Научная статья на тему 'Коллизии зaконодaтельствa при привлечении к aдминистрaтивной ответственности зa несоблюдение требовaний об обязaтельном стрaховaнии грaждaнской ответственности влaдельцев трaнспортных средств'

Коллизии зaконодaтельствa при привлечении к aдминистрaтивной ответственности зa несоблюдение требовaний об обязaтельном стрaховaнии грaждaнской ответственности влaдельцев трaнспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРAХОВAНИЕ / ГРAЖДAНСКAЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / AДМИНИСТРAТИВНAЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРAВОНAРУШЕНИЕ / ТРAНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПОЛИС / CIVIL RESPОNSIBILITY / ADMINISTRATIVE RESPОNSIBILITY / ОFFENCE / PОLICY / INSURANCE / VEHICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степкин Р.М., Кaрaгодин A.В., Михайликов В.Л.

В стaтье рaссмaтривaются проблемные вопросы привлечения к aдминистрaтивной ответственности зa несоблюдение требовaний об обязaтельном стрaховaнии грaждaнской ответственности влaдельцев трaнспортных средств. Основывaясь нa aнaлизе нормaтивных прaвовых aктов и мaтериaлов судебной прaктики по привлечению к aдминистрaтивной ответственности зa несоблюдение требовaний об обязaтельном стрaховaнии грaждaнской ответственности влaдельцев трaнспортных средств, сформулировaны предложения по совершенствовaнию и применению зaконодaтельствa в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степкин Р.М., Кaрaгодин A.В., Михайликов В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGISLATI

The article discusses forensic and procedural aspects of production inquiries on h 1 tbsp. 167 of the criminal code, where the objects of criminal offences is road transport. Provides a number of recommendations for production inquiries on h 1 tbsp. 167 of the criminal code.

Текст научной работы на тему «Коллизии зaконодaтельствa при привлечении к aдминистрaтивной ответственности зa несоблюдение требовaний об обязaтельном стрaховaнии грaждaнской ответственности влaдельцев трaнспортных средств»



коллизии ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ гражданской ОТВЕТСТВЕННОСТИ

владельцев транспортных средств

THE ЬЕШБЬАТЮП ООЬЫБЮПБ БОК BRINGING ТО

administrative КЕБРОПБтШТУ ОБ NОN-ОBSERVАNCE

ОБ DEMANDS АВОиТ ОBLIGАTОRY INSURANCE ОБ CIVIL RESPОNSIBILITY ОБ VEHICLE ОWNERS

УДК 342.9

Р.М. СТЕПКИН,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: Stepkin-RM@list.ru

R.M. STEPKIN,

candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

A.B. КАРАГОДИН,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: karagоdin1975@gmail.cоm

A.V. KARAGODIN,

candidate of jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

В.Л. МИХАЙЛИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: mihailikov.vitalii/@mail.ru

V.L. MIKHAJLIKOV,

candidate of jurisprudence, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Основываясь на анализе нормативных правовых актов и материалов судебной практики по привлечению к административной ответственности за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сформулированы предложения по совершенствованию и применению законодательства в исследуемой сфере.

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

49

Безопасность на транспорте

Ключевые слова: страхование, гражданская ответственность, административная ответственность, правонарушение, транспортное средство, полис.

Abstract: the аг^с1е discusses forensic and procedural aspects of production inquiries on h 1 tbsp. 167 of the crim^l code, where the objects of crim^l offences is road transport. Provides а number of recommendations for production inquiries on h 1 tbsp. 167 of the crim^l code.

Keywords: insurance, civil respоnsibility, administrative respоnsibility, оffence, vehicle, pоlicy.

Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств появился в Российской Федерации 1 июля 2003 г., когда вступил в силу одноименный федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1]. С этого момента в Российской Федерации стало обязательным заключение договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств при возникновении права владения транспортным средством. Административная ответственность за отсутствие полиса обязательного страхования появилась чуть позже - с 1 января 2004 г.

