Научная статья на тему 'О совершенствовании задач теоретического экзамена на право управления транспортными средствами'

О совершенствовании задач теоретического экзамена на право управления транспортными средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ / SAFETY / ROAD TRAFFIC / VEHICLE / THE RIGHT TO OPERATE VEHICLE / EXAMINATION PAPERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слышалов Игорь Викторович

Рассматриваются правовые основания и значение использования экзаменационных билетов при приеме теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «В». Предлагаются пояснения к отдельным экзаменационным задачам, а также вносятся предложения по внесению в их текст изменений в целях правильного и единообразного понимания как самих задач, так и Правил дорожного движения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Слышалов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancement of Tasks at the Theoretical Exam on Vehicular Operation

The article dwells on the legal grounds and importance of examination papers when taking theoretical exams on vehicular operation (category «B»). The researcher presents his footnotes to some of the tasks and puts some changes into the text for adequate and unified comprehension of both the tasks and the Traffic Regulations of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании задач теоретического экзамена на право управления транспортными средствами»

ПРИГМШДЕМ к дискуссии

УДК 342

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАДАЧ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

И. В. Слышалов

Рассматриваются правовые основания и значение использования экзаменационных билетов при приеме теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категории «В». Предлагаются пояснения к отдельным экзаменационным задачам, а также вносятся предложения по внесению в их текст изменений в целях правильного и единообразного понимания как самих задач, так и Правил дорожного движения Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, транспортное средство, право управления, экзаменационные билеты.

Аварийность на автомобильном транспорте — одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед российским обществом. Масштабные потери от дорожно-транспортных происшествий представляют реальную угрозу национальной безопасности. За последние 10 лет в Российской Федерации зарегистрировано около 2 млн дорожнотранспортных происшествий (ДТП), в которых более 300 тыс. человек погибли и более 2 млн человек получили телесные повреждения 1.

Причины высокой аварийности и смертности на дорогах страны различны. Помимо низкой дисциплины участников дорожного движения (свыше четырех пятых всех ДТП связаны с нарушениями водителями транспортных средств Правил дорожного движения (далее — Правил)) 2, это и отставание дорожного строительства от темпов автомобилизации страны, низкое качество дорог, недостаточное их оснащение техническими средствами организации движения, конструктивные недостатки транспортных средств.

К числу основных причин аварийности следует отнести также и низкий уровень подготовки водительских кадров. Специалисты различных уровней отмечают, что существующая практика профессиональной подготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств не в полной мере обе-

спечивает формирование у них стереотипов законопослушного и безопасного поведения на дороге 3.

По данным Госавтоинспекции, сегодня в России более 16% ДТП совершается водителями со стажем управления до трех лет, причем две трети таких происшествий приходятся на первые два года водительского стажа. По вине начинающих водителей в 2012 г. произошло свыше 28 тыс. автоаварий, в которых погибли 3,4 тыс. человек и получили ранения более 40 тыс. участников дорожного движения 4.

Указанная негативная тенденция имеет место на фоне растущего объема обращений граждан для получения права управления транспортными средствами. Ежегодное количество обращений по вопросам выдачи водительских удостоверений составляет от 2,79 млн в 2003 г. (минимальное количество обращений за последние 10 лет) до 9,82 млн в 2009 г. (максимальное количество обращений за последние 10 лет). Количество новых водителей ежегодно увеличивается на 0,3% в год 5. Таким образом, качественная подготовка водителей транспортных средств является одним из основных факторов, обусловливающих возможность снижения количества ДТП.

В настоящее время способом проверки уровня подготовки кандидатов в водители является сдача экзамена на получение права управления транспортными средствами. Порядок сдачи квалификационного экзамена на получение права управления транспортными средствами регламентирован постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» 6. Экзамен состоит из теоретической и практической частей. Теоретический экзамен представляет собой форму объективной оценки знания и понимания кандидатом в водители законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, факторов, способствующих возникновению ДТП, других направлений в сфере безопасности дорожного движения, с использованием заданий стандартизированной формы — экзаменационных билетов 7.

Согласно п. 23 указанного постановления, теоретический экзамен принимается путем письмен-

ного опроса по экзаменационным билетам, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции.

