Затолокин Александр Александрович
преподаватель кафедры административной и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России (тел .:88612583770)
Совершенствование правовой и организационной основы деятельности Госавтоинспекции по регистрации и учету транспортных средств как государственной услуги
Аннотация
Настоящая статья раскрывает вопросы правового регулирования, описания и определения регистрации и учета транспортных средств Госавтоинспекцией как оказание Государственной услуги. Действующее законодательство не в состоянии исключить "черные дыры" в порядке регистрации транспортных средств. Автор представляет свое видение проблемы, грамотно аргументирует свою точку зрения и предлагает пути решения этой проблемы.
Annotation
This article reveals the questions of the legal regulation, descriptions and determinations to registrations and account of the transport facilities Nataional Auto Inspection as rendering State facilities. Acting legislation unable to exclude "black holes" in order of the registrations of the transport facilities. The author presents its vision of the problem, literate argues its standpoint and offers the way of the decision of this problem.
Ключевые слова: регистрация и учет транспортных средств, оказание государственной услуги, административный регламент, Закон Российской Федерации о "Регистрации транспортных средств".
Key words: the Registration and account of the transport facilities, rendering state facilities, administrative regulations, law to Russian Federation about "Registrations of the transport facilities".
Человечеству регистрация, как действие по ведению записей была присуща всегда. В русском языке слово регистрация происходит от немецкого Registration и означает запись, и в широком смысле означает внесение в список, в книгу или составление перечня, описи [1]. Регистрацию, как новую процедуру, как самостоятельное производство в структуре административного процесса имеющую цель -обеспечение достижение юридического результата, рассматривает В.Д. Сорокин [2]. Государственная регистрация, как институт динамична, ввиду того, что меняются способы, объемы и процедуры. Анализ практической деятельности свидетельствует, о том, что обоснованности регистрации и обеспечению общественных и индивидуальных интересов, препятствуют разноплановые нарушения.
Например, такие как: сама функция по регистрации зачастую необоснованно затянута во временном хронометраже, что влечет за собой бюрократизм и несет коррупционную составляющую.
Совершенствование законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и проводимая административная реформа создают хорошие предпосылки для оптимизации организации деятельности Госавтоинспекции. Административная реформа, проводимая в настоящее время,
предусматривает повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, качества оказания государственных услуг. Правительством Российской Федерации был утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных
______________________________________86
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • № 4
услуг [3]. На основании этого Порядка административные регламенты должны определить сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, систему связи между его структурными подразделениями и должностными лицами, взаимодействие между заявителем и органом исполнительной власти.
С учетом вышеизложенного рассмотрим деятельность Госавтоинспекции МВД России по регистрации и учету транспортных средств как государственную услугу.
Под услугой принято понимать "действие, приносящее пользу, помощь другому" [4]. Функция по оказанию государственной услуги по регистрации транспортных средств включают в себя предоставление государственным органом исполнительной власти (милицией) [5] через подведомственные им государственные учреждения (Госавтоинспекцией) услуг гражданам и организациям в области регистрации транспортных средств. В Российской Федерации основу деятельности по регистрации транспортных средств составляют: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции"; Федеральный Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения "; Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"); Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Одной из обязанностей возлагаемых на милицию в соответствии с Законом РФ "О милиции" является осуществление регистрации
автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; Согласно п.3 ст.15 ФЗ N 196 от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности
дорожного движения, запрещается. Обязанность [6] по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, а так же выдачи регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрирован- ные
автомототранспортные средства и прицепы к ним возлагается на Госавтоинспекцию. Правительство Российской Федерации в своем постановлении от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" [7] установило, что регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Основным ведомственным нормативным актом, регламентирующим порядок регистрации автомототранспортных средств на территории Российской Федерации, являются Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001. Правила [8] устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Приложением № 2 к Приказу МВД России от
24.11.2008 года № 1001 является
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и
87
прицепов к ним.
