Научная статья на тему 'Место и роль регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД МВД России в системе ОВД, обеспечивающих безопасность дорожного движения'

Место и роль регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД МВД России в системе ОВД, обеспечивающих безопасность дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2736
750
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГИБДД МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИСТРАЦИОННО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГИБДД МВД РОССИИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / TRAFFIC ACCIDENT / ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITY OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RF / STATE INSPECTION ON TRAFFIC SAFETY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / REGISTRATION AND EXAMINATION DIVISIONS OF TRAFFIC POLICE OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / A QUALIFYING EXAMINATION FOR THE RIGHT TO DRIVE MEANS OF TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карагодин А. В., Крапивина Е. С.

В статье рассматриваются основные вопросы места и роли регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД МВД России в системе органов внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Также приведен перечень основных функций, выполняемых Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, ее органов управления и подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карагодин А. В., Крапивина Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and place of registration-examination departments of the state traffic safety Inspectorate MIA of Russia in the system of the bodies of internal Affairs, ensure traffic safety

The article examines the main issues of the role and place of registration-examination departments of the State inspection of traffic safety of the MIA of Russia in system of internal Affairs bodies in the sphere of road safety. Also, a list of the basic functions performed by the State inspection of traffic safety of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, its management bodies and subdivisions.

Текст научной работы на тему «Место и роль регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД МВД России в системе ОВД, обеспечивающих безопасность дорожного движения»

МЕСТО И РОЛЬ РЕГИСТРАЦИОННО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ОВД, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ

THE ROLE AND PLACE OF REGISTRATION-EXAMINATION

DEPARTMENTS OF THE STATE TRAFFIC SAFETY INSPECTORATE MIA OF RUSSIA IN THE SYSTEM OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS, ENSURE TRAFFIC SAFETY

УДК 351.811

А.В. КАРАГОДИН,

кандидат юридических наук, доцент ((Белгородский юридический институт МВД России)

Е.С. КРАПИВИНА,

кандидат экономических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

A.V. KARAGODIN,

the candidate of Jurisprudence, assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

E.S. KRAPIVINA,

candidate of economic Sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются основные вопросы места и роли регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД МВД России в системе органов внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Также приведен перечень основных функций, выполняемых Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, ее органов управления и подразделений.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской Федерации, дорожно-транспортное происшествие, административно-юрисдикционная

деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, регистрационно-экзаменационные подразделения ГИБДД МВД России, квалификационный экзамен на получение права на управление транспортными средствами.

Abstract: the article examines the main issues of the role and place of registration-examination departments of the State inspection of traffic safety of the MIA of Russia in system of internal Affairs bodies in the sphere of road safety. Also, a list of the basic functions performed by the State inspection of traffic safety of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, its management bodies and subdivisions.

Keywords: the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, a traffic accident, administrative and jurisdictional activity of the bodies of internal Affairs of the Russian Federation, State inspection on traffic safety of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, registration and examination divisions of traffic police of Ministry of internal Affairs of Russia, a qualifying examination for the right to drive means of transport.

беспечение безопасности дорожного движения в нашей стране стало в последние годы очень серьезной проблемой [4, с. 206 - 208]. Член-корреспондент РАН В.М. Приходько отметил: «Одной из острейших социальных проблем в мире является проблема высокой аварийности на автомобильных дорогах всех стран мира, постоянно растущее число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, значительный материальный ущерб от повреждения транспортных средств, порчи и утраты грузов, повреждения дорожных сооружений. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения становится глобальным вызовом для всего человечества» [7, с. 18].

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, уточненным по уровню смертности в мире от различных заболеваний, к 2030 г. травматизм в результате ДТП станет четвертой по значимости причиной сокращения здоровых лет жизни в странах с развивающейся и переходной экономикой. Тот же показатель в период с 2 015 г. по 2 03 0 г. станет основной причиной потери здоровых лет жизни среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, если не будут предприняты неотложные меры по их предупреждению [2].

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» подходит к обеспечению безопасности дорожного движения как к многоплановой проблеме, определяя важнейшие направления деятельности в этой сфере, не устанавливая пределов полномочий федеральных органов исполнительной власти. При этом действующее законодательство лишь в общем виде разграничивает полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, можно полностью согласиться с мнением С.А. Сергеева, что «проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий является комплексной, требующей для своего решения совместных усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций» [9]. В этом направлении нашим государством ведется постоянная работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования субъектов контрольно-надзорной деятельности. Принимаются новые федеральные законы, разработаны и утверждены административные и технические регламенты, ГОСТы. Именно четкое нормативное регулирование позволяет субъектам вступать в правоотношения с гражданами с учетом конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Федеральным органом исполнительной власти, одной из задач которого выступает обеспечение безопасности дорожного движения, является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Непосредственное осуществление специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД МВД России) [1].

В целом административно-юрисдикционная деятельность ОВД Российской Федерации позволяет выполнять регулятивные, нормотворческие, правонаделительные, правоохранительные функции, включающие издание правовых актов; регистрацию, лицензирование, рассмотрение и разрешение административно-правовых споров и дел об административных правонарушениях, иных юридических действий, обеспечивает защиту от противоправных посягательств (административных правонарушений) в области безопасности дорожного движения и других сферах общественных отношений, охрана которых возложена на органы внутренних дел.

Происходящее в последние 10 лет постоянное увеличение функций Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, вызванное объективными причинами усложнения ситуации на российских дорогах, привело к необходимости более точного определения правового статуса Государственной инспекции безопасности дорожного движения как специализированного подразделения в системе органов внутренних дел МВД России [3, с. 24-32].