Правилами дорожного движения устанавливается обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом [2].

В пункте 2 статьи 19 федерального закона от 10.12.1995 № 196-Фз «О безопасности дорожного движения» установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности [3].

В пункте 1 статьи 4 федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» указано, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и в соответствии с ним страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причи-

нения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств [1].

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час; транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации; транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования; принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям; транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

50

Безопасность на транспорте

транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования [1].

Лица, нарушившие установленные федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, будут нести административную ответственность по статье 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4] в виде административного штрафа.

Рассмотрев основные положения законодательства о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, разберем действия либо бездействия, которые становятся правонарушением по статье 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По части 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица будут нести ответственность за управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями.

Административная ответственность по части 1 статьи 21.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет наступать за нарушение статьи 16 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусматривающей перечисление в договоре обязательного страхования лиц, которые будут допущены к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования. К примеру, при сезонном использовании транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году, а также при использовании снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году [1].

На сегодняшний день при привлечении к административной ответственности сотрудниками Госавтоинспекции по части 1 статьи

12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникают проблемные вопросы правильности квалификации данного состава правонарушения в связи с противоречиями и несовершенством законодательства в данной сфере, что подтверждает судебная практика.

К примеру, постановлением инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по городу Йошкар-Оле от 7 февраля 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 г., решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2013 г. и Постановлением и.о. председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 г., Самокаев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа. Не согласившись с состоявшимися по делу об административном правонарушении постановлениями, защитник Бахтин А.С., действующий в интересах Самокаева А.С., обратился в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с надзорной жалобой, в которой просил об отмене постановления инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по городу Йошкар-Оле от 7 февраля 2013 г., решения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 г., решения судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2013 г. и Постановления и.о. председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 г., вынесенных в отношении Самокаева А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по указанному делу.

Изучив истребованное дело об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы Бахтина А.С., судья Верховного Суда Российской Федерации находит указанную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

Привлекая Самокаева А.С. к администра-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

51

Безопасность на транспорте

тивной ответственности, инспектор БДПС ГИБДД УМВД России по городу Йошкар-Оле исходил из того, что 7 февраля 2013 года в 00 часов 14 минут возле дома № 17 по улице Кирова в городе Йошкар-Оле Самокаев А.С. управлял транспортным средством - автомобилем марки <...>, государственный регистрационный знак <...>, будучи не вписанным в страховой полис.

На основании изложенного должностное лицо ДПС ГИБДД пришло к выводу о наличии в действиях Самокаева А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем указанные выводы обоснованными признаны быть не могут, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 4 федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Определение понятия «владелец транспортного средства» дано в статье 1 Федерального закона № 40-ФЗ, согласно которой это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданскоправового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения

договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что также вытекает из пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации [2], предусматривающего обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 5 февраля 2013 г. между С. и Самокаевым А.С. заключен договор безвозмездного пользования автомобилем, согласно которому С. передал во временное пользование принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство - автомобиль марки <...>, 1995 года выпуска, государственный регистрационный знак <...>, Самокаеву А.С.

При изложенных обстоятельствах Са-мокаев А.С., являясь в соответствии со статьей 1 федерального закона № 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после возникновения права владения транспортным средством, то есть в данном случае последним днем истечения такого срока являлось 15 февраля 2013 г.

На момент управления Самокаевым А.С. 7 февраля 2013 г. транспортным средством - автомобилем марки <...>, государственный регистрационный знак <...>, находящимся у него во временном владении на основании договора от 5 февраля 2013 года, предусмотренный указанным выше нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало его права управлять таким транспортным средством без соответствующего страхового полиса, и согласуется с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации [2].

Вышеизложенное исключает наличие в действиях Самокаева А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [5].

