Научная статья на тему 'Феномен отцовства в арабской народной педагогике'

Феномен отцовства в арабской народной педагогике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
750
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСТВО / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА / ОТЦОВСКАЯ РОЛЬ / ОТЦОВСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PATERNITY / FOLK PEDAGOGY / PHENOMENON OF FATHERHOOD / FATHER ROLE / FATHER MORAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алмассуд Халед

Представлена точка зрения автора, связанная с необходимостью рассмотрения отцовства с позиций народной педагогики. Рассмотрены различные аспекты отцовства в арабской народной педагогике и культуре. Раскрыты особенности отцовской воспитательной деятельности в арабских странах, отраженные в фольклоре, обычаях бытовой жизни, супружеских отношениях, основной религии арабских стран исламе. Автором определено основное содержание отцовской воспитательной роли, принципы отцовской воспитательной деятельности. В статье представлено сопоставление традиционного арабского отцовства с аналогичным феноменом русской народной культуры. По итогам анализа автор определяет факторы, способствующие укреплению позиции отца в традиционной культуре: общинный характер семьи, многодетность, опосредованность отцовского воспитания и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF FATHERHOOD IN ARABIC FOLK PEDAGOGY

The article reveals the author's viewpoint, concerning the necessity of examining paternity from the standpoint of popular pedagogy. Various aspects of paternity in the Arab folk pedagogy and culture are considered. Features of fatherly educational activity in the Arab countries, reflected in folklore, customs of a life-life, matrimonial relations, the basic religion of the Arabian countries to Islam are revealed. The author defines the main content of the father's educational role, the principles of fatherly educational activity. The article presents a comparison of traditional Arab paternity with a similar phenomenon of Russian folk culture. Summing up the results of the analysis, the author determines the factors contributing to the strengthening of the father's position in traditional culture: the family's family character, the large number of children, the mediation of paternal upbringing, etc.

Текст научной работы на тему «Феномен отцовства в арабской народной педагогике»

УДК 37.02

ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА В АРАБСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Алмассуд Халед

PHENOMENON OF FATHERHOOD IN ARABIC FOLK PEDAGOGY

Khaled Almassoud

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Khaled963m@mail.ru Представлена точка зрения автора, связанная с необходимостью рассмотрения отцовства с позиций народной педагогики. Рассмотрены различные аспекты отцовства в арабской народной педагогике и культуре. Раскрыты особенности отцовской воспитательной деятельности в арабских странах, отраженные в фольклоре, обычаях бытовой жизни, супружеских отношениях, основной религии арабских стран — исламе. Автором определено основное содержание отцовской воспитательной роли, принципы отцовской воспитательной деятельности. В статье представлено сопоставление традиционного арабского отцовства с аналогичным феноменом русской народной культуры. По итогам анализа автор определяет факторы, способствующие укреплению позиции отца в традиционной культуре: общинный характер семьи, многодетность, опосредованность отцовского воспитания и др.

Ключевые слова: отцовство, народная педагогика, феномен отцовства, отцовская роль, отцовская воспитательная деятельность

The article reveals the author's viewpoint, concerning the necessity of examining paternity from the standpoint of popular pedagogy. Various aspects of paternity in the Arab folk pedagogy and culture are considered. Features of fatherly educational activity in the Arab countries, reflected in folklore, customs of a life-life, matrimonial relations, the basic religion of the Arabian countries - to Islam are revealed. The author defines the main content of the father's educational role, the principles of fatherly educational activity. The article presents a comparison of traditional Arab paternity with a similar phenomenon of Russian folk culture. Summing up the results of the analysis, the author determines the factors contributing to the strengthening of the father's position in traditional culture: the family's family character, the large number of children, the mediation of paternal upbringing, etc. Keywords: paternity, folk pedagogy, phenomenon of fatherhood, father role, father moral activity

В связи с важностью семьи как социального института для любого общества, а также с глубинными изменениями, происходящими в этой сфере, вопросы брачно-семейных отношений и родительства приобретают всё большую актуальность в различных научных областях. В ситуации ломки традиционной системы половой стратификации и смещения гендер-ных ролей представители гуманитарных наук задаются вопросом о перспективах существования семьи в общем и родительства, в частности.

