Научная статья на тему 'Правовые основы осуществления Госавтоинспекцией МВД России надзора за техническим состоянием автомототранспортных средств'

Правовые основы осуществления Госавтоинспекцией МВД России надзора за техническим состоянием автомототранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1218
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
FEDERAL STATE SUPERVISION / ROAD SAFETY / SUPERVISION OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE / THE TECHNICAL CONDITION OF THE CAR / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАДЗОР ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калюжный Юрий Николаевич

Статья посвящена исследованию содержания надзора Госавтоинспекции МВД России за техническим состоянием автомототранспортных средств, отдельным аспектам генезиса осуществления его форм, анализу совокупности нормативных правовых актов и выделению на их основе понятия федерального государственного надзора Госавтоинспекции МВД России за техническим состоянием транспортных средств (технического надзора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калюжный Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE OF MIA OF RUSSIA OF SUPERVISION OF TECHNICAL CONDITION OF VEHICLES

The article is devoted to study oversight of the state traffic Inspectorate of MIA of Russia of the technical condition of vehicles, certain aspects of the Genesis of the implementation forms, the analysis of the complex of normative legal acts and to allocate them on the basis of the concept of Federal state supervision of the state traffic Inspectorate of MIA of Russia for the technical condition of vehicles (technical supervision).

Текст научной работы на тему «Правовые основы осуществления Госавтоинспекцией МВД России надзора за техническим состоянием автомототранспортных средств»

УДК 351.81 ББК 67.99 (2)

© 2017 г. Ю. Н. Калюжный,

начальник кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института

МВД России имени В. В. Лукьянова кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: [email protected]

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ МВД РОССИИ НАДЗОРА ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Статья посвящена исследованию содержания надзора Госавтоинспекции МВД России за техническим состоянием автомототранспортных средств, отдельным аспектам генезиса осуществления его форм, анализу совокупности нормативных правовых актов и выделению на их основе понятия федерального государственного надзора Госавтоинспекции МВД России за техническим состоянием транспортных средств (технического надзора).

Ключевые слова: федеральный государственный надзор, безопасность дорожного движения, надзор Госавтоинспекции, техническое состояние автомобилей.

Yu. N. Kalyuzhny - Head, Department of the Organization of the Traffic Police Activities, Orel Law Institute of the

Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov, PhD in Law, Associate

Professor.

THE LEGAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OFTHE STATE TRAFFIC INSPECTORATE

OF MIA OF RUSSIA OF SUPERVISION OF TECHNICAL CONDITION OF VEHICLES

The article is devoted to study oversight of the state traffic Inspectorate of MIA of Russia of the technical condition of vehicles, certain aspects of the Genesis of the implementation forms, the analysis of the complex of normative legal acts and to allocate them on the basis of the concept of Federal state supervision of the state traffic Inspectorate of MIA of Russia for the technical condition of vehicles (technical supervision).

Key words: Federal state supervision, road safety, supervision of the state traffic Inspectorate, the technical condition of the car.

Безопасность дорожного движения является одним из направлений государственной политики, проводимой Российской Федерации, имеющим важное социальное значение. В комплексе мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, задействовано значительное количество субъектов, представленных государственными и муниципальными органами, общественными организациями, экспертным сообществом, гражданами.

Обеспечение безопасности дорожного движения реализуется по направлениям, из которых одним из важнейших является надзор за техническим состоянием автомото-транспортных средств, осуществляющих движение по автомобильным дорогам общего пользования.

Отечественные исследователи разрабатывают понятие, особенности и отличительные признаки правовых категорий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения в правовой науке [12, с. 902-909]. Вместе с тем административно-правовые вопро-

сы современного осуществления Госавтоинспекцией МВД России надзора за техническим состоянием автомототранспортных средств не были включены в предмет системного научного знания.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, является Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», устанавливающий требования:

- к порядку производства и сбыта транспортных средств, их составляющих частей, в том числе и запасных частей, элементов дополнительного оборудования;

- эксплуатационному состоянию автомобилей;

- техническому осмотру транспортных средств;

- техническому обслуживанию автомото-транспортных средств и его ремонту;

- индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, задействованным в пра-

воотношениях, связанных с эксплуатацией автомобилей [2].

Несмотря на участие в указанных правоотношениях субъектов обеспечения безопасности дорожного движения, не находящихся в подчинении друг у друга, и тем самым являющихся относительно самостоятельными и независимыми (Минтранс России, МВД России, Росстандарт, профессиональное объединение страховщиков и др.), федеральный государственный надзор в области дорожного движения осуществляет МВД России и его структурные подразделения [6].