Как было отмечено, определение понятия «владелец транспортного средства» дано в статье 1 федерального закона № 40-ФЗ, согласно которой это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

52

Безопасность на транспорте

хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное, например, договор безвозмездного пользования) [1]. Договор безвозмездного пользования регламентируется главой 36 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ [6], в которой указано, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Согласно пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы транспортные средства. Пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. Таким образом, неустановление срока договора аренды означает вовсе не вечность пользования имуществом (транспортным средством), а, наоборот, возможность его прекращения в любое время по инициативе любой из сторон. Если в договоре безвозмездного пользования, для которого законом установлен предельный срок, период его действия не определен, он действует до истечения предельного срока при условии, что до этого момента ни одна из сторон не заявит о своем отказе от договора.

Таким образом, договор ссуды вне зависимости от срока требует письменной формы лишь в случаях, когда одной из его сторон является юридическое лицо или когда стоимость предмета ссуды превышает десять тысяч рублей (пункт 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации) [7, с. 544].

Исходя из изложенного, возникает вопрос об эффективности и значимости статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что водитель транспортного средства, получивший право управления по договору безвозмездного пользования транспортным средством, может управлять транспортным средством в течение 10 дней с момента

заключения договора безвозмездного пользования транспортным средством, по истечении данного срока данный договор может быть заново заключен на новый срок.

Таким образом, лица, управляющие транспортным средством по договору безвозмездного пользования, могут на законных основаниях уходить от административной ответственности по части 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с изложенным предлагаем внести в федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следующее изменение: пункт 2 статьи 4 исключить. Данный пункт предусматривает, что при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Данные изменения позволят сотрудникам Госавтоинспекции МВД России более эффективно применять нормы административного законодательства при привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также исключить случаи освобождения от административной ответственности лиц, управляющих транспортными средствами и не вписанных в страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.

При квалификации по части 1 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо учитывать, что в тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи

12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом водитель несет административную ответственность независимо от того,

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

53

Безопасность на транспорте

управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании [8].

Часть 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует.

В данном случае ответственность наступает при нарушении пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», данные положения были описаны выше. Согласно пункту 1 статьи 10 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.

Необходимо отметить, что заключение владельцем транспортного средства договора страхования гражданской ответственности не по обязательной, а по добровольной форме не освобождает от ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [9].

Таким образом, водители, управляющие транспортным средством в период действия договора обязательного страхования, не превышающего одного года, не могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Напомним, что пункт 2 статьи 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает, что при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им, при этом следует отметить,

что владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и по правилам указанной статьи. На наш взгляд, такая ситуация подвергает риску добросовестных страхователей и приводит к нарушению принципов обязательного страхования, таких как: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.04.2002; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную Федеральным законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения [1].

В связи с противоречиями в законодательстве в правоприменительной деятельности сотрудники Госавтоинспекции МВД России и судьи допускают ошибки при привлечении к административной ответственности по ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ.

К примеру, постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Архангельску от 19 июня 2013 года Бекряев Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа. Не согласившись с постановлением должностного лица, Бекряев Р.Р. в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился с жалобой в суд.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 12 сентября 2013 года, оставленным без изменения решением

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

54

Безопасность на транспорте

судьи Архангельского областного суда от 8 октября 2013 года и постановлением председателя Архангельского областного суда от 21 ноября 2013 года, жалоба Бекряева Р.Р. оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Бекряев Р.Р. просит отменить постановления, вынесенные в отношении его по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 13 мая 2013 года между В. и Бекряевым Р.Р. заключен договор купли-продажи автомобиля, согласно которому В. продал принадлежащий ему автомобиль <..>, 2000 года выпуска, государственный регистрационный знак <..>, Бекряеву Р.Р.

При изложенных обстоятельствах Бекряев Р.Р., являясь в соответствии со статьей 1 федерального закона № 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через десять дней после даты возникновения права владения транспортным средством - 13 мая 2013 года.

