Научная статья на тему 'О некоторых проблемах привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, нарушающих государственную регистрацию автомобилей'

О некоторых проблемах привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, нарушающих государственную регистрацию автомобилей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF DRIVERS / ADMINISTRATIVE LIABILITY OF OWNERS OF MOTOR VEHICLES / PUNISHMENT OF THE REGISTERED MARK / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОБСТВЕННИКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / НАКАЗАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЗНАК / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

Настоящая статья раскрывает вопросы правового регулирования привлечения к административной ответственности водителей и собственников транспортных средств за нарушение правил регистрации автомобилей. Статья показывает мягкость наказания за нарушения правил регистрации в сравнении с управлением транспортным средством без государственных регистрационных знаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the issues of legal regulation of bringing to administrative responsibility of drivers and vehicle owners for violating the rules of registration of motor vehicles. Article shows the softness of the penalties for violations of the rules of registration in relation to the management of a vehicle without registration plates.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, нарушающих государственную регистрацию автомобилей»

Затолокин Александр Александрович

преподаватель кафедры административной

и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89284240053)_

О некоторых проблемах привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств, нарушающих государственную регистрацию автомобилей

Аннотация:

Настоящая статья раскрывает вопросы правового регулирования привлечения к административной ответственности водителей и собственников транспортных средств за нарушение правил регистрации автомобилей. Статья показывает мягкость наказания за нарушения правил регистрации в сравнении с управлением транспортным средством без государственных регистрационных знаков.

Annotation:

This article reveals the issues of legal regulation of bringing to administrative responsibility of drivers and vehicle owners for violating the rules of registration of motor vehicles. Article shows the softness of the penalties for violations of the rules of registration in relation to the management of a vehicle without registration plates.

Ключевые слова: правовое регулирование; административная ответственность водителей; административная ответственность собственников транспортных средств; наказание; государственный регистрационный знак.

Keywords: legal regulation, the administrative responsibility of drivers; administrative liability of owners of motor vehicles; punishment of the registered mark.

Действующее законодательство устанавливает обязанность владельцев и водителей механических транспортных средств и прицепов к ним зарегистрировать автомото-транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним [1] в Госавтоинспекции. Нормативно-правовые акты выполняют регулятивную функцию, т. е. они оговаривают порядок, сроки и обязанность владельцев (водителей) по выполнению установленных норм права. Правоохранительную же функцию выполняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2], который

позволяет квалифицировать нарушение установленных норм, правил, дать административно-правовую оценку деянию, предусмотренного административным законодательством.

Рассмотрим квалификацию нарушений Правил дорожного движения по ст. 19.22 КоАП РФ «Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна...». Данный вид нарушения допускают юридические и физические лица-собственники, а также законные владельцы транспортных средств. Должностные лица, ответственные за выпуск транспортных средств, не зарегистрированных в установленном порядке, кроме того, несут административную ответственность по ст. 12.31 КоАП РФ. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от

_250

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» [3] допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» «..собственники (лица от имени собственников) обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции, органах гостехнадзора или других органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течении 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных». Особенностью при квалификации данного вида правонарушения и при составлении административного материала является то, что факт управления транспортным средством не обязателен, так как субъектами данного правонарушения являются юридические и физические лица - собственники или же законные представители владельцев транспортных средств. Таким образом, собственнику не надо двигаться на транспортном средстве, а достаточно обратиться в отдел (отделение) регистрационной работы ОТОР (МОТОР) ГИБДД с перечисленными нарушениями и уже возникают основания для привлечения к административной ответственности по ст. 19.22 КоАП РФ. Санкцией на физических лиц, не являющихся должностными лицами, за данное правонарушение является предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Еще один из примеров применения ст. 19.22 КоАП РФ. Водитель (собственник) транспортного средства изменил место жительства и место регистрации в пределах населенного пункта, а продолжает управлять транспортным средством с документами, в которых указан старый адрес места регистрации. Своим бездействием он