Особое внимание в проблематике семьи уделяется феномену отцовства. Авторы отмечают тенденции либерализации отцовства, появлении такого явления как «отсутствующее отцовство», «инфляция образа отца» [1; 2].

В связи с наличием кризисных тенденции феномен отцовства становится объектом исследования в

различных научных областях: философии, социологии, психологии и др. При междисциплинарном анализе, предпринятом нами, подтверждается важность консолидации усилий различных ученых с целью гармонизации отношений отца с супругой и детьми, восстановления отцовского статуса [3].

При этом, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется анализу отцовства с позиций народной педагогики. Народные традиции общения отца с ребенком остаются за рамками научных исследований во многом потому, что народная педагогика транслирует опыт «традиционного», авторитарного отцовства, которое считается отжившим явлением. Однако, по нашему мнению, в современной ситуации кризисных явлений в общественных и экономических процессах ответственная, сильная роль отца могла бы послужить опорой в преодолении кризиса семьи.

Сложно не согласиться с Т.В.Глазковой: «Ар-хетипически образ отца ассоциируется, прежде всего, с властью, авторитетом, традицией и связью с родом, поэтому, видоизменяя роль отца в семье и культуре, определяя его место в детской, общество фактически занимается деформацией семьи как культурного феномена» [4].

Именно поэтому перед родителями и педагогами стоит глобальная задача найти оптимальное сочетание идей народной педагогики и современного воспитания, выявить основы гармоничного развития института отцовства

В данном отношении представляет интерес исследование феномена отцовства в педагогике арабских стран, где отцовская роль во многом сохраняет черты патриархальности. Современная арабская семья многодетна, в семейном укладе семьи разделены обязанности, остается актуальной основная роль жены-хозяйки, хранительницы очага. Арабские браки распадаются лишь в крайних случаях. Таким образом, можно предположить, что анализ отцовства в арабской педагогике позволит выявить принципы и особенности, которые можно применять при поддержке отцовства в российской реальности.

Для определения границ нашего исследования обозначим объект — страны арабской группы. Арабы представляют собой группу народов численностью 430—450 млн. человек, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки. Язык этой нации — арабский. Более 90% людей, относящихся к этой этнической группе, исповедуют ислам, часть — христианство. В Лигу арабских государств входят 22 государства, включая Катар, ОАЭ, Кувейт, Саудовскую Аравию, Египет, Иран, Ирак и др.

Прежде всего, стоит отметить, что традиционная арабская культура, также называемая культурой мусульманской, имеет сходные и различные с традиционной русской культурой черты. Однако в свете следования России по европейскому пути в настоящее время она достаточно далека от российских реалий.

В работах, посвященных семейному укладу арабских семей (Al-Ghanim, Al-Maadadi, Ikhlef), доказано, что в отличие от современной Западной в Арабских странах сохраняется традиционный взгляд на роли мужчин и женщин в семье. В то время как большая часть систем законодательства в значительной мере ориентирована на европейские системы, семейное право остается традиционным. Незыблемость коранических норм в семейном праве объясняется тем, что самые ясные юридические положения Корана и Сунны касаются тем брака, наследования и заботы о детях [5].

Далее для выявления особенностей арабского отцовства нами представлены основные аспекты данного феномена в культуре и бытовой жизни арабских стран.

Социально-культурные аспекты арабского отцовства. В издании В.Э.Шагаля «Арабский мир: пути познания» представлены ключевые арабские ценностные ориентации: человеческое достоинство, честь и репутация — это высшие главные критерии;

верность семье и ее традициям при любых обстоятельствах; благочестие, набожность как социально одобряемые и высоко ценимые человеческие черты; семейный фон, происхождение, принадлежность к определенному роду. Автор подчеркивает, что индивидуальные достижения и качества человека в данной культуре являются второстепенными. Указанные ценности определяют отношения к различным сферам жизни, и в особенности к отцовству, как одному из аспектов семейной жизни [6].

