Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 92-103. УДК 377.3; 377.5
А. С. Чибаков
Опыт и предложения по совершенствованию подготовки водителей транспортных средств категории «С» при реализации образовательного стандарта в учреждении среднего профессионального образования
В статье рассматриваются организационно-методические основы обучения кандидатов в водители транспортных средств категории «С» в процессе реализации учебным заведением федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Представляется опыт и высказываются предложения по совершенствованию и повышению качества подготовки водителей автотранспорта на учебных занятиях соответствующего профессионального модуля.
Автор исходит из анализа современных нормативных документов, научно-методических материалов, педагогических технологий и средств обучения. Предлагается структурирование профессионального модуля с указанием учебного времени на его освоение. Основное внимание при этом уделяется МДК.05.01 «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и МДК.05.05 «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «С» как объектов управления», представляющим особую значимость в подготовке водителя.
Рассматривается применение информационных технологий; эффективность разбора дорожных ситуаций и обобщений по принятию решений водителями (блок-схемы и алгоритмы действий); организация контрольных, конкурсных и оценочных мероприятий. Раскрываются особенности разработки и использования блочных тестов. Определяется коэффициент усвоения, как аналитический показатель результативности на разных этапах обучения. А дифференциация требований, предъявляемых на занятиях, зачетах и экзаменах при сохранении выполнимости и согласованности с нормативными актами, признается условием повышения качества профессиональной подготовки.
Ключевые слова: подготовка водителей транспортных средств, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный модуль, современные педагогические технологии, разбор дорожных ситуаций, блочный тест, коэффициент усвоения, дифференциация педагогических требований
Experience and suggestions for improving the training of drivers of category «C» vehicles in the implementation of the educational standard in the institution of secondary vocational education
The article deals with the organizational and methodological foundations of training candidates for drivers of vehicles of category «C» in the process of implementation by the educational institution of the federal state educational standard of secondary vocational education. Experience is presented and suggestions are made on improving and improving the quality of training of drivers of motor vehicles in the training lessons of the relevant professional module.
The author proceeds from the analysis of modern normative documents, scientific and methodological materials, pedagogical technologies and teaching aids. The structuring of the professional module with the indication of the time for its study is proposed. The main attention is paid to IDC.05.01 «Fundamentals of legislation in the field of road traffic» and IDC.05.05 «Composition and maintenance of vehicles of the category «C» as objects of management», which are of particular importance for the training of drivers.
The application of information technologies is considered; efficiency of analysis of road situations and generalizations on decisionmaking by drivers (block diagrams and algorithms of actions); organization of control, competitive and evaluation activities. The features of the development and use of block tests are revealed. As an analytical indicator of effectiveness at different stages of training, the coefficient of assimilation is determined, and as a condition for increasing the results of vocational training, the differentiation of the requirements for lessons, tests and examinations is recognized, while maintaining the implement ability and consistency with regulatory enactments.
Keywords: training of drivers of vehicles, federal state educational standard, professional module, modern pedagogical technologies, analysis of traffic situations, block test, coefficient of assimilation, differentiation of pedagogical requirements
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/
Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 92-103.
Введение
ысокие требования к результатам обучения кандидатов в водители транспортных средств обусловлены повышенной опасностью данной профессии для жизни и здоровья многих людей и большой социально-правовой ответственностью лиц, управляющих автотранспортом. Культура участников движения в комплексе мероприятий по снижению аварийности на автомобильных дорогах и тяжести последствий в результате дорожно-транспортных происшествий находится в поле внимания Президента и Правительства РФ, Федерального собрания и других структур государственной власти. Вопросам безопасности дорожного движения посвящаются заседания президиума Государственного совета. Последнее состоялось в марте 2016 года в Ярославле под председательством В.В. Путина. При верхней палате парламента РФ действует комиссия по мониторингу реализации федерального закона от 03.02.2014 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».
Продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база. В 2017 году внесены изменения в закон о безопасности дорожного движения. усилена ответственность за нарушение правил дорожного движения и за несоблюдение требований при строительстве и ремонте автодорог. Шесть постановлений Правительства РФ в минувшем году (№№ 333, 761, 832, 1276, 1300, 1621) пересматривают правила дорожного движения, в частности, порядок проезда перекрестков с круговым движением, применение некоторых дорожных знаков и видов горизонтальной разметки. В будущем году изменения потребуют от водителей использования в нужных случаях курток (жилетов или накидок) с возвращающими свет полосами, обеспечения повышенной безопасности при организованной перевозке детей, соблюдения указаний вновь вводимых дорожных знаков и др.
Следует отметить, что Приказом Министерства внутренних дел РФ от 06.09.2017 № 707 обновлен Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. В результате пересмотрена процедура проверки и контроля первоначальных умений и навыков управления автомобилем. Иными стали требованиях к упражнениям и оценке их выполнения на автодроме (закрытой площадке). А Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.10.2017 № 1016 внес дополнения и уточнения в содержание программ профессионального обучения. Применительно к подготовке водителей грузовых автомобилей
изменения касаются учебных предметов «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «С» как объектов управления». В свою очередь Министерство транспорта РФ в ноябре 2017 года выступило с предложением законодательно разделить водителей на профессионалов и любителей и разработать для обучения автомобилистов новые программы.
В целом, можно констатировать, что проблема качества подготовки водителей автотранспортных средств относится к приоритетным социальным и педагогическим задачам государства. А приведенные выше сведения и факты подчеркивают ее высокую актуальность.
