Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
растений» // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 12 (104). С. 168-172.
8. Морозова Е. Е., Тимофеева А. Г., Буланая М. В., Ларионов О. И., Федорова О. А. Реализация проекта «Зеленая Аллея Памяти» // Начальная школа. 2012. № 5. С. 52-56.
9. МорозоваЕ. Е., ЕвдокимоваЕ. Г., Исаева О. А. Реализация проекта «Растем вместе» в практике дошкольного образования // Междунар. журн. экспериментального образования. 2014. № 1. С. 119-120
Mechanisms for Achieving Personal Progress of Schoolchildren in Environmental Education Process
Elena E. Morozov3
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: [email protected]
Elena G. Evdokimova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia Е-mail: [email protected]
Changes in overall goals of modern education in primary school leads to the need to develop experience emotional and value of the child's relationship to the world and its ability to regulate their own activity that actualizes the issues of development of the semantic sphere of the elementary school students. The article presents the content of the project objective of «Green memory lane» and shows the work on updating the personal meanings of elementary school students during ecologiasemarnat activities. The specifics of this project task is to focus on values-based learning and the opening of a new method of environmental action - designing environmentally symbolically and aesthetically suitable host plants on the school site. It is shown that in the course of the project teams of educational institutions has created alleys and corners of memory, mini-museums, cultural and historical centers. Identified difficulties in implementing projects aimed at an informed and intelligent choices participants mode of action. The authors described the working direction, contributing Shown working on updating the personal meanings of elementary school students during ecologiasemarnat activities.
Key words: personality universal learning activities, personal meanings, environmental educational, project tasks.
УДК 159.9
References
1. Koncepciya Federal'nykh gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya proekt / pod red. A. M. Kondakova, A. A. Kuznecova. 2-e izd. (The concept of the Federal state educational standard for general education : proekt teachers guide / Ed. by A. M. Kondakova, A. A. Kuznecova. 2-e izd.) Moscow. 2009. 39 p. (in Russian).
2. Kakproektirovat'uchebnye deystviya v nachal 'noy shkole. Ot deystviya k mysli (How to project training actions at elementary school. From action to idea) Ed. by A. G. As-molov. Moscow. 2010. 152 p. (in Russian).
3. Rodzhers K. Vzgljad na psihoterapiju (Perspective on psychoterapy). Stanovlenie cheloveka (Becoming human) Moscow. 1994, pp. 153-171 (in Russian).
4. Vygotskiy L. S. Myshlenie i rech'(linking and speaking). (Izd. 5, ispr.). Moscow. 1999. 352 p. (in Russian).
5. Morozova E. E., Gorina L. V. Ekologo-grazhdanskiyproekt «Zelenaya Alleya Pamyati» (Ecological and civil project «Memory green avenue»). Nachal'naya shkola (Primary school). 2006, no. 1, pp. 56-62 (in Russian).
6. Morozova E. E., Shlyakhtin G. V. Sovershenstvovanie ekologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov v sisteme obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy Saratovskoy oblasti (Perfection of schoolchildren' ecological education in general education system of Saratov region). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2011, vol. 11, iss. 4, pp. 99-103 (in Russian).
7. Morozova E. E., Fedorova O. A., Zolotukhina O. A. Obrazovatel'nyy potentsial proekta «Mir komnatnykh rasteniy» (Educational potential of project «Houseplants World»). Vestn. Tamb. un-ta. Ser. Gumanitarnye nauki (Tambov University Reports. Ser. Humanities). 2011, iss. 12 (104), pp. 168-172 (in Russian).
8. Morozova E. E., Timofeeva A. G., Bulanaya M. V., Lari-onov O. I., Fedorova O. A. Realizatsiyaproekta «Zelenaya Alleya Pamyati» (Realization of project «Memory Green Avenue»). Nachal'naya shkola (Primary school). 2012, no. 5, pp. 52-56 (in Russian).
