Научная статья на тему 'Образ Другого в развитии самопознания школьников'

Образ Другого в развитии самопознания школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
872
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ Я / САМОПОЗНАНИЕ / ОБРАЗ ДРУГОГО / ПОЗНАНИЕ ДРУГОГО / ИДЕАЛЬНЫЙ ДРУГОЙ / «I» IMAGE / «OTHER» IMAGE / SELF-COGNITION / COGNITION OF THE OTHER / PERFECT OTHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спиридонова Светлана Борисовна

Анализируется проблема развития самопознания школьников. Представлен теоретический анализ подходов к проблеме влияния образа Другого на развитие самопознания. Эмпирическое исследование выполнено на выборке, охватывающей более 300 учащихся в возрасте 8-17 лет нескольких школ г. Волгограда. В качестве основного применялся метод свободного самоописания с последующим контент-анализом. Установлено, что в содержании самопознания школьников представлены характеристики значимых других людей, через которые раскрываются собственные качества ребенка. Образ Другого в самопознании учащихся представлен в четырех модальностях: идеальный взрослый, реальный взрослый, идеальный сверстник, реальный сверстник. Психолого-педагогический аспект исследования проблемы предполагает формирование у школьников умения последовательно анализировать образ Другого и сравнивать его сущностные характеристики с особенностями собственной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of «The Other» in the Course of Self-Cognition Development in the School Children

The article analyzes the problem of self-cognition development in the school children. The research suggests theoretical analysis of the approaches to the problem of the influence of the image of «the other» on the self-cognition development. The empirical research has been made on the sample group of more than 300 school children age 8-17 from several Volgograd schools. Method of free self-description has been used as the major one. It has been stated that there are characteristics of the significant «other» people in the contents of self-cognition of the school children through which their own characteristics are revealed. Image of «the other» in self-cognition of school children is represented in four modalities: perfect adult, actual adult, perfect peer, actual peer. Psychological and pedagogical aspect of the problem under research presupposes formation of sequential «other» analysis skill in the school children and ability to compare his/her essential characteristics to characteristics of one’s own personality.

Текст научной работы на тему «Образ Другого в развитии самопознания школьников»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

УДК 159:316.6

ОБРАЗ ДРУГОГО В РАЗВИТИИ САМОПОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

С. Б. Спиридонова

Спиридонова Светлана Борисовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия E-mail: sbspir@mail.ru

Анализируется проблема развития самопознания школьников. Представлен теоретический анализ подходов к проблеме влияния образа Другого на развитие самопознания. Эмпирическое исследование выполнено на выборке, охватывающей более 300 учащихся в возрасте 8-17 лет нескольких школ г. Волгограда. В качестве основного применялся метод свободного самоописания с последующим контент-анализом. Установлено, что в содержании самопознания школьников представлены характеристики значимых других людей, через которые раскрываются собственные качества ребенка. Образ Другого в самопознании учащихся представлен в четырех модальностях: идеальный взрослый, реальный взрослый, идеальный сверстник, реальный сверстник. Психолого-педагогический аспект исследования проблемы предполагает формирование у школьников умения последовательно анализировать образ Другого и сравнивать его сущностные характеристики с особенностями собственной личности. Ключевые слова: образ Я, самопознание, образ Другого, познание Другого, идеальный Другой.

Введение

Проблема исследования представленности образа Другого в сознании человека является одной из наиболее интересных в психологической науке. Рассмотрение в этом контексте категории «образа» связывает изыскания социальной психологии не только с общепсихологической, но и с философской проблематикой.

В зарубежной психологии проблему представленности образа Другого в психике индивида затрагивали в своих трудах М. Бубер, Э. Гуссерль, К. Роджерс, В. Стюарт, З. Фрейд, К. Г. Юнг. Среди отечественных исследователей вопросы взаимосвязи познания Другого и самопознания изучали Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Г. Я. Розен, И. И. Чеснокова, Б. С. Шалютин и др. В этих подходах образ Другого рассматривается в основном в аспекте его влияния на сознание и поведение человека в процессе социальных отношений, общения. Достаточно представлены исследования генезиса и возрастных особенностей становления образа Другого и образа Я в их взаимосвязи. На наш взгляд, недостаточно проработанным остаются психолого-педагогические аспекты влияния образа Другого на самосознание личности, в частности на формирование образа Я.

Теоретический анализ проблемы

А. А. Бодалев понимает под образом Другого целостный психический акт, обладающий всеми свойствами результата отражения. Главным, что отличает образ Другого от всех актов отражения, является то, что в психический образ включаются характеристики психологических качеств личности, которые не даны воспринимающему в той же непосредственности, как физические свойства объекта, однако именно их следует рассматривать как главный предмет познания людьми друг друга.

Социально-психологические аспекты данной проблемы в отечественной и зарубежной психологии традиционно изучались в связи с вопросами социального влияния одного человека на другого.

