Научная статья на тему 'Актуальные проблемы регистрации автотранспортных средств в Российской Федерации'

Актуальные проблемы регистрации автотранспортных средств в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1216
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ / АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / REGISTRATION / AUTOMOTOR-VEHICLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сальников Андрей Александрович

Статья посвящена проблеме регистрации сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения автомототранспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of registration of vehicles in the Russian Federation

Article is devoted to a problem of registration by the staff of State inspection for road traffic safety of automotor-vehicles.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы регистрации автотранспортных средств в Российской Федерации»

Сальников А.А. Актуальные проблемы регистрации автотранспортных средств в Российской Федерации

Сальников Андрей Александрович Salnikov Andrey Aleksandrovich

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и процесса Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сапсНсЫе of sciences (law), senior teacher of chair of administrative law and process

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Актуальные проблемы регистрации автотранспортных средств

в Российской Федерации

Topical issues of registration of vehicles in the Russian Federation

Статья посвящена проблеме регистрации сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения автомототранспортных средств.

Ключевые слова: регистрация, автомототранспорт-ные средства.

Article is devoted to a problem of registration by the staff of State inspection for road traffic safety of automotor-vehicles.

Keywords: registration, automotor-vehicles.

С пятнадцатого октября 2013 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» [1]. Данный регламент установил новые требования к качеству оказания государственных услуг. Как отмечает Госавтоин-спекция, данные меры должны привести к существенной экономии временных затрат собственников и владельцев транспорта при совершении регистрационных процедур.

Среди изменений которые произошли в порядке регистрации транспортных средств, можно указать пересмотр сроков оказания госуслуги по регистрации транспортного средства. Новый регламент устанавливает четыре вида регистрационных действий: регистрация транспортного средства; изменение регистрационных данных; прекращение регистрации транспортного средства; снятие с учета транспортного средства. Для их совершения используются девять административных процедур. При этом суммарный срок предоставления государственной услуги теперь не должен превышать 60 минут (ранее — трех часов) с момента приема сотрудником заявления и необходимого комплекта документов.

Следующее нововведение — все регистрационные действия можно совершать в любом регионе по всей стране. Собственники и владельцы транспортных средств теперь смогут предоставлять их для совершения регистрационных действий в любое

регистрационное подразделение Госавтоинспек-ции на территории России по своему выбору. Ранее регистрационные действия в отношении транспортных средств физических лиц осуществлялись в соответствующих подразделениях в пределах субъекта Российской Федерации. Несмотря на это, вполне вероятно, что новый порядок регистрации на первых порах будет применяться не слишком широко. Так, с 15 октября 2013 года он должен действовать не менее чем в одном регистрационном подразделении на территории каждого субъекта Российской Федерации, и только с 1 января 2014 года — не менее чем в половине всех регистрационных подразделений каждого региона.

Стоит иметь в виду, что данные изменения не коснутся порядка уплаты транспортного налога, так как согласно статье 363 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения транспортных средств, которым, в свою очередь, признается место нахождения (жительства) собственника транспортного средства. Кроме того, отныне на регистрацию или изменение регистрационных данных транспортного средства отводится десять суток, а не пять суток после его покупки.

Наконец, с появлением свободы совершения регистрационных действий уходит в прошлое такой институт, как акт осмотра транспортного средства. Прежде его приходилось получать, если автомобиль фактически находился не в том регионе, в котором зарегистрирован. Соответственно для совершения регистрационных действий приходилось брать акт осмотра по месту расположения транспортного средства и затем представлять в подразделение по месту его регистрации. Теперь данная

необходимость отпадает, поскольку все административные процедуры от начала и до конца можно совершить в подразделении Госавтоинспекции по месту нахождения автомобиля.

