Научная статья на тему 'О некоторых полномочиях подразделений Госавтоинспекций управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям'

О некоторых полномочиях подразделений Госавтоинспекций управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБДД / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ УПРАВЛЕНИЙ (ОТДЕЛОВ) ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАЙОНАМ / ГОРОДАМ И ИНЫМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ / STATE ROAD SAFETY INSPECTORATE / TRAFFIC SAFETY / STATE AUTOMOBILE INSPECTORATE AT DEPARTMENTS OF INTERNAL AFFAIRS FOR DISTRICTS / CITIES AND OTHER MUNICIPAL ENTITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никишкин Александр Владимирович

Представлена проблема определения полномочий и места Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям в системе органов управления и подразделений Госавтоинспекции. Рассмотрены основные полномочия ГИБДД горрайорганов, а также пути и способы организации взаимодействия при проведении мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести последствий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никишкин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Authority Traffic Olicy Departments of Inner Areas, Cities and Other Municipalities

The article is concerned with the problem of powers definition and the place of the State Automobile Inspectorate at departments of internal affairs for districts, cities and other municipal entities in the system of authorities and State Automobile Inspectorate subdivisions. The author considers the basic powers of the State Road Safety Inspectorate for city districts as well as the ways and means of interaction in carrying out of measures to prevent traffic accidents and reduce the severity of their consequences

Текст научной работы на тему «О некоторых полномочиях подразделений Госавтоинспекций управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям»

УДК 342.9

Никишкин Александр Владимирович Alexander Nikishkin

О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЙ УПРАВЛЕНИЙ (ОТДЕЛОВ) ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАЙОНАМ, ГОРОДАМ И ИНЫМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ

ON SOME AUTHORITY TRAFFIC OLICY DEPARTMENTS OF INNER AREAS, CITIES AND OTHER MUNICIPALITIES

Представлена проблема определения полномочий и места Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям в системе органов управления и подразделений Госавтоинспекции. Рассмотрены основные полномочия ГИБДД гор-райорганов, а также пути и способы организации взаимодействия при проведении мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести последствий

Ключевые слова: ГИБДД, безопасность дорожного движения, Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям

The article is concerned with the problem of powers definition and the place of the State Automobile Inspectorate at departments of internal affairs for districts, cities and other municipal entities in the system of authorities and State Automobile Inspectorate subdivisions. The author considers the basic powers of the State Road Safety Inspectorate for city districts as well as the ways and means of interaction in carrying out of measures to prevent traffic accidents and reduce the severity of their consequences

Key words: State Road Safety Inspectorate, traffic safety, State Automobile Inspectorate at departments of internal affairs for districts, cities and other municipal entities

Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации [ 1 ] не определяются полномочия Госавтоинспекции.

Согласно пп. 15 п. 13 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [2] территориальный орган осуществляет следующие полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения:

— участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на тер-

ритории субъекта Российской Федерации;

— организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— координирует деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В данном Указе Президента РФ (п. 5) последовательно продолжена практика осуществления территориальными орга-

нами своей деятельности непосредственно и ( или) через подчиненные им территориальные органы МВД России на районном уровне.

Как указано в п. 5 Указа Президента РФ от 15 июня 1998 № 711 (в ред. от 23.12.2010 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» [3], органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят федеральный орган управления Госавтоинспекции, органы управления Госавтоинспекции министерств ( главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации (далее — органы управления Госавтоинспек-ции по субъектам Российской Федерации), подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделения Госавтоинспекции управлений ( отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, а также специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспек-ции и их филиалы.

Подразделения Госавтоинспекции управлений ( отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям занимают особое место в системе органов управления и подразделений Госавтоинспекции, которое в первую очередь, на наш взгляд, определяется:

— наличием такой исключительной сферы правоохранительной деятельности, отнесенной к ведению МВД России, как обеспечение безопасности дорожного движения ) [4];

— многообразием правоохранительных и иных полномочий, осуществляемых данными подразделениями ( фактически ГИБДД горрайоргана в том или ином объеме выполняет функцию обеспечения безопасности дорожного движения, включая участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению обще-

ственной безопасности и розыск угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий);

— наличием организационных структур на уровне районов, городов и иных муниципальных образований;

— существенным объемом полномочий сотрудников подразделений ГИБДД гор-райоргана.

Рассматриваемые подразделения действуют в «рамках дерева юридических целей» [5]. Поэтому осуществление в отношении их исполнительно-распорядительной деятельности, не связанной с обеспечением безопасности дорожного движения (охрана общественного порядка, розыск автомото-транспортных средств и их владельцев, сопровождение транспортных средств, государственный технический осмотр и т.д.), неизбежно. Безусловно, нужно говорить о необходимости создания надежных противовесов практике возложения на подразделения ГИБДД горрайорганов несвойственных им функций.

Вряд ли можно подробно рассмотреть порядок осуществления подразделениями ГИБДД на уровне районов, городов и иных муниципальных образований полномочий по участию в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения.