Анэлиз состояния проблемы исследования
Психолого-педагогические основы профессионального обучения кандидатов в водители за период с 2010 года на уровне диссертаций исследовали Г.Н. ахметзянова, М.В. Богданов, В.А. Бугаев, Ю.Ю. Голубихина, Е.М. Мухин, С.М. Обой-мова, Ю.В. Фельде, П.В. Шумаков и др. Внимание ученых обращалось на следующие аспекты: недостаточный уровень специальной подготовки и ориентации образовательной системы на требования работодателей [1]; отсутствие обобщенного отечественного и зарубежного опыта, а также теоретических основ формирования готовности к безопасному дорожному движению [25]; недостаточная изученность условий развития педагогических компетенций преподавателей, осуществляющих подготовку водителей, [31]; отсутствие целостной концепции, позволяющей обосновать и выявить основные психологические детерминанты безопасности (когнитивные, поведенческие, коммуникативные, аффективные) [19]; значимость состояния и реакций систем организма (нервной, сердечной, дыхательной), личностных особенностей, психодинамических показателей при психофизиологическом отборе водителей [16]; необходимость научного обоснования и дифференциации индивидуально-психологических и психофизиологических критериев надежности [6] и др.
В публикациях, вышедших за последние пять лет в периодических изданиях и сборниках научных трудов, авторы рассматривали проблему подготовки водителей с разных сторон: методологические основы и системы подготовки [3; 17 и др.], психолого-педагогические и методические аспекты [11; 15; 24; 28; 30 и др.], педагогические технологии, формы и методы обучения [8; 10; 18; 22; 27 и др.], программы обучения [21; 23; 29; 32 и др.], показатели качества и оценки деятельности образовательных организаций, компетенции и критерии уровней подготовки обучающихся [5; 7; 9 и др.], отечественный и зарубежный опыт
образовательную программу подготовки ква-лицированных рабочих и служащих 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 № 892, профессиональный модуль ПМ.05 «Транспортировка грузов» предусматривает подготовку учащихся по профессии «Водитель автомобиля категории «С». Содержание ПМ.05 сформировано нами в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Сразу обратим внимание на различие в названии профессии в указанных документах: в стандарте - водитель автомобиля, а в примерной программе - водитель транспортного средства. В результате в состав модуля вошли семь междисциплинарных курсов и учебная практика. Их названия совпадают с названием учебных предметов примерной программы: МДК.05.01 «Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
Таблица 1
Сравнение количества учебных часов в планах подготовки водителей ТС категории «С»
Наименование предметов (примерный план), МДК и УП (реализуемый план) Количество часов по примерному учебному плану Количество часов по реализуемому учебному плану
Всего из них:
Всего из них: са-мост. аудит. в том числе:
теор. практ. теор. практ.
Основы законодательства в сфере дорожного движения 42 30 12 97 32 65 41 24
Психологические основы деятельности водителя 12 8 4 18 6 12 8 4
Основы управления транспортными средствами 14 12 2 21 7 14 12 2
Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии 16 8 8 24 8 16 8 8
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «С» как объектов управления 60 52 8 86 26 60 36 24
Основы управления транспортными средствами категории «С» 12 8 4 18 6 12 8 4
Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом 12 10 2 18 6 12 10 2
Вождение транспортных средств категории «С»* 72** - 72 72** - - - (72**)
ИТОГО 240 128 112 354 91 191 127 64 (72)
Прим.: * - с механической трансмиссией,
** - часы астрономические (1 астрономический час = 60 минут), ( ) - часы практического обучения, не относящиеся к аудиторным.
[10; 13 и др.], резервы повышения качества обучения [4; 20; 26 и др. ] и т.д.
При этом особенности подготовки водителей транспортных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов в учреждении среднего профессионального образования в научно-педагогической литературе остаются нераскрытыми. Такой вывод сделан нами после изучения почти двухсот печатных работ с помощью различных ресурсов, включая электронные. На этом основании решено обратиться к данной теме на страницах международного электронного научного журнала, обобщить накопленный опыт и высказать ряд предложений по совершенствованию методики обучения кандидатов в водители категории «С» в процессе освоения соответствующего профессионального модуля.
Структура и содержание профмодуля «Транспортировка грузов»
Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Яранский технологический техникум» реализует основную профессиональную
МДК.05.02 «Психологические основы деятельности водителя»; МДК.05.03 «Основы управления транспортными средствами»; МДК.05.04 «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии»; МДК.05.05 «устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «С» как объектов управления»; МДК.05.06 «Основы управления транспортными средствами категории «С»; МДК.05.07 «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»; уП.05 «Вождение транспортных средств категории «С».
Количество учебных часов на изучение курсов и прохождение практики, с выделением времени на самостоятельную и аудиторную работу, установлено исходя из требований Приказа № 1408 и с учетом общей нагрузки по данной профессии. В таблице 1 представлено сравнение примерного и реализуемого учебных планов, подтверждающее выполнение установленных на подготовку водителей нормативов времени (см. табл. 1).
Основные отличия реализуемой в нашем учебном заведении программы подготовки водителей транспортных средств категории «С» в процессе освоения ПМ.05 от примерной программы касаются МДК.05.01 «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и МДК.05.05 «устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «С» как объектов управления». На основе многолетнего опыта подготовки водителей было принято решение об увеличении количества аудиторных часов на изучение МДК.05.01 до 65 вместо 42, в том числе часов на практические занятия до 23, включая промежуточные зачеты, вместо 12. Как следствие, повысилась практикоориенти-рованность с 28,57 % до 35,38 % и созданы более благоприятные условия для качественного обучения правовым основам организации дорожного движения. В таблице 2 представлено распределение учебных часов по разделам и темам МДК.05.01.