В соответствии с п. 24 приказа МВД России от 8 ноября 2001 г. № 982 «Об утверждении Положения о Главном управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности МВД России» 8 к функциям Главного управления относится утверждение экзаменационных билетов для принятия теоретического квалификационного экзамена на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами 9.

Следует указать на существование еще одного способа сдачи теоретического экзамена. В соответствии с тем же пунктом постановления он может быть сдан при помощи экзаменационных аппаратов или персональных электронно-вычислительных машин по программам, соответствующим требованиям, утверждаемым Главным управлением Государственной инспекции. Однако надо отметить, что на сегодняшний день существующие автоматизированные системы приема теоретического квалификационного экзамена, например «Нева-2011», фактически представляют собой электронную версию экзаменационных билетов, при этом полностью дублируя содержание их вопросов.

Таким образом, следует констатировать, что в современных условиях единственным способом проверки действительного уровня теоретических знаний кандидата в водители служит проверка его способности к решению задач экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами (далее — экзаменационные задачи). Экзаменационные билеты составлены в тестовой форме. Каждый билет содержит 20 вопросов (задач). На каждый вопрос (задачу) приведено от двух до пяти ответов, один из которых правильный. Количество экзаменационных задач является исчерпывающим и равняется 800. Немаловажное обстоятельство заключается в том, что действующее правовое регулирование не предполагает необходимости закрывать информацию о содержании экзаменационных задач от третьих лиц, в том числе кандидатов в водители. Неудивительно, что в этих условиях в большинстве случаев подготовка к сдаче теоретического экзамена сводится к механическому выучиванию правильных ответов на вопросы экзаменационных билетов.

Оставив за пределами настоящей работы оценку эффективности такого способа оценки знаний обучаемых, отметим лишь высокую степень значимости содержания вопросов экзаменационных билетов, поскольку в рассматриваемых условиях оно приобретает определяющее значение. Фактически действую-

щая система проверки теоретических знаний в области дорожного движения сводится к проверке знания правильных ответов на 800 экзаменационных задач. Экзаменационные задачи стали основным способом проверки знаний кандидатов на получение водительского удостоверения.

В настоящее время прием теоретического экзамена осуществляется на основании экзаменационных билетов, разработанных под редакцией Г. Б. Гро-маковкого, С. Г. Бачманова, Я. С. Репина и др. Широкое распространение получил сборник экзаменационных задач, сгруппированных по темам 10. Как указано в аннотации к сборнику, его редакция утверждена Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации В. Н. Кирьяновым. Приведенные в данном издании вопросы будут применяться для приема теоретического экзамена на право управления транспортными средствами категории «А» и «В» в экзаменационных подразделениях ГИБДД. Для удобства изучения материала в тексте имеются комментарии под общей редакцией В. Н. Кирьянова, а также правильные ответы на вопросы. При этом следует еще раз отметить, что речь идет о тех задачах, по которым каждый год осуществляется проверка знаний и, соответственно, принятие решения о допуске к участию в дорожном движении в отношении более чем 2 млн 11 кандидатов в водители, что свидетельствует о высоком уровне требований, которым должны отвечать указанные задачи. К их числу мы бы отнесли в первую очередь требования точного соответствия Правилам дорожного движения, ясности, корректности формулировок и однозначности предлагаемых решений.

Ни в коей степени не умаляя заслуг авторов экзаменационных билетов и признавая, что большинство задач и комментариев к ним выполнены на высоком научном и методическом уровне, считаем, что действующий вариант экзаменационных билетов содержит отдельные неточности, которые в одних случаях носят характер не вполне корректно сформулированных вопросов, в других — являются следствием не вполне очевидных «правильных» вариантов предлагаемых решений.

Далее мы попытаемся на основании анализа текста экзаменационных задач определить те из них, которые представляют наибольшие сложности при подготовке к экзамену, сделать свои пояснения к указанным задачам, а также внести предложения по введению в их текст изменений в целях правильного и единообразного понимания как самих задач, так и Правил дорожного движения.

Рассмотрим отдельные экзаменационные задачи, придерживаясь следующей структуры изложения материала:

1. Номер задачи и ее условия, а также графи- 2. Комментарий авторов экзаменационных билетов.