Здесь можно отметить, что рассматриваемые подразделения осуществляют в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения, а также об обеспечении соблюдения юридическими лицами, независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства РФ, иных нормативных правовых актов РФ, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Следует учитывать опыт правоприменительной деятельности при выработке и реализации направлений обеспечения безопасности дорожного движения.

Что касается порядка осуществления полномочий по организации и проведению мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, то при их осуществлении подразделения ГИБДД гор-райорганов проводят:

— разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;

— выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

— выдачу в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, разрешений на оборудование автотранспортных средств, специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками;

— осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

— дознание по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

— мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в це-

лях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;

— мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма совместно с органами местного самоуправления, юридическими лицами и иными организациями.

Подразделения ГИБДД горрайоргана при осуществлении специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций:

— осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— принимают квалификационные экзамены на получение права управления ав-томототранспортными средствами, выдают водительские удостоверения, а также участвуют в согласовании программ подготовки водителей автомототранспортных средств;

— осуществляют регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдают регистрационные документы и государственные регистрационные знаков на зарегистрированные автомототран-спортные средства и прицепы к ним, а также выдают ПТС в порядке, определённом Правительством РФ;

— организуют и проводят в порядке и сроки, которые установлены законодательством РФ, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним (Указом Президента РФ от 18 февраля 2010 г. № 208 на Правительство Российской Федерации была возложена обязанность подготовить и представить в 6-месячный срок предложения о передаче полномочий по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, сохранив за Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации полномочия по осу-

ществлению государственного контроля за проведением такого технического осмотра [6]).

— осуществляют регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

— осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;

— ведут учет бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.

Следующее полномочие по координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения также опосредованно осуществляется через:

— изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;

— участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приёмке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, рассмотрения заявок и выдача соответствующих заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;

— разработку предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями.

Рассмотрение жалоб и заявлений по вопросам деятельности ГИБДД горрайор-гана, как нам представляется, является самостоятельным их полномочием, требующим разработки.

Основанием для возбуждения и рассмотрения дел по вопросам деятельности ГИБДД горрайоргана являются заявления органов государственной власти, органов местного самоуправления или заявления (жалобы) юридических и физических лиц.

В заявлении (жалобе) должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление ( жалоба) , описание нарушения, а также требования, с которыми заявитель обращается.

Подразделение ГИБДД горрайоргана рассматривает заявление (жалобу) в течение одного месяца с даты его поступления.

Мы полагаем, что в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения руководителя подразделения ГИБДД горрайор-гана, нужно продлить срок рассмотрения заявления ( жалобы) до трех месяцев с даты его поступления для сбора и анализа дополнительных доказательств. При этом о продлении срока рассмотрения заявления ( жалобы) антимонопольный орган обязан в письменной форме уведомить заявителя.

При отсутствии признаков нарушений в деятельности ГИБДД горрайоргана его руководитель в письменной форме уведомляет об этом заявителя в течение 10 дней с даты принятия решения.

При этом заявитель вправе обратиться в вышестоящий (в порядке подчиненности) орган и к должностному лицу либо в суд.

В завершение следует отметить, что не менее важным является полномочие по осуществлению взаимодействия с другими подразделениями органов внутренних дел, органами местного самоуправления, военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями по вопросам, отнесённым к компетенции Государственной инспекции.

Таким образом, успешное решение

задач, возложенных на подразделения ГИБДД горрайоргана, будет зависеть от осуществления следующего взаимодействия:

— проведение по решению руководителя координационных и иных совещаний с руководителями ( представителями) подразделений органов внутренних дел, органов местного самоуправления, военной автомобильной инспекцией, юридических лиц и иных организаций;

— организация по решению руководителя плановых проверок деятельности под-

разделений ГИБДД горрайоргана, а также проверок по жалобам граждан и организаций на действия ( бездействие) и решения их должностных лиц;

— организация методического руководства в области кадрового обеспечения в отношении сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в ГИБДД гор-райоргана;

— организация взаимодействия ГИБДД горрайоргана с территориальными органами МВД России.

Литература

1. Указ Президента РФ от 15 июня 1998. № 711 (в ред. от 23.12.2010 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 25. - Ст. 2897.

2. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 10. — Ст. 1335.

3. Указ Президента РФ от 15 июня 1998. № 711 (в ред. от 23.12.2010 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 25. - Ст. 2897.

4. Сыдорук И.И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - С.181.

5. Петров С.М., Туманов Г.А. Категория интереса в советском управлении // Советское государство и право. - 1990. - № 8. - С. 19.

6. Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 г. № 208 (в ред. от 01.03.2011 г.) «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 8. - Ст. 839.

Коротко об авторе__________________________________________________Briefly about the author

Никишкин А. В., аспирант, Московский гумани- A. Nikishkin, post-graduate student, Moscow human-

тарный университет itarian university

niksa78@yandex.ru

Научные интересы: административное право, финансовое право, информационное право

Scientific interests: administrative law, financial law, information law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.