9. Morozova E. E., Evdokimova E. G., Isaeva O. A. Reali-zatsiya proekta «Rastem vmeste» v praktike doshkol'nogo obrazovaniya (Realization of project «Grow together» in practice of preschool education). Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskie nauki (International journal of experimental education. Pedagogical sciences). 2014, no. 1, pp. 119-120 (in Russian).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О. А. Карпушова
Карпушова Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры педагогики психологии начального образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия
E-mail: [email protected]
Анализируется проблема развития самопознания младших школьников на основе сравнения их личностных особенностей с особенностями личности сверстников. Показана роль образа сверстника в формировании у детей представлений о себе и возможностях своего развития. Описаны особенности организа-
© Карпушова О. А, 2014
О. А. Карпушова. Психолого-педагогические особенностипоэтапного развития
ции поэтапного развития самопознания младших школьников на основе сравнения с образом идеального и с образом реального сверстника, доказана необходимость последовательного прохождения этапов: 1) анализа образа идеального сверстника и сравнения себя с ним; 2) анализа образа реального сверстника на основе сравнения с образом идеального сверстника; 3) самоанализа на основе сравнения с образом реального сверстника. Ключевые слова: самопознание, социальное сравнение, образ сверстника, идеальный сверстник, реальный сверстник, младшие школьники.
Введение
В современной системе образования наблюдается активный поиск стратегий, технологий, методов, способов развития самопознания на разных возрастных этапах. Многие авторы указывают на то, что естественным и необходимым ресурсом развития самопознания в детском возрасте является сравнение себя со сверстниками. А. И. Липкина подчеркивает, что специально организованное сравнение учащимися себя с другими благоприятно воздействует на учебную деятельность и личностное развитие младших школьников, в частности на формирование их самооценки [1].
Существующие в психолого-педагогической практике разработки по организации социального сравнения в основном посвящены подростковому возрасту, программы, ориентированные на младших школьников, встречаются редко. Создание технологии организации социального сравнения в начальной школе позволяет сделать этот процесс целенаправленным, контролируемым и, соответственно, более эффективным. Технологичность специально организованного сравнения делает его доступным для работы учителя начальной школы, подразумевает возможность применения в разных образовательных учреждениях.
Теоретический анализ проблемы
Современные гуманитарные науки используют термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения», «технология образовательного процесса», «технология коррекционного процесса», «технология управления» и т. д. Опираясь на справочную литературу [2], мы рассматриваем понятие «технология» как совокупность методов, способов, приемов, последовательных операций, позволяющих управлять тем или иным процессом, в данном случае таким процессом является социальное сравнение.
Предлагаемая нами технология организации социального сравнения основана на существующих в психологии представлениях о механизмах самопознания, действующих на разных возрастных этапах. На протяжении всего допод-росткового возраста, согласно И. И. Чесноковой, самопознание осуществляется преимущественно в системе «я - другие люди». Ребенок формирует
представления о себе через соотнесение с другими людьми [3]. Одним из активно работающих механизмов самопознания на этом возрастном этапе является социальное сравнение, которое возникает из потребности человека к самооцениванию и самосовершенствованию. В младшем школьном возрасте основным объектом для сравнения выступает сверстник, сопоставление с которым позволяет младшим школьникам сформировать более точное представление о своих способностях, качествах личности, увидеть адекватные своему возрасту возможности их развития.
Несмотря на естественность и привычность сравнения себя со сверстниками, младшим школьникам трудно самостоятельно выделять сущностные личностные характеристики товарищей и соотносить их с собственными качествами личности. Сравнение чаще всего осуществляется по внешним несущественным признакам, через сопоставление отдельных действий и поступков, а не стоящих за ними качеств личности. Для сравнения личностных свойств младшие школьники нередко используют обобщенные, недифференцированные, однозначные характеристики, однако непрерывное расширение эмпирической базы, лежащей в основе представлений о качествах личности, развитие целого ряда мыслительных операций обусловливают возможность организации целенаправленного сравнения себя со сверстниками уже в третьих - четвертых классах.
Суть технологии организации социального сравнения заключается в построении поэтапной работы учащихся, предполагающей формирование умения анализировать личность идеального сверстника (литературного героя, киногероя и т. д.) и переносить полученный опыт в ситуацию анализа личности реального сверстника (одноклассника, друга и т. д.), а затем в ситуацию самоанализа. В основе технологии организации социального сравнения лежит алгоритм последовательного анализа особенностей личности, обусловленный психологическими закономерностями познания себя и других, он включает следующие шаги:
1) описание и анализ трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек, так как именно в это время, требующее принятия решения, преодоления трудностей, проявления воли, запускается механизм рефлексии, наиболее ярко проявляются качества личности и способности человека;
2) анализ личностных проявлений в трудной жизненной ситуации, направленный на формирование умения выделять и анализировать конкретные высказывания, действия, эмоции, поступки человека в той или иной ситуации, которые несут информацию о качествах его личности;
3) обобщение отдельных проявлений в качества личности, предполагающее установление связи между конкретными действиями, переживаниями, поступками, свидетельствующими о наличии того или иного качества;
Педагогика развития и сотрудничества
385
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
4) поиск проявлений качества личности в других жизненных ситуациях, способствующий формированию умения абстрагировать качество от конкретных обстоятельств, людей.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим освоение технологии сравнения на примере работы с образом идеального сверстника. В задачи данного этапа входили освоение учащимися третьих - четвертых классов алгоритма анализа особенностей личности сверстника и перенос этого алгоритма на процесс самоанализа.
