О. И. Ларионов. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе
ние технологии делает этот процесс целенаправленным, контролируемым и более эффективным. В ее основе лежит алгоритм анализа личностных особенностей, состоящий из нескольких последовательных шагов: описания трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек; анализа отдельных личностных проявлений и обобщения их в качества личности; поиска проявлений этих качеств в других жизненных ситуациях. С помощью таких шагов школьники овладевали умением целенаправленно анализировать сущностные личностные характеристики сверстников и переносить этот алгоритм на процесс самоанализа, осваивая таким образом эффективный способ самопознания.
Библиографический список
1. ЛипкинаА. И. Самооценка школьника. М., 1976. 64 с.
2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998. 1536 с.
3. ЧесноковаИ. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 143 с.
4. Карпушова О. А. Развитие образа сверстника у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 1. С. 81-85
Psycholocial and Pedagogical Peculiarities of Step-By-Step Development of Self-Cognition in the Primary School Students
Olga A. Karpushova
Volgograd State Social-Pedagogical University 27, Lenina str., Volgograd, 400066, Russia E-mail: okarpushova@yandex.ru
The article gives analysis of self-cognition process in the primary school students on the basis of comparison between their personal traits and personal traits of their peers. The study shows the role of peer image in the process of formation of idea of oneself and opportunities of one's own development. The article describes the peculiarities of organization of step-by-step development of self-cognition in the primary school students on the basis of comparison to the image of a perfect and a real peer. The authors proved the necessity of consequential completion of self-cognition development stages in the primary school students: 1) analysis of a perfect peer image and comparing it to oneself; 2) analysis of a real peer image on the basis of comparison to a perfect peer image; 3) self-analysis on the basis of comparison to a real peer image.
Key words: self-cognition, social comparison, peer image, perfect peer, real peer, primary school students.
References
1. Lipkina A. I. Samootsenka shkol'nika (Student's self-esteem). Moscow, 1976. 64 p. (in Russian).
2. Kuznetsov S. A. Bol 'shoy tolkovyy slovar'russkogoyazyka (Great dictionary ofthe russian language). St.-Petersburg, 1998. 1536 p. (in Russian).
3. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya v psikhologii (Identity problem in psychology). Moscow, 1977. 143 p. (in Russian).
4. Karpushova O. A. Razvitie obraza sverstnika u mladshikh shkol'nikov (Development of peer image of primary school pupils). Nachal'naya shkola plyus do i posle (Primary School plus before and after). 2013, no. 1, pp. 81-85 (in Russian).
УДК 378.14
УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕ НСИВНОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О. И. Ларионов
Ларионов Олег Игоревич - кандидат педагогических наук. доцент, кафедра начального естественно-математического образования, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: Olegik_Larionov@mail.ru
В статье рассмотрена проблема формирования основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста. Описана практическая экспериментальная работа, проведенная с младшими школьниками, обучающимися в городских школах. Диагностика младших школьников осуществлялась по методике «Натурафил», разработанной В. А. Явсиным. Методика направлена, прежде всего, на выявление интенсивности отношения личности ребенка к природе. Оценка такой интенсивности осуществляется по перцептивно-аффективной, когнитивной, практической и поступочной шкалам. Кроме того, в рамках методики у детей определялись натуралистическая эрудиция, а также параметр интенсивности субъективного отношения к природе. На основе полученных данных
автором делается вывод о степени развития интенсивности отношения к природе детей младшего школьного возраста, обучающихся в школах г. Саратова; прослеживаются основные тенденции процесса формирования основ экологического сознания ребенка в условиях большого города. Выявлены противоречия между тем, что знает ребенок о природе, и его образом действия. Прикладной аспект исследуемой проблемы реализуется в разработке экологических проектов, помогающих оптимизировать процесс формирования основ экологического сознания подрастающего поколения. Ключевые слова: младшие школьники, природа, отношение, интенсивность.
Постановка проблемы
Общеизвестно, что основной целью экологического образования и воспитания на современ-
© Ларионов О. И., 2014
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
ном этапе развития общества является формирование определенной целостной системы взглядов человека о природе и обществе и элементарных представлений о неживой и живой природе, об ее объектах и явлениях, понимание необходимости рационального пользования богатствами природы, правильного поведения в природе и бережного отношения к собственному здоровью. Совершенно понятно, что для достижения поставленной цели необходимо решать проблему экологического образования и воспитания детей в комплексе, прежде всего формируя у них экологическое сознание. В. И. Панов определяет экологическое сознание как феномен динамический и даже эволюционный, для которого характерны относительность существования и относительность определения [1].