Сокращение количества надзорных и увеличение контрольных функций (в частности, контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, проводимом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) в области обеспечения безопасности дорожного движения было положено Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» [1].

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Однако обратим внимание на тот факт, что, наряду с наделением Госавтоинспекции «специальными» контрольными, надзорными и разрешительными функциями, в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации никоим образом не раскрываются виды и содержание упомянутых функций [8, с. 73-75].

Органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят федеральный орган управления Госавтоинспекции, органы управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, а также специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы [1].

Административно-правовое положение ГИБДД МВД России нашло свое закрепление, однако ее место в системе федеральных органов исполнительной власти во многом остается до сих пор невыясненным, что стало в последнее время актуальным вопросом правоприменительной практики [6].

Согласно Положению «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденному Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711, Госавтоинспекция выполняет задачи по обеспечению соблюдения всеми участниками дорожного движения, юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности

дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

В состав ГИБДД входят подразделения: организационно-аналитическое, организации деятельности дорожно-патрульной службы; организации розыска транспортных средств; административной практики и дознания; регистрационно-экзаменационной работы; дорожной инспекции и организации движения; контрольно-профилактическое; статистической информации; оперативного

реагирования; лицензионно-разрешительной работы; пропаганды безопасности дорожного движения и др.

В законодательстве РФ отсутствует четкое понятие регистрационно-экзаменационной деятельности ГАИ, однако сфера их деятельности обширна и многогранна, на наш взгляд, целесообразно рассматривать два основных ее направления:

Первое - это регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Второе - это принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств) о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям [1].

Что касается принципов деятельности, то согласно Указу Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности [1].

А так как регистрационно-экзаменационные подразделения являются составной частью ГАИ, то данные принципы полностью присущи регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД МВД России.

При этом хотелось бы отметить, что в связи с проводимой реформой МВД России происходит признание важнейшей роли принципов деятельности полиции как основных концептуально значимых руководящих идей, на которых она должна строиться [5].

Данные принципы деятельности регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД выступают в качестве основы формирования партнерской модели взаимоотношений РЭП ГИБДД МВД России и общества в целом.

Разумеется, сами по себе принципы деятельности, изложенные в рассматриваемом Указе, не могут полностью воспроизвести партнерскую модель отношений между РЭП ГИБДД и населением. Однако систематизированные и сконцентрированные в нем идеи обретают юридическую природу, превращаясь в нормативные предписания, формирующие юридический каркас той системы координат, в границах которых, по мнению законодателя, и должна осуществляться повседневная деятельность ГИБДД в целом, и регистрационно-экзаменационных подразделений в частности.

Регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД МВД России проводится огромная работа по регистрации и учету транспортных средств, выдаче

регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на автотранспортные средства и прицепы к ним.

Из года в год увеличивается численность автомобильного транспорта, в связи с этим растет и количество обращений граждан в ГИБДД. Как правило, большое количество нарушений происходит в жилом секторе [10, с. 3]. Как следствие, все больше возрастает роль регистрационно-экзаменационных подразделений Госавтоинспекции.

Но задачи отдела заключаются не только в том, чтобы поставить автомобиль на учет, выдать свидетельство о регистрации и номерные знаки. На работников РЭП возложена большая ответственность за обнаружение транспорта, находящегося в розыске, пресечение попыток легализации похищенных и не прошедших в установленном порядке таможенного оформления транспортных средств.

Через инспекторов не проходит ни один автомобиль с перебитыми или измененными номерами кузова и двигателя, ни один поддельный документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство. Все большее значение имеют уровень профессиональной подготовленности сотрудников, их практический опыт работы.

При выполнении своих обязанностей регистрационно-экзаменационные подразделения тесно взаимодействуют с работниками уголовного розыска, ГИБДД МВД России, прокуратуры, таможни, с экспертами-криминалистами, работниками Интерпола.

Прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами у кандидатов в водители и выдача водительских удостоверений является еще одним важным направлением деятельности регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД. В своих выступлениях руководство ГИБДД МВД России одной из причин ДТП, происходящих по вине начинающих водителей, неоднократно называли их слабую теоретическую и практическую подготовку. Хорошие знания ПДД и техники вождения зависят от качества обучения. Поэтому сотрудниками РЭП ГИБДД принимаются все возможные меры к повышению качества приема квалификационных экзаменов, а также постоянно проводится анализ качества подготовки кандидатов в водители образовательными учреждениями. Если выпускники автошкол по результатам сдачи экзаменов демонстрируют слабые навыки практического вождения, руководству автошколы направляется информационное письмо. Затем данный вопрос выносится на комиссию по безопасности дорожного движения в соответствующем субъекте.

о движения» // Российская газета. 1998. № 116.

2. Безопасность на дорогах: объединить силы для спасения жизни людей: Материалы Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения (Москва, 2009) // www.road-safety-conf.net.

3. Будаев С.В. Изменения в обеспечении транспортной безопасности // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 5. С. 24 - 32.

4. Дроздов А.В. О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Общество и право. 2011. № 1. С. 206 - 208.

5. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П.и др. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). - М.: Проспект, 2012. 552 с.

6. Никишкин А.В. Место государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ в системе федеральных органов исполнительной власти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 115.

7. Приходько В.М. Направления и результаты научных исследований и подготовки специалистов в области безопасности дорожного движения // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сб. докладов восьмой международной конференции. - СПб., 2008. С. 18.

8. Сидоряк Н.В. Некоторые аспекты реализации государственной функции по контролю и надзору в области обеспечения безопасности дорожного движения // Российская юстиция. 2011. № 3. С. 73 - 75.

9. Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007.

10. Амельчаков И.Ф., Озеров И.Н., Карагодин А.В. Об организации и мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в жилом секторе // Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. №1. С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.