Научная статья на тему 'К вопросу о защите прав инвалидов на полноценное участие в дорожном движении'

К вопросу о защите прав инвалидов на полноценное участие в дорожном движении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ГРАЖДАН / ПРОБЛЕМЫ ИНВАЛИДОВ / ПРАВА И СВОБОДЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / PROTECTION OF CITIZENS / DISABLED PEOPLE / PROBLEMS / RIGHTS AND LIBERTIES / IMPROVEMENT OF THE EXISTING LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валайтус Анна Александровна

Рассматриваются правовые проблемы прав инвалидов, связанные с использованием ими транспортных средств. Анализируются вопросы правоприменительной практики и предлагаются возможные пути комплексного решения наиболее сложных проблем в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the protection of the right of disabled people to transportation services

It is of the utmost importance to ensure equal access of people with various disabilities to transport. This article examines the rights of disabled people associated with the use of vehicles as well as the main problems pertaining to it. The author considers legal practices and the existing provisions for ensuring access to transport and suggests possible comprehensive solutions to the most serious problems in this area.

Текст научной работы на тему «К вопросу о защите прав инвалидов на полноценное участие в дорожном движении»

УДК 349.3

А. А. Валайтус

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ НА ПОЛНОЦЕННОЕ УЧАСТИЕ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Рассматриваются правовые проблемы прав инвалидов, связанные с использованием ими транспортных средств. Анализируются вопросы правоприменительной практики и предлагаются возможные пути комплексного решения наиболее сложных проблем в этой области.

It is of the utmost importance to ensure equal access of people with various disabilities to transport. This article examines the rights of disabled people associated with the use of vehicles as well as the main problems pertaining to it. The author considers legal practices and the existing provisions for ensuring access to transport and suggests possible comprehensive solutions to the most serious problems in this area.

Ключевые слова: защита граждан, проблемы инвалидов, права и свободы, совершенствование современного законодательства.

Key words: protection of citizens, disabled people, problems, rights and liberties, improvement of the existing legislation.

Конституция России провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации) [1].

Российская Федерация, являясь государством — участником Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной 13 декабря 2006 г. [2], признавая важность доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, взяла на себя обязательство соблюдать без каких бы то ни было ограничений или изъятий положения Конвенции и принимать надлежащие и эффективные меры по полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество, в том числе обеспечению доступа инвалидов к разного рода услугам, отвечающим их нуждам.

Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инже-

29

© Валайтус А. А., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 29 — 35.

нерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований (постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 — 2020 годы») [3].

Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги в создании безбарьерной среды для инвалидов, некоторые проблемы в социальной сфере все же остаются. Так, в настоящее время одной из насущных проблем стало отсутствие у большинства инвалидов специализированного индивидуального автотранспорта.

--К сожалению, действующим законодательством государственная

30 гарантия обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами не предусмотрена, правовое регулирование вопросов компенсации инвалидам расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание принадлежащих им транспортных средств отсутствует.

Между тем транспортное средство можно рассматривать как один из видов реабилитации, поскольку, компенсируя ограниченные физические способности, в частности способность к мобильному передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации инвалидов всех категорий, в том числе и детей-инвалидов, а также позволяет облегчить выполнение повседневных действий по уходу за инвалидом (ребенком-инвалидом).

Учитывая, что в настоящее время имеется тенденция к росту стоимости автомобилей малого класса, а уровень доходов инвалидов не позволяет без использования заемных средств приобрести автотранспортное средство, полагаем необходимым вернуть ранее действовавшую (до издания постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 № 15 «О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами» [4]) такую меру социальной поддержки, как право инвалидов при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, на получение автомобиля малого класса бесплатно.

Следующая проблема — доступность к обучению по программе подготовки водителей транспортных средств у лиц с ограниченными физическими возможностями.

Так, до 5 ноября 2013 г. инвалиды имели право на самостоятельную подготовку к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения на управление транспортными средствами категорий «А» и «В». Они самостоятельно изучали Правила дорожного движения РФ, затем проходили программу практического вождения автомобиля с ручным управлением в учебном центре с инструкторами, а по окончании курсов сдавали экзамены комиссии ГИБДД.

Федеральный закон от 07.05.2013 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [5]

исключил норму, допускавшую самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В».

В настоящее время согласно п. 17 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 [6], к сдаче экзаменов допускаются предусмотренные ст. 26 федерального закона «О безопасности дорожного движения» лица, достигшие установленного этой статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. В силу подпункта «д» п. 18 указанных Правил для сдачи экзамена и выдачи российского национального водительского удостоверения кандидат в водители должен представить, в числе прочего, документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Таким образом, гражданам с ограниченными возможностями для допуска к сдаче экзамена на право управления транспортными средствами необходимо пройти обучение в образовательном учреждении, которое ведет подготовку водителей.

При этом в автошколах как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в соответствии с ч. 10 ст. 79 федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [7] должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ч. 8 ст. 79 федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 79 федерального закона от 273-Ф3 № 273-Ф3 является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт «ж» п. 4 и подпункт «и» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 [8]).