МДК.05.01
Таблица 2
Распределение учебных часов на изучение «Основы законодательства в сфере дорожного движения»
Названия разделов и тем Количество часов
Всего из них:
теорет. занятия практ. занятия самост. работа
Раздел 1. Законодательство в сфере дорожного движения 7 4 - 3
Тема 1.1. Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы 3 2 - 1
Тема 1.2. Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения 4 2 - 2
Раздел 2. Правила дорожного движения 90 38 23 29
Тема 2.1. Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения 5 2 - 3
Тема 2.2. Обязанности участников дорожного движения 6 4 - 2
Тема 2.3. Дорожные знаки 13 6 4 3
Тема 2.4. Дорожная разметка 4 2 - 2
Зачет № 1 1 - 1 -
Тема 2.5. Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части 14 8 4 2
Зачет № 2 1 - 1 -
Тема 2.6. Остановка и стоянка транспортных средств 6 2 2 2
Тема 2.7. Регулирование дорожного движения 5 1 1 3
Тема 2.8. Проезд перекрестков 16 6 4 6
Зачет № 3 1 - 1 -
Тема 2.9. Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов 8 3 3 2
Тема 2.10. Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов 5 2 1 2
Тема 2.11. Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов 2 1 - 1
Тема 2.12. Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств 2 1 - 1
Зачет № 4 1 - 1 -
ИТОГО 97 42 23 32
В МДК.05.05 «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «С» как объектов управления» при сохранении общего количества часов, указанных в примерной программе, в реализуемой программе,
во-первых, изменена последовательность изучения материала. Темы по устройству двигателя и трансмиссии рассматриваются после изучения шасси (несущей системы и механизмов управления), что позволяет полнее реализовать дидактический принцип «от простого к сложному» и лучше подготовить обучающихся к осмыслению основ работы силового агрегата. Ведь исторически автомобиль появился после установки двигателя внутреннего сгорания и механического привода на конную повозку. По причине соблюдения того же принципа переставлены местами темы по системам рулевого управления и тормозным системам, а также по источникам и
Рабочая программа по устройству и обслуживанию автомобиля, разработанная нами, обсуждалась на методическом совете инженерного факультета ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», получила высокую экспертную оценку и была признана авторской.
Аспекты методики обучения кандидатов в водители
потребителям электроэнергии и электронным системам помощи водителю;
во-вторых, предусмотрены практические занятия (14 часов вместо теоретических уроков) по шести темам первого раздела (1.3 - 1.8) и добавлено два часа практических занятий на устранение неисправностей автомобиля (раздел 2, тема 3). В результате, практиоориентированность обучения по предмету возросла с 13,33 % до 40 %;
в-третьих, уменьшено количество аудиторных часов на изучение темы 1.8. «Источники и потребители электрической энергии» с 6 до 4 часов в силу освоения к третьему курсу обучающимися по профессии 35.01.15 других профессиональных модулей, непосредственно связанных с электромонтажом, электрическими машинами, их обслуживанием и ремонтом.
Последовательность изучения учебного материала по МДК.05.05 и распределение учебных часов по разделам и темам отражает таблица 3.
Соответствие учебно-материального оснащения образовательной организации, осуществляющей подготовку водителей на основе программ 2014 года, установленным требованиям, подтверждаются результатами проверок и заключением, выданным региональным управлением ГИБДД. Вместе с тем, большими возможностями для совершенствования качества теоретического и практического обучения обладают информационные продукты, электронное и программ-
Таблица 3
Последовательность изучения тем и распределение учебных часов по МДК.05.05 «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «С» как объектов управления»
Названия разделов и тем Количество часов
Всего из них:
теорет. занятия практ. занятия самост. работа
Раздел 1. Устройство транспортных средств 68 32 14 22
Тема 1.1. Общее устройство транспортных средств категории «С» 4 2 - 2
Тема 1.2. Рабочее место водителя, системы пассивной безопасности 6 4 - 2
Тема 1.3. Назначение и состав ходовой части 6 2 2 2
Тема 1.4. Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления 8 4 2 2
Тема 1.5. Общее устройство и принцип работы тормозных систем 9 2 4 3
Тема 1.6. Общее устройство и работа двигателя 14 8 2 4
Тема 1.7. Общее устройство трансмиссии 9 4 2 3
Тема 1.8. Источники и потребители электрической энергии 5 2 2 1
Тема 1.9. Электронные системы помощи водителю 4 2 - 2
Тема 1.10. Общее устройство прицепов 3 2 - 1
Раздел 2. Техническое обслуживание 18 4 10 4
Тема 2.1. Система технического обслуживания 3 2 - 1
Тема 2.2. Меры безопасности и защиты окружающей природной среды при эксплуатации транспортного средства 3 2 - 1
Тема 2.3. Устранение неисправностей 12 - 10 2
ИТОГО 86 36 24 26
ное обеспечение образовательного процесса, ресурсы сети Интернет. Соблюдение принципов современных технологий и методов обучения обеспечивает интенсивность и результативность педагогического процесса. Высокая информативность средств мультимедиа и автотренажеров позволяет повысить наглядность на всех этапах обучения, приблизить теоретические обучение к практической деятельности водителя, увеличить количество выполняемых учебных заданий, индивидуализировать учебный процесс, автоматизировать закрепление и контроль знаний, формирование умений и т.д.
Особую значимость в подготовке водителей представляют разборы дорожных ситуаций и обобщения по принятию решений участниками движения. В том и другом случае применимы информационное моделирование [12], технологии виртуального обучения [2], методы научно-технического творчества [14].
На основе продолжительного опыта обучения кандидатов в водители можно утверждать о высокой эффективности разбора дорожных ситуаций посредством анализа фрагментов видеоматериалов, полученных во время практического обучения вождению с помощью приборов видеозаписи, устанавливаемых на учебные автомобили. Если ошибки управления автомобилем в реальных условиях движения в населенном пункте общие для большинства учащихся, то работа по выяснению причин и профилактике повторных их появлений на аудиторном занятии осуществляется фронтально. Обычно такие недочеты бывают связаны с прогнозированием развития ситуации на дороге и прогнозированием потенциальных опасностей, предоставлением преимущества пешеходам, требованиями дорожных знаков и разметки, расположением транспортного средства на проезжей части и перестроениями, пользованием указателями поворотов и внешними световыми приборами в условиях недостаточной видимости и темное время суток. Если типичные ошибки при вождении учебного автомобиля допускает один или несколько обучающихся, то проводится, соответственно, индивидуальная или групповая работа. Замечания при этом, как правило, касаются формирования безопасного пространства вокруг автомобиля, выбора дистанции и скорости, очередности движения, выполнения поворотов и разворотов на перекрестках и участках дорог между перекрестками. Благодаря тесному взаимодействию преподавателя правил дорожного движения и мастера производственного обучения вождению при анализе видеоматериалов с участием в движении обучающихся достигается единство требований, осознанность теоретических положений и закрепление умения по их применению в деятельности водителя, формируются профессиональные компетенции.
