Научная статья на тему 'Учет защитных механизмов личности родителей, детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи'

Учет защитных механизмов личности родителей, детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2619
677
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ЗАЩИТНЫЕ СТИЛИ / РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PARENTS OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER / DEFENSE MECHANISMS / PROTECTIVE STYLES / PARENTAL STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамайчук Ирина Ивановна, Шабанова Евгения Владимировна

В статье рассматривается проблема оказания психологической поддержки родителям детей с расстройством аутистического спектра. Авторы исследуют особенности психологических защит матерей и отцов детей с аутизмом, а также раскрывают понятие и стадии родительского стресса. Анализ полученных результатов позволяет обосновать этапы и определить направления оказания психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мамайчук Ирина Ивановна, Шабанова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal defense mechanisms of parents with children suffering from autism spectrum disorder in the process of psychological help

Problems of psychological assistance to parents of children with autism spectrum disorder are considered. Authors explore characteristic features of psychological defenses of mothers and fathers of children with autism and reveal types and stages of parental stress. Analysis of the results helps to suggest adequate methods of psychological support.

Текст научной работы на тему «Учет защитных механизмов личности родителей, детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи»

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ

УДК 159.9,616.89

И. И. Мамайчук, Е. В. Шабанова

Учет защитных механизмов личности родителей, детей с расстройством аутистического спектра в процессе психологической помощи

В статье рассматривается проблема оказания психологической поддержки родителям детей с расстройством аутистического спектра. Авторы исследуют особенности психологических защит матерей и отцов детей с аутизмом, а также раскрывают понятие и стадии родительского стресса. Анализ полученных результатов позволяет обосновать этапы и определить направления оказания психологической помощи.

Problems of psychological assistance to parents of children with autism spectrum disorder are considered. Authors explore characteristic features of psychological defenses of mothers and fathers of children with autism and reveal types and stages of parental stress. Analysis of the results helps to suggest adequate methods of psychological support.

Ключевые слова: психологическая помощь, родители детей с расстройством аутистического спектра, защитные механизмы, защитные стили, родительский стресс.

Key words: psychological support, parents of children with autism spectrum disorder, defense mechanisms, protective styles, parental stress.

Важным звеном в системе психологической помощи родителям, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), является психологическая поддержка, которая рассматривается нами как система мер, направленных на:

1) снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

2) поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;

3) формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;

4) сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

© Мамайчук И. И., Шабанова Е. В., 2014

82

Как справедливо отмечают многие клиницисты и психологи, рождение больного ребенка является своеобразным испытанием для семьи, а уход за ребенком-инвалидом и трудности его воспитания погружает родителей в пролонгированный стресс. Не только тяжесть дефекта у ребенка, но и личностные особенности родителей, а также определенные стереотипы, имеющие место в нашем обществе относительно лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями, выступают в качестве причин стрессовых состояний родителей [2-4; 13; 15].

Как правило, расстройства аутистического спектра диагностируется у ребенка далеко не сразу после рождения, а в возрасте полутора - четырех лет. В первые два-три года жизни ребенка не только родители, особенно если они впервые воспитывают ребенка, но и врачи, наблюдающие малыша, не всегда замечают его проблемы. Родители часто обращаются к специалистам, когда ребенку уже более трех лет, выдвигая на первый план жалобы на задержку в психическом и речевом развитии ребенка.

Переживание семейного стресса, вызванного проблемами в воспитании аутичного ребенка, меняет свой характер с течением времени. Условно можно выделить несколько его этапов: острый или аффективный, гностический и поведенческий, предполагающий разработку и реализацию собственных стратегий отношения и воспитания ребенка. Длительность каждого этапа зависит от тяжести аффективной патологии у ребенка, от особенностей защитных механизмов личности родителей и специфики межличностных отношений в семье.