В то же время структуру экологического сознания С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин определяют как совокупность (систему):
представлений, как индивидуальных, так и групповых, о взаимосвязях в системе «человек -природа» и в самой природе;
субъективного (личностного) отношения человека к миру природы;
соответствующих стратегий и технологий взаимодействия человека с миром природы;
жизненных ценностей этического плана, диктующих необходимость экологической ориентации [2].
Проблемой формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста занимались и занимаются такие видные представители современной педагогической науки, как: В. В. Маркова, Л. В. Шинкарева, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Мамедов, И. Т. Суравегина, Т. А. Бобылева, А. С. Бахарева, А. А. Плешаков, О. М. Дорошко, А. В. Миронова и другие. Как отмечают С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, экологические представления более эффективно формируются через собственный опыт, который приобретается в практической деятельности [2].
Программа эмпирического исследования
Совершенствуя методику начального экологического образования, сотрудники кафедры начального естественно-математического образования Саратовского государственного университета во главе с Е. Е. Морозовой провели работу по выявлению такого основного показателя, как интенсивность субъективного отношения к природе младших школьников, который измерялся с помощью методики «Натурафил», разработанной В. А. Ясвиным [3]. Эта методика предназначена для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, по-
казывающая, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение. Главным требованием при построении опросника методики была необходимость задавать ситуации, в которых взаимодействие с природными объектами носит явно непрагматический характер, это касается всех четырех основных шкал.
Работа с опросником «Натурафил» проводилась в письменной форме, испытуемые на специальном бланке отмечали свои ответы, всего было опрошено 64 ребенка, обучающихся в школах Саратова, в возрасте 8-10 лет. Подводя итоги диагностики, необходимо привести статистические данные, касающиеся количества детей, у которых были выявлены те или иные уровни проявления интенсивности отношения к природе по нижеперечисленным шкалам.
Результаты исследования и их обсуждение
Перцептивно-аффективная шкала (ПА): крайне низкий - 1 ребенок (1,56%); низкий - 7 (10,92%); ниже среднего - 14 (21,84%); средний
- 35 (54,6%); выше среднего - 7 (10,92%); высокий - 0 (0%); очень высокий - 0 (0%).
Когнитивная шкала (К): крайне низкий - 2 ребенка (3,21%); низкий - 1 (1,56%); ниже среднего
- 2 (3,12%); средний - 26 (40,56%); выше среднего
- 18 (28,1%); высокий - 15 (23,4%); очень высокий - 0 (0%).
Практическая шкала (Пк): крайне низкий
- 0 (0%); низкий - 0 (0%); ниже среднего - 4 (6,24%); средний - 38 (59,28%); выше среднего
- 11 (17,16%); высокий - 8 (12,48%); очень высокий - 3 (4,68%).
Поступочная шкала (Пс): крайне низкий -0 (0%); низкий - 1 (1.56%); ниже среднего -5 (7,8%); средний - 16 (24,96%); выше среднего
- 15 (23,4%); высокий - 15 (23,4%); очень высокий
- 11 (17,16%).
Натуралистическая эрудиция (НЭ): крайне низкий - 0 (0%); низкий - 1 (1,56%); ниже среднего - 4 (6,24%); средний - 36 (56,16%); выше среднего - 11 (17,16%); высокий - 6 (9,36%); очень высокий - 6 (9,36%).
Параметр интенсивности субъективного отношения к природе у детей: крайне низкий -0 (0%); низкий - 1 (1,65%); ниже среднего -2 (23,12%); средний - 23 (35,88%); выше среднего - 19 (29,64%); высокий - 11 (17,16%); очень высокий - 8 (12,48%).
Нами была проведена корреляция данных, полученных в результате диагностики по методике «Натурафил», по всем шкалам выявлена прямая зависимость, критические показатели значения выборочного коэффициента линейной корреляции Яр в пределах нормы при а = 1%, кроме показателей перцептивно-аффективной (ПА) и шкалы натуралистической эрудиции (НЭ), - здесь обнаружена обратная зависимость. Вероятнее всего, это означает, что отношение к природе у
388 Научный отдел
О. И. Ларионов. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе
младших школьников зависит, прежде всего, от наличия у них определенной совокупности знаний о природе.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что статистическая обработка данных диагностики «Натурафил» показала наличие у большинства детей положительного отношения к природе: дети осознают ее ценность, но, к сожалению, образ действий этих детей остается недостаточно развитым. Таким образом, можно предположить, что учащиеся стремятся к общению и преобразованию окружающего мира, верят в возможность перемен, но не обладают соответствующими навыками и устойчивыми ценностными ориентирами.