Далее исключена необходимость снятия транспортного средства с учета в связи с отчуждением. Таким образом, вместо двух процедур (снятия и постановки на учет) теперь будет происходить изменение регистрационных данных на основании заявления нового собственника. Прежде такая модель также могла применяться, но только при условии регистрации нового собственника на территории того же субъекта Российской Федерации, где был зарегистрирован и прежний владелец. Как отмечает Госавтоинспекция, подобная практика стала востребованной, поскольку автовладельцы смогли затрачивать на регистрационные процедуры вдвое меньше времени. В связи с этим и были разработаны и приняты необходимые поправки.

Таким образом, в Регламенте теперь предусмотрено всего два случая, когда транспортное средство необходимо снимать с учета: вывоз за границу на постоянное пребывание и утилизация. Теперь ранее присвоенные регистрационные знаки отныне по умолчанию сохраняются за транспортным средством при его отчуждении. Если же у нового владельца есть желание сменить номер, то он должен обратиться в Госавтоинспекцию с соответствующим заявлением.

Напомним, что ранее сохранение номеров за транспортным средством при продаже было возможно только по волеизъявлению нового собственника и при условии, что он зарегистрирован на территории того же субъекта Российской Федерации, что и прежний владелец. При этом, как и прежде, владелец при продаже транспортного средства сможет подать в Госавтоинспекцию заявление и оставить номер за собой. При этом срок хранения таких регистрационных знаков увеличен с 30 до 180 суток. Транзитные номера теперь выдаются только при снятии транспортного средства с учета для вывоза на постоянное пребывание за границу.

Вместе с тем, нововведенный Регламент не лишен изъянов. «В результате отмены проверки номера двигателя может значительно вырасти число автоугонов, ведь угнанные машины будет проще продать, — заявил гендиректор компании «Подбор авто» Михаил Зотов. — Сейчас 90—95% угнанных автомобилей находят благодаря выявлению перебитых номеров. При этом инспекторы, проводящие такую проверку, боятся ставить свою подпись на экспертизе под страхом уголовной ответственности. Может вырасти число угонов для демонтажа и продажи двигателя, стоимость которого у дорогих автомобилей может достигать 300 тыс. рублей [2].

Другая проблема напрямую связана с новым упрощенным порядком совершения регистрационных действий без участия продавца (предыдущего владельца) автомобиля. Общепринятой практикой стало изготовление договора и внесение записи в ПТС в печатном виде, которые подтверждаются

личной подписью собственника. Установить, действительно ли в договоре и ПТС расписался именно владелец, по новым правилам практически невозможно, так как должностные лица ГИБДД не располагают образцами его подписи, а личное присутствие владельца при перерегистрации автомобиля теперь не требуется. В итоге уже зафиксированы первые случаи, когда родственники или знакомые собственника автомобиля, завладев ПТС без ведома последнего, оформляли договор купли-продажи и перерегистрировали автомобиль на свое имя.

Есть и негативные моменты для тех, кто продает автомобиль. Договор о купле-продаже составляется в любом случае. Продавая авто, мы думаем, что новый владелец перерегистрирует автомобиль в течение дести дней [3]. Но надо признать, что иногда этот период затягивается, покупатель продолжает ездить на новой машине и, если нарушает ПДД, то «письма счастья» приходят бывшему собственнику.

Однако все чаще в мошеннических схемах по изъятию денег у автомобилистов при осуществлении регистрационных действий принимают непосредственное участие и сами работники ГИБДД. И безусловным лидером среди правонарушений является мошенничество с использованием кредитного автомобиля. Чтобы новый обладатель автомобиля не мог его продать, банк оставляет ПТС у себя, однако это не мешает опять же через «своих» сотрудников полиции получить новый ПТС взамен утерянного. Теперь мошенникам остается максимально быстро избавиться от автомобиля, который по прошествии некоторого времени объявят в розыск. Покупатель такого автомобиля рискует остаться без денег и без автомобиля.

