Научная статья на тему 'Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра'

Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2476
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / PARENT RELATION / PARENTAL ATTITUDE / MARITAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабанова Евгения Владимировна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования межличностных отношений в семье ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). В работе проводится сравнительный анализ системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях детей с РАС и в семьях, имеющих детей с типичным развитием. Выделяются и описываются характерные клинико-психологические особенности аутистического расстройства, представленные в виде специфики когнитивного развития и качественно отличного типа эмоциональной привязанности, которые негативно отражаются на коммуникативном и социальном взаимодействии. Особое внимание акцентируется на эквивалентном влиянии как ребенка на внутрисемейные отношения, так и семьи на развитие ребенка. Автор предполагает, что особенности расстройства предъявляют повышенные специфичные требования к родительским навыкам. Отмечено, что это фрустрирует семью из-за недостатка компетентности в вопросах воспитания. В статье раскрывается содержание понятия детско-родительских отношений. Автор рассматривает этот феномен с помощью исследования родительской позиции, ее качественных характеристик и статуса принятия/непринятия как позиции родительства в целом, так и ее компонентов. Также анализируется тип родительского отношения. Супружеские отношения рассматриваются как системное понятие и в рамках эмпирического исследования анализируются с помощью изучения авторитетных семейных ценностей и их согласованности со стороны каждого из брачных партнеров, а также описывается ролевая адекватность, которая означает соответствие ролевых притязаний ролевым ожиданиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шабанова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of parent-child and marital relationships in families with a child with autism spectrum disorder

The article focuses on interpersonal relationships in the family with a child with autism spectrum disorder (ASD). This paper presents a comparative analysis of parent-child and marital relationships in families with children with ASD and families with children with normal development. It exposes and describes clinical and psychological characteristics of autistic disorder, approached as a specific cognitive development and fundamentally different type of emotional attachment, which have a negative impact on communicative and social interaction. Special attention is paid to equivalent effect of a child on family relations and of family on a child`s development. The author suggests that the parents should acquire certain parenting skills depending on the features of specific disorders. The lack of competence in bringing up a child can be quite frustrating for the family. The article reveals a concept of parent-child relationships. The author approaches this phenomenon by revealing the parental attitude, its characteristics and status of acceptance/rejection of parental attitude in general and its components. In addition, the article analyses different types of parental relationship. Marital relationships are treated as a system concept and analysed within the empirical framework by studying major family values and their hierarchy in the family. Also, it describes the role adequacy, which is understood as compliance of role claims with role expectations.

Текст научной работы на тему «Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра»

УДК 159.9,616.89

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3

Е. В. Шабанова

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ И СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

На современном этапе изучения проблемы коррекции детей, страдающих расстройством аутистического спектра (РАС), исследователи все чаше приходят к выводам о необходимости оказания психотерапевтических интервенций не только детям, но и родителям [1-3].

Основными проявлениями РАС являются стереотипные паттерны поведения, качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия даже в отношениях с близкими людьми (DSM-IV-TR, МКБ-10). Кроме того, наблюдаются специфический и общий когнитивные дефициты, которые проявляются в нарушении восприятия и обработки социально значимой информации и негативно отражаются на интеллектуальном, эмоциональном и коммуникативном развитии ребенка [2, с. 21-23; 4].

Однако, за исключением когнитивных нарушений важную роль в психическом развитии детей с РАС играет тип привязанности к матери или другому взрослому (опекуну). Наблюдаемая дефицитарность эмоционального развития препятствует формированию активных и дифференцированных контактов со средой [1, 2, 4, 5]. Характеристики привязанности у детей с РАС соответствуют представлениям о привязанности З. Фрейда в рамках теории психо-сексуального развития, которая проявляется в форме примитивной симбиотической связи ребенка с матерью, когда последняя воспринимается только как основное условие выживания, ресурс жизнедеятельности [6]. Ряд авторов отмечает, что ребенок с РАС своим поведением не дает матери достаточного положительного эмоционального отклика, непосредственной радости общения, что носит однонаправленный характер. Это в значительной степени фрустрирует мать и негативно отражается на восприятии семейной ситуации [3, 7, 8].