ческое изображение дорожной ситуации (при на- 3. Постановка проблемы.

личии). 4. Предлагаемое нами решение.

Задача 3.36 экзаменационных билетов

Комментарий авторов экзаменационных билетов

«Со знаком 3.27 „Остановка запрещена“ применена табличка 8.18 „Кроме инвалидов“, которая указывает, что запрет на остановку не распространяется на мотоколяски и автомобили с опознавательным знаком „Инвалид“. Такой знак устанавливают на ТС (транспортные средства. — И. С.), управляемых инвалидами I и II групп или их перевозящих (Основные положения (Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. — И. С.), п. 8). Ответ — 2».

Постановка проблемы

Не совсем корректна формулировка правильного варианта ответа, так как действие запрещающего знака 3.27 «Остановка запрещена», в соответствии с разделом 3 приложения 1 к Правилам не распространяется также и на маршрутные транспортные средства. В связи с этим говорить, что в зоне действия знака разрешается остановка только транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид», не совсем верно.

Предлагаемое решение

Изменить формулировку правильного варианта ответа, изложив ее в следующей редакции: «2. Автомобилям, на которых установлен опознавательный знак „Инвалид“».

Задача 3.95 экзаменационных билетов

Кто из водителей нарушил правила стоянки?

1. Только водитель грузового автомобиля.

2. Водители мотоцикла и грузового автомобиля.

3. Все водители.

4. Никто не нарушил,

Комментарий авторов экзаменационных билетов

«Стоянкой в данном месте, обозначенной знаком 6.4 „Место стоянки“ в сочетании с табличкой 8.6.3 „Способ постановки транспортного средства на стоянку^ могут воспользоваться только водители легковых автомобилей и мотоциклов, расположив свои ТС только так, как это указано на табличке, — на тротуаре вдоль его края. Грузовым автомобилям, в том числе

с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, стоянка в этом месте запрещена любым способом. Ответ — 1».

Постановка проблемы

Предлагается вариант ответа, согласно которому водитель грузового автомобиля нарушил правила стоянки. Между тем, на наш взгляд, ни один из изображенных на рисунке (дорожной ситуации) водителей транспортных средств не нарушил ПДД, включая водителя грузового автомобиля.

На рисунке (дорожной ситуации) изображен информационный дорожный знак 6.4 «Место стоянки». Информационные знаки, согласно разделу 6 приложения 1 к Правилам, информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения. Знак установлен совместно с табличкой 8.6.3 «Способ постановки транспортного средства на стоянку», которая указывает способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуар-ной стоянке. Знаки дополнительной информации (таблички), согласно разделу 8 приложения 1 к Правилам, уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены. Таким образом, применение знака 6.4 «Место стоянки» ограничено определенными категориями транспортных средств — легковыми автомобилями и мотоциклами, а также возможными способами постановки транспортных средств на стоянку — заезд на край тротуара, граничащего с проезжей частью. На иные категории транспортных средств, например автобусы, троллейбусы, тракторы, грузовые автомобили, знак не распространяется, в связи с чем постановка на стоянку этих транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями Правил, устанавливающими общий порядок осуществления стоянки (раздел 12 Правил).

В соответствии с п. 12.1 Правил, в случае отсутствия обочины стоянка транспортных средств раз-

решается у края проезжей части. В соответствии с п. 12.2 Правил, стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 «Место стоянки» и табличкой 8.6.3 «Способ постановки транспортного средства на стоянку». В связи с этим можно утверждать, что совместное применение знаков 6.4 «Место стоянки» и 8.6.3 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» изначально рассчитано на регулирование способа постановки на стоянку транспортных средств определенной категории — легковых автомобилей и мотоциклов, и на транспортные средства других категорий не распространяются.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации водитель грузового автомобиля должен руководствоваться требованиями п. 12.1 Правил, в соответствии с которым стоянка у правого края проезжей части разрешена. Водители легкового автомобиля и мотоцикла должны руководствоваться знаками 6.4 «Место стоянки» и 8.6.3 «Способ постановки транспортного средства на стоянку», в соответствии с которыми стоянка должна осуществляться путем заезда на край тротуара.