Полезным является и разбор ситуаций на улицах крупных городов. Необходимые для анализа материалы можно получить с помощью панорамных изображений на картах поисковых систем в сети Интернет. Так, нами анализируются особенности движения на дорогах областного центра и на дорогах городов соседних регионов - Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода, Казани. Кроме того, на аудиторных занятиях можно успешно применять фрагменты передач центральных телевизионных каналов, посвященных проблемам безопасности дорожного движения, с комментариями специалистов и экспертов. Найти сюжеты можно в архивах Всемирной сети.
Обобщения по принятию решений целесообразно представлять в виде блок-схем или алгоритмов действий. Установление причинно-следственных связей между условиями и деятельностью водителя и определение последовательности его действий могут происходить совместно с преподавателем или выполняться учащимися самостоятельно. Построение блок-схем начинается с выделения условий и действий водителя. Далее линиями связи отображаются зависимости между ними. После проверки правильности отражения смысловых связей внимание обращается на оформление. Следует устранить лишние пересечения линий перемещением элементов блок-схемы или другой формулировкой условий. Когда блок-схема или алгоритм составлены, с их помощью анализируются дорожные ситуации. В качестве примера на рисунке 1 представлена блок-схема, обобщающая правила проезда нерегулируемых перекрестков, когда пересекаются траектории движения с трамваем.
Отметим, что блок-схема или алгоритм должны быть удобными для восприятия и практического применения, а значит, несложными. Условий, по которым следует осуществлять проверку желательно предлагать не более пяти. Поэтому часто приходится разделять учебный материал на несколько отдельных обобщений. Так, по теме «Проезд перекрестков», кроме приведенной схемы, можно построить блок-схемы для определения вида перекрестка, правилам проезда каждого вида перекрестков, сигналам светофора, регулировщика и др.
Формирование умений принимать решения происходит в процессе выполнения учебных заданий. Обеспечить их достаточное количество и разнообразие позволяют возможности современных информационных средств. Среди них учебно-методический комплекс «3D Инструктор. Интерактивная автошкола. Профессиональная версия», разработанная ООО «Форвард Деве-лопмент» и распространяемая на CD-носителях. Продукт обладает многими функциями для эффективного обучения кандидатов в водители и может своевременно обновляться через онлайн-соединение с производителем. Составить любую учебную дорожную ситуацию можно с по-
Рис. 1. Обобщающая блок-схема по очередности проезда нерегулируемых перекрестков при пересечении траектории движения с трамваем
мощью Интернет-конструктора по адресу www. roadimage.ru. Для работы с приложением не требуется установка на компьютер специального или дополнительного программного обеспечения. Загрузка кода происходит в браузер, а для воспроизведения мультимедийного контента используется проигрыватель Adobe Flash Player. Доступ и работа с Конструктором Дорожных Ситуаций (KDS) бесплатны для пользователей Интернета. На этапе начального становления умений по управлению автомобилем в дорожных условиях, приближенных к реальным, обосновано применение симуляторов и автотренажеров.
Кроме существующих, предлагаемых производителями и торговой сетью, средств обучения преподаватели используют разработанные самостоятельно информационные учебные продукты. Нужную информацию для занятий и самостоятельной работы учащихся можно найти среди ресурсов Интернета: www.gibdd.ru, pddmaster. ru, автошколадома.рф и др. Так, нами создан и применяется в обучении электронный комплекс «Сигналы регулировщика», который зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, как программа для ЭВМ (свидетельство № 2016618724).
Организация контроля, требования к результатам обучения и оценка выполнения учебных заданий будущими водителями в совокупности составляют принципиально важную педагогическую задачу образовательных организаций. Общепринято осуществлять проверку теоретической подготовки с помощью тестов. Для стимулирования учебно-познавательной активности обучающихся и достижения требуемого качества
обучения к выполнению тестовых заданий в настоящее время предъявляются высокие требования. Стали строже и экзаменационные требования ГИБДД. Результату, при котором с учетом дополнительных вопросов государственный экзамен по теории будет считается сданным, соответствует минимальное значение коэффициента усвоения:
п Пп + п„ 18 + 10 28
к • = —= —-- =-= — « 0 933
тт N Ы0 + Ып 20 + 10 30 ' '
уд
где п - количество правильных ответов (пО -среди ответов на основные вопросы, пД - среди ответов на дополнительные вопросы), N - общее количество вопросов (^ - основных; ^ - дополнительных).
А если проанализировать результативность по четырем блокам, в которые объединяются экзаменационные вопросы, то получится, что, как минимум, по двум блокам коэффициент усвоения должен быть абсолютным
, _ пБ' _ 5 _
и, как максимум, по двум другим блокам, в которых могут быть ошибки
kl' =
п
Пг
+ П
Д
Л/Б" Nf +
4 + 5
5 + 5
= 0,9.
Тогда среднее значение коэффициента усвоения, предусматриваемое существующими в настоящее время нормативными актами составляет:
_ 1
к
2 ■ (1 + 0,9)
ЬБ i
0,95
Во время промежуточных зачетов по основам законодательства в сфере дорожного движения мы допускаем не более одной ошибки при ответах на 200 вопросов. При этом исправление одной ошибки требует выяснения причин и повторного выполнения заданий данной темы.
В учебной программе-тренажере МААШ их по разным темам от 14 до 40. В таком случае допускаемое минимальное значение коэффициента усвоения достигает
,п п0 _1_ пО 199 + (14 ... 40)
к ■ = ■
Nг
По + Пд «0П + Л/дП
200 + (14 ...40)
0,995 ,
а поскольку все вопросы промежуточного зачета из одного блока, то
- А-п
П. — ftmi
0,995
БЛОК -J. Вопрос 1
Пы HUM f| >Г'Н ы llllHCpHV^b Н^лсш Кшту Вы Д{М|ЖН(1 VflVEJIMb ДI■ |ЬЗ|л
• ТОЛЬКО aHiuuVCV
■ Только iisui подам
• Автобусу и HiIU сводам
Рис. 2. Вопросы блочного теста по теме «Проезд перекрестков»: а - первый вопрос блока (требует ответа-факта); б - второй вопрос блока (требует ответа-аргумента).
