Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПАРКОВКУ НА МЕСТАХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПАРКОВКУ НА МЕСТАХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ИНВАЛИДЫ / МЕСТО СТОЯНКИ / КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Н.В., Серебряков В.В.

Рассматриваются вопросы практики применения административной ответственности за парковку автотранспорта на местах для людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации, а также проведения социально-правового анализа административной ответственности за данные правонарушения на территории стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR PARKING IN PLACES FOR THE DISABLED IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the practice of applying administrative responsibility for parking vehicles on the ground for people with disabilities in accordance with the legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation, as well as conducting a sociolegal analysis of administrative responsibility for these offenses on the territory of the countries

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПАРКОВКУ НА МЕСТАХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-063 MOSURED: 77/27-026-2022-1-262

Безопасность дорожного движения -

© Румянцев Н.В., Серебряков В.В., 2022

УДК 342.9

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА ПАРКОВКУ НА МЕСТАХ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 Николай Викторович Румянцев, 2 Вадим Викторович Серебряков

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, ФКУ НИИ ФСИН России

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя 1 rumyantsevn.v@ya.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы практики применения административной ответственности за парковку автотранспорта на местах для людей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации, а также проведения социально-правового анализа административной ответственности за данные правонарушения на территории стран.

Ключевые слова: правила дорожного движения, инвалиды, место стоянки, кодекс об административных правонарушениях Для цитирования: Румянцев Н.В., Серебряков В.В. Сравнительно-правовой анализ административной ответственности за парковку на местах для инвалидов в Республике Беларусь и Российской Федерации // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 48-51.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR PARKING IN PLACES FOR THE DISABLED IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION

1 Nikolay V. Rumyantsev, 2 Vadim V. Serebryakov

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot 1 rumyantsevn.v@ya.ru

Abstract. The article discusses the practice of applying administrative responsibility for parking vehicles on the ground for people with disabilities in accordance with the legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation, as well as conducting a sociolegal analysis of administrative re-sponsibility for these offenses on the territory of the countries.

Keywords: traffic rules (SDA), disabled persons, parking place, code of administrative offences

For citation: Rumyantsev N.V., Serebryakov V.V. Comparative legal analysis of administrative responsibility for parking in places for the disabled in the Republic of Belarus and the Russian Federation // Road safety. 2022. № 2. P. 48-51.

Интеграционные процессы в Российской Федерации и Республике Беларусь способствуют активному передвижению граждан, в связи с чем возникает необходимость урегулирования вопросов, связанных с распределением парковочных мест для лиц с ограниченными возможностями. Высокая загруженность парковок нередко провоцирует ситуацию, когда граждане занимают свободные места, обозначенные как места для инвалидов, что влечет за собой административную ответственность.

Следует отметить, что размеры ответственности за данные правонарушения в Республике Беларусь и Российской Федерации весьма различны, что свидетельствует об актуальности и о необходимости проведения социально-правового анализа.

Рассмотрим практику применения административной ответственности за парковку на местах для людей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Беларусь.

Согласно Правилам дорожного движения Республики Беларусь (далее - ПДД РБ) дорожный знак дополнительной информации 7.17 «Инвалиды», установленный совместно с дорожным знаком 5.15 «Место стоянки», а также горизонтальная дорожная разметка 1.28 гласят, что стояночная площадка или ее часть отведена для стоянки транспортных средств с опознавательным знаком «Инвалид» [1]. В силу указанных норм стоянка на этом специально отведенном месте

разрешена только транспортным средствам с опознавательным знаком «Инвалид».

В соответствии с пп. 203.1 п. 203 ПДД РБ по желанию водителя может быть установлен опознавательный знак «Инвалид» в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и с изображением символа дорожного знака «Инвалиды» черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I, II группы, а также инвалидами III группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата или перевозящих таких инвалидов [1].