В качестве идеальных сверстников в нашем исследовании выступали герои телефильма К. Бромберга «Приключения Электроника», воплощающие качества интеллектуальной, волевой и нравственной сфер. Эти типажи более подробно рассмотрены при освещении проблемы развития образа сверстника у младших школьников [4]. В данной статье в качестве примера обратимся к интеллектуальному типажу, герою фильма - Ко-ролькову, который проявляет хорошую память, сообразительность, умение рассуждать, способность находить нестандартные решения. Он владеет научными знаниями и демонстрирует умение использовать эти знания в жизни, а также обладает сдержанностью и спокойствием - качествами, необходимыми для интеллектуального процесса.
Основными методами освоения алгоритма являлись анализ видеоматериалов и беседа. Работа с видеоматериалами предполагала: коллективный просмотр фильма и анализ фрагментов с конкретными персонажами. Порядок работы с видеоматериалами был рассмотрен ранее [4], здесь мы проанализируем возможности организации социального сравнения на основе фрагментов фильма, используемых для целенаправленного анализа личностных особенностей героев.
После просмотра видеосюжетов, в соответствии с алгоритмом, учащиеся сначала устно описывали трудную ситуацию, в которой оказался герой, отмечали, с какими именно трудностями он столкнулся, какие задачи ему пришлось решать. Например, анализируя видеосюжет о Королько-ве, учащиеся рассуждали о том, что трудность ситуации, в которой он помогал Сыроежкину и Электронику, заключалась в том, чтобы быстро придумать нестандартное, эффективное решение возникшей проблемы.
Следующий шаг заключался в том, что дети анализировали переживания героя, его высказывания, действия, овладевая таким образом умением анализировать проявления тех или иных качеств персонажа. Например, наблюдая за поведением Королькова, они отмечали, что в трудной ситуации он «вел себя спокойно», «не расстраивался», «он сел в стороне от остальных и стал думать, как помочь Сыроежкину», «знал, где можно получить нужные знания, например в энциклопедии», «много всего помнил».
Проанализировав выделенные признаки, школьники в соответствии с алгоритмом обобщали их и приходили к выводу о качествах личности героя. Например, обобщая перечисленные ранее личностные проявления Королькова, дети заключали, что он обладает рассудительностью, сдержанностью, любознательностью, хорошо развитым мышлением и памятью, подтверждали свои суждения с помощью конкретных примеров.
Сформировав представление о качествах личности персонажа, учащиеся фиксировали их проявления в других ситуациях, увиденных во время полного просмотра фильма. Отмечая одни и те же личностные проявления в разных обстоятельствах, школьники учились абстрагировать качество личности от ситуации, в которой оно проявилось, что позволило им в дальнейшем отмечать признаки этих качеств у реального сверстника и у себя.
В результате целенаправленного последовательного анализа образ персонажа становился более глубоким, дифференцированным, обогащенным субъектными характеристиками. Сравнивая себя с ним, учащиеся переносили освоенный алгоритм анализа личностных особенностей на процесс самоанализа.
На протяжении первого шага учащиеся вспоминали и рассказывали о ситуациях, где они проявили такие же способности и качества, как, например, Корольков: ум, сообразительность, рассудительность, спокойствие, уточняли, что было особенно сложным в этой жизненной ситуации, чем она похожа на ситуацию, в которой оказался Корольков. От описания ситуации они переходили к сравнению личностных проявлений, анализировали собственные мотивы, переживания, действия в сходной трудной ситуации, сравнивая их с мотивами, переживаниями, действиями героя. Обобщение названных личностных проявлений позволило учащимся заключить, какие качества личности помогли им разрешить эту сложную ситуацию. В завершении анализа им предлагалось вспомнить, в каких еще ситуациях они проявляли такие же качества, как и герой. Таким образом, дети попытались найти проявления того или иного качества в других жизненных ситуациях и тем самым абстрагировали его от конкретных обстоятельств.