Как пишет М.Рощин, главной особенностью мусульманской семьи и культуры в целом является резкое разделение полов по социальным и социально-психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что правомерно говорить о существовании двух параллельных миров разного пола [7].

Репрезентация отцовства в главенствующей религии арабской культуры. Можно согласиться с мнением российского ученого З.С.Арухова, который в своей книге «Экстремизм в современном исламе» утверждает, что «системное качество мусульманской религии реализуется в том, что она направлена на обеспечение целостности той или иной социальной системы, члены / или часть членов / которой исповедуют ислам» [8, с. 54]. Характер воспитания детей почти повсюду идентичен, структура семьи во всем арабо-исламском мире одинакова. Арабы довольно строго сохраняют свои традиции, придерживаются их в жизни, укрепляя тем самым как преемственную связь поколений.

Несмотря на равенство, которое Коран дает мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако социальное положение мужчины в значительной степени зависит от того, насколько он является хорошим мужем и отцом. Мужчина должен материально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким обществом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключается в лидерстве, ответственности, исполнении долга перед семьей, а также занятости в сфере экономики, бизнеса, торговли и коммерции. Основная цель воспитания в Исламе — вырастить ребенка здоровой высоко нравственной личностью, обладающей хорошим характером, должным исламским поведением и качествами.

В работах Е.А.Фоменко описано воспитание согласно принципам ислама. Автор пишет, что для родителей, и для отца в частности, в традиционной мусульманской семье характерны следующие обязанности перед детьми: содержание детей, воспитание их в благочестии и верности религии и ее устоям, в том числе обучение своих домочадцев основам религии и нравственности; ограждение от нечестивых людей; поиск подобающего, богобоязненного брачного партнера; заработок для своей семьи. Сопоставляя христианские и мусульманские практики семейного воспитания, автор заключает, что «основа воспитания в этих религиях идентична друг другу. Мальчик воспитывается в семье как мужественный,

богобоязненный, ответственный за свою семью и ее благополучие» [9, с. 9].

В этикете, арабских обычаях и традициях также были закреплены различные отцовские обязанности. Не присутствующий при родах отец, первым произносит малышу молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). Азан включает в себя такие формулы, как: такбир («Аллах велик») и ещё одна формула — шахада («Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха») и другие. Каждая из формул проговаривается до четырёх раз. В левое ухо ребёнку произносят молитву. Отец претворяет в жизнь традицию обрезания.

Бытовой этикет требовал слушать отца и не перечить ему, помогать, если ребенок видел, что отец несет какую-то вещь, начинать трапезу только после отца. Запрещалось зло смотреть на отца, выражать негативные эмоции, поощрялось молиться Богу за отца, благодарить и выражать позитивные эмоции в общении с ним [10].

Отражение темы отцовства в устном народном творчестве. Исследуя феномен отцовства в арабском фольклоре, можно проанализировать дет-ско-родительские отношения, представленные в следующих арабских пословицах: Довольны родители — доволен и Бог. Люби отца отец, когда он справедлив, а если нет, то терпи его. Лев рычит, но не пожирает своих детенышей. Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери. Дерево растет от семени. Воспитай старшего — младший у него научится. Виноват пастух, а не стадо.

Данные пословицы говорят о ценности отца для ребенка, важности почитания родителей, и даже некотором главенстве матери. Отец представлен грозным, но справедливым властителем. При этом очевидна ответственность, которую отец несет за свою семью и репутацию детей.

Специфика воспитательной деятельности отца в арабской семье. Арабская модель взаимоотношений семьи, общества и личности имеет в качестве отправной точки общность, а не отдельного индивида, личность, что было характерно для русской культуры, но впоследствии утратило свою актуальность.