Предлагаемое решение

Изменить правильный вариант ответа. Изложить его в следующей редакции: «4. Никто не нарушил».

Задача 5.4 экзаменационных билетов

Комментарий авторов экзаменационных билетов

«В этой ситуации Вы имеете преимущество и не должны уступать дорогу автомобилю „скорой помощи^ ТС оперативных служб имеют преимущество перед другими участниками дорожного движения только в том случае, если включены проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал (п. 3.1 (Правил. — И. С.))».

Постановка проблемы

Вопрос поставлен не вполне корректно, поскольку дословный правильный вариант ответа «Нет» предполагает следующую формулировку: «Нет, я не обязан уступать дорогу автомобилю „скорой меди-

цинской помощи“ с выключенным проблесковым маячком», что с учетом положений п. 1.2 Правил (в части определения понятия «Уступи дорогу»), означает «Я не обязан не создавать помех автомобилю „скорой медицинской помощи“ с выключенным проблесковым маячком» или «Я не обязан не совершать какие-либо действия, которые могут вынудить водителя автомобиля „скорой медицинской помощи“ изменить скорость или траекторию движения».

Полагаем, в рассматриваемой ситуации с высокой степенью вероятности у обучающихся может возникнуть ложное представление о требуемых и допустимых действиях водителя легкового автомобиля, в частности о том, что ему разрешается продолжить

движение в намеченном направлении без снижения скорости, невзирая на явную и очевидную угрозу столкновения с автомобилем «скорой медицинской помощи».

Возможность возникновения данного заблуждения тем более высока, что 3 раздел Правил и, соответственно, задача 5.4 экзаменационных билетов традиционно рассматривается обучающимися в начале изучения дисциплины и до изучения положений раздела 10 Правил, в частности п. 10.1, в соответствии с которым «при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости

вплоть до остановки транспортного средства». Этим и должен был руководствоваться водитель легкового автомобиля, в случае если водитель автомобиля «скорой медицинской помощи» продолжит движение и возникнет опасность дорожно-транспортного происшествия.

Предлагаемое решение

Внести изменения в условия задачи 5.4 экзаменационных билетов, изложив ее в следующей редакции: «Обладает ли водитель автомобиля „скорой медицинской помощи“ с выключенным проблесковым маячком преимуществом по отношению к водителю легкового автомобиля?»

Задача 6.21 экзаменационных билетов

Комментарий авторов экзаменационных билетов

«В данной ситуации регулировщик не изменяет существующую на перекрестке организацию движения (п. 6.15 (Правил. — И. С.)). Находясь на правой полосе, Вы можете повернуть только направо, так как разметка 1.18 на проезжей части показывает, что из правой полосы возможно движение только направо. Для движения прямо Вам необходимо было занять левую полосу. Ответ — 3».

Постановка проблемы

Предлагается вариант ответа, согласно которому водитель автомобиля может продолжить движение, только повернув направо. Между тем, на наш взгляд, в предлагаемой дорожной ситуации наряду с поворотом направо возможно и продолжение движения без изменения направления.

Рассмотрим предлагаемую дорожную ситуацию. Водитель транспортного средства находится перед регулируемым перекрестком на крайней правой полосе движения, из которой, с учетом требований горизонтальной дорожной разметки 1.18 («указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам»), разрешен только поворот направо. Между тем, как мы уже отметили, перекресток является регулируемым, при этом очередность и разрешенные направления движения определяются регулировщиком. В соответствии с п. 6.10 Правил изобра-

женный на рисунке (дорожной ситуации) сигнал регулировщика («руки вытянуты в стороны или опущены») имеет, применительно к водителю рассматриваемого транспортного средства, следующее значение: со стороны левого бока разрешено движение прямо и направо.

Изложенное позволяет говорить о наличии явного противоречия требований сигнала регулировщика («Разрешается прямо и направо») и дорожной разметки 1.18 («Разрешается только направо»). Указанные ситуации регламентируются п. 6.15 Правил, в соответствии с которым водители должны выполнять требования сигналов регулировщика, даже если они противоречат требованиям дорожной разметки.

Предлагаемое решение

Изменить правильный вариант ответа. Изложить его в следующей редакции: «1. Прямо или направо».

