педагогика школы
близиться к нему в своем существовании. Деятельное отношение к музыке позволяет подростку не только созерцать этот мир, но и воссоздавать его в себе.
По авторитетному мнению Н. Бердяева, божественное в музыке можно рассматривать и как прикосновение к акту художественного творчества, что заключается в создании иного бытия, иной жизни, через прорыв «мира сего» к миру иному. Для подростков в поиске и утверждении своей индивидуальности общение с классической музыкой становится реальной практикой прикосновения к актам художественного творчества. Это может быть осуществимо при освоении особенностей художественной драматургии, средств создания музыкального образа, музыкальных традиций, авторского стиля. Классическая музыка является образцовой не только по своему содержанию, но и по способам и формам его представления. Она дает возможность учиться у мастеров, признанных в мире. Чтобы открыть в себе творческие способности, нет лучше учителей.
Почему же именно классической музыке мы отдаем предпочтение, говоря о формировании мотивационной направленности подростков на продуктивную музыкально-творческую деятельность? Ответ в словах Н.В. Гоголя: «Знаете ли вы, как важны впечатления детских лет? То, что в детстве только хорошая привычка и наклонность, превратится в зрелых летах в добродетель» [3, с. 18].
список литературы
1. Затямина Т.А. Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография. Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2008.
2. Затямина Т.А. Культурно-мировоззренческая палитра православного содержания мира музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки. 2014. № 6 (91). С. 104-109.
3. Гоголь Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе». М.: Старклайт, 2009. С. 160.
* * *
1. Zatjamina T.A. Muzykal'naja dejatel'nost' re-benka v prostranstve pedagogicheskoj real'nosti: monografija. Volgograd: Izd-vo VGAPK RO, 2008.
2. Zatjamina T.A. Kul'turno-mirovozzrencheskaja palitra pravoslavnogo soderzhanija mira muzyki v duhovno-nravstvennomrazvitiii vospitaniishkol'nikov // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. Ser.: Ped. nauki. 2014. № 6 (91). S. 104-109.
3. Gogol' N.V. Iz pisem. «Chto mozhet dostavit' pol'zu dushe». M.: Starklajt, 2009. S. 160.
Classical music in formation of teenagers' motivational orientation at productive musical and creative activities
There is described the character of the productive musical and creative activities, peculiarities of emotional experience as the mechanism of teenager's relations with the music world. There are marked out the types of teenager's artistic position in musical and creative work, the motivational orientation in relations with classical music which is comprehended based on its figurative, spiritual and creative nature.
Key words: musical and creative activities, motivational orientation of teenagers, classical
(Статья поступила в редакцию 18.09.2015)
о.А. карпушова
(Волгоград)
технология организации социального сравнения в развитии самопознания у младших школьников
Анализируется проблема развития самопознания младших школьников, в частности один из основных его механизмов - социальное сравнение. Обосновывается технология организации социального сравнения в рамках эмпирического исследования по развитию самопознания младших школьников. Показаны возможности ее реализации во внеурочном курсе по развитию самопознания в начальной школе.
Ключевые слова: самопознание, социальное сравнение, образ сверстника, идеальный сверстник, технология.
В современной системе образования наблюдается активный поиск стратегий, технологий, методов, способов развития самопознания на разных возрастных этапах. На протяжении всего доподросткового возраста, согласно
О Карпушова O.A., 2015
- известия вгпу. пе,
взглядам М.И. Лисиной, И.И. Чесноковой, самопознание осуществляется преимущественно в системе «я - другие люди» [5; 7]. Одним из активно работающих механизмов самопознания на этом возрастном этапе является социальное сравнение, понимаемое Е.С. Самой-ленко, L.A. Festinger, J.V. Wood как процесс осознания индивидом особенностей своей личности путем сопоставления себя с другими людьми [6; 8; 9]. В основе социального сравнения лежит потребность человека в самооценивании [5; 8] и самосовершенствовании [9]. На протяжении всего детства происходит смена основных объектов социального сравнения, в качестве которых выступают взрослые, сверстники, дети младшего возраста; постепенно расширяется круг переносимых на себя психологических характеристик другого человека [7].