Родственная поддержка в арабской семье обладает огромной силой. Если женщина становится вдовой, то брат мужа по зову чести должен на ней жениться и оберегать. Чтобы заключить брак второй раз, мужчине необходимо спросить разрешение у первой жены. Она же разрешает мужу вступать в последующие браки. Только если все члены семьи решат обоюдно, то жены могут жить в одном доме вместе.

В работе «Гендер и семья в арабском мире» Суад Йозеф раскрывает сущность семейного устройства в арабской культуре, отмечая, что патриархат, распространенный в арабском мире, устанавливает не только необходимость подчинения старшим, но и обратную ответственность. На старших и на мужчин накладывается ответственность за защиту и обеспе-

чение тех, кто моложе или слабее. Составляя основу жизни общества, именно семья, предоставляя ее членам защиту и опеку, является главным контролирующим институтом в отношении поведения человека.

Большое значение для понимания сущность отцовства в арабском мире представляет концепт «честь семьи». Как пишет С.Йозеф, это представление закладывается в воспитании с раннего детства, выражаясь в том, что поведение каждого из членов семьи влияет на ее репутацию. Таким образом, будучи частью семейной структуры, человек должен ставить семейные ценности во главу своего поведения. Понятие «чести семьи», закрепленное патриархатом, ограничивает женское поведение в различных сферах, при этом укрепляя мужской авторитет, требуя и от тех, и от других нравственного поведения [11].

Описывая обычаи жизни палестинской семьи, H.Granqvist отмечает, что роль отца особенно ярко проявляется в определении взрослой жизни детей. Отец выбирает жениха или невесту. Особым почетом среди мусульман пользуется глава семьи, сумевший женить и выдать замуж всех своих детей. Про таких отцов говорится, что они выполнили долг своей жизни. Выражение «отец женил их» означает, взял на себя все расходы по организации свадебного торжества [12, с. 46-47]. В патриархальной арабской семье женитьбу рассматривают как заключительный акт в воспитании детей.

Особая роль отцовской семьи прослеживается в жизни женщины после замужества. Даже будучи в браке, она в определенной мере остается в определенной степени членом отцовской семьи, которая по-прежнему в значительной степени несет ответственность за ее воспитание. Она продолжает носить свое имя, к которому добавляется имя ее отца или семьи. Если женой совершается какое-то негативное действие, то за него несут ответственность ее отец или брат, а не муж. Они же охраняют честь женщины.

Воспитание в арабской традиции носило опосредованный характер. Мужчина, будучи духовным лидером, наставлял жену, которая далее передавала полученные указания и заветы детям. Воспитанием детей занималась жена и родственники женского пола, при необходимости привлекались няни, работу которых оплачивал муж. Отцовский авторитет был непререкаемым. Слова «Отец сказал» были определённым кодом для всего дома, заставляя не только сына жить в соответствии с этой «мантрой», но и его отца мобилизуя на выполнение налагаемой на него функции.

Роль отца была и остается настолько существенной, что арабы именуют друг друга по имени старшего сына. Так, всем известный Махмуд Аббас среди соплеменников зовётся Абу-Мазен, как отец своего сына Мазена. Отец Мазена с момента рождения последнего будет отвечать за каждый его шаг, и его жизнь обязана стать предметом отцовской гордости и чести. В этой обстановке воспитывается араб-сын, который станет арабом-отцом.

Отцовская деятельность как воспитателя в основном касалась сыновей. Ранняя социализация

мальчика (примерно в 7 лет), обычно наступавшая после обрезания, которая позволяла ему посещать баню и мечеть вместе со взрослыми мужчинами, а также участвовать в принятии решений на уровне семьи, воспитывала в ребенке ощущение самоценности мужчины. Отец мог брать с собой сыновей на работу, играть с ними. Воспитание девочек же больше было связано с обучением религиозным ритуалам.

Исследователь М.С.Вахид отмечает, что «подчиненное положение женщины в семье касается не только матери, но и детей женского пола. Поэтому с младенческих лет социализация мальчиков и девочек протекает в разных социопсихологических условиях». Описывая ситуацию в йеменской семье, исследователь указывает, что «хорошее поведение ребенка значительно чаще отмечается устной похвалой, чем подарками или развлечениями. С появлением первых коренных зубов йеменский ребенок перестает считаться малышом, и к нему начинают предъявлять все больше и больше требований» [по 13].

