Научная статья на тему 'Федеральный Закон «о полиции»: новые полномочия Госавтоинспекции'

Федеральный Закон «о полиции»: новые полномочия Госавтоинспекции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / POLICE / TRAFFIC SAFETY DEPARTMENT / ROAD TRAFFIC / ROAD TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головко Владимир Владимирович

На основе анализа положений Федерального закона «О полиции», в том числе путем сравнения их с положениями Закона РФ «О милиции» дается правовая оценка административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головко Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Federal Law "On Police": Vesting the Traffic Safety Department with New Powers

The article provides an estimate of administrative jurisdiction activity of the Traffic Safety Department from legal perspectives. This point is demonstrated through the analysis of the provisions of the Federal Law "On Police" and comparing them with those of the Law of the RF "On Militia".

Текст научной работы на тему «Федеральный Закон «о полиции»: новые полномочия Госавтоинспекции»

УДК 351.811.1.07.1 © В. В. Головко, 2012

Федеральный закон «О полиции»: новые полномочия Госавтоинспекции

В. В. Головко *

На основе анализа положений Федерального закона «О полиции», в том числе путем сравнения их с положениями Закона РФ «О милиции» дается правовая оценка административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции.

Ключевые слова: полиция, Госавтоинспекция, дорожное движение, безопасность дорожного движения.

Министерство внутренних дел России переживает эпоху больших перемен, что обусловлено в первую очередь принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции или Закон) 1 . Заложенная в нем новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций . За счет детальной регламентации полномочий, исключения дублирующих, избыточных и несвойственных функций, а также указания на максимальное соблюдение прав и свобод человека и гражданина Закон призван вывести на новый, качественный уровень деятельность всех служб и подразделений ОВД, в том числе деятельность Госавто-инспекции

Следует отметить, что ряд ее полномочий был существенно скорректирован, а некоторые исключены . Например, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (далее — Закон о милиции) 2 возлагал на сотрудников милиции обязанность по организации и проведению государственного технического осмотра автомототран-спортных средств и прицепов к ним . В Законе о полиции подобная обязанность отсутствует. В первоначальной редакции Закона о полиции предписано осуществлять контроль (надзор) за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним С принятием Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 3 полиция была лишена и этих полномочий, в ее обязанности стало входить только обеспечение создания и ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра

Наряду с проведением технического осмотра транспортных средств исключены полномочия по

контролю исполнения владельцами транспортных средств обязанностей по страхованию гражданской ответственности, а также предоставления информации, относящейся к осуществлению такого страхования .

Законодательной новеллой стало возложение на полицию обязанности оформлять документы относительно дорожно-транспортного происшествия (ДТП), Закон о милиции на такую обязанность не указывал Важной обязанностью полиции остается регулирование дорожного движения, которое способствует обеспечению его безопасности . Полиция обязана осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения, их перечень содержится в ст 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 4 . Учет осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации» 5 . Отдельным нормативным правовым актом урегулирован порядок государственного учета ДТП 6 . В государственную статистическую отчетность по ДТП включаются сведения только о происшествиях, в которых погибли или ранены люди . Актуальная информация о состоянии аварийности на территории всей страны размещается на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России gibdd . ги) .

Обязанностью полиции остались прием экзаменов на право управления автомототранспортны-ми средствами, трамваями, троллейбусами и выдача водительских удостоверений Прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляются Госавтоинспекцией на территории того субъекта Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или пребы-

Постоянный автор нашего журнала .

*

вания . Прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений гражданам Российской Федерации, не зарегистрированным по месту жительства или пребывания, осуществляются Госавтоинспекци-ей по месту их фактического проживания .