Несмотря на значительное число исследований по проблеме семейных взаимоотношений и стилей воспитания детей с РАС наблюдаются противоречивые взгляды на данную проблему. В отечественной литературе существует определенный дефицит информации, касающейся проблемы супружеских и родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с РАС, и их влияния на коммуникативную, социальную и поведенческую сферы детей с данным расстройством. В связи с этим представленная тема исследования является актуальной. Целью нашего исследования является анализ родительских позиций, родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС. Объектом исследования являются системы детско-

Шабанова Евгения Владимировна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: lolo4over@gmail.com

© Е. В. Шабанова, 2013

родительских и супружеских отношений. Предметом исследования являются дет-ско-родительские и супружеские отношения в семьях детей с РАС.

В исследовании приняли участие 106 семей (ребенок и его родители). Экспериментальную группу составили 43 ребенка, страдающие РАС, и их родители (мать и отец). Контрольную группу составили 63 ребенка с типичным развитием (здоровые) и их родители (мать и отец).

Методы исследования

Использовались экстенсивные (метод опроса, наблюдения, беседы) и интенсивные методы исследования, включающие в себя следующие методики: 1. Опросник принятия родительской позиции Е. И. Захаровой и А. И. Строгалиной (2005) [9], позволяющий зафиксировать принятие или непринятие родительской позиции. 2. Тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина (ОРО) (1982) [10], ориентированный на выявление родительского отношения. 3. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой (РОП) (1979) [5], направленный на диагностику супружеских отношений, позволяет определить семейные ценности, их согласованность между супругами, а также их ролевую адекватность. Используемые методики валидны и многократно апробировались на больших выборках обследуемых.

Статистические методы исследования

Для оценки достоверности различий по признаку между независимыми выборками использовались непараметрический и-критерий Манна-Уитни, позволяющий сравнить два эмпирических распределения между собой. Различия считались достоверными при р < 0,05.

Результаты и их обсуждение

Сравнительный анализ родительских позиций в семьях здоровых и детей с РАС показал достоверные различия (р < 0,05) по шкалам: «зависимость родительского положения», «забота и уход за ребенком», «руководство» и «эмоциональное принятие» (см. табл. 1). Таким образом, у матерей детей с аутизмом выявлено снижение принятия особенностей родительской позиции. Суммарный балл по всем шкалам опросника был достоверно (р < 0,05) ниже в экспериментальной группе, что говорит о непринятии родительской позиции в целом.

Позиция «Забота о ребенке» (23%) означает удовлетворение матерью потребностей ребенка, обеспечение нормального уровня его физического, психологического и социального развития. Низкие значения по этой шкале можно объяснить тем, что из-за когнитивных и аффективных дефицитов у детей родители сталкиваются со сложностями контролирования целого ряда патологических проявлений РАС. Воспитание, которое фрустрирует потребность в отдыхе и не подкрепляется положительной обратной связью от ребенка, воспринимается матерью как тяжелая повседневная обязанность, требующая сложных родительских навыков.

Следующий вариант родительской позиции — «Зависимость положения родителя» (16%), который характеризует зависимость положения матери от потребностей

Таблица 1. Значения шкал принятия родительской позиции у матерей детей, страдающих аутизмом

Шкалы опросника принятия родительской позиции Экспериментальная группа Контрольная группа

Забота о ребенке 2; 4* 8; 8

Ответственность родителя 8; 6 6; 6

Зависимость положения родителя 2; 4* 6; 6

Руководство 2; 4* 6; 6

Поддержка 6; 6 8; 7,5

Эмоциональное принятие 4; 3* 8; 8

Суммарный балл по всем шкалам 23; 23* 40; 37

Примечания: Значения приведены в баллах: мода, медиана. * — достоверность различий между группами (р < 0,05).