Аффективный период, как правило, начинается после консультации у врача-психиатра, рекомендующего оформить ребенку инвалидность. На этом этапе родители и другие родственники часто испытывают чувство безысходности, катастрофы, отчаяния, т. е. в оценке ситуации преобладает аффективный компонент. Эмоциональный дискомфорт, возникающий у родителей в ответ на известие о заболевании ребенка, часто приводит к кардинальному изменению привычного уклада жизнедеятельности. Для снижения значимости а также адаптации к возникшим психотравмирующим обстоятельствам актуализируются все физические и психологические ресурсы личности, используется весь репертуар защитно-совладающего поведения у родителей. В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается, что родительский стресс носит пролонгированный характер, что приводит к фиксации на неадекватных способах решения проблем, к эмоциональной дезорганизация, депрессиям, невротическим состояниям пр. [4; 10; 11; 13; 15]. В связи с этим, возникает необходимость оказания адекватной психологической помощи по совладанию

со стрессирующей ситуацией. По данным как отечественных, так и зарубежных авторов способы адаптации родителей, воспитывающих детей с РАС, характеризуются примитивностью и слабоадап-тивностью [4; 5; 9; 15]. На этом этапе у родителей могут проявляться различные способы выхода из стрессовой ситуации. Они в значительной степени зависят не только от остроты и аффективной значимости ситуации, но и от особенностей личности родителей. Бессознательное стремление избавиться от неприятных эмоциональных состояний, связанных с инвалидностью ребенка, активизирует действие защитных механизмов.

Психологическая защита представляет собой форму психологической активности, которая реализуется в виде отдельных приемов переработки информации с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Для разрешения внешнего или внутреннего конфликта, ослабления тревоги человек, как правило, применяет не одну защитную стратегию, а сразу несколько. В психологии известно более 20 видов защитных механизмов, такие как регрессия, отрицание, рационализация, проекция, идентификация, изоляция, сублимация, подавление и др. Несмотря на различия между ними, их функции сходны: все они направлены на обеспечение устойчивости и неизменности представлений личности о себе. Традиционно в психологии выделяются три группы защитных психологических механизмов:

• компенсаторные: гиперкомпенсация, замещение и др.;

• деструктивные, оказывающие деструктивное влияние на личность и способствующие ее дезадаптации: вытеснение (подавление аффективных переживаний может привести к тяжелому психосоматическому расстройству), реактивные образования и др.;

• пассивные: рационализация, изоляция, проекция и др.

В экспериментально-психологических исследованиях особенностей защитных механизмов было выявлено, что у родителей здоровых детей наблюдались как компенсаторные, так и пассивные защитные механизмы, а у родителей детей-инвалидов преобладали деструктивные виды защитных механизмов (реактивные образования, проекция и пр.) [5; 9].

Исследования особенностей защитных механизмов личности у родителей детей с РАС в доступной нам литературе представлены достаточно фрагментарно и противоречиво. И.И. Мамайчук отмечает, что с увеличением тяжести аффективной дезадаптации ребенка интенсивность потребности в улучшении его психического здоровья у родителей возрастает, а условия ее удовлетворения или отсутствуют, или не могут быть приняты ими. В связи с этим одни родители отрицают свои внутренние проблемы, связанные с болезнью ребенка, другие стараются исказить существующую реальность, ис-

84

пользуя проекцию, реактивные образования, фантазирование и пр. [4]. Другие авторы акцентируют преобладание механизма вытеснения [1], отражающегося в поведении игнорированием или забыванием психотравмирующих элементов действительности, также существуют исследования, в которых не выявлено различий между средствами адаптации родителей здоровых детей и с аутизмом [13].

Учитывая вышеизложенное, исследование защитных механизмов личности родителей детей с РСА является весьма актуальным, так как позволяет разработать дифференцированные методы психологической помощи детям с РСА. Кроме того, в настоящей работе рассмотрены особенности и различия защитных механизмов матерей и отцов, что является практически значимым при актуализирующейся в последнее время тенденции включения в лечебнореабилитационный процесс всех членов семьи [4; 6; 7; 10; 12; 14].

Таким образом целью нашего исследования является изучение особенностей психологических защит родителей, воспитывающих детей с РАС.

В исследовании приняли участие 136 семей, имеющих ребенка в возрасте от 4 до 7 лет. Основную группу составили 93 семьи (мать и отец), воспитывающих ребенка с РАС старшего дошкольного возраста, контрольную группу - 86 родителей (мать и отец), имеющих ребенка с типичным развитием в возрасте от 4 до 7 лет.