в младшем школьном возрасте основным объектом для сравнения выступает сверстник, значение которого усиливается в связи с рядом изменений в жизни ребенка: принятием нового социального статуса, стремлением стать успешным в учебе, во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, приобрести новые качества, сформировать необходимые способности и умения; активным расширением круга социальных контактов и ситуаций взаимодействия вне учебной деятельности [2], постепенным (усиливающимся в подростковом возрасте) отделением собственных представлений о себе от оценок, данных ребенку другими людьми [1]. Происходящие изменения рождают у младших школьников потребность в новых разнообразных знаниях о себе, формирование которых на этапе начального образования осуществляется через активный поиск эталонов для сравнения. В качестве эталонов часто выступают сверстники, сопоставление себя с которыми, в отличие от сравнения со взрослыми, позволяет младшим школьникам сформировать более точное представление о своих способностях, качествах личности, увидеть адекватные своему возрасту возможности их развития (Б.Г. Ананьев, Т.В. Драгунова, А. Кемпински, Я.Л. Коломин-ский, А.И. Липкина, В.Н. Лозоцева, Е.В. Рягу-зова, А.И. Сильвестру, Г.А. Цукерман).
несмотря на естественность и привычность сравнения себя со сверстниками, младшим школьникам трудно самостоятельно выделять сущностные личностные характеристики товарищей и соотносить их с собственными качествами личности. Сравнение чаще все-
гогические науки -
го осуществляется по внешним несущественным признакам, через сопоставление отдельных действий и поступков, а не стоящих за ними качеств личности. Для сравнения личностных свойств младшие школьники нередко используют обобщенные, недифференцированные, однозначные характеристики. Однако непрерывное расширение эмпирической базы, лежащей в основе развития представлений о качествах личности, созревание целого ряда мыслительных операций открывают возможность организации целенаправленного, ориентированного на сущностные характеристики сравнения себя со сверстниками уже в третьих - четвертых классах.
Существующие в психолого-педагогической практике разработки по организации социального сравнения в основном посвящены подростковому возрасту. Программы, ориентированные на младших школьников, встречаются редко.
создание технологии организации социального сравнения в начальной школе позволяет сделать этот процесс целенаправленным, контролируемым и, соответственно, более эффективным. Технологичность специально организованного сравнения делает его доступным для работы в начальной школе, подразумевает возможность применения в разных образовательных учреждениях.
Современные гуманитарные науки используют термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения», «технология образовательного процесса», «технология коррекционного процесса», «технология управления» и т.д. опираясь на справочную литературу [4], мы рассматриваем понятие «технология» как совокупность методов, способов, приемов, последовательных операций, позволяющих управлять тем или иным процессом. В данном случае таким процессом является социальное сравнение.
Суть предлагаемой нами технологии организации социального сравнения заключается в построении поэтапной работы учащихся, предполагающей формирование умения анализировать личность идеального сверстника (литературного героя, киногероя и т.д.) и переносить полученный опыт в ситуацию анализа личности реального сверстника (одноклассника, друга и т.д.), а затем в ситуацию самоанализа. в основе технологии организации социального сравнения лежит алгоритм последовательного анализа особенностей личности, обусловленный психологическими закономер-
ностями познания себя и других. Он включает в себя следующие шаги:
1. Описание и анализ трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек, т.к. именно в ситуациях, требующих принятия решения, преодоления трудностей, проявления воли, запускается механизм рефлексии (М.Э. Боцманова, А.В. Захарова, A.M. Прихожан). В них наиболее ярко проявляются качества личности и способности человека.
2. Анализ личностных проявлений в трудной жизненной ситуации, направленный на формирование умения выделять и анализировать конкретные высказывания, действия, эмоции, поступки человека в той или иной ситуации, которые несут информацию о качествах его личности.
3. Обобщение отдельных проявлений в качества личности, предполагающее установление связи между конкретными действиями, переживаниями, поступками, свидетельствующими о наличии того или иного качества. Этот шаг в познании сущностных личностных характеристик человека для младших школьников является наиболее сложным, т.к. предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, понятий о качествах личности и опыта взаимодействия с другими людьми.
4. Поиск проявлений качества личности в других жизненных ситуациях, способствующий формированию умения абстрагировать качество от конкретных обстоятельств, людей.
Рассмотрим освоение технологии сравнения на примере работы с образом идеального сверстника. в задачи данного этапа входили освоение учащимися третьих - четвертых классов алгоритма анализа особенностей личности сверстника и перенос этого алгоритма на процесс самоанализа.
в качестве идеальных сверстников в нашем исследовании выступали герои телефильма К. Бромберга «Приключения Электроника», воплощающие качества интеллектуальной, волевой и нравственной сфер. Эти типажи более подробно рассмотрены при освещении проблемы развития образа сверстника у младших школьников [3]. В данной статье в качестве примера обратимся к интеллектуальному типажу - герою фильма Королько-ву, который обладает хорошей памятью, проявляет сообразительность, умение рассуждать, способность придумывать нестандартные решения. Он владеет научными знаниями и демонстрирует умение использовать эти знания
а школы -
в жизни, а также обладает сдержанностью и спокойствием - качествами, необходимыми для интеллектуального процесса. Как показывает опыт организации социального сравнения в начальной школе, работу по освоению алгоритма следует начинать с анализа именно интеллектуальных характеристик сверстника, содержание которых более доступно младшим школьникам. Дети легче выделяют интеллектуальные характеристики (в отличие от качеств волевой и нравственной сфер) благодаря их конкретным проявлениям в повседневной учебной деятельности: в виде решенной задачи, продемонстрированных знаний, спокойного логически выстроенного рассуждения и т.д.