больного ребенка, его особенностей социализации и коммуникации, эмоционального состояния. По мнению ряда авторов [8, 11, 12], это может привести к профессиональной неудовлетворенности, хронической усталости, снижению круга общения, социальной самоизоляции. В результате это может повлечь расстройство адаптации ^43.2) у матерей детей с аутизмом.

По статистическим данным, дети с РАС [8] являются первыми и зачастую единственными в семье, их воспитание проходит под знаком отсутствия родительского опыта. Семья остро ощущает недостаток психологических знаний и навыков, необходимых для воспитания и обучения проблемного ребенка. Это объясняет отрицание матерью позиции «Руководство» (20%), подразумевающей оказание матерью опережающего воспитательного воздействия, задающего направление психическому развитию ребенка с учетом зоны ближайшего развития.

Низкие значения по шкале «Эмоциональное принятие» (15%) можно объяснить отсутствием в семьях детей с аутизмом полноценной эмоциональной привязанности, часто она носит характер симбиотической связи, где мать воспринимается в роли «ресурса» для удовлетворения потребностей ребенка.

Важно отметить, что позиция «Ответственности», означающей принятие на себя решений, связанных с организацией жизнедеятельности ребенка, имеет показатели принятия и характеризуется более высокими значениями, чем у родителей детей с типичным развитием. Возможно, это связано с тем, что матери детей с аутизмом реализуют свою ответственность за ребенка путем выбора неконструктивной модели взаимодействия и воспитания, гиперопеки, инфантилизации, выражая так свое организующее воздействие на детское поведение [3, 5, 12].

Анализ типов родительского отношения у матерей детей с аутизмом выявил достоверные различия по всем вариантам отношений по сравнению с контрольной группой (р < 0,05): стремление инфантилизировать ребенка (шкала «Маленький неудачник»), эмоциональное отвержение, а также авторитарная гиперсоциализация и симбиотические отношения. При отношении к ребенку как к «Маленькому неудачнику» (33%) мать воспринимает его неприспособленным к социальному и лич-

ностному функционированию. Безынициативность в общении, эмоциональная ригидность ребенка, обусловленная аффективным дефектом и стремлением сохранить постоянство окружающей среды, воспринимается матерью как неспособность к самостоятельности, что является предпосылкой для высокого уровня контроля над деятельностью ребенка [3, 8].

Мать испытывает, по большей части, раздражение и обиду по отношению к ребенку, воспринимая его как «наказание» и подрыв образа успешной матери и выбирает позицию «отвержения» (31%). Что обуславливает у ребенка с РАС чувство опасности, тревоги, непредсказуемости среды.

Дефицит родительского партнерства способствует возникновению «выученной беспомощности», что приводит к апатии, избеганию новых ситуаций, усиливая стереотипные паттерны поведения, обуславливающие ужесточение позиции родительского контроля, который отражается в позиции «Авторитарной гиперсоциализации» (19%).

«Симбиотические родительские отношения» (14%) выражаются в ощущении родителя единым целым с ребенком, в желании оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они могут быть обусловлены тем, что матери находятся в социальной самоизоляции и заменяют контакт с окружающими на отношения лишь со своим больным ребенком, тем самым снижая свою тревогу и напряжение. Такие отношения являются неполноценными, так как мать из-за искаженного варианта привязанности не получает положительной обратной эмоциональной связи от ребенка, а его стремление к сохранению постоянства окружающей среды вызывает патологический круг изоляции и усиление симбиотических отношений [8].

Особенности дизонтогенетического развития ребенка с РАС влияет не только на детско-родительские отношения, но и на всю межличностную коммуникацию в данной семье, что зачастую приводит к супружеской дезадаптации.