Согласно п. 139 ПДД РБ транспортные средства разрешается ставить на стоянку с соблюдением требований дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки, а при их отсутствии - при условии рационального использования места стоянки, не создавая препятствия для доступа к другим транспортным средствам и их последующего движения [1]. Для того, чтобы стоянка транспортного средства на месте для инвалидов являлась правомерной, оно должно быть обозначено опознавательным знаком «Инвалид». В противном случае водителю вменяется нарушение п. 139 ПДД РБ, за которое ч. 2 ст. 18.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ) предусмотрено административное взыскание. Так, для стоянки на местах для инвалидов транспортное средство должно быть обозначено знаком «Инвалид», в то

время как законодательством Республики Беларусь не закреплена обязанность лица, управляющего транспортным средством, устанавливать такой знак.

Вместе с тем в диспозиции ч. 2 ст. 18.18 КоАП РБ указано, что запрещена неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов [2]. Аналогично в п. 139 ПДД БР речь идет только о стоянке транспортного средства. Следовательно, в действиях водителя, управляющего транспортным средством, не обозначенным опознавательным знаком «Инвалид», совершившего остановку на месте для инвалидов, нарушений правил дорожного движения не усматривается и отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.18 КоАП РБ, а значит, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Ввиду того, что опознавательный знак «Инвалид» устанавливается по желанию водителя, а какой-либо реестр транспортных средств, на которых передвигаются инвалиды, отсутствует, на практике возникают ситуации, когда в ходе ведения административного процесса в отношении лица, совершившего стоянку транспортного средства, не обозначенного опознавательным знаком «Инвалид», на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов, устанавливается, что данное лицо имеет одну из указанных в ПДД РБ групп инвалидности либо перевозило такое лицо, но не пожелало устанавливать соответствующий опознавательный знак. Несмотря на то, что согласно пп. 203.1 ПДД РБ опознавательный знак «Инвалид» устанавливается по желанию водителя, в силу требований дорожных знаков 7.17, 5.15 и (или) дорожной разметки 1.28 парковочные места предназначены для стоянки транспортных средств только с опознавательным знаком «Инвалид», а значит, согласно п. 139 ПДД РБ такое лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.18 КоАП РБ.

Вместе с тем в Республике Беларусь сложилась следующая правоприменительная практика: если лицо, допустившее подобное нарушение, имеет одну из указанных в ПДД РБ групп инвалидности или перевозило такое лицо, то есть имело законные основания совершить стоянку на месте для инвалидов, административный процесс прекращается в связи с отсутствием в деянии этого лица состава административного правонарушения.

Для сравнения рассмотрим практику применения административной ответственности за парковку на местах для инвалидов в Российской Федерации.

Следует отметить, что ПДД РБ в части регулирования парковки на местах для лиц с инвалидностью в общих чертах схожи с аналогичными требованиями, установленными Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ). Однако имеются и отличия как на законодательном уровне, так и в правоприменительной практике.

В ПДД РФ предписано, что для дорожного знака 8.17 «Инвалиды», установленного вместе с дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)», действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид». Аналогичные требования устанавливает дорожная разметка 1.24.3 - дублирование дорожного знака «Инвалиды».

В соответствии с приложением № 3 к ПДД РФ знак «Инвалид» устанавливается по желанию водителя на механические транспортные средства, управля-

№ 2/2022 -

емые инвалидами, на которых перевозят инвалидов, в том числе детей-инвалидов [3]. Как можно заметить, законодатель здесь не разграничивает инвалидов по группам и медицинским показателям. При этом в Российской Федерации имеется федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» (далее - Реестр), в которой размещается информация о транспортном средстве, управляемом инвалидом, а также информация о транспортном средстве, на котором перевозят инвалида либо ребенка-инвалида.

Данный Реестр ведет Пенсионный фонд Российской Федерации. В нем содержатся следующие сведения о транспортном средстве:

государственный регистрационный номер транспортного средства;

марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства);

дата и время размещения (изменения) вышеназванных сведений о транспортном средстве;

дата подачи заявления о размещении сведений о транспортном средстве.