Таким образом, в воспитательной деятельности арабской семьи можно выделить следующие аспекты: религиозный (приобщение ребенка с самого рождения к вере — иману, обучение его основам ислама и шариата); нравственный (привитие ребенку комплекса морально-нравственных принципов, которые должны стать стержнем его личности); физический (формирование сильного, крепкого, здорового человека, который будет в состоянии эффективно трудиться и защищать семью и общество); интеллектуальный (стремление к постижению наук и познанию окружающего мира, сформирование знаний как в области наук, так и в области религии, помогающих достичь миропонимания, уверенности, душевного спокойствия и счастья); психологический (воспитание здоровой, устойчивой психики, самостоятельности, стремления к совершенству).

Анализируя отличительные черты арабского отцовства можно выделить те факторы, которые способствовали укреплению роли отца в культуре и общественной жизни:

— общинный характер отношений в семье, четкая иерархическая структура;

— многодетность (видя главенство старших братьев и сестер, младшие учились уважать отца, власть);

— сегрегация обязанностей на мужские (в обществе, вне дома) и женские (в домашнем хозяйстве); главенствующая роль матери при воспитании детей (что не позволяло женщинам и мужчинам конкурировать между собой);

— послушание жены, принятие авторитета мужчины (именно такое отношение способствовало росту авторитета отца в глаза детей);

— опосредованный характер воспитания отец — мать — дети, который предполагал отстраненность отца и способствовал созданию образа властного лидера;

— материальное обеспечение отцом членов семьи (ситуация зависимости способствовала принятию власти мужчин).

Согласно проведенному ранее исследованию

отцовства в русской культуре, можно заключить, что все указанные факторы являются характерными и русской традиции. Спецификой же арабского отцовства можно считать многоженство, обязанность отца защищать своих дочерей даже после замужества и более строгое разделение обязанностей отца и матери в хозяйственном плане, однако последнее также присутствует в русской традиционной культуре, соответствуя принципам природосообразности.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о большом сходстве традиционных культур в репрезентации феномена отцовства. Отклонение же России и Арабских стран от патриархального пути семейных отношений выражено по-разному. Для русского народа характерно следование европейским тенденциям, тогда как в арабской культуре взгляды на семью и отцовство сохраняют традиционные черты.

Сопоставление сегодняшних реалий говорит в пользу выбора патриархальной модели семьи, что подтверждается экономическим ростом во многих странах арабского мира, отсутствием в арабских странах детских домов, а также низкой статистикой разводов.

В данной ситуации представляется возможным сделать вывод, что воспитание и организация семейного быта, основанная на традициях народной культуры способны оказать благотворное влияние на стабилизацию семейной жизни и укрепление взаимосвязи между членами семьи.

1. Протопопов С.С. Проблемы современного отцовства // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2007. № 43-1. С. 273275.

2. Хитрук Е.Б. Философские предпосылки формирования феномена «отсутствующий отец» в современной культуре // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 54-59.

3. Алмассуд Х. Отцовство как междисциплинарный феномен // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1 (99). С. 24-28.

4. Глазкова Т.В. Образ и роль отца в русской культуре [Электр. ресурс] // Культура культуры. 2016. № 2 (10). URL: http ://cult-cult.m/character-and-role-of-father-in-russian-culture/ (дата обращения: 01.05.2017).

5. Al-Ghanim K. The hierarchy of authority based on kinship, age, and gender in the extended family in the Arab Gulf States // International Journal of the Jurisprudence of the Family. 2013. № 3. Р. 333-360.

6. Шагаль Э.В. Арабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. М.: Институт востоковедения РАН, 2001. 288 с.

7. Рощин М. Традиционное мусульманское воспитание и образование [Электр. ресурс] // Отечественные записки. 2004. №3 (18). URL: http://www.strana-oz.ru/2004/3/tradicionnoe-musulmanskoe-vospitanie-i-obrazovanie (дата обращения: 01.05.2017).

8. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999. 205 с.

9. Фоменко Е.А. Воспитание мужчин в религиозных семьях: христианская и мусульманская практики // Высшая школа. 2017. № 1. С. 68-69.

10. Алиева Б.Ш., Омаров О.А., Омарова Т.А. Религиозно-педагогические аспекты семейного воспитания у мусульман // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 162-165.

11. Josef S. Gender and Citizenship in the Arab World [Электр.

ресурс]. URL: ftp://pogar.org/localuser/pogarp/ 6.

gender/suad/gender.pdf (дата обращения: 01.05.2017).

12. Granqvist H. Marriage Conditions in a Palestinian Village. Part I. Helsingfors, 1931. 345 р.

13. Стереотипы поведения арабов [Электр. ресурс]. URL: 7. https://secrethistory.su/552-stereotipy-povedeniya-

arabov.html (дата обращения: 01.05.2017).

References

1. Protopopov S.S. Problemy sovremennogo ottsovstva 8 [Problems of modern paternity]. Izvestiya RGPU im. A.I.Gertsena, 2007, no. 43-1, pp. 273-275.

2. Khitruk E.B. Filosofskie predposylki formirovaniya 9. fenomena "otsutstvuyushchiy otets" v sovremennoy kul'ture [Philosophical background of "absent father" phenomenon in

the modern culture]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 368, pp. 54-59. 10

3. Almassud Kh. Ottsovstvo kak mezhdistsiplinarnyy fenomen [Fatherhood as an interdisciplinary phenomenon]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo, 2017, no. 1 (99), pp. 24-28.

4. Glazkova T.V. Obraz i rol' ottsa v russkoy kul'ture [The

image and role of the father in Russian culture]. Kul'tura 11

kul'tury, 2016, no. 2 (10). Available at: http://cult-cult.ru/character-and-role-of-father-in-russian-culture/ (accessed: 01.05.2017). 12

5. Al-Ghanim K. The hierarchy of authority based on kinship,

age, and gender in the extended family in the Arab Gulf 13

States. International Journal of the Jurisprudence of the Family, 2013, no. 3, pp. 333-360.

Shagal' E.V. Arabskiy mir: puti poznaniya. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya i arabskiy yazyk [The Arab world: ways of cognition. Intercultural communication and Arabic language]. Moscow, 2001. 288 p.

Roshchin M. Traditsionnoe musul'manskoe vospitanie i obrazovanie [Traditional Muslim upbringing and education]. Otechestvennye zapiski, 2004, no. 3 (18). Available at: http://www.strana-oz.ru/2004/3/tradicionnoe-musulmanskoe-vospitanie-i-obrazovanie (accessed: 01.05.2017). Arukhov Z.S. Ekstremizm v sovremennom islame. Ocherki teorii i praktiki [Extremism in modern Islam. Essays on theory and practice]. Makhachkala, 1999. 205 p. Fomenko E.A. Vospitanie muzhchin v religioznykh sem'yakh: khristianskaya i musul'manskaya praktiki [Education of men in religious families: Christian and Muslim practices]. Vysshaya shkola, 2017, no. 1, pp. 68-69. Alieva B.Sh., Omarov O.A., Omarova T.A. Religiozno-pedagogicheskie aspekty semeynogo vospitaniya u musul'man [Religio-pedagogical aspects of family education among Muslims]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2009, no. 4, pp. 162-165.

Josef S. Gender and Citizenship in the Arab World. Available at: ftp://pogar.org/localuser/pogarp/gender/suad/gender.pdf (accessed: 01.05.2017).

Granqvist H. Marriage Conditions in a Palestinian Village. Part I. Helsingfors, 1931. 345 p.

Stereotipy povedeniya arabov [Stereotypes of Arab's behaviour]. Available at: https://secrethistory.su/552-stereotipy-povedeniya-arabov.html (accessed: 01.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.