Анализируя результаты по опроснику «Ролевые ожидания и притязания в браке», который использовался нами для диагностики супружеских отношений, мы выяснили, что основными семейными ценностями, которые выделяли супруги, воспитывающие ребенка с РАС, стали (значения приведены в баллах: мода, медиана): личностная идентификация с супругом(-ой) (7; 7), которая отражает установку на общность интересов, потребностей, ценностных ориентаций; хозяйственно-бытовые функции (7,5; 7), представляющие ожидания от супруга решения бытовых вопросов, а также собственное участие в ведении домашнего хозяйства; родитель-ско-воспитательные обязанности (8; 8), характеризующие установку на активную родительскую позицию и значимость выполнения обязанностей по воспитанию, уходу и заботе о ребенке. Последняя шкала набрала наиболее высокие показатели у обоих супругов, что может говорить о том, что родительство является основной ценностью, определяющей функционирование всей семьи. Стоит отметить, что мужья экспериментальной группы высоко оценивали ролевое ожидание от брачного партнера оказания эмоциональной поддержки, создания «психотерапевтической» атмосферы в семье. Одной из причин такого выбора может быть потребность мужчины во внимании к собственной личности со стороны супруги, которая сконцентрирована на роли матери, на воспитании и уходе за ребенком, имеющим расстройство развития [2, 4].

Выделенная иерархия семейных ценностей супругами, воспитывающими ребенка с РАС, имеет достоверные различия в эмоциональной (важнее для семей ребенка с РАС) и интимно-сексуальной сферах (важнее для семей здорового ребенка) по сравнению с контрольной группой (р < 0,05).

Сравнительный анализ согласованности ценностных ориентаций супругов (см. табл. 2) выявил, что в большинстве шкал различия не превышают нормативный показатель (допустимая величина разности — не более 3 баллов).

Таблица 2. Значения степени согласованности семейных ценностей супругов, воспитывающих детей с РАС

Семейные ценности ШСЦм ШСЦж ССЦ

Интимно-сексуальная 8; 8 3; 3 5

Личностная идентификация с супругом(-ой) 7; 7 7; 7 0

Хозяйственно-бытовая 8,5; 9 8; 7 0,5

Родительско-воспитательная 8,5; 7 9; 8 0,5

Социальная активность 8,5; Мн. 7; 7 1,5

Эмоционально-психотерапевтическая 8,5; 8 7; 7 1

Внешняя привлекательность 6,5; Мн. 7; 7 0,5

Примечания: Значения приведены в баллах: мода, медиана. ШСЦм и ШСЦж — показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно, ССЦ — согласованность семейных ценностей супругов (медиана).

Супруги обоюдно считают значимыми единство интересов и ценностей брачных партнеров, совпадает и мнение о важности выполнения родительских функций. Авторитетной ценностью для обоих супругов является возможность решать хозяйственно-бытовые вопросы, а также реализация своих профессиональных потребностей или других внесемейных интересов, актуальна и способность создавать благоприятный психологический климат в семье. Важно отметить, что последние выделенные семейные ценности в большей степени выражены у мужчины, что может говорить о его ориентации на то, что жена возьмет на себя роль эмоционального лидера в вопросах коррекции психологической атмосферы в семье и выступит моральной опорой. Также супруг предполагает активность женщины во внесемей-ной сфере, что свидетельствует о неудовлетворенности актуальной ситуацией социального функционирования. Возможно, это обусловлено тем, что взаимодействие матери и ребенка с РАС часто носит симбиотический характер, что может привести к дезадаптации женщины в более широком социальном окружении [2, 3, 13, 11].

Единственное высокое расхождение оценок семейных ценностей отмечалось в интимно-сексуальной сфере и только по этой шкале наблюдались достоверные отличия ^ < 0,05) уровня согласованности в сравнении с контрольной группой. Данная сфера жизнедеятельности для отцов детей с РАС является важным условием супружеской гармонии, однако для их жен она не является значимой в семейной жизни. Такое рассогласование потребностей является серьезным конфликтогенным фактором [4, 14, 15].