Методы исследования

Использовались экстенсивные (метод опроса, наблюдения, беседы) и интенсивные методы исследования, включающие себя следующие методики:

1. опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index) (адаптация Л.И. Вассерман и соавт., 1999), направленный на анализ преобладающего механизма психологической защиты;

2. опросник структуры психологических защит М. Бонда, позволяющий выявить стилевые характеристики защитных механизмов и их адаптационный потенциал (адаптация Е.Е. Туник, 2010), направленный на анализ структуры психологических защит. Эта методика позволяет определить характерный защитный стиль личности, который представлен кластеризацией способов адаптации по ведущему механизму действия. Стили разделяют на четыре группы, различающихся по степени эффективности и конструктивности: 1 -(неадаптивные) неэффективные; 2 - (искажение образа), 3 - (само-принижение/самообвинение) - умеренно эффективные; 4 - (адаптивные) - эффективные защиты [8].

3. диагностическая шкала CARS (Childhood Autism Rating Scale) для выявления степени тяжести расстройства аутистического спектра, разработанная E. Schopler, R. Reichler, B. R. Renner (1993).

Результаты и их обсуждение

При исследовании психологических защит личности родителей с помощью опросника «Индекс жизненного стиля» было установлено, что преобладающими механизмами явились следующие: проекция, отрицание, интеллектуализация и реактивное образование, которые достоверно отличались (р < 0,05) от защит контрольной группы (см. рис. 1).

I Родители здоровых детей

□ Родители детей с РАС

Рис. 1. Сравнительная частота защитных механизмов в экспериментальной и контрольной группах Примечания: 1. Отрицание*. 2. Вытеснение. 3. Регрессия. 4. Компенсация.

5. Проекция*. 6. Замещение. 7. Интеллектуализация*. 8. Реактивное образование*; * - р <0,05

Сравнительный анализ защитных механизмов между супругами экспериментальной группы выявил, что наиболее выраженной защитой у отцов явилась проекция (23 %), которая выражается в попытке оправдать свои неприемлемые мысли и поведение приписывая другим отрицательные характеристики, тогда как у матерей доминировал механизм отрицание (22 %), выражающийся в блокировке восприятия негативных аспектов действительности, например непринятие диагноза ребенка. Высокие баллы у мужчин набрал механизм компенсации, который предполагает попытку исправления или замены мнимой или реальной утраты или неполноценности, данная защита использовалась достоверно чаще (р < 0,05) по сравнению с супругами. У обоих родителей были выражены механизмы реактивного образования (11 %), характеризующиеся поведением, в котором подчеркивается установка, противоположная неприемлемой, и интеллектуализация (17 %), предполагающая схематизацию и объяснение действительности таким образом, чтобы сохранить субъективный контроль над ней. Оценивая влияние степени тяжести симптомов аутистического расстройства на особенности психологических защит, мы выявили, что

отцы экспериментальной группы реже используют механизм компенсации при ухудшении психического статуса ребенка, у матерей же не выявлено статистически значимых взаимосвязей защитных механизмов и степени тяжести аутизма.

Анализ стилевых характеристик психологических защит показал доминирование у обоих родителей (р<0,05) третей группы са-мопринижающих защит (35 %), которая характеризуется не- и/или полуосознанным самоуничижением субъекта одновременно с невозможностью открыто проявлять собственные чувства и эмоции.

У матерей детей с РАС выявлены достоверные (р<0,05) различия с матерями здоровых детей по первой (25 %) и второй (18 %) группе психологических защит (см. рис. 2).

12 3 4

Рис. 2. Сравнительная частота защитных стилей у матерей экспериментальной и контрольной групп Примечания: 1. Неадаптивный стиль*. 2. Защиты, искажающие образ*.

3. Самопринижающий стиль*. 4. Адаптивный стиль. *- р < 0,05

Предпочтение использовать первую группы неадаптивных защит отражается в минимизации или отсрочивании стрессогенности факторов, которые не приводят к решению конфликта, а также к эффективному взаимодействию со средой [8].

Вторая группа психологических защит отражается в искажении образа себя и действительности, нередко это выражается в разделении образа на контрастные части и невозможности воспринимать его промежуточные состояния.