нарушает установленные правила государственной регистрации транспортных средств, потому что с изменением места жительства (регистрации гражданина) должны быть заменены регистрационные документы на транспортное средство [4]. Такой вид нарушения выявить в ходе надзора за дорожным движением крайне сложно, потому что паспорт гражданина, где указана государственная регистрация лица по месту жительства, не является обязательным документом, передаваемым для проверки сотрудниками ДПС, ГИБДД за исключением случаев управления автомобилем водителем с временным разрешением на право управления. А для совершения регистрационных действий с транспортом собственник обязан предоставить в ОТОР паспорт, где уже инспектор имеет возможность сравнить данные и в случае выявления нарушения привлечь собственника к административной ответственности за нарушение правил регистрации транспортного средства.

Следует добавить, что за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, предусмотрено привлечение водителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ. Водитель, управляя транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, нарушает требования п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Водитель по истечению пяти суток после приобретения, таможенного оформления или после истечения срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» [5], управляет транспортным средством, тем самым возникают основания у должностного лица ГИБДД, несущего службу по надзору за дорожным движением, привлечь правонарушителя к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ. За данное правонарушение, как малозначительное, водителем предусмотрена аналогичная ст. 19.22 КоАП РФ санкция, т. е. наложение административного штрафа в размере ста рублей. В случае, когда водитель транспортного средства изменил место жительства и место регистрации в пределах населенного пункта, а продолжает управлять транспортным средством с документами, в которых указан старый адрес места регистрации выявить данное нарушение инспектором ГИБДД при несении службы за дорожным движением практически невозможно, потому что паспорт гражданина РФ, где имеется отметка о регистрации по месту жительства, не входит в обязательный перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе и

251

передавать по требованию сотруднику милиции для проверки [6]. Допуская указанное выше нарушение, водитель, можно сказать, уходит от принципа «неотвратимости наказания», так как все административные материалы указывают его прежний адрес и квитанции на оплату административных штрафов будут так же адресованы в место, которое указано в регистрационных документах на транспортное средство.

Водитель, который приобрел транспортное средство, после приобретения в автосалоне, таможенного оформления, не имея регистрационных знаков «ТРАНЗИТ» по истечению пяти суток после приобретения продолжает управлять им без государственных регистрационных знаков. Что, в свою очередь, не только создает проблему фиксации административных правонарушений специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, но и осложняет действия сотрудников милиции при проведении розыскных мероприятий по обнаружению водителей и транспортных средств, скрывшихся с мест ДТП участниками которых они являются. Оставление водителем в нарушение [7] Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, -представляет собой грубое нарушение Правил дорожного движения [8]. Не говоря уже о социальном вреде, который наносят такие правонарушения. Если в ДТП погибли или ранены люди, то поиск и обнаружение виновника проходит в рамках не только административного расследования, но и уголовного дела. Соответственно ДТП, виновником которого является водитель, скрывшийся с места происшествия, нарушивший правил регистрации транспортного средства, что выражается в отсутствии на нем государственных регистрационных знаков, которые и не могут быть установлены ввиду того, что транспортное средство не зарегистрировано наносит не только материальный, моральный, социальный, физический ущерб, но и подрывает авторитет всей правоохранительной системы, в целом. При выявлении в процессе дорожного надзора водителей, управляющих транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке будет квалифицировано по ч. 1 ст. 12.1 КоАП и наказываться наложением административного штрафа в размере ста рублей. В тот же момент, когда водитель (собственник) транспортного средства обращается в ОТОР

(МОТОР) ГИБДД1 с нарушениями правил регистрации, он также будет привлечен к административному взысканию по ст. 19.22 КоАП РФ, что выражается наложением штрафа в размере ста рублей.

Таким образом, водитель в одном случае, или же собственник транспортного средства в другом случае, нарушает общественные отношения в сфере дорожного движения, в силу каких-либо причин, имея на то умысел или же по неосторожности, нарушает установленные законом сроки регистрации транспорта управляет не зарегистрированным транспортным средством, а, соответственно, без регистрационных номеров или же с регистрационными знаками «ТРАНЗИТ», но окончивших свое действие и несет наказание в размере ста рублей.