Оценка степени ролевой адекватности супругов выявила, что соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной сферах и в представлении о внешней привлекательности женщины. Наименьшая ролевая адекватность мужа отмечается в установках на высокую социальную активность (p < 0,05), а также на реализацию супругой роли семейного «психотерапевта» (p < 0,05). Вышеуказанные шкалы достоверно отличались от показателей в контрольной группе. Ролевая адекватность жены свидетельствует о соответствии ожиданий женщины и притязаний мужа во всех паттернах семейного функционирования и не обнаруживает достоверных различий в сравнении с контрольной группой.

Таким образом, обобщив полученные результаты по анализу особенностей дет-ско-родительских и супружеских отношений можно сделать следующие выводы:

1. У матерей детей, страдающих РАС, в отличие от матерей здоровых детей обнаружено непринятие родительской позиции в целом и отдельных ее особенностей: «Забота и удовлетворение потребностей», «Руководство», «Зависимость положения родителя» и его «Эмоциональное принятие», что достоверно отличает их от матерей контрольной группы (р < 0,05).

2. Родительское отношение у матерей детей, воспитывающих детей с РАС, достоверно отличается по всем шкалам по сравнению с контрольной группой (р < 0,05) и характеризуется выбором таких вариантов родительского отношения, как эмоциональное отвержение (31%), стремление инфантилизировать ребенка (33%), симбио-тические отношения (14%) и авторитарная гиперсоциализация (19%).

3. Супружеские отношения в семьях детей с РАС характеризуются достоверно отличной иерархией семейных ценностей в эмоционально-психотерапевтической и интимно-сексуальной сферах (р < 0,05) по сравнению с контрольной группой. Ролевая согласованность наблюдается во всех паттернах функционирования семьи, кроме интимно-сексуальной сферы, оценки которой достоверно ниже, чем в контрольной группе (р < 0,05). Ролевая адекватность в экспериментальной группе отражена в неудовлетворенности мужчины ролевой активностью жены в социальной (р < 0,05) и эмоциональной (р < 0,05) сферах по сравнению с контрольной. Ролевая адекватность женщины не обнаруживает значимых различий с контрольной группой и отражена во всех сферах жизнедеятельности семьи.

Литература

1. Sigman M., Siller M. The behaviors of parents of children with autism predict the subsequent development of their children's communication // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2002. Vol. 32, N 2. Р. 77-89.

2. Агарков С. Т. Супружеская дезадаптация: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004. 285 с.

3. Воробьева Е. В. Взаимосвязь между аутистическим поведением и особенностями родительского отношения и родительской позиции: дипломная работа. Томск, 2011.

4. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 183 с.

5. Волкова А. Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. № 1. С. 12-21.

6. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.

7. Smith L. E., Greenberg J. S., Seltzer M. M., Hong J. Symptoms and behavior problems of adolescents and adults with autism: Effects of mother-child relationship quality, warmth, and prais // American Journal on Mental Retardation. 2008. Vol. 113. P. 387-402.

8. Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме // Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997. С. 99-108.

9. Захарова Е. И., Строгалина А. И. Особенности принятия родительской позиции // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 59-70.

10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. С. 451-457.

11. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Психоаналитический подход. СПб.: ВЕИП, 2000. 198 с.

12. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991. 288 с.

13. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: МГУ, 1990. 649 с.

14. Briesmeister J. M., Schaefer C. E. Handbook of parent training: helping parents prevent and solve problem behaviors. New Jersey: Wiley, 2007. P. 63-106.

15. Lickenbrock D. M., Ekas N. V., Whitman T. L. Feeling Good, Feeling Bad: Influences of Maternal Perceptions of the Child and Marital Adjustment on Well-being in Mothers of Children with an Autism Spectrum Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011. Vol. 41. P. 848-858.

Статья поступила в редакцию 20 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.