Следует помнить, что право управления транспортными средствами прекращается в случаях истечения установленного срока действия водительского удостоверения, а также ухудшения здоровья водителя, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами и подтвержденного медицинским заключением, или лишения такого права судом . Актуальной остается проблема выдачи водительских удостоверений на право управления транспортными средствами лицам, состояние здоровья которых не соответствует медицинским требованиям, предъявляемым к водителям транспортных средств. Так, по результатам проверок, проведенных органами прокуратуры на территории России в 2010 г. , в суды направлено свыше 14 тыс. исковых заявлений о признании недействительными водительских удостоверений, выданных лицам, страдающим наркоманией или алкоголизмом. Одной из причин неудовлетворительного состояния дел в данном направлении является отсутствие нормативного регулирования взаимодействия Госавтоинспекции с медицинскими учреждениями по обмену необходимой информацией 7.

Не изменена обязанность полиции регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов. Статьей 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию . В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что допуск транспортного средства к эксплуатации путем его регистрации и выдачи соответствующих документов не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан 8 .

В отличие от Закона о милиции, новый Закон относит к обязанностям полиции осуществление по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождения транспортных средств 9.

Основными задачами сопровождения являются:

— реализация дополнительных мер по предупреждению по маршруту следования дорожнотранспортных происшествий с участием сопровождаемых транспортных средств;

— обеспечение приоритетного передвижения сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования.

К обязанностям полиции Закон впервые отнес согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов .

Закон управомочил полицию задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске Сотрудники полиции осуществляют работу по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с места ДТП, а также раскрытию по горячим следам иных преступлений, связанных с использованием транспорта 10 .

При несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудники полиции (как правило, сотрудники, несущие дорожно-патрульную службу) останавливают транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяют тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), и через дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющиеся в наличии автоматизированные информационно-поисковые системы проверяют по учетам разыскиваемых транспортных средств, утраченной спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов

Полиция наделена правом временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии

Помимо массовых мероприятий временное ограничение или запрещение движения транспортных средств и пешеходов на дорогах полицией возможно также в результате возникновения стихийных бедствий, катастроф, аварий техногенного

характера, ухудшения дорожных и климатических условий, введения карантина, т е специального административно-правового режима (включающего в себя особый режим въезда и выезда), установленного для определенной территории, где возникли эпидемия или эпизоотия, и в других случаях, угрожающих безопасности дорожного движения .

Кроме того, полиция получила право требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения Закон о милиции указания на наличие у сотрудников милиции таких правомочий не содержал

Полномочиями ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, обладают сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, других служб и подразделений полиции. Помимо Закона о полиции они закреплены в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации п, Наставлении по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации 12, Уставе патрульно-постовой службы 13, других нормативных правовых актах

Следует отметить, что Закон о милиции также предоставлял сотрудникам милиции полномочия по ограничению или запрещению проведения ремонтно-строительных и других работ, однако связывал возможность их применения с несоблюдением требований по обеспечению общественной безопасности Такая формулировка носила слишком общий характер и предоставляла сотрудникам милиции практически неограниченные возможности по ограничению (запрещению) проведения работ на дорогах В Законе о полиции основания применения указанного правомочия уточнены Правом ограничить или запретить проведение на дорогах ремонтностроительных и других работ сотрудники полиции обладают только в случаях выявления нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения

В соответствии с Законом о полиции, иными нормативными актами, правом задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами наделены сотрудники ГИБДД, других служб и подразделений полиции

Задержание транспортного средства представляет собой самостоятельную меру обеспечения про-

изводства по делу об административном правонарушении Под задержанием транспортного средства понимается его исключение из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспорта и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) до устранения причины задержания . Случаи, в которых сотрудники полиции вправе задержать транспортное средство, исчерпывающим образом перечислены в ст. 27.13 КоАП РФ.

Отстранение от управления транспортным средством также представляет собой самостоятельную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении Под отстранением от управления транспортным средством соответствующего вида понимается запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение Отстранение от управления выражается во временном запрете лицу управлять транспортным средством, который, в случае его невыполнения, может сопровождаться совершением принудительных действий, например изъятием ключа из замка зажигания

Отстранение от управления транспортным средством осуществляется в отношении водителя транспортного средства, независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства, а также имеет ли право на управление транспортным средством

Правом запрещать эксплуатацию автомото-транспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин обладают сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, других служб и подразделений полиции Помимо Закона о полиции указанное полномочие закреплено в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, других нормативных актах.