В. А. Петровский для определения некоторых свойств образа Другого ввел понятие «отраженная субъектность», понимая под ним идеальную представленность одного человека в другом. Отражаясь в других людях, человек выступает как активный субъект, способствующий изменению взглядов и переживаний другого человека, открывается людям как значимый для них Другой.

Г. С. Салливен использует понятие «значимый Другой» для обозначения человека, который является авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Личностная значимость может проявляться через изменения, которые значимый человек производит в индивиде. Но более важным для нас представляется проявление личностной значимости через соотнесение и определенное совпадение характеристик значимого Другого с ценностно-потребностной сферой индивида.

В отечественной психологии хорошо представлены исследования онтогенеза образа Другого и его роли в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах. И. И. Чеснокова считает, что «с самого начала познание себя - процесс отраженный, производный по отношению к познанию других людей вообще и отношений других людей к себе в частности» [1, с. 59].

По мнению М. И. Лисиной, на ранних этапах онтогенеза образ Я строится в постоянном соотнесении с образом других людей: ребенку важно отделить себя от близких людей - взрослых, чтобы выделить себя в мире [2]. Для ребенка Другой может выступать в качестве взрослого или в качестве сверстника. Сравнивая значение этих образов в развитии личности ребенка, А. Кемпин-

© Спиридонова С. Б., 2015

С. Б. Спиридонова. Образ Другого в развитии самопознания школьников

ски подчеркивает, что взаимодействие ребенка с взрослыми построено по принципу снизу-вверх, поэтому образ взрослого кажется недостижимым. Со сверстниками же общение ребенка строится на равных, в связи с чем образ сверстника является более реалистичным.

О. А. Карпушова отмечает, что «в отличие от взрослого, качества которого проявляются в жизненных ситуациях и отношениях часто не свойственных подростку, сверстник является меркой, которая позволяет подростку оценить себя на уровне реальных возможностей» [3, с. 128]. В отличие от образа взрослого, который складывается у ребенка уже в первые месяцы жизни, образ сверстника появляется в онтогенезе позже, примерно к двум годам.

Анализ психологической литературы позволяет утверждать, что многие авторы считают роль образа другого человека (взрослого и сверстника) очень важной в развитии самопознания ребенка. Это дало нам основания провести эмпирическое исследование с целью выяснить, как проявляется это влияние и при каких условиях оно будет конструктивно и эффективно.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты наших исследований показывают высокую представленность в сочинениях школьников о себе суждений о других людях. Учащиеся через описания значимых Других стремятся раскрыть особенности своей личности. Все социальные объекты, упомянутые в сочинениях о себе обследованных нами детей, можно разделить на четыре группы по признакам «взрослый-сверстник» и «идеальный-реальный».

К группе «идеальный взрослый» относятся обобщенные образцы, эталоны, люди, обладающие набором совершенных черт. Они возникают чаще всего в самоописаниях подростков в виде «лирических отступлений», когда они рассуждают о том, какими хотели бы стать в будущем, например: «Многое мне самой в себе нравится. Есть, конечно, маленькие недостатки, но их мало. Конечно, жизнь многих людей меняет, но главное, чтобы не изменился внутренний стержень человека, ни под кого не прогибаться, быть личностью и человеком с большой буквы» (Лена С., 11 кл.).

«Реальные взрослые», которые проецируются на образ Я в самоописаних школьников, это в основном родители, родные, близкие и знакомые. С образами идеальных взрослых их объединяет обобщенность, слабая дифференцированность и отсутствие критичности. Учащиеся всех возрастных групп упоминают взрослых чаще всего как образцы для подражания: «Хочу быть как мама, врачом» (Таня П., 4 кл.); «Я завидую белой завистью тем людям, которые нашли себе работу по душе. Например, таким

человеком является моя мама, мне кажется, ей очень повезло. Я думаю, у меня это стремление от нее» (Катя М., 11 кл.)

«Идеальный сверстник» в самоописаниях школьников возникает в основном в связи с образом друга, такого, каким он должен быть, по мнению ребенка: «Вчера мы поссорились с Димой. Он не дождался меня после уроков и ушел домой с другими мальчишками. А ведь настоящий друг должен быть верным» (Витя К., 4 кл.); «Сейчас трудно найти хорошего друга, все думают только о себе» (Вероника М., 9 кл.).

Самой большой по представленности в самоописаниях школьников является группа «реальных сверстников». Друзья и не-друзья, приятели, с которыми ребенок рядом живет, ходит в один кружок, секцию и т. п., очень часто используются в самоописаниях для отражения различных сторон собственной жизнедеятельности и личности. Например: «Мой лучший друг - Саша. Мы с ним очень веселые, всегда попадаем в истории» (Витя Т., 5 кл.); «У нас с Катей нет секретов друг от друга, она такая же, как и я, творческая натура» (Рита З., 10 кл.).

Полученные нами результаты легли в основу разработки развивающей программы. Она состояла из четырех этапов, в течение которых мы организовывали психолого-педагогические условия для социального сравнения школьниками себя: 1) с идеальным взрослым, 2) с идеальным сверстником; 3) с реальным сверстником; 4) с реальным взрослым.