Корреляционный анализ показал, что при ухудшении степени тяжести заболевания ребенка у родителей отмечалось усиление использования самопринижающего защитного стиля, однако у матерей выявлено также уменьшение применения адаптивного стиля [10].

|«1

■ экспериментальная группа

□ контрольная группа

Таким образом, проанализировав психологические защиты личности родителей, воспитывающих ребенка с РАС, мы можем сделать следующие выводы:

1) доминирующими защитными механизмами в эксперимен-

тальной группе стали примитивные и онтогенетически ранние защиты: проекция, отрицание, интеллектуализация, реактивное

образование, которые имели достоверные отличия с контрольной группой. У отцов детей по сравнению с матерями было отмечено частое использование механизма компенсация;

2) родители детей с аутизмом достоверно чаще используют са-мопринижающий и неэффективные защитные стили, не позволяющие конструктивно преодолевать стрессирующую ситуацию;

3) степень тяжести расстройства ребенка оказывает негативное влияние на выбор защитных механизмов родителей, которые характеризуются слабоадаптивностью.

Представленные результаты позволяют разработать дифференцированные методы психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с РАС.

Рассмотрим специфику психологической помощи на каждом стадии родительского стресса. Ряд авторов выделяют четыре этапа прохождения стресса, первый из которых представляет собой острый период эмоциональной дезорганизации. Как правило, эта стадия начинается после постановки, подтверждения диагноза ребенка и рекомендации оформления ему инвалидность и характеризуется состоянием шока, беспомощности и безысходности, а также неослабевающим чувством вины и злости как на себя, так и на ребенка. Наше исследование, в котором приняло участия 93 матери и 90 отцов, показывает, что способы адаптации к такой ситуации у родителей различны. Так, у матерей они характеризуются меньшей эффективностью и отказом воспринимать негативные моменты действительности, в то время как у отцов чаще наблюдаются адаптивные механизмы, что может стать основанием для определения его конструктивным лидером, который больше привлекается к коррекционной работе с ребенком. Анализ особенностей защитных механизмов позволяет психологу разработать тактику эффективного общения с родителями. Основной задачей на этом этапе является снижение аффективного дискомфорта фрустрирующей ситуации, что успешно достигается при ориентации родителей на решение актуальных в настоящий момент вопросов коррекции и реабилитации, а не на долговременные перспективы развития ребенка. Наш опыт показывает, что посещение семьями родительских терапевтических групп на данном этапе помогает скорректировать неадаптивные психологические защиты, а также укрепить конструктивные. Общение родителей с семьями, имеющими ребенка с подобными рас-

стройствами, не только имеет информационно-просветительское значение, а также оказывает существенную социальную поддержку. Кроме групповых форм на данном этапе целесообразно использовать и индивидуальные формы работы, включающие в себя консультации психолога по вопросам эффективного родительского функционирования, нередко специалист выступает в роли психотерапевта для членов семьи, с которым обсуждаются личностные, семейный и супружеские проблемы. Психолог на этом этапе должен быть наиболее внимательным, эмпатичным и отзывчивым, особенно к матерям, так как их психологические защиты являются менее конструктивными.

Второй стадией родительского стресса у многих родителей является отрицание, которое характеризуется неприятием поставленного диагноза ребенку, сомнениями в компетентности специалистов. Описанное поведение является защитным и наиболее ярко проявляется у матерей. В нашем исследовании недоверие к диагнозу высказывали 44,5 % семей, из которых 38 % матери. Способы выход из данного состояния могут быть различными, к положительным моментам можно отнести активность родителей в поисках альтернативных способов лечения, обращение ко многим разно профильным специалистам и т. п., а к отрицательным - отказ от проведения каких-либо диагностических и реабилитационных процедур. Работа психолога на данном этапе должна быть направлена на эмоциональное принятие ребенка с РАС, снижение напряжения у каждого члена семьи, включая прародителей и сиблингов. Как показывает наш опыт, а также данные ряда исследователей [2; 16] на данном этапе целесообразно использовать не только направленные психотерапевтические беседы с членами семьи, а также проективные методы в рамках эмоционально-образного направления, что позволяет скорректировать структуру психологических защит и укрепить адаптивные механизмы личности.