Запрещение эксплуатации транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее снятие государственных регистрационных знаков

Отметим, что Закон о милиции также предоставлял сотрудникам милиции полномочие по запрещению эксплуатации транспортных средств, однако ограничивал возможность его применения только двумя основаниями: наличием у транспортных средств технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также неисполнением их владельцами обязанности по страхованию гражданской ответственности В Законе о полиции существенно, на наш взгляд, увеличено количество оснований применения запрещения

эксплуатации транспортных средств К ранее имевшимся добавлены:

— непрохождение государственного технического осмотра или технического осмотра в случаях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

— наличие скрытых, поддельных, измененных номеров узлов и агрегатов либо поддельных, измененных государственных регистрационных знаков;

— наличие маркировки, не соответствующей данным, указанным в регистрационных документах

Новыми полномочиями полицейских стало проведение проверок деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения и право выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений В ранее действовавшем Законе о милиции указания на наличие таких возможностей у сотрудников не было .

Как и раньше, полиция наделена правом использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам различных форм собственности (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций) в случаях, не терпящих отлагательств Перечень оснований такого использования является исчерпывающим и не подлежит расширению за счет ведомственного нормотворчества

Следует подчеркнуть, что предусмотренная Законом о милиции возможность использования транспортных средств в целях проезда к месту сбора личного состава полиции по тревоге упразднена

При необходимости сотрудник полиции может отстранить водителя от управления транспортным средством на период его использования, в том числе удалить его из транспортного средства Необходимость использования данной меры может возникнуть в экстренных случаях, когда само нахождение водителя в используемом транспортном средстве способно создать угрозу для его здоровья и жизни или препятствовать достижению целей применения рассматриваемой полицейской меры

Существенной новацией является то, что Закон о полиции в указанных случаях предусматривает дополнительные гарантии восстановления нарушенных имущественных прав владельцев транспортных средств По требованию владельцев транспортных средств им возмещаются понесенные расходы либо причиненный материальный ущерб Полагаем, что новый Закон значительно повышает уровень право-

вой защищенности граждан по сравнению с ранее действующим законодательством

Исследование полномочий сотрудников полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения позволяет сделать вывод о том, что они претерпели качественное изменение

Впервые в Законе о полиции обеспечение безопасности дорожного движения указано в качестве одного из основных направлений деятельности полиции Полномочия сотрудников полиции в данной части получили детальную регламентацию, отдельные полномочия были исключены Все это, наряду с последовательной реализацией принципа соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также повышением уровня социального обеспечения сотрудников полиции, способно, на наш взгляд, оказать значительное позитивное влияние на уровень безопасности дорожного движения

1 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 . № 7, ст. 900. С. 2140-2186.

2 О милиции : закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР 1991. № 16, ст. 503.

3 О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 . № 27, ст. 3881. С. 8567-8587.

4 О безопасности дорожного движения : федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ // Там же. 1995. № 50, ст 4873 С 9009-9022

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 № 33, ст 4010 С 7775-7777

6 Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий : постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647 // Собрание законодательства Российской Федерации . 1995. № 28, ст. 2681. С. 5128-5131 .

7 Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://www.new.genproc.gov.ru/news/ news-13899/ (дата обращения: 26.04.2011) .

8 См. , напр. : Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иващенко Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» : определение Конституционного суда Российской Федерации от 1 октября 2008 г № 670-О-О // Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 2009. № 1 ; По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Г. В. Шикуновой [Электронный ресурс] : постановление Конституционного суда Российской Федерации от 22 апреля 2011 г № 5-П Документ опубликован не был Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»

9 Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции : постановление Правительства Российской Феде-

рации от 17 января 2007 г. № 20 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 4, ст. 525. С 1182-1186.

10 О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 17 февраля 1994 г. № 58 . Документ опубликован не был . Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».

11 О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения : указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 25, ст. 2897. С 5336-5343.

12 О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти . 1999. № 39 ; 2003. № 51 .

13 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности : приказ МВД России от 29 января 2008 г № 80 // Там же . 2008. № 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.