Смоделируем ситуацию, когда водитель управляет зарегистрированным транспортным средством, а государственные регистрационные знаки ввиду каких-либо на то причин (отсутствие болтиков, рамок для крепления) находятся в багажнике автомобиля. Водитель своими действиями нарушает правила дорожного движения [9], что в данном случае запрещает эксплуатацию транспортного средства. Водитель подпадает под квалификацию правонарушения «управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков» предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ. Данное деяние влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев [10]. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.2 КоАП, является грубым нарушением Правил дородного движения, о чем свидетельствует высокий штраф и лишение права управления транспортным средством. Управляя зарегистрированным транспортным средством без государственных регистрационных номеров, водитель также нарушает общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. В случае совершения водителем ДТП, управляя зарегистрированным транспортным средством без государственных регистрационных знаков и оставления им места происшествия, поиск виновника, так же как и в ситуации с водителем управляющим, не зарегистрированным транспортным средством и не имеющим регистрационных знаков, сильно усложняется. Одинаково обстоит и проблема фиксации административных правонарушений специальными

1Отдел технического осмотра и регистрации транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения

_252

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)

техническими средствами, работающих в автоматическом режиме, что позволяет правонарушителям, управляющим транспортом без номеров (в первом и втором случаях) уходить от справедливого наказания и затрудняет деятельность правоприменения.

На наш взгляд, ситуация одна и та же, что при управлении транспортным средством, не зарегистрированном в установленном порядке соответственно без регистрационных знаков, что в случае управления зарегистрированным транспортным средством без регистрационных знаков. Но в соответствии с КоАП РФ ч. 1 ст. 12.1 предусмотрен штраф в размере ста рублей. Данное решение представляется необоснованным, на наш взгляд целесообразней было бы квалифицировать управление не зарегистрированным транспортным средством при условии отсутствия регистрационных знаков «Транзит» как управление без государственных регистрационных знаков и увеличение тем самым наказание за такое правонарушение. Санкция ст. 12.1 ч. 1 КоАП является, несомненно, мягким наказанием по сравнению с ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, предусматривающая штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев. Следует добавить, что сегодня, в связи с увеличением специальных технических средств по фото-видео фиксации административных нарушений, проблема наличия транспортных средств на улично-дорожной сети без государственных регистрационных знаков стоит наиболее остро.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» ; Приказ МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

2. Кодекс об административных правонарушениях, ФЗ №195 от 30.12.01 в редакции от 30.12.2008 г. опубликован в Российской газете 31.12.2008 г.

3. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 г. (в ред. ФЗ от 02.03.1999 № 41-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 10.01.2003№ 15ФЗ, от 08.11.2007№257-ФЗ, от 01.12.2007№ 309ФЗ) опубликован в «Собрании законодательства РФ» - 03.12.2007, в «Российской газете» - 05.12.2007.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения п. 1) с изменениями и дополнениями от 19.04.2008 г. Опубликовано в Российской газете 23.04.2008.

6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 с изменениями и дополнениями внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации. (Правила дорожного движения гл. 2 Общие обязанности водителей п. 2.1.1).

7. В ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 24.07.2007N210-ФЗ.

8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 с изменениями и дополнениями внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации. (Правила дорожного движения гл.2 Общие обязанности водителей п. 2.5).

9. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 с изменениями и дополнениями внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации. (Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения п. 11).

10. Федеральный закон Российской Федерации № 116 от 22.06.2007 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» принят ГД ФС РФ от 06.06.2007 опубликован в Российской газете № 164 от 31.07.2007 ; Федеральный закон Российской Федерации № 210 от 24.07.2007 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» принят ГД ФС РФ 06.07.2007 опубликован в российской газете № 164 от 31.07.2007; Федеральный закон Российской Федерации № 120 от 22.07.2005 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» принят ГД ФС РФ 06.07.2005 опубликован в российской газете № 163 от 28.07.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.