Вместе с тем, как следует из сложившейся судебной практики по административным делам по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (размещена в государ-

31

32

ственной автоматизированной системе РФ «Правосудие»), некоторые автошколы требования к созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья надлежащим образом не выполняют, безбарьерную среду инвалидам в полной мере не обеспечивают. Таким образом, запрет самоподготовки к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения существенно ущемляет права граждан с ограниченными возможностями.

Дистанционные образовательные технологии проблему доступности к обучению на автокурсах не решают, так как реализуется только при проведении теоретических занятий по программам подготовки водителей транспортных средств.

Полагаю, что необходимо внести соответствующие изменения в федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [9] и разрешить инвалидам самоподготовку на получение права управления транспортными средствами.

Данную проблему можно также решить путем создания федеральной сети специализированных образовательных учреждений с квалифицированным преподавательским составом, наличием медицинских работников, психологов, сурдопереводчиков и транспортных средств, предназначенных для обучения маломобильных граждан с учетом их индивидуальных физиологических особенностей. Кроме того, при использовании инвалидами личного транспорта также возникают проблемы. Например, связанные с парковкой.

Так, практически каждому автолюбителю известно, что в соответствии с разд. 6 Приложения 1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения Российской Федерации [10] информационные знаки информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Информационный знак 6.4 Приложения № 1 к ПДД РФ обозначает парковку (парковочное место).

Согласно разд. 8 Приложения 1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены, либо содержат иную информацию для участников дорожного движения.

Знак 8.17 «Инвалиды» указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлены опознавательные знаки «Инвалид».

Шестого февраля 2016 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.01.2016 № 23 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» [11]. Указанным постановлением предусмотрено, что действие дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», 3.3 «Движение механических транспортных средств запрещено», 3.28 «Стоянка запрещена», 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» и 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» не распространяется на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на этих транспортных средствах установлен опознавательный

знак «Инвалид». В случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид», водитель теперь обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документ, подтверждающий факт установления инвалидности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ [12] нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, — административное правонарушение и влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Из анализа указанных норм следует, что у сотрудников ГИБДД существует только одна возможность определить, является ли владелец автомобиля лицом, имеющим право парковать свой автомобиль под запрещающими знаками в отсутствии водителя, это наличие опознавательных знаков «Инвалид» спереди и сзади технического средства.

В случае если на автомобиле отсутствуют опознавательные знаки «Инвалид», сотрудники ГИБДД в порядке, предусмотренном ст. 27.13 КоАП РФ, производят задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Вместе с тем в соответствии с абзацем восемнадцатым п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, опознавательный знак «Инвалид» может быть установлен исключительно по желанию водителя.

Получается, что п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения носит необязательный характер, а следовательно, вступает в противоречие с Правилами дорожного движения РФ.

Полагаю, что возникшую коллизию в законодательстве необходимо устранить, введя дополнение в ПДД, согласно которому на транспортных средствах, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов, должны быть размещены знаки «Инвалид», то есть ввести для водителей данной категории обязанность размещать опознавательные знаки.

Кроме того, с 19 июня 2015 г. согласно ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ незаконная установка опознавательного знака «Инвалид» и в силу ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид», влекут административную ответственность. Известно, что опознавательные знаки «Инвалид» каких-либо преимуществ при движении по дороге не предоставляют.

33

Однако при реализации положений ч. 2 ст. 12.4 и ч. 4.1 ст. 12.5 КоАП РФ эти нормы позволяют привлекать к административной ответственности водителей с размещенными на стеклах автомобиля знаками «Инвалид» за незаконное использование этих знаков, если при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД гражданина с инвалидностью, несмотря на его регулярные поездки на этом транспортном средстве, в салоне машины не оказалось.

Учитывая изложенное, поддерживая и развивая предложение правоведа М. Ю. Фисакова [13], полагаю необходимым: создать единый федеральный реестр инвалидов, владеющих и / или использующих для передвижения личный автомобильный транспорт; запретить реализацию спецзнака «Инвалид» в торговой сети; выдавать спецзнаки «Инвалид» лицам с ограниченными возможностями, а также их законным представителям только при регистрации в реестре.

Таким образом, в целях защиты прав инвалидов на стопроцентную доступность к участию в дорожном движении органам власти необходимо провести колоссальную работу, в том числе внести существенные изменения в федеральное законодательство.

И только обеспечив равные условия для всех лиц, проживающих в нашей стране, процитировав Президента Российской Федерации В. В. Путина, «российское общество будет по-настоящему единым» [14].

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. М., 2016.

2. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральная целевая программа: Государственная программа «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами : постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года № 15 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

5. О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» : федеральный закон от 07 мая 2013 года № 92-ФЗ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О допуске к управлению транспортными средствами : постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О лицензировании образовательной деятельности : постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Правила дорожного движения Российской Федерации : официальный текст с иллюстрациями. М., 2017.

11. О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2016 года №23 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2017.

13. Фисаков М. Ю. Обеспечение прав и законных интересов инвалидов как участников дорожного движения: проблемы теории и практики // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 31 — 34.

14. Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2014 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 10.10.2017).

Об авторе

Анна Александровна Валайтус — юрист, Общественная организация «Мурманский социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов " Надежда"».

E-mail: analextara@mail.ru

The author

35

Anna Valaitus, Lawyer, Nadezhda Murmansk Social Charity Club of Parents and Disabled children, Russia. E-mail: analextara@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.