Организовать индивидуальную проверку на зачетах позволяют компьютерные кабинеты с локальной сетью и необходимое программное обеспечение.
Однако, только простыми тестами реальный уровень теоретической готовности кандидатов в водители установить невозможно. Необходимо выяснить, как учащиеся умеют объяснять производимый выбор ответов. Для этого нами создаются и используются на занятиях блочные тесты. Их специфическая особенность заключается в том, что вопросы группируются парами в блоки. Первый вопрос блока требует вопроса-факта, а второй вопрос - ответа-аргумента. При этом первый вопрос может быть заимствован из экзаменационных билетов ПДД, а второй вопрос может состоять из констатации правильного ответа на первый вопрос и сложноподчиненного союза «потому что».
Технически блочный тест нами реализован средствами языков разметки и описания внешнего вида web-документов HTML и CSS. С помощью настроенных гиперссылок между страницами обучающимся предлагается пройти проверку. Выбрав неправильный ответ на первый или второй вопрос, программа возвращает испытуемого к началу блока. На рисунке 2 для примера приведены задания блока по теме «Проезд перекрестков».
Показателями выполнения блочного теста являются: а) количество ошибок, совпадающее
БЛОК -I. Вопрос 2
Пи yCTYtnrrt дорогу доугш ^ЕКТНЛЮШ ПОТОНУ 'ГШ ...
• Автобус, г отлНчис от Вас. нс рынолинст на нсрсччсгес нпророт
ll-l] I pa'IBOpOT, IKIIArTid Я 1||1ЯМЛМ IIJIJ|>:IB.1CM НИ, Л (КШГКЛДЫ
иаХщятхя И а ИсШсХоДМоН ПфШШ
• Но регулируемом пс|чк1>есткс jcilcmic шлкон прнорнттто
оГЧсНЯМСИ. aPTuoYC И'||жriv -J На НсГрС IV I|4III . j П»ш«10ди
лершпдят переев лсмуи* ирш. 1л.уи> часть
• С'НГИМ ТР*НСП0РПИ>Г> тггофорл |}J 1|н-иигт ДПВКН11Н тем участникам и "гмсияст ДЛЯ Вас депеген» шака «Гллрнлн дорогл», hi л <ti и. i!|n-iiiiyiuttTuu у других участи нь-на
• "iH!IK «Гларная дорог*« ОТЧСНЯГТ ДСПСТТЧ1С (JiVlH'IMI «[[анраялгнпс r.lneituh одюги». nuiruMV Hi рикношячныч доротаХ «J Ходите Я РТС участники II лсПпи.МоТ пп логорп|]?НиотТ11
с числом возвращений к началам блоков, и б) время, затраченные на его прохождение. Построенный на основе гиперссылок блочный тест подтверждает свою эффективность, как тренирующее средство. Изменить его и получить электронное средство контроля знаний с дифференцированным начислением баллов за первые и вторые вопросы (например, один балл за первые и три за вторые), случайным выбором блоков из базы данных, предложением второго вопроса блока только в случае правильного ответа на первый вопрос позволяет изменение программного кода. При всем этом проверка знаний и умений в процессе общения находит свое место в обучении и остается надежным способом контроля и оценки знаний. Поэтому диалог и устный опрос не теряют актуальности в условиях информатизации обучения.
Итоговая проверка в учебной организации может проходить по таким же тестам, какие ждут кандидатов в водители в отделе инспекции безопасности дорожного движения. На контрольном занятии наши учащиеся выполняют три билета в режиме «экзамен как в ГИБДД» (CD МААШ, сетевая версия). Допускается не более одной ошибки, за которую назначается еще один, четвертый билет, и в нем неверные ответы непозволительны. Коэффициент усвоения при такой проверке принимает минимальное значение
И. =
'"та гт
п" Л^Т
И I
пЩ + п
К + лгдИ
3-20+19 + 5 4-20 + 5
84
85 1
0,988 ,
для трех блоков, где все ответы верные
4-5
I. И' _ яБ —
■ = 1
Л[ИБ' 4'
для блока, в котором сделана ошибка
ИБ" "О
+ т
№
«0ИБ
+ Л?дИБ
при среднем значении
■5 + 4 + 5 24
1 + 0,96) = 0,99
Полученные значения коэффициентов усвоения можно свести в систему двух неравенств
11 > />и > ъ-
птт — тт — птт кп>ки>к,
(0,995 ( 0,995
> 0,988 > 0,933
> 0,99 > 0,95 ,
из которых следует, что наши требования на аудиторных занятиях, несколько выше, чем требования, которые мы ставим перед внутренним экзаменом, и выше, чем требования, предъявляемые РЭО ГИБДД на теоретическом экзамене. При этом они реальны для выполнения и согласуются с нормативными положениями инспекции безопасности дорожного движения.
Завершим освещение вопросов теоретического обучения предложением о том, что предмет (или МДК) «Основы законодательства в сфере дорожного движения», который в подготовке водителя принципиально значим, следовало бы обязательно изучать всем учащимся. В настоящее время Приказ № 1408 утверждает, что «учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося)». Подтверждением обоснованности нашего предложения служит обращение Союза автошкол России к МВД РФ в январе 2018 года о переэкзаменовке водителей по правилам дорожного движе-
ния при замене водительского удостоверения.
Одновременно с внутренними испытаниями ежегодно у нас проводится конкурс профессионального мастерства по профессии «Водитель транспортного средства категории «С». Теоретический и практический экзамены являются, в то же время, и этапами конкурса. Поскольку теоретический этап по существу уже описан, то остановимся на практическом этапе и процедуре начисления баллов участникам.