В настоящее время Госавтоинспекция работает над инновационными методами и формами предоставления государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения, а именно владельцу транспортного средства после приобретения предоставляется возможность в Интернете на сайте ГИБДД того региона, где он проживает оформить заявление на регистрацию своего транспортного средства. Собственнику предоставляется возможность выбрать день и удобное время. На сайте необходимо заполнить все поля, после чего распечатать заявление и квитанции, которые в свою очередь следует оплатить. После чего процедура регистрации займет буквально час-полтора времени [9]. Но в реалиях зачастую собственники наталкиваются на невозможность такого оформления документов из-за того, что периферийные подразделения ГИБДД (ГАИ) не оснащены соответствующей техникой по причине нехватки средств на оснащение регистрационных подразделений, а если и есть какие-либо каналы связи, то они морально устарели и не рассчитаны на большую нагрузку. А так же одной из причин сбоев данной системы является пока и человеческий фактор, как пример: собственник заполняет на сайте регионального ГИБДД квитанцию, оплачивает ее и, прибывая в отдел ГИБДД, для совершения регистрационных действий узнает, что расчетный счет, указанный в квитанции совершенно другого подразделения ГИБДД и т.п.
Кроме всего прочего Административный регламент, основной нормативный документ по регистрации транспортных средств, не в состоянии решить проблем, которые возникают в сфере реализации государственной функции (услуги) по регистрации транспортных средств. Реализуемые направления модернизации и оптимизации структуры Министерства внутренних дел Российской Федерации требуют не только переработки отдельных правовых норм, а в первую очередь формирования новой концепции регулирования деятельности Госавтоинспекции, основанной на переходе от ведомственной регламентации к их федеральному законодательному закреплению. К сожалению, ввиду отсутствия федерального законодательства о регистрации транспортных средств, ряд проблемных вопросов остается не решенными.
Как показывает практика, имеются значительные недостатки в функции государства по регистрации автомототранспортных средств:
излишние расходы как собственников
транспорта так и государства, связанные с обязательной заменой государственных регистрационных знаков транспортных средств, при изменении собственника (государственная пошлина за регистрационные знаки 1500 рублей [10]) а также излишнее временные затраты связанные с выдачей государственных регистрационных знаков. Анализируя зарубежный опыт регистрации транспортных средств (пример США), где государственный номер закрепляется не за собственником, как это принято у нас, а за транспортным средством, что в свою очередь упрощает работу полиции по идентификации транспортного средства, проверки его по различным базам данных;
излишние расходы собственников по приобретению Паспортов транспортных средств и свидетельств о регистрации (государственная пошлина Паспорт транспортного средства 300 рублей, государственная пошлина за свидетельство о регистрации 500 рублей). Ведь водителям необходим один регистрационный документ - свидетельства о регистрации транспортного, причем определенный Правилами дорожного движения как обязательный [11];
необходимость замены талона о прохождении государственного технического осмотра при замене собственника и соответственно замене государственных регистрационных знаков (государственная пошлина за талон о прохождении ГТО [12] 300 рублей) а так же необходимость прохождения Государственного технического осмотра нового автомобиля после первичной регистрации;
установленные сроки административных процедур согласно Приказа Министра внутренних дел "О порядке регистрации транспортных средств" [13] утвердившего Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним на наш взгляд необоснованно увеличены;
совершенно необоснованная процедура перерегистрации бывшего в употреблении транспортного средства: снятие с
регистрационного учета от прежнего собственника и вновь постановка на учет на нового собственника. Для чего одному владельцу "снимать" с себя автомобиль, а другому тут же "ставить" на себя, ведь гораздо проще имея на руках документ о праве собственности (договор купли-продажи) прибыть в ГИБДД и зарегистрировать автомобиль на нового собственника, а снятие с учета от прежнего собственника сделать автоматическим;
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • № 4
совершенно не урегулирован вопрос наложения ограничений на проведение регистрационных действий с транспортными средствами, являющимися залогом в банках и иных кредитных организациях. Как пример можно привести ситуацию, когда человек приобретает автомобиль в кредит и данный автомобиль находится под залогом в кредитной организации, паспорт транспортного средства находится в банке. Собственник, написав заявление в ГИБДД об утрате паспорта транспортного средства, получает новый ПТС и, продает автомобиль другому владельцу, тот ни чего не подозревая, перепродает третьему лицу. Поменяв несколько собственников, автомобиль может вернуться законному владельцу - банку, если первый собственник не погасил кредит. В итоге не нужная волокита, суды уголовные дела и несколько "кинутых" порядочных людей. При обращении с заявлением в ГИБДД об утрате документа гражданин не предупреждается об ответственности за дачу ложного заявления, ведь такая мера на сегодняшний день ни чем не регламентируется.