Так как транспортным средствам с опознавательным знаком «Инвалид» помимо разрешенной парковки на местах для инвалидов при определенных условиях разрешено отходить от требований правил дорожного движения относительно остановки и стоянки транспортных средств, законодатель в Российской Федерации с помощью Реестра также осуществляет контроль за законным применением знака «Инвалид». Это нашло свое отражение в пп. 2.1.1 ПДД РФ, обязующего водителя при управлении механическим транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид», иметь при себе документ, подтверждающий факт установления инвалидности [3], в п. 4.1 ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающем административную ответственность за незаконное использование опознавательного знака «Инвалид» и его изъятие, а также в ст. 12.3 ПДД РФ, предусматривающей административную ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД РФ [4]. При этом сотрудники ГИБДД имеют доступ к информации из Реестра и при принятии решения ориентируются на нее.

В ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ закреплено, что нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей [4]. Анализ содержания указанной нормы позволяет выделить отличие от содержания аналогичной нормы в законодательстве Республики Беларусь. Часть 2 ст. 18.18 КоАП РБ предусматривает запрет не только на стоянку транспортного средства, но и на его остановку в местах для инвалидов. Характерное достоинство такой диспозиции заключается в том, что на практике она позволяет избежать ситуаций, когда сотрудник ГАИ вынужден устанавливать наличие факта стоянки, а не остановки транспортного средства лица, оставившего его на месте, отведенном для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

Проводя сравнительный анализ, стоит отметить, что в ПДД РФ отсутствует пункт, который устанавливал бы требования, аналогичные п. 139 ПДД РБ. При нарушении правил остановки или стоянки на местах _ 49

Безопасность до]

для инвалидов водителю вменяется нарушение п. 1.3 ПДД РФ, согласно которому участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами [3].

Необходимо обратить внимание на различия в правоприменительной практике вышеуказанных норм в Республике Беларусь и в Российской Федерации. В соответствие с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Постановлением от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» стоянка транспортного средства в месте, оборудованном дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды» и дорожной разметкой 1.24.3 или без таковой, допускается исключительно в случае, если на транспортном средстве установлен опознавательный знак «Инвалид». Размещение на таком парковочном месте транспортного средства, на котором не установлен опознавательный знак «Инвалид», либо транспортного средства, на котором указанный знак установлен в отсутствие законных оснований, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ [5].

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ для пресечения правонарушения, предусмотренного ч.ч. 2-4, 6. ст. 12.19 КоАП РФ, производится задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку. Согласно законодательству Республики Беларусь эвакуировать автомобиль могут только при одновременном наличии условий, указанных в ч. 1 п. 147 ПДД РБ, ч. 1 ст. 8.10 Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушения и абзаце 3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2013 г. № 36:

автомобиль мешает дорожному движению или из-за автомобиля возникла угроза безопасности людей;

водитель не находится в автомобиле или в непосредственной близости от него [1, 6, 7].

Это в значительной степени затрудняет оперативное пресечение данных правонарушений и освобождение парковочного места, предназначенного для инвалидов.

Подводя итоги, вынуждены отметить, что в Российской Федерации вопрос контроля неправомерной парковки на местах для инвалидов законодателем проработан более конкретно и действенно. Сам механизм контроля за законным применением опознавательного знака «Инвалид», а также пресечения данных правонарушений не позволяет нарушителям каким-либо образом лавировать установленную законодателем ответственность, а сотрудники соответствующих служб имеют возможность эффективно и своевременно пресекать данные правонарушения и освобождать парко-вочные места.

С учетом наличия в Российской Федерации Реестра и доступа соответствующих служб, в том числе сотрудников ГИБДД, к информации, содержащейся в нем, полагаем целесообразным законодателю Российской Федерации перенять опыт правоприменительной практики Республики Беларусь и не привлекать к административной ответственности лиц, осу-

>жного движения -

ществивших стоянку или остановку транспортного средства, не обозначенного опознавательным знаком «Инвалид» на месте для инвалидов, если таким транспортным средством управляет инвалид и у водителя имеются документы, подтверждающие инвалидность, либо на этом транспортном средстве привозили инвалида или ребенка-инвалида, и водитель на месте может подтвердить факт привоза такого лица (наличие у лица документов, подтверждающих его инвалидность, и (или) информация об этом транспортном средстве включена в Реестр).