Целевое назначение федерального государственного надзора, осуществляемого МВД России, применительно к исследуемой области (его предмету) состоит в предупреждении, выявлении или же пресечении нарушений положений нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения участниками гражданских правоотношений (гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами), использующими транспортные средства, предоставляющими услуги, а также выполняющими отдельные работы по ремонту и техническому обслуживанию автомототранс-портных средств.

Кроме того, представляется возможным выделить предметное назначение деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в рассматриваемой области и отнести к нему:

- организацию и осуществление проверок поднадзорных лиц;

- принятие установленных нормативными правовыми актами мер по недопущению либо устранению последствий выявленных нарушений;

- периодическое и системное наблюдение за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в рассматриваемом аспекте;

- анализа и выстроенного на его основе прогнозирования порядка исполнения и соблюдения обязательных требований поднадзорными субъектами;

- надзор за организацией и обеспечением перевозок пассажиров и грузов [6].

Министерство внутренних дел РФ в лице подразделений Госавтоинспекции МВД России осуществляет федеральный государственный надзор в сфере обеспечения безопасно-

сти дорожного движения [3], в том числе и надзор за техническим состоянием автомото-транспортных средств.

В соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации, устанавливающими Правила разработки и утверждения административных регламентов, определяется порядок исполнения соответствующими федеральными органами исполнительной власти государственных функций либо предоставление государственных услуг [5]. Вместе с тем регулятор правоотношений, связанных с надзором за техническим состоянием транспортных средств - МВД России, утвердил административный регламент исключительно исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в исследуемых правоотношениях [9] (далее - Административный регламент).

Анализ положений Административного регламента позволяет установить, что формы федерального государственного надзора за техническим состоянием автомототранспортных средств, изложенные в нем, близко отражают смысловое содержание рассматриваемой деятельности, указанной в Положении о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения [6].

Вместе с тем изучение схожего предмета Административного регламента (в сравнении с указанным положением) позволяет выделить классификацию поднадзорных субъектов, подразделяющихся на участников дорожного движения, которыми являются граждане, и субъектов транспортной деятельности, представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Таким образом, федеральному надзору Госавтоинспекции подлежит деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сопряженная с эксплуатацией ав-томототранспортных средств, а также деятельность, выраженная в предоставлении услуг по техническому осмотру и ремонту автомобилей.

В общем виде формы реализации федерального государственного надзора за техническим состоянием транспортных средств направлены на исполнение обязанностей, возложенных на Госавтоинспекцию, связанных с обеспечением надзора по исполнению законодательства, определяющего требования к техническому состоянию и конструкции эксплуати-

руемых транспортных средств (к изменениям в конструкции), прицепов к ним и их составных частей, допущенных подразделениями ГИБДД к участию в дорожном движении; к перевозкам пассажиров, а также тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов в рамках предоставленных им полномочий.

Несомненно, основной спектр функциональных обязанностей Госавтоинспекции МВД России в вопросах осуществления федерального государственного надзора за техническим состоянием автомототранспортных средств находит свое отражение в плоскости надзора за порядком соблюдения императивных норм индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами посредством плановых и внеплановых проверок, то есть за компетенцией тех субъектов транспортной деятельности, которые в случае системного нарушения обязательных предписаний ставят под угрозу безопасность неопределенного, а не персонального круга лиц.

Ретроспективный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих надзорную деятельность подразделений Госавтоинспекции за техническим состоянием автомо-тотранспортных средств [7], позволяет установить, что формы надзора Госавтоинспекции трансформировались, изменились применительно к современному состоянию законодательства, а некоторые из них даже исчерпали себя. Так, ранее подразделениям центрального аппарата Госавтоинспекции с привлечением подчиненных подразделений были свойственны контрольно-надзорные полномочия за состоянием (конструкцией) автомототранспортных средств при их изготовлении (производстве), а также при сертификации, но теперь указанные полномочия осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Рос-стандарт).

Подразделениями ГИБДД территориальных органов МВД России также осуществлялись контрольно-надзорные полномочия в отношении технического состояния автомобилей при выдаче их изготовителям бланков паспортов транспортных средств, но данная форма надзора фактически исчерпала себя, а с 1 июля 2017 года вводится система электронных паспортов автомототранспортных средств [1].

Более того, Госавтоинспекцией МВД России проводился государственный техниче-

ский осмотр транспортных средств. Для этого у подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России имелась соответствующая материально-техническая база, позволяющая ей выполнять контрольно-надзорные полномочия за состоянием, конструкцией транспортных средств и внесением в нее изменений.

Справедливо отмечает С. Н. Тесля, указывая, что передача полномочий по проведению технического осмотра автотранспорта в ведение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отодвинула интересы государства, связанные с контролем качества выполнения услуг и технического состояния автотранспорта на второй план в угоду коммерческому уклону [14]. Прошло более десяти лет, но актуальность данной проблемы не исчерпала себя.