По мере принятия диагноза ребенка и осознания его тяжести родители начинают переживать третью стадию стресса - горевание, которая характеризуется депрессивными состояниями, чувством вины, переживанием хронической фрустрации собственных потребностей из-за зависимого положения от больного ребенка, а также вследствие отсутствий относительных улучшений его психического статуса. В связи с чем особо важным на данном этапе становится предоставление семьям детей с РАС социальной поддержки (родственников, специалистов, знакомых и т. д.). Психологическая помощь должна быть направлена не только на снижение стресса, но и на формирование адекватного представления родителей о потенциальных возможностях своего ребенка, повышение уверенности в собственных родительских навыках. Хорошо зарекомендовали себя

родительские тренинги, на которых могут быть использованы современные практически обоснованные методы видеомоделирования, “социальные истории”, ролевые игры и др., которые служат цели повышения воспитательной компетентности родителей.

Заключительным этапом родительского стресса является эмоциональная реорганизация, он начинает проявляться когда у семьи сформировалась адекватная позиция по отношению к дефекту ребенка, на фоне его эмоционального принятия. К сожалению, чтобы прийти к описанному состоянию родителям требуются длительное время, некоторые не достигают этого никогда [4; 9]. Однако, и на этом этапе работа психолога играет важную роль, так как здесь строится дальнейший план на долгосрочные перспективы реабилитации и коррекции ребенка. Как и на всех предыдущих этапах посещение семьей родительских групп и индивидуальной работы со специалистом не стоит прекращать, а наоборот, необходимо активно включать семью в работу с ребенком, особенно отцов. Как показывает наш опыт и данные ряда авторов [5; 10; 14; 16] это благотворно влияет на развитие ребенка и гармонизирует родительские и супружеские взаимоотношения.

В нашем исследовании была подчеркнута необходимость создания дифференцированных программ психологической помощи родителям с учетом особенностей их защитных механизмов для регулирования процесса адаптации к психотравмирующей ситуации, корректирования структуры защитных механизмов, а также включения родителей в медико-психосоциальную реабилитацию ребенка с РАС. Важно отметить, что эффективность психологической помощи семьи зависит не только от специалиста-психолога, а также других специалистов, а именно врача-психиатра, педагога - дефектолога, логопеда, социального работника.

Учет стадии специфического стресса и его динамики также является высоко значимым в процессе психологической помощи семье с ребенком с РСА. На каждом этапе специфического стресса реализуются различные стратегии психологических вмешательств, содержание которых определяется как специфичностью эмоциональных переживаний родителей, так и степенью напряженности психологических защит.

В процессе диагностики защитных механизмов личности целесообразно использовать не только методы наблюдения и направленных бесед с родителями, а также опросники, направленные на анализ структуры защитных механизмов и стилевых характеристик [4; 5; 9; 15].

Следует подчеркнуть, что психологическая помощь семьям, воспитывающих детей с РАС должна быть непрерывной, системной и комплексной с включением специалистов различных профилей.

1. Высотина Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 22 с.

2. Красильникова Е.Д. Функционирование семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития: дис. ... канд. психологических наук. - СПб., 2013. 225 с.

3. Левченко И.Ю., Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

4. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.

5. Мамайчук И.И., Вербрюгген А.А. Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. - Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - Вып. 1, Ч. I. - С. 355-363.

6. Мамайчук И.И., Родина А.В. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами // Материалы международной научной конференции XI Мнухинские чтения. - СПб., 2013. - С. 301-308.

7. Никольская И.М. Клиническая психология семьи // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. - 2005. - № 2. - С. 7-11.

8. Туник Е.Е. Психологические защиты. Тестовая методика. - СПб.: Речь, 2010. - 219 с.

9. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 184 с.

10. Шабанова Е.В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. - Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2013. - Вып. 3. - С. 80-86.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

12. Braunstein V.L., Peniston N. The inclusion of fathers in investigations of autistic spectrum disorders // Research in autism spectrum disorders. - 2013. - V. 7. - P. 858-865.

13. Briesmeister J. M., Schaefer C. E. Handbook of parent training: helping parents prevent and solve problem behaviors. - USA: Wiley. - 2007. - P. 63-106.

14. Lundahl B. W., Tollefson D., Risser H., Lovejoy M. C. A meta-analysis of father involvement in parent training // Research on Social Work Practice. 2008. -V. 18. - P. 97-106.

15. Milgram N.A., Atzil M. Parenting stress in raising autistic children // J. of autism and developmental disorers. - 1988. - V. 18. - № 3. - P. 415-424.

16. Ramisch J. Marriage and family therapists working with couples who have children with autism. - 2012. - V. 38. - № 2. - P. 305-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.