В результате организованного таким образом сравнения со сверстниками представление ребенка о себе наполнялось сущностными личностными характеристиками. Осознание своей похожести, в той или иной степени, на героев фильма пробуждало у детей желание узнавать себя как изначально интересных, обладающих разнообразными возможностями людей.
Заключение
Резюмируя вышесказанное, мы можем констатировать, что социальное сравнение является естественным и необходимым ресурсом развития самопознания младших школьников. Использова-
386 Научный отдел
О. И. Ларионов. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе
ние технологии делает этот процесс целенаправленным, контролируемым и более эффективным. В ее основе лежит алгоритм анализа личностных особенностей, состоящий из нескольких последовательных шагов: описания трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек; анализа отдельных личностных проявлений и обобщения их в качества личности; поиска проявлений этих качеств в других жизненных ситуациях. С помощью таких шагов школьники овладевали умением целенаправленно анализировать сущностные личностные характеристики сверстников и переносить этот алгоритм на процесс самоанализа, осваивая таким образом эффективный способ самопознания.
Библиографический список
1. ЛипкинаА. И. Самооценка школьника. М., 1976. 64 с.
2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. 1536 с.
3. ЧесноковаИ. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 143 с.
4. Карпушова О. А. Развитие образа сверстника у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 81-85
Psycholocial and Pedagogical Peculiarities of Step-By-Step Development of Self-Cognition in the Primary School Students
Olga A. Karpushova
Volgograd State Social-Pedagogical University 27, Lenina str., Volgograd, 400066, Russia E-mail: [email protected]
УДК 378.14
УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О. И. Ларионов
Ларионов Олег Игоревич - кандидат педагогических наук. доцент, кафедра начального естественно-математического образования, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена проблема формирования основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста. Описана практическая экспериментальная работа, проведенная с младшими школьниками, обучающимися в городских школах. Диагностика младших школьников осуществлялась по методике «Натурафил», разработанной В. А. Явсиным. Методика направлена, прежде всего, на выявление интенсивности отношения личности ребенка к природе. Оценка такой интенсивности осуществляется по перцептивно-аффективной, когнитивной, практической и поступочной шкалам. Кроме того, в рамках методики у детей определялись натуралистическая эрудиция, а также параметр интенсивности субъективного отношения к природе. На основе полученных данных
The article gives analysis of self-cognition process in the primary school students on the basis of comparison between their personal traits and personal traits of their peers. The study shows the role of peer image in the process of formation of idea of oneself and opportunities of one's own development. The article describes the peculiarities of organization of step-by-step development of self-cognition in the primary school students on the basis of comparison to the image of a perfect and a real peer. The authors proved the necessity of consequential completion of self-cognition development stages in the primary school students: 1) analysis of a perfect peer image and comparing it to oneself; 2) analysis of a real peer image on the basis of comparison to a perfect peer image; 3) self-analysis on the basis of comparison to a real peer image.
Key words: self-cognition, social comparison, peer image, perfect peer, real peer, primary school students.
References
1. Lipkina A. I. Samootsenka shkol'nika (Student's self-esteem). Moscow, 1976. 64 p. (in Russian).
2. Kuznetsov S. A. Bol 'shoy tolkovyy slovar'russkogoyazyka (Great dictionary of the russian language). St.-Petersburg, 1998. 1536 p. (in Russian).
3. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya vpsikhologii (Identity problem in psychology). Moscow, 1977. 143 p. (in Russian).
4. Karpushova O. A. Razvitie obraza sverstnika u mladshikh shkol'nikov (Development of peer image of primary school pupils). Nachal'naya shkola plyus do i posle (Primary School plus before and after). 2013, no. 1, pp. 81-85 (in Russian).
автором делается вывод о степени развития интенсивности отношения к природе детей младшего школьного возраста, обучающихся в школах г. Саратова; прослеживаются основные тенденции процесса формирования основ экологического сознания ребенка в условиях большого города. Выявлены противоречия между тем, что знает ребенок о природе, и его образом действия. Прикладной аспект исследуемой проблемы реализуется в разработке экологических проектов, помогающих оптимизировать процесс формирования основ экологического сознания подрастающего поколения. Ключевые слова: младшие школьники, природа, отношение, интенсивность.
Постановка проблемы
Общеизвестно, что основной целью экологического образования и воспитания на современ-
© Ларионов О. И., 2014