Основными методами освоения алгоритма являлись анализ видеоматериалов и беседа. Работа с видеоматериалами предполагала: коллективный просмотр фильма и анализ фрагментов о конкретных персонажах. Порядок работы с видеоматериалами был рассмотрен ранее [Там же]. Здесь мы проанализируем возможности организации социального сравнения на основе фрагментов фильма, используемых для целенаправленного анализа личностных особенностей героев.
После просмотра видеосюжетов, в соответствии с алгоритмом, учащиеся сначала устно описывали трудную ситуацию, в которой оказался герой, отмечали, с какими именно трудностями он столкнулся, какие задачи ему пришлось решать. Например, анализируя видеосюжет о королькове, учащиеся рассуждали о том, что трудность ситуации, в которой он помогал Сыроежкину и Электронику, заключалась в том, чтобы быстро придумать нестандартное, эффективное решение возникшей проблемы.
На следующем этапе дети анализировали переживания героя, его высказывания, действия, овладевая, таким образом, умением анализировать проявления тех или иных качеств персонажа. Например, наблюдая за поведением королькова, они отмечали, что в трудной ситуации он «вел себя спокойно», «не расстраивался», «не злился», «он сел в стороне от остальных и стал думать, как помочь сыроеж-кину», «пользовался своими знаниями, например, вспомнил в нужный момент азбуку Морзе», «знал, где можно получить нужные знания, например в энциклопедии или справочнике», «много всего помнил».
Проанализировав выделенные признаки, школьники, в соответствии с алгоритмом, обобщали их и приходили к выводу о каче-
- известия вгпу. пе,
ствах личности героя. Например, обобщая перечисленные ранее личностные проявления Королькова, дети заключили, что он обладает рассудительностью, сдержанностью, любознательностью, хорошо развитым мышлением и памятью, подтверждали свои суждения с помощью конкретных примеров. в тех ситуациях, когда дети сразу интуитивно называли качества личности героя, учитель предлагал им подтвердить свое суждение с помощью конкретных примеров. В этом случае беседа получалась активной и развернутой, а школьники, отвечая на дополнительные вопросы, учились отслеживать детали психологических портретов героев и аргументировать свои ответы. В тех ситуациях, когда школьники затруднялись назвать качества персонажа или называли недостаточно (одно - два), учитель помогал их сформулировать.
Сформировав представление о качествах личности персонажа, учащиеся фиксировали их проявления в других ситуациях, увиденных во время полного просмотра фильма. отмечая одни и те же личностные проявления в разных обстоятельствах, школьники учились абстрагировать качество личности от ситуации, в которой оно проявилось, что позволило им в дальнейшем отмечать признаки этих качеств у реального сверстника (одноклассника) и у себя.
В результате целенаправленного последовательного анализа образ персонажа становился более глубоким, дифференцированным, обогащенным сущностными личностными характеристиками. Сравнивая себя с ним, учащиеся переносили освоенный алгоритм анализа личностных особенностей на процесс самоанализа.
Сначала учащиеся вспоминали и рассказывали о ситуациях, где они проявили такие же способности и качества, как, например, Корольков: ум, сообразительность, рассудительность, спокойствие, уточняли, что было особенно сложным в этой жизненной ситуации, чем она похожа на ситуацию, в которой оказался Корольков.
от описания ситуации школьники переходили к сравнению личностных проявлений. Они анализировали собственные мотивы, переживания, действия в сходной трудной ситуации, сравнивая их с мотивами, переживаниями, действиями героя. Обобщение названных личностных проявлений позволило учащимся прийти к выводу о том, какие качества личности помогли им разрешить данную сложную
гогические науки -
ситуацию. В завершение анализа учащимся предлагалось вспомнить, в каких еще ситуациях они проявляли такие же качества, как и герой. Это позволяло абстрагировать их от конкретных обстоятельств.
В результате организованного таким образом сравнения со сверстниками представление ребенка о себе наполнялось сущностными личностными характеристиками. Осознание своей похожести, в той или иной степени, на героев фильма пробуждало у детей желание узнавать себя как изначально интересных, обладающих разнообразными возможностями людей.