Также считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Приложение № 3 к ПДД РФ в части, касающейся опознавательного знака «Инвалид», включив разделение по медицинским показателям, ограничив применение опознавательного знака «Инвалид» только на транспортных средствах инвалидов I, II группы, а также инвалидов III группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата и перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

В свою очередь законодателю Республики Беларусь следует:

создать государственную информационную систему наподобие существующего Реестра в Российской Федерации;

изложить диспозицию ч. 2 ст. 18.18 КоАП РБ в следующей редакции: «Неправомерная остановка или стоянка транспортного средства на месте, отведенном для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов» и вменять водителю нарушение п. 7.1.3 и (или) п. 7.1.4 ПДД РБ в зависимости от того, каким способом обозначено место для инвалидов;

внести изменения в соответствующие законодательные акты, предусмотрев возможность эвакуации транспортного средства и помещения его на специальную стоянку в целях пресечения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.18 КоАП РБ;

дополнить условие разрешения размещения опознавательного знака «Инвалид» словами «или детей-инвалидов» наподобие требований, установленных ПДД РФ.

Вышеизложенные предложения позволят законодателям двух стран повысить эффективность контроля за неправомерной парковкой на местах для инвалидов и незаконным использованием опознавательного знака «Инвалид», гуманизировать действующее законодательство и увеличить степень доверия граждан государству.

Список источников:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (вместе с «Правилами дорожного движения») // URL: https:// https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21400509 (дата обращения: 02.02.2022).

2. Кодекс Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 91-З «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» // URL: https:// https://pravo.by/document/?guid=3871&p0 =C21400509 (дата обращения: 02.02.2022).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.02.2022).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.02.2022).

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 24.02.2022).

6. Кодекс Республики Беларусь от 6 января 2021 г № 92-З «Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» // URL: https:// https:// pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21400509 (дата обращения: 02.02.2022).

7. Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2013 г. № 36 «О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств» // URL: https:// https://pravo.by/do cument/?guid=3871&p0=C21400509 (дата обращения: 02.02.2022).

References:

1. Decree of the President of the Republic of Belarus № 551 of 28.11.2005 «On measures to improve road safety» (together with the «Rules of the Road») // URL: https:// https://pravo.by/document/?guid =3871&p0=C21400509 (date of access: 02.02.2022).

2. Code of the Republic of Belarus № 91-Z of 06.01.2021 «Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses» // URL: https://

https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21400509 (date of access: 02.02.2022).

3. Decree of the Government of the Russian Federation № 1090 of 23.10.1993 «On the Rules of the Road» (together with the «Basic Provisions on the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road traffic safety») // SPS «Consultant Plus» (date of access: 24.02.2022).

4. Code of the Russian Federation № 195-FZ of 30.12.2001 «Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 24.02.2022).

5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 20 dated 25.06.2019 «On some issues arising in judicial practice when considering cases of administrative offenses provided for in chapter 12 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 24.02.2022).

6. Code of the Republic of Belarus № 92-Z of 06.01.2021 «Procedural and executive code of the Republic of Belarus on administrative offenses» // URL: https:// https://pravo.by/document/?g uid=3871&p0=C21400509 (date of access: 02.02.2022).

7. Decree of the President of the Republic of Belarus № 36 dated 17.01.2013 «On some issues of forced towing (evacuation) of vehicles» // URL: https:// https://pravo.by/document/?guid=3871&p0 =C21400509 (date of access: 02.02.2022).

Информация об авторах

Н.В. Румянцев - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры Административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России

В.В. Серебряков - адъюнкт 1-го года обучения факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117437 Information about the authors

N.V. Rumyantsev - Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, professor of the department of administrative law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, chief researcher of the Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

V.V. Serebryakov - Adjunct of the 1st year of study at the faculty of training scientific pedagogical and scientific personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot

Contacts: ul. Akademika Volgina, d. 12, Moscow, Russia, 117437

Статья поступила в редакцию 16.03.2022; одобрена после рецензирования 23.03.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 16.03.2022; approved after reviewing 23.03.2022; accepted for publication 04.07.2022.

№ 2/2022 - 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.