На момент управления Бекряевым Р.Р. 19 мая 2013 года транспортным средством <...>, государственный регистрационный знак <...>, предусмотренный указанным выше нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истек, что не лишало Бекряева Р.Р. права управлять

таким транспортным средством и исключает наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Архангельску от 19 июня 2013 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 12 сентября 2013 года, решение судьи Архангельского областного суда от 8 октября 2013 года и постановление председателя Архангельского областного суда от 21 ноября 2013 года, вынесенные в отношении Бекряева Р.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи

12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу -прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Бекряева Р.Р. состава административного правонарушения [10].

В целях обеспечения законности сотрудникам полиции, обладающим правом выносить постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также судебным органам, которые вправе рассматривать жалобы на данные постановления, необходимо учитывать решения высших судов при квалификации рассматриваемого состава.

Литература —

1. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 18. Ст. 1720.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» // Российские вести. 1993. № 227.

3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 № 12-АД13-3 «До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса» // КонсультантПлюс.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. № 23; № 24; № 25; № 27.

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, 2010. 992 с.

8. Россинский Б.В., Кузякин Ю.П. Вопросы применения главы 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 1.

9. Никифорова Н.А. Административная ответственность автомобилистов. Подготовлена для системы КонсультантПлюс, 2007 // КонсультантПлюс.

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

55

Безопасность на транспорте

10. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2015 № 1-АД15-1 «О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности» // КонсультантПлюс.

References

1. Federal Act fram 4/25/2002 № 40-FA «АЬои1 оЬПдаШгу insurance оf civil respоnsibility оf vehicle оwners» // The со^с^оп оf Russian legis^^n. 2002. № 18. Item 1720.

2. Regutatbn оf the RF Gоvernment frоm 10/23/1993 № 1090 «Abaut traffic rules» // The Russian vesty. 1993. № 227.

3. Federal Act from 12/10/1995 № 196-fA «Аьо^ traffic safety» // The оf Russian legislatiоn. 1995. № 50 Item 4873.

4. The ^de оf the Russian Federatiоn abоut administrative оffences from 12/30/2001 № 195-FA // The cоNectiоn оf Russian legislatiоn. 2002. № 1 (p.1). Item 1.

5. Regutatbn оf the Supreme ^urt оf the Russian Federatbn frоm 1/21/2014 № 12-AD13-3 “Before the ten-day periоd expiratiоn, given the vehicle оwner fоr including the cоntract abоut insurance оf civil respоnsibility, the driver оf such а vehicle has the right fo drive it with^t the cоrrespоnding pоlicy” // KоnsultantPlus.

6. Civil cоde оf the Russian Federatiоn frоm 1/26/1996 № 14-FA // The Russian newspaper. 1996. № 23, № 24, № 25, № 27.

7. The ^mment fo Civil rade оf the Russian Federatiоn. Part II: educatiоnal and practical ccmment (item by item) / E.N. Abramоva, N.N. Aver^ento, K.M. Arslanоv, etc.; under the ediforship оf A.P. Sergeev. - М: The Prospect, 2010. 992 p.

8. Rossinsky B.V., Kuzyakin Ju.P. The questbns оп applicatiоn оf chapter 12 оf the RF ^de abоut administrative оffences // Laws оf Russia: experience, analysis, practice. 2007. № 1.

9. Nikiforova N.A. Administrative respоnsibility оf drivers. Made fоr the system KоnsultantPlus, 2007 // KоnsultantPlus.

10. Regubtbn оf the Supreme ^urt оf the Russian Federatiоn from 2/10/2015 № 1-AD15-1 ‘^Ьо^ admitting illegal regulatiоn abоut bringing fo the respоnsibility оп p. 2 item 12.37 оf CAO оf the Russian Federatiоn for а failure tо perfоrm оbligatiоn by а vehicle оwner оп insurance оf his/her civil respоnsibility established by Federal Act” // KоnsultantPlus.

(Статья сдана в редакцию 30.03.2015)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.