Существуют и другие схемы оформления автокредита: по украденному или потерянному паспорту, оформление на бомжей или безработных алкоголиков и т. д. При этом, естественно, меняются схемы оформления кредита, однако результат для конечного покупателя не изменяется. Проверить, не заложен ли в банке понравившийся автомобиль, практически невозможно. Проверка автомобиля по базе ГИБДД тоже ничего не даст, так как в ПТС и прочих документах никаких отметок о наличии кредита не делается.

Вместе с тем, для защиты граждан от мошеннических действий с заложенными автомобилями достаточно введения обязательной государственной регистрации договора залога транспортного средства, а также обязательной записи в ПТС об обременении автомобиля. Повсеместно распространенным явлением стала подпольная торговля «красивыми» номерами. Таковыми считаются номера, которые содержат тождество цифр с датой рождения или счастливое сочетание цифр для автолюбителя, или особый порядок букв, или иногда в таких номерах видится гарантия «особого» отношения сотрудников ДПС. Показательно в данном случае то, что Интернет пестрит рекламой данной тематики, там такие номера называют «блатными»

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 1 (25)

163

Сальников А.А. Актуальные проблемы регистрации автотранспортных средств в Российской Федерации

Сальников А.А. Актуальные проблемы регистрации автотранспортных средств в Российской Федерации

или просто «красивыми» [4]. Однако в официально утвержденных функциях регистрационного подразделения ГИБДД полномочия по предоставлению такой услуги нет. Данное обстоятельство порождает действия заинтересованных лиц, направленные на совершение коррупционных правонарушений. Учитывая, что наше общество находится в условиях рыночной экономики, где спрос порождает предложение, где покупатель готов платить за дополнительные услуги, целесообразно упорядочить и подвергнуть правовому регулированию выдачу «особенных» номеров. Продажу таких государственных номеров целесообразно осуществлять путем электронных продаж (возможно предложение по альтернативному порядку для тех граждан, которые не могут принять участие в электронных продажах).

Такой подход к реализации функции по выдаче регистрационных знаков обеспечит ее прозрачность, тем самым поможет изменить укоренившуюся негативную оценку деятельности Госавтоин-спекции.

Встречаются и иные общественно опасные виды регистрационного мошенничества. Так, инспектор ГИБДД при ОВД по Уренскому району незаконно получал от местных жителей денежные средства при совершении регистрационных действий. С каждого потерпевшего он незаконно брал по 50 рублей якобы в качестве дополнительной платы за бланки.

В Шахтах в 2013 году осудили сотрудника ГИБДД за помощь в регистрации автомобилей. Как выяснилось, он оказывал содействие водителям при регистрации транспортных средств и не прово-

дил необходимые проверки. За это он брал от 3 до 9 тыс. рублей [5].

Изложенное свидетельствует о том, что новые правила регистрации автотранспортных средств не лишены изъянов и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Представляется целесообразным ввести обязательную процедуру регистрации договора залога в органах ГИБДД; ввести специальную процедуру продажи с электронных торгов автотранспортных регистрационных номеров с особенным сочетанием цифр и букв; с целью установления подлинности подписи владельца в предоставляемых на регистрацию документах ввести в карточку учета транспортных средств графу «образец подписи собственника», которая должна содержать ее эталонный вариант.

Примечания

1. Российская газета. 2013. 4 октября.

2. Коммерсантъ. 2011. 23 марта.

3. Коммерсантъ. 2013. 5 октября.

4. URL: http://x-car.narod.ru/blatnie.htm.

5. URL: http://kvu.su/news/incidents/v_shakhtakh_

osudili_sotrudnika_gibdd_za_pomoshch_v_registratsii_avto/

Notes

1. Rossiyskaya gazeta. 2013. October 4.

2. Kommersant. 2011. March 23.

3. Kommersant. 2013. October 5.

4. URL: http://x-car.narod.ru/blatnie.htm.

5. URL: http://kvu.su/news/incidents/v_shakhtakh_os-udili_sotrudnika_gibdd_za_pomoshch_v_registratsii_avto/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.