КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД
С.А. СЕРГЕЕВ
Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации сформулирована классификация контрольно-надзорных правоотношений в сфере деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: классификация, правоотношения, виды, критерии классификации, контроль, надзор, ГИБДД.
CLASSIFICATION OF CONTROL AND SUPERVISING LEGAL RELATIONSHIP IN A TRAFFIC POLICE FIELD OF ACTIVITY
S.A. SERGEEV
Annotation. On the basis of the analysis of normative legal acts of the President of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation classification of control and supervising legal relationship in a field of activity of the State inspection of safety of traffic of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is formulated.
Keywords: classification, legal relationship, kinds, criteria of classification, control, supervision, traffic police.
В теории права правоотношениями признаются урегулированные нормами права общественные отношения. Правоотношения обладают своим элементным составом, представленным субъектами правоотношений, объектом, а также их содержанием.
Элементы контрольно-надзорных правоотношений в сфере деятельности ГИБДД можно определить следующим образом. Субъектами, с одной стороны, являются ГИБДД и должностные лица, ее представляющие, с другой — лица, ответственные за обеспечение того или иного элемента безопасности дорожного движения при том условии, что на них распространяются контрольно-надзорные полномочия ГИБДД. Объект указанных отношений — это деятельность поднадзорных или подконтрольных субъектов, ответственных в рамках установленных законом пределов и предмета за обеспечение без-
опасности дорожного движения. Есть, однако, и другая позиция относительно объекта рассматриваемого типа отношений — это то, по поводу чего возникают правоотношения, например качество автомобильных дорог, техническое состояние автомототранспортных средств, подготовка водителей и т.п. Содержание рассматриваемого типа отношений с точки зрения классических теоретических позиций должно быть представлено взаимосвязанными правами и обязанностями сторон отношений, а именно: ГИБДД и лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения.
Для структурирования правоотношений, в рамках которых предполагается осуществление контрольно-надзорной деятельности ГИБДД, необходимо определиться с критериями, на основе которых возможна требуемая систематизация.
Первым критерием, позволяющим провести необходимую классификацию, следует рассматривать направления контрольно-надзорной деятельности.
По данному критерию контрольно-надзорные отношения с участием ГИБДД могут быть разделены соответственно на три группы:
1. контрольно-надзорные правоотношения, направленные на обеспечение безопасного для движения состояния дорог;
2. контрольно-надзорные правоотношения, направленные на обеспечение требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам;
3. контрольно-надзорные правоотношения, обеспечивающие соблюдение правил участия в дорожном движении, ориентированных на обеспечение безопасности такого движения.
Каждый из обозначенных видов контрольно-надзорных правоотношений представлен различными аспектами, которые могут выступать в качестве критериев дальнейшей классификации.
Так, п. 11 Положения о ГИБДД МВД России, утвержденного указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711', позволяет выделить в группе контрольно-надзорных правоотношений, направленных на обеспечение безопасного для движения состояния дорог, следующие подвиды:
1. правоотношения, в рамках которых возникает сам объект, который должен обладать нормативно установленными требованиями к его качеству, т.е. дорога;
2. правоотношения, в рамках которых обеспечивается эксплуатация объекта с соблюдением требований безопасной эксплуатации.
Осуществление контрольно-надзорной деятельности в обозначенной сфере в соответствии приказом МВД России от 8 июня 1999 г. № 4102 возложено на службу дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России (служба ДИиОД). Данным приказом МВД России утверждено Наставление об этой службе. Анализ Наставления позволяет конкретизировать виды правоотношений, направленных на обеспечение безопасного состояния дорог и их эксплуатации. Это контрольно-надзорные правоотношения, возникающие при:
• проектировании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
• строительстве (реконструкции) дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
• ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов;
• установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
• размещении объектов дорожного сервиса в придорожных полосах автомобильных дорог;
• размещении наружной рекламы на дорогах и в придорожных полосах автомобильных дорог.
Возможно выделение еще более узких правоотношений, которые являются органичным элементом выделенных видов правоотношений. Например, допустимо вести речь о соответствующих видах правоотношений, направленных на обеспечение качества дорог для безопасного движения по ней, применительно к категориям дорог и их собственников. Выделение таких подвидов контрольно-надзорных правоотношений может быть использовано для определения компетенции субъектов контрольно-надзорной деятельности различного уровня, а также специфики правового режима осуществления контрольно-надзорной деятельности ГИБДД.
Контрольно-надзорные правоотношения, направленные на обеспечение требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, охватываются понятием «технический надзор». Они, так же как и контрольно-надзорные правоотношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение нормативных требований к дорогам и дорожным сооружениям, представлены различными подвидами.
Для установления подвидов контрольно-надзорных правоотношений, возникающих в обозначенной сфере, следует проанализировать содержание соответствующих нормативных правовых актов.