На наш взгляд решение этих проблем состоит в законодательной регламентации регистрации транспортных средств в России на федеральном уровне, а именно в разработке и принятии Федерального закона "О регистрации транспортных средств", причем выработке новых подходов, а не банальному переписанию старых неэффективных ведомственных норм в новый документ. В целях совершенствование структуры и принципов закрепления государственных полномочий, оптимизация перечня и состава административных процедур, оптимизации сроков осуществления процедур, а так же совершенствование режимов нормативного правового регулирования процессов предоставления государственных услуг предлагаем:
предоставить возможность любой торгующей организации право организовать на своей базе проведение регистрации транспортных средств.
упразднить процедуру прохождения государственного технического осмотра для новых транспортных средств учитывая, что автомобили при производстве проходят обязательную государственную сертификацию. Талоны о прохождении государственного технического осмотра выдавать вместе с регистрационными документами на новый автомобиль.
учесть возможность регистрации транспортного средства в любом субъекте Российской Федерации не зависимо от
регистрации собственника автомобиля.
упразднить процедуру, снятия с регистрационного учета и последующей постановкой, предоставив возможность автоматического снятия с учета при регистрации транспортного средства за новым собственником, при предоставлении договора купли-продажи.
разрешить на усмотрение прежнего и нового собственников транспортного средства возможность оставления государственного регистрационного знака за автомобилем, при смене собственника не взимая соответственно за это государственной пошлины. Тем самым исключить процедуру замены талона о прохождении государственного технического осмотра в связи с изменением государственных регистрационных знаков.
упразднить Паспорт транспортного средства как документ вообще, оставив лишь свидетельство о регистрации. Паспорта транспортных средств морально себя изжили, всю информацию об истории автомобиля можно узнать из автоматической базы данных "Регистрация и учет транспортных средств".
предусмотреть возможность проверки в Интернет любого транспортного средства по регистрационному знаку, VIN (номеру кузова, рамы, шасси) по электронным учетам похищенных транспортных средств, а также транспорта скрывшегося с мест ДТП в режиме "есть/нет" для сторонних пользователей.
организовать государственные аукционы, на которых будет реализована возможность заказывать государственные регистрационные знаки. Тем самым убрать коррупционную составляющую деятельности ГИБДД по выдаче регистрационных знаков, переведя "продажу красивых номеров" в правовое поле, контролируемое государством.
рассмотреть вопрос взаимодействия кредитных организаций и Госавтоинспекции по возможности наложения ограничений на совершение регистрационных действий с транспортными средствами, находящимися в залоге у банка.
В заключении хочется отметить, что предоставление государственных услуг Министерством внутренних дел Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения в настоящее время имеет особую актуальность, носит многогранный характер, напрямую связано с социальной и экономической сферами жизни общества и в тоже время является крайне не урегулированной в правовом плане. Государственная услуга по регистрации автотранспортных средств в Госавтоинспекции
89
п р е д с т а в л я е т с обо й с л о жн ы й р е жи м и затрагивает значительный круг общественных отношений и требует должной законодательной регламентации.
1.См.: Словарь иностранных слов/Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. 5-е изд. М.: Гос. Издат. Иностранных и национальных словарей, 1955. С.594;
2. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. Спб.: издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2002. С. 196.
3.Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 N 679 (ред. от 04.05.2008) ""О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставляемых государством услуг)" // Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 21.11.2005, N 47, ст. 4933.
4.Словарь С.И. Ожегова
5.См. ФЗ № 1026-1 от 18.04.1991 года "О милиции" ст. 1 Милиция в Российской Федерации.
6.п. 11 Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711"О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с
"Положением о Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации")//первоначальный текст документа опубликован в изд.Российская газета №116 от 23.06.1998 года, изменения внесенные в Указ Президента № 711 вступили в силу
03.07.2008 г.
7.Постановление Правительства
Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототран-спортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"//СПС
КонсультантПлюс
8.Приказ № 1001 от 24.11.2008 г. " О порядке регистрации транспортных средств"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2008 г. N13051//СПС КонсультантПлюс
9. "Российская газета" - Федеральный выпуск №5233 (154) от 15.07.2010
10.Данный на февраль 2011 года УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю.
11.п.2.1.1 ПДД постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993 г. По состоянию на 20011 г.
12.Государственный технический осмотр
13.Приказ МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 года "О порядке регистрации", зарегистрированный в Минюсте 30.12.2008 года №13051// СПС Консультант Плюс.
______________________________________90
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • № 4