Согласно положению о конкурсе учащиеся выполняют контрольные упражнения на закрытой площадке и управляют транспортным средством в условиях дорожного движения. Оценку конкурсантам выставляет комиссия, руководствуясь положениями Административного регламента МВД (пп. 113, 129, 130). Но по некоторым критериям установлены более высокие требования. На закрытой площадке три отличия связаны с выставлением оценки «не сдал», если учащийся: сбил разметочное оборудование два и более раза (согласно п. 113.2: три и более раза); допустил остановку двигателя два и более раза (согласно п. 113.7: три и более раза); при выполнении упражнения «Остановка и начало движения на подъеме» допустил откат транспортного средства на подъеме более чем на 0,2 м (согласно п. 113.13: более чем на 0,3 м). А на экзамене в условиях дорожного движения четыре типичные ошибки из группы «мелкие» (приложение 5 к регламенту) - 3.2. Нарушил правила расположения транспортного средства на проезжей части; 3.3. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий; 3.4. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим транспортным средствам; 3.8. Неправильно оценивал дорожную обстановку -нами рассматриваются, как «средние».
К подведению итогов конкурса и распределению мест допускаются только те участники, кто успешно справился с заданиями всех этапов, получив за каждое испытание оценку «сдал». По специальной таблице за допущенные кандидатами в водители ошибки назначаются штрафные баллы (табл. 4).
Таблица 4
Таблица начисления штрафных баллов участникам конкурса профессионального мастерства «Водитель транспортного средства категории «С»
Допущенные ошибки Штрафные баллы
1. Теоретический этап
Дал неправильный ответ на контрольный вопрос 5
2. Практический этап
2.1. Выполнение упражнений на закрытой площадке
Сбил разметочное оборудование 1
Допустил остановку двигателя 1
Допустил откат транспортного средства на подъеме (до 0,2 м) 1
2.2. Участие в дорожном движении
... перечисляются пп. 2.1 - 2.9, 3.2 - 3.4 и 3.8 приложения 5 к Административному регламенту (Приказ МВД РФ от 20.10.2015 № 995 в редакции от 06.09.2017 № 707) ... по 3 балла
Места между участниками конкурса распределяются в порядке возрастания набранных штрафных баллов. Победитель и призеры награждаются грамотами.
В процессе обучения вождению автомобиля целевой установкой является формирование и закрепление умений и навыков по управлению транспортным средством без совершения каких-либо ошибок. Поэтому, как и в теоретической подготовке, в практическом обучении требования на занятиях по вождению выше, чем на внутренних экзаменах (конкурсе профессионального мастерства), и выше, чем на экзаменах в ГИБДД. Но при этом установленные правила выполнимы, нацеливают учащихся с первых занятий по вождению на высокие результаты и культуру управления автомобилем.
По рекомендации Министерства образования Кировской области в текущем учебном году достигнута договоренность, предусматривающая включение в состав комиссии для проведения внутренних экзаменов, а значит и конкурсных мероприятий, представителя военного комиссариата. С нашей стороны обращение к силовому ведомству заключается в содействии процессу подготовки водителей транспортных средств категории «С» и повышению его результативности, укреплению материальной базы, в том числе обновлению автомобильного парка учебных заведений.
Помимо текущей и итоговой проверки в нашей образовательной организации осуществляется контрольная функция за учебным процессом. Директором техникума утвержден график посещаемости учебных занятий, прохождения учебного вождения, успеваемости. Ответственными лицами назначены заместитель директора по учебной работе, руководитель учебной и производственной практики, старший мастер. Ситуация в целом и возникающие частные вопросы обсуждаются на совещаниях при директоре не реже одного раза в месяц.
Заключение
В завершение изложения опыта и предложений по совершенствованию подготовки водителей транспортных средств категории «С» в учебном заведении, реализующем стандарты среднего профессионального образования, остановимся на следующих положениях, определяющих позицию автора. Исходя из мнения исследователей о том, что система подготовки водителей в нашей стране не сложилась и переживает становление, считаем, в интересах качества обучения целесообразен комплексный подход к организации учебного процесса. При этом соответствующий профессиональный модуль является структурой, обладающей характерными и специфичными связями внутри осваиваемой учащимися профессиональной образовательной программы по выбранной профессии или специальности. Эффективному формированию у кандидатов в водители компетенций и культуры поведения на дороге способствуют: высокая визуализация обучения, формирование представлений и наглядных образов; необходимая индивидуализация обучения (практические занятия и анализ видеоматериалов, контрольные и конкурсные мероприятия); уровневая дифференциация требований на разных этапах обучения (занятие, зачет, экзамен). Вместе с тем, весомым фактором остаются личностные качества преподавателей и мастеров-инструкторов. Их профессиональные умения и опыт, нацеленность на результат, стремление к совершенствованию и личный пример выступают необходимыми условиями для выполнения поставленных задач. В совокупности сказанного, констатируем, что в последние годы по итогам подготовки водителей категории «С» нам удалось достичь сдачи теоретического экзамена в РЭО ГИБДД с первого предъявления 100 %, а в целом, с учетом практических испытаний, - 80 ... 91,67 %.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметзянова Г.Н. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования: автореф. дисс. ... док. пед. наук. Казань, 2011. 47 с.
2. Васютинская С.И. Модели в виртуальных образовательных технологиях // Перспективы науки и образования. 2016. № 6 (24). С. 88-95.
3. Вербицкая Н.О. Необходима национальная система профессиональной подготовки водителей // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 11. С. 13-16.
4. Верзилин В.А. и др. Совершенствование подготовки водителей автотранспортных средств / В.А. Верзилин, В.П. Бычков,
B.М. Заложных // Автотранспортное предприятие. 2014. № 6. С. 9 - 11.
5. Воронина Е.Е. Критерии и показатели качества образования в организациях, осуществляющих подготовку водителей // Вестник НЦБЖД. 2016. № 4 (30). С. 42 - 48.
6. Голубихина Ю.Ю. Динамика показателей надежности профессиональной деятельности водителей-сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. СПб, 2015. 26 с.