Заключение
Используя полученные данные, сотрудники кафедры начального естественно-математического образования под руководством Е. Е. Морозовой активно работают, совершенствуя начальное экологическое образование. Основным направлением этой деятельности является создание экологообразовательных проектов. Сотрудники кафедры самостоятельно и во взаимодействии с коллегами из других учебных заведений Саратова разработали большое количество различных экологообразовательных проектов. Перечислим лишь некоторые из них: экологообразовательный проект «Мой зеленый друг» (Е. Е. Морозова, О. А. Исаева, О. А. Федорова, О. А. Золотухина)
[4]; экологообразовательный проект «Птицы в нашем городе» (Е. Е. Морозова, Е. Г. Евдокимова,
0. А. Исаева, Ю. В. Вестернина, О. А. Федорова)
[5]; экологообразовательный проект «Сохраним природу родного края» (Е. Е. Морозова, О. А. Исаева, О. И. Ларионов) [6].
Эта работа продолжается и, на наш взгляд, имеет большие резервы в плане формирования и развития экологического сознания детей, поскольку проектная деятельность сама по себе способствует развитию позитивных качеств личности детей, что согласуется с современными целями начального естественно-научного и экологического образования.
Библиографический список
1. Панов В. И. Экологическая психология : опыт построения методологии. М., 2004. 196 с.
2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. 147с.
3. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М., 2000. 456 с.
4. МорозоваЕ. Е., Исаева О. А., Федорова О. А., Золотухина О. А. Экологообразовательный проект «Мой зеленый друг» : учеб. пособие для учащихся начальной школы. Саратов, 2010. 48 с.
5. МорозоваЕ. Е., ЕвдокимоваЕ. Г., Исаева О. А., Вестер-
нина Ю. В., Федорова О. А. Экологообразовательный проект «Птицы в нашем городе» / под ред. Е. Е. Морозовой ; учеб. пособие для учащихся начальной и средней школы. Саратов, 2012. 36 с. 6. МорозоваЕ. Е., Исаева О. А., Ларионов О. И. Эколого-образовательный проект «Сохраним природу родного края» : учеб. пособие для учащихся. Саратов, 2011. 78 с.
Level Characteristics of Intensity of Attitude Towards Nature in the Junior Schoolchildren
Oleg I. Larionov
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: Olegik_Larionov@mail.ru
The present article discusses the problem of forming the basics of environmental consciousness in the children of primary school age. It describes practical experimental work which has been carried out with the younger students of city schools. Diagnostics of school children has been carried out by means of the «Naturafil» method developed by V. A. Yavsin. This method is aimed primarily at identifying child's personal attitude to nature. Evaluation of child's attitude intensiveness is performed by perceptual-affective, cognitive, practical and progressive scales. Also, within the framework of the method, naturalistic erudition has been identified in the children, as well as intensiveness parameter of subjective attitude to nature. By means of this methodology, core manifestations of intensiveness levels of attitude to nature in the children of primary school age have been identified. On the basis of the data obtained the author has concluded on the level of development of intensive-ness of attitude to nature in the primary school children of Saratov schools. We can trace key tendencies in the process of forming ecological consciousness fundamentals with the children in a big city. The research shows some contradictions between what a child knows about nature and his type of behavior. Applied aspect of the problem under study may be put to practice in the development of environmental projects helping to optimize the process of formation of basics of environmental awareness in the younger generation. Key words: junior schoolchildren, nature, attitude, intensity.
References
1. Panov V. I. Ekologicheskayapsikhologiya : opytpostro-eniya metodologii (Ecological psychology: the experience of forming methodology). Moscow, 2004. 196 p. (in Russian).
2. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Metodiki diagnostiki i kor-rektsii otnosheniya kprirode (Methods of diagnostics and correction of attitude to nature). Moscow, 1995. 147 p. (in Russian).
3. Yasvin V. A. Psikhologiya otnosheniya k prirode (Psychology of attitude to nature). Moscow, 2000. 456 p. (in Russian).
4. Morozova E. E., Isaeva O. A., Fedorova O. A., Zolotu-khina O. A. Ekologoobrazovatel'nyyproekt «Moy zelenyy drug»: ucheb. posobie dlya uchashchikhsya nachal'noy shkoly (Ecological educational project «My green friend». Learning aid for primary schoolchildren). Saratov, 2010. 48 p. (in Russian).