Прежде всего, речь должна идти о «Наставлении по техническому надзору ГИБДД МВД России», утвержденному приказом МВД России от 7 декабря 2000 г. № 12403.
В соответствии с Наставлением контрольно-надзорные правоотношения в рассматриваемой сфере возникают в следующих случаях:
1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 39.
3 Российская газета. № 29. 2001.
• при конструировании транспортных средств, их производстве и сертификации;
• при выдаче организациям — изготовителям транспортных средств бланков паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств;
• при эксплуатации транспортных средств;
• при эксплуатации транспортных средств юридическими лицами — собственниками транспортных средств;
• при осуществлении разрешительных действий.
Выделение различных видов контрольно-надзорных отношений необходимо для определения различных правовых режимов осуществления контрольно-надзорных действий.
Рассмотрим далее иные критерии классификации контрольно-надзорных правоотношений.
Классификация, например, может быть осуществлена в зависимости от характера решаемых при этом задач. На основе названного критерия следует выделять контрольно-надзорные правоотношения, направленные на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, посягающих на безопасность дорожного движения и не связанных с безопасностью дорожного движения.
По видам норм, регулирующих контрольно-надзорные общественные отношения, можно выделить правоотношения, регламентированные законами и подзаконными нормативными актами.
По признаку цели следует выделить контрольно-надзорные правоотношения, направленные на проверку соблюдения норм, устанавливающих технические параметры предмета контроля (технических норм) и требования к поведению участников движения.
«ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ»
Каждый номер журнала содержит научные публикации членов профессорско-преподавательского состава Университета, адъюнктов, аспирантов, авторов из других образовательных учреждений. Для публикации в журнале представляют свои научные статьи также сотрудники различных подразделений органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, судьи, прокурорские работники, нотариусы, члены государственных и муниципальных органов власти. Данные статьи отличаются большим объемом эмпирического материала, который может быть эффективно использован в ходе дальнейших научных исследований, в учебном процессе, а также в ходе правоприменительной практики, что придает журналу прикладной характер.
Вестник
МКД ГПГГ". ^
2011
Подписной индекс Агентства «Роспечать» 84629, или на сайте: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=9318
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Юридически значимой представляется систематизация контрольно-надзорных правоотношений по критерию времени их возникновения, в соответствии с которым следует выделять правоотношения предварительного, текущего и последующего характера.
По критерию связанности с управленческим процессом выделяем плановые и внеплановые.
По временному критерию — осуществляемые в рамках первично отведенного времени и дополнительно предоставляемого времени.
В зависимости от характера связи контрольно-надзорных действий с задачами, стоящими перед институтами контроля и надзора, можно выделить контрольно-надзорные правоотношения, возникающие в связи с деятельностью, непосредственно осуществляемой в целях контроля, и отношения «попутного» характера.
Второй вид контрольно-надзорных правоотношений имеет место, когда в процессе регистрации транспортного средства осуществляется контроль за его техническим состоянием, наличием страхового полиса об осуществлении страхования автогражданской ответственности и др.
Классификацию контрольно-надзорных правоотношений можно осуществлять и по другим критериям. Количество и разнообразие критериев для классификации указанных видов правоотношений зависит от задач, стоящих перед исследователем, а также его творческого потенциала.
Автор полагает, что предложенная классификация не только позволяет охватить весь объем контрольно-надзорных правоотношений, но и является реальной предпосылкой для формирования различных правовых режимов контрольно-надзорных правоотношений в зависимости от их видов.
Изложенные в статье суждения, основанные на обобщении правовой основы контрольно-надзорных отношений, обязательным субъектом которых является ГИБДД, позволяют сформулировать следующие выводы.
1. Контрольно-надзорные правоотношения, обязательным участником которых является ГИБДД, не только охватывают сферу безопасности дорожного движения, но и имеют своей целью обеспечение соблюдения норм и правил, не относящихся к безопасности дорожного движения.
2. Для обеспечения полноты охвата контрольно-надзорных правоотношений с участием ГИБДД необходимо установить виды рассматриваемой группы правоотношений, обусловленные требованиями:
• к дорогам, дорожным сооружениям, средствам организации дорожного движения;
• транспортным средствам;
• участникам дорожного движения. Выделение разновидностей правоотношений, возникающих в рамках каждой из обозначенных сфер, позволяет получить необходимую информацию о системе контрольно-надзорных правоотношений с участием ГИБДД.
3. Установление адекватного административно -правового режима осуществления контрольно-надзорной деятельности ГИБДД предполагает осуществление классификации контрольно-надзорных правоотношений по различным критериям. Каждый из предложенных в настоящей статье критериев классификации контрольно-надзорных правоотношений ориентирован на выделение специфики, требующей особого правового опосредования.