7. Зайцев А.А. Система критериев для оценивания уровня подготовки водителей к управлению транспортными средствами // Человеческий капитал. 2012. № 5 (41). С. 85 - 87.
8. Ильина И.Е. и др. Формирование навыков управления автомобилем на автотренажере / И.Е. Ильина, В.В. Лянденбурский,
C.А. Пылайкин, Е.А. Кротова // Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 149 - 161.
9. Кайманов А.Д. Модель формирования многомерных компетенций у водителя пассажирского автотранспорта // Казанский педагогический журнал. 2013. № 2 (97). С. 130 - 136.
10. Котенкова И.Н. Использование различных методик обучения вождению при подготовке водителей категории «В» в автошколах / И.Н. Котенкова, И.С. Сенин // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2013. № 2. С. 82 - 93.
11. Кузнецов В.А. Проблема надежности при подготовке водителей // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27. № 2. С. 233 - 240.
pi; Лёвин Б.А. Информационное моделирование при управлении транспортом // Перспективы науки и образования. 2017. № 3 (27). С. 50 - 54.
13. Максимычев В.В. Профессиональная подготовка водителей: опыт России и Европы // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 1 (56). С. 67 - 70.
й4. Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-технического творчества // Серия «Высшее профессиональное образование». Ростов на Дону: Феникс, 2004. 320 с.
15. Мухин Е.М. и др. Совершенствование системы подготовки водителей транспортных средств с учетом психофизиологических особенностей обучающихся / Е.М. Мухин, А.М. Прохорова, М.Е. Спирин, В.А. Гоздок, В.А. Мазур, А.И. Федоров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 1 (9). С. 83 - 87.
16. Мухин Е.М. Роль психофизиологических предикторов в отборе водителей автотранспорта: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Кемерово, 2016. - 21 с.
17. Налетова О.А. Проблемные вопросы подготовки кандидатов в водители / О.А. Налетова, В.Ф. Гольчевский // Актуальные вопросы транспортной безопасности: сб. материалов всерос. науч.-практич. конф. (Иркутск, 24 марта 2017). Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2017. С. 108 - 112.
18. Никонов М.В. Творческий подход при подготовке водителей транспортных средств с применением информационных технологий // Становление профессионала: теория и практика: коллективная монография. Армавир, 2015. С. 35 - 48.
19. Обоймова С.М. Психологические детерминанты безопасности водителя: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2014. 24 с.
20. Подкопаев В.Н. Состояние и пути повышения качества подготовки водителей автотранспортных средств // Стратегии развития науки и образования в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2016 г. г. Смоленск: Новаленсо, 2016. С. 58 - 59.
¡21. Полякова С.В. К вопросу о подготовке водителей // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 17 (372). С. 52 - 57.
22. Сергиенко Н.Е. Современные образовательные технологии в подготовке водителей транспортных средств // Педагогическое образование на Алтае. 2014. № 2. С. 365 - 366.
23. Слышалов И.В. О совершенствовании программ подготовки водителей транспортных средств // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы пятнадцатой международной научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Анохина. - Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. Ч. 2. С. 171 - 173.
24. Степаненко И.Ю. Исследование двигательной асимметрии начинающих водителей // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1A. С. 391 - 405.
25. Фельде Ю.В. Педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2012. 26 с.
26. Чибаков А.С. Обеспечение качества подготовки водителей транспортных средств к движению в условиях населенных пунктов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2. С. 123 - 129.
27. Чибаков А.С. Поисковые задания по устройству автомобиля // Школа и производство. 2003. № 8. С. 65 - 71.
28. Чибаков А.С. Формирование понятийных и образных представлений при изучении основ законодательства в сфере дорожного движения // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 191 - 195; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35802
29. Чибаков А.С., Крылов Д.А., Комелина В.А. Реализация программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств на основе интенсивного обучения // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 4. С. 753 - 757; URL: http:// www.top-technologies.ru/pdf/2015/2015_12_4.pdf
30. Чибаков А.С. Формирование умений принимать решения у кандидатов в водители автомобиля при изучении правил дорожного движения / А.С. Чибаков, Д.А. Крылов // Перспективы науки. 2016. № 8 (83). С. 81-87; URL: http://moofrnk. com/assets/files/journals/science-prospects/83/science-prospect-8(83)-main.pdf
31. Шумаков П.В. Развитие педагогических компетенций преподавателя автомобильной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 25 с.
32. Ясенков Е.П., Парфенова Л.А. Результаты внедрения новых примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств в Российской Федерации / Е.П. Ясенков, Л.А. Парфенова // Механики XXI веку. Научное периодическое издание по материалам XVI Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. 2017. № 16. С. 314 - 320.
REFERENCES
1. Ahmetzyanova G.N. Pedagogical system of formation of professional competence of experts of an automobile profile in the conditions of continuous formation: abstract Diss. ... Dr. Ped. Sciences. Kazan, 2011. 47 p. (in Russian)
2. Vasyutinskaya S.I. Models in virtual educational technologies. Perspectives of science and education. 2016. no. 6 (24). pp. 88-95. (in Russian)
3. Verbitskaya N.O. A national system of vocational training of drivers is needed. Vocational education. Capital. 2013. no. 11. pp. 13-16. (in Russian)
4. Verzilin V.A. Improving the training of drivers of motor vehicles. Auto transport enterprise. 2014. no. 6. pp. 9-11. (in Russian)
5. Voronina E.E. Criteria and indicators of the quality of education in organizations that train drivers. Bulletin of the NCBD. 2016. no. 4 (30). pp. 42-48. (in Russian)
6. Golubihina Yu.Yu. Dynamics of indicators of reliability of professional activity of drivers-employees of law-enforcement bodies of the Russian Federation: abstract Diss. ... PhD in Psychol. sciences. Saint-Petersburg, 2015. 26 p. (in Russian)
7. Zaitsev A.A. System of criteria for assessing the level of driver training for driving vehicles. Human capital. 2012. no. 5 (41). pp. 85 - 87. (in Russian)
8. Ilyina I.E. Forming the skills of driving on an auto trainer. Science. 2014. no. 5 (24). pp. 149-161. (in Russian)
9. Kaymanov A.D. Model of the formation of multidimensional competences in the driver of passenger vehicles. Kazan Pedagogical Journal. 2013. no. 2 (97). pp. 130-136. (in Russian)
10. Kotenkova I.N. The use of various methods of driving training in the preparation of drivers of the "B" category in driving schools.