Логика этапов программы основывалась на принципе онтогенетической сообразности. В процессе развития личности ребенка образ Другого становится доступным для конструктивного сравнения с собой сначала в идеальном плане, т. е. сравнение с литературными, мульт- и киноперсонажами. Характеристики идеальных Других подчеркнуты сюжетом, акцентированы. Причем зачастую родители создают специальные педагогические ситуации, когда помогают ребенку разобраться в хороших поступках и качествах героя, побуждают к стремлению быть на них похожими. Очень важно, что сравнение себя с идеальным Другим психологически более безопасно для ребенка.

Гораздо труднее ребенку анализировать и сравнивать себя с реальным сверстником и тем более - реальным взрослым. Анализ личностных качеств одноклассников и друзей, которые в тех же условиях, что и ребенок, оказались более успешными, может сильно травмировать сознание школьника. Сравнение детей между собой, протекающее стихийно, как правило, не становится конструктивным.

Анализ и сравнение с собой личностных качеств реального взрослого для школьников может быть и вовсе недоступно. У младших школьников это связано с высоким авторитетом учителя и родителей, у подростков, наоборот,

Психология социального развития

171

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)

с возрастным нигилизмом. Но главное, что затрудняет процесс сравнения, - это неясность, нечеткость проявлений их качеств в поведении, а также неумение ребенка вычленять различные личностные характеристики в обыденных ситуациях (то, что в художественных произведениях сделано автором).

Разработанная нами технология организации социального сравнения школьниками себя с образом другого человека позволяет успешно сформировать это умение.

Заключение

Теоретический анализ психологической литературы показывает тщательную проработку общих, социальных и возрастных аспектов проблемы представленности образа другого человека в сознании развивающегося ребенка. Образы взрослого и сверстника по-разному, но весьма интенсивно влияют на формирование представлений школьников о себе. Психологопедагогический аспект решения проблемы, на наш взгляд, должен быть связан с формированием у школьников умения последовательно (по алгоритму) сравнивать себя с сущностными чертами личности другого человека (взрослого и сверстника).

Библиографический список

1. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 143 с.

2. ЛисинаМ. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

144 с.

3. Карпушова О. А. Развитие образа сверстника у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 81-85.

Image of «The other» in the Course of Self-Cognition Development in the School Children

Svetlana B. Spiridonova

Volgograd State Social-Pedagogical University 27, Lenina str., Volgograd, 400066, Russia E-mail: sspir@mail.ru

The article analyzes the problem of self-cognition development in the school children. The research suggests theoretical analysis of the approaches to the problem of the influence of the image of «the other» on the self-cognition development. The empirical research has been made on the sample group of more than 300 school children age 8-17 from several Volgograd schools. Method of free self-description has been used as the major one. It has been stated that there are characteristics of the significant «other» people in the contents of self-cognition of the school children through which their own characteristics are revealed. Image of «the other» in self-cognition of school children is represented in four modalities: perfect adult, actual adult, perfect peer, actual peer. Psychological and pedagogical aspect of the problem under research presupposes formation of sequential «other» analysis skill in the school children and ability to compare his/her essential characteristics to characteristics of one's own personality.

Key words: «I» image, self-cognition, «other» image, cognition of the other, perfect other.

References

1. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya v psikhologii (Problem of self-cognition in psychology). Moscow, 1977. 143 p. (in Russian).

2. Lisina M. I. Problemy ontogeneza obshcheniya (Problems of communication ontogeny). Moscow, 1986. 144 p. (in Russian).

3. Karpushova O. A. Razvitie obraza sverstnika u mladshikh shkol'nikov (Development of primary school age pupils' peer's image). Nachal'naya shkolaplyus do iposle (Primary school plus before and after). 2013, no. 1, pp. 81-85 (in Russian).

УДК 316.6

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ/ОТЦОВСТВЕ И РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ У МОЛОДЕЖИ

А. Р. Вагапова

Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: Al_fiya@bk.ru

Проанализированы теоретические подходы к пониманию процесса формирования представления о родительстве. Выявлены половые различия в представлениях о материнстве и отцовстве, а также в родительских установках и ожиданиях. Выборка исследования включала в себя 60 респондентов (30 юношей и 30 девушек в возрасте от 20 до 24 лет). Применялся комплекс методик - модифицированного варианта методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, адаптированный Л. H. Соб-чик, в модификации Р. В. Овчаровой, методики PARI E. C. Шеф-

фера и P. K. Белла, адаптированной Т. В. Нещерет, в модификации Т. В. Архиреевой, методики Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе», методов сравнительного анализа. Это позволило выявить, что материнство и отцовство для молодежи - понятие абстрактное и не осмысленное до конца. В представлениях как юношей, так и девушек проявлены стереотипные умозаключения о материнстве и отцовстве, основанные лишь на внешнем представлении о функциях родителя, семейной роли и воспитании подрастающего поколения. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.

Ключевые слова: семья, родительство, установки, ожидания, представления, материнство, отцовство, молодежь.

© Вагапова А. Р., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.