Госавтоинспекция осуществляла реализацию такой формы надзора, как обеспечение соблюдения требований законодательства при осуществлении специальных разрешительных функций, которая выражалась в дозволении устанавливать (оборудовать) на автомобили специальные световые и звуковые сигналы и специализированные (особые) государственные регистрационные знаки, а также допуск к перевозке опасных грузов автомобилей и выдачу соответствующих свидетельств. В современных правоотношениях Федеральная служба по надзору в сфере транспорта выполняет указанные разрешительные функции, связанные с перевозкой опасных грузов [4], а Госавтоинспекция осуществляет исключительно надзорные полномочия. Несмотря на то, что в компетенцию ГИБДД МВД России по-прежнему входит осуществление разрешительных полномочий, связанных с установкой специальных сигналов [3], в Административном регламенте данная функция не нашла своего отражения.

Таким образом, необходимо отметить, что Госавтоинспекция МВД России постепенно теряет часть широкого спектра своих функциональных обязанностей и полномочий, что наглядно показывает анализ нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в деятельности по надзору за техническим состоянием автомототранспортных средств. Госавтоинспекция в современной системе обеспечения безопасности дорожного движения не является тем монопольным субъектом конца XX века, который, безуслов-

но, доминировал в вопросах контроля и надзора за соблюдением требований нормативных правовых актов в рассматриваемых правоотношениях. Прослеживается устойчивое формирование тенденции, связанной с постепенным избавлением Госавтоинспекции от несвойственных ей, порой избыточных функций, что является следствием проведения административной реформы МВД России.

Вопросы надзорных полномочий ГИБДД МВД России за техническим состоянием ав-томототранспортных средств представляют научный интерес и с учетом современных подходов к использованию понятийного аппарата в исследуемой области. Административный регламент не использует термин «технический надзор» Госавтоинспекции, хотя ранее действовавший ведомственный правовой акт в самом названии выделял таковой [7]. Утверждать о неприменимости термина «технический надзор» Госавтоинспекции к ее деятельности по осуществлению федерального государственного надзора за техническим состоянием автомототранспортных средств представляется неоправданным, так как отдельные правовые акты, регламентирующие полномочия сотрудников Госавтоинспекции, используют термин «технический надзор» [8].

К тому же анализ Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения [6], Административного регламента позволяет выявить в числе субъектов, осуществляющих федеральный государственный надзор за техническим состоянием автомототранспортных средств, помимо должностных лиц Госавтоинспекции участковых уполномоченных полиции, что отчасти объясняет используемую терминологию, но не исключает возможность использования данной терминологии в отношении рассматриваемых правоотношений.

Федеральный государственный надзор за техническим состоянием транспортных средств, осуществляемый Госавтоинспекцией МВД России, обладает определенными признаками, которые можно выделить на основе анализа нормативных правовых актов, научной и специальной литературы, а именно:

- представляет собой отдельный вид государственного управления деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения;

- осуществляется уполномоченным государственным органом - Госавтоинспекцией МВД России;

- осуществляется в отношении не находящихся в подчинении Госавтоинспекции индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, должностных лиц и граждан;

- представляет собой мониторинг соблюдения требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предоставлением услуг, а также выполнением отдельных работ по ремонту и техническому обслуживанию авто-мототранспортных средств;

- реализуется с использованием совокупности мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления или же пресечения нарушений требований правовых актов, восстановления установленного механизма функционирования правоотношений.

Необходимо отметить, что федеральный государственный надзор за техническим состоянием транспортных средств осуществляется преимущественно административно-правовыми средствами и обладает всеми признаками административного надзора, исследованию понятия которого в науке уделено пристальное внимание. Несмотря на вариативность понятия административного надзора, большинство ученых едины во мнении о том, что надзор представляет собой особую разновидность государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами в отношении не находящихся в их подчинении субъектов по соблюдению последними нормативных правовых актов с использованием мер административного принуждения, пресечения и наказания [10; 11; 13].

Соответственно, осуществление надзора за техническим состоянием автомототранс-портных средств является составной частью административного надзора и соотносится с ним, как частное с общим.

Таким образом, изложенное позволяет сформулировать понятие федерального государственного надзора Госавтоинспекции МВД России за техническим состоянием транспортных средств (технического надзора), который представляет собой отдельный вид государственного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществляемый ГИБДД МВД России в от-

ношении неперсонифицированного, не находящихся в их подчинении круга лиц (граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предоставлением услуг, а также выполнением отдельных работ

по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, реализуемый с использованием совокупности мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления или же пресечения нарушений требований общеобязательных правовых актов, восстановления механизма функционирования правоотношений.