Резюмируя вышесказанное, мы можем констатировать, что социальное сравнение является естественным и необходимым ресурсом развития самопознания у младших школьников. Использование технологии делает этот процесс целенаправленным, контролируемым и, соответственно, более эффективным. В ее основе лежит алгоритм анализа личностных особенностей, состоящий из нескольких последовательных шагов: описание трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек; анализ отдельных личностных проявлений и обобщение их в качества личности; поиск проявлений этих качеств в других жизненных ситуациях. С помощью названных шагов школьники овладевают умением целенаправленно анализировать сущностные личностные характеристики сверстников и переносить полученный опыт в ситуацию самоанализа, осваивая, таким образом, эффективный способ самопознания.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / ред. А.А. Бодалев, Б.Ф Ломов. М.: Педагогика, 1980. Т. 2.
2. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этический и профессиональный аспекты). СПб.: Речь, 2005.
3. Карпушова О.А. Развитие образа сверстника у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 81-85.
4. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.
5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
6. Самойленко Е.С. Проблема сравнения в психологическом исследовании. М.: Ин-т психологии РАН, 2010.
7. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
педагогика профессионального образования
8. Festinger L.A. Theory of Cognitive Dissonance. Stanford University Press, 1962.
9. Wood J.V. Tlieory and research concerning social comparisons of personal attributes //
Psychological Bulletin. 1989. № 106. P. 231-248. * * *
1. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2 t. / red. A.A. Bodalev, B.F Lomov. M.: Pedagogika, 1980. T. 2.
2. Bodalev A.A., Vasina N.V. Poznanie cheloveka chelovekom (vozrastnoj, gendernyj, jeticheskij i professional'nyj aspekty). SPb.: Rech', 2005.
3. Karpushova O.A. Razvitie obraza sverstnika u mladshih shkol'nikov // Nachal'naja shkola pljus do i posle. 2013. № 1. S. 81-85.
4. Kuznecov S.A. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka. SPb., 1998.
5. Lisina M.I. Obshhenie, lichnost' i psihika rebenka / pod red. A.G. Ruzskoj. M.: In-t prakt. psihologii; Voronezh: MODJeK, 1997.
6. Samojlenko E.S. Problema sravnenija v psihologicheskom issledovanii. M.: Institut psihologii RAN, 2010.
7. Chesnokova I.I. Problema samosoznanija v psihologii. M., 1977.
8. Festinger L.A. Theory of Cognitive Dissonance. Stanford University Press, 1962.
9. Wood J.V. Tlieory and research concerning social comparisons of personal attributes // Psychological Bulletin. 1989. № 106. P. 231-248.
Technology of organization of social comparison in development of primary school pupils
There is analyzed the issue of self-perception of primary school pupils, in particular one of its basic mechanisms - social comparison. There is substantiated the technology of social comparison organization in the empiric research of development of primary school pupils' self-perception. There is shown the potential of its implementation in the extracurricular course of self-perception development at primary school.
Key words: self-perception, social comparison, image of coeval pupil, ideal coeval pupil, technology.
(Статья поступила в редакцию 08.09.2015)
О Сауренко Н.Е., Сериков В.В., 2015
ПЕДАГОГИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
н.Е. сауренко, в.в. сериков
(Волгоград)
оценка сформированности проектного мышления у студентов
Рассмотрена сущность проектного мышления как ключевой компетентности современного специалиста, обеспечивающей его включение в инновационную деятельность; раскрыты критерии и способы диагностики данной компетентности; приведены результаты опытной работы.
Ключевые слова: проектное мышление, проектная деятельность, критерии компетентности, инновационная деятельность.
Проектный подход как методология построения содержания и технологий образования в вузе направлен, в первую очередь, на формирование у будущих специалистов проектного мышления как инструмента профессиональной деятельности в инновационной среде. Под проектным мышлением нами понимается система аналитических, преобразовательных, прогностических, композиционных действий, направленных на преобразование научного знания в программу и технологию создания продукта. вид создаваемого продукта зависит от профессиональной сферы специалиста, в то время как аппарат проектного мышления является универсальным для специалистов различных профилей. важно лишь подчеркнуть, что проектное мышление - необходимый признак современно понимаемой компетентности специалиста, его готовности работать в условиях инновационной стратегии в экономике и социальной сфере.
Проектное мышление, присущее человеку с глубокой древности в силу преобразующего, мироизменяющего бытия самого человека, в информационную и, можно добавить, инновационную эпоху приобрело статус ведущей профессиональной компетентности специалиста, предполагающей способность к особого рода мыследеятельности, направленной на трансформацию научного знания в иннова-