Transport. Transport facilities. Ecology. 2013. No. 2. pp. 82 - 93. (in Russian)
11. Kuznetsov V.A. The problem of reliability in driver training. Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2017. V. 27. no. 2. pp. 233 - 240. (in Russian)
|;2. Lyovin BA Information Modeling in Transport Management. Perspectives of Science and Education. 2017. no. 3 (27). pp. 50 - 54. (in Russian)
13. Maksimychev V.V. Vocational training of drivers: the experience of Russia and Europe. Transport of the Russian Federation. 2015. no. 1 (56). pp. 67 - 70. (in Russian)
a4. Mikhelkevich V.N., Radomsky V.M. Fundamentals of scientific and technical creativity. Series "Higher vocational education". Rostov on Don, Phoenix Publ., 2004. 320 p. (in Russian)
15. Mukhin E.M. Improvement of the system of driver training of vehicles taking into account the psychophysiological characteristics of students. Vocational education in Russia and abroad. 2013. no. 1 (9). pp. 83 - 87. (in Russian)
16. Mukhin E.M. The role of psychophysiological predictors in the selection of drivers of motor vehicles: abstract Diss. ... PhD in Biological sciences. Kemerovo, 2016. 21 p. (in Russian)
17. Naletova O.A. Problematic issues of preparation of candidates for drivers / O.A. Naletova, V.F. Golchevsky // Actual issues of transport security: coll. materials All Russia scientific-practical. Conf. (Irkutsk, March 24, 2017). Irkutsk: FGKUU IN ALL MIA OF RUSSIA, 2017. pp. 108 - 112. (in Russian)
18. Nikonov M.V. Creative approach in training drivers of vehicles with the use of information technologies // Becoming a professional: theory and practice: a collective monograph. Armavir, 2015. P. 35 - 48. (in Russian)
19. SMObomova Psychological determinants of driver safety: abstract Diss. ... PhD in Psychol. sciences. Moscow, 2014. 24 p. (in Russian)
20. Podkopaev V.N. State and ways of improving the quality of driver training for motor vehicles // Strategies for the development of science and education in the 21st century. Collection of proceedings on the materials of the International Scientific and Practical Conference November 30, 2016, Smolensk: Novalenoso, 2016. pp. 58 - 59. (in Russian)
21. Polyakova S.V. On the issue of training drivers. Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: The Law. 2015. no. 17 (372). pp. 52 - 57. (in Russian)
22. Sergienko N.E. Modern educational technologies in the training of drivers of vehicles. Pedagogical education in the Altai. 2014. No. 2. pp. 365 - 366. (in Russian)
23. Sysylov I.V. On the improvement of training programs for drivers of vehicles // Actual problems of combating crimes and other offenses: materials of the fifteenth international scientific-practical conference / ed. Yu.V. Anokhin. - Barnaul: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. Part 2. 171-117. (in Russian)
24. Stepanenko I.Yu. Investigation of the motor asymmetry of novice drivers. Pedagogical Journal. 2017. Vol. 7. no. 1A. pp. 391-405.
25. Felde Yu.V. Pedagogical conditions of formation of readiness of drivers of motor transport to safe road traffic: abstract Diss. ... PhD in Ped. sciences. Kazan, 2012. 26 p. (in Russian)
26. Chibakov A.S. Maintenance of quality of preparation of drivers of vehicles for movement in conditions of settlements. Herald of the Cherepovets State University. 2016. no. 2. pp. 123 - 129. (in Russian)
27. Chibakov A.S. Search tasks on the device of the car. School and production. 2003. no. 8. pp.65 - 71. (in Russian)
28. Chibakov A.S. Formation of conceptual and figurative representations while studying the basics of legislation in the field of road traffic. Modern high technology. 2016. no. 4-1. pp. 191 - 195. URL: http://www.top-technologies.ru/en/article/view?id=35802 (in Russian)
29. Chibakov AS, Krylov DA, Komelina VA Realization of programs of vocational training of drivers of vehicles on the basis of intensive training. Modern science-intensive technologies. 2015. no. 4. pp. 753 - 757; URL: http://www.top-technologies.ru/ pdf/2015/2015_12_4.pdf (in Russian)
30. Chibakov A.S. Formation of the ability to make decisions in candidates for car drivers in the study of traffic rules. Prospects of science. 2016. no. 8 (83). pp. 81-87; URL: http://moofrnk.com/assets/files/journals/science-prospects/83/science-prospect-8(83)-main.pdf (in Russian)
31. Shumakov P.V. Development of pedagogical competences of the teacher of the automobile school: abstract Diss. PhD in Ped. sciences. Moscow, 2011. 25 p. (in Russian)
32. Yasenkov E.P., Parfenova L.A. The results of the introduction of new model training programs for drivers of vehicles in the Russian Federation // Mechanics of the XXI century. Scientific periodical on the basis of the XVI All-Russian scientific and technical conference with international participation. 2017. no. 16. pp. 314 - 320. (in Russian)
Информация об авторе Чибаков Анатолий Сергеевич
(Российская Федерация, г. Яранск) Кандидат педагогических наук Заместитель директора по учебной работе, преподаватель Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Яранский технологический техникум» E-mail: chas375@yandex.ru
Information about the author
Chibakov Anatoliy Sergeevich
(Russian Federation, Kirov region, Yaransk) PhD in Pedagogical Sciences, Professor
Deputy Director for Academic Affairs, Teacher Kirov Regional State Professional Educational Autonomous Institution "Yaransk Technological College" E-mail: chas375@yandex.ru