Комментарий авторов экзаменационных билетов

«Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимущества в движении (п. 3.4 (Правил. — И. С.)). Все ТС на перекрестке равнозначных дорог находятся в равных условиях, поскольку каждое из них должно уступить дорогу другому ТС, находящемуся справа. Подобную ситуацию Правила не регламентируют, и водители должны определить очередность проезда по договоренности».

Задача 13.7 экзаменационных билетов

Постановка проблемы

С тем, что Правила эту ситуацию прямо не регламентируют, согласиться можно. Однако мнение, согласно которому водители могут определить очередность проезда самостоятельно, представляется, по меньшей мере, спорным.

Правила в принципе императивны и не содержат диспозитивных норм, предоставляющих право участникам дорожного движения по своему усмотрению определять вариант поведения на дороге, в том числе не предусматривают для водителей возможности самостоятельно, «по взаимной договоренности» определять очередность проезда перекрестка.

В соответствии с п. 13.11 Правил на перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

В соответствии с п. 1.2 Правил (в части определения понятия «Уступить дорогу (не создавать помех)») участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Указанные нормы обязывают водителей всех транспортных средств, изображенных на рисунке (дорожной ситуации), предоставить друг другу преимущество, что означает для них не начинать движения. Более того, в случае начала движения действия каждого из водителей могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 12 («Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков»).

Отвечая на вопрос о том, как следует поступить водителям, если они действительно окажутся в предложенной ситуации, можно предположить два сценария развития событий: 1 — ожидание ре-

гулировщика, который, пользуясь предоставленными полномочиями по регулированию дорожного движения, определит очередность проезда перекрестка; 2 — один из водителей транспортных средств поворачивает направо, так как совершить этот маневр ни одному из водителей ничего не мешает, а затем разворачивается, с тем чтобы, повернув еще раз направо, продолжить движение в намеченном направлении, после чего остальные водители поочередно проезжают перекресток, поскольку для них начинает последовательно устраняться «помеха справа».

Считаем, что предложенная задача вызывает традиционный интерес у обучающихся, однако не имеет методической ценности, поскольку изначально не предполагает однозначного ответа со ссылкой на Правила.

Предлагаемое решение

Исключить задачу 13.7 из экзаменационных задач.

В настоящем материале нами были рассмотрены лишь некоторые из задач, вошедших в экзаменационные билеты. Рассчитываем на то, что их подробное обсуждение позволит кандидатам в водители, а также лицам, имеющим водительские удостоверения, принимать взвешенные, осознанные решения в различных дорожных ситуациях и (даже в небольшой степени) окажет позитивное влияние на уровень подготовки кандидатов в водители и состояние защищенности дорожного движения в целом.

1 Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 22.04.2013).

2 Лыткин А. В. Производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения с использованием результатов применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 20 с.

3 IV международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» : рекомендации «круглого стола» по подготовке водителей. URL: http://www.maash. ru/?c=news&v=0348 (дата обращения: 22.04.2013).

4 Подготовка водителей транспортных средств нуждается в усовершенствовании. URL: http://www.gibdd.ru/news/ federal/70765/ (дата обращения: 22.04.2013).

5 Пояснительная записка к проекту приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений». URL: http://www.maash. ru/index.phtml?c=news&v=0364 (дата обращения: 22.04.2013).

6 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Приложение № 3 к проекту приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной услуги по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений». URL: http://www.maash.ru/index.phtml?c=news&v=0364 (дата обращения: 22.04.2013).

8 Об утверждении Положения о Главном управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения

Службы общественной безопасности МВД России [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 8 ноября 2001 г. № 982. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Решением Верховного Суда РФ от 27 апреля 2012 г. № АКПИ12-181 Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений признаны не противоречащими действующему законодательству в части, предоставляющей Главному управлению Государственной инспекции право утверждать экзаменационные билеты.

10 Экзаменационные (тематические) задачи для подготовки к теоретическим экзаменами на право управления транспортными средствами категории «А» и «В» с комментариями / Г. Б. Громаковкий [и др.]. М., 2011. 208 с.

11 Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 22.04.2013).

12 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.