Педагогика развития и сотрудничества
389
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
5. Morozova E. E., Evdokimova E. G., Isaeva O. A., Ves-ternina Yu.V., Fedorova O. A. Ekologoobrazovatel'nyy proekt «Ptitsy v nashem gorode»: ucheb. posobie dlya uchashchikhsya nachal'noy i sredney shkoly (Ecological educational project «Birds in our city». Learning aid for primary schoolchildren). Saratov, 2012. 36 p. (in Russian).
УДК 1:792 + 316.74:792
Morozova E. E., Isaeva O. A., Larionov O. I. Ekologoobrazovatel'nyy proekt «Sokhranim prirodu rodnogo kraya» : ucheb. posobie dlya uchashchikhsya (Ecological educational project «Let us preserve the nature of our native land». Learning aid for primary schoolchildren). Saratov, 2011. 78 p. (in Russian).
ФИЛОСОФИЯ Г. П. ФЕДОТОВА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Б. С. Клементьев
Клементьев Борис Семенович - кандидат философских наук, профессор, кафедра этики и эстетики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: klemetyev@mail.ru
Антропологизация и гуманизация многих областей гуманитарного знания в условиях глобализации приводит к тому, что и педагогическая наука получает своё «второе рождение». В связи с этим особенно актуальным является обращение к мировоззренческим проектам русской философии. Именно в русской философии образование, воспитание и нравственное совершенствование являются ключевыми категориями, позволяющими осознать смысл и назначение всей истории. В представленном исследовании осуществляется реконструкция методологических позиций концепции Г. П. Федотова, важных для образования и педагогики современной России. Только там, где педагогика тесно увязывается с философским знанием и широкими антропологическими подходами, может быть достигнуто новое качество в осмыслении проблем изучения, обучения и воспитания Человека. Ключевые слова: философия образования, воспитание и образование, история философии, русская философия, философия истории.
К постановке проблемы
Развитие современной педагогики, эффективность решения ею проблем обучения и воспитания подрастающих поколений невозможно представить без интеграции ее с другими науками и научными направлениями, поэтому актуально рассмотреть некоторые вопросы взаимосвязи педагогики с философией и с дисциплинами антропологического направления. На наш взгляд, трудно найти альтернативу такому подходу, ибо именно глубокий синтез знаний о человеке как субъекте образования способствует развитию системного педагогического мышления преподавателя и воспитателя, их профессиональному самосознанию, способности увидеть специфически человеческое в каждом ученике, друг в друге, в многообразных формах отношений к миру, в развитии способности оценивать уникальность сознания и личности в целом. Сегодня образование находится на пути поиска междисциплинарных программ, способных решить задачи государственного масштаба [1, c. 29].
Методологические позиции концепции Г. П. Федотова и современное образование
Серебряный век и следующий за ним период в развитии культуры России относятся к таким историческим феноменам, чьё изучение вряд ли будет признано когда-либо завершённым. Рефлексивный дистиллят этой яркой эпохи наиболее ёмко представлен в русской религиозной философии истории конца XIX - первой трети XX в. Обобщая, можно сказать, что русская общественная мысль «сплошь историософич-на», она постоянно обращена к таким вечным вопросам бытия, как воспитание совершенной личности, смысл и содержание истории. Для обстоятельной теоретической рецепции этого феномена необходимо обращение и к наследию Г. П. Федотова, одного из известных мыслителей, чьё творчество, в сущности, являет собой глубокий и оригинальный опыт построения философии, связанной с нравственным воспитанием, что весьма актуально для современной педагогической модели образования в России.
Мы убеждены, что Г. П. Федотов - мыслитель ещё не вполне оценённый, и, оценить его наследие в полной мере возможно лишь путём сопоставления и спецификации его творчества с общим массивом как отечественной, так и зарубежной традиции философии истории. Наследие русских религиозных философов - не монолитный комплекс идей и не идеологическая доктрина. Определённое единство в развитии русской религиозной философии несомненно, но оно не имеет ничего общего с единообразием, идейной монотонностью. Различия, причём принципиальные, были не исключением, а нормой. Требуется ещё большая работа по изучению и интерпретации разных точек зрения, истоков и своеобразия концепций каждого из незаслуженно забытых русских мыслителей XIX - XX вв.
Федотов, как известно, мыслитель православный, и в этом качестве его отличают стремление утвердить приоритет ценностей культурно-исто-
6
© Клементьев Б. С., 2014