опыт «традиционного», авторитарного отцовства. Однако, по нашему мнению, в современной ситуации кризисных явлений в общественных и экономических процессах ответственная, сильная роль отца могла бы послужить опорой в преодолении кризиса семьи.
Сталкиваясь с необходимостью принимать оперативные волевые решения в современной действительности, ребенок должен обладать не только гибкостью, но и волевым стержнем, который формируется при общении с мудрым, но властным родителем. Кроме того, опыт народной педагогики позволяет более четко видеть различия половых ролей, что в современной семье демократического типа выражено все меньше. Именно в традиционной семье наиболее ярко проявлялась мускулинность отца, роль лидера семьи, которую нередко принимают на себя женщины, что ведет к дестабилизации семейной жизни.
В связи с этим в дальнейших работах представляется важным анализ содержания, принципов и методов семейного отцовского воспитания в различных традиционных культурах с целью адаптации накопленного опыта в современных педагогических реалиях.
1. Некрасов С.Д., Рябикина З.И., Тиводар А.Р. Определимся с понятием «Отцовство» // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. С. 852-862.
2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение роди-тельства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 320 с.
3. Протопопов С.С. Проблемы современного отцовства // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2007. № 43-1. С. 273275.
4. Кузнецова О.В. Установление отцовства в судебном порядке // Вестник ЧелГУ. 2012. № 37(291). С. 31-35.
5. Новоселов В.М. Проблемы института отцовства в России // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. № 3. С.177-178.
6. Евсеенкова Ю.В., Патронова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен [Электр. ресурс] // URL: http://hpsy.ru/public/x26в39.htm (дата обращения: 12.12.2016).
7. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. М.; Обнинск: «ИГ СОЦИН», 2007. 220 с.
8. Абросимова Е.А., Кудачкин Д.А. Феномен отцовства в современной психологии // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: Сборник статей междунар. науч.-практ. конф. Ч. 3. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 149-152.
9. Старостина Л.Д. Роль отца в психическом развитии ребенка // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. 2008. № 3. С. 74-80.
10. Карцева Л.В. Воспитательная работа с отцами как социальная проблема // Вестник КазГУКИ. 2015. № 2-1. С. 8791.
References
1. Nekrasov S.D., Ryabikina Z.I., Tivodar A.R. Opredelimsya s ponyatiem «Ottsovstvo» [Defining the concept of "Paternity"]. Nauchnyy zhurnal KubGAU, 2013, no. 86, pp. 852-862.
2. Ovcharova R.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva [Parenthood and psychological wellbeing]. Moscow, 2003. 320 p.
3. Protopopov S.S. Problemy sovremennogo ottsovstva [Problems of modern paternity]. Izvestiya RGPU im. A.I.Gertsena, 2007, no. 43-1, pp. 273-275.
4. Kuznetsova O.V. Ustanovlenie ottsovstva v sudebnom poryadke [Establishing paternity in court]. Vestnik ChelGU, 2012, no. 37(291), pp. 31-35.
5. Novoselov V.M. Problemy instituta ottsovstva v Rossii [The issues of fatherhood in Russia]. Vestnik Permskogo universiteta (Filosofiya, Psikhologiya, Sotsiologiya), 2012, no. 3, pp.177-178.
6. Evseenkova Yu.V., Patronova A.G. Ottsovstvo kak strukturno-dinamicheskiy fenomen [Fatherhood as structural and dynamic phenomenon]. Available at: http://hpsy.ru/public/x26v39.htm (accessed: 12.12.2016).
7. Borisenko Yu.V. Psikhologiya ottsovstva [Psychology of fatherhood]. Moscow; Obninsk, 2007. 220 p.
8. Abrosimova E.A., Kudachkin D.A. Fenomen ottsovstva v sovremennoy psikhologii [Fenomen of fatherhood in modern psychology]. Zakonomernosti i tendentsii razvitiya nauki v sovremennom obshchestve: Sbornik statey mezh-dunar. nauch.-prakt. konf., part 3. Ufa, 2016, pp. 149-152.
9. Starostina L.D. Rol' ottsa v psikhicheskom razvitii rebenka [Role of father in mental development of a child]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K.Ammosova, 2008, no. 3, pp. 74-80.
10. Kartseva L.V. Vospitatel'naya rabota s ottsami kak sotsial'naya problema [Educational work with fathers as a social issue]. Vestnik KazSUCA, 2015, no. 2-1, pp. 87-91.