Литература

Bibliography

1. Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сент. 2015 г. № 122. URL: http://www.consultant.ru

2. О безопасности дорожного движения: Федер. закон Рос. Федерации от 10 дек. 1995 г. № 196-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru

3. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения: Указ Президента Рос. Федерации от 15 июля 1998 г. № 711. URL: http://www.consultant.ru

4. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта: постановление Правительства Рос. Федерации от 30.07.2004 № 398. URL: http:// www.consultant.ru

5. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг: постановление Правительства Рос. Федерации от 16 мая 2011 г. № 373. URL: http:// www.consultant.ru

6. О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения: постановление Правительства Рос. Федерации от 19 авг. 2013 г. № 716. URL: http:// www.consultant.ru

7. Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору: приказ МВД России от

1. On approval of the Procedure of functioning of systems of electronic passports of vehicles (passports of the electronic chassis of vehicles) and electronic passports of self-propelled vehicles and other equipment: decision of Board of Eurasian economic Commission dated 22 September 2015 № 122. URL: http://www.consultant.ru

2. On road safety: Federal Law of the Russian Federation from December 10, 1995 № 196-FL. URL: http://www.consultant.ru

3. About additional measures for ensuring road traffic safety: decree of the President of the Russian Federation of July 15, 1998 № 711. URL: http:// www.consultant.ru

4. On approval of the Regulations on the Federal service on supervision in transport sphere: resolution of the Government of the Russian Federation from 30.07.2004 № 398. URL: http://www.consultant.ru

5. About development and approval of administrative regulations of execution of the state functions and administrative regulations of rendering state services: resolution of the Government of the Russian Federation from may, 16th, 2011 № 373. URL: http:// www.consultant.ru

6. About the Federal state supervision in the field of road safety: resolution of the Government of the Russian Federation of19 August 2013 № 716. URL: http://www.consultant.ru

7. About the statement of normative legal acts regulating the activities of the State inspection of safety of traffic of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation on technical supervision: order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 7 December 2000 № 1240. URL: http:// www.consultant.ru. The document was repealed in connection with the publication of the Ministry of internal Affairs order 22.12.2014 № 1123 «On recognition as invalid the normative legal acts of the

7 дек. 2000 г. № 1240. URL: http://www.consultant.ruMIA of Russia and of certain provisions of norma-Док. утратил силу в связи с изд. приказа МВД tive legal acts of the MIA of Russia». России от 22.12.2014 № 1123 «О признании 8. About powers of officials of the interior Minis-утратившими силу нормативных правовых try of Russia on drawing up protocols on administra-

актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России».

8. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403. URL: http:// www.consultant.ru

9. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомо-тотранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов: приказ МВД России от 14 нояб. 2016 г. № 727. URL: http://www.consultant.ru

10. Административное право: учеб. / под ред. Л. Л. Попова. М., 2002.

11. Административное право: учеб. / под общ. ред. А. И. Каплунова. М., 2011.

12. Калюжный Ю. Н. Теоретико-правовые подходы к определению принципов обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Адм. и муницип. право. 2016. № 11.

13. Кураков Д. В. Административный надзор в деятельности полиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2012.

14. Тесля С. Н. Правовой и организационный аспекты осуществления органами внутренних дел надзора за техническим состоянием автомототранспортных средств: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

tive offences and to administrative detention: order of the Ministry of internal Affairs of Russia from may 5, 2012 № 403. URL: http://www.consultant.ru

9. On approval of Administrative regulations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation of execution of the state function on implementation of Federal state supervision in the field of road safety regarding carrying out activity on operation of vehicles, carrying out works and rendering services for the maintenance and repair of vehicles by legal entities and individual entrepreneurs and citizens - participants of traffic of requirements of the legislation of the Russian Federation, rules, standards, technical regulations and other normative documents in the field of ensuring road traffic safety to the design and technical condition in operation of motor vehicles and subjects of their additional equipment, construction modifications, transport of passengers and cargo: Ministry of internal Affairs order of 14 November 2016 № 727. URL: http://www. consultant.ru

10. Administrative law: textbook / ed. by L. L. Popov. Moscow, 2002.

11. Administrative law: textbook / ed. by A. I. Kap-lunova. Moscow, 2011.

12. Kalyuzhnyi Yu. N. Theoretical and legal approaches to the definition of the principles of ensuring road safety in the Russian Federation // Administrative and municipal law. 2016. № 11.

13. Kurakov D. V. Administrative oversight of policing: abstract of dis. ... PhD in Law. Orel, 2012.

14. Teslya S. N. Legal and institutional aspects of the implementation by the bodies of internal Affairs of supervision of technical condition of motor vehicles: abstract of dis